рефераты, курсовые, дипломы >>> география, экономическая география

 

История открытия и освоения северного морского пути

 

История открытия и освоения северного морского пути

Перед посетителями отдела разворачивается насыщенная выдающимися событиями история арктического мореплавания.

Пионерами плавания по Северному Ледовитому океану были отважные российские поморы. На маленьких парусных судах - кочах они плавали к Шпицбергену и Новой Земле, равномерно продвигались на восток вдоль северных берегов Евразии, приближая открытие Северного морского пути из Атлантического океана в Тихий. Служилый человек Семен Дежнев в 1648 г. В первый раз прошел через пролив меж Евразией и Северной Америкой, доказав, что это два обособленных континента.

В экспозиции отдела можно познакомиться с фрагментом наружной обшивки и частью форштевня старого коча, реконструированной одеждой полярного морехода XVI-XVII веков и другими реликвиями первопроходцев северных морей.

Диорама "Мангазея" ведает об одном из самых больших торгово-ремесленных и промысловых центров на крайнем северо-востоке средневековой Руси. Морские походы в Мангазею занимают видное место в истории российской арктической культуры XVI- XVII в.

большой вклад в исследование Арктики и развитие арктического мореплавания внесли выставленные в отделе Великая Северная Экспедиция под управлением В. Беринга (1733-1745 гг.), Первая российская морская высокоширотная экспедиция под командованием капитана 1-го ранга В. Чичагова (1766-1767 гг.),Экспедиции на новенькую Землю (1821-1824 гг) и северо-восток Азии (1820-1824 гг.) Под управлением Ф. Литке и Ф. Врангеля, шведско-российская экспедиция на судне "Вега", возглавляемая А. Норденшельдом (1878-1879 гг.), Российская полярная экспедиция на шхуне "Заря" под управлением Э. Толля (1900-1902 гг.), Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана на судах "Таймыр" и "Вайгач" под командованием полковника И. Сергеева и капитана 2-го ранга Б. Вилькицкого (1910-1915 гг.), Экспедиции под управлением Г. Седова, В. Русанова, Г. Брусилова (1911 - 1914 гг.).

особенное место в экспозиции отдела занимает руль первого в мире арктического ледокола "Ермак", созданного в 1899 г. По чертежам вице-адмирала С. О. Макарова, нактоус (магнитный судовой компас) и буквы надписи наименования известного корабля.

Организация в 20 - 30-е гг Карских товарообменных экспедиций., Исследования, проводившиеся Северной научно-промысловой экспедицией и Плавучим морским институтом положили начало комплексному исследованию и освоению Арктики. В 1932 г. Ледокольный пароход "А. Сибиряков" в первый раз прошел Северным морским методом за одну навигацию, показав тем самым возможность его коммерческой эксплуатации.

существенное место в экспозиции отведено "Челюскинской эпопее" 1933-34 гг. Полярные летчики, принявшие роль в спасении челюскинцев со льдов Чукотского моря стали первыми Героями русского Союза. Первым экспонатом музея является реальный самолет-амфибия "Ш-2" конструкции инженера В. Б. Шаврова, построенный в 1931 г. В Ленинграде и использовавшийся для ведения ледовой разведки в Арктике в 30 - 60-е гг. В 1937 г. Первая воздушная высокоширотная экспедиция, возглавляемая О. Шмидтом, доставила на льдину в район Северного полюса группу исследователей под управлением И. Папанина. Палатка первой дрейфующей научной станции "Северный полюс" занимает одно из центральных мест в экспозиции музея.

Большой энтузиазм представляют экспонаты, относящиеся к первому в истории авиации трансарктическому перелету Москва - Северный полюс - Сиэтл на самолете АНТ-25, пилотируемом В. Чкаловым, Г. Байдуковым и А. Беляковым и высокоширотному дрейфу ледокольного парохода "Г. Седов" (1938-1940 гг.). Комплексное исследование Северного Ледовитого океана и его морей- одна из главнейших задач ученых - полярников.

Труды папанинцев положили начало проведению научных работ в океане с дрейфующего льда. С 1950 г. На льдах Арктики раз в год работали научные станции "Северный полюс", с 1948 г. Проводились воздушные высокоширотные экспедиции "Север".

В экспозиции отдела представлены подлинные предметы дрейфующих станций - одежда, бытовые вещи полярников, научные приборы. Показано внутреннее убранство древесного передвижного разборного домика дрейфующей станции "Северный полюс-3".

Специфика арктических исследований потребовала сотворения специальной аппаратуры. Экспозиция знакомит с подлинными устройствами, которые были разработаны русскими учеными: электрический самописец течений, дистанционная метеостанция, фототермограф с годовой автономностью и возможностью функционирования в морях, покрытых льдом в течение большой части года. Для арктических исследований, создана автоматическая радиометеостанция, которая устанавливалась на льду в Северном Ледовитом океане и в течении года передавала по радиоканалу метеоинформацию. В экспозиции отдела можно узреть макет дрейфующей автоматической радиометеостанции в 1:10 натуральной величины. Крупная карта-схема наглядно иллюстрирует работу Северного морского пути - важнейшей транспортной магистрали России и роль ледокольного флота в современных арктических перевозках.

В музее хранится обеспеченный документальный материал по арктическому мореплаванию, личные фонды полярных капитанов: В.И. Воронина, Н.М. Николаева, Н.И. Храмцова, К.П. Эгге, первого капитана первого в мире атомного ледокола "Ленин" П. А. Пономарева. Завлекают внимание модели первого в мире атомного ледокола "Ленин", созданного рабочими Адмиралтейского завода в Ленинграде в 1959 г и атомного ледокола "Арктика" из серии самых массивных в мире атомных ледоколов, в 1977 г в первый раз в истории совершившего плавание к точке географического Северного полюса.

Плавание по трассе Северного морского пути обеспечивается сейчас десятками полярных гидрометеорологических станций, специальной ледовой воздушная разведкой и искусственными спутниками Земли.

Завершает экспозицию отдела работающий макет "Полярное сияние", дающий гостям музея представление об этом необычном природном явлении.


 
Еще рефераты и курсовые из раздела
Компании-экспортеры русского леса в Японию (1997-1999 гг.)
Компании-экспортеры русского леса в Японию (1997-1999 гг.) 1997 Г. По портам, породам, районам заготовки Сокращения: С - сосна, Е - ель, П - пихта, Л - лиственница, Я - ясень, Д - дуб ...

Оценка природных ресурсов России
Реферат: Хозяйственная оценка природных ресурсов России Вода - основа жизни на планете. Без нее невозможно и производство. Она, являясь основным разбавителем, является также...

Машиностроение мира
РЕФЕРАТ по экономической географииТема: Машиностроение мира Оценка: 5 Содержание 1. Определение отрасли, её значение 3-4 2. Сырьевые ресурсы...

Германия
I. Введение Что же стоит за благополучием данной многострадальной европейской страны? Лишь ли выгодное экономико–географическое положение, благоприятное стечение событий либо это итог...

Северный Кавказ: ЭГП, природные условия и ресурсы, популяция
Экономико-географическое положение Состав: Ростовская область, Краснодарский и Ставропольский края; Адыгейская, Дагестанская, Карачаево-Черкесская, Чеченская (Ичкерия),...