рефераты, курсовые, дипломы >>> биология, химия

 

Валентность

 

Валентность

Дать учащимся понятие о валентности как свойстве атомов присоединять определённое число атомов другого элемента, научить их определять валентность частей по формулам их соединений.

задачки: 1)Образовательные:

-добиться усвоения понятия валентность;

-научить определять валентность частей по

формулам их соединений;

-повторить, углубить знания о строении вещества;

2)Воспитательные:

-дополнить мировоззрение учащихся знаниями о валентности;

-продолжить эстетическое воспитание;

3)Развивающие:

-продолжить развитие отдельных логических операций и логического мышления в целом;

-продолжить развитие познавательного энтузиазма.

Тип урока: исследование нового материала

Структура

Урока: 1)Повторение пройденного материала не на оценку. (2 Мин.)

2)Актуализация знаний. (1 Мин)

3)исследование нового материала. (20-25 Мин)

4)Закрепление нового материала. (7 Мин)

5)Домашнее задание. (2-3 Мин)

6)Подведение итогов. (1-2 Мин)

способы

организации

обучения: Объяснительно-иллюстративные:

-устное изложение;

-рассказ;

-работа с литературой;

Оборудование и реактивы: На демонстрационном столе шаростержневые модели веществ, таблица “Постоянные значения валентности неких элементов”.

Ход урока:

Учитель: хороший день!

Начнём наше занятие с повторения, пройденного ма- териала. Скажите, какие по составу вещества вы понимаете?

Ученик: Вещества бывают обыкновенные и сложные.

Учитель: А чем они различаются?

Ученик: обыкновенные вещества состоят из атомов одного вида, а сложные из атомов различного вида. В химических реакциях сложные вещества могут распадаться с образованием нескольких остальных, а обыкновенные нет.

Учитель: Чем различаются сложные вещества и смеси?

Ученик: различие сложных веществ от смесей состоит в том, что смеси могут включать в себя несколько веществ как сложных, так и обычных.

Учитель: Сравните молекулу воды и молекулу пероксида водорода H2O2 по их относительным молекулярным массам.

Ученик: Относительная молекулярная масса воды равна

18 г/моль, а относительная молекулярная масса пероксида водорода равна 34 г/моль.

Учитель: Вычислите массовую долю кислорода в пероксиде водорода.

Ученик: Mr(H2O2)= 1*2+16*2=34 (г/моль).

34 масс. Ч. Пероксида водорода соответствуют 1

32 масс. Ч. Кислорода соответствуют x

34:32=1:x

x=32*1/34=0,9412, либо 94,12%

Учитель: Молодцы! Вижу, что вы отлично усвоили материал прошлых занятий. Сейчас расскажите о качественном и количественном составе этих веществ (формулы на доске в столбик) HCl, H2O, NH3, CH4.

Ученик: HCl-состоит из одного атома водорода и одного атома хлора;

H2O-состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода;

NH3-состоит из трёх атомов водорода и одного атома азота;

CH4-состоит из четырёх атомов водорода и одного атома углерода;

Учитель: отлично. Сейчас же возникает вопрос-неувязка: почему атомы различных частей удерживают неодинаковое число атомов водорода? Видимо, атомы владеют разной способностью в этом отношении. Сейчас об этом мы и узнаем, тема урока “Валентность” (тема пишется на доске). Как видно из приведённых примеров, атомы частей хлора, кислорода, азота, углерода владеют свойством присоединять не хоть какое, а лишь определённое число атомов водорода. Таковым же свойством владеют и остальные элементы в разных соединениях. Может кто-нибудь попробует дать определение валентности?

Ученик: Валентность-это свойство атомов химического элемента присоединять определённое число атомов остальных химических частей.

Учитель: Молодец, верно. Обратите внимание на то, что атомы разных частей могут присоединять различное число атомов водорода, а каждый атом водорода, в свою очередь, образует связь лишь с одним атомом другого элемента. Отсюда следует вывод о наименьшей валентности водорода. Во всех соединениях она постоянна и ее значение принято считать за единицу. Запишите это в тетрадь.

(Записываю на доске, а ученики в тетради)

HCl-атом хлора удерживает один атом водорода, хлор одновалентен

H2O-атом кислорода удерживает два атома водорода, кислород двухвалентен

NH3-атом азота удерживает три атома водорода, азот трёхвалентен

CH4-атом углерода удерживает четыре атома водорода, углерод четырёхвалентен

(сразу демонстрирую шаростержневые модели молекул этих веществ, и пишу их структурные формулы)

сейчас мы рассмотрим, как определять валентность частей. В любом веществе, состоящем из двух частей (такие соединения именуются бинарными), сумма единиц валентности всех атомов одного элемента равна сумме единиц валентности всех атомов другого элемента. Так как водород одновалентен, то в бинарном водородном соединении значение валентности второго элемента равно числу атомов водорода. (Расставляю над формулами водородных соединений на доске значение валентности римскими цифрами) В графических формулах любая чёрточка соответствует единице валентности. (На доске)

x=? 1

 A Hn

1-обозначена валентность водорода

n-известное число атомов (индекс).

Требуется найти валентность другого элемента (A), которая обозначена x. Как это сделать? “Чтоб валентность элемента в данной формуле узнать, нужно рядом с элементом водород пересчитать, римской цифрою представить и над эмблемой поставить” . (Дописываю на доске правую часть схемы) x=? 1 x=1 1

 A Hn A Hn

Кислород во всех соединениях тоже имеет неизменное численное значение валентности равное двум. Зная это, можно определять валентность частей в оксидах. Рассмотрим формулы оксидов азота N2O, NO, N2O3, NO2. Определите валентность азота в этих соединениях.

Ученик: Валентность азота 1, 2, 3, 4 соответственно.

Учитель: Как мы видим, некие элементы могут проявлять переменную валентность даже в соединениях с одним и тем же элементом. Давайте напишем обобщающую схему:

x=? 2

 Am On

Как нам отыскать x?

Ученик: x=2n/m

Учитель: x=? 2 x=2n/m 2

Am On Am On

“Если рядом с элементом кислород (двухвалентен он, не то, что водород), сумму всех его валентностей найди и на индекс элемента раздели”.

Для того чтоб найти валентность частей по формулам остальных бинарных соединений (более общий вариант), значение валентности одного из частей непременно обязано быть понятно: если значение постоянно, ученик должен его знать, а если переменно - оно обязано быть указано над химическим знаком в формуле.

x=? b

 Am Bn

А как тут найти x?

Ученик: x=bn/m

Учитель: x=? b x=bn/m b

 Am Bn Am Bn

Обобщите все три схемы.

Ученик: Последний графический метод – основной, а 1 и 2 – только частные его случаи.

Учитель: “Действуй также в каждом случае ином, лишь помни обязательно об одном: чтоб удачно все заданья делать, постоянную валентность необходимо знать!” (Демонстрирую таблицу с неизменными значениями валентности неких частей). уяснить численные значения неизменной валентности металлов поможет нехитрый текст, комментирующий эту таблицу:”натрий, калий, серебро с водородом заодно. С кислородом – магний, ртуть, кальций, барий и бериллий, с ними цинк не позабудь. Трёхвалентен алюминий”. Валентность различных частей в соединениях может воспринимать значения от 1 до 7.

Для закрепления материала определите валентность частей в соединениях:

Вариант 1: SiH4, CrO3, Na2O.

Вариант 2: H2S, CO2, SO3.

Ученик: Вариант 1: 4 1 6 2 1 2

SiH4, CrO3, Na2O.

Вариант 2: 1 2 4 2 6 2

H2S, CO2, SO3.

Учитель: Домашнее задание: выучить § .Выполните упражнения (с. ).

сейчас на уроке мы узнали, что такое валентность и научились определять валентность частей по формулам их соединений, узнали, что валентность может быть переменной и неизменной, запомнили несколько значений неизменной валентности неких частей.

На этом наш урок заканчивается. Досвидания.

перечень литературы

1) Программа курса химии 8-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 1992.

2) Рудзитис Г.Е. И др. Химия 8-класс.-М.: Просвещение, 1992.

3) Химия в школе. Супоницкая И.И. Внедрение алгоритмов при исследовании валентности. N 199 .

Записи в тетради

Валентность

Валентность-это свойство атомов химического элемента присоединять определённое число атомов остальных химических частей.

HCl-атом хлора удерживает один атом водорода, хлор одновалентен

H2O-атом кислорода удерживает два атома водорода, кислород двухвалентен

NH3-атом азота удерживает три атома водорода, азот трёхвалентен

CH4-атом углерода удерживает четыре атома водорода, углерод четырёхвалентен

Валентность водорода во всех его соединениях равна единице.

x=? 1 x=1 1

 A Hn A Hn

Валентность кислорода во всех соединениях равна двум.

1 2 3 4

N2O, NO, N2O3, NO2

x=? 2 x=2n/m 2

 Am On Am On

общественная формула: x=? b x=bn/m b

 Am Bn Am Bn

: Вариант 1: 4 1 6 2 1 2

SiH4, CrO3, Na2O.

либо

Вариант 2: 1 2 4 2 6 2

H2S, CO2, SO3.

Записи на доске

Валентность

HCl-атом хлора удерживает один атом водорода, хлор одновалентен

H2O-атом кислорода удерживает два атома водорода, кислород двухвалентен

NH3-атом азота удерживает три атома водорода, азот трёхвалентен

CH4-атом углерода удерживает четыре атома водорода, углерод четырёхвалентен

 x=? 1 x=1 1

A Hn A Hn

1 2 3 4

N2O, NO, N2O3, NO2

x=? 2 x=2n/m 2

 Am On Am On

x=? b x=bn/m b

 Am Bn Am Bn

Вариант 1: 4 1 6 2 1 2

SiH4, CrO3, Na2O.

Вариант 2: 1 2 4 2 6 2

H2S, CO2, SO3.

Д.З.: § , упражнение стр. .

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ref.com.ua


 
Еще рефераты и курсовые из раздела
Биологичекие эпохи
Биологичекие эпохи эпохи ...

Гранат
Гранат И.И. Скворцова, с.Ш. № 2, г. Климовск, Московкая обл. У людей, увлеченных биологией, постоянно есть возможность многое открыть для себя и предназначить остальных в эти...

Оседание планул беломорских гидроидов
Оседание планул беломорских гидроидов gonothyraea loveni (allman) и laomedea flexuosa (hincks) (hydroidea, thecafora) на слизистый слои с поверхности водорослей Д. В....

Правила приготовления настоев, настоек, соков и остальных лекарственных форм из растительного сырья
Правила приготовления настоев, настоек, соков и остальных лекарственных форм из растительного сырья Ткаченко Кирилл Гавриилович Материал данного раздела обязан научить, как...

Животные, о которых молчит учебник
Животные, о которых молчит учебник Е.А. Нинбург Есть животные, которым везет. Без них не обходится ни один учебник зоологии. Их все знают. Инфузория-туфелька,...