рефераты, курсовые, дипломы >>> биология, химия

 

Законы Менделя

 

Законы Менделя

Наследственные признаки передаются из поколения в поколение с помощью генов.

Потомки получают от каждого родителя по одному гену, кодирующему признак.

Грегора Менделя по праву считают основоположником современной генетики, и горох, с которым он экспериментировал, не менее известен в научном фольклоре, чем яблоко Ньютона. Его научные изыскания в монастырском фруктовом саду в городе Брюнн (сейчас Брно в Чехии), сначало вызванные только энтузиазмом к земледелию, переросли в многолетнюю серию трудоемких опытов по скрещиванию растений, в итоге чего Мендель пришел к выводу, что наследственность определяется генами.

Его работа была несложной, но кропотливой: он надевал на цветки гороха особые мешочки для того, чтоб каждое растение опылялось только тщательно отобранной пыльцой. Потом, сравнивая признаки родительских и дочерних растений, он сумел вывести законы наследования.

Классические опыты Менделя заключались в скрещивании двух линий гороха — высокорослой и низкорослой. Все дочерние растения первого поколения были высокими (а совсем не низкого либо среднего роста, как ожидалось). но при последующем скрещивании растений первого поколения меж собой лишь три четверти дочерних растений второго поколения оказались высокорослыми, оставшиеся растения были низкорослыми. Чтоб объяснить результаты этих (и многих остальных) экспериментов, Мендель постулировал следующее:

— существует единица наследственности (Мендель называл её «фактором», мы сейчас называем её геном), и дочерний организм получает от каждого родителя по одному гену, кодирующему данный признак;

— если дочерний организм получает гены, отвечающие за альтернативные признаки, то один из этих генов будет доминантным и будет экспрессироваться (т. Е. Кодируемый этим геном признак проявится у организма), а другой будет рецессивным (т. Е. Не экспрессируемым).

В случае с горохом это значит, что каждое дочернее растение первого поколения получило и ген «высокорослости», и ген «низкорослости» — по одному от каждого родителя. Высокий рост потомства первого поколения показывает на доминантность гена «высокорослости». Но в наследственном материале каждого дочернего растения первого поколения сохранился и неэкспрессировавшийся ген «низкорослости». В следующем поколении одно растение будет иметь в среднем два гена «высокорослости», два растения — один ген «высокорослости» и один ген «низкорослости» и одно растение — два гена «низкорослости»; оно-то и будет низкорослым. Руководствуясь данной схемой, Мендель сумел объяснить многие особенности наследования, до этого остававшиеся загадкой: к примеру, почему некие болезни (такие, как гемофилия) передаются через поколение либо почему у кареглазых родителей могут быть голубоглазые дети.

Как это часто случается в истории науки, работа Менделя, законченная в 1865 году, не сходу получила подабающее признание у современников. Итоги его опытов были обнародованы на заседании Общества естественных наук города Брюнна, а потом опубликованы в журнальчике этого Общества, но идеи Менделя в то время не нашли поддержки. Хотя этот журнальчик получали более ста научных организаций всего мира, номер журнальчика с описанием революционной работы Менделя в течение тридцати лет пылился в библиотеках. Только в конце XIX века ученые, занимавшиеся неуввязками наследственности, открыли для себя труды Менделя, и он сумел получить (уже посмертно) заслуженное признание.

Это не значит, что идеи Менделя были приняты безоговорочно. В научном мире долго дискуссировалась теория преформизма, согласно которой яйцеклетка и сперматозоид каким-то образом содержат в себе взрослый организм в миниатюре. К примеру, Антоний Ван Левенгук (Anton van Leeuwenhoek, 1632–1723), ученый, который ввел в научный обиход микроскоп, считал, что внутри каждого сперматозоида уже содержится крохотный человеческий организм, а яйцеклетка нужна только для обеспечения его питательными веществами, необходимыми для роста. Вопрос заключался в том, что заведует развитием эмбриона — внутренние, наследственные причины, как полагал Мендель, либо внешние причины окружающей среды, которые могут, к примеру, влиять на питательные вещества яйцеклетки. Сейчас, когда ученые уже могут во всех деталях проследить путь развития организма из оплодотворенной яйцеклетки, выясняется, что внешние причины, к примеру вещества, оказывающие внутриутробное действие на эмбрион, могут вызывать «включение» определенных генов и таковым образом влиять на развитие организма.

сейчас мы знаем, что открытые Менделем гены — это участки находящихся в клеточке молекул ДНК. Согласно центральной догме молекулярной биологии, механизм деяния генов состоит в том, чтоб кодировать белки, которые, в свою очередь, выступая в роли ферментов, регулируют все химические реакции в живых организмах (см. Катализаторы и ферменты).

***

Грегор Иоганн МЕНДЕЛЬ

Gregor Johann Mendel, 1822–84

Моравский монах и генетик растений. Иоганн Мендель появился в местечке Хейнцендорф (сейчас Гинчице в Чехии), где его отец обладал небольшим крестьянским наделом. Принял имя Грегор при поступлении в монастырь близкорасположенного города Брюнн (сейчас Брно). В 1851 году настоятель монастыря направил Менделя обучаться в венский институт, где он, посреди остального, изучал ботанику. После окончания института Мендель преподавал естественные науки в местной школе. В 1856 году начал проводить опыты по скрещиванию растений, в частности гороха, который он выращивал в монастырском саду, — может быть, побуждаемый детскими воспоминаниями о работе с папой в его хозяйстве. Результаты опытов Менделя, легшие в базу современной генетики, были опубликованы в 1865 году, не вызвав тогда энтузиазма у современников. Тремя годами позднее Мендель стал настоятелем монастыря городя Брюнн и забросил исследования, посвятив себя выполнению административных обязанностей.

перечень литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://elementy.ru/


 
Еще рефераты и курсовые из раздела
Современные трудности сохранения биологического контраста на местности калининградской области
Современные трудности сохранения биологического контраста на местности калининградской области (на примере фауны гнездящихся птиц) Г.В. Гришанов (Калининградский...

К вопросу о происхождении наименования “аист”
К вопросу о происхождении наименования “аист” В.Н. Грищенко г. Канев, Каневский заповедник. Если к вам однажды вечером постучали, вы вправе поразмыслить, что пришла в...

Энцефалит
Содержание: 1. Понятие «энцефалит» . 2. Летаргический энцефалит . 3. Клешевой энцефалит . 4. Заключение. Введение. ЭНЦЕФАЛИТ – группа...

Редкие и охраняемые птицы Ярославской области
Птицы – самая бессчетная и разнообразная группа животных Ярославской области. Их насчитывается около 240 видов, в том числе гнездящихся – 182 вида , зимующих - 8 видов, встречается на...

Экзаменационные билеты по курсу «Биология» (9 класс)
Экзаменационные билеты по биологии составлены в согласовании с программой для общеобразовательных учреждений и включают в себя два теоретических вопроса и одно практическое задание. При...