рефераты и курсовые бесплатно >>> психология

 

Социальный бихевиоризм

 

Социальный бихевиоризм

не считая процесса обучения, бихевиористы изучали и социализацию детей, приобретение ими общественного опыта и норм поведения того круга, к которому они принадлежат.

Американский ученый Джордж Мид (1863-1931), работавший в Чикагском институте, попытался учитывать своеобразие обусловленности человеческого поведения в собственной концепции, названной социальным бихевиоризмом.

Исследования этапов вхождения дитя в мир взрослых привели Д. Мида к мысли о том, что личность дитя формируется в процессе его взаимодействия с другими. При этом в общении с различными людьми ребенок играется различные "роли". таковым образом, его личность является как бы объединением раз личных ролей, которые он на себя воспринимает. Огромное значение как в формировании, так и в осознании этих ролей имеет игра, в которой дети в первый раз обучаются воспринимать на себя разные роли и соблюдать определенные правила.

Теория Мида именуется также и теорией ожидания, так как, по его мнению, дети проигрывают свои роли в зависимости от ожиданий взрослого. Конкретно в зависимости от ожиданий и от прошедшего опыта (наблюдения за родителями, знакомыми) дети по-различному играются одни и те же роли. Так, роль ученика ребенок, от которого родители ждут лишь хороших отметок, играется по-другому, чем ребенок, которого "сдали" в школу лишь по тому, что это нужно и чтоб он хотя бы полдня не путался дома под ногами.

Мид различает игры сюжетные и игры с правилами. Сюжетные игры учат детей воспринимать и играться разные роли, изменять их по ходу игры, как это позже придется делать в жизни. До начала этих игр дети знают лишь одну роль – дитя в собственной семье. Сейчас они обучаются быть и матерью, и летчиком, и поваром, и учеником. Игры с правилами помогают детям развивать произвольность по ведения, овладевать теми нормами, которые приняты в обществе, так как в этих играх существует, как пишет МИД, "обобщенный другой", т.Е. Правило, которое дети обязаны делать. Понятие "обобщенный другой" было введено Милом для то го, чтоб объяснить, почему дети выполняют правила в игре, но не могут еще их выполнить в настоящей жизни. C его точки зрения, в игре правило является как бы еще одним обобщенным партнером, который со стороны смотрит за деятельностью детей, не позволяя им отклониться от нормы.

Большой энтузиазм представляют и исследования асоциального (агрессивного) и просоциального поведения, предпринятые психологами этого направления. Так, Д.Доллард разработал теорию фрустрации (фрустрация – дезорганизация поведения, вызванная невыполнимостью справиться с трудностями). Теория Долларда утверждает, что сдерживание слабых проявлений злости (которые явились результатом прошедших фрустраций) может привести к их сложению и сделать совсем мощную злость. Согласно этому мнению, может быть, что все фрустрации, которые переживаются в детском возрасте, могут привести к злости в зрелом возрасте. В настоящее время это обширно распространенное мировоззрение считается спорным. (Тем более, что ряд исследователей обосновывают невозможность воспитания и развития детей без каких-или фрустрационных ситуаций. Так, подсчитано, что раз в день каждый ребенок до школьного возраста переживает около 90 фрустрационных ситуаций в семье и в детском саду, но лишь маленькое число этих фрустраций могут привести к агрессивному поведению.)

огромное значение имеют и работы Ф.Петермана, А.Бандуры и остальных ученых, посвященные коррекции отклоняющегося поведения.

Исследования процесса социализации детей привели бихевиористов и к открытию таковых принципиальных феноменов, как конформизм и негативизм. Нужно отметить, что исследования ученых данной школы открыли многие законы и механизмы обучения и тем самым способствовали оптимизации процесса обучения и воспитания детей.

перечень литературы

М.Г.Ярошевский. Социальный бихевиоризм


 
Еще рефераты и курсовые из раздела
Конфликты: их классификация и предпосылки возникновения
Конфликты: их классификация и предпосылки возникновения      КОНФЛИКТ (от лат. conflictus — столкновение) — столкновение про­тивоположно направленных целей, интересов, позиций,...

Знание и понимание
Знание и понимание Мы привыкли к тому, что знание ориентировано на мир, а понимание на текст, мысль. В этом случае их тяжело связать друг с другом. Но в рамках феноменологической ...

Базы экономической психологии - билеты за 1 семестр 2001 года
примерный список экзаменационных вопросов базы ЭКОНОМИчЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ 1. Экономическая психология: сущность, предмет и задачки. 1. черта восприятия людьми страны. ...

Конформизм и нонконформизм
Эссе на тему «Конформизм и нонконформизм»Конформизм – изменение поведения либо убеждения в ответ на реальное либо групповое убеждение.Явление конформизма связано с группой. С...

Психология
посреди разных учебных дисциплин, изучаемых в первом семестре студентами юридического факультета Поморского государственного института им.М.В.Ломоносова, психология и педагогика...