рефераты, курсовые, дипломы >>> безопасность жизнедеятельности

 

Внедрение на уроке сюжетно-наглядных материалов

 

внедрение на уроке сюжетно-наглядных материалов

В.Нещерет, преподаватель-организатор ОБЖ СШ №11, г.Минусинск, Красноярский край

Проводя занятия по ОБЖ, я увидел необходимость совершенствования контроля знаний учащихся - с учетом того, что как ни в одном другом предмете тут принципиальна связь знаний с практикой. Временные рамки урока не разрешают в полном объеме проводить практические занятия вне школы. Поэтому нужно было придумать, как выйти из данной ситуации. Решил употреблять сюжетно-наглядные материалы.

Наглядные материалы - сильнодействующее средство, и их нужно активно задействовать в самостоятельной работе учащихся. Они способствуют не лишь лучшему усвоению теоретических положений, но и выработке умения использовать полученные знания в смоделированной на рисунке, но приближенной к жизни ситуации. С помощью наглядного сюжетного материала, где отражена чрезвычайная либо проблемная ситуация, можно существенно активизировать процесс обучения, побудить ученика к самостоятельному мышлению, сопоставлениям, анализу и обобщениям. Никакой другой материал так прочно не усваивается, как тот, с которым без помощи других работал ученик. При этом учащиеся приучаются логически стройно и последовательно излагать ответ. Таковым образом, запоминание и усвоение фактического материала - одна сторона в обучении. Развитие мышления учеников - вторая.

К этому следует добавить то, что с помощью наглядных материалов учитель проверяет и свою работу, правильность способов преподавания. Давно уже стало аксиомой, что на уроке принципиально не лишь доступно преподнести ученикам новенькую информацию, но и сформировывать у них умение работать с разнообразными источниками .знаний: учебником, пособием, справочником, конспектом, наглядным материалом. На уроке ОБЖ конкретно материал, содержащий делему, приучает детей к реализации полученных теоретических знаний, самостоятельным выводам, поискам выхода из кризисной ситуации.

Схематический набросок, заключающий в себе делему из области ГОЧС, это часть малеханького настоящего жизненного триллера. Решая эту делему, ученик приучается глядеть на окружающую его среду обитания аналитическим взором. Обычный учебник, как правило, не предполагает таковой деятельности учеников, тем более не содержит соответствующих материалов. По другому говоря, взаимодействие учителя, учеников и имеющихся учебников на обычном уроке может воспитывать быстрее пассивное, чем активное отношение к учебе. Глубина имеющихся у ученика знаний проявляется в его готовности к самостоятельному, осознанному их использованию. Наглядный сюжетный материал активизирует мышление дитя. Образное изображение трудности является дополнительной информацией, побуждающей к творческой деятельности. К наглядному сюжетному материалу упражнения мною предъявляются следующие требования.

В нем обязаны отражаться:

• теоретическое содержание урока;

• объективность и действительность ситуации;

• элементы для её анализа с учетом содержания учебной дисциплины;

• учебная неувязка по конкретному материалу.

не считая того, этот материал обязан:

• укреплять дидактические единицы через элементы композиции заданий;

• минимизировать способности ошибочных ответов по формальным признакам;

• предугадывать степень самостоятельности учащихся выше, чем размер знаний по учебному материалу.

Как понятно, в педагогике само понятие «применение знаний» неоднозначно. Отмечают применение знаний по эталону, в знакомых ситуациях, и их применение в новейших, незнакомых условиях, т.Е. Творческое применение. Наглядный сюжетный материал обязан включать как первый, так и второй вид внедрения знаний. К примеру, набросок с изображением части города со сложным рельефом. На краю города - предприятие, использующее в собственном рабочем цикле хлор. Вследствие изношенности оборудования произошла авария с выбросом АХОВ, которое распространилось за пределы санитарно-защитной зоны химически опасного объекта. Ответ ученика строится:

1) на применении знаний по эталону, т.Е. Излагается общий порядок действий населения при утечки хлора;

2) предполагает поисковую деятельность, т.Е. Анализ распространения АХОВ на местности с учетом рельефа (холмы, низменности, лесопосадки, открытые участки местности), скорости ветра, того, в каких местах концентрация хлора через определенное время будет малая, а где ПДК еще длительное время будет опасно для жизни и здоровья населения.

принципиальным моментом ответа учащихся обязаны быть их рекомендации по предотвращению аварийных ситуаций. Если на уроке отсутствует наглядный материал, то следует обычный ответ: замена устаревшего оборудования, установка дополнительных устройств, усиление контроля за технологическим действием и т.Д. Анализ ошибок и нарушений, допущенных в сюжетно-наглядном материале, - это тоже средство практического приобретения и пополнения 1 знаний учащихся. Увидев ошибки на рисунке, ученик активизирует ответ: ошибочное размещение объекта - без учета розы ветров, рельефа местности, близости публичных зданий к опасному объекту, а также недостаточная ширина санитарно-защитной зоны и т.Д.

Одной из основных задач, решаемых учителем на уроке, является развитие практического мышления ученика, которое включает в себя: вероятностный подход к анализу явлений, действий реальности; системность, логичность и конкретность мышления; опору в деятельности на полученные знания. Практическое мышление просит более изощренной наблюдательности и внимания к отдельным, частным деталям и умению перехода от размышления к действию и обратно. Нетипичные, нестандартные ситуации, изображенные в наглядном материале, требуют практической смекалки, сообразительности, наблюдательности, умения созидать целое и все его детали. Возьмем для примера тему "Наводнения" Наглядный материал - картина, изображающая весенний паводок. На ней отдыхающие люди, застигнутые этим стихийным бедствием врасплох. Быстрое повышение уровня воды образовало полуостров с людьми, машиной, . предметами отдыха. Перед учащимися ставятся вопросы: «Что нужно предпринять людям для собственного спасения? Какие изображенные на рисунке средства для этого можно употреблять?» Ответ обучаемых предугадывает решение неотрывным от выполнения. В ходе активных поисков путей преодоления появившейся ситуации выясняют, что для спасения нужно без помощи других изготовить плавательные средства. Для этого употребляют авто камеры, разные емкости (бочки, канистры), непромокаемую палатку, которую можно набить сухой травкой, камеру мяча, плавник (принесенные водой обломки древесных стволов). Далее следует ответ по эталону: плыть к наиблежайшей возвышенности, ожидать спада уровня воды, подавать сигнал бедствия. Подведением итога работы с наглядным материалом является выяснение обстоятельств возникновения экстремальной ситуации:

• пренебрежение метеосводкой;

• неосведомленность об опасностях природных чрезвычайных ситуаций, которые появились либо могли появиться в одной местности в данный период времени;

• плохой выбор местности для отдыха;

• отсутствие аналитического мышления у организаторов отдыха.

В ходе исследования темы «Нарушение экологического равновесия» (8-й класс) мною было замечено, что учащиеся, отлично усваивая учебный материал и непревзойденно владея теоретическими знаниями, с трудом приводили примеры из жизни собственного города, микрорайона, где фактически на каждом шагу просматривается экологическая безграмотность как населения, так и градостроителей, административных чиновников. Упражнение в Ошибки архитектора» поможет учащимся взглянуть на вопросы обеспечения благоприятной экологии в собственном городе, поселке с аналитической точки зрения.

перечень литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.school-obz.org/


 
Еще рефераты и курсовые из раздела
Если вы заблудились в тайге
Если вы заблудились в тайге Человек, сбившись с пути в лесной почаще, все больше и больше теряет ориентировку, просто переходит грань меж трезвой рассудительностью и лихорадочной...

Научно-технический прогресс и сохранность труда
Научно-технический прогресс и сохранность труда Курсовой проект по дисциплине «Основы сохранности труда» Выполнил студент Острицов Сергей Иванович, курс 2, № группы...

Аттестация рабочих мест по условиям труда. Сертификация производства на соответствие требованиям сохранности труда.
Аттестация рабочих мест по условиям труда. Сертификация производства на соответствие требованиям сохранности труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда — это система анализа и...

Расследование и учет нарушений при обращении с радиационными источниками и радиоактивными веществами в России
Расследование и учет нарушений при обращении с радиационными источниками и радиоактивными веществами в России Михайлов М.В. 1. Терминология В русской Федерации...

Вредные и опасные звуковые колебания и вибрации
Вредные и опасные звуковые колебания и вибрации Нормирование и измерение звуковых колебаний и вибраций (в настоящее время устройств для измерения звуковых колебаний и...