рефераты, курсовые, дипломы >>> безопасность жизнедеятельности

 

Стратегия развития образовательной области «безопасность жизнедеятельности в России»

 

Стратегия развития образовательной области «безопасность жизнедеятельности в России»

Прошло 13 лет после введения курса «Основы сохранности жизнедеятельности» в русских школах и предмета «Безопасность жизнедеятельности» в высших учебных заведениях страны. Появление этих учебных дисциплин, по сути, стало интуитивным отражением еще не вполне осознанной гос и публичной потребности в организации целенаправленного, непрерывного, массового образования населения по вопросам сохранности жизнедеятельности в связи с очень обострившейся неувязкой выживания России и всего человечества в условиях развивающегося в стране глубочайшего системного кризиса, а также необычного роста глобальных вызовов и угроз.

основной итог минувшего периода заключается в том, что мы выстояли, находясь в тяжелейших условиях неопределенности, отсутствия нужной материальной и методической поддержки, укрытого и открытого сопротивления чиновников, в том числе в самом Министерстве образования, и даже протестных действий значимой части педагогов и родителей.

Внедрение и развитие курса ОБЖ, а параллельно с ним и БЖД, шло только благодаря подвижничеству педагогов, профессионалов МЧС, МВД, в меньшей мере Министерства обороны, а также усилиям общественности.

По данным МЧС России, в 76 регионах страны из 89 курс ОБЖ преподается в школе с 1 по 11 классы и считается обязательным на региональном уровне. Возникла и утверждается в образовательной среде новая специальность 033300 – «Безопасность жизнедеятельности». Квалификация – учитель сохранности жизнедеятельности. Сейчас уже 25 тыщ учителей, целая интеллектуальная армия сохранности, занимается обучением и воспитанием учащихся по вопросам, связанным с обеспечением защищенности личности, общества, страны от внутренних и внешних угроз в разных ситуациях общественного, природного и техногенного характера.

В связи с преподаванием ОБЖ и БЖД в образовательных учреждениях России расширились способности науки по разработке теории сохранности. Более того, возникли предпосылки для выделения её нового направления – педагогики сохранности. Подготовлены новейшие ученые в данной области – доктора наук, кандидаты наук. Тем самым закладывается фундаментальность содержания и психолого-педагогических технологий ОБЖ и БЖД, формирующих личность гражданина, ответственно относящегося к личной сохранности и сохранности остальных. Более качественными стают учебники и учебные пособия по ОБЖ и БЖД, хотя на наш взор, они все еще неудовлетворительные и далеко не отвечают своему предназначению – воспитанию у учащихся и студентов культуры сохранности.

реальным прорывом в закреплении статуса ОБЖ и БЖД в школе и вузе стало принятие гос Думой в первом чтении проекта Федерального закона «О эталонах образования» (2002 г.), В котором курс ОБЖ был отнесен к категории «образовательная область» наряду с другими традиционными учебными дисциплинами. После этого, казалось, что уже ничто не помешает поступательному продвижению ОБЖ и БЖД в системе образования России. Но не тут-то было.

В том же 2002 году, уже после первичного решения Думы по поводу образовательных стандартов, бывший министр образования Филиппов совсем нежданно для педагогический общественности распустил подготовившую этот документ группу Фирсова В.В. И передоверил заниматься «реформой» русского образования таковым одиозным деятелям, как Кузьминов (ректор Высшей школы экономики), Днепров (бывший Министр образования), Шадриков (бывший зам. Министра образования). Эти люди известны своими либеральными взорами и приверженностью западным ценностям. Получив на определенных условиях средства, и немалые, от глобального банка, а может быть, и из остальных забугорных источников на «реформу» образования в России, эта группа, сумевшая привлечь на свою сторону Филиппова, попыталась навязать российскому обществу чуждые и очень опасные по своим последствиям представления о том, чему и как следует учить наших детей. При этом главной мишенью собственных нападок они избрали ОБЖ – единственный предмет в школе о сохранности. Под видом необходимости высвободить учеников от лишней перегрузки они предложили изъять его из школьной программы. Кузьминов в собственной статье «Образование и реформа», опубликованной в журнальчике «Наука и жизнь», заявил, что «все предметы имеют право на существование, не считая ОБЖ».

Спрашивается, почему неприятели России и внутренние, и внешние вдруг так ополчились против ОБЖ? Ведь они молчали, когда преподавание этого предмета сводилось к чисто техническим занятиям, к примеру, по пожарной сохранности, а кое-где и к урокам безопасного секса. Вышеупомянутый Днепров в собственной концепции «реформы» образования, настаивал на том, что в системе образования обязана рассматриваться лишь личная сохранность учащегося во время его нахождения в школе, а государственная сохранность – это, дескать, удел Совета сохранности. Днепров открылся тем самым. Стоило только сделать первые пробы поднять планку ОБЖ на уровень государственной сохранности и включить это положение в концепцию и образовательный эталон, как противник всполошился. В отменно новом подходе к ОБЖ он увидел опасность своим планам закабаления России, использования нашей страны в качестве сырьевого придатка Запада, так называемого «золотого миллиарда». Ведь ученик, усвоивший, что такое государственная сохранность, осознавший свой патриотический долг и получивший навыки обеспечения сохранности страны, никогда не согласится с колонизацией собственной Родины и будет самоотверженно защищать её национальные интересы. Поэтому нападки на ОБЖ со стороны агентов влияния Запада обязаны укреплять нас в правоте нашего дела, когда мы отстаиваем образовательную область сохранность жизнедеятельности.

Мне хотелось бы поблагодарить каждого учителя сохранности жизнедеятельности, присутствующих тут Сапронова, Сюнькова, Смирнова, Петрова и остальных подвижников ОБЖ за их гражданский подвиг во имя внедрения, сохранения и развития образовательной области сохранность жизнедеятельности. Этот подвиг не менее значим, чем героические дела в Великой Отечественной войне. Учитель сохранности жизнедеятельности находится сейчас на передовой защиты Отечества, обеспечения государственной сохранности России. Вопрос сейчас стоит так: будет образовательная область сохранность жизнедеятельности ведущей дисциплиной в школе и вузе – спасется, выживет Россия, если не будет, означает не будет и России. Конкретно сохранение и развитие ОБЖ и БЖД дает шанс России на выживание, её будущее.

таковая позиция базирована на том, что и для России, и для всего человечества главной неувязкой XXI века является выживание. Более ста лет назад великий ученый Менделеев так определил формулу жизни для России: уцелеть и продолжить независящий рост. Она остается актуальной и сейчас, хотя и нереализуемой. Феномен: страна вымирает, разрушается, а её выживание еще не стало главной целью гос политики, самого общества. У страны нет стратегии выживания, а потому нет и стратегии образования.

На наш взор, стратегией выживания России, а следовательно и стратегией образования и, в первую очередь, образовательной области сохранность жизнедеятельности, обязано стать достижение гармонии развития человека, общества, страны, природы, русской цивилизации; их духа, тела, интеллекта. Для человека это означат до этого всего гармонию с самим собой, с природой, обществом, властью, если, естественно, власть праведная, легитимная и справедливая.

сейчас посреди педагогов и профессионалов растет число приверженцев мировоззренческого подхода к образовательной области сохранность жизнедеятельности, когда у школьников и студентов формируется осознание ими собственного места в природе, в обществе, в мировом обществе, собственного дела к окружающему миру. Конкретно таковой подход, мировоззренческая устойчивость, мировоззренческая культура дозволит, в свою очередь, сформировать гражданскую, патриотическую позицию личности по всем вопросам внутренней и наружной политики, в сфере сохранности.

совместно с тем, тенденция мировоззренческого подхода к ОБЖ и БЖД еще не стала определяющей. Но если мы признаем, что разруха в головах, если мы признаем духовные и нравственные императивы, высшие моральные ценности, то почему соглашаемся с тем, что в ОБЖ и БЖД доминирует, подавляет катастрофная логика и методология? Мы продолжаем ставить телегу впереди лошади, а означает обоз образовательной области сохранность жизнедеятельности не двинется с места. Естественно, принципиально научить учащегося тушить пожары, но еще важней, добиться того, чтоб у человека не возникала мысль совершить поджог. По статистике же последних лет большая часть лесных пожаров стали следствием сознательных поджогов ради корысти.

неувязка формирования мировоззренческой стойкости заключается еще и в том, что разум и сознание человека уже не в состоянии угнаться за масштабными и глубокими переменами скоро текущей жизни. Ректор столичного гуманитарного института Игорь Михайлович Ильинский считает, что отчасти поэтому наступил кризис понимания происходящего и как следствие – нарастание хаоса и бреда во всех сферах жизни и на всех уровнях управления вплоть до глобального. Растут опасности дестабилизации мировоззренческого характера, дебилизации, которые имеют и глобальный, и региональный, и локальный масштабы. Соответственно растет уязвимость человека, социальных групп, общества, страны в духовной, ценностной сфере. Вышло понижение «этической планки» и общекультурного уровня широких народных масс, т.Е. Понижение духовных моральных, интеллектуальных, физических свойств, нужных для выживания.

Поэтому столь актуальной является задачка формирования у учащихся мировоззренческой стойкости, культуры сохранности, способностей противостоять антикультуре, насилию, злости, преступности, наркомании, всем старым и новым порокам. И тут я лишь напомню о нашей концепции формирования личности безопасного типа как главной задачке школы, которую наш Фонд государственной и интернациональной сохранности выдвинул 12 лет назад. Личность безопасного типа – это человек, осознающий самого себя, высокий смысл собственной деятельности, свое предназначение, стремящийся жить в согласии с самим с собой, окружающей средой, гармонично сочетающий в себе активное созидательное начало с противодействием злу ради блага России, сохранения жизни на Земле.

Формирование мировоззренческой стойкости, психофизических свойств личности учащихся и студентов, умение преодолевать психологические стрессы, не паниковать, предполагает необходимость уделить большее внимание в школе и вузе психогигиене, тому, что дозволяет выработать духовный иммунитет от нарастающей агрессивной бездуховности. То есть, педагогу принципиально держать в поле зрения не лишь внешние причины, но и внутреннюю среду обитания человека, его личностное, душевное, духовное, психологическое пространство. Вспомним Тютчева: «Есть целый мир в душе твоей загадочно-волшебных дум, их заглушил наружный шум». Психогигиена призвана помогать выстраивать гармоничное взаимодействие наружной и внутренней среды обитания человека.

Почему так важен в ОБЖ и БЖД духовный фактор? Потому, что значение его резко возросло во всех сферах жизнедеятельности, в особенности в войне. Я придерживаюсь закона непрерывности войн, выведенного российским генералом Снесаревым, служившим и в Царской, и в русской армиях. Война только меняет свое обличье, что подчеркивал Клаузевиц. Она никогда не повторяется. Тем не менее, мы постоянно готовимся к прошедшим войнам, поглощая национальное богатство и обрекая себя на неизбежное поражение. Мы не признавали холодную войну войной, 3-ей Мировой войной, и потерпели в ней жесточайшее поражение: не стало русской России.

Сейчас идет 4-я глобальная война за передел ресурсов и установление нового мирового порядка, но мы опять не понимаем этого факта. Совместно с тем, эта война нового типа разворачивается на трех театрах военных действий: геополитическом либо физическом; психологическом либо информационным; духовном либо цивилизационном. Главные схватки развертываются в духовной сфере. На одного убитого в вооруженной схватке приходится тыща загубленных жизней в духовном противостоянии. Нужно учесть это, закладывая базы военных знаний в школе, по другому России еще одного, сейчас уже окончательного, поражения не избежать.

Мы последовательно выступаем за то, чтоб образовательная область сохранность жизнедеятельности стала главной, системообразующей в школе, чтоб она сопровождала человека от первого крика до последнего вздоха. Это стратегическая задачка. А тактические задачки соединены с включением ОБЖ в основополагающие нормативные документы образования, с подготовкой кадров, с написанием учебников, пособий, с совершенствованием свойства обучения и воспитания.

С созданием Ассоциации педагогов и профессионалов по сохранности жизнедеятельности у нас стало больше возможностей для решения задач, касающихся развития нашей образовательной области. Как председатель Ассоциации приглашаю Вас принять самое активное роль в её деятельности. К огорчению, время для доклада истекло. Ближе ознакомиться с нашей новой публичной организацией Вы можете на сайте Фонда НИМБ, в апрельском номере журнальчика «ОБЖ. Базы сохранности жизни», в прямом контакте с членами Совета Ассоциации БЖД.

В наших совместных усилиях – шанс выживания и воспроизводства России как страны и народа. Не упустить бы его!

перечень литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.fnimb.org


 
Еще рефераты и курсовые из раздела
Главные методы защиты населения в чрезвычайных ситуациях
Калининградский Государственный Технический институт Кафедра БЖД РЕФЕРАТ Тема: «Основные методы защиты населения в чрезвычайных ситуациях» Работу выполнила: ст. Гр....

Радиационные ЧС
| | |Министерство сельского хозяйства РФ | | | |ГОСУДАРСТВЕННЫЙ институт | |ПО ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВУ | | | | | |КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И МЕНЕДЖМЕНТА | |...

Ответственность за нарушение законодательства по охране труда
Ответственность за нарушение законодательства по охране труда Генеральный прокурор России и назначаемые им прокуроры осуществляют в пределах собственной компетенции надзор за...

КЗОТ и меры ответственности за несчастные случаи
КЗОТ и  меры ответственности за несчастные случаи Реферат выполнил ст. Н.Э. III-2 в/о Шавердов Д. Б. Государственный институт управления Москва 1998 КЗОТ ...

Удобные условия жизнедеятельности
Содержание.1. удобные условия жизнедеятельности. 22. Определение категории тяжести труда на рабочем месте 43. перечень литературы 51. удобные условия...