Приложение главные типы научения, основанные на классификации, предложенной Торпом (1963).
Тип научения черта поведения
Привыкание При продолжительном повторении стимулов подкрепляемых поощрением либо наказанием, реакция на них равномерно тухнет; к примеру, птицы перестают бояться пугала (т.Е. Научаются не обращать на него внимания). Это имеет принципиальное значение для формирования поведения у юных животных - помогает им распознавать нейтральные элементы окружающей среды (движения предметов, вызванные ветром, тень от туч, движение волн и т.П.). Привыкание - итог конфигурации в нервной системе, а не форма сенсорной адаптации, так как новое поведение тут устойчиво и после привыкания стимул уже никогда не вызывает реакции. Ассоциативное научение Классическое Выявлено в исследованиях Павлова, проводившихся на
обусловливание собаках. Способ состоял в выработке условного рефлекса
(выработка услов- слюноотделения: животное начинает реагировать не лишь
ного рефлекса) на безусловный раздражитель (вид пищи), но и на новый условный раздражитель (удары манометра), который предъявлялся собаке в сочетании с безусловным раздражителем. Животные научаются связывать безусловный стимул с условным и давать ответ на хоть какой из них. к примеру, птицы не едят чёрных и оранжевых гусениц одного вида бабочек из-за их противного вкуса и избегают есть остальных гусениц того же цвета, даже если они вполне съедобны. Инструменталь- Выявлено в исследованиях Скиннера, проведенных на
ное обусловлива- голубях. Всякий раз, когда птица производила определенное
ние (научение действие, ее за это вознаграждали (положительное
методом проб и подкрепление) либо подвергали "наказанию" (отрицательное
ошибок) подкрепление). Сочетание данного проб и ошибок) деяния с заслугой либо наказанием соответственно увеличивает либо уменьшает возможность повторения этого деяния в дальнейшем. Эффективность такового научения может возрастать при проведении ряда повторных опытов (пример - опыты с каракатицей) Латентное Не все формы поведения бывают очевидно ориентированы на
научение ублажение непосредственных нужд либо получение заслуги. Время от времени животные изучат новенькую обстановку и получают информацию, которая может пригодиться либо даже приобрести жизненно принципиальное значение только в дальнейшем. К примеру знание непосредственного окружения норки может помочь мыши убежать от хищника, тогда как в момент приобретения этого знания оно, казалось, не имело никакой ценности. Поэтому такое научение называют латентным. По-видимому, к данной категории можно отнести и усвоение видоспецифической песни зябликом. Инсайт возможно, инсайт - это высшая форма научения. Он не является результатом прямого научения способом проб и ошибок, а основан на информации, полученной ранее при остальных в чем-то сходных обстоятельствах. Инсайт возможен только при достаточном развитии интеллектуальных функций. Примером могут служить наблюдения Кёлера над шимпанзе. Когда подвешивали очень высоко бананы и помещали раздельно древесные ящики, мортышка ставила ящики друг на друга и, взобравшись на них, доставала бананы. Наблюдения проявили, что этим действиям предшествовал некий период "размышления". Правильное решение в данном случае могло быть в значимой степени облегчено предшествующими играми с ящиками (т.Е. Латентным научением). Импринтинг обычная специализированная форма научения, которая
(запечатление) проявляется во время критического (чувствительного) периода развития животного. Приобретаемое поведение становится относительно стойким и с трудом поддаётся изменению. Импринтинг состоит в том, что в мозгу детеныша (либо птенца) запечатлевается образ другого индивида, традиционно родителя, либо какого-то крупного объекта и создается особая "привязанность" к нему. Лоренц следил, как лишённые родителей гусята и утята следовали за ним по пятам, принимая его за мать. Так же ведут себя приученный и выкормленные из бутылки ягнята, что может оказывать глубочайшее и не постоянно желательное влияние на всю следующую жизнь животного, затрудняя установление обычных взаимоотношений с другими особями собственного вида. В естественных условиях импринтинг, непременно, имеет приспособительное значение, помогая детенышам скоро перенимать нужные навыки от родителей (к примеру, обучаться летать) и запоминать характерные особенности окружающей среды (к примеру, для лососей это может быть "запах" реки, в которой они вывелись и куда они будут возвращаться для нереста).
|