рефераты и курсовые бесплатно >>> психология

 

Социальный бихевиоризм

 

Социальный бихевиоризм

не считая процесса обучения, бихевиористы изучали и социализацию детей, приобретение ими общественного опыта и норм поведения того круга, к которому они принадлежат.

Американский ученый Джордж Мид (1863-1931), работавший в Чикагском институте, попытался учитывать своеобразие обусловленности человеческого поведения в собственной концепции, названной социальным бихевиоризмом.

Исследования этапов вхождения дитя в мир взрослых привели Д. Мида к мысли о том, что личность дитя формируется в процессе его взаимодействия с другими. При этом в общении с различными людьми ребенок играется различные "роли". таковым образом, его личность является как бы объединением раз личных ролей, которые он на себя воспринимает. Огромное значение как в формировании, так и в осознании этих ролей имеет игра, в которой дети в первый раз обучаются воспринимать на себя разные роли и соблюдать определенные правила.

Теория Мида именуется также и теорией ожидания, так как, по его мнению, дети проигрывают свои роли в зависимости от ожиданий взрослого. Конкретно в зависимости от ожиданий и от прошедшего опыта (наблюдения за родителями, знакомыми) дети по-различному играются одни и те же роли. Так, роль ученика ребенок, от которого родители ждут лишь хороших отметок, играется по-другому, чем ребенок, которого "сдали" в школу лишь по тому, что это нужно и чтоб он хотя бы полдня не путался дома под ногами.

Мид различает игры сюжетные и игры с правилами. Сюжетные игры учат детей воспринимать и играться разные роли, изменять их по ходу игры, как это позже придется делать в жизни. До начала этих игр дети знают лишь одну роль – дитя в собственной семье. Сейчас они обучаются быть и матерью, и летчиком, и поваром, и учеником. Игры с правилами помогают детям развивать произвольность по ведения, овладевать теми нормами, которые приняты в обществе, так как в этих играх существует, как пишет МИД, "обобщенный другой", т.Е. Правило, которое дети обязаны делать. Понятие "обобщенный другой" было введено Милом для то го, чтоб объяснить, почему дети выполняют правила в игре, но не могут еще их выполнить в настоящей жизни. C его точки зрения, в игре правило является как бы еще одним обобщенным партнером, который со стороны смотрит за деятельностью детей, не позволяя им отклониться от нормы.

Большой энтузиазм представляют и исследования асоциального (агрессивного) и просоциального поведения, предпринятые психологами этого направления. Так, Д.Доллард разработал теорию фрустрации (фрустрация – дезорганизация поведения, вызванная невыполнимостью справиться с трудностями). Теория Долларда утверждает, что сдерживание слабых проявлений злости (которые явились результатом прошедших фрустраций) может привести к их сложению и сделать совсем мощную злость. Согласно этому мнению, может быть, что все фрустрации, которые переживаются в детском возрасте, могут привести к злости в зрелом возрасте. В настоящее время это обширно распространенное мировоззрение считается спорным. (Тем более, что ряд исследователей обосновывают невозможность воспитания и развития детей без каких-или фрустрационных ситуаций. Так, подсчитано, что раз в день каждый ребенок до школьного возраста переживает около 90 фрустрационных ситуаций в семье и в детском саду, но лишь маленькое число этих фрустраций могут привести к агрессивному поведению.)

огромное значение имеют и работы Ф.Петермана, А.Бандуры и остальных ученых, посвященные коррекции отклоняющегося поведения.

Исследования процесса социализации детей привели бихевиористов и к открытию таковых принципиальных феноменов, как конформизм и негативизм. Нужно отметить, что исследования ученых данной школы открыли многие законы и механизмы обучения и тем самым способствовали оптимизации процесса обучения и воспитания детей.

перечень литературы

М.Г.Ярошевский. Социальный бихевиоризм


 
Еще рефераты и курсовые из раздела
Методика проведения общественных выступлений сотрудниками ОВД
Калининградский юридический институт МВД России Контрольная работа по предмету “ Педагогика и психология в деятельности служащих ОВД ” тема: “Методика подготовки и проведения...

Лидерство в новенькую эру
Лидерство в новенькую эру Китайский философ Лао Цзы писал: "фаворит действует наилучшим образом тогда, когда люди чуть сознают, что он существует... Когда... Работа будет...

Анализ ситуации
1.заглавие работы «Ожидание результатов деятельности». действия, происходящие на картинке, происходят на премьере картины «Народ против Ларри Флинта». На первом плане...

Анализ работы А.Н.Леонтьева “Формирование личности”
План: 1. Развитие связей ребёнка с окружающим миром. 3 2. Деятельность субъекта как база личности. _4 3. Процесс развития личности. _6 4. Осознание себя как...

Законы убеждения в примерах
Законы убеждения в примерах Для того чтоб лучше понять процесс убеждения и влияния на остальных людей, предлагаем вам разобрать главные понятия, либо принципы убеждения. Их...