рефераты, курсовые, дипломы >>> география, экономическая география

 

Швеция

 

План

Введение 2

Политико - и - экономико-географическое положение. 3

популяция страны. 4

Природные ресурсы и условия. 5

индустрия 6

Ø История 6

Ø Структурные сдвиги 7

Ø Горнодобывающая индустрия 9

Ø темная металлургия 9

Ø Лесная индустрия 9

Ø общественная черта хозяйства 10

Ø индустрия и окружающая среда 11

Ø Автомобилестроение 12

Ø Фармацевтическая индустрия 12

Ø Пищевая индустрия 13

Сельское хозяйство 13

Транспорт 14

Внешние экономические связи 15

перечень используемой литературы. 20

Введение

Швеция - наикрупнейшая страна северной Европы. Она расположена на востоке и юге Скандинавского полуострова и граничит с Норвегией и Финляндией. Столица Швеции - Стокгольм. Страна, сохраняющая нейтралитет. Швеция миролюбивая стоящая вне военно-политических блоков страна, прилагающая немалые усилия к укреплению в интернациональных отношениях тенденцию к сотрудничеству, большему доверию и отказу от политики силы. С политико-экономической точки зрения малой страны не лишь не препятствуют, но более того благоприятствуют образованию таковых общностей в силу свойственным этим странам завышенной концентрации производства и капитала. Уровень самообеспеченности Швеции вооружением и военной техникой, понимаемый тут условно, как доля государственных компаний в прямых государственных закупках военных материалах, совсем высок. В рамках очень противоречивых и порой напряжённых отношений меж центрами монополистического капитала находит место для широкомасштабного сотрудничества в области военной индустрии. Производители вооружения стремятся воздействовать на государственную политику в области экспорта военных материалов (запрещено Швецким законодательством в страны, находящиеся в состоянии вооруженного конфликта с иным государством, вовлеченные в интернациональный конфликт, который может привести к военным действиям, а также в страны, где имеют место внутренние волнения с применением орудия и где орудие может быть использовано для угнетения прав человека). В отношении России было заявлено, что Швеция будет оказывать дальнейшую поддержку демократическому развитию и движению к социально направленной рыночной экономике.

В декларации выражено рвение Швеции всемерно, развивать сотрудничество в регионе Балтийского моря, а также на севере Европы во содействии с государствами Балтии. Глава шведского кабинета высказался также против возникновения новейших разграничительных линий в Европе и заявил о приверженности принципу нейтралитета и неприсоединения к военным союзам в мирное время. Кабинет намерен также поддерживать рвение стран Балтии и Польши стать членами ЕС. Планируется активизировать сотрудничество Швеции с региональными и международными организациями, в частности СГБМ, а также в рамках Евросоюза.

1) Политико - и - экономико-географическое положение.

В Швеции Конституционная монархия. Работающая конституция вступила в силу 1 января 1975 года, она состоит из 3 актов: Форма правления, Акт о пристоло - наследии и Акт о свободе печати (принято 27 февраля 1974 года). Глава страны - повелитель, осуществляет представительные функции. Высший законодательный орган - однопалатный парламент - риксдаг (состоит из 349 депутатов, избираемых популяцией на 3 года по пропорциональной системе консульства). Риксдаг воспринимает законы, бюджет, устанавливает налоги и сборы, займы, избирает премьер - министра и утверждает состав правительства и т.Д. Правительство подготавливает законопроекты по поручению риксдага может воспринимать акты, имеющие силу закона, назначает дипломатических представителей за границей, губернаторов высших чинов, управляет вооружёнными силами, органами управления и т.Д. Центральную власть в ленах представляет губернатор, который возглавляет особое административное бюро из 10 членов (5 назначаются правительством, остальные 5 - ландстингом). Судебная система включает Верховный трибунал, 6 апелляционных судов, окружные и городские. Имеются особые суды: по разделу имущества, по земельным делам, полицейские и др., Суды административной юстиции.

сегодняшний повелитель Карл 16 Густав принадлежит к династии Бернадотов, пришедших к власти в начале 19 века. Основоположником династии стал француз Жан - Батист - Жюль Бернадот, один из маршалов Наполеона. Он был усыновлен владыкой Швеции, Карлом 13. И после восхождения на престол получил имя Карл 14. Жан - Батист был, любим народом за то, что постоянно сохранял позицию нейтралитета, не вмешиваясь ни в какие войны, соблюдал все законы Шведской Конституции.

Социал-демократическая рабочая партия Швеции базирована в 1889 году, около 1 миллиона членов. (1975Год). Объединяет в большей степени рабочих и служащих, часть представителей средних слоев населения. Партия центра базирована в 1918 году (до 1957 года - крестьянский альянс), 125 тыщ членов (1957 год).

Объединяет маленьких и средних фермеров, часть мелкой городской буржуазии, а также служащих и рабочих. Народная партия, базирована в 1934 году, 69 тыщ человек (1975 год) объединяет представителей мелкой, средней и крупной буржуазии, служащих, некоторую часть рабочих. Христианско-демократический альянс, основан в 1977 году в итоге выхода из ЛПК части его членов. До 1976 года у власти свыше 40 лет находилась Социал - Демократическая рабочая партия Швеции.

Швеция занимает 3:5 всей площади Скандинавского полуострова. Длина её морских границ существенно больше сухопутных с Норвегией и Финляндией. Швеция вытянута с севера на юг на 1574 км, а с востока на запад на 499 км. Площадь Швеции равна 449,964 квадратных км. Море играется только важную роль в экономике Швеции. По морю идет подавляющая часть наружной торговли Швеции, в том числе и с её сухопутными соседями - Финляндией и Норвегией. Морское побережье Швеции обращено в большей степени на восток, в сторону Балтийского моря и его Ботнического залива. Швеция делится на три части Геталанд, Свеаланд и Норрланд. (1982) Гетоланд обхватывает Южные провинции страны, в том числе острова Готланд и Эланд. Свеаланд включает провинции центральной части страны. Норланд - самая крупная область Швеции, и занимает 3:5 её местности.

2) популяция страны.

государственный состав населения Швеции однороден, около 96 % составляют шведы. Также в Швеции живут финны. Официальный язык шведский. Официальная религия, лютеранство. Маленький естественный прирост населения вызвал напряженное положение с трудовыми ресурсами. Число иностранных рабочих в 1975 достигло 200000 человек. Посреди занятых в индустрии доля иностранцев свыше 10 %.

Средне годовой коэффициент рождаемости имеет тенденцию к понижению, в то время как коэффициент смертности стабилен. Естественный прирост населения 3,5 на 1 тыщу обитателей в год (за 1971-1975). Численность мужского и дамского населения приблизительно равна. Низкая рождаемость и крупная длительность жизни (72 года у парней и 75 лет у женщин)

привели к значительному «постарению» нации; за 1950-1975 доля детей до 14 сократилась с 23 % до 20 %, доля лиц старше 60 возросло с 15 % до 20 %.

Плотность населения 19 человек на 1 кв. Км. Из общего числа населения страны в городах, живут 83 % ,а в селах 17 %. Из общей численности экономически активного населения 3,7 миллионов человек (1975) в индустрии занято 34 %, в сельском, лесном хозяйствах и рыболовстве 7 %, в торговле и в остальных отраслях обслуживания 44 %.

популяция основным образом сосредоточенно в средней и южной части страны. 4:5 Населения проживают в городах и поселениях городского типа. Более крупные города (тыщ обитателей в 1976 в границах городских агломераций): Стокгольм (1356), Гетеборг (691), Мальме (454). Согласно законодательству рядовая рабочая неделька составляет 40 часов. Малый оплачиваемый отпуск для всех трудящихся - пять недель в году. В 1996 году в Швеции трудилось 75,5% всех женщин в возрасте от 16 до 64 лет, хотя многие из них работали не полную рабочую недельку. В том же году трудилось 80% парней в той же возрастной группе. На женщин приходилось около 48% рабочей силы Швеции.

Занятый полную рабочую недельку промышленный рабочий зарабатывает в среднем приблизительно 180 тыс. Крон в год и отдает около 40% заработной платы на прямые налоги (и социальные страховые выплаты) при условии отсутствия каких-или вычетов из налогов (но большая часть людей имеет возможность воспользоваться некоторыми вычетами). Работодатель также выплачивает около 40% суммы сверх фонда заработной платы центральному правительству для финансирования широкого комплекса выплат по социальному страхованию, включая пенсии, здравоохранение и пособие по болезни. Более того, каждый должен платить налог на добавленную цена в размере 6-25% на продукты и сервисы.

Для шведского рынка труда характерны совсем высокая степень роли трудящихся в профсоюзах (свыше 80%) и относительно мирный характер переговоров меж профсоюзами и бизнесменами. За последнее десятилетие трудовые споры стали более обыденным явлением, хотя они по-прежнему редки по интернациональным эталонам. Система централизованного ведения переговоров о заключении коллективных договоров меж Центральным объединением профсоюзов Швеции (ЛУ) и Объединением предпринимателей Швеции (САФ), характерная для большей части послевоенного периода, была равномерно отменена после 1983 года по инициативе предпринимателей. Кроме ЛУ (представляющего рабочих и некие профессии служащих) и САФ (представляющего работодателей частного сектора) есть несколько государственных объединений служащих и предпринимателей, представляющих как частный, так и государственный сектор.

В различие от большинства остальных западно-европейских государств в Швеции безработица оставалась низкой в 1970-е и 1980-е годы. Но с тех пор уровень безработицы вырос. В 1996 году он составил 8%. А 4,5% рабочей силы были заняты в системах переподготовки, государственных, публичных работ и иной деятельности, поддерживаемой правительством.

3) Природные ресурсы и условия.

Для Швеции Характерны холмистые мореные ландшафты, подзолистые земли и хвойные леса. Климат умеренный, довольно влажный. В геологическом отношении крупная часть Швеции расположена в пределах Балтийского щита, сложенного старыми кристаллическими и метаморфическими породами в основном гранитными и грейсами. В Швеции преобладают низкие плоскогорья и всхолмленные равнины. Лишь вдоль границы с Норвегией узенькой полосой протянулись складчатые Скандинавские горы. Большей высоты, они достигают на северо-западе, где отдельные вершины имеют высоту более 2 тыщ метров посреди них высшая точка Швеции - Кебнекайс (2123 метра над уровнем моря). Горные массивы разделены глубокими и узенькими речными долинами и озерными котловинами. Морское побережье Швеции в большей степени низменное.

Недра Швеции богаты сплавами и бедны минеральным топливом. Значимые месторождения металлических руд соединены с обширными выходами магматических и метаморфических пород. Ограниченное же расположением осадочных пород обусловило практическое отсутствие залежей каменного угля, нефти и природного газа. Шведское железо - рудные месторождения относятся к богатейшим в мире, как по концентрации запасов руды, так и по содержанию в ней сплава. Основной железно-рудный район, где сосредоточенно более 4:5 всех запасов железа в стране находиться за полярным кругом, в Лапландии. Лапландские руды на 2:3 состоят из сплава, но содержит много фосфора, поэтому их промышленное внедрение стало вероятным только в конце 20 века, после введения Томасовского метода плавки. Другой железно-рудный район - Берслаген узнаваемый еще со средних веков, - расположен в Средней Швеции. Руды тут не так много, как на севере, но она выгодно различается незначительным содержанием вредных примесей: фосфора и серы и издавна служила основой для развития Шведской качественной металлургии. Посреди залежей цветных металлов более значимые расположены на Норрландском плато. Это месторождение комплексных сульфидных руд в районе Булиден - Кристинеберг, содержащих: медь, цинк, свинец, золото, серебро, серый колчедан, мышьяк, месторождение свинца (Лайсвалль) и меди (Аитик).

Для Швеции характерны очень огромные колебания в режиме погоды от одного года к другому. Если преобладают воздушные массы с Атлантики, то зима более мягкая, а лето более прохладное и дождливое, при ослаблении же этого влияния зима более суровая. Геологическое строение рельефа и климат страны благоприятствует развитию густой сети рек и озер. Озера составляют характерную черту Шведского ландшафта. Они занимают более 8 % всей площади страны.

4) индустрия

Машиностроение - важнейшая ветвь шведской индустрии. Она сконцентрирована в южной и центральной части Швеции и включает несколько огромнейших промышленных компаний Швеции. Одна из них - "Асеа", которая в 1988 году соединилась со швейцарской "Браун Бовери" и образовала крупнейшую в мире электротехническую группу "АББ". Другая - "СКФ", доминировавшая в течение десятилетий на глобальных рынках промышленных подшипников. "Электролюкс" после быстрого роста в итоге поглощений является в настоящее время наикрупнейшим мировым производителем бытовой техники. "Атлас Копко" находится посреди глобальных фаворитов по производству горнодобывающего и строительного оборудования, а "Альфа-Лаваль" (не так давно поглощена компанией "Тетра Пак" - мировым фаворитом в производстве систем для упаковки напитков - и получила заглавие "Тетра-Лаваль") занимает аналогичные позиции в области производства оборудования для переработки продукции сельского хозяйства и индустрии.

Если не считать транспортного машиностроения (см. Ниже), общее машиностроение является ведущей подотраслью машиностроения, за ним следует электротехническое машиностроение (в частности, создание телекомуникационного оборудования, бытовой техники, электрических генераторов и двигателей) и металлообработка. Создание телекоммуникационных продуктов резко возросло за последние несколько лет. В 1995 году количество выпускаемой этим сектором продукции составило около 5-6% общего количества выпускаемой промышленных продуктов, либо около половины того, что производит машиностроение и авто индустрия.

"Эриксон" входит в число глобальных фаворитов в области производства средств телекоммуникации, до этого всего мобильных телефонных систем.

1995 год

а) История

Сто лет тому назад главным источником существования Швеции было сельское хозяйство, а индустриализация лишь начиналась. Перевоплощение Швеции из бедной аграрной страны в современное индустриальное общество вышло благодаря стальной руде, лесу и гидроэнергии. Эти природные ресурсы, используемые для производства лесоматериалов, бумаги и стали, заложили базу ориентированной на экспорт индустрии Швеции. Инвестиции в отрасли, базирующиеся на сырьевых материалах, внедрение гидроэнергии, электрификация и расширение железнодорожной и телефонной сети привели к увеличению спроса на продукцию машиностроения и создали базу для появления таковых машиностроительных компаний как "Телефонбулагет ЛМ Эриксон", "АСЕА" и "СКФ". Значение экспорта машиностроительной продукции равномерно росло, и промышленное создание Швеции стало более диверсифицированным.

Наличие сырьевых материалов, квалифицированные рабочие и инновационные таланты помогли Швеции выйти на уровень Великобритании по доходу на душу населения к началу второй мировой войны. Швеции удалось избежать роли в войне. Благодаря этому её индустрия и инфраструктура оказались неповрежденными и отлично подготовленными к извлечению выгод от роста мировой торговли в послевоенный период. 1958-Е и 1960-е годы характеризовались скоро возрастающим благосостоянием Швеции. Вырос спрос на авто, бытовые продукты долгого использования и остальные потребительские продукты. Тратились огромные средства на жилищное стройку и на создание гос системы обеспечения общественного благосостояния.

б) Структурные сдвиги

Удельный вес горнодобывающей и обрабатывающей индустрии в валовом внутреннем продукте (ВВП) и занятости достиг собственного максимума приблизительно в 1960 году. В последние десятилетия для Швеции, как и для многих остальных западных государств, была характерна стремительная эволюция по направлению к обществу, ориентированному на сервисы и знания.

Это иллюстрируют числа. С 1960 по 1995 год число занятых в разных отраслях сектора услуг (оптовой и розничной торговле, транспорте, связи, денежных услугах, консалтинге, образовании, здравоохранении и т.П.) Возросло приблизительно с 1,7 млн. До 2,8 млн. Человек, а занятость в горнодобывающей и обрабатывающей индустрии сократилась приблизительно с 1 млн. До 800 тыс. Человек.

В Швеции конфигурации в сторону общества, нацеленного на сервисы, приняли типичную форму расширения государственного сектора. Это вышло в итоге того, что такие ключевые сервисы как здравоохранение и образование в подавляющей части находились в сфере страны. С 1960 по 1995 год число занятых в государственном секторе равномерно возросло приблизительно на 800 тыс. Человек, тогда как в частном секторе оно возросло только на 250 тыс.

посреди обычных базисных отраслей индустрии Швеции лесопромышленность продолжает играться важную роль в экономике. Напротив, утратили свое прежнее значение такие отрасли, как добыча стальной руды, создание стали, текстиля и судостроение. Остальные отрасли, к примеру пищевая индустрия, являются необходимыми компонентами экономики страны, но не входят в число главных экспортеров. Машиностроение расширялось и составляет сейчас практически половину всей обрабатывающей индустрии. Особо скоро развивается сектор телекоммуникационных систем: за последние три года его продукция возросла более чем в 2 раза.

Произошел сдвиг от обрабатывающей индустрии, базирующейся на российском сырье, к производству более широкого комплекса изделий, для чего необходимы высококвалифицированная рабочая сила и в неких вариантах передовая разработка.

Несмотря на то, что высокотехнологичные отрасли, такие как создание компьютеров, электроника и медицинская разработка, играются относительно небольшую роль в промышленном производстве, Швеция находится посреди ведущих государств по удельному весу в ВВП промышленных научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР). В 1993 году расходы на промышленные НИОКР составили 2% ВВП. Эта цифра не включает связанные с индустрией исследования, проводящиеся в институтах и остальных высших учебных заведениях. Фактически расходы на НИОКР сильно сконцентрированы в неких отраслях. Около 80% приходится на транспортное и машинное оборудование, фармацевтические и электротовары. Более того, практически весь размер НИОКР приходится на ограниченное число больших компаний: более половины всего количества НИОКР проводится десятью компаниями, посреди которых "АББ", "Эриксон" и "Вольво".

Интернационализация

Нельзя переоценить значимость мировой свободной торговли для роста шведской индустрии и благосостояния. Швеция проводила политику свободной торговли после второй мировой войны и активно участвовала в процессе либерализации торговли в рамках ГАТТ и остальных организаций. Швеция, являясь ранее членом Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ), 1 января 1995 года вошла в Европейский альянс (ЕС).

главные торговые партнеры Швеции - страны Скандинавии, а также остальные крупные европейские страны. Более половины всей торговли Швеция ведет со странами ЕС.

Несмотря на тенденцию движения в сторону общества, нацеленного на сервисы, обрабатывающая индустрия по-прежнему доминирует в экспорте-импорте Швеции. На нее приходится более 80% совокупного экспорта продуктов и около 75% импорта. В реальности сектор услуг относительно защищен от иностранной конкуренции, в то время как обрабатывающая индустрия испытывает усиление конкуренции.

Более половины всех промышленных продуктов, идущих на экспорт, составляет продукция машиностроения. Основными экспортируемыми продуктами являются машинное оборудование, телекоммуникационные системы, электротовары и авто. Остальные принципиальные составляющие экспорта - картонная масса, картонная продукция, бумага, лесоматериалы, а также продукция химической индустрии (включая фармацевтические продукты). Если индустрия, основанная на сырьевых материалах (к примеру, лесная индустрия и добыча руды) экспортирует свою продукцию лишь на европейском рынке, то продукция машиностроения возглавляет перечень продуктов, экспортируемых за пределами Европы.

Шведские компании обрабатывающей индустрии сосредоточили значимый капитал за границей методом прямых заграничных инвестиций (ЗПИ). За дерегуляцией мирового рынка в конце 1980-х последовала активизация сектора услуг, в особенности страховых компаний и компаний, занимающихся недвижимостью. Более высокого уровня ЗПИ достигли в 1989-90-х годах, что частично было обусловлено интеграцией рынка ЕС, членом которого Швеция тогда еще не была. Около трех четвертых шведских внешних ЗПИ были ориентированы в эти годы на страны ЕС, тогда как в первой половине десятилетия этот размер чуть превосходил одну треть, и основной государством вложения капитала были Соединенные Штаты.

сейчас продукция шведских международных компаний составляет около половины всего шведского экспорта и всего промышленного производства. Многие из этих компаний высоко глобализированы: практически 90% продаж сосредоточены на иностранных рынках и более 60% занятых работает за границей.

Интернационализация явилась принципиальным стимулом к увеличению конкурентоспособности и реструктурированию шведской индустрии. Это сделало вероятным расширение продаж, нужных для финансирования главных НИОКР и решения маркетинговых задач.

Рост количества шведских компаний за границей в 1980-е годы шел рука об руку с сокращением инвестиций внутри страны. Если общее число занятых в забугорных филиалах подросло за это время приблизительно на 200 тыс., То занятость в шведском секторе тех же компаний сократилась приблизительно на 80 тыс. Человек. Эти конфигурации стали в особенности заметны в секторе интенсивной технологии и знаний. В 1993 году число занятых за границей на принадлежащих шведским фирмам компаниях составило приблизительно 535 тыс. Из них около 460 тыс. (86%) Было заняты на промышленных предприятиях. В 1994 году в 80 огромнейших промышленных группах за границей работало приблизительно 435 тыс. Человек.

В то время как что шведские компании вели активную деятельность на иностранных рынках, прямые инвестиции в шведскую индустрия были невелики. Но с 1990 года они резко возросли. В течение 1991-1995 годов иностранные вложения в шведскую экономику в первый раз превзошли шведские инвестиции за границей. В 1995 году общее число занятых в Швеции в компаниях, принадлежащих иностранному капиталу, составило 246 тыс. Человек. В 1993, 1990 и 1980 эта цифра равнялась соответственно 210 тыс. 206 Тыс. И 115 тыс. Человек. Несколько произошедших в 1990 году слияний шведского и иностранного капитала, а также больших приобретений в обрабатывающей индустрии отразились на доле иностранного капитала в шведской индустрии. В качестве примера можно привести приобретение американским "Дженерал моторс" 50% "Сааба Отомобайл"; слияние шведской "Асеа" и швейцарской "Браун Бовери", приведшее к созданию "АББ"; слияние шведской "Фармасии" и американского "Апджорна"; приобретение "Алфа Лавали" компанией "Тетр Пак" и "Нобеля Индастриз" голландским "Акцо".

в) Горнодобывающая индустрия

1% добавленной стоимости индустрии

9 тыс. Занятых

Несмотря на многовековые традиции шведской горнодобывающей индустрии, середины 1970-х годов её относительное значение упало. В 1995 году добыча стальной руды составила 18,7 млн. Метрических тонн. Вся она добывается на севере Швеции гос компанией "ЛКАБ". Швеция также производит огромное количество меди, свинца, цинка, серебра, золота и остальных цветных металлов, добываемых в основном на севере страны в шахтах, принадлежащих "Булиден", отделению компании "Треллеборг".

г) темная металлургия

5% добавленной стоимости

36 тыс. Занятых

темная металлургия в Швеции прошла через структурную экстенсивную перестройку. Сосредоточившись на проведении исследований и высококачественных разработках, Швеция стала мировым фаворитом в производстве определенных видов стали и сплавов. В ходе реконструкции вышло слияние трех огромнейших производителей обыкновенной стали в одну компанию - "Свенскт столь АО" (ССАО), на которую в настоящее время приходится свыше 60% производства стали и все создание чугуна. Поначалу главным владельцем акций было правительство, но сейчас компания полностью приватизирована. Реди главных производителей особых сталей - "Авеста Шеффилд" и "Сандвик". Продукция темной шведской металлургии включает нержавеющую ленту, листы и трубы, конструкционную сталь, сталь для роликовых подшипников и быстрорежущую сталь. В 1995 году создание стали в Швеции составило 4,2 млн. Метрических тонн, причем приблизительно 60% приходилось на обыкновенную сталь.

д) Лесная индустрия

Целлюлозно-картонная индустрия

7% добавленной стоимости индустрии

45 тыс. Занятых

Лесопильная индустрия (искл. Создание мебели)

4% добавленной стоимости индустрии

36 тыс. Занятых

Более половины местности Швеции покрыто лесом, в основном, хвойным, поэтому не удивительно, что лесная индустрия была и остается принципиальной отраслью. Приблизительно половина всех лесов принадлежит частным лицам; акционерные компании распоряжаются 40%, остальное принадлежит государству, шведской церкви и коммунам. Из-за соответствующего климата деревья растут довольно медлительно. Поэтому структура дерева выходит совсем плотной и потому подходящей в качестве хорошего материала для стройки и производства мебели. Швеция является фаворитом в использовании экологически незапятнанных способов лесничества.

Шведская лесопильная индустрия высоко механизирована и автоматизирована. Чтоб свести к минимуму издержки на перевозку, лесопильни строят в либо около леса. Индустрия довольно фрагментарна: на ней практикуется большущее количество маленьких компаний, хотя есть и несколько больших лесопилен. Более 79% продукции экспортируется. По экспорту хвойной продукции впереди Швеции идет лишь Канада.

Около 50% шведского леса идет на стройку, приблизительно 40% - на упаковочные материалы и остальное - на изготовление мебели.

Швеция занимает третье место в мире по экспорту целлюлозы и бумаги, 80% которого идет в страны ЕС. В целлюлозно-картонной индустрии Швеции произошли бессчетные слияния. Две ведущие компании - "Стура" и "ССА" - входят в число огромнейших промышленных групп. Остальные ведущие компании отрасли - "МуДу", ранее принадлежащая государству "АссиДумэн" (приватизирована в 1994 году), "Седра Скугсэгарна", "Корснэс" и "НСБ". За последние годы шведские лесопромышленные компании приобрели много компаний в странах ЕС.

е) общественная черта хозяйства

В 1960-е и 1970-е годы промышленное создание в Швеции возросло приблизительно так же, как и в странах ОЭСР в целом. Но с середины 1970-х годов рост начал замедляться. В итоге промышленный экспорт утратил с 1970 по 1992 год 25% собственного прежнего иностранного рынка. Утрата конкурентоспособности побудила правительство предпринять в конце 1970-х - начале 1980-х годов ряд девальваций шведской валюты, что привело к обесцениванию шведской кроны на более чем одну треть.

кроме ослабленной промышленной базы, обеспокоенность в последние годы также вызывало соотношение меж составляющими индустрии Швеции. Если в промышленности, основанной на знаниях, занятость в течение 1970-х росла, в 1980-е роста не наблюдалось, указывая тем самым на то, что Швеция в недостаточной мере перешла на внедрение наукоемких технологий, несмотря на значимые инвестиции в НИОКР.

Упадок индустрии в 1970-е и 1980-е годы поначалу рассматривался как естественный шаг к постиндустриальному обществу. Утрата рабочих мест в данной отрасли несколько лет компенсировалась расширением занятости в государственном секторе. Но шведская экономика продолжала зависеть от экспорта сокращающегося промышленного сектора, и в конце 1980-х пришли к выводу, что экономический рост просит окончания процесса деиндустриализации. Нужно было уменьшить государственный сектор и возродить к жизни индустрия. Таковым образом, политики договорились о ряде структурных реформ, которые призваны, были усилить долговременную динамику шведской экономики, включая проведение главной налоговой реформы, которая дозволила бы провоцировать частные инвестиции и сбережения, дальнейшую дерегуляцию рынка ценных бумаг и усиление конкурентоспособности экономики. Не считая того, уменьшение дефицита бюджета правительства и стабилизация цен были провозглашены первоочередной задачей макроэкономической политики.

Налоговая реформа 1991 года совпала с мировым экономическим кризисом. Популяция Швеции ответило резким увеличением сбережений и сокращением займов и потребления. Когда интернациональный спад обострился, и спрос упал, шведская валюта оказалась под серьезным давлением. Осенью 1992 года шведская крона вышла из привязки к экю и отправилась в свободное плавание.

ж) индустрия и окружающая среда

Согласно закону об охране окружающей среды 1969 года и более твердым положениям закона о политике в области окружающей среды, принятого в 1988 году, шведская индустрия является активной участницей государственных программ по понижению потенциально опасных отходов, поступающих в воздух, почву и воду. С 1969 года инвестиции по охране окружающей среды, осуществленные компаниями в Швеции, за исключением издержек на эксплуатацию оборудования, составили в сумме приблизительно 20 млрд. Крон. Благодаря этому индустрия существенно уменьшила свои отходы, содержащие двуокись серы, тяжелые сплавы и азотные органические растворители, а также азотные, хлорные и фосфорные составляющие.

Правительство Швеции предоставляет сотни миллионов крон на программы по улучшению окружающей среды в странах балтийского региона (страны бывшего Восточного блока, окружающих Балтийское море). Эти усилия включают подготовку, сотрудничество в области энергетики и некие экологические программы по созданию замкнутых циклов в индустрии. В промышленных и коммерческих кругах понимают, что окружающая среда - это возрастающий возможный рынок. В этом контексте сотрудничество исследователей и промышленников служит жизненно принципиальной силой для развития инноваций с хорошим коммерческим будущим; сотрудничество также способствует оздоровлению окружающей среды. Государственная политика может играться важную роль в распространении информации о возможностях "зеленого" рынка. С данной целью разрабатываются определенные стратегии.

В целом шведы являются стойкими сторонниками охраны окружающей среды. В 1995 году свыше 1 млн. Метрических тонн картонной макулатуры было вновь использовано для производства бумаги. Удельный вес потребленной бумаги, которая потом вновь употребляется в качестве макулатуры, один из более больших в Европе. Совсем эффективно налажен сбор у населения газет, идущих на переработку.

В начале 1997 года правящая Социал-демократическая партия достигла соглашения в области энергетики с оппозиционными Партией центра и Левой партией. Посреди намечающихся соглашений - решение закрыть два атомных реактора на атомной электростанции Барсебек на юго-западном побережье Швеции: первый - к 1 июля 1998 года, второй - 1 июля 2001 года. Но не был указан срок, когда атомная энергия закончит употребляться вообще. Соглашение предугадывает принятие дополнительных решений в следующем парламентском совещательном референдуме (т.Е. Не позже 2002 года).

з) Автомобилестроение

Автомобилестроение - важнейшая подотрасль машиностроения. В Швеции имеются три производителя каров: "Вольво", "Сааб Отомобайл" и "Скания". кроме автотранспорта, "Вольво" и "Скания" выпускают промышленные и морские двигатели и авиационные составляющие. "Скания" разработала и создала несколько поколений военных самолетов для Военно-воздушных сил Швеции, а также гражданских самолетов: в кооперации с отделениями "Вольво", "Эриксон" и "Цельсиус" она разработала и работает над созданием "ЙАС 39 Грипен" ("Гриффон") - многоцелевого реактивного истребителя для ВВС Швеции.

После того, как планируемое слияние "Вольво" и французского "Рено" не состоялось, "Вольво" разработала новенькую стратегию, сосредоточившись на авто и родственном ему бизнесе. Создание будет концентрироваться на производстве грузовиков, каров и автобусов, а также морских, промышленных и авиационных двигателей.

В 1990 году образовалась компания "Сааб Отомобайл АО", акциями которой вместе 50 на 50 обладают "Инвестор АО" и американский "Дженерал Моторс". "Сааб Отомобайл" сосредоточил свою деятельность на разработке, производстве и рекламе средне- и крупногабаритных каров.

"Скания" находится в числе более прибыльных глобальных производителей тяжелых грузовиков и автобусов. В начале 1995 года "Сааб-Скания" разделилась на две независящие компании, соответсвенно "Сааб" и "Скания".

В конце 1997 года принята «стратегическая» трехлетняя программа по развитию производства и модернизации заводов в Швеции, Бельгии и Нидерландах, расширению рынков сбыта и усилению сотрудничества с иностранными автомобилестроителями, по переходу на новейшие системы маркетинга. Поставлена мишень увеличить к 2001 г. Производительность труда на 30%, оборот на 30%, прибыль – на 100%. Объемы инвестиций предусматривается довести до 12 млрд. Крон в год, а расходы на научную разработку продукции – до 10 млрд. Крон. Издержки на приобретение материалов и запчастей планируется уменьшить на 15% за счет повышения закупок в странах Восточной Европы (до 20% от общего числа закупок). Каждой компании поставлена задачка представлять по новой модели каждый год. Не считая того, разработан план понижения уровня потребления бензина на 25% к 2005 г. Методом разработки новейших моделей энергосберегающих двигателей. В расширении деятельности огромное внимание уделяется рынкам Восточной Европы и Азии. В Восточной Европе (в первую очередь Россия, Венгрия, Чехия) намечено к 2001 г. Поднять оборот в пять раз до 14 млрд. Крон за счет стройки заводов по сборке грузовиков, автобусов и строительной техники, а в Азии – практически в два раза до 30 млрд. Крон за счет местной сборки легковых каров.

и) Фармацевтическая индустрия

Химическая индустрия в Швеции обеспечивает работой огромное количество людей, но экспортирует небольшую долю собственной совокупной продукции. Многие компании являются дочерними предприятиями иностранных компаний либо проводят операции за границей. "Акцо Нобель", Треллеборг", "Персторп", биотехнические и нефтехимические отделения нескольких нефтяных компаний выпускают резину, пластмассы и прочую химическую индустрия. "АГА" практикуется на производстве газов для индустрии и медицины, а "Беккерс" выпускает краски.

но более скоро расширяющаяся подотрасль химической индустрии - фармацевтическая индустрия, развитие которой за последние 20 лет было в особенности удачным. Средний годовой рост продукции в данной области составляет 8-9%. Она ориентируется, до этого всего, на экспорт, при этом некие компании продают за границей 80-90% собственной продукции. За последние 10 лет методом слияний возникло несколько новейших компаний. "Астра" и Фармасия и Апджон" - наикрупнейшие из них. Далее следует "Ферринг"

С 1985 по 1994 год экспорт фармацевтической продукции увеличивался в среднем на 20% в год. На Швецию приходится около 4% мирового экспорта в данной области. Шведская фармацевтическая индустрия расходует приблизительно 16% собственных доходов на НИОКР. Главные области исследования и реализации медикаментов - онкология, расстройства роста и глазные болезни ("Фармасия и Апджон"), диализ ("Гамбру"), желудочно-кишечные, дыхательные и сердечно-сосудистые заболевания ("Астра"). Ожидается, что темпы роста продаж неких из этих медикаментов в наиблежайшие несколько лет будут выше, чем в целом, поэтому рынку.

Биотехнология и её промышленное применение в Швеции в основном базируется на передовых медицинских исследованиях. В итоге фармацевтические компании (в особенности "Фармасия и Апджон") играются важную роль в данной области. Остальные области шведской специализации в биотехнологии - разведение растений ("Хиллисхег" и "Вейбуллс") и животноводство ("Тетра-Лаваль").

к) Пищевая индустрия

В пищевой индустрии Швеции господствует относительно маленькое количество компаний. В их число входят производственные кооперативы, такие как государственный альянс земледельцев (ЛФО), группа потребительских кооперативов и дочерние компании отлично узнаваемых иностранных многонациональных компаний. Иностранные компании доминируют в производстве (либо импорте) и продаже алкогольных напитков. За последние десятилетия концентрация в пищевой индустрии возросла, но число занятых поменялось не достаточно. Импорт заметно превосходит экспорт, но размер последнего постоянно растет.

5) Сельское хозяйство.

Сельское хозяйство играется достаточно ограниченную роль в экономической жизни страны.

В растениеводстве преобладает возделывание кормового зерна и травосеяния. Травка в Швеции издавна была самой надежной кормовой культурой. Во многих хозяйствах они удовлетворяют половину потребности молочного скота. Из остальных культур более значительную площадь занимает картофель, сахарная

свекла и масличная культура рапс. Из рапсового масла приготовляется маргарин. Пахотные земли расположены основным образом на юге страны, а также низменностях вокруг средне шведских озер. Ячмень преобладает на полуострове Сконе и на

полуострове Готланд и Эланд. Не считая того, это более вызревающий злак - основная зерновая культура на севере Швеции. Посевы овса сосредоточенны в средней части страны, в особенности на западе, где более влажный климат. Поля пшеницы более обширны на равнинах Сконе и на востоке средней Швеции, в Эстергетланде. Основной картофельный район - южные склоны Смоланда с сухими песчаными почвами. Более требовательна к почве и климату сахарная свекла возделывается практически только на полуострове Сконе. Сельское хозяйство Швеции различается высокой степенью механизации.

Животноводство в Швеции резко преобладает над земледелием. Животноводство имеет мясо - молочное направление, (доходы от мяса в 1,5 больше доходов от молока). При сокращении поголовья крупного рогатого скота наблюдается рост его продуктивности (средний надой на одну молочную корову составила в 1976 году около 4500 кг, а средняя жирность молока превысила на 4 %). создание товаров животноводства в 1976 году: молока (поставки на молочные фабрики) - 3000 тыс. Тонн, мяса - 434 тыс. Тонн, масла - 44 тыс. Тонн, сыра 83 тыс. Тонн, яиц 109 тыс. Тонн.

6) Транспорт

В экономической жизни страны постоянно игралось важную роль море. Судоходство морским методом идет 9:10 наружной торговли. Перевозки грузов Шведскими судами меж иностранными портами служат также принципиальным источником валютных поступлений. Торговый флот контролируется монополистическими группами. Более половины прибываемых в Швецию грузов составляют нефть и нефтепродукты, а посреди отправляемых преобладают стальная руда и лесопромышленные продукты. Наикрупнейший порт Швеции и всей Скандинавии Гетеборг, через который проходят до 1:3 всего морского грузооборота страны. Морские паромы связывают стальные дороги Швеции с железнодорожной сетью Дании, ФРГ. Главные порты (грузооборот в1975 году): Гетеборг (20,2 млн. Тонн), Стокгольм (5,5 тонн).

основной интернациональный аэропорт - Арланда близь Стокгольма.

Во внутреннем грузообороте преобладают железнодорожные перевозки, которые, но, испытывают быстрорастущую конкуренцию со стороны авто транспорта. Длина

железнодорожной сети сократилась с 16 тыс. Км, в начале 1950 года до 12,1 тыс. Км, (в 1976 году), из которых 7,5 тыс. Км. (62 %) Электрофицированны. Электротягой обслуживается более 9:10 грузооборота стальных дорог. В начале 1978 года в стране насчитывалось более 2,8 млн. Легковых и около 200 тыщ грузовых машин и автобусов. Машины шведского производства составляют 2:5 авто парка страны. Южная и Северная Швеции имеют густую сеть отлично оборудованных авто дорог. С юга на север на полторы тыщ км от Хельсинборга через Стокгольм и далее побережье Ботнического залива протянулась более оживленная магистраль. Другая магистраль идет вдоль западного побережья Швеции до Мальше через Гетеборг к Шведско-Норвежской границы.

9) Внешние экономические связи

Главной чертой экономической политики руководстваявляется активное проведение мер по приоритетному развитию производства в экспортных отраслях. Это осуществляется методом расширения диапазона промышленных поставщиков и контактов региона, сближения и Западной, и Южной Швеции с регионами остальных государств Евросоюза. Регион ЮЗШ составляет базу экономики и торговли Швеции. На него приходится больше половины (270 тыс.) Всех промышленных компаний, около 40% (300 тыс. Чел.) От всех занятых в индустрии страны. В ЮЗШ находится более 60% (1100) всех быстроразвивающихся компаний Швеции (т.Е. Тех, которые удвоили свой оборот за последние четыре года), из них большая часть – в ЮШ. На местности региона делается около половины государственной продукции машиностроения (автомобилестроение – 70% от всей продукции страны), более 60% производства текстильной и фармацевтической отраслей и более 70% продовольствия. ЗШ дает огромную часть продукции нефтехимической индустрии. Тут – один из огромнейших в Европе центров космических технологий, современной электроники и компьютерно-вычислительной техники, подавляющая часть упаковочной, строительной и мебельной индустрии страны. В общем, обороте шведских компаний ЗШ принадлежит 23% (около 600 млрд. Крон в 1997 г.), И лишь одному объединенному южношведскому лену (области) Сконе еще 13% (350 млрд. Крон).1997 год стал для компаний ЮЗШ, чьи акции котируются на бирже, одним из самых удачных за всю историю. Всего на Стокгольмской бирже котируются акции более чем 50 компаний ЗШ и около 30 Южной Швеции (ЮШ). практически 70% «биржевых» компаний в ЗШ и 75% в ЮШ добились в 1997 г. Роста собственного оборота, причем многие из них проявили высшую прибыльность (в первую очередь ПЛМ, «Сведала», «Сюдкрафт», «Треллеборг», Гётеборгский порт и др.). Уровень инфляции в регионе составляет более 2) о совпадает с уровнем по стране). Открытая безработица достигает в среднем 8% (что выше, чем в среднем по Швеции – 7,4%). Самый высокий уровень – в лене Сконе (9%), самый маленький - в Блекинге и Йенчепинге (6%). В целях борьбы с безработицей на юге страны правительство выделило из госбюджета 2,6 млрд. Крон властям коммун лена Сконе на «испытательное» проведение (с 1 марта 1998 г. До 2000 г.) Более самостоятельной политики на местном рынке труда (с внедрением обычных и нетрадиционных способов повышения уровня занятости). Инвестиционный климат в ЮЗШ в целом благоприятный. Тем не менее, объемы иностранных инвестиций уступают уровню 1995 г. (50 Млрд. Крон). Наметился некий рост капиталовложений в области машиностроения и пищевой индустрии. Большой активностью третий год подряд различается рынок недвижимости (преобладают покупатели из Норвегии и США). Доля забугорных компаний в экономике ЮЗШ заметно выросла, в особенности в ленах Сконе и Вестра Йоталанд. Эти компании (в основном датские, германские, американские, английские и голландские) обеспечивают сейчас около четверти всего экспорта ЮЗШ и больше его половины в сфере услуг. Параллельно с этим высокого уровня достигло иностранное акционерное роль: средняя доля иностранного владения в больших компаниях ЮЗШ, представленных на бирже, составляет 36%. Деятельность норвежских компаний в Западной Швеции устанавливает последние годы новейшие рекорды. При этом речь идет как о приобретении норвежцами шведских компаний, так и открытии ими собственного производства. В 1998 г. Больший рост активности норвежских экономических кругов ожидается в районе Дальсланд (б, лен Эльвсборг). значимая роль в привлечении норвежского капитала принадлежит местным властям и консульству Западной Швеции в ЕС – «Вест Свиден», которые стремятся таковым образом понизить в районе высокий уровень общей безработицы (12%).

Внешнеэкономическая деятельность компаний ЮЗШ не уступает по активности деятельности забугорных компаний в регионе, а по числу приобретений и открытых производственных точек даже превосходит её. В особенности в этом активны машиностроительные компании ЮЗШ. Огромных фурроров в расширении рынков сбыта добились за последнее время машиностроительные, а также медицинские, упаковочные и металлургические компании региона. Экспорт продукции компаний ЮЗШ неприклонно растет. Три четверти его приходятся на Данию и Норвегию, а также Германию и Великобританию. Регион поставляет на экспорт более 50% всей собственной промышленной продукции и около 65% сельскохозяйственной. Основными странами-импортерами продукции ЮЗШ являются Дания, Норвегия, Германия, Польша и страны Балтии. Посреди основных статей экспорта значатся авто, бумага, винно-водочные продукты, продукты машиностроения и электроники. Импорт в ЮЗШ преобладает из таковых государств, как Дания, Норвегия, Германия, США, Португалия и Китай. Главные статьи импорта – нефть, уголь, древесина, продукция машиностроения, продукты питания, текстильные изделия, игрушки. Финансово-экономический кризис в Азии оказал определенное влияние на компании ЮЗШ. Снизилась курсовая цена акций лесных и машиностроительных компаний, в собственной деятельности нацеленных на азиатский рынок. С целью понижения издержек компании предприняли меры твердой рационализации собственной деятельности. В то же время усиление конкурентноспособной борьбы в Европе привело к понижению уровня инфляции и процентных ставок, что, в свою очередь, способствует падению цен на продукты из Азии, увеличению покупательной способности и созданию новейших рабочих мест. Растет торговый оборот компаний ЮЗШ с таковыми регионами России, как Калининградская, Ленинградская, столичная, Нижегородская, Омская области и др., Возрастает число совместных проектов. Наибольшую активность тут проявляют лены Вестра Йоталанд, Сконе, Халланд и Блекинге. Компании «Альфа Лаваль», «Тетра Пак» и др. Открыли свое создание в России; в наиблежайшее время это намерены сделать также ПЛМ и «Гулльфибер» . «Сканска» и «Сведала» осуществляют в Центральном регионе России крупные строительные проекты. Морпорты. ЮЗШ в рамках страны в целом обычно играется значительную роль в формировании морского торгово-грузового и пассажирского рынка.

Оборот чисто шведских и находящихся под шведским контролем судовладельческих компаний составляет 40 млрд. Крон. Шведские пароходства объединяют около 600 грузовых и 100 пассажирских судов, две трети которых действуют на юго-западе Швеции. Региональные пароходства также располагают более современно технически обустроенными судами (около 120), зафрахтованными на долгосрочной базе. Более половины общего оборота отрасли в ЮЗШ приходится на малые и средние пароходства.

Транспортная сеть ЮЗШ исторически складывалась на базе деятельности наикрупнейшго в Скандинавии порта Гётеборг. 70% Промышленного потенциала северных государств сосредоточено в радиусе 500 км, вокруг Гётеборга; раз в год в порт заходят более 13 тыс. Судов, в 1997 году в первый раз оборот порта превысил 30 млн. Т. Обработанного груза и полмиллиона контейнеров. С 1997 года одна из огромнейших в мире компаний контейнерных перевозок «Эвергрин» параллельно с «Маерск лайн» осуществляет прямую транспортировку грузов из Гётеборга на Дальний Восток, до этого всего в Китай. Крупное объединение «Стора груп» продолжает «отрабатывать» европейское направление перевалочных поставок гетеборгского порта.

К более рентабельным пассажирским перевозкам относится паромная связь, ориентированная на европейский рынок. Тут на регулярной базе действуют пятьдесят маршрутов, раз в год обеспечивающих перевозку более 4 млн. Пассажиров и связывающих Гетеборг с 60 портами. Самой высокоэффективной в будущем коммуникационной артерией региона считается Эресуннский мост. Он будет соединять два больших по европейским эталонам торгово-пассажирских узла – Мальме и Копенгаген. Эресуннский мост считается более крупным в Европе сооружением такового плана; его длина 7845 метров, а ширина 31 метр; ввод в действие моста запланирован на середину 2000 года.

русская деятельность на транспортном рынке ЮЗШ фактически полностью свернута. Заходы русских торгово-грузовых судов в порты региона очень незначительны как по их количеству, так и по размеру доставляемых грузов. В 1998 году на верфях Южной Швеции прошли ремонт и переоборудование три русских судна малой тоннажности. Закончено переоснащение для ведения сейсморазведки, проданного в рассрочку норвежцам «Светломора I» . В Гетеборге обладатель малого компании «Хай си сервисез» арендует русский танкер для дозаправки в открытом море шведских рыболовных судов.

Аэропорт «Ландветтер». Расположен в ЮЗШ (Гётеборг), является наикрупнейшим аэропортом Северной Европы. Считается, что «Ландветтер» заменит интернациональный аэропорт «Каструп» (Копенгаген), если последний будет закрыт по какой-или причине. В течение года «Ландветтер» может обслужить от 5 млн. Пассажиров и обработать 110 тыщ тонн грузов. Международные и чартерные рейсы составляют около 60% всего потока пассажиров. "Ландветтер» расположен в центре западной Швеции и находится в 25 км от Гётеборга, который является вторым по величине фабричным, научным и культурным центром страны, а также сравнимо недалеко от больших городов Уддевалла, Трольхеттан, Алингсое, Бурос, Кунгсбака, Варберг и др. От аэропорта до Гётеборга и Буроса ходят маршрутные автобусы.

"Ландветтеру» принадлежит рекорд по пунктуальности выполнения полетов в Европе. Раз в год 99,7% самолетов независимо от погоды и того факта, что аэропорт расположен в самом туманном районе Швеции (аэропорт охвачен полностью туманом в течение одного месяца в году), садятся и взлетают строго по расписанию. Время регистрации на интернациональных линиях доведено до 30 мин., На внутренних – до 10 мин. Противопожарная система сохранности аэропорта является одной из самых стремительных систем реагирования в мире: 6 тыс. Л воды в минуту могут достичь хоть какой точки взлетной полосы за 90 сек. (При интернациональной норме в 120 сек.). В районе аэропорта имеются две платные стоянки. Одна из них для провожающих и гостей (вмещает 2500 каров); другая – длительная – для улетающих пассажиров (вмещает 1000 каров). В аэропорту имеется «команда безопасности». По всему аэропорту расположены противотеррористические сигнальные системы и электронноконтролируемые двери. С центрального пульта осуществляется неизменное наблюдение за входными дверями в основное здание аэропорта и скрытый контроль залов.

Эресунн. Энтузиазм представляет последовательное выдвижение Южной Швеции, до этого всего Мальмё, и района огромного Копенгагена на позиции сдвоенного центра транснационального регионального сотрудничества по обе стороны пролива Эресунн. Речь идет о концентрации в названном районе собственных совокупных ресурсов с подключением денежных источников ЕС. В 1993 году был создан Эресуннский комитет, являющийся, по сути, политическим механизмом претворения в жизнь названных планов: его почетными сопредседателями являются премьер-министр Швеции Й. Перссон и премьер-министр Дании П. Расмуссен.

Эресуннская транснациональная региональная структура формируется в итоге законодательно закрепленного на этот счет решения, принятого датским и шведским правительствами. Дополнительным импульсом в деле его реализации послужило начало стройки комбинированного железнодорожно-авто моста меж Копенгагеном и Мальмё. Эта магистраль является составной частью трансъевропейской транспортной сети и будет введена в действие в 2000 году.

популяция Эресуннского региона составляет 2,9 млн. Человек при обшей занятости в 1,4 млн. Он владеет уникальным потенциалом в деле развития межрегиональной торговли. Гетеборг-Осло. Фopмaльнo закрепленное устойчивое начало трансграничного сотрудничества меж Западной Швецией и Южной Норвегией было заложено созданием в 1980 г. Приграничного комитета в рамках соответствующих программ Совета министров северных государств. Далее, в связи с вхождением Швеции в Евросоюз (Норвегия не входит в состав ЕС) на базе подписанного в 1995 г. Шведско-норвежского межрегионального соглашения создается единый орган координации сотрудничества – Совет. В его состав вошли представители городских властей Гетеборга и Осло, губернского политико-экономического истеблишмента; двухлетнее председательствование осуществляется попеременно. По февраль 1999 г. Трансграничное сотрудничество контролируется Гетеборгом.

В том же, 1995 г., В согласовании с обращением Приграничного комитета Комиссия ЕС утвердила программу межрегиональной кооперации на период до 1999 г. С общим бюджетом в 221 млн. Шв. Кр. (21% – взнос ЕС, 42% – Норвегии, 37% – Швеции). В сентябре того же года было сформировано консульство Гетеборга в Осло, а в 1996 г. – консульство норвежской стороны в Гетеборге.

Целью сотворения шведско-норвежской трансграничной структуры является усиление сотрудничества историко-этнически близких народов двух государств. Регион включает в себя около 10% местности каждой из сторон и практически 3,5 млн. Человек; в нем сосредоточено около половины промышленного потенциала Скандинавии, развитие которого стимулируется высокоразвитой транспортно-коммуникационной инфраструктурой. Cтороны исходили из предпосылки, что включаемые в сферу общей деятельности местности не имеют принципиальных различий в уровне экономического развития, а во многих принципиальных областях являются взаимодополняющими. С учетом полосы шведских властей на вероятное обширное привлечение в Западную Швецию иностранных инвестиций, взаимодействие с норвежцами считается тут нормально выгодным. Норвегия второй в мире экспортер сырой нефти. После введения в строй месторождения природного газа «Тролль» она стала одним из главных поставщиков газа в Европу. Экспорт углеводородов обеспечивает норвежцам высокий, даже по европейским меркам, жизненный уровень жизни.

Отдельное принципиальное направление развития деятельности – Россия. В наиблежайшие годы концерн предполагает увеличить свое сегодняшнее присутствие тут в пять раз. Для практического ведения дел «Вольво» сформировала специальную группу по России и Восточной Европе во главе с вице-президентом концерна Л. Янссоном. Расширение размеров деятельности намечается выполнить благодаря открытию нескольких заводов по сборке автобусов, позднее – и грузовиков «Вольво». Что касается продаж легковых каров и различного рода двигателей, управление концерна пока устраивает сегодняшний порядок, когда этим занимаются получившие лицензии дилеры.

1995 год

Импорт продукции

Экспорт продукции

Машиностроение 50%

Машиностроение 53%

Энергия 6%

Энергия 2%

Пищевые продукты 5%

Пищевые продукты 2%

Лесная продукция 3%

Лесная продукция 19%

остальные 35%

остальные 24%

По размеру внешнеторгового оборота Швеция занимает 10-е место посреди развитых капиталистических государств. Цена (в 1976) экспорта - 80,2 млрд. Крон, импорта 83,3. В экспорте преобладают (1976) продукция, машиностроения и металлообработки ((49 %) по стоимости), целлюлозно-картонной и деревообрабатывающей индустрии (20 %), металлургии (8 %). Главные статьи импорта: машины и оборудования (36 %), топливо (18 %), химическая индустрия (8 %), сплавы (7 %). Географическое направления наружной торговли свидетельствуют о сильной экономической и торгово-политической привязанности Швеции к Западной Европе, на долю, которой приходиться 3/4 Шведского экспорта и импорта. Важнейшие торговые партнеры (доля экспорта и импорта в %, 1976): ФРГ (10 и 19), Великобритания (11и 10), Норвегия (11 и 6), Дания (10 и 6), Финляндия (6,6), США (5 и 7). Расширяется создание коопераций меж Шведскими и русскими предприятиями в индустрии, энергетике и транспорте.

10) перечень используемой литературы.

1.крупная русская Энциклопедия,

2.www.sweden.north.se

3.www.geo.com

4.http://www.allru.net/cgi-bin/get.pl?r=z09z08

5.http://www.list.ru/catalog/11001.3.sort2.html

6.http://stulchik.net/main.shtml?ruk



 
Еще рефераты и курсовые из раздела
Топливно-энергетический комплекс России
1. Введение Развиваясь,человечество начинает употреблять все новейшие виды ресурсов (атомную и геотермальную энергию, солнечную, гидроэнергию приливов и отливов,ветряную и...

Куба
1.Политико - и экономико-географическое положение. Республика Куба – первое социалистическое правительство в западном полушарии. Куба расположена в Вест-Индии...

Эстония
Строение поверхности Территория Эстонии расположена на за­паде широкой российской равнины, фундамент которой образуют кристаллические горные породы, хранящие память о самых старых...

География "русская историческая энциклопедия"
География "русская историческая энциклопедия"                                           ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК    В истории Боливии можно выделить несколько главных периодов:...

Шпаргалки по географии мирового хозяйства
Шпаргалки по географии мирового хозяйства 1. Территория в публичной географии и общественно-географической действительности. Понятие местности различается от понятия пространства...