рефераты, курсовые, дипломы >>> бухгалтерский учет и аудит

 

Определение цены продуктов в целях налогообложения

 

Определение цены продуктов в целях налогообложения

На сегодняшний день фактически не осталось стран, налоговое законодательство которых не уделяло бы пристального внимания вопросам ценообразования и учета цен для правильного налогообложения.

До 1 января 1999 г. Порядок определения цены продуктов в целях налогообложения не был установлен единым нормативным актом, а регулировался нормами разных нормативных актов (Закон «О НДС», Закон «О налоге на прибыль компаний и организаций», аннотация ГНС РФ от 15.05.95 г. № 30 «О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды»).

С 1 января 1999 г. Статьей 40 НК РФ установлен новый порядок определения цены продуктов, работ либо услуг для целей налогообложения. По правилам данной статьи спецрасчет осуществляется при реализации по ценам, отклоняющимся от рыночной цены.

В пункте 1 ст. 40 НК РФ закреплена презумпция соответствия договорной цены уровню рыночных цен и предусмотрены основания и порядок опровержения налоговым органом данной презумпции.

Проверка обоснованности внедрения цен в целях последующего доначисления налогов применяется лишь в следующих вариантах (п.2 Ст. 40 НК РФ):

сделка совершается меж взаимозависимыми лицами;

сделка является товарообменной (бартерной) операцией;

сделка является внешнеторговой;

при отклонении более чем на 20% в сторону повышения либо сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.

В других вариантах налоговый орган не вправе оговаривать для целей налогобложения цену продуктов (работ, услуг) указанную сторонами в сделке.

В согласовании с п.3 Ст.40 НК РФ налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени. При этом объектом налогообложения является разница меж рыночной стоимостью продукта (работы, услуг) и суммой, реально уплаченной за продукт (работы, сервисы).

Рассмотрим каждое из оснований проверки обоснованности внедрения цен в целях налогообложения более подробно.

Сделки меж взаимозависимыми лицами.

Понятие «взаимозависимые лица» является новым для русского налогообложения и закреплено в статье 20 НК РФ. Правовым последствием признания лиц взаимозависимыми является то, что налоговые органы вправе проверять правильность внедрения цен по сделкам меж ними для целей налогообложения (п.2, П.8 Ст. 40 НК РФ). Понятие взаимозависимых лиц введено только для целей налогообложения, чтоб воспрепятствовать уменьшению налогооблогаемой базы методом занижения настоящих экономических результатов деятельности лиц, совершающих меж собой те либо другие сдлеки либо операции.

Подпунктами 1-3 ст. 20 НК РФ указаны условия, при наличии которых дела меж лицами признаются взаимозависимыми:

Одна организация участвует в имуществе другой организации и доля такового роли составляет более 20 %. Учитываются как непосредственное, так и косвенное влияние на условия либо экономические результаты деятельности физических лиц и (либо) организаций.

Под прямым (непосредственным) ролью понимается прямое, без посредства остальных организаций роль одной организации в другой. Под косвенным ролью одной организации в другой понимается прямое, без посредства остальных организаций роль одной организации в другой.

Данное основание имеет сходство с институтом аффилированных лиц ( Закон РФ от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»)

Пример непосредственного роли.

ОАО «Феникс» является одним из учредителей ООО «Аметист» и обладает 25% от уставного капитала. В данном случае сделки, совершаемые меж ОАО «Феникс» и ООО «Аметист», подлежат контролю со стороны налогового органа. Если бы доля такового роли составила 19,9%, то по данному основанию контроля не было бы.

Пример косвенного роли

ЗАО «Альбатрос» является одним из учредителей ООО «Конкорд» и обладает 70% от уставного капитала. ООО «Конкорд» обладает акциями ОАО «Мечта» в размере 30% от уставного капитала. В данном случае ЗАО «Альбатрос» и ОАО «Мечта» являются взаимозависимыми лицами, т.К. Доля роли ЗАО «Альбатрос» в ОАО «Мечта» составляет 21% (70% х 30% : 100% = 21%). Все сделки, совершаемые меж ЗАО «Альбатрос» и ОАО «Мечта» подлежат контролю со стороны налоговых органов.

В случае, если бы ЗАО «Альбатрос» владело 60% в уставном капитале ООО «Конкорд», то доля косвенного роли в ОАО «Мечта» составила бы 18% (60% х 30% : 100% = 18%), что избавило бы от контроля со стороны налоговых органов.

Хотелось бы направить внимание, что данные положения используются лишь по отношению к организациям (юридическим лицам), по отношению к физическим лицам – учредителям организации – данный подпункт не применяется.

одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению.

таковым образом, директор организации и все другие работники организации являются взаимозависимыми лицами. При совершении сделок (купли-реализации, услуг и т.Д.) Меж работниками одного и того же компании следует убедиться в наличии либо отсутствии подчинения по должностному положению согласно внутренним документам организации (приказам, штатным расписаниям, должностным инструкциям и т.Д.).

не считая того, под пристальным вниманием налоговых органов находятся сделки по приобретению имущества у организации её работником. Хотя данный момент вызывает некие споры, т.К. Подписывая договор от имени организации, директор является не физическим лицом, а представляет юридическое лицо, но с другой стороны, он может действовать при заключении сделки от имени компании в собственных интересах.

Сто процентное внимание налоговых органов завлекают сделки, когда, действуя от имени организации, директор реализует себе как физическому лицу какое-или имущество.

лица состоят в согласовании с семейным законодательством РФ в брачных отношениях, отношениях родства либо характеристики, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.

Определенную сложность в применении данной нормы вызывает то, что ни домашний кодекс РФ, ни другие законодательные акты не определяют понятие родства и характеристики, а также не указывают, какие лица относятся к родственникам и свойственникам. Если следовать положениям домашнего права, то под близкими родственниками следует понимать лиц, связанных кровной связью: родственники по прямой восходящий и нисходящей полосы (родители и дети, дедушки, бабушки и внуки), полнородные и неполнородные (имеющих общих отца либо мать) братья и сестры (ст. 14 Домашнего кодекса РФ). Под свойственниками понимаются братья, сестры, родители и дети супругов (теща, свекровь, деверь, шурин, золовка и т.Д.)

К огорчению, нормами Налогового кодекса неопределена степень родства и характеристики, достаточная для признания лиц взаимозависимыми.

Пункт 2 ст. 20 НК РФ устанавливает, что трибунал может признать взаимозависимыми и остальных лиц, особенные дела меж которыми могут повлиять на результаты сделки. Таковым лицами могут быть соучредители, друзья, соседи, наследники, должностное лицо государственного органа и лицо к нему обращающееся и т.Д.

Причем в данном случае налоговым органам довольно лишь доказать в суде возможность («могут повлиять») влияния отношений на результаты сделок. Обосновывать, что дела вправду повлияли на результаты сделок, необязательно.

Товарообменная (бартерная) сделка

Товарообменные (бартерные) операции подпадают под контроль налоговых органов в согласовании с подп.2 П.2 Ст. 40 НК РФ. На сегодняшний день в налоговом праве нет четкого определения понятия «товарообменная (бартерная) операция». Определения «товарообменная операция» и «бартерная операция» взяты из гражданского законодательства.

Исходя из анализа хозяйственной практики и норм отдельных законодательных и нормативных актов, можно сделать вывод, что товарообменными (бартерными) операциями числятся такие сделки, которые предугадывают воплощение расчетов меж сторонами сделки без использования денежных средств, а методом обмена продукта на продукт. При чем, беря во внимание определение товарообменной операции, установленное гл. 31 ГК РФ, можно сделать следующие выводы:

Предметом контракта мены является обмен продуктами. Следовательно, если продукт обменивается на итог работы (оказание сервисы), а также напротив, то данная сделка не может считаться товарообменной. На это показывает и ст. 38 НК РФ, которая отделяет термин «товар» от определений «работа» и «услуга».

Пример.

ООО «Мечта» и ООО «Феникс» заключили контракт, в согласовании с которым ООО «Мечта» выполняет работы по установке пожарной сигнализации, а ООО «Феникс» в качестве оплаты за выполненные работы передает в собственность ООО «Мечта» канцтовары.

Нельзя относить к товарообменным (бартерным) операциям сделки, в ходе выполнения которых сначало существовавшие денежные обязательства сторон потом погашаются зачетом взаимных требований (ст. 410 ГК РФ), отступным (ст. 409 ГК РФ) либо новацией (ст. 414 ГК РФ).

Пример.

ООО «Мечта» и ООО «Феникс» заключили контракт поставки, в согласовании с которым ООО «Мечта» производит поставку оргтехнику для ООО «Феникс», сроки расчетов – 10 дней со дня поставки. Позже ООО «Мечта» и ООО «Феникс» заключили еще один контракт поставки, в согласовании с которым ООО «Феникс» поставляет ООО «Мечта» лакокрасочные изделия, сроки расчетов – 1 день со дня поставки. В связи с тем, что ООО «Мечта» уже выполнило свои обязательства по поставке оргтехники, у ООО «Феникс» имеется задолженность перед ООО «Мечта», стороны подписывают соглашение о зачете взаимных требований по договорам на поставку оргтехники и лакокрасочных изделий.

Не числятся бартерными операциями поставки продуктов по договору купли-реализации, поставки в случае расчета по ним векселями.

Внешнеторговая сделка

Термин «внешнеторговая сделка», введенный налоговым кодексом, нельзя назвать довольно корректным. Наличие в словосочетании ключевого слова «сделка» дает все основания полагать, что речь идет о гражданско-правовом термине. Но в ГК РФ не встречается термина внешнеторговая сделка, а есть термин «внешнеэкономическая сделка» (п.3 Ст. 162 ГК РФ).

С другой стороны, понятие «внешнеторговый» употребляется в Федеральном законе от 13 октября 1995 г. № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». Из ст.2 Данного закона следует, что под внешнеторговой деятельностью понимается предпринимательская деятельность в области интернационального обмена продуктами, работами, услугами, информацией, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность), т.Е. Все сделки заключаемые резидентами РФ с юридическими и физическими лицами, не являющимися резидентами РФ, независимо от того, в какой валюте осуществляются расчеты (в иностранной либо в рублях), в том числе и сделки, совершаемые на местности РФ.

Отклонение более чем на 20% в сторону повышения либо сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени

Можно выделить следующие главные положения по применению данного основания:

воплощение контроля делается лишь в вариантах, когда отклонение в ценах составило более чем 20%.

Отклонение в ценах обязано происходить по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам). Понятие идентичных (однородных) продуктов приводится в п.6 И 7 ст. 40 НК РФ.. Понятия «идентичные (однородные) работы», «идентичные (однородные) услуги» ни в Кодексе, ни в остальных нормативных актах не раскрыты, что сужает сферу внедрения ст. 40 НК РФ.

Отклонение обязано существовать в пределах непродолжительного периода времени.

Само понятие «непродолжительный период времени» в Кодексе не определено. Не считая того, по данному вопросу не сформирована арбитражная практика. В данных условиях налоговые органы на местах без помощи других принимают решение о том, является период времени, в течение которого имело место колебание цен, непродолжительным либо нет. Эксперт по финансово-экономическим вопросам Земляченко С.В. Дает за базу брать налоговый период, установленный законодательством по конкретному виду налога либо малый период времени, за который организация обязана сформировывать денежные результаты, оформлять регистры бухгалтерского учета и составлять бухгалтерскую отчетность. В комментариях к налоговому кодексу под редакцией к.Ю.Н. А.В.Брызгалина и А.Н.Головкина высказывается мировоззрение, что «непродолжительный период времени обязан определяться исходя из определенного периода (30 дней, 90 дней, 180 дней и т.Д.). При этом определение непродолжительности периода времени обязано зависеть от состояния экономики в стране. Чем стабильнее экономика, тем больше данный период».

В связи с неопределенностью данной нормы, налогоплательщику остается уповать лишь на положения п.7 Ст. 3 НК РФ, в согласовании с которыми все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах толкуются в его пользу.

Также хотелось бы направить внимание на то, что при выявлении факта реализации продуктов (работ, услуг) по ценам, отклоняющимся от рыночных цен более чем на 20%, не предусмотрено применение денежных санкций, налоговый орган вправе вынести решение лишь о доначислении налога и пени. Не считая того, ст. 40 НК РФ не установлена обязанность налогоплательщика по отслеживанию рыночной конъюнктуры цен и осуществлению спецрасчета.

Но, если вам понятно, что при осуществлении какой-или сделки было отклонение по ценам более чем на 20%, самостоятельное воплощение спецрасчета и уплата доначисленного налога избавит вас от начисления пени налоговыми органами.

Порядок определения рыночной цены для целей налогообложения довольно подробно изложен в п. 3-11 Ст. 40 НК РФ. Для определения рыночных цен НК РФ предугадывает два метода – обыденный и особый (расчетный).

обыденный метод определения рыночной цены

Рыночная стоимость определяется с учетом положений, предусмотренных пунктами 4-11 статьи 40 НК РФ. Но, при рассмотрении дела в суде, могут быть учтены любые происшествия, имеющие значение для определения результатов сделки, не ограничиваясь обстоятельствами, перечисленными в пунктах 4-11 статьи 40 НК РФ.

НК РФ предусмотрено, что при определении рыночной цены продукта (работы, сервисы) учитывается информация о заключенных на момент реализации этого продукта (работы, сервисы) сделках с идентичными (однородными) продуктами (работами, услугами) в сравнимых условиях. В частности, учитываются такие условия сделок:

количество (размер) поставляемых продуктов (к примеру, размер товарной партии);

сроки выполнения обязательств;

условия платежей, традиционно применяемые в сделках данного вида;

другие разумные условия, которые могут оказывать влияние на цены.

При этом условия сделок на рынке идентичных (а при отсутствии – однородных) продуктов (работ, услуг) признаются сравнимыми, если различие меж таковыми условиями или значительно не влияет на цену таковых продуктов (работ, услуг), или может быть учтено с помощью поправок.

Из всего вышеизложенного можно вывести общий метод, которым следует управляться при определении рыночной цены.

Если на соответствующем рынке продуктов (работ, услуг) имеют место сделки с идентичными (однородными) продуктами (работами, услугами), то рыночная стоимость определяется на основании информации о рыночных ценах на эти продукты (работы, сервисы). При этом обязаны употребляться официальные источники информации о рыночных ценах на продукты (работы, сервисы) и биржевые котировки.

К официальным источникам информации относятся:

официальная информация о биржевых котировках (состоявшихся сделках) на наиблежайшей к местонахождению (месту жительства) торговца (покупателя) бирже, а при отсутствии сделок на указанной бирже или при реализации (приобретении) на другой бирже – информация о котировках, состоявшихся сделках на данной другой бирже либо информация о интернациональных биржевых котировках, а также котировки Минфина РФ по государственным ценным бумагам и обязательствам;

информация государственных органов по статистике и органов, регулирующих ценообразование;

информация о рыночных ценах, опубликованная в печатных изданиях либо доведенная до сведения общественности средствами массовой информации;

не считая того, оценка рыночной цены на продукцию может быть осуществлена в согласовании с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ оценщиком, получившим лицензию в установленном порядке. При этом следует учесть, что ст. 5 Федерального закона № 135-ФЗ к объектам оценки отнесены не лишь материальные объекты (продукцию, продукты), но и работы, сервисы, информация.

особый (расчетный) метод определения рыночной цены

При отсутствии на соответствующем рынке продуктов (работ, услуг) сделок, по идентичным (однородным) продукта (работам, услугам) либо при отсутствии предложения на этом рынке таковых продуктов (работ, услуг), а также при невозможности определения рыночной цены употребляются следующие способы:

способ цены последующей реализации, который заключается в том, что рыночная стоимость продуктов (работ, услуг), реализуемых торговцем, определяется на основании той цены, по которой они в дальнейшем были реализованы покупателем. При этом указанная стоимость последующей реализации обязана быть скорректирована (уменьшена) на обыденные в схожих вариантах издержки, понесенные покупателем для продвижения продуктов (работ, услуг) на рынок, его издержки на перепродажу (без учета издержек на приобретение у торговца), а также на обыденную для данной сферы деятельности при быль покупателя (перепродавца);

затратный способ определения рыночной цены продуктов (работ, услуг) сводится к калькуляции всех сделанных их торговцем прямых и косвенных издержек на создание (приобретение, хранение, транспортировку, страхование) и реализацию с последующим увеличением полученного результата на обыденную для данной сферы деятельности прибыль.

При применении способов цены последующей реализации и затратного способа обыденный размер прибыли для конкретной сферы деятельности может быть исчислен по данным государственных органов статистики и органов ценообразования на базе уровня рентабельности, сложившегося по аналогичным товарам (работам, услугам). При отсутствии указанной информации может употребляться среднеотраслевая рентабельность по товарам или группам продуктов.

При реализации продуктов (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в согласовании с законодательством РФ, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).

И в заключении два практических советов.

Если сделка не подпадает под контроль налоговых органов, то у компании нет нужды создавать пересчет налогов исходя из уровня рыночных цен. Для целей налогообложения в этом случае принимается фактическая стоимость реализации продуктов (работ, услуг), независимо от того, как она соответствует уровню рыночных цен.

Если сделка подпадает в разряд сделок, контролируемых налоговыми органами, то налогоплательщику нужно оценить возможность того, что налоговые органы воспользуются своим правом и осуществят доначисление налогов и пени исходя из уровня рыночных цен. Если возможность такового развития событий существует, то налогоплательщику имеет смысл без помощи других выполнить доначисление и уплату налогов исходя из уровня рыночных цен, что дозволит сэкономить на сумме пеней.

Начальник юридического отдела ООО «Русские корма» Королькова Ольга

перечень литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yurclub.ru/


 
Еще рефераты и курсовые из раздела
Расчеты с поставщиками
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1 Глава 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ базы ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И АНАЛИЗ КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ 4 1.1. задачки учета расчетов с...

Учет в забугорных странах
Индекс группы____________________ Фамилия, имя, отчество студента_________________________________ Домашний ...

Ответы на билеты по курсу АХД по учебнику Савицкой
Этот материал приготовлен по учебнику Савицкой Г.В. «Анализ хозяйственной деятельности предприятия», Для получения аккуратной шпаргалки нужно лишь в настройках печати поставить 8 либо 16...

Бухучет в страховых организациях
[pic] Министерство образования русской Федерации Санкт-Петербургская Государственная инженерно-экономическая академия Институт предпринимательства и денег Кафедра...

Состояние и пути совершенствования учета издержек продукции промышленных производств
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА русской ФЕДЕРАЦИИ ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ институт ИМЕНИ К. Д. ГЛИНКИ КАФЕДРА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И АУДИТА Состояние и...