рефераты, курсовые, дипломы >>> архитектура

 

Монумент Екатерине II

 

монумент Екатерине II

начальный эскиз 1861 года существенно различался от осуществленного монумента. Разумеется, предназначение монумента: запечатлеть матушку-царицу в её любимой пригородной резиденции — подсказало художнику изящную камерную композицию. Микешин представил Екатерину обаятельной дамой, с непринужденной грацией держащей в руках венок и лиру - знаки славы и искусства. На четырехгранном постаменте, прихотливо изогнутом в стиле рококо, обязаны были поместиться медальоны с портретами Румянцева,
Суворова, Потемкина и воспевавшего победы екатерининских орлов Державина, но доктора Академии нашли, что пропорции пьедестала не соответствуют величине фигуры, проект недостаточно монументален, а лира в руках императрицы «не уместна для монумента коронованной особы». Тем не менее, модель была отлита в бронзе на заводе Шопена и отправлена на Всемирную выставку в Лондоне, где её высокое техническое качество отметили медалью.
Модель понравилась Александру II, и в 1862 году её установили в царскосельском саду, отметив тем самым вековой юбилей восшествия
Екатерины на престол.

В мае 1863 года петербургский генерал-губернатор князь А.А. Суворов (внук генералиссимуса) обратился с ходатайством к императору "в воспоминание о благодетельном для нашего Отечества царствовании Великой Императрицы" сконструировать монумент не в Царском Селе, а в столице. Тогда же в первый раз было названо и место — в сквере перед Александрийским театром.

Место это будит богатые исторические воспоминания. Рядом — русская государственная библиотека, популярная многим поколениям петербуржцев как
Публичка. В её базе лежит книжное собрание польских епископов братьев
Иосифа и Андрея Залусских, перевезенное в 1794 году по велению Екатерины
II в Петербург из Варшавы в качестве военного трофея. Скоро собрание достигло практически 250 тыщ томов. Для него было построено особое здание на углу Невского и Садовой (1796 —1801, конструктор Е.Т. Соколов), которое позже соединилось с основным корпусом, обращенным фасадом на площадь
(1828—1834, конструктор К. Росси). Императорская общественная библиотека, доступная для всех горожан, открылась в 1814 году.

На другой стороне площади — усадьба Аничкова дворца, строившегося в
1741—1750 годах как подарок императрицы Елизаветы Петровны своему тайному супругу, графу Алексею Григорьевичу Разумовскому. В царствование Екатерины
II замок принадлежал Потемкину. В саду Аничкова дворца, простиравшемся в
XVIII веке от Фонтанки до Садовой улицы, находился каменный павильон, где устраивались драматические и музыкальные представления. В начале XIX века в древесном театре, стоявшем на том месте, где позже соорудили монумент
Екатерине, давала представления Императорская русская труппадрамати- ческих актеров, на сцене которого шли пьесы драматургов Екатерининского времени: А.П. Сумарокова, Я.Б. Княжнина, В.В. Капниста, Д.И. Фонвизина.
Площадь эта стала одним из театральных центров Петербурга еще до постройки
Александринского театра (1828—1832, конструктор К. И. Росси).

В связи с конфигурацией места установки монумента, в июне 1863 года Микешин создает новый проект. Высота памятника была увеличена до 7 саженей, либо 21 аршин (около 15м), изменена форма постамента, вырастающего на мощном, круглом в плане и суживающемся наверх основании (что в дальнейшем наводило критиков монумента на сравнение его с настольным колокольчиком). таковая форма позволяла гармонично соединить многофигурную композицию постамента с венчающей сооружение статуей императрицы. На сторонах постамента предполагалось поместить уже не медальоны, а круглые статуи, причем в число сподвижников Екатерины, по предложению петербургского генерал-губернатора, был включен еще и И.И. Бецкой, так что общее число фигур возросло до пяти. Главноуправляющий способами сообщения и общественными зданиями П.П.
Мельников, ведомству которого было доверено сооружение монумента, обратился в Академию художеств за новой экспертизой. Ректор К.А. Тон отвечал, что заключение можно сделать только по представлении подробного перспективного плана, но ясно, что монумент не обязан быть выше 15 аршин (в полтора раза меньше загаданного художником). Тем временем Микешин создал еще один вариант, изменив пропорции и набросок постамента. Предполагалось возвратиться к четырехсторонней форме, причем на трех сторонах поместить по два медальона с портретами. Появился вопрос, кого еще включить в число изображенных, и живописец поставил на выбор имена А.Г. Орлова и В.Я. Чичагова либо княгиню
Е.Р. Дашкову.

По этому проекту в декабре 1863 года академики высказали еще более резкое суждение. Совет нашел, что новый набросок постамента «еще менее монументален, чем до этого... Безобразно широкий внизу в отношении к верху пьедестала и стоящей на нем фигуры и несоразмерно с нею велик». А.П.
Брюллов и П.В. Басин настаивали, что высоту нужно уменьшить, скульптор Н.С.
Пименов, вообще не понимавший, почему эту работу ведет профессиональный ваятель, указывал, что статую императрицы нужно «сочинить как следует», и даже академик Я.И. Гримм, который в итоге стал вести архитектурные работы по монументу, нашел, что в представленном проекте «формы монумента не одушевлены, мертвы».

Художника не смутила столь суровая критика. Он продолжал работу, шлифуя свой проект и не уступая в главных позициях собственного плана. В марте 1864 года он обратился с ходатайством о выдаче ему для работы из Зимнего дворца и Эрмитажа бюстов Екатерины, Румянцева, Потемкина, Суворова, Бецкого,
Безбородко, Дашковой и Державина. На этом этапе живописец возвратился к варианту полнофигурных скульптур вокруг постамента, число которых достигло семи. Стремясь к большей достоверности портретов, Микешин запросил в
Министерстве двора подлинные костюмы Екатерининской эры из гардероба императорских театров,каковых,но,там не оказалось.

Модель монумента Екатерине II выполнил по рисунку Микешина его ближний ассистент, с которым они совместно работали над новгородским памятником, —
Матвей Афанасьевич Чижов (1838—1916). Для монумента «Тысячелетие России»
Чижовым было вылеплено несколько десятков фигур на фризе постамента.

Высочайшее утверждение новой модели монумента последовало 4 февраля 1865 года. Началась работа по лепке из глины и отливке в гипсе огромных фигур.
Художнику заплатили лишь восемь тыщ рублей за выполненную модель монумента. Эти средства сходу ушли на подготовительные работы. По смете же, составленной автором, изготовление гипсовой фигуры императрицы и двух фигур для постамента требовало восемнадцати тыщ рублей. Работы в глине были начаты, а средства на литье гипсовых форм не поступали до августа следующего года.

Четырехметровая статуя Екатерины, вылепленная М.А. Чижовым, была закончена 3 февраля 1867 года, и после внесения скульптором исправлений по замечаниям академических профессоров в июне фигура была отлита из гипса.
Мелочные придирки к Микешину продолжались: от него потребовали разломать древесный сарай во дворе Академии художеств, где просушивалась гипсовая скульптура, под предлогом, что шум волнует жившего по соседству диакона академической церкви.

Первыми фигурами для постамента оказались Державин и Дашкова — их, отлитыми в гипсе, приняли в апреле 1868 года. К декабрю завершилась работа над фигурами Румянцева и Суворова, которые, как и другие портреты сподвижников Екатерины, выполнил Александр Михайлович Опекушин (1838—1923).
Имя этого ваятеля неразрывно связано с монументом А.С. Пушкину в Москве
(1880).

Число скульптур на постаменте было увеличено только 15 февраля 1871 года, когда еще один вариант модели монумента вновь осмотрел Александр II. На стороне памятника, обращенной к театру, живописец предполагал поместить медальон с надписью. Заместо него решили установить изваяния флотоводцев.

Тем временем на площади перед Александрийским театром уже велись строительные работы. Управление ими было возложено на доктора Давида
Ивановича Гримма (1823—1898). По рисункам Гримма были сделаны четыре мощных канделябра с пятью фонарями, форма оснований которых как бы вторит силуэту постамента, картуш с надписью и несохранившаяся бронзовая ограда в виде гирлянд из дубовых листьев вокруг монумента. Некие архитектурные детали проработал ученик Гримма Виктор Александрович Шретер
(1839—1901).

Подряд на устройство фундамента и пьедестала был заключен с петербургскими купцами ГА. Балушкиным и Н.П. Осетровым. Для устройства фундамента вынималась земля в диаметре девяти сажен (около 20 м) на глубину до пяти аршин (3,5 м). Фундамент на сваях клали из отборной бутовой плиты на портландском цементе. Поверх плиты прокладывали сплошной слой гранита, на котором, фактически, и держится постамент. Он сложен из блоков сердобольского гранита трех цветов: мрачно-красного, светло-серого и мрачно- серого. Гранит доставляли с апреля 1869 года из окружностей Ладожского озера на особых судах. Добывали его на островах Св. Сергия, Св.
Германа и Янцарь, входящих в Валаамский архипелаг. Камешки весом от одной до трех тыщ пудов (16—48 т) доставлялись к пристани, устроенной вблизи
Лебяжьей канавки, откуда их, используя переносные рельсы, изготовленные на заводе Сан-Галли, перевозили на строительную площадку. Современники отмечали, что «перевозка камня поперек Невского проспекта практически не прерывала движения экипажей». В работах воспринимали роль сотни рабочих, но не было ни одного несчастного варианта, за исключением происшествия 13 июня
1871 года, когда при ломке камня на крестьянина Щелпанова отлетела глыба весом в три тыщи пудов, но он успешно укрылся в расщелине меж двумя блоками и остался «целехонек».

праздничная закладка монумента свершилась в присутствии правителя 24 ноября 1869 года. День был выбран не случаем: по церковному календарю, это
День святой Екатерины, то есть день тезоименитства императрицы Екатерины II
— в 1869 году исполнялось 140 лет со дня её рождения. В основание монумента был положен ящичек с золотыми и бронзовыми монетами и медалями. В подборке медалей символично соединялись принципиальные действия двух царствований: восшествие
Екатерины II на престол, присоединение Крыма и Тамани, принятие Грузии в российское подданство, возвращение российских областей от Польши — и то, что происходило уже при Александре II: его коронация, освобождение фермеров, покорение Западного Кавказа.

Перед началом работы по отливке статуй в бронзе, 14 июня 1872 года гипсовые модели еще раз осмотрел царственный заказчик. На этот раз были сделаны только маленькие замечания. Александр II направил внимание на то, что
Микешин изобразил графа Безбородко с Георгиевской звездой, а этот орден, дававшийся за боевые награды, боярин получить не мог, не имея высокого воинского звания. Чтоб избежать схожих огрехов, царь тут же повелел присутствовавшему при этом министру путей сообщения графу А.П. Бобринскому
(правнуку отпрыска Екатерины II) дать чёткий перечень наград изображенных вельмож. По совету царя, около фамилий сподвижников Екатерины были поставлены их графские и княжеские титулы.

С июня 1872 года по май 1873-го все бронзовые детали монумента были отлиты на литейном заводе Кохуна, принадлежавшем торговой фирме «Никольс и
Плинке» Бронзы на монумент пошло 3100 пудов (практически 50 т) Высота скульптуры
Екатерины — 6 аршин (4,2 м), статуй на постаменте — от четырех до трех аршин. Общественная высота монумента, как и задумал Микешин, 7 саженей, то есть 15 метров К этому времени постамент был уже готов В целом на него пошло больше
600 гранитных блоков, вес которых после отделки и шлифовки составил 16,5 тыщ пудов (6 тыщ стесали при обработке). Одна из особенностей массивного каменного сооружения состоит в том, что, во избежание коррозии, блоки соединяли посредством гнезд и выступов, без пиронов, винтов и стальных полос Верхняя бронзовая часть монумента накрывает собой куполообразное завершение постамента, сложенного из гранитных блоков.
Критики не оставляли собственных нападок и после окончательного утверждения проекта В фигуре Екатерины усматривалось «неопределенное выражение», а о скульптурном постаменте журнальчик «Зодчий» в 1872 году выразился еще более резко По мнению оставшегося безымянным критика, «сподвижники изображены в разных пикантных и достаточно каскадных позах, ни в одном изображении .. не выдержан исторический характер. Из этого видно, что г Микешин в настоящее время точно так же нуждается в хорошем исполнителе, как он воспользовался в начале собственного нового поприща Во все это время он, по- видимому, не старался учить образцов монументальной скульптуры, а потому с ним вышло то, что обыкновенно бывает в вариантах такового рода Внезапный случайный фуррор в художнике пробуждает в нем самомнение, уверенность в собственной непогрешимости, и тогда конец дальнейшему развитию».

В августе 1873 года подходила к концу шлифовка постамента, шла установка бронзовых деталей монумента. Вокруг сквера был устроен тротуар из серого гранита с асфальтовыми полосами меж плитами. В сквере высаживали юные дубки и кустики жимолости. Газоны предполагались лишь травяные, без цветов и кустарников, что обеспечивало хороший обзор монумента со всех сторон.
Устанавливалась «простая, но очень изящная» ограда, кованые столбики которой соединялись «толстой проволочной сетью с ромбовидными отверстиями».

Открытие монумента состоялось 24 ноября 1873 года. С 10 часов утра все войска, назначенные к роли в церемонии, были на собственных местах. Внутри строения общественной библиотеки и по периметру сквера был установлен знатный караул. В половине 11-го сударь начал объезд войск, выстроившихся на
Невском проспекте. Императрица Мария Александровна с дочерьми следили за церемонией из окон библиотеки. От Казанского собора к памятнику направился крестный ход во главе с высшим духовенством. На специально устроенном в ограде помосте, обитом красным сукном, был отслужен молебен, после чего прогремел салют 360 выстрелами из всех орудий пешей и конной кавалерии.
потом начался церемониальный марш. В честь праздника на Невском и Большой
Морской была устроена иллюминация газовыми светильниками и бенгальскими огнями. «Монумент Екатерине II освещался посредством 4-х устройств в виде труб, отражавших на поверхность монумента свет пламени особенного горючего состава. Много было копоти и дыма, но эффекта не было. Свет оказался слабым, не достигал вершины центральной фигуры, а постамент очутился в полумраке».

«Коллежский асессор» М.О. Микешин получил в заслугу за монумент орден
Святой Анны 2-й степени, таковой же орден получил подрядчик, производивший отливку бронзовых скульптур. А.М. Опекушин был удостоен Владимира 4-й степени, а М.А. Чижов — Станислава 3-й степени. Общественная цена издержек на монумент достигла 500 000 рублей, более чем вдвое превысив сначало намеченную по смете сумму в 241 740 рублей.

В целом работа Михаила Микешина над монументом Екатерине II заняла двенадцать лет: ровно столько же трудился в России Этьен Морис Фальконе, приглашенный Екатериной в 1766 году для сотворения монумента Петру I.

По узкому замечанию знатока российской скульптуры барона Н.Н. Врангеля,
Микешин «всегда думал формой, грезил силуэтами и широкими очертаниями, соображал красота массы. Он один посреди всех собственных современников не хотел шаблона, смело и размашисто творил — сохранил всюду искру священного огня».

Силуэт монумента Екатерине II верно очерчен, но в нем нет сухой геометричности, контуры смягчены динамичными разворотами фигур на постаменте. Более интересен монумент со стороны Невского проспекта, откуда он красиво вырисовывается на фоне ампирного портала
Александрийского театра. Хорош он и в боковом ракурсе, на фоне деревьев
Аничкова сада: благодаря диагональным складкам мантии, фигура царицы кажется устремленной вперед. Интересен вид со стороны театра, когда мантия императрицы, расшитая орлами, каскадом плавно струится вниз. Отовсюду хочется подойти поближе, взглянуть на мощный картуш со словами
«Императрице Екатерине И-й в царствование правителя Александра П-го. 1873 Г.». Это эпиграф к разворачивающемуся повествованию.

Над картушем аллегорический натюрморт: книга с надписью «Закон» окружена лавровым венком, эмблемой славы, венчающим атрибуты наук (свитки), искусств
(гамма и фанфара), военного и морского дела (клинок, якорные цепи), земледелия (колосья). Суживающиеся покатые ступени, закругленные блоки полированного гранитного подиума направляют взор к бронзовому постаменту, окруженному фигурами сподвижников, и выше — к статуе императрицы. Она облачена в обширное, скрывающее очертания фигуры платье, плечи покрыты порфирой, из-под которой ниспадает мантия. На лице Екатерины запечатлено выражение спокойного величия. На голове венец и ветки лавра. Принципиальное смысловое значение имеют детали, практически не видные зрителю снизу: муаровая лента на груди и кованая цепь ордена Святого Андрея Первозванного — высшей заслуги России. Скипетр — символ державной власти — царица держит просто и уверенно. В левой её руке — лавровый венок. Вновь и вновь остроконечные лавровые ветки напоминают о славе екатерининского царствования. Гирлянды и венки из лавра декорируют круглый постамент, разделенный на четыре части орнаментированными волютами, обвивают медальон с вензелем Екатерины.
Венчающая монумент статуя фиксирует основную композиционную ось. Содержание монумента раскрывается при его обходе, вглядывании в детали, умеренно распределенные по всему периметру постамента.

задачка сотворения монументального портрета в виде раздельно стоящей фигуры в полный рост очень сложна. Резко выраженное движение, запечатленное в бронзе, может придать скульптуре неуместно беспокойный оттенок. Полная статика привносит чувство монотонности. Динамика создается разворотом фигуры, точностью найденного жеста, игрой света и тени в складках одежды.
в особенности тяжело решить тыльную сторону статуи, поэтому подобные монументы традиционно рассчитаны только на фронтальный обзор. О микешинской Екатерине этого сказать нельзя. Фигура царицы живет, движется, сохраняя величавую осанку и царственную гордость поступи. Тяжелые складки мантии, подбитой горностаем, спадают на постамент, создавая зримый образ покрова, сени, под которой находят убежище и обретают силы блистательные сподвижники Екатерины.

Григорий Потемкин

Прямо под вензелем, у ног императрицы, — изваяние её наиблежайшего советника и друга Григория Потемкина.

Его фигура занимает центральное место в группе из трех фельдмаршалов, военачальников Екатерины Великой. Он единственный из изображенных, посреди наград и лент которого жалованный портрет Екатерины.

Светлейший князь Григорий Александрович Потемкин-Таврический (1739—1791) в первый раз направил на себя внимание царицы будучи 23-летним вахмистром Конной гвардии. Он был награжден, посреди остальных активных участников переворота 1762 года, званием камер-юнкера, серебряным сервизом и четырьмя сотнями крепостных душ (всего тогда было роздано 18 тыщ). но подлинное увлечение Екатерины началось позже. Это не было еще одним капризом.
Легенда гласит, что тайное венчание царицы с возлюбленным состоялось в 1775 году в церкви огромного Вознесения у Никитских ворот в Москве. Как всякий победитель, Потемкин сходу был осыпан чинами и заслугами, но проходили годы, целых 16 лет, а светлейший не терял собственного места у трона. Екатерина сделала верный выбор. Потемкин различался не лишь могучим телосложением и неукротимым характером, но был одним из выдающихся государственных разумов собственного времени. Его организаторские способности в особенности выявились в освоении так называемой Новорос-сии — южных земель, вошедших в состав империи в итоге турецких войн. Посреди наград Потемкина основание
Одессы, Херсона, Севастополя, Екатеринослава, создание Черноморского флота,
Во 2-й Турецкой войне, будучи главнокомандующим, он по достоинству оценил полководческий дар Суворова, который получил по его протекции титул графа
Рымникского.

Григорий Потемкин с гордо откинутой головой, благосклонной улыбкой, поигрывая фельдмаршальским жезлом, попирает ногой турецкую чалму с полумесяцем. Его внимание поглощено беседой с Суворовым, непринужденно опершимся коленом на выступ волюты.

Александр Васильевич Суворов

Светлейший князь Италийский, граф Александр Васильевич Суворов
(1730—1800) начал боевую службу тринадцатилетним мальчиком в Семеновском полку. Уже в Семилетней войне Суворов показал отчаянную храбрость и светлый разум. Его «наука побеждать» рождалась в боевых операциях, значение которых далеко не общепризнанно. Первые ордена он получил в кампаниях по усмирению и разделу Польши, ему доверили доставить в Москву вожака фермерской войны
Емельяна Пугачева. Более значимые победы уворова одержаны им во 2- й Турецкой войне. Тогда он был удостоен высокой боевой заслуги — ордена
Святого Георгия 1 -и степени. В различие от остальных вельмож, изображенных на монументе с одной либо двумя звездами, у Суворова их три: Андреевская,
Георгиевская и Владимирская; на шейке крест Святой Анны — полководец был награжден всеми орденами русской империи и многими иностранными.

К беседе екатерининских орлов прислушивается фельдмаршал Румянцев, сидящий справа от Потемкина. Он существенно ранее их вступил на путь ратной славы.

Петр Александрович Румянцев

Граф Петр Александрович Румянцев-Задунайский (1725—1796) тридцатилетним генерал-майором одержал победу в одном из принципиальных схваток Семилетней войны
— при Грос-Егерсдорфе. Елизавета одарила его орденом Александра Невского,
Петр III удостоил Андрея Первозванного, Екатерина, упразднив гетманство на
Украине, назначила его генерал-губернатором в Киев. Особенное положение фельдмаршала при дворе, несмотря на смену правителей, отчасти связано с тем, что он числился внебрачным отпрыском Петра Великого. Но до этого всего причина, естественно, кроется в его выдающихся полководческих способностях, более ярко проявившихся в 1 -и Турецкой войне, когда Румянцев был главнокомандующим. Выгодный для России Кючук-Кайнарджийский мир принес
Румянцеву титул Задунайского, алмазный маршальский жезл, лавровый венок и бриллиантовые знаки Андреевского ордена. В его честь была выбита медаль.

За спиной Суворова, справа, — группа из двух фигур, символизирующая государственную и филантропическую деятельность мудрой императрицы. За обсуждением архитектурного чертежа (может быть, Воспитательного дома либо
Академии художеств) запечатлены Безбородко и Бецкой.

Александр Андреевич Безбородко

Светлейший князь граф Александр Андреевич Безбородко (1747—1799) различался острой памятью и умением точно и скоро оценивать ситуацию. Эти его способности завлекли внимание графа П.А. Румянцева, в ведомстве которого началась служебная карьера грядущего канцлера. В двадцать восемь лет, по рекомендации фельдмаршала, Безбородко стал секретарем по принятию челобитных императрице. Екатерина, умевшая находить и ценить подходящих людей, сохраняла к нему свое размещение до конца дней. После погибели графа Н.И.
Панина Безбородко стал фактическим управляющим внешнеполитического ведомства России, хотя звание канцлера (министра иностранных дел) он получил уже при Павле I, как и титул светлейшего князя. Необыкновенная благосклонность правителя, не любившего тех, кто нравился Екатерине, наводит на предположение о каких-то особых наградах Безбородко.
может быть,будучи доверенным лицом покойной императрицы, Безбородко знал о её намерении передать престол через отца внуку Александру и своевременно предупредил об этом Павла.

С подабающим тактом, не теряя, но, чувства своей значимости,
Безбородко внимает Бецкому, который на сорок три года старше его.

Иван Иванович Бецкой

Иван Иванович Бецкой (1704—1795) занимал при дворе Екатерины исключительное положение. Отсутствие титулов не мешало ему оставаться в числе ближайших советников императрицы. Он был внебрачным отпрыском фельдмаршала князя И.Ю. Трубецкого, родившимся в Швеции, где находился в плену этот участник Северной войны. До 1762 года Бецкой жил в основном за границей. Петр III провозгласил его основным директором Канцелярии от строений.
В данной должности Бецкой практически управлял воплощением всех значимых архитектурных проектов екатерининского царствования. Но основной его энтузиазм заключался не в этом. Бецкой, получивший красивое европейское образование, стремился сделать в России новенькую породу людей, способных воспринять передовые идеи времени. Для этого он преобразовал систему закрытых учебных заведений, включая кадетские корпуса, основал
Воспитательное общество благородных девиц (Смольный институт), коммерческое и мещанское училища, два воспитательных дома для сирот в Москве и
Петербурге, реорганизовал Академию художеств, президентом которой был назначен.

В следующей группе — два флотоводца, поглощенные беседой. В соседстве
Чичагова и Орлова-Чесменского угадывается план напомнить об успехах
русского флота на севере и на юге: на Балтике и в Средиземноморье.

Василий Яковлевич Чичагов

Василий Яковлевич Чичагов (1726—1809), начавший морскую службу шестнадцатилетним гардемарином, в 1760-е годы был управляющим секретной морской экспедиции, дважды пытавшейся пройти через льды северных морей на
Камчатку мимо Гренландии. В дальнейшем он был начальником Архангельского,
Ре-вельского и Кронштадтского портов, воспринимал роль в войнах с турками.
В 1789 году стал командующим Балтийским флотом. На следующий год началась война со Швецией, и тут Чичагову удалось одержать одну за другой две блестящие победы над вражеским флотом под Ревелем и Выборгом, уничтожив 64 шведских корабля. Это принесло ему Андреевскую звезду и орден Святого
Георгия 1 -и степени. Чичагов, не занимавший видного положения при дворе, не без робости глядит в сторону импозантного
Орлова, будто не замечая трофейного шведского флага на собственном колене.

Алексей Григорьевич Орлов

Из пяти любимцев гвардии — братьев Орловых (Иван, Григорий, Алексей,
Федор и Владимир), обеспечивших фуррор дворцового переворота 28 июня 1762 года, — граф Алексей Григорьевич Орлов-Чесменский (1737—1807) сыграл более эффектную роль. Конкретно он примчался на коне в петергофский
Монплезир, поднял с постели Екатерину и доставил в столицу, где «матушку- царицу» ждали гвардейские полки, возведшие её на престол. Но уже через недельку удовлетворенность триумфа была омрачена гибелью в Ропше низложенного Петра
III, свидетелем которой был Алексей Орлов, повинившийся перед Екатериной, что её супруг умер в пьяной драке. Первое десятилетие царствования Екатерины прошло под мощным влиянием князя Григория Григорьевича Орлова (1734—1783), заменить которого в сердце императрицы сумел только Потемкин. Алексей
Григорьевич получил знатный титул Чесменского в Русско-турецкой войне
1768—1774 годов, когда осуществлял общее командование сухопутными и морскими силами России в кампании на Средиземном море. 24 Июня 1770 года эскадра под командованием пятидесятисемилетнего адмирала ГА. Спиридова направила в бегство турецкий флот у острова Хиос в Эгейском море. Через два дня, совершив удачный маневр, российские моряки сожгли 16 линейных и около ста маленьких судов противника в Чесменской бухте. Эта победа произвела мощное впечатление на современников. Но через пять лет после Чесмы Алексей
Орлов провел операцию, не принесшую ему славы. Используя свое неотразимое мужское притягательность, он приманил на корабль адмирала С.К. Грейга известную авантюристку «княжну Тараканову», выдававшую себя за дочь императрицы
Елизаветы, и доставил в Петербург, где она погибла в Петропавловской крепости. Скоро после данной истории Орлов подал в отставку и удалился в
Москву, где до конца жизни занимался разведением именитых орловских рысаков, кулачными боями и цыганскими хорами. На монументе же он изображен как герой самого известного в истории российского флота схватки — делая упор на подзорную трубу, он топчет турецкий флаг с бунчуком.

Завершая обход монумента, зритель подходит к фигурам Державина и
Дашковой, символизирующим искусства и науки, процветавшие в век Екатерины.

Гавриил Романович Державин

Гавриил Романович Державин (1743—1816) направил на себя благосклонное внимание императрицы напечатанной в 1783 году одой «Фелица». Царица сочинила для собственного двухлетнего внука Александра сказку о царевиче Хлоре, которому мудрая Фелица дает на помощь собственного отпрыска, по имени Рассудок, чтоб парень сумел отыскать розу без шипов — знак ничем не омрачаемого счастья.
Поэт, получивший за свою оду золотую табакерку с 500 червонцами, мог, казалось, рассчитывать на то, чтоб войти в круг влиятельных царедворцев.
некое время он даже был статс-секретарем императрицы и воспользовался правом входить в её кабинет с докладами. Но карьера чиновника Державину не удалась. Его рвение решать дела по справедливости, излишнее усердие в поисках истины оказались неуместными, и царица повелела отставить его от всех дел, сохранив ж за ним чин сенатора. «Пусть пишет стихи», — произнесла Екатерина, и, вправду, имя Державина навсегда осталось в первом ряду российских поэтов.

Княгиня Екатерина Романовна Дашкова

Княгиня Екатерина Романовна Дашкова (1743—1810) изображена скульптором углубившейся в чтение книги. Благодаря её увлечению серьезной литературой, за ней рано утвердилась репутация ученой девушки — она знала три языка, была знакома с философией французских просветителей. Этим отчасти компенсировались изъяны её внешности: она была малеханького роста, движения её были быстры и резки, у нее был приплюснутый нос и толстые щеки.
Екатерина Романовна происходила из семьи графов Воронцовых, известной рядом европейски образованных, либерально мыслящих деятелей, занимавших принципиальные дипломатические посты. Познакомившись в пятнадцать лет с великой княгиней
Екатериной Алексеевной, она стала её восторженной и романтичной почитательницей. Супруг Екатерины Романовны, князь Михаил Иванович Дашков, был близок к кругу графа Никиты Ивановича Панина, воспитателя великого князя
Павла Петровича. В этом кругу зрели намерения отстранить от престола Петра
III и до совершеннолетия Павла передать власть его матери, Екатерине. 19- Летняя княгиня Дашкова искренне считала, что является главной пружиной заговора, в котором, но, игралась второстепенную роль. После погибели супруга в 1764 году Дашкова переехала в Москву, долго путешествовала за границей, где познакомилась с Д. Дидро, Вольтером, А. Смитом и другими известными мыслителями того времени. В 1783 году Екатерина II назначила свою давнюю приятельницу директором Петербургской Императорской Академии наук, и тогда же, по плану Дашковой, была базирована русская Академия — учреждение, занимавшееся составлением словаря российского языка. Как президент данной академии и директор Петербургской Академии наук Дашкова много сделала для организации разных исследований и научных экспедиций. В 1794 году императрица выслала её в отставку, недовольная тем, что в издававшемся
Дашковой журнальчике «Российский феатр» была опубликована антимонархическая катастрофа Я.Б. Княжнина «Вадим Новгородский».

действия последних лет царствования Александра II — в частности, Русско- турецкая война (1877—1878) — помешали осуществлению плана расширения мемориала Екатерининской эры. Конструктор Д.И.Гримм разработал проект сооружения в сквере рядом с монументом Екатерине II бронзовых статуй и бюстов, изображающих деятелей славного царствования. Перед Александрийским театром предполагалось устроить фонтан, также украшенный скульптурой. Это еще ярче выявило бы сходство петербургского монумента с близкими ему по времени сооружениями в Европе. Согласно окончательному списку, утвержденному за год до погибели Александра II, рядом с монументом Екатерине обязаны были поместиться шесть бронзовых скульптур и двадцать три бюста на гранитных постаментах. В рост обязаны были быть изображены: граф Н.И. Панин, адмирал Г.А. Спиридов, писатель Д.И. Фонвизин, генерал-прокурор Сената князь А.А. Вяземский, фельдмаршал князь Н.В. Репнин и генерал А.И. Бибиков, бывший председателем Комиссии по уложению. В бюстах — издатель и журналист
Н.И. Новиков, путник П.С. Паллас, драматург А.П. Сумароков, историки И.Н. Болтин и князь М.М. Щербатов, живописцы Д.Г. Левицкий и В.Л.
Боровиковский, конструктор А.Ф. Ко-коринов, победитель Екатерины II князь Г.Г,
Орлов, адмиралы Ф.Ф. Ушаков, С.К. Грейг, А.И. Круз, военачальники: граф
З.Г. Чернышев, князь В.М. Долгоруков-Крымский, граф И.Е. Ферзен, граф В.А.
Зубов; столичный генерал-губернатор князь М.Н. Волконский, новгородский губернатор граф Я.И. Сивере, дипломат Я.И. Булгаков, усмиритель «чумного бунта» 1771 года в Москве П.Д. Еропкин, подавившие пугачевский бунт граф
П.И. Панин и И.И. Михельсон, герой взятия крепости Очаков И.И. Меллер-
Закомельский. На изготовление моделей было отпущено в Академию художеств
185 525 рублей, но, не считая трех бюстов, изготовленных скульптором М.П.
Поповым, ничего не было сделано, и проект остался неосуществленным.


 
Еще рефераты и курсовые из раздела
Установка строительных конструкций
Министерство образования Республики Беларусь Белорусская государственная политехническая академия Факультет: СтроительныйКафедра «Технология строительного...

Установка строительных конструкций
Содержание Введение . 1. Исходные данные 2. Спецификация сборных частей . 3. Грузозахватные приспособления . 4. Крепежно-выверочные устройства и...

Город Ломоносов
Дворцы-музеи и парки города Ломоносова - ценнейшие монументы российской культуры и искусства 18-го века, созданные выдающимися конструкторами и русскими мастерами. ...

Проектирование автоматической установки пожаротушения в по-мещение цеха вальцевания в процессе производства которого ис-пользуется резина
Содержание. Введение 3...

9-этажный жилой дом со встроенными помещениями
| | | | | | | | | | | | | | | | | | |Архитектурно-строительный раздел | | | | | | | | | | | | | | | | | |Из| |Лист| |Подпи|Дат|...