рефераты, курсовые, дипломы >>> бухгалтерский учет и аудит

 

Бухгалтерский учет в России: главные направления развития

 

В марте 1998 г. Правительством русской Федерации была принята Программа реформирования бухгалтерского учета в согласовании с международными эталонами денежной отчетности. Целью данной Программы является приведение русской системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными эталонами денежной отчетности. 2000 Г. Стал последним годом в выполнении данной Программы.

главные цели и задачки реформы обхватывали:

· формирование системы стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией юзеров, в первую очередь инвесторов;

· увязку реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;

· оказание методической помощи организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета.

В согласовании с принятой Программой для заслуги поставленных целей было предусмотрено проведение трех блоков мероприятий: обновление нормативной базы бухгалтерского учета; становление бухгалтерской профессии; повышение квалификации бухгалтерских кадров.

Что же сделано за прошедшие три года?

Обновление нормативной базы бухгалтерского учета

В рамках выполнения правительственной Программы в части, связанной с нормативной базой, распоряжением Правительства русской Федерации от 22.05.98 г. N 587-р принят План внедрения положений (стандартов) по бухгалтерскому учету в практику. Минфином России утвержден ряд положений по бухгалтерскому учету (ПБУ) и методических указаний (МУ), приведенных ниже.

|------------------------------------------------------------|

| Общие вопросы раскрытия информации |

|------------------------------------------------------------|

|Бухгалтерская отчетность |ПБУ 4/99, утверждено приказом |

|организации |Минфина России от 6.07.99 г. N |

| |43н |

|-------------------------|----------------------------------|

|Сводная бухгалтерская |МУ, утверждены приказом Минфина |

|отчетность |России от 12.05.99 г. N 36н |

|Прибыль на акцию |МУ, утверждены приказом Минфина |

| |России от 21.03.2000 г. N 29н |

|-------------------------|----------------------------------|

|Информация по сегментам |ПБУ 12/2000, утверждено приказом |

| |Минфина России от 27.01.2000 г. |

| |N 11н |

|-------------------------|----------------------------------|

|Информация об |ПБУ 11/2000, утверждено приказом |

|аффилированных лицах |Минфина России от 13.01.2000 г. |

| |N 5н |

|-------------------------|----------------------------------|

|Учетная политика |ПБУ 1/98, утверждено приказом |

|организации |Минфина России от 9.12.98 г. N |

| |60н |

|-------------------------|----------------------------------|

|Условные факты |ПБУ 8/98, утверждено приказом |

|хозяйственной |Минфина России от 25.11.98 г. N |

|деятельности |57н |

|-------------------------|----------------------------------|

|действия после отчетной |ПБУ 7/98, утверждено приказом |

|даты |Минфина России от 25.11.98 г. N |

| |56н |

|------------------------------------------------------------|

| Активы и обязательства организации |

|------------------------------------------------------------|

|главные средства |ПБУ 6/97, утверждено приказом |

| |Минфина России от 3.09.97 г. N |

| |65н |

|-------------------------|----------------------------------|

|Материально- |ПБУ 5/98, утверждено приказом |

|производственные запасы |Минфина России от 15.06.98 г. N |

| |25н |

|-------------------------|----------------------------------|

|Нематериальные активы |ПБУ 14/2000, утверждено приказом |

| |Минфина России от 16.10.2000 г. |

| |N 91н |

|-------------------------|----------------------------------|

|Активы и обязательства, |ПБУ 3/2000, утверждено приказом |

|цена которых |Минфина России от 10.01.2000 г. |

|выражена в иностранной |N 2н |

|валюте | |

|-------------------------|----------------------------------|

|Доверительное управление|МУ, утверждены приказом Минфина |

|имуществом |России от 24.12.98 г. N 68н |

|------------------------------------------------------------|

| денежные результаты организации |

|------------------------------------------------------------|

|Доходы организации |ПБУ 9/99, утверждено приказом |

| |Минфина России от 6.05.99 г. N |

| |32н |

|-------------------------|----------------------------------|

|Расходы организации |ПБУ 10/99, утверждено приказом |

| |Минфина России от 6.05.99 г. N |

| |33н |

|-------------------------|----------------------------------|

|Договоры (контракты) на |ПБУ 2/94, утверждено приказом |

|капитальное стройку|Минфина России от 20.12.94 г. N |

| |167 |

|-------------------------|----------------------------------|

|Государственная помощь |ПБУ 13/2000, утверждено приказом |

| |Минфина России от 16.10.2000 г. |

| |N 92н |

|-------------------------|----------------------------------|

не считая того, были внесены конфигурации и дополнения в основной документ, в котором в концентрированном виде изложены фундаментальные правила бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности - в Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в русской Федерации.

Отметим, что заместо трех положений по бухгалтерскому учету выпущены методические указания. Это связано с неготовностью по ряду обстоятельств на данном этапе сконструировать в положениях нормы по трем темам (прибыль на акцию, сводная бухгалтерская отчетность, доверительное управление имуществом).

Разрабатываются проекты документов по прекращению операций, денежным вложениям, реорганизации организаций, аренде главных средств и расчетам по налогам. Замедление в работе над этими проектами связано с тем, что, к примеру, не принят Налоговый кодекс русской Федерации в части налога на доходы (прибыль) и поэтому откладывается выпуск ПБУ "Расчеты но налогам". В Комитете по интернациональным эталонам денежной отчетности нет достаточной ясности в вопросе о применении МСФО 39 "денежные инструменты: признание и оценка", поэтому мы обязаны придерживать разработку ПБУ "денежные вложения" и т.Д.

В рамках выполнения Программы удалось создать блок документов, связанных с формированием и составлением бухгалтерской отчетности. Это ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации", приказы Минфина России от 13.01.2000 г. N 4н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" и от 28.06.2000 г. N 60н "О Методических наставлениях о порядке формирования характеристик бухгалтерской отчетности организации". В годовой бухгалтерской отчетности за 2000 г. Обязаны проявиться новейшие подходы и правила, заложенные в указанных новейших документах и положениях по бухгалтерскому учету. Новизна состоит, в частности, в том, что Минфин России отказался от типовых форм бухгалтерской отчетности, утвердив лишь их эталоны в качестве рекомендаций. В ходе проведения отчетной кампании обязаны проявиться умение, компетентность и квалификация основных бухгалтеров готовить бухгалтерскую отчетность в согласовании с общими требованиями, изложенными в ПБУ 4/99, и правилами раскрытия информации, приведенными в каждом положении по бухгалтерскому учету, а также различными подходами для:

· субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций;

· средних и больших организаций;

· огромнейших организаций.

В конце 2000 г. Минфин России утвердил новый План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и аннотацию по его применению, а Минюст России принял решение квалифицировать этот документ как не требующий гос регистрации. В связи с этим для многих организаций возникла возможность использовать новый План счетов бухгалтерского учета с 1 января 2001 г. Для большинства организаций переход на новый План счетов состоится 1 января 2002 г. Обращаем внимание читателей на отсутствие промежуточных дат для начала внедрения нового Плана счетов бухгалтерского учета. Это соответствует нормам положения по бухгалтерскому учету "Учетная политики организации" (ПБУ 1/98). Во многом данная ситуация вызвана необходимостью проведения подготовительной работы по такому переходу. Речь идет о тщательном исследовании самого Плана счетов бухгалтерского учета, разработке учетной политики организации, учитывающей вводимые новации (к примеру, лишь отмена в качестве самостоятельного объекта бухгалтерского учета малоценных и быстроизнашивающихся предметов потребует определенной перестройки не лишь в синтетическом учете), уточнении регистров бухгалтерского учета, переналадке программных товаров, обучении персонала новым правилам и т.П. Подчеркнем, что большая часть нововведений в Плане счетов бухгалтерского учета вытекает из содержания положений по бухгалтерскому учету - как утвержденных, так и разрабатываемых в рамках правительственной Программы.

Подготовлена и внесена на рассмотрение в Правительство русской Федерации новая редакция Федерального закона "О бухгалтерском учете". конфигурации, внесенные в проект Федерального закона, согласуются с новациями, вытекающими из положений по бухгалтерскому учету (отдельные правила, терминология и др.). При этом в новенькую редакцию включены два принципиальных дополнения. Первое связано с введением нормы обязательности составления сводной бухгалтерской отчетности группами взаимосвязанных организаций, образованных на добровольных началах. Несмотря на указания Минфина России (Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в русской Федерации, Методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности), многие группы взаимосвязанных организаций не составляют указанной отчетности, сужая базу информации, нужной для удачного управления таковой группой.

Второе дополнение вытекает из Плана мероприятий по реализации Программы реформирования бухгалтерского учета в согласовании с международными эталонами денежной отчетности в части, касающейся проведения аттестации профессиональных бухгалтеров (основных бухгалтеров и бухгалтеров-экспертов). В настоящее время таковая аттестация проводится на добровольных началах согласно Положению, утвержденному Институтом профессиональных бухгалтеров России и одобренному Межведомственной комиссией по реформированию бухгалтерского учета и денежной отчетности (по состоянию на начало января 2001 г. Прошли аттестацию свыше 65 тыс. Человек). пришло время закрепить проводимую работу на законодательном уровне, соответствующая статья включена в проект новой редакции Федерального закона "О бухгалтерском учете". Предполагается, что новая редакция Закона будет принята гос Думой Федерального Собрания русской Федерации в конце 2001 г.

Становление бухгалтерской профессии

В рамках этого блока важнейшим стало формирование признаваемой профессиональной организации профессионалов бухгалтерской профессии - Института профессиональных бухгалтеров России (ИПБ России). Особо подчеркнем, что предварительные варианты большинства утвержденных положений по бухгалтерскому учету разрабатывались силами ИПБ России. Структура организации ИПБ России предугадывает создание самостоятельных территориальных подразделений (ТИПБ), которых в настоящее время насчитывается практически 60. Одной из задач ТИПБ является разъяснение посреди практиков принятых новейших правил бухгалтерского учета и выработка учетных приемов их внедрения. Это дозволит по истечении определенного периода времени часть функций, связанных с регулированием бухгалтерского учета, передать от Минфина России ИПБ России. Это касается основным образом сотворения отраслевых указаний, учитывающих специфику видов деятельности, отраслевую принадлежность отдельных организации и т.П., А также воплощение консультационной и разъяснительной работы.

Подготовка и переподготовка профессионалов в области бухгалтерского учета

В этом блоке мероприятий отметим разработку документов, относящихся к высшей категории бухгалтеров - государственного эталона по высокому образованию по специальности бухгалтерский учет программ подготовки и переподготовки профессиональных бухгалтеров. Не считая того, подготовлены отдельные учебники и учебные пособия, учитывающие новейшие правила бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности. Заметим, что проводимую работу по подготовке и переподготовке профессиональных бухгалтеров взяло под свою опеку Минобразование России (в частности, при нем создается научно-методический совет по проблемам подготовки бухгалтерских и аудиторских кадров). Тем самым повышается ответственность преподавателей и профессионалов в получении знаний учебно-методических центрах при ИПБ России (в настоящее время их около 300).

Варианты формирования бухгалтерской отчетности

В ходе выполнения Программы реформирования бухгалтерского учета в согласовании с международными эталонами денежной отчетности были определены три группы организаций, по-различному формирующих бухгалтерскую отчетность в согласовании с русскими правилами бухгалтерского учета. Приказом N 4н предусмотрено три варианта формирования составляющих частей бухгалтерской отчетности (упрощенный, обычный и множественный). не считая того, имеется четвертый вариант формирования бухгалтерской отчетности - когда организация составляет отчетность в полном согласовании с международными эталонами денежной отчетности и не сформировывает её параллельно по русским правилам. Необходимость выделения указанных групп связана с тем, что различные группы организаций в зависимости от стоящих перед ними задач в разной степени детализации обязаны решать делему прозрачности при раскрытии итоговой бухгалтерской информации.

Организации первой группы используют международные стандарты денежной отчетности. Функционирование этих организаций характеризуется необходимостью привлечения капитала (включая иностранный) для дальнейшего развития производства, инфраструктуры и т.П. В первую группу входят открытые акционерные общества, акции которых котируются на фондовом рынке.

Во вторую группу входят организации, формирующие бухгалтерскую отчетность по множественному варианту. К ним относятся оставшиеся открытые акционерные общества, а также федеральные и крупные городские унитарные компании, организации, представляющие эту группу, могут в дальнейшем перейти в первую группу.

К третьей группе относятся другие организации (закрытые акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью и др., За исключением субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций), которые составляют бухгалтерскую отчетность по обычному варианту.

Четвертая группа объединяет субъекты малого предпринимательства и некоммерческие организации, составляющие отчетность по упрощенному варианту.

Естественно, что различные варианты формирования бухгалтерской отчетности требуют разной степени подготовленности персонала организаций (в том числе бухгалтерских кадров) по ведению бухгалтерского учета. К примеру, возникает вопрос о целесообразности вводить определенную сертификацию для профессионалов, собирающихся вести бухгалтерский учет в полном согласовании с международными эталонами денежной отчетности. К таковым специалистам обязаны предъявляться особенные требования, в том числе знание британского языка для непосредственного ознакомления с первоисточником. Для ведущих учет в малом бизнесе и отдельных некоммерческих организациях во многих вариантах довольно прохождение краткосрочных курсов по бухгалтерскому учету.

не считая того, возникает задачка установить определенную этапность в достижении поставленных целей. К примеру, разрешить для первой группы организаций составлять бухгалтерскую отчетность только по интернациональным эталонам денежной отчетности с 2002 г. Либо 2003 г., А требовать обязательность такового составления - только с отчета за 2005 г. При этом необходимы разработка МНС России для составления налоговой отчетности определенных "мостиков" (корректировок), а также высокая финансовая составляющая для формирования итоговой информации в полном согласовании с МСФО.

Для представителей второй и третьей групп принципиально научиться воспользоваться утвержденными русскими правилами при формировании и составлении бухгалтерской отчетности. Раскрывая информацию в отчетности, следует учесть, что будет происходить неизменное улучшение ранее принятых и утверждение новейших положений но бухгалтерскому учету.

Перспективы развития системы бухгалтерского учета

Что касается мероприятий и документов, которые будут разрабатываться в последующем, то ориентиром обязаны стать задачки, поставленные в Программе социально-экономического развития, принятой Правительством русской Федерации в июле 2000 г. Конкретно с бухгалтерским учетом соединены два момента: усиление прозрачности деятельности организации (как стратегическая мишень по всем аспектам управления) и выработка главных направлений развития бухгалтерского учета в России (как практическое воплощение в виде постановления Правительства по одной отрасли управления).

При дальнейшем развитии системы положений и остальных нормативных актов по бухгалтерскому учету представляется целесообразным принять в качестве главных направлений:

· обеспечение открытости, понятности и полезности бухгалтерской отчетности заинтересованным юзерам, в том числе иностранным инвесторам. При этом нужно употреблять международные стандарты денежной отчетности в качестве базы для разработки положений и остальных нормативных актов по бухгалтерскому учету для конкретных условий рыночной экономики, формирующейся в русской Федерации, что отвечает требованию Программы общественного и экономического развития русской Федерации в части усиления прозрачности деятельности организаций;

· реализация таковых подходов к составлению бухгалтерской отчетности, которые обеспечат формирование отчетной денежной информации, исходя из приоритета экономического содержания фактов хозяйственной деятельности перед их юридической формой. Это связано с тем, что отставание русского законодательства просит установления отдельных правил бухгалтерского учета, не в полной мере опирающихся на правовые нормы, и в большей степени - на настоящие экономические факты и операции;

· завершение формирования модели взаимодействия системы бухгалтерского учета с системой налогообложения. Наметившаяся тенденция разделения бухгалтерского учета и налогового учета обязана быть преодолена благодаря принятию Налогового кодекса русской Федерации в полном объеме и разработке нужных корректировок данных бухгалтерского учета для целей налогообложения.

С основными направлениями совершенствования нормативной базы напрямую увязана Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренная Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России и Институтом профессиональных бухгалтеров России в декабре 1997 г. (Опубликована в профессиональной печати). В данной Концепции на базе проведенного скрупулезного анализа русской и интернациональной практики, тенденций развития бухгалтерского учета сформулированы подходы к построению русской системы бухгалтерского учета на наиблежайшие 10-15 лет. К огорчению, этот документ незнаком большинству бухгалтеров и даже профессиональным комментаторам выходящих нормативных документов.

В данной связи, по нашему мнению, следует напомнить, что Концепция является основой построения системы бухгалтерского учета в стране и призвана:

· обеспечивать заинтересованных профессионалов информацией об общих подходах к организации и ведению бухгалтерского учета;

· служить фундаментом для поэтапной разработки новейших и пересмотра работающих актов по бухгалтерскому учету;

· быть основой принятия решения по вопросам, еще не урегулиурегулированным нормативными актами;

· помогать потребителям бухгалтерской информации в понимании данных, содержащихся в бухгалтерской отчетности.

Видимо, назрела необходимость повысить статус принятого профессиональными организациями документа. Рассматривается вопрос об одобрении её или Правительством русской Федерации, или Межведомственной комиссией по реформированию бухгалтерского учета и денежной отчетности, или Минфином России. Повышение статуса документа дозволит признавать его при рассмотрении дел в судах, налоговыми инспекциями и другими контролирующими органами.

обязана быть продолжена работа по увеличению престижа бухгалтерской профессии, основной бухгалтер обязан превратиться в одну из ключевых структур в системе управления хозяйствующего субъекта.

Серьезного подхода просит неувязка исследования правил бухгалтерскою учета и формирования отчетности специалистами экономического профиля, руководящим составом и в особенности - управляющим организации. На практике обязано строго соблюдаться положение Федерального закона "О бухгалтерском учете" об ответственности за компанию системы бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций, которую несет управляющий организации.

Статья опубликована в "денежной газете" от 18.01.2001



 
Еще рефераты и курсовые из раздела
Анализ денежного состояния компании АПК
Введение Переход к рыночной экономике просит от компаний повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на базе внедрения достижений научно-технического...

Специфика бухгалтерского учета и налогообложения в разных отраслях
инструкция Ахмедзянов С.М. ., Учебно-исследовательская работа по курсу «Бухгалтерский учет в отраслях»: Челябинск, 2000.- 72 с. Литература – 34 наименования. В данной работе...

Аудит счета Обслуживающие хозяйства и производства
МИНИСТЕРСТВО СПЕЦИАЛЬНОГО И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ русской ФЕДЕРАЦИИ КОСТРОМСКОЙ ГОСУДАРСТВЕНЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ институт КАФЕДРА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И АУДИТА...

Бухгалтерский учет 2003 лекции
Лекция 1 способы бухгалтерского учёта. способы ведения бухгалтерского учёта на предприятии регламентируются положениями по ведению бухгалтерского учёта, утвержденными Федеральным ...

Отчет о практике на предприятии
Содержание. 1. Введение ……………………………………………………... 3 2. Сфера деятельности компании …………………………4 2.1. Общее положение………………………………………...4 2.2. Цели и предмет деятельности...