рефераты, курсовые, дипломы >>> военное дело

 

Военные реформы 1862-74 годов в России. Техническое перевооружение армии и флота, всесословная воинская повинность. Изменение системы военного управления

 

Государственный комитет русской Федерации по высокому образованию

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ институт

[pic]

Военная кафедра

Реферат на тему

Военные реформы 1862(1874 годов в России

Техническое перевооружение армии и флота, всесословная воинская повинность

Изменение системы военного управления

Группа АС–513
Студент Борзов Андрей Николаевич
Преподаватель Умников Александр Александрович
Дата 14 декабря 1997 года

Новосибирск 1997

Содержание


ВВЕДЕНИЕ 3


1. ПЛАН ВОЕННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ 5


2. РЕФОРМЫ В ОБЛАСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ И КОМПЛЕКТОВАНИЯ АРМИИ В 60-Е
ГОДЫ 7


3. ПЕРЕВООРУЖЕНИЕ АРМИИ 8


4. конфигурации В ОБЛАСТИ БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЙСК 9


5. РЕФОРМЫ В ОБЛАСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И КОМПЛЕКТОВАНИЯ ВОЙСК В 70-Е ГОДЫ 10


ЗАКЛЮЧЕНИЕ 10


перечень ЛИТЕРАТУРЫ 12

Введение

Первая половина XIX века характеризовалась всё усиливавшимся кризисом феодально-крепостнической системы в итоге развития в недрах ее новейших капиталистических отношений.

Этот процесс разложения феодально-крепостнической системы обусловливал рост классовых противоречий и возникновение новой буржуазной идеологии.

Боязнь революционного взрыва и рвение упрочить систему государственного управления вызывали необходимость отдельных маленьких реформ, рассчитанных на сохранение основ феодально-крепостнического строя.
Мероприятия эти обусловливались также и экономическими переменами, происходившими под влиянием развития капитализма.

но эти незначительные реформы не могли внести какие-или значительные конфигурации в условиях кризиса всей системы феодально- крепостнического страны.

В области наружной политики царизм выступал в роли всеевропейского жандарма, ставя собственной задачей сохранить феодально-крепостнические порядки и в Западной Европе.

Отсталость крепостнической экономики, загнивание всей системы самодержавно-дворянского страны в целом, всё это обусловливало состояние одного из главных орудий гос власти – армии.

Снабжение войск стрелковым орудием осуществлялось тремя заводами:
Тульским, Сестрорецким и Ижевским, производительность которых была рассчитана на изготовление 100 тыщ ружей в год. Вследствие простого оборудования этих заводов и низкой производительности крепостного труда изготовлялось в среднем только 52000 ружей. Не в лучшем состоянии находилось и создание пороха. Пороховые фабрики – Казанский, Охтенский и Шостенский изготовляли раз в год немногим более 50 тыс. Пудов пороха, что составляло около 50% их производственных возможностей.

Стрелковое вооружение состояло практически только из гладкоствольных ударных и кремневых ружей. Дальность стрельбы из этих ружей не превосходила
300 шагов при очень незначительной точности попадания.

Вооружение артиллерии состояло из гладкоствольных, заряжающихся с дула пушек, металлических и медных. Прицельная дальность из орудий как полевой, так и тяжёлой артиллерии не превосходила 400–500 сажен.

В силу этого вооружение армии было очень несовершенным и недостаточным в количественном отношении.

К началу 50-х годов российская армия состояла и регулярных и иррегулярных войск, общей численностью в 1084700 человек.

изюминка дореформенной армии заключалась в том, что численный состав ее практически не изменялся в военное время, т.Е. Армия не имела возможностей для развёртывания во время войны; это разъяснялось спецификой ее комплектования.

Комплектование армии рядовым составом производилось по рекрутскому уставу 1831 г. Военная служба являлась обязательной только для податных сословий. Срок службы был установлен в 25 лет. Призывной возраст от 20 до
35 лет. Ежегодный контингент рекрут составлял в среднем 80 тыс.

Рекруты, зачисленные в армию, освобождались от крепостной зависимости. Следовательно, в условиях существования крепостного права нельзя было увеличить количество призываемых и сделать кадры обученного запаса.

С 1834 года солдаты, прослужившие в армии 15–20 лет, увольнялись во временные отпуска, что имело собственной целью обеспечить развёртывание армии в случае войны. Но эта мера не принесла каких-или существенных результатов.

Комплектование армии офицерами производилось из числа окончивших кадетские корпуса и особые военные училища, из «недорослей из дворян», не получивших никакого образования и поступавших в армию добровольно юнкерами, и унтер-офицеров общих сроков службы, т.Е. Призываемых по рекрутскому набору.

Всё обучение характеризовалось подготовкой войск к смотрам и парадам, а не к действиям на войне. Боевая подготовка осуществлялась в духе прусской фронтовой муштры, ставившей собственной задачей перевоплощение солдата в бездушного манекена, лишённого какой-бы то ни было инициативы и способного только механически делать команду начальства.

Эта система обучения войск целиком соответствовала классовым интересам феодально-крепостнического страны в период его разложения.

Анализируя состояние российской армии накануне реформ можно сделать следующие выводы:
1. Отсталость феодально-крепостнической экономики обусловливала несовершенство вооружения российской армии.
2. недочеты комплектования, способов обучения войск и организации армии, также определялись всей системой феодально-крепостнического страны, и никакие, даже частные, улучшения не были возможны в условиях существования данной системы.
3. Общее состояние армии отражало в себе, как в фокусе, процесс загнивания всей системы самодержавно-крепостнического страны.

1. План военных преобразований

Нарастание революционной ситуации принудило царизм стать на путь отмены крепостного права и выполнить реформу 1861 года.

Отмена крепостного права знаменовала собою начало новой, буржуазной, эры в историческом развитии России. Несмотря на сохранение в значимой степени пережитков крепостничества, реформа создала условия для развития капитализма.

Введение земств, новейших судебных учреждений, цензурная реформа, изменение институтского устава, реформа средней школы и, наконец, введение городских органов самоуправления – всё это и явилось той уступкой, которую царизм обязан был сделать растущему движению народных масс.

Состояние армии также требовало коренного преобразования.

Отсталость военной организации, обнаружившаяся в период войны, с одной стороны, дальнейшее развитие военной техники – введение нарезного орудия,– с другой, и, наконец, общий рост вооружений главнейших европейских стран,– всё это вызывало необходимость конфигурации всей системы военного устройства и организации армии.

Летом 1855 года была создана комиссия «для улучшений по военной части». Первым ее председателем являлся гр. Ридигер, а после его погибели – преемник по командованию ген. Плаутин.

Перед комиссией были поставлены следующие задачки: изменить и упростить строевые уставы, улучшить вооружение, ввести в войсках занятия для физического развития солдат и офицеров, составить новенькую программу обучения войск в мирное время, изменить систему аттестации офицеров и установить новейшие принципы повышения их по службе.

15 января 1862 года военным министром Милютиным был представлен
Александру II «всеподданнейший» доклад, содержавший в себе план преобразования армии, касавшийся практически всех сторон ее организации и устройства.

В области организации армии Милютин указывал на необходимость сокращения ее в мирное время до минимума и сотворения условий для наибольшего развёртывания ее во время войны. Ставя собственной задачей скопление обученного людского запаса, военный министр предлагал уменьшить срок реальной службы путём увольнения солдат во временный отпуск на седьмом – восьмом году пребывания в армии.

В целях обеспечения армии на вариант войны офицерским составом, предполагалось создание резерва бессрочноотпускных офицеров, получающих в мирное время определённое содержание. Для улучшения подготовки офицерского состава намечалось расширение сети корпусных и дивизионных юнкерских школ, а также изменение системы преподавания в кадетских корпусах.

принципиальное место в плане военных преобразований отводилось перевооружению армии, определявшему собою, в конечном счёте, как компанию войск, так и всю систему боевой подготовки. В докладе указывалось на необходимость скорого обеспечения как пехоты, так и артиллерии новыми видами вооружения. Совместно с тем отмечалась настоятельная потребность развития отечественной военной индустрии, чтобы избежать зависимости от заграницы.

Боевая подготовка войск обязана была включать в себя только те знания, которые необходимы на войне. При этом огромное внимание уделялось развитию физических свойств солдата, а также распространению грамотности, что являлось очень принципиальным в условиях быстрого роста военной техники.

Переходя к вопросу реорганизации центрального военного управления,
Милютин указывал на необходимость децентрализации его. С данной целью предполагалось создание военных округов, сосредоточивающих в собственных руках все командные и административно-хозяйственные функции. Военное министерство сохраняло за собой только общее управление.

В связи с организацией военных округов предполагалось упразднение армейских корпусов. Высшей тактической единицей обязана была являться дивизия.

Наряду с созданием местных органов военного управления намечалась реорганизация и Военного министерства.

Все эти преобразования были утверждены Александром II и положены в базу реорганизации армии.

Анализируя план военных преобразований, нужно сделать следующие выводы:
1. Военные реформы вызывались необходимостью укрепить армию, призванную обеспечивать господство эксплуататорских классов внутри страны в новейших исторических условиях, а также делать внешнеполитические задачки царизма.
2. Необходимость преобразований обусловливалась также быстрым развитием военной техники (введение нарезного орудия, изобретение орудия, заряжающегося с казённой части). Это требовало приведения вооружения армии в соответствие с уровнем техники военного дела, что было в особенности принципиально в связи с ростом милитаризма в Европе.
3. Объективный смысл плана военных преобразований заключался в стремлении реорганизовать вооружённые силы России в массовую буржуазную армию.
совместно с тем план военных преобразований сохранял ряд принципов военно- феодального устройства (комплектование армии путём рекрутских наборов и др.), Что являлось неизбежным в условиях существования самодержавно- дворянского страны.

2. Реформы в области организации управления и комплектования армии в 60-е годы

Преобразования в области организации армии в 60-е годы заключались в стремлении уменьшить численный состав войск в мирное время и сделать условия для наибольшего развёртывания вооружённых сил во время войны, не прибегая при этом к формированию новейших тактических единиц.

В согласовании с данной задачей была принята новая организация армии.
Вся пехота по данной организации состояла из 47 дивизий (заместо 28 в прошедшем), дивизии – из 4-х полков, полки из трёх батальонов, каждый батальон из 5 рот – четырёх линейных и одной стрелковой. В военное время численность батальона определялась в 900 рядовых в строю. Для мирного времени устанавливалось три штатных состава: усиленный – 680 рядовых в батальоне, обыкновенный – мирный – 500 рядовых и кадровый – 320 рядовых.

Число артиллерийских бригад также увеличивалось с 28 до 47. любая артиллерийская бригада состояла из 3-х батарей, численный состав которых изменялся так же, как и в пехоте.

Кавалерия по новой организации войск состояла из 56 полков, составлявших 10 кавалерийских дивизий.

В итоге новой организации войск численность вооружённых сил к 1- му января 1868 года составляла по штатам мирного времени 726 тыщ человек, а по штатам военного – 1154000 человек.

Для развёртывания армии в случае войны имелся обученный людской запас в составе 500 тыщ человек, образовавшийся за счёт увольнения во временные отпуска солдат на 5 – 6 году службы.

таковым образом, новая система организации армии создавала условия для некого развёртывания ее во время войны, не прибегая при этом к формированию новейших тактических единиц.

В итоге военно-окружной реформы, осуществлённой в 1864 году, было создано 15 военных округов, сосредоточивших в себе все командные и военно-административные функции в отношении войск, расположенных в определённом районе.

Наряду с созданием местных органов военного управления проводилась и реорганизация Военного министерства, закончившаяся в 1868 году. В итоге данной реформы Военное министерство концентрировало в собственных руках все командные, военно-административные и хозяйственные функции по отношению ко всем сухопутным военным силам. Как особые рода войск, так и военно- учебные заведения, не подчинявшиеся ранее Министерству, были переданы целиком в его ведение.

В итоге осуществлённой реформы был сокращён аппарат Министерства и существенно уменьшена переписка. Благодаря созданию военных округов за
Военным министерством оставалось только общее управление и контроль за деятельностью местных органов военного управления.

Военно-судебная реформа, осуществлённая во второй половине 60-х годов, вводила новейшие принципы буржуазного судопроизводства в армии
(гласность, состязательность процесса и т.Д.).

Если по военно-судебному уставу военный трибунал предназначался в мирное время для рассмотрения дел военнослужащих, то скоро, в ужасе перед возрастающим революционным движением, правительство передало в ведение его и дела по так называемым государственным преступлениям.

3. Перевооружение армии

Период перевооружения армии можно поделить на два этапа: первый, приблизительно до 1866 года, когда происходила замена гладкоствольного вооружения нарезным, заряжающимся с дула, и второй этап – с 1866 года, характеризовавшийся введением нарезного, заряжающегося с казённой части вооружения.

В области стрелкового вооружения с 1866 года производилась переделка существовавших винтовок и изготовление новейших по разным системам (Терри-
Нормана, Карле, Крнка). Снабжение армии новыми винтовками осуществлялось очень медлительно вследствие слабого развития российских заводов и отсутствия средств для приобретения орудия за границей.

только в начале 70-х годов армия оказалась снабжённой заряжающимися с казны винтовками.

В конце 60-х годов была принята на вооружение скорострельная винтовка так называемой системы Бердана, практически сконструированная русскими офицерами Горловым и Ганиусом и именовавшаяся в Америке «русской винтовкой». Лишь с 1872 года на российских заводах было приступлено к освоению данной системы орудия.

С 1866 года происходит перевооружение артиллерии как полевой, так и тяжёлой, новыми орудиями, заряжающимися с казённой части.

Разработанные русскими учёными артиллеристами Маиевским, Гадолиным,
Калакуцким, Лавровым системы артиллерийских орудий и снарядов к ним не лишь не уступали иностранным, но существенно превосходили их.

Перевооружение армии длилось более 20 лет и не было закончено к началу русско-турецкой войны. Это разъяснялось в первую очередь экономической отсталостью самодержавно-дворянского страны, а также неспособностью его организовать казённую военную индустрия на новейших началах вольнонаёмного труда.

4. конфигурации в области боевой

подготовки войск

Система обучения войск не была подчинена задачкам подготовки армии к действиям в боевой обстановке, а, напротив, всё внимание сосредоточивалось на усвоении положений линейной тактики, рассчитанной на внешний эффект, нужный на смотрах и парадах. Умение чётко маршировать, отлично делать ружейные приёмы – к этому, фактически, сводилась подготовка одиночного бойца.

особенное значение придавалось внешнему единству действий отдельных частей и соединений. Равнение как на месте, так и на марше, слаженное выполнение команд – таковы главные требования, предъявлявшиеся к командирам отдельных частей в области обучения вверенных им войск.

Вся эта система боевой и тактической подготовки нашла в период
Крымской войны свою полную несостоятельность.

Изменение системы вооружения и обусловило необходимость введения других принципов боевой подготовки войск.

Обучение войск в условиях, близких к боевым, создание манёвров, практические стрельбы, ознакомление пехоты и артиллерии с сапёрными работами, развитие физических свойств солдата, распространение грамотности
– всё это характеризовало новенькую систему боевой подготовки.

В согласовании с этим были изменены и строевые уставы, в которых серьёзное внимание уделялось одиночной подготовке бойца.

таковым образом реформы 60-х – 70-х годов в области обучения войск значительно изменили весь характер боевой подготовки армии.

но и эта новая система содержала в себе серьёзные недочеты.
главным недочетом являлось несоответствие тактических принципов уровню развития огнестрельного орудия; это находило своё выражение основным образом в сохранении сомкнутого строя в пехоте, в игнорировании действий кавалерии в спешенном строю, а также в недостаточном использовании возможностей новейших видов вооружения (недооценка скорострельности орудия и стрельбы на дальнее расстояние).

не считая того, финансовое состояние самодержавного страны также служило серьёзным препятствием в обучении войск (отсутствие средств на проведение артиллерийских стрельб, лагерных сборов, манёвров, недостаточное количество казарменных помещений).

Анализ преобразований в области боевой подготовки со всей ясностью обнаруживает крупные недочеты новой системы обучения войск, непреодолимых в обстановке того времени.

5. Реформы в области организации и комплектования войск в 70-е годы

1 января 1874 года был издан закон о внедрении всесословной воинской повинности. Закон этот являлся одной из более последовательных буржуазных реформ, осуществлённых в период 60-х –70-х годов.

Инициатива введения всесословной воинской повинности принадлежала П.
А. Валуеву, подавшему Александру II об этом специальную записку в октябре
1870 года.

Распространение обязательной военной службы на все сословия ликвидировало преимущество дворянства, дарованную ему манифестом Петра III в
1762 г., И уничтожило право откупаться от военной службы.

утомившись о воинской повинности в основном верно решал вопрос комплектования войск, обеспечивая рост обученных людских резервов и создавая тем самым условия для перевоплощения вооружённых сил России в современную массовую армию буржуазного типа.

совместно с тем закон о всесословной воинской повинности, предоставляя широкие льготы по образованию, стимулировал развитие начального обучения, а также способствовал увеличению числа лиц, оканчивавших средние и высшие учебные заведения. Всё это соответствовало интересам буржуазного развития страны.

Введение всесословной воинской повинности имело огромное положительное значение.

Заключение

Русско-турецкая война 1877–78 гг. Явилась серьёзной проверкой осуществлённых преобразований армии, обнаружив как сильнейшие, так и слабые их стороны.

Она нашла ограниченные способности новой организации войск – недочет обученного людского запаса, вследствие чего дальнейшее усиление вооружённых сил являлось невозможным. Организация резервных войск, принятая на Секретном совещании 1873 года, определившая назначение этих войск только для несения тыловой службы, нашла свою полную несостоятельность.

В вооружении армии также имелись серьёзные дефекты. Преобладающее большая часть пехотных дивизий было вооружено винтовками системы Крнка, обладавшими недостаточной дальностью деяния, а также нехороший экстракцией.
Полевая артиллерия совсем не имела на вооружении дальнобойных орудий.

практически полное отсутствие на вооружении кавалерии огнестрельного орудия, а также игнорирование ею действий в пешем строю существенно снижало боевые свойства кавалерийских частей.

Наконец, война нашла слабое взаимодействие отдельных родов орудия, что явилось результатом отсутствия в мирное время армейских корпусов, сформированных только в период мобилизации.

В итоге опыта войны в первые годы по ее окончании был произведён в армии ряд дальнейших преобразований: изменена организация резервных войск, пересмотрены строевые уставы, осуществлено вооружение полевой артиллерии дальнобойными орудиями, а также закончено снабжение пехоты винтовками, так называемой системы Бердана. Но опыт войны всё же учтён полностью не был.

Таковы результаты исследования вопроса о состоянии российской армии в период 1860 – 1870 годов.

перечень литературы

1. Леонов, Харичкин. Военные реформы в истории русского страны (XIX
– начало XX века): опыт и уроки. Выпуск 3. М.,1994

2. Зайончковский. Военные реформы 1860 – 1870 годов в России. М.: МГУ, 1952


 
Еще рефераты и курсовые из раздела
Орудие массового поражения
Ядерное орудие "Ядерные боеприпасы. Принцип устройства ядерных, термоядерных, нейтрон- ных боеприпасов. Короткая черта средств внедрения ядерных бое- припасов , поражающих факторов...

История сотворения, развития и общее устройство БТР
План: Введение 1. Создание первых российских бронемашин 2. главные типы бронированных машин 3. Компоновка БТР 4. Бронекорпус и размещение расчета Заключение ...

Мероприятия Гражданской обороны по защите населения, территорий и объектов хозяйствования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
Содержание Введение . 3 Защита населения . 4 Укрытие населения в укрытия 4 Эвакуация населения . 5 Средства индивидуальной защиты . 7 Защита объектов...

Марш в особых условиях
Содержание Общие условия совершения марша . 2 Походное охранение . 6 Марш в горах . 6 Марш в лесу . 8 Марш в пустыне . 9 ...

Защита рабочих и служащих объекта в чрезвычайных ситуациях
План Введение……………………………………………………………………….3 1. сохранность производственной деятельности……………………… 5 2. Устойчивость работы объектов экономики...