рефераты и курсовые бесплатно >>> история

 

План Маршалла

 

ПЛАН

Введение .

1. ЭКОНОМИКА государств ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

2. РОСТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МОГУЩЕСТВА США

3. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГЕРМАНИИ .

4. РАЗРАБОТКА “ПЛАНА МАРШАЛЛА”

5. РЕАЛИЗАЦИЯ “ ПЛАНА МАРШАЛЛА” В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ .

6. “ПЛАН МАРШАЛЛА” - ПЛАН ВОССТАНОВЛЕНИЯ либо ВОЕННЫЙ ПЛАН ?

7. Заключение .

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ перечень .

ВВЕДЕНИЕ

неувязка, которая дала начальный импульс экономической науке, той “тайной”, что пленяла Адама Смита так же, как хоть какого современного экономиста, является неувязка рыночного обмена. В экономической вселенной находится чувство порядка, и этот порядок не навязан сверху, а каким-то образом является результатом обменных сделок меж отдельными лицами, причем любая из сторон стремится очень увеличить свою свою выгоду. Таковым образом, история экономической мысли - не что другое, как история наших попыток понять действие экономики, основанной на рыночных операциях. Но хотя общепринятое учение постоянно было связано с анализом рыночных систем, структура этих систем со временем существенно изменялась, и, чтоб пролить свет на эти конфигурации, каждое поколение использовало разные концепции и способы анализа.

Экономическая история связана со многими публичными науками, и до этого всего со глобальной историей. Люди в собственной повседневной борьбе за благополучие приспосабливаются к условиям, в которых эта борьба происходит, а разные политические действия в свою очередь затрагивают их личные интересы. Многие страны ищут путь к более высокому уровню жизни и знание экономической истории очень принципиально, поскольку дозволяет из массы вариантов уже имеющегося в мире опыта выбрать адекватную конкретным условиям модель развития, очень сократив неизбежные издержки и ослабив социальную напряженность.

сегодняшнее состояние экономики сравнивают с кризисной ситуацией в Западной Европе после окончания второй мировой войны. Отсюда и энтузиазм к послевоенному экономическому возрождение западноевропейских государств, достигнутому в сотрудничестве с США, воплощенном в известном “плане Маршалла” , условия которого были приняты правительствами 16 европейских государств: Англии, Франции, Италии, Швеции, Норвегии, Дании, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, Австрии, Ирландии, Исландии, Греции, Швейцарии, Турции, Португалии, также распространен на Западную Германию и Триест[1] . Послевоенный опыт Западной Европы заслуживает внимания как с позиций восстановления хозяйства, оздоровления денег и средств, налаживания экономического сотрудничества государств, так и с точки зрения стратегии промышленного развития, обеспечившей создание материальных предпосылок для массивного технологического прогресса в разных сферах производства.

1. ЭКОНОМИКА государств ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

В ХХ в. На развитие экономики ведущих капиталистических государств оказали огромное влияние два глобальных действия - первая и вторая мировые войны. Послевоенная экономика даже ведущих государств Западной Европы была в критическом состоянии.

АНГЛИЯ. Замедление темпов экономического развития Англии началось после первой мировой войны. В 20-е годы английское хозяйство развивалось неравномерно. Сравнимо скоро росло создание в новейших отраслях индустрии, в которых более скоро шли процессы технической реконструкции компаний, увеличение их энерговооруженности, широкой механизации, электрификации и химизации производственных действий. Старые отрасли английской промышленности переживали застой. Сократились добыча угля, выплавка чугуна, создание английской текстильной индустрии. Компании темной металлургии были загружены только наполовину. Происходил процесс свертывания сельскохозяйственного производства. По темпам развития британская экономика отставала от ведущих капиталистических держав.

Вторая глобальная война вызвала дальнейшее ослабление экономических и политических позиций Великобритании. В целом за годы второй мировой войны она растеряла около 25% государственного богатства страны. Оборудование британских компаний за годы войны износилось, технический прогресс замедлился. Война привела к усилению зависимости Великобритании от США, которые в период войны направляли своему союзнику огромные поставки вооружения и продовольствия на условиях ленд-лиза[2], не считая того пришлось уменьшить, а в неких направлениях и полностью прервать свои внешнеэкономические связи со странами, куда все больше внедрялся капитал США. В 1947 году в стане наступил острый денежный кризис, и правительство вынуждено было пойти на сокращение импорта продовольствия, что привело к резкому подорожанию товаров питания. Выход из сложной экономической ситуации правительство Англии видело в присоединении к “плану Маршалла”.

ФРАНЦИЯ. Политика, проводимая правящими кругами Франции во второй половине 30-х годов, привела страну к военной катастрофе. В июне 1940 года Франция капитулировала и её экономика была поставлена на службу фашистской Германии. Война и четырехлетняя оккупация нанесли Франции значимый вред. Практически на 70% сократилось промышленное создание, его структура была архаичной, долгое время не обновлялся машинный парк. Вдвое по сравнению с 1938 годом уменьшилась продукция сельского хозяйства. Окончание войны поставило Францию перед сложнейшими задачками, главной из которых была ликвидация экономической разрухи. Но ни у правительства, ни посреди предпринемательских кругов не было единства мнений относительно политики в финансово-экономической области. Так, министр экономики радикал П. Мендес-Франс предлагал с целью предотвращения инфляции заморозить заработную плату и цены, а также сразу перекрыть банковские счета и приступить к принудительному обмену банкнот. Министр денег Р. Плевен разработал проект, основой которого являлся выпуск крупного внутреннего займа, призванного спасти военные прибыли. Коммунисты, у которых были сильнейшие позиции ввиду их активного роли в движении Сопротивления, важнейшими задачками считали проведение национализации и создание системы социальной защиты населения. Вокруг трудности национализации развернулась острая политическая борьба, которая закончилась компромиссом. Как и в остальных капиталистических странах, национализация во Франции не коснулась всех главных отраслей индустрии и не меняла существа капиталистической экономики. По своему экономическому содержанию она означала переход от частной принадлежности к государственно-монополистической, представляя собой большой шаг в развитии государственно-монополистического капитализма. Потребности восстановления экономики привели к тому, что крупная часть капиталовложений стала направляться в индустрия. Это позволило ускорить темпы промышленного производства страны и летом 1947 года достигнуть его довоенного уровня ( в сельском хозяйстве этот уровень был превзойден в 1950 году). В мае 1947 года под предлогом голосования министров-коммунистов против доверия правительству они были удалены из состава правительственной коалиции. Процесс национализации был приостановлен, и 28 июня 1948г. В Париже было подписано соглашение об экономическом сотрудничестве меж Францией и Соединенными Штатами Америки, ознаменовавшее собой начало деяния во Франции “плана Маршалла”.

ИТАЛИЯ. Италия вступила во 2-ю мировую войну на стороне Гитлеровской Германии. Это развитая индустриально-аграрная страна, по уровню развития относится к странам высокоразвитого капитализма. Важнейшие отрасли индустрии соединены с военным созданием. В 1948 году была включены в систему “плана Маршалла”.

ШВЕЦИЯ. Швеция индустирально-аграрная страна, ведущими являются горнодобывающая , машиностроительная, металлообрабатывающая, электротехническая и химическая индустрия. Значимая часть промышленных продуктов идет на экспорт. В сельском хозяйстве мясо-молочное животноводство преобладает над земледелием. Во время второй мировой войны Швеция объявила нейтралитет, который, но, нарушался в пользу гитлеровской коалиции. В послевоенные годы держится политики “свободы от союзов”.

НОРВЕГИЯ. Установление независимости Норвегии в 1905 году благоприятствовало экономическому подъему. Во время 2-й мировой войны Норвегия была захвачена гитлеровской Германией.

ДАНИЯ. Аграрно-индустриальная страна с интенсивным сельским хозяйством. Индустрия Дании носит ярко выраженный обрабатывающий характер. В 1940 году была оккупирована гитлеровской Германией.

БЕЛЬГИЯ. К концу 19 в. Бельгия была развитой капиталистической государством, с крупной индустрией и интенсивным сельским хозяйством. Во время второй мировой войны была захвачена Германией.

АВСТРИЯ. Семь лет (1938-1945) Австрия находилась под властью фашистской Германии. Вся экономика страны была подчинена военным нуждам Германии, золотой запас Австрии был вывезен в Берлин. Основная роль в экономике страны принадлежала крупным монополиям. В1943 году министры иностранных дел СССР, США и Великобритании подписали декларацию об Австрии, заявив о желании созидать её восстановленной, свободной и независящей. В 1948 году при активном содействии США, Англии и Франции было подписано соглашение об участии Австрии в “плане Маршалла”.

ГРЕЦИЯ. Греция в большей степени аграрная страна с относительно развитой индустрией. Во время второй мировой войны было оккупирована Германией.

ШВЕЙЦАРИЯ. Страна высокого уровня развития, в экономике основная роль принадлежит индустрии. С конца 19 в. В ней утвердилось господство денежного капитала. Во второй мировой войне объявила нейтралитет.

ПОРТУГАЛИЯ. Аграрная страна, более отсталая из всех государств Европы. Во второй мировой войне помогала фашистскому блоку.

ТУРЦИЯ. Слабо развития аграрная страна. Накануне 2-й мировой войны огромное влияние на экономику и политику Турции оказывала Германия. Во время войны она снабжала Германию стратегическим сырьем.

таковым образом, после 2-й мировой войны экономика государств Западной Европы оказалась в очень сложном положении.

2. РОСТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МОГУЩЕСТВА США

Первая глобальная война стимулировала экономическое развитие Соединенных штатов Америки. Они оказались в эти годы в необычайно благоприятном положении. Военные деяния совсем не затронули Американский континент, и поэтому страна не испытывала того массового разрушения производительных сил, которое изо дня в день совершалось в Европе. Соединенные Штаты удачно употребляли действия в Европе для собственного обогащения. Они выступили в роли главенствующего поставщика военных материалов, продовольствия и сырья воюющим государствам.

иным важнейшим итогом первой мировой войны стало изменение интернационального статуса США : они превратились в основного кредитора европейских стран, предоставляя им большие займы на военные нужды. В итоге войны Соединенные Штаты захватили главные мировые рынки сбыта и источники сырья. Экономический подъем, вызванный потребностями войны, еще более ускорил процесс концентрации производства и капитала. Но в ряде принципиальных отраслей американской экономики во второй половине 20-х годов все более отчетливо выявлялись признаки перепроизводства, но на фоне общего экономического подъема они остались в тени. Процветание казалось нескончаемым, а экономические трудности воспринимались только как временные и просто преодолимые. Разразился экономический кризис 1929-1933 года, получивший заглавие “Великая депрессия”. Огромная разрушительная сила кризиса проявилась в резком падении промышленного производства. Мощное падение производства, закрытие тыщ заводов, фабрик, шахт, недогрузка производственных мощностей привели к колоссальному росту безработицы. Когда кризис в США достиг апогея к власти пришел Ф. Рузвельт. Он предложил стране серию либеральных реформ, узнаваемых как “новый курс”. Теоретическую базу “нового курса” составили воззрения британского экономиста Дж. М. Кейнса о необходимости государственного регулирования капиталистической экономики для обеспечения бесперебойной работы рыночного механизма. Кейнс отвергал концепцию механизма автоматического стихийно-рыночного восстановления равновесия капиталистического хозяйства, обосновывал, что капитализм утратил этот механизм, а поэтому нужно государственное регулирование. Правительство, по его мнению , обязано обеспечивать поддержание занятости на определенном эффективном уровне, регулирование баланса меж сбережениями и потреблением, с помощью государственного бюджета провоцировать инвестиции [4].

Реформы новой администрации охватили все сферы экономики: индустрия, сельское хозяйство, финансовую и банковскую системы, а также социальные и трудовые дела. Осуществляя их администрация Рузвельта рассчитывала обновить экономику страны и избавить её от схожих “великой депрессии” потрясшей и кризисов. Но эти цели полностью достигнуты не были. Пришествие экономического кризиса в 1937 году явилось неожиданным. Только в 1939 году экономика США справилась с его последствиями, но до второй мировой войны стране так и не удалось достичь докризисного уровня производства.

Вмести с тем реформы “нового курса” имели принципиальное значение для развития как американского, так и мирового хозяйства. Они показали роль государственного регулирования в системе капиталистического хозяйства и проявили, что гибкое и умеренное регулирование экономики, в особенности в трудные периоды её развития, является жизненно нужным. Со времени “нового курса” государственное вмешательство в хозяйственную жизнь, применяемое в различных формах, стало неотъемлемой частью рыночного механизма США.

Соединенные Штаты Америки окончили вторую мировую войну являясь бесспорным фаворитом капиталистического мира. За годы войны государственный доход США удвоился, более чем в вдвое возросло промышленное создание. В стране был создан отлично отлаженный производственный механизм, опирающийся на емкий внутренний и интернациональный рынки. Поставки сырья, продовольствия и военного снаряжения союзникам, финансируемые государством, стимулировали обновление основного капитала. Усилился процесс концентрации производства: количество больших компаний с числом рабочих более 10 тыс. Возросло в 7 раз.

Война ускорила процесс интенсификации сельского хозяйства: механизация и химизация производства стимулировались большущим спросом на американское продовольствие, что позволило фермерам резко увеличить свои доходы.

Военные деяния, а следовательно, и разрушения не коснулись местности США и ресурсы страны в несколько раз превосходили ресурсы остальных капиталистических стран.

3. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГЕРМАНИИ

Экономика Германии после развязанной ею первой мировой войны оказалась на грани краха. Материальные ресурсы страны в итоге непроизводительных расходов на войну резко сократились. Это относилось к запасам темных и цветных металлов, топливу, продуктам химической индустрии, средствам транспорта. Общий размер производства в 1918 году снизился по сравнению с 1913 г. На 43%, а национальное достояние сократилось вдвое.

С 1924 г. Начинается период некой стабилизации экономики Германии. Решающую роль в этом сыграли миллиардные займы, предоставленные Соединенными Штатами Америки и Англией. Но дальнейшему углублению кризиса содействовали действия на Нью-Йоркской фондовой бирже, возвестившие начало самого разрушительного в индустриальной истории государств кризиса перепроизводства, охватившего на четыре года экономику развитых государств. Германия стала одной из более пострадавших государств, так как её экономика в значимой степени базировалась на иностранных кредитах и инвестициях .

Углубление экономического кризиса вызвало крах политической системы Германии ( конец Веймарской республики). К власти пришел П. Гинденбург - милитарист, мечтавший о реванше, призывавший к ожесточенному порядку и насильственной перекройке карты Европы. В1930 году он провозгласил рейхсканцлером Гитлера и с тех пор в Германии начался период фашистской диктатуры.

основным содержанием экономической политики фашизма стала всеобщая милитаризация. Она велась ускоренными темпами и обусловила выход из кризиса и значимый рост производства. К 1938 году Германия стала мощной военной державой и по промышленному производству вышла на первое место в Европе и на второе в мире. Экономика Германии была нацелена на военное создание.

После поражения Германии во второй мировой войне произошел её раздел на ФРГ (Западную Германию) и ГДР. Исходное состояние народного хозяйства Западной Германии было совсем тяжелым. Крупная часть индустрии была уничтожена бомбардировками либо демонтирована фаворитами. Отдельные сохранившиеся компании практически ничего не производили. В 1946 году промышленное создание составляло 1/3 от довоенного, лет на 30 назад было отброшено сельское хозяйство. Из-за военных разрушений резко обострился жилищный кризис. В то же время капитуляция и эмиграция германцев из восточных областей Германии привели к скачкообразному росту населения. Это событие усугубило продовольственную делему, которая и без того была в критическом состоянии. Финансовое состояние страны характеризовалось полнейшим истощением. Количество средств, находившихся в обращении, во много раз превышало наличные товарные резервы, а государственный долг достиг больших размеров. Практически полное отсутствие продуктов, малая прокупательная способность мирки вели к натурализации хозяйства и продуктообмену. В этих условиях при активном содействии США, предоставивших Западной Германии по “плану Маршалла” большие денежные средства были проведены реформы, направленные на решительное становление свободного рыночного хозяйства.

4. РАЗРАБОТКА “ПЛАНА МАРШАЛЛА”

“План Маршалла” либо программа возрождения Европы, был предложен государственным секретарем США Дж. Маршаллом[3] в его выступлении в Гарвардском институте в июне 1947г. Он высказался за широкомасштабную помощь США европейским странам при условии, что они разработают единую программу восстановления собственной экономики. Он отметил, что без здоровой мировой экономики нет политической стабильности и настаивал на том, что инициатива обязана исходить из Европы.

В дальнейшем за детализированную разработку плана взялись два ведомства: Государственный департамент и Государственный военно-морской координационный комитет. Огромную роль в продвижении плана сыграл Вильям Клейтон, которого называют крестным папой “плана Маршалла”, госсекретарь по экономике, американский представитель в ГАТТ ( Генеральное соглашение по тарифам и торговле - многостороннее международное соглашение об условиях торговли, заключенное в 1947 г. 23 Странами ) и в Экономической комиссии ООН для Европы.

В 1947 году была создана особая комиссия при президенте США по анализу помощи иностранным государствам. Эта комиссия в собственном докладе отмечала, что :

размер производства в странах Западной Европы существенно ниже довоенного с критическим уровнем добычи угля;

потребность в импорте совсем высока;

Европа растеряла большой источник иностранной валюты в форме платежей за сервисы ( туризм, банковские операции и др.);

произошел мощный сдвиг в соотношении цен меж индустрией и сельским хозяйством в пользу последнего;

наблюдалось разрушение единой системы торговли этих государств - и внутренней , и наружной.

В докладе комиссии отмечалась необходимость денежной реформы. Совместно с тем указывалось, что последняя не может быть эффективной лишь за счет уменьшения предложения средств. Им обязаны противостоять нужные продукты, запасов которых не хватало даже на то, чтоб прокормить рабочих более принципиальных отраслей и тем самым “запустить” создание. Не хватало и резервов, которые можно было бы употреблять, чтоб подтолкнуть рост производства.

Немедленное сбалансирование бюджетов западноевропейских государств было признано неосуществимым. Совместно с тем комиссия указывала на необходимость продвижения в этом направлении сразу с наращиванием выпуска продукции. Другими словами, укрепление денежной системы рассматривалось не как предварительная либо заключительная стадия экономического возрождения, а как процесс, в котором оздоровление государственных денег может способствовать подъему производства и само, в свою очередь, зависит от этого подъема.

К 1947 году сложилось положение, при котором само сохранение достигнутых размеров выпуска продукции оказалось под вопросом. Жизнеспособность западноевропейской экономики во многом поддерживалась импортом из Северной Америки. Страны Западной Европы за счет их собственного производства могли обеспечить свое потребление зерна, хлопка, алюминия и меди лишь на 40%, свинца и цинка - на 30%, сала и масла - приблизительно на 15%, жидкого топлива и мяса - на 10%. Австрия, к примеру, не покрывала своим созданием даже половины потребности в главных продуктах питания. Уменьшение импорта этих товаров из США могло привести к голоду.

сходу после войны импорт государств Западной Европы обеспечивался предоставлением субсидий и займов со стороны США и Канады, внедрением золотых и долларовых резервов и др. К 1947 г. Сгусток денежных поступлений из этих источников истощился. Из-за недостатка платежных средств западноевропейские страны оказались перед перспективой сокращения импорта продовольственных продуктов и ключевых сырьевых ресурсов. Без помощи США ввоз в страны Западной Европы уже в 1947 г. Сократился бы наполовину, а долларовый импорт - на 4/5, что означало бы для этих стран экономический паралич.

Его пришествие не отвечало бы и своим интересам США. В то же время ни американским, ни западноевропейским интересам не отвечал и курс на закрепление за США роли работающего на благотворительных началах поставщика сырья и самых разнообразных продуктов первой необходимости. Следовательно требовался таковой сценарий сотрудничества, который бы :

обеспечивал огромную самоокупаемость экономического возрождения Европы;

повышал отдачу американской помощи;

вписывался в начавшееся в конце 40-х годов очередное обновление технологической базы американской экономики.

В июле 1947 года в Париже была созвана конференция европейских государств для обсуждения “плана Маршалла” с целью получения их согласия на разработку общеевропейской экономической программы. На данной конференции была заключена конвенция о разработке Организации (сначало комитета) евро экономического сотрудничества. Её задачей стала разработка совместной Программы восстановления Европы. В августе 1947 года комитеты конференции определили общую сумму кредитов, нужную Западной Европе на 4 года. США послали представителей Конгресса в Англию, Францию, Германию, Италию, Австрию, Скандинавские страны, чтоб на месте изучить вопрос об объеме помощи европейским странам в порядке реализации “плана Маршалла”. В конце 1947 года правительство США внесло на рассмотрение конгресса законопроект о “плане Маршалла”.

“План Маршалла” Был утвержден конгрессом 2 апреля 1948 года и действовал с 3 апреля 1948 года по 30 декабря 1951 года. Его воплощение проводилось в рамках Закона о четырехлетней программе помощи иностранным государствам.

принципиальным аспектом реализации “плана Маршалла” стал вопрос об источниках финансирования отдельных частей программы. Его решение увязывалось с характером поставок, видом поставок.

Поставки первого вида обхватывали предметы важнейшей жизненной необходимости - те, что требовались для предотвращения голода. Каждую весну выделялись ассигнования на продукты питания, топливо, одежду. Год от года по мере роста собственных ресурсов европейских государств эти ассигнования сокращались. Поскольку помощь такового рода не окупалась, она шла в виде дотаций, а не займов. Местная валюта, вырученная от реализации этих товаров, обязана была употребляться правительством европейских государств для уменьшения дефицита госбюджета, а следовательно, и темпов инфляции; для наращивания производства.

Второй вид поставок - промышленное оборудование. Тут в финансировании преобладали займы интернационального банка.

Третий вид - сырье, сельскохозяйственные машины, промышленные продукты, запасные части и т.Д. Эти поставки финансировались под гарантии американского правительства через Экспортно-импортный банк США, создавший для этих целей особое отделение.

В апреле 1948 года в Париже министрами 16 европейских стран и представителями союзников от Германии была подписана конвенция. В согласовании с “Планом Маршалла” его европейские участники обязаны были :

предпринять меры по облегчению обмена продуктами и услугами меж собой, ускорить развитие внутриевропейской торговли;

через межстрановую кооперацию обеспечить активизацию более эффективных производственных мощностей для заслуги наискорейшего роста выпуска продукции;

предпринять денежные и остальные меры по укреплению собственных валют, восстановлению доверия к ним;

придать европейской кооперации организационное обеспечение.

Как понятно, формой такового обеспечения стала ОЕЭС - Организация евро Экономического сотрудничества, объединившая 16 стран.

5. РЕАЛИЗАЦИЯ “ ПЛАНА МАРШАЛЛА” В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ Европы

В экономической политике европейских государств происходили конфигурации, направленные на поиск и применение новейших способов экономического регулирования. Страны столкнулись с противоречием. С одной стороны, условием американской помощи был отказ страны, её при принимающей, от дальнейшей программы национализации и планов, которые будут причинять вред частному предпринимательству, т.Е. Развитие частного капитала. С другой стороны, восстановление можно было выполнить лишь при ведущей роли страны, которое обеспечивало на первых этапах популяция продовольствием, а индустрия - сырьем, старалось ликвидировать безработицу. В неких вариантах пришлось национализировать неспособные к самообеспечению отрасли индустрии: стальные дороги, воздушный транспорт, сферу социальных услуг, некие отрасли тяжеленной индустрии.

В этих условиях, также как и в США в 30-е годы, стало нужным внедрение кейнсианского подхода к экономическому регулированию: стимулирование спроса через достижение полной занятости методом государственного манипулирования налогами и расходами. Снимая более острые вопросы, “план Маршалла” исподволь поощрял этот процесс.

Уровень вмешательства страны в экономику был различным. Так, Франция и Швеция пошли по пути государственного планирования. Высок был уровень национализации индустрии в Австрии, Германии, Бельгии, Италии. Во Франции осуществлялся твердый государственный контроль за кредитом, главной целью было не столько достижение более высокого уровня производства, сколько модернизация производства.

Великобритания не торопилась с применением планирования, а национализацию разглядывала как меру “спасения” стагнирующих отраслей, а не средство стимулирования роста эффективности. Экономическая политика страны была ориентирована на решение 2-х задач : достижение высокого уровня занятости на базе кейнсианского способа повышения совокупного спроса через государственное вмешательство в экономику и улучшение платежного баланса, используя финансовую помощь США.

Главными неуввязками Италии в послевоенный период были безработица и высокая инфляция. Сравнимо быстрое восстановление также опиралось на усиление государственного контроля, рост прямых государственных инвестиций, модернизацию индустрии в госсекторе. В различие от Великобритании, использовавшей американскую помощь на укрепление платежного баланса, итальянское правительство разрешило частным бизнесменам употреблять фонды помощи на финансирование импорта оборудования из США.

особенное место в “плане Маршалла” было уделено Западной Германии. После окончания 2-й мировой войны Западная Германия превратилась по существу из противника в напарника западных держав, ей отводилась роль форпоста в борьбе против “советского коммунизма”. Из всех западноевропейских государств конкретно Германии “план Маршалла” отдавал явное предпочтение. Так, за первые годы реализации “плана Маршалла” (1948-1951) Германия получила от США практически столько же, сколько Великобритания и Франция совместно взятые и практически в 3,5 раза больше, чем Италия.

Банки в Германии обычно брали на себя коммерческий риск и главную роль в обеспечении индустриализации, входили в детали управления кредитуемых компаний. После краха денежной системы вследствие 2-й мировой войны правительство стало получать огромную власть по контролю за кредитной системой, но проводимая политика была результатом переговоров и сотрудничества с основными финансовыми и промышленными магнатами. Полученные по “плану Маршалла” фонды, были инвестированы в частный и промышленный сектор. Но, банки были основой инвестиционного процесса. Участвуя в капитале компаний, покупая пакеты акций , банки тем самым были заинтересованы в будущем индустрии и предоставили фонды для её развития. Поощрение скопления капитала и массовые государственные инвестиции в Германии стали основными факторами экономического роста.

огромное значение на развитие экономики в Германии оказали хозяйственные реформы 1948 года. Идеологом этих реформ был доктор Мюнхенского института Л.Эрхард.[4] В трудах по экономическим вопросам ив собственной практической деятельности он выступал за формирование так называемого общественного рыночного хозяйства. Его концепция строится на том, что стимулом для человека является рвение к собственному благополучию. Рычаги экономического возрождения страны Эрхард определял как свободную частную инициативу и конкуренцию с активной ролью страны в хозяйственной жизни.

Реализация “плана Маршалла” в ФРГ была, наряду с реформой Эрхарда, важнейшим условием перехода от тоталитарной экономики к рыночной. Но еще важнее было принятое союзниками решение о возвращении ФРГ на политическую и экономическую арену Европы. Снятие ограничений на внешнюю торговлю позволило Германии вернуть свои фаворитные позиции в Европе. Западногерманский вариант перехода от централизованного управляемого хозяйства к рынку представляет собой ценный опыт для всех государств, решающих схожую задачку.

6. “ПЛАН МАРШАЛЛА” - ПЛАН ВОССТАНОВЛЕНИЯ либо ВОЕННЫЙ ПЛАН ?

В 1948 году одним из более актуальных вопросов интернациональной политики был “план Маршалла”. Окончание 2-й мировой войны привело к существенным изменениям всей интернациональной обстановки. Военный разгром блока фашистских стран, антифашистский освободительный характер войны, решающая роль русского Союза в победе изменили соотношения сил меж двумя системами - социалистической и капиталистической. Русский альянс и сторонники социалистического пути развития резко отрицательно относились к инициативе США. Они считали, что “план Маршалла” не помогает европейским народам вернуть свою экономику, а напротив, тормозит дело восстановления, лишает европейские страны их самостоятельности, превращает их в придаток американского империализма.

особенные опасения высказывались в отношении милитаристского характера плана. Французский публицист А.Клод пишет, что американские милитаристы провозгласили новый курс, направленный на завоевание мирового господства. Принципиальной вехой на этом пути является “план Маршалла” - план закабаления европейских народов американским капитализмом. Сосредоточивая свое основное внимание на Европейском континенте, американские империалисты стремились разрешить сразу две задачки: избежать экономического кризиса, дав европейским странам возможность продолжать закупки американских продуктов, и “поддержать” империалистическую систему в Европе, приостановив рост демократического движения. Эта двойная задачка и обязана быть разрешена методом предоставления европейским странам американских кредитов на условиях, которые сделали бы эти страны полностью зависимыми от США и превратили бы их народы в объект колониальной эксплуатации американскими монополиями.

Автор предисловия к работе считает, что основной целью, которую ставил перед собой американский публициста А. Джеймс являлось разоблачение утверждений о том, что “план Маршалла” является типо планом помощи европейским странам в восстановлении их экономики. Джеймс считал, что “план Маршалла” - это чисто военный, агрессивный план.

фактически все издания послевоенного периода в русском Союзе характеризуют “план Маршалла” как агрессивный план , направленный на укрепление гегемонии США в Западной Европе, создание объединенного империалистического фронта против освободительного движения, СССР и складывающейся мировой системы социализма.

7. Заключение

Реформы второй половины 80-х годов в бывшем СССР положили начало обновлению общества и хозяйственному переустройству в России. Осенью 1991 года Россия получила в наследство от СССР очень несбалансированную экономику с уровнем открытой инфляции свыше 300% в год. Подавленная инфляция привела к концу года к всеобщей нехватке важнейших продуктов, дефицит бюджета составил свыше 30% ВВП. Большой внешний долг нереально было обслужить даже конфискацией всех валютных сбережений. Поиск путей перехода к новым экономическим отношениям к подъему и стабилизации экономика совсем сложен. Изменяются правительства, изменяются ценности направления развития экономики.

Авторы работы считают, что представляются вполне обоснованными суждения о необходимости более разностороннего исследования экономических преобразований в послевоенной Европе и использования опыта Западных стран применительно к экономической ситуации в России.

Послевоенный опыт Западной Европы заслуживает внимания как с позиций восстановления хозяйства, оздоровления денег и средств, налаживания экономического сотрудничества государств, так и с точки зрения стратегии промышленного развития, обеспечившей создание материальных предпосылок для массивного технологического процесса в разных сферах производства. Не считая того следует отметить, что несмотря на получение широкомасштабной помощи, эти страны не стали экономическим придатком США, более того, превратились в конечном счете в мощных конкурентов. Реализация “плана Маршалла” в свое время показала результативность экономической политики, при которой инфляции противопоставлялся контроль не лишь за денежной, но и товарной массой.

таковым образом можно сделать вывод о том , что история возникновения и реализации “плана Маршалла” в Западной Европе полностью подтверждает высказывание известного однофамильца госсекретаря США - британского экономиста Альфреда Маршалла о том, что “ устаревшие идеи в экономике никогда полностью не исчезают. Когда новейшие исследования со временем стают на свои места, а их критическая острота снимается, то оказывается, что в реальности они отнюдь не нарушают преемственность процесса развития науки”

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ перечень

1. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. Пер.С англ., 4-Е изд. - М.: “ Дело Лтд”, 1994. - 720с.

2. Дементьев В.Е.,Олевская Е.М. “План Маршалла”: взор из сегодняшней России. Русский экономический журнальчик. N8, 1993, с. 81-86.

3. Экономическая история забугорных государств. Курс лекций ./ Под общ.Ред. В.И.Голубовича. - Мн.: ИП “Экоперспектива”, 1997. - 432с.

4. Павлова И.П. И др. История экономических учений: Учеб. Пособие ; СПбГААП, Изд.2-Е. СПб.,1996.

5. Энциклопедический словарь. Гл. Ред. Б.А. Введенский. 1,2,3,Том.- ГНИ “БСЭ”. М.1953-55.

6. Городецкий А.Е. И др. “План Маршалла” - путь к стабилизации и возрождению Европы. Препринт доклада. РАН, институт Экономики, М.,1993.

7. European Recovery and American Aid. A Report by the President’s Committee of Forein Aid.- W., 1947.- Now. 7.

8. Клод А. План Маршалла. “Иностранная литература”, М.,1950

9. Аллен Д. “План Маршалла”. План восстановления либо военный план?. “Иностранная литература”, М., 1949.

10. Маршалл А. Принципы экономической науки, т.1,2,3.Пер. С англ. - М.,Издательская группа “Прогресс”, 1993 - 26л, 19,5л, 22л.

11. Негиши Т. История экономической теории: Учебник/ Пер. С англ. Под ред. Л.Л. Любимова и В.С. Автономова.- М.: АО “Аспект Пресс”, 1995. - 462с.

12. История экономических учений: Учебник для экон. Спец. Вузов/ Рындина М.Н., Василевский Е.Г., Голосов В.В. И др. - М.: Высш. Школа, 1983 г. - 559С.

13. русский энциклопедический словарь / Гл. Ред. А.М.Прохоров. - 3-Е изд. - М : “Советская энциклопедия”, 1984. - 1600с.

14. Энциклопедический словарь / Гл. Ред. Б.А. Введенский. 1,2 Т. М:”Советская энциклопедия”, 1964. - 736с.

[1] Триест - административная провинция Италии. После 2-й мировой войны по мирному договору с Италией Триест с небольшим округом был выделен в свободную местность Триест.

[2] Ленд-лиз - система передачи США взаймы либо в аренду вооружения, боеприпасов, стратегического сырья, продовольствия и др. Материальных ресурсов странам антигитлеровской коалиции в период 2-й мировой войны.

[3] Джордш Кетлетт Маршал ( 1880 - 1959 ) американский генерал армии . В 1939-45 начальник Генштаба, в 1947-49 государственный секретарь США, в1950-1951 министр оборона. Приверженец “холодной войны” и гонки вооружений.

[4] Людвиг Эрхард (1897) 1948-49 г. - Директор главенствующего управления Бизонии. !949-63 - Министр экономики ФРГ, с 1963 - канцлер ФРГ.



 
Еще рефераты и курсовые из раздела
Народно-освободительная борьба в период присоединения Казахстана к России
§ 1. главные этапы, итоги и трудности освободительных движений периода присоединения Казахстана к России Крестьянское движение в Казахстане периода присоединения...

Внешняя политика русского страны накануне Тема и в годы второй мировой войны
План. 1. главные направления наружной политики русского страны в 20-30 годы. 2. Мюнхенский сговор и позиция СССР. 3. русские инициативы по предотвращению...

Военные деяния вооружённых сил СССР в предвоенные 1936-1940 годы
План: 1) Вступление. 2) Защита рубежей Родины от японских милитаристов. а) Озеро Хасан, боевые деяния и итоги. б) Помощь братскому народу Монголии....

Столичное схватка Второй Мировой Войны
общественная обстановка. К началу осени 1941 г. Внутреннее и международное положение СССР оставалось сложным. Германские войска глубоко вклинились на местность нашей страны и захватили...

Казанский Кремль
Маршрут проходит через древнейшую часть Каза­ни — Кремль. На месте Казанского кремля, расположенного на мысу высокой террасы левого берега р. Казанки, первые укрепления появились в...