рефераты, курсовые, дипломы >>> бухгалтерский учет и аудит

 

Финансово-промышленные группы:перспективы и трудности.

 
Реферат на тему
ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЕ ГРУППЫ: ПЕРСПЕКТИВЫ И трудности
методы образования ФПГ
Положением о финансово-промышленных группах и порядке их сотворения, утвержденным Указом Президента РФ от 5 декабря 1993 года № 2096, были предусмотрены два главных метода их образования: добровольный и директивный.
В Законе "О финансово-промышленных группах" такое деление отсутствует. Но ФПГ, созданные директивным методом, есть и, думается, нет оснований отказываться от этого направления. В частности, директивным методом могут быть образованы ФПГ в виде холдинга (центральной компании и дочерних обществ), а в добровольном - методом заключения контракта о разработке ФПГ. Во втором случае участники ФПГ обязаны организовать центральную компанию. От имени ФПГ центральная компания осуществляет юридические деяния, её ответственность - это ответственность ФПГ. Тем не менее по обязательствам центральной компании участники ФПГ несут солидарную ответственность, особенности установления которой определяются контрактом о разработке ФПГ.
В различие от ранее действовавшего законодательства никаких ограничений в области организационно-правовой формы ФПГ Закон не устанавливает, а её участниками могут быть как коммерческие, так и некоммерческие организации, в том числе иностранные, не считая публичных и религиозных организаций (объединений). В состав участников могут входить инвестиционные университеты, негосударственные пенсионные и другие фонды, страховые организации. Существенным является только наличие посреди участников организаций, работающих в сфере производства продуктов и услуг, а также банков и других кредитных организаций. Принципиально также правило, согласно которому роль более чем в одной финансово-промышленной группе не допускается.
В группу на договорных основаниях может быть включен и холдинг, но дочерние хозяйственные общества и компании могут входить в ФПГ лишь со собственной материнской компанией либо, когда речь идет о дочерних унитарных предприятиях, совместно с унитарным предприятием-учредителем. Вообще же государственные и городские унитарные компании могут стать участниками ФПГ лишь с разрешения собственника, то есть государственного органа, в ведении которого они находятся. Этот орган описывает порядок и условия вступления унитарных компаний в группу.
Пока создание ФПГ в порядке инициативы коммерческих организаций приводит основным образом к образованию ФПГ, не имеющих официального статуса. Но в перспективе создание ФПГ де-юре обязано приобрести большой размах.
принципиальное значение в условиях России имеет директивный метод сотворения ФПГ на базе гос принадлежности и государственных постановлений. Положение о ФПГ и предугадывает возможность сотворения ФПГ по решению правительства в вариантах, когда состав участников группы формируется лишь из государственных федеральных компаний, а также учреждений и организаций, финансируемых из госбюджета. В отдельных вариантах может быть также создание ФПГ на базе указов Президента русской Федерации. Так, Указом от 26 октября 1994 года одобрено создание ФПГ "Интеррос", включающей не лишь государственные, но и негосударственные компании и организации. Роль органов исполнительной власти в содействии созданию ФПГ вменено им в обязанность (в частности, разработка плана содействия их формированию) вне зависимости от добровольного либо директивного метода их образования.
но, несмотря на то, что принцип взаимной заинтересованности провозглашен определяющим для хоть какого метода образования ФПГ, его реализация в директивном порядке не подкреплена ни экономическим, ни правовым механизмом и смотрится быстрее как декларация.
Особо следует остановиться на разработке ФПГ из казенных компаний, поскольку данная возможность предусмотрена, но механизм сотворения не разработан. Такового рода группы, видимо, могут быть организованы методом заключения контракта. Неясно лишь, кто будет осуществлять функции центральной компании. Быстрее всего это будет созданный в составе отраслевой структуры автономный орган.
Отраслевым органом может быть создан собственный банк и другие учреждения (торговые, страховые), владеющие имуществом на праве оперативного управления. Сложнее решается вопрос, когда в ФПГ объединяется группа разноподчиненных компаний (конгломерат). В этом случае организационную структуру группы обязано найти правительство. Оно же обязано установить подчиненность группы конкретному органу исполнительной власти, который устанавливает группе плановые задания, получает отчеты, утверждает цены и т. П.
Одним из главных принципов сотворения ФПГ признается принцип личного формирования каждой группы. Это значит постановку перед каждой группой конкретных задач, через решение которых реализуется государственная промышленная политика. Тут как раз и обязано проявиться прямое "государственное вмешательство" в экономику. Стимулируя создание ФПГ, правительство обязано добиваться получения заблаговременно определенных (через экспертизу организационных проектов) результатов, а не просто их количественного роста.
При разработке ФПГ в директивном порядке принцип личного формирования реализуется автоматом. Да и в дальнейшем общественный (государственный либо городской) собственник осуществляет контроль за целенаправленным характером деятельности ФПГ. Впрочем, контроль осуществляется за всеми зарегистрированными ФПГ. Они должны представлять полномочному государственному органу, а также публиковать в печати отчет о деятельности ФПГ по форме, устанавливаемой Правительством РФ. Отчет составляется по результатам проверки деятельности ФПГ независящим аудитором за счет средств центральной компании. Не считая того, полномочный государственный орган вправе не почаще одного раза в год потребовать отчет о текущей деятельности ФПГ и назначить аудиторскую проверку, но уже за счет этого органа.
По итогам годового либо текущего отчета в случае обнаружения недостатков либо несоответствия деятельности ФПГ договору о её разработке или организационному проекту полномочный государственный орган должен:
- установить сроки устранения выявленных недостатков;
- обратиться в Правительство РФ либо соответствующий орган субъекта Федерации с предложением о лишении ФПГ всех либо части предоставленных ей прав либо мер поддержки;
- принять меры по привлечению к ответственности, установленной законом, лиц, виновных в его нарушении;
- обратиться в правительство с предложением о прекращении деяния свидетельства о регистрации ФПГ.
лишь неформальные ФПГ свободны от непосредственного направляющего действия страны, ставят и решают свои задачки без помощи других.
В Положении о порядке ведения Реестра финансово-промышленных групп русской Федерации, утвержденном постановлением Правительства РФ 19 июня 1994 года № 707, установлен твердый и громоздкий разрешительный порядок образования ФПГ. Законом "О финансово-промышленных группах" он существенно упрощен. Но и сейчас порядок образования ФПГ довольно сложен. Но упростить этот порядок за счет замены разрешительной системы заявительской нереально, если исходить из того, что регистрация ФПГ является юридическим фактом, влекущим определенные благоприятные последствия для создаваемой группы.
При наличии льгот заявительская систем неприменима. Это положение правильно и для тех случаев, когда льготы распространяются на все зарегистрированные ФПГ, и для тех, в которых они предоставляются индивидуально, ибо льготы не могут определяться "вслепую". Поэтому быть либо не быть ФПГ, решают не коммерческие структуры (как в случае с неформальным ФПГ), а ведомство. Задачка заключается не в том, чтоб заменить разрешительную систему заявительской, а в том, чтоб упростить и усовершенствовать имеющийся порядок регистрации.
Банк в ФПГ
Роль банка в структуре ФПГ тяжело переоценить. Будет банк - будет ФПГ, не будет банка - даже самая большая компания не может претендовать на этот статус. Означает, создание ФПГ во многом зависит от позиции банкиров. У них обязана быть настоящая заинтересованность в разработке ФПГ. До тех пор, пока банкам не станет понятно, для чего им нужно участвовать в ФПГ, рассчитывать на создание массивных групп тяжело. Что же может привлечь банк к роли в группе? В чем его энтузиазм?
энтузиазм банка в участии в ФПГ при удачной её работе заключается в новейших возможностях развития и укрепления денежной стойкости банка, в котором концентрируются средства, депозиты, ценные бумаги и остальные активы участников ФПГ. И банки, и входящие в ФПГ компании заинтересованы в расширении инвестиционного пространства, понижении риска инвестиций. Более высокая финансовая устойчивость ФПГ по сравнению с отдельными предприятиями понижает этот риск. Совместно с тем реализация этого энтузиазма просит наличия правового механизма, который пока отсутствует в нормативных актах. Может ли участник ФПГ обращаться к другому банку, предложившему более выгодные условия кредита? А открыть в другом банке счет, сделать его своим депозитарием? Таковых вопросов возникает много и их решение обязано отыскать отражение в правовом регулировании деятельности ФПГ. Как и вообще положение банка в группе, его статус и способности, разумная субординация и координация банковского и промышленного капитала. Неувязка усложняется, когда в группу входят несколько банков. К примеру, в ФПГ "Сокол" входят банки "Воронеж", "Энергия", "Курскпромбанк". Как организовать их совместную работу?
В зависимости от фаворитного положения капитала Программа содействия формированию ФПГ предугадывает возможность объединения участников ФПГ вокруг промышленного компании, научно-исследовательской и конструкторской организации, коммерческого банка, торговой компании. В более общей классификации можно выделить два типа ФПГ: "промышленный" и "банковский". Для промышленного типично наличие промышленного ядра, тесновато связанного с финансовыми организациями. В различие от банковских промышленные группы не концентрируются на финансовом аспекте деятельности. Вся их работа подчинена производству и маркетингу, деньги же занимают подчиненное положение.
Центральная компания может сделать свой собственный банк, свои страховые, инвестиционные фонды, торговые компании или привлечь к роли в группе имеющиеся денежные организации. В обоих вариантах влияние денежной составляющей на политику ФПГ будет очень ограниченным.
Думается, с целью усиления денежных качеств деятельности группы Закон о ФПГ устанавливает, что центральная компания группы, как правило, является инвестиционным институтом, хотя и допускает создание центральной компании в форме хозяйственного общества, ассоциации либо союза. Можно понять желание законодателя созидать во главе ФПГ большой банк либо другой инвестиционный институт. Но вряд ли это следовало подчеркивать в законе. Большой коммерческий банк может стать центральной компанией методом покупки акций, получения пакетов акций в доверительное управление, скупки долгов промышленных компаний и т. П. Возникает классическая модель группы, где банк и созданный им холдинг выполняют роль организационного центра. При этом границы группы верно определены и в них проводится единая политика. Таковая группа дозволяет банку создавать неизменные и крупномасштабные инвестиции банковского капитала в создание. В качестве центральной компании банк вместе с участниками ФПГ выбирает проект, анализирует его обоснованность, оценивает эффективность, берет на себя подготовку технико-экономического обоснования и бизнес-плана. Фуррор дела прямо зависит от способности банка мобилизовать и употреблять привлеченные ресурсы. Речь идет о собственных средствах, образующихся за счет деятельности банка на межбанковском и биржевом рынках кредитов, на рынке валюты, ценных бумаг, а также эмиссии акций. Совместно с тем основной задачей остается концентрация инвестиций на более перспективных направлениях, в частности финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
ФПГ и антимонопольная политика
Создание хоть какой крупной компании, в особенности методом интеграции уже имеющихся компаний, таит в себе опасность монополизма. По непонятным причинам эта бесспорная истина была отвергнута применительно к ФПГ методом голословных утверждений об их антимонопольном характере. Меж тем антимонопольная роль ФПГ реализуема в случае сотворения только диверсифицированных ФПГ (конгломератов), которые будут конкурировать на рынке как меж собой, так и с другими фирмами. Конкретно так и происходит в развитых странах, где межотраслевые компании являются превалирующими. Посреди 100 ведущих компаний Англии межотраслевых - 96, в Италии - 90, во Франции - 84, в Германии - 78. У нас в связи с крайней степенью специализации и монополизации, характерных для русского периода, преобладает вертикальная интеграция и образуемые ФПГ, как правило, несут в себе не стимулирование конкуренции, а опасность монополизма.
В чем, скажем, заключается антимонопольная роль АО "Энергофининвест" - ФПГ, не имеющей официального статуса? С кем она конкурирует? Очевидно, объединяя такие структуры как региональная энергосистема АО "Мосэнерго", Белгородский завод энергетического машиностроения, турбомоторный завод, Всероссийский научно-технический и информационный центр, столичный межрегиональный коммерческий банк, группа достигает глубочайшей кооперации отрасли. Но что в ней антимонопольного?
Положение о финансово-промышленных группах содержало несколько особых антимонопольных норм. Посреди них: ограничение численности занятых на предприятиях, входящих в группу, 25 тыс. Человек; запрещение сотворения ФПГ, включающих более 20 компаний и имеющих суммарную численность занятых на всех предприятиях более 100 тыс. Человек; запрещение сотворения ФПГ, компании которой занимают доминирующее положение на республиканском либо местном товарных рынках.
Нормы, устанавливающие количественные ограничения, были подвергнуты справедливой критике, поскольку количество занятых либо число компаний не могут свидетельствовать о монополистическом характере группы. С другой стороны, эти количественные ограничения ставили русские ФПГ в неравноправное положение с иностранными транснациональными корпорациями, объединяющими сотни компаний и сотни тыщ работников, ослабляя их позиции на мировом рынке.
Правда, количественные ограничения ФПГ не были абсолютны. Они могли быть преодолены методом предварительного согласования с рядом органов исполнительной власти. Да и практика указывает, что время от времени ФПГ формировались без оглядки на количественные ограничения, которые были закреплены в Положении. Не вызывает колебаний обоснованность исключения норм, содержащих эти ограничения, из нового Закона.
Пожалуй, единственной настоящей нормой, ограничивающей монополистические тенденции ФПГ, можно считать доминирующее положение её компаний на товарном рынке. Определение доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке дано в новой редакции Закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Им уточнены критерии, по которым определяются монополисты на русских рынках. Безусловным монополистом может считаться компания, контролирующая 65 и более процентов рынка, за исключением лишь тех случаев, когда хозяйствующий субъект обоснует, что, несмотря на превышение указанной величины, его положение на рынке не является доминирующим.
компании, контролирующие от 35 до 65 процентов рынка, тоже могут быть признаны монополистами, но при условии, если антимонопольные органы обоснуют наличие доминирующего положения хозяйствующего субъекта. Для этого они обязаны провести конкретное исследование рыночной ситуации. Данное правило имеет принципиальное значение, выделяя не заблаговременно утвержденную цифру, которая сама по себе еще ничего не обосновывает, а анализ конкретных действий субъекта. Статистические данные служат только базой для проведения экономического анализа.
Установлена и нижняя планка для способности проведения анализа деятельности компании. Если хозяйствующий субъект имеет на рынке долю, составляющую менее 35 процентов, его положение не может быть признано доминирующим.
принципиально выделить, что, по идее, даже сам факт доминирующего положения ненаказуем. Антимонопольные органы обязаны преследовать не за доминирующее положение, а за злоупотребление им. На практике, но (за некоторыми исключениями), неблагоприятные последствия наступают в итоге установления самого факта доминирующего положения хозяйствующего субъекта на рынке.
В Положении о ФПГ речь шла о доминирующем положении на рынке не группы в целом, а отдельных входящих в нее компаний. Новое антимонопольное законодательство включает в сферу антимонопольного регулирования не лишь отдельные компании, но и "группу лиц", создающих устойчивое образование и проводящих скоординированную конкретную политику. Под это определение подпадает неважно какая ФПГ, как зарегистрированная, так и неформальная. Соответственно при образовании ФПГ антимонопольные органы обязаны проводить экспертизу на доминирующее положение не лишь отдельных участников, но и группы в целом.
Следует при этом учесть, что если согласно ранее действовавшему законодательству географические границы товарного рынка определялись по административно-территориальному признаку, то в новой редакции Закона о конкуренции предложено сугубо экономическое толкование границ рынка. Последнее сводится к границам фактического распространения продукта, то есть к исследованию способности приобретения продукта на соответствующей местности и отсутствия таковой способности за её пределами. Принципиальный для сотворения и функционирования ФПГ отказ от сугубо формальных критериев монополизма проявляется и в определении монополистической деятельности. Но и тут не обошлись без рекомендации о разработке на отраслевом рынке не менее трех конкурирующих субъектов. Рекомендация не вызывает возражений, но является не более чем благим пожеланием.
Там, где такие субъекты есть (к примеру, в авто индустрии), их необходимо по способности сохранить. Но если их нет, они в наиблежайшей перспективе показаться не сумеют. Поэтому не исключено, что создание ФПГ приведет к монополизации и ограничению конкуренции по определенному виду продукта. В Программе содействия формированию финансово-промышленных групп, утвержденной постановлением Правительства РФ 16 января 1995 года, указано, что во избежание злоупотреблений доминирующим положением не допускается приобретение крупными ФПГ монопольного влияния на местных товарных рынках и ограничение доступа на них другим хозяйствующим субъектам, в том числе иностранным. Но, с другой стороны, образование таковой финансово-промышленной группы может принести пользу, которая существенно превосходит утраты от монополизации. Новая редакция Закона о конкуренции предоставляет ФПГ (либо другому хозяйствующему субъекту) право обосновывать, что её образование принесет больше полезности, чем вреда. Налицо новый разумный подход к проведению антимонопольной политики вообще и применительно к ФПГ в частности, исходящий из того, что нехорошие последствия для конкуренции могут компенсироваться положительным эффектом для экономики.
В качестве примера хозяйствующего субъекта, к которому применяется этот подход, можно привести "Газпром". Россия добывает больше газа, чем США, и наша система газоснабжения обеспечивает вдвое огромную местность. Но за счет централизованной системы управления мы имеем не вдвое больше, а втрое меньше сетей. Если перевести управление на рельсы конкуренции, пришлось бы как минимум утроить газораспределительную сеть. Стоит ли конкуренция в данной области таковых громадных издержек? Поступают и остальные предложения: ничего не строить, а просто раздробить имеющуюся сеть. Но в этом случае никакой конкуренции не получится. Покажутся маленькие, но твердые монополисты - каждый на собственной местности.
совместно с тем монопольное положение "Газпрома" на внешнем рынке - несомненное благо. Не возникает трудности демпинговых цен, не необходимо биться с конкурентами из своей страны за покупателя, снижая цену на продукт. Монопольное положение дозволяет "Газпрому" вести активную инвестиционную политику на внешнем рынке, строить собственные газораспределительные сети и т. П. Но монополия "Газпрома", как и всякой другой крупной компании, не является абсолютным благом. Монопольное положение дает возможность, к примеру, употреблять капитал на освоение перспективных проектов. Но где гарантия того, что будет выбран вправду более перспективный проект? Все зависит от профессионального уровня и добросовестности управления. Ведь это фактор сугубо субъективный, далеко не постоянно приводящий к хорошим решениям.
Проведенный анализ указывает, что для ФПГ не необходимо разрабатывать особые антимонопольные нормы. Как и всякая другая большая компания, зарегистрированные и неформальные ФПГ подпадают под действие общего антимонопольного законодательства и в специальной регламентации не нуждаются. Эту позицию занял и Закон "О финансово-промышленных группах".
В согласовании с общей направленностью Закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" антимонопольная политика при регулировании ФПГ обязана быть сфокусирована на профилактике монополизма, на осуществлении всеобъемлющего контроля за возможными монополистами. Это, в частности, значит, что в различие от практики Западной Европы и даже США, где доминирующее положение на товарных рынках не признается противозаконным, если не сопровождается монополистической практикой (олигополия), в условиях России доминирующее положение по общему правилу (с учетом приведенных ранее исключений) обязано рассматриваться как препятствие к образованию и функционированию ФПГ.
Никаких других ограничений, типа количества работающих либо числа участвующих в группе компаний, правовые акты о ФПГ содержать не обязаны. Следует придерживаться известного принципа: "размеры сами по себе не нарушение монопольного законодательства".
Во всех вариантах, когда в процессе функционирования ФПГ происходит злоупотребление монопольной властью, антимонопольные органы обязаны пресекать такую деятельность, не оглядываясь на данное при разработке ФПГ разрешение.
Проведенное исследование свидетельствует, что создание больших ФПГ - принципиальная задачка гос промышленной политики.
С 1 января 1996 года под процесс образования и функционирования ФПГ подведен правовой фундамент в виде Федерального закона "О финансово-промышленных группах". Это событие служит принципиальным фактором содействия как образованию ФПГ, так и их эффективному функционированию. Совместно с тем нельзя считать, что принятием Закона исчерпывается потребность в правовом регулировании функционирования ФПГ. Ряд заморочек не получил разрешения в Законе. К ним, в частности, относится вопрос об особом статусе банка. Нужно в нормативном порядке установить условия вхождения банка в ФПГ, его взаимоотношения с центральной компанией и другими участниками группы, имея в виду, что деятельность банка часто описывает эффективность работы ФПГ в целом.
Не менее принципиально закрепить главные принципы внутрикорпоративного управления в ФПГ, с тем чтоб минимизировать отрицательные последствия сотворения крупной компании. Новый Закон сделал шаг в этом направлении, закрепив организационную структуру финансово-промышленной группы. К новшествам законодательства в данной области относятся следующие нормы:
- об учреждении центральной компании и определении важнейших направлений её деятельности;
- о разработке совета управляющих, являющегося высшим органом ФПГ и включающего представителей всех её участников.
Новый Закон содержит и некие остальные нормы управленческого характера, но неурегулированными остались, к примеру, вопросы сохранения за участниками ФПГ самостоятельности в решении задач хозяйственной деятельности, обязательности решений, принимаемых советом управляющих, и последствий их неисполнения, свободы выхода из состава ФПГ и принятия новейших участников и др. Отсылка к договору о разработке финансово-промышленной группы делему не решает.
Создание и деятельность ФПГ - новое явление русской реальности, одно из принципиальных направлений гос промышленной политики. Перспективность данной формы организации хозяйствования не вызывает колебаний, как бесспорна и задачка дальнейшего совершенствования её правовых основ и практической деятельности.



 
Еще рефераты и курсовые из раздела
История учета в России
ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ институт им. Г.Р.ДЕРЖАВИНА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И АУДИТА********* Г.А. Студентка 2 курсаэкономического...

Учет, анализ и аудит заработной платы
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………….   ...

Учет по договору проката
Учет по договору проката Т.М. Панченко, аудитор Аудиторская компания «АУДИТ А» Правовые базы предоставления имущества в прокат установлены параграфом 2 гл.34 Гражданского...

Бухгалтерский учет труда и его оплата
Государственный комитет русской Федерации по жилищной и строительной политике Управления кадров и учебных заведений Катав-Ивановский Индустриальный техникум Специальность...

Бухгалтерский учет материально-производственных запасов
русская интернациональная АКАДЕМИЯ ТУРИЗМА ТУЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И АУДИТ КУРСОВАЯ РАБОТА НА ТЕМУ: БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ...