рефераты, курсовые, дипломы >>> архитектура

 

Храмовое искусство старого Рима

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ институт АЭРОКОСМИЧЕСКОГО

ПРИБОРОСТРОЕНИЯ

Реферат©

По культурологии

На тему: «Храмовое искусство старого Рима».

Студента 1-го курса

4-го факультета гр. 4061

Лозоватского И. М.

Санкт-Петербург

2001г.


Содержание:

1. Введение.

2. Храмовое искусство этрусков.

3. Становление римского храмового искусства (VII – I вв. До н. Э.).

4. Расцвет римского храмового искусства.

. Время принципата Августа.

. Время Траяна и Адриана.

. Время последних Антонинов.

5. Кризис римского храмового искусства (III – IV вв.).

. Конец эры принципата.

. эра домината.

6. Заключение.

1. Введение

Римская цивилизация появилась более 2 тыщ лет тому назад, но несмотря на это, мы располагаем довольно подробными сведениями о том, как жили древние римляне.

До наших дней сохранились многие строения, построенные старыми римлянами.
Они говорят нам о способах стройки, использовавшихся в те времена, и об архитектурных стилях. Руины городов, остатки дорог и акведуков разрешают узнать о принципах стройки и планирования городов. В зданиях археологи находят разные предметы, которыми воспользовались древние римляне. Некие из них сохранились совсем отлично, в особенности там, где произошли извержения вулканов, так как пепел и зола, засыпавшие эти предметы предохраняли их от разрушения.

совсем много ценных сведений об искусстве Рима мы находим в сочинениях самих старых римлян. Только единичные экземпляры древнеримских книг и рукописей дошли до наших дней, но мы располагаем бессчетными их копиями, сделанными монахами в эру средневековья, а также учеными в более поздние периоды. К числу таковых книг относятся сочинения многих римских авторов по истории, политике и философии, а также пьесы, поэмы и письма.
Они разрешают нам познакомиться с жизнью и обычаями старых римлян.

Римское искусство — высшее достижение и результат развития старого искусства.
Его создавали не лишь римляне, либо италики, но и древние египтяне, греки, сирийцы, обитатели Пиренейского полуострова. Галлии, старой Германии и остальные народы. В художественном мастерстве, непременно, господствовала древнегреческая школа, зато на формы искусства в каждой провинции Римского страны влияли местные традиции.

старый Рим дал человечеству реальную культурную среду: замечательно распланированные, удобные для жизни города с мощёными дорогами, великолепными мостами, зданиями библиотек, архивов, нимфеев (святилиш, посвящённых нимфам), дворцов, вилл и просто не плохих домов с добротной прекрасной мебелью — всё то, что типично для цивилизованного общества.

Римляне в первый раз стали строить «типовые» города, прообразом которых явились римские военные лагеря. Прокладывались две перпендикулярные улицы — кардо и декуманум, на перекрестье которых возводили центр города. Городская планировка подчинялась строго обмысленной схеме.

живописцы старого Рима в первый раз направили пристальное внимание на внутренний мир человека и отразили его в жанре портрета, создав произведения, не имевшие себе равных в древности.

До наших дней дошло совсем не достаточно имён римских живописцев. Но оставленные ими монументы входят в сокровищницу мирового искусства.

Римляне поклонялись большому множеству божеств, обращались к ним с молитвами и приносили им жертвы. Большая часть римлян верили, что каждому из них покровительствует особенный бог либо богиня. Они считали, что боги также покровительствуют разным явлениям жизни. К примеру, Венере молились, желая завоевать сердце любимого, к Марсу обращались с молитвами о победах в схватках и войнах. Покоряя различные страны, римляне приносили с собой свою религию. Местных обитателей не заставляли поклоняться римским божествам, но они вызывали энтузиазм. Местные божества частенько сливались в сознании верующих с римскими богами, и поэтому местные варианты культов государственных богов распространились по всей империи.

В честь общегосударственных богов возводились величественные храмы. Их архитектурное оформление римляне заимствовали у этрусков и греков. В храмах находились сокровища, оккупированные во время схваток либо принесенные в дар гражданами в символ благодарности богам за помощь. Римляне могли также хранить там свои собственные средства и драгоценности; их охраняли жрецы и жрицы. В храме постоянно устанавливали огромную статую бога. В дни публичных религиозных празднеств в храм следовала длинная процессия жрецов, должностных лиц и музыкантов. За нею вели животных, предназначенных для жертвоприношений богам. Церемонии происходили традиционно вне храма, но молящимся время от времени разрешалось войти вовнутрь храма и обратиться с просьбой к богу.

Обо всех этих храмах речь и пойдет далее…

2. Искусство этрусков.

Расенов, жителей холмистой Этрурии, греки называли тирренами. А римляне—этрусками. Они-то и стали первыми учителями римлян.

Цивилизация этрусков до сих пор остается для историков загадкой. Эти наставники римлян, смешавшись с италийскими племенами, пропали как нация задолго до нашей эпохи. С тех пор улыбающиеся статуи и расписные гробницы расенов хранят молчание, подобно руинам Крита; из девяти тыщ сохранившихся этрусских надписей крупная часть не расшифрована. Не удалось даже точно найти, к какой группе принадлежит их язык, потеряны следы их начальной родины.

Расены заявили о себе в Италии лет за сто до основания Рима, но откуда они пришли, никто не знал. Некие античные писатели полагали, что этруски—выходцы из Малой Азии, и сейчас эта гипотеза считается более вероятной.

В собственных истоках этрусское искусство имело много общего с древневосточным и древнегреческим искусством.

В храмах, гробницах, крепостных сооружениях чувства, мысли и вкусы зодчих находили отражение в характере пропорций, ритмов, числовых соотношений. Об этрусских храмовых постройках можно составить представление по высказываниям старых авторов (Витрувий), неким терракотовым погребальным урнам, воспроизводящим их форму (урна из Сатрикума), редким руинам храмов (акрополь в Марцаботто и Пирге), а также по дошедшим до нас их терракотовым украшениям (Неми, Фалерии Ветерес и др.).

Уже к VII в. До н. Э. В Этрурии сформировались два типа храмов – с одной целлой и тремя. К входу в строения, стоявшие на больших подиумах, вела широкая лестница; входной портик различался большой шириной и глубиной. По боковым сторонам и сзаду храмы традиционно не имели колонн, не было с тыльной стороны и входа. Основной признак этрусской храмовой архитектуры – фасадность сооружения. Выдающиеся монументы этрусской архитектуры – три храма на акрополе Марцаботто, от одного из которых отлично сохранился сложенный из блоков травертина подий со сложной профилировкой наружной стороны и ведущая на этот подий лестница. Крыши этрусских храмов, выступавшие над портиками, поддерживали тосканские колонны с капителями, напоминавшими дорические, но имевшие внизу профилированные базы. Редкая расстановка колонн обеспечивала чувство широты пространства портика.
Перекрытие двускатной кровли состояло из терракотовых черепиц.

Храмы украшались статуями. Храмовая скульптура этрусков в подавляющем большинстве не каменная либо бронзовая, а несколько более легкая – терракотовая, тяжесть которой могли выдержать сырцовые стенки и древесные перекрытия храмов. Покрывая узорными терракотовыми фризами поверхность балок, она выполняла функцию не лишь декоративную, но и культовую в изображениях антефиксов, сюжетных рельефов, больших статуях божеств.
Представление о принципах таковых украшений дают терракотовые модели храмов из Вульчи (VI в. До н. Э.), Скульптурного фронтона из Неми (конец IV – III в. До н. Э.), Терракотового фронтона со сценой гигантомахи из Пирги (все из музея Вилла Джулия).

Этрусские храмы искусно были декорированы антефиксами. Скульптор храма в Вейях, может быть Вулка, исполнил антефикс в виде головы Медузы Горгоны с обширно разинутой пастью и высунутым языком, с кольцами змеек, гибко извивающихся вокруг лика чудовища, выпученными очами и взметнувшимися бровями. Завершавшие края черепиц антефиксы были необходимыми строительными элементами, порой и водоотводами – через разинутую пасть Горгоны по высунутому языку дождевая вода обязана была стекать с крыши. Антефиксы делали к тому же еще культовую задачку апотропеев. Апотропеи оберегали храмы от злых сил. Воспринимавшиеся же издали, они игрались декоративную роль, оживляя своими формами спокойные плоскости стенок.

Декоративная скульптура храмов конца IV – III в. До н. Э. Несла на себе следы нового художественного стиля.

Характерен для скульптуры того времени декор фронтона храма Сказато в
Фалериях – полуфигура, разумеется Аполлона с вдохновенным лицом, смело устремленным вперед горящим взором, разметавшимися по плечам прядями волос. Фронтоны этрусских храмов III в. До н. Э. Украшались и сложными горельефными композициями вроде крылатых коней одного из храмов в
Тарквиниях.

тяжело переоценить значение художественного наследия этрусков для римлян, которые на протяжении нескольких веков не лишь впитывали заслуги этрусского гения, но с его помощью принимали и успехи ведущих средиземноморских цивилизаций первого тысячелетия до н.Э.

не считая этрусков, на римских зодчих, ваятелей, живописцев, непременно, оказывали мощное действие и греческие профессионалы, работавшие на юге
Апеннинского полуострова в городах Великой Греции.

3. Становление римского храмового искусства

(VII – I вв. До н. Э.)

древесная архитектура с терракотовой орнаментикой полновластно царила в Риме в III в. До н. Э. И лишь в следующем столетии начала уступать место каменным постройкам. Но храмы сооружали из мягкого вулканического туфа, так как собственного мрамора в Италии во II в. До н. Э. Еще не было, и
«лунский», позже каррарский, мрамор, и «тибуртинский» жесткий известняк стали применяться повсеместно лишь в эру Августа. Ограниченность в выборе строительного материала наложила заметный отпечаток и на саму архитектуру храмов. Из мягкого кампанского туфа не удавалось вытесать длинные прочные балки, поэтому зодчим приходилось создавать арочные своды.
не считая того, мягкий туф не дозволял делать такие выразительные, подчеркнутые орнаменты, как на греческих мраморных храмах, и нужно было украшать постройки гипсовой пластикой. Огромным облегчением для архитекторов было начало внедрения в строительстве обоженного кирпича. Новая техника дала возможность поначалу возводить основа стенок, а потом облицовывать их плитами из туфа.

Республика оставила незначительно произведений, по которым можно судить о принципах зодчества того времени: сооружения разрушались, часто позже переделывались. Римляне, занятые войнами, междоусобными смутами и социальными конфликтами, воздвигали в большей степени то, что было нужно для жизни и обороны от противников – мосты, дороги, водосточные канавы, крепостные стенки, жилые дома, форумы, гробницы. Хотя, естественно же были и театры, и триумфальные арки, и колонны, и храмы.

На Капитолийском холме стоял в особенности почитавшийся, освященный в 509 г. До н. Э., Храм Юпитера Капитолийского с тремя целлами – Юпитера, Юноны и
Минервы. Глубочайшим портиком, трехчастной целлой и практически квадратным планом он напоминал этрусские храмы, а глухой тыльной стороной повторял культовые сооружения Великой Греции. Этрусский скульптор Вулка украсил конек фронтона терракотовой квадригой. Позже Сулла при реконструкции, может быть, употреблял тут некие колонны от храма Зевса Олимпийского из Афин, а греческий ваятель Аполлоний сделал культовую статую.

На Капитолии было воздвигнуто еще несколько более маленьких храмов, и там же стояла, разумеется, одна из первых триумфальных арок – Сципиона
Африканского, украшенная конными статуями.

Палатин - центральный, как и Капитолий, холм Рима, меньше застраивали в годы Республики. В начале II в. До н. Э. Там стоял храм Великой Матери
Кибелы, культ которой занесли в Рим из Малой Азии.

Самое оживленное место в годы Республики – Римский Форум – застраивался в особенности красивыми зданиями. Тут воздвигли перестроенные в годы Империи храмы Сатурна, а также Кастора и Поллукса. У склонов Капитолия после примирения патрициев и плебеев выстроили храм Согласия (Конкордии).

Близ юго западного угла базилики Эмилия стоял храм Януса, изображенный на монетах Нерона. На Римском Форуме выстроили круглый в плане храм Весты и рядом – прямоугольный дом весталок.

Храм
Кастора и Полукса.

Веста была богиней домашнего очага, а поскольку домашний очаг и дом были основой римского общества, она была совсем почитаемой богиней. В Храме горел священный огонь, охраняемый жрицами Весты. Если огонь потухал, то римляне считали, что скоро последуют дурные предзнаменования и неудачи.
Принести неудачу Матери Рима числилось непростительным грехом.

Священное животное Весты - Осел. Веста смотрится как дама в длинном платье c покрытой головой. Её правая рука опущена, а в левой она держит скипетр.

Веста

Храм Весты (а сейчас на основании отысканной надписи его определяют как храм Геркулеса Оливариуса – покровителя продавцов масла) является самой ранешней из сохранившихся мраморных зданий Рима. Двадцать колонн пентелийского мрамора, покоящихся на туфовом постаменте, устанавливались под управлением эллинского конструктора, может быть, Гермодора Саламинского.
Исполнителем же Храм Весты культовой статуи храма был греческий скульптор Скопас Младший, работавший в конце II в. До н. Э. В Риме.

более полное представление о культовых сооружениях Римской республики дают сохранившиеся лучше остальных круглый и прямоугольный храмы на
Бычьем форуме. Прямоугольный в плане псевдопериптер –, ранее называвшийся храмом удачи Вирилис, а сейчас, принимая во внимание,

Храм удачи Вирилис что рядом был порт Рима, его определяют как храм бога Портунаса. Раскопками обнаружены его фундаменты IV – III вв. До н. Э., Но современный подиум, как и колонны, относятся ко II – I вв. До н. Э. Зодчий придал всем деталям постройки, и в особенности колоннам, четкий ритм, воплотив римскую деловитость в архитектурные формы. Несложно узреть тут действие этрусков, использовавших глубочайшие портики, и южноиталийских греков – в применении глухой тыльной стенки. Зодчие начали придавать огромное значение фасаду сооружений. Это сказалось потом на развитии архитектуры западноевропейского средневековья, отличавшейся от восточной и византийской, предпочитавшими другие, центрические композиции.

Храмам на Бычьем форуме близки и остальные, строившиеся в Лациуме в годы
Республики, такие, как дорический храм Геркулеса в Кори (80-е годы до н. Э.), Круглый коринфский и ионический прямоугольный храмы в Тиволии (начало
I в. До н. Э.), Сооружения огромного комплекса святилища удачи Примигении в Пренесте (I в. До н. Э.). Отличающиеся друг от друга в деталях, эти сооружения Лациума роднит их крупная связь с пейзажем; они более открыты пространству, ежели столичные, замкнутые в пределах собственных форм.

Итак, на закате Республики город из туфа начал преобразовываться в мраморный. Посреди все еще бессчетных узеньких улочек раскинулся новый
Римский Форум, поднялись новейшие храмы. В суровый старый Рим пришли достояние и пышность.

4. Расцвет римского храмового искусства

Время принципата Августа

С приходом к власти Августа зодчество достигло исключительного расцвета, как самый мощный художественный выразитель государственных идей.
Грандиозным в сравнении с республиканскими постройками смотрелся Форум
Августа, площадь предназначенная для мероприятий публичного характера.

Храм Марса Мстителя на форуме Августа больше цезарианского храма Венеры
Родительницы. Его портик больших, коринфского ордера, колонн шире; целла, перекрытая висячими стропилами, просторнее; абсида в конце её глубже и шире, к тому же поднята на несколько ступеней над полом. На продолговатом постаменте в абсиде стояли две, а может быть, и три статуи – Венеры , Марса и Юлия Цезаря. В этом храме, кроме вывезенных из Греции произведений искусств, хранились и государственные реликвии, в частности воинские штандарты, некогда оккупированные парфянами и возвращенные Риму Августом.
Фронтоны украшали статуи Марса с копьем меж Венерой и удачей, а также изваяния Ромула в виде авгура, Ромы и Тибра.

При Августе много зданий возводилось и на Римском Форуме. Продолжают стоять и сейчас три красивые, высотой 12,5 м, коринфские колонны от храма
Кастора и Полукса, передняя часть подиума которого, украшенная рострами, служила трибуной ораторов; в храме хранилось имущество богатых римлян, а рядом находилась палата мер и весов. Любовь римлян к символике выразилась в узорах капителей храма: вьющиеся усики аканфа переплетаются друг с другом, как бы напоминая о дружбе близнецов Диоскуров. В прекрасном карнизе храма
Конкордии, а также в нарядных капителях, украшенных парными барашками, воплощавшими идею единства и согласия, тектоника форм начинала равномерно обогащаться декоративными элементами. Хотя в постройках времени Августа их роль возрастала, чувство конструктивности продолжало сохраняться.

Храм в Ниме, так называемый «Прямоугольный дом»,

«Прямоугольный дом» дозволяет ощутить очарование августовских архитектурных форм, еще сохранявших красоту республиканской конструктивной гармонии, но уже приобретших горделивость и величавость сооружений Империи. Изящен и храм во
Вьене, поражающий в то же время торжественностью портика.

В искусстве времени Августа многое поменялось по сравнению с республиканским. Хотя Август постоянно и делал вид, что укрепляет традиции
Римской республики, сильно возросло значение эллинского наследия, потеснив римское.

Время Траяна и Адриана

Во втором периоде расцвета римского храмового искусства можно выделить два этапа. Хотя произведения времени Адриана и Траяна объединяет общественная мысль
– выражение величия Империи, формами своими они непохожи. Сооружения эры
Траяна были исполнены духа либо холодного практицизма, либо официальной торжественности. Постройки времени Адриана теплее в собственной архитектурной выразительности. Время от времени они поистине величавы, а порой даже интимны. Его постройки повторяли в миниатюре шедевры Греции и Египта. Ориентация Адриана на греческое искусство и культуру определила внешнее различие памятников его времени от траяновских. Рвение выразить в архитектурных формах величие
Империи, усилившееся в первой половине II в., Проявило себя в Пантеоне, преобразованном позже в церковь и сохранившемся практически без переделок.

Сооружение храма связано с последним этапом расцвета империи. Римские постройки, созданные после Пантеона, порой будут превосходить его размерами, но в них прозвучат уже не утверждающие и величественные, а тревожные темы. Конструкция храма свидетельствует о расцвете архитектурной мысли в старом Риме. Краса его в гармоничном сочетании четких размеров: цилиндра ротонды, полусферы купола и параллелепипеда портика. Пантеон вмещает более двух тыщ человек. При строительстве его обширно применялся бетон. Стенки ротонды покоятся на бетонном фундаменте глубиной 4,5 м и шириной 7,3 м. Толщина стенок — 6,3 м. Купол Пантеона пролетом 43,2 м не превзошли купола храмов средневековья, Возрождения, Нового времени, вплоть до конца XIX века. Верхняя зона купола — в особенности ответственная его часть — создана из пемзобетона, чтоб уменьшить вес купола.

В одной средневековой легенде рассказывалось, что этот огромный купол был построен на большой куче мусора, нагроможденной внутри барабана. А чтоб эту кучу скоро разгребли, когда купол будет завершен, Адриан будто бы повелел разбросать под ней куски золота. Та строительная техника, которая применялась в реальности, различалась не меньшей хитроумностью: вокруг древесных кессонных форм равномерно заливались слои бетона. Стенка ротонды состоит из восьми опор — пилонов, соединенных арками. В стене много укрытых с помощью облицовки пустот и ниш. Один из пролетов арки служит входом в храм. Чтоб приглушить впечатление громоздкости и тяжести сооружения, мастер расчленил стену снаружи на три пояса по горизонтали. Портик с двумя рядами колонн по восемь смотрится как преддверие храма — пронаос.
Внушительные монолитные колонны без каннелюр высечены из красного египетского гранита, а их капители и базы — из греческого мрамора. Своим великолепием портик маскирует тяжкий цилиндр храма. Сильно выступая на маленькую площадь перед Пантеоном, он кажется в особенности огромным и прячет за собой колоссальную массивную ротонду храма


Интерьер Пантеона вызывает чувство покоя и гармонии. Вошедший в храм оказывается внутри грандиозного подкупольного пространства. Огромные размеры сооружения в соеди- нении с гармоническими пропорциями и благо- родной красотой архитектурных форм создают впечатление исключительной силы.
большущее пространство, огражденное высокой, идущей по кругу стеной с нишами, перекрыто куполом, схожим чаше, опрокинутой над головой, либо небесному своду. Через огромное круглое отверстие в центре купола в храм попадают лучи солнца, показывается голубое небо. Воспринимаемый как своеобразное подобие небесного свода, огромный купол, господствующий над широким пространством ротонды,— такая образная и композиционная тема, призванная воплотить идею сооружения храма, посвященного не одному божеству, а всем богам.

В базу художественного вида Пантеона положен серьезный расчет.
Диаметр ротонды равен общей высоте храма, так что, если в его пространство вписать шар, половину его образует купол. В совершенных гармонических формах круга и шара зодчий воплощает идею полного покоя, создает впечатление особого, возвышенного величия. Внутреннее убранство храма — мраморные облицовки и стуковые декорации — необычайно торжественно. Снаружи первый ярус ротонды облицован мрамором, два верхних яруса оштукатурены.
Здание дошло до нас, в общем, в хорошей сохранности, но наружная и внутренняя отделка не сохранились, изменено было архитектурное решение второго яруса стенки внутри храма, пропали бронзовые скульптуры, украшавшие фронтон портика.

Пантеон — круглый в плане храм. Но огромную роль в его композиции играется и продольная ось, акцентированная сильно выступающим портиком и противоположной входу нишей со статуей Юпитера. Гармонический покой ротонды смешивается с движением вдоль предполагаемой центральной оси. Римская мысль осевой направленности в круглом здании, ранее выступавшая в республиканских центрических храмах, получила свое завершение.

Пантеон, ставший реальным шедевром архитектуры, много раз копировали, но никто не смог превзойти Адриана. И хотя с тех пор храм не один раз подвергался переделкам, а крыша его давно лишилась собственных бронзовых черепиц, он до сих пор сохранил свое величие. В 609 г. Правитель Фока передал здание отцу Бонифацию IV, а тот приспособил языческий храм под церковь (Санта-
Мария дель Мартири). С годами к портику были пристроены различные башенки.

Пантеон при отцу Урбане VIII (1625)
Но простота и лаконичная соразмерность большого храма с куполом не нуждалась в улучшениях, и в конце концов поздние пристройки убрали.

Цельность архитектурного вида, совершенство пропорций и мастерство конструктивного решения храма разрешают предполагать, что строителем его мог быть Аполлодор Дамасский. Историко-художественное значение Пантеона только велико. Для архитектуры последующих эпох Пантеон навсегда остался одним из самых совершенных образцов центрического строения, увенчанного куполом, и сразу — примером блестящего решения задачки сотворения сооружения с широким внутренним пространством. Пантеон является примером замечательного единства глубочайшей образной идеи и архитектурных форм её выражения и, наконец, одним из самых больших достижений строительной техники всей античной эры.

Адриан предъявлял высокие требования зодчим. Но в монументах, которые принадлежат его собственному плану, нет органического единства художественной выразительности и технического воплощения, так поражающего в
Пантеоне.

Эклектическое и несколько наивное сопоставление эллинских и римских принципов можно созидать в огромном, сохранившемся в руинах храме Венеры и
Ромы, автором которого был сам правитель. Архитекторы его времени огромное значение придавали размерам. Если небольшие постройки в частной вилле в
Тиволи предусмотрены были возвеличить персону гулявшего в парке Адриана, то высота в два раза превосходящего Парфенон Пантеона либо самое крупное культовое сооружение Империи – храм Венеры и Ромы призваны были прославить могущество Рима.

Те же тенденции проявлялись и в архитектуре провинциальной. В Афинах
Адриан окончил сооружение большого диптера – храма Зевса Олимпийского, сохранившиеся колонны которого и сейчас вызывают удивление размерами Храм спроектирован и построен в 135 году. Потом в 307 году

Храм Зевса в Олимпии он был реставрирован по приказу Максенция. Храм состоял из двух апсид, одна из которых, посвященная богине Роме, была обращена к Форуму ; другая, посвященная Венере,обращена к Колизею.

В последние годы правления Адриана завершается период высшего расцвета искусства Империи. Не случаем при Траяне и Адриане, когда Рим еще заявлял о собственной силе, были сделаны такие величественные монументы архитектуры как,
Пантеон, храм Венеры и Ромы, храм Зевса Олимпийского, которые воплощали мощь сохранявшей еще формы принципата Империи.

Время последних Антонинов

Этот период отмечен усилением в сфере культуры индивидуалистических тенденций. Из монументальных сооружений того времени частично сохранились храм божественного Адриана, поставленный в его честь Антонином Пием на
Марсовом поле, и храм Антонина и Фаустины на Римском Форуме.

Храм Адриана – периптер (8х15 колонн), дошедший собственной боковой беломраморной колоннадой из 11 коринфских столбов, покоился на четырехметровом подиуме из пеперина. Стенка его целлы снаружи была облицована мраморными плитками, а внутри украшена рельефами с изображением римских провинций. Колонны храма, хотя высокие( около 15 метров), и массивные, но очень близко расположены друг к другу, и в связи с этим образовывали несколько монотонный ряд. Не производит также впечатления монументальности храм Антонина и Фаустины, водруженный на высокий подиум. Его монолитные из мрамора зеленого цвета коринфские колонны высотой 17 метров с беломраморными капителями поставлены тесновато, вызывая чувство мощного устремления архитектурных масс вверх. Грифоны и растительные орнаменты на фризе исполнены в обычном для того времени стиле классицизма. Зодчие, редко создававшие тогда новое, стремились подражать предшественникам.

Архитектура поздних Антонинов в провинциях различалась нарядностью и множеством декора. Портик храма, посвященного Адриану в Эфесе, был богато украшен рельефами. Дробная, несколько измельченная резьба фриза, внедрение квадратных в сечении колонн, соединение в одном фасаде арки и фронтона свидетельствуют о некой утрате конструкторами былого чувства величия и конструктивности сооружений. Рвение сделать изысканный по формам, замысловатый в плане, поражающий воображение монумент правило зодчим, построившим изящный круглый храм в Баальбеке. В различие от обычных форм огромного и Малого храмов этого комплекса, его архитектурный образ полон контрастов: сочность коринфских капителей соотносится с утяжелением, сильно профилированным и выступающим антаблементом; отделенным от целлы выдвинутым колоннам с вытекающими на них частями архитрава противостоят врезанные в стену сводчатые ниши.
Динамичностью архитектурных форм этот маленький баальбекский храм предвосхищает барочные решения в позднем европейском искусстве.

5. Кризис римского храмового искусства (III – IV вв.)

Конец эры принципата

В развитии искусства Позднего Рима можно более либо менее отчетливо различить две стадии. Первая – искусство конца принципата (III в.) И вторая
– искусство эры домината (от начала правления Диоклектиана до падения
Римской империи). В художественных монументах, в особенности второго периода, заметно угасание античных языческих идей и все большее выражение новейших, христианских.

Императоры III в., Стремясь угождать быстрее не публичным, но частным вкусам и потребностям городских обитателей, создавали не большие как ранее, форумы либо храмы, а исключительные по размерам и великолепию термы. В то же время храмы поражают многоколонными портиками, высокими подиумами, многоступенчатыми, ведущими ко входу лестницами. Чувствуется напряженность архитектурных форм, монументализация всех частей: громадных плоскостей больших стенок, могучих стволов колоннад, гипертрофированную мощь которых слегка смягчает некая, разумеется, восточного происхождения, декоративность.

К концу III в. Творческие способности античного Рима равномерно исчерпывали себя; все сильнее проявлялись новейшие идеалы, связанные с усиливавшимся христианским мировоззрением. Зодчим еще предстояло сделать крупные и значимые сооружения, но особых художественных шедевров в тот кризисный переходный период уже не возникало.

эра домината

Искусство эры домината свидетельствует о глубочайшем упадке античных пластических форм. Ощущался он и в архитектуре. Конструктивность различалась от республиканской: четкость размеров утрировалась, виды все почаще становились безучастно-холодными, применение декора было в основном сдержаным.

но, богато был декорирован перекрытый полуциркульным сводом храм
Юпитера, ориентированный входом на восток и представляющий собой простиль на высоком цоколе с подземной криптой. Для стройки этого монумента светского зодчества применялись белый камень, кирпич, гипс, проконесский цветной мрамор. Грубые поверхности покрывались мозаиками, штукатуркой, мраморными плитками. Использовались приемы, распространившиеся позже в византийской архитектуре: кладка стенок, сочетавшая камень и кирпич, а при возведении купольных конструкций веерообразная укладка кирпича. Строители стремились придать великолепие зданиям храма. Но мастерство декора в годы Позднего Рима угасало, грубой становилась резьба консолей и архивольтов арок.

В римском искусстве конца IV в. Все огромную роль начинали играться христианские профессионалы. Строившиеся храмы подчинялись принципам, в базе которых лежали новейшие идеи. Западная Римская империя и Восточный город страдали от варваров, а на местности Восточной Римской империи рождалось новое, византийское искусство, обширно пользовавшееся традициями не лишь римской культуры, но и греческого эллинизма и создавшее позже неповторимые по красе архитектурные сооружения, мозаики, фрески, иконы. В течении V в. Формировалось христианское искусство, которому суждено было в дальнейшем возвести в разных странах Европы большие, не похожие на античные храмы романские и готические соборы, осветить их солнечным светом, прошедшим через калоритные цветные витражи, наполнить фресками и иконами, художественной утварью, украсить их статуями, сделать виды, в большинстве собственном, но, не освободившиеся от тревог и колебаний, как наследства позднего Рима.

6. Заключение

Искусство старого Рима оставило человечеству огромное наследие, значимость которого тяжело переоценить. Великий организатор и создатель современных норм цивилизованной жизни, старый Рим решительно преобразил культурный вид большой части мира. Лишь за это он достоин непреходящей славы и памяти потомков. Не считая того, искусство римского времени оставило множество замечательных памятников в самых различных областях, начиная от произведений архитектуры и кончая стеклянными сосудами. Каждый древнеримский монумент воплощает спрессованную временем и доведённую до логического конца традицию. Он несёт информацию о вере и обрядах, смысле жизни и творческих навыках народа, которому он принадлежал, месте, какое занимал этот люд в превосходной империи. Римское правительство совсем трудно.
Ему единственному выпала миссия прощания с тысячелетним миром язычества и сотворения тех принципов, которые легли в базу христианского искусства
Нового времени.

перечень используемой литературы:

1. Культура старого Рима (в 2-х томах) под редакцией Е. С. Голубцовой.

2. Римляне. (Из цикла «Иллюстрированная глобальная история»).

3. Н. Ф. Гуляницкий – История архитектуры.

4. В. З. Черняк – Семь чудес и остальные.

5. А. Н. Быстрова – базы культурологии.

6. Казимеж Куманецкий – История культуры старой Греции и Рима.

7. Г. И. Соколов – Искусство старого Рима

8. Ю.Д. Колпинский, Н.Н. Бритова. – Искусство этрусков и старого Рима.

 
Еще рефераты и курсовые из раздела
Архитектура периода русской Империи
огромные успехи зодчества периода русской империи (18-первая половина 19 вв.), Как и всей российской экономики и культуры в целом, соединены с деятельностью Петра 1 . В его царствование, в...

Размещение индустрии в городе
Содержание. Организация городских промышленных районов _3 Градостроительные категории городских промышленных районов и система размещения...

Газоснабжение жилого района
Введение. 3 1. Исходные данные. 5 2. Расчет газопотребления. 5 2.1. Определение расхода газа на бытовые нужды. 5 2.2. Построение графиков бытового...

Архитектурные монументы Беларуси: Минск
Минский Государственный мастерски-технический институт легкой индустрии Доклад на тему «Архитектурные монументы Беларуси: Минск» Выполнила учащаяся I курса гр.81...

Одноэтажное двухпролётное промышленное здание
Министерство образования РФ Норильский индустриальный институт Кафедра «Зданий, теплогазоснабжения и вентиляция» УТВЕРЖДАЮ: Зав. Кафедрой 3,ТиВ __...