рефераты, курсовые, дипломы >>> архитектура

 

Архитектура старой Греции

 

Кто-то из великих произнёс :"Архитектура - это застывшая музыка ."
старая Греция - колыбель европейской культуры и искусств. При взоре на художественные шедевры той далекой эры через века мы слышим торжественно- гимническую музыку красы и величия человека созидателя ,уподобившего себя олимпийским богам.

Архитектура в старой Греции развивалась скоро и многосторонне. В возрастающих греческих городах создаются каменные жилые строения, укрепления, портовые сооружения, но самое принципиальное и новое возникло не в жилых и хозяйственных постройках, а в каменных публичных зданиях. Конкретно тут, и до этого всего в архитектуре храмов, сложились классические греческие архитектурные ордера.
Прямоугольное в плане, серьезное и величественное сооружение, возвышающееся на трех ступенях цоколя, обнесенное серьезной колоннадой и покрытое двускатной кровлей, — вот что всплывает в памяти, как лишь мы произносим слова «архитектура старой Греции.» И вправду, построенный по правилам ордера греческий храм был самой значимой постройкой в городе и по своему назначению, и по тому месту, какое занимала его архитектура во всем ансамбле города. Ордерный храм царил над городом; он господствовал над пейзажем в тех вариантах, когда храмы сооружались в каких-или остальных принципиальных местностях, к примеру, считавшихся у греков священными. Потому что ордерный храм был собственного рода вершиной в греческой архитектуре, и потому что он оказал огромнейшее действие на следующую историю мировой архитектуры, мы обратились конкретно к особенностям ордерных зданий, пожертвовав многими другими видами и направлениями архитектуры и стройки старой Греции.
Итак, запомним сходу — ордер в старой Греции принадлежал не массовой архитектуре, а архитектуре, имеющей исключительное значение, обладающей принципиальным идейным смыслом и связанной с духовной жизнью общества.

В древнегреческом ордере существует ясный и стройный порядок, согласно которому смешиваются друг с другом три главные части постройки — основание, колонны и перекрытие. Дорическому ордеру (появился в начале VII в. До н.Э.) С его сильными пропорциями свойственны колонна, рассеченная желобками-каннелюрами, сходящимися под острым углом, стоящая без базы и завершенная обычный капителью, архитрав в виде ровной балки и фриз из чередующихся триглифов и метоп. Ионический ордер
(сложился в середине VI в. До н.Э.) Различается стройной колонной, стоящей на базе и завершенной капителью с двумя завитками-волютами, трехчастным архитравом и лентообразным фризом; каннелюры тут разделены плоской дорожкой.
Коринфский ордер похож на ионический, но различается от него сложной капителью, увенчанной растительными узорами (самая старая коринфская колонна известна в храме Аполлона в Бассах, сейчас — Вассе в Пелопоннесе, сооруженном около
430 года до н.Э. Известным зодчим Иктином). Эолийский ордер (известен по нескольким постройкам VII в. До н.Э. — в Неандрии в Малой Азии, в Ларисе, на полуострове
Лесбос) имеет узкую гладкую колонну, стоящую на базе и завершенную капителью, огромные волюты и лепестки которой воспроизводят растительные мотивы.
Происхождение древнегреческого ордера и его особенности исследованы очень обстоятельно. Не подлежит сомнению, что его источником являются древесные, укрепленные на постаменте столбы, которые несут на себе перекрывающие их древесные балки. Двускатная крыша каменных храмов повторяет стропильную древесную конструкцию. В форме перекрытий, в деталях дорического ордера можно усмотреть их происхождение от зданий из крупного леса. В более легком ионическом ордере сказались приемы сооружения кровли из маленьких бревен. В капители эолийского ордера проявляется местный строительный прием, согласно которому балки укладывались на развилку веток древесного ствола. В старой
Греции скоро сложился и строго упорядоченный план храма, сооружавшегося по правилам ордеров. Это был храм-периптер, то есть храм, обнесенный со всех сторон колоннадой, внутри которого за стенками находилось святилище (целла).
Происхождеие периптера можно проследить начиная от зданий, близких древнейшим мегаронам. Более близок мегарону храм «в антах», то есть храм, где на торцевой стороне выступают концы стенок, меж которыми помещаются колонны. Далее следуют простиль с портиком на фасаде, амфипростиль с двумя портиками на противоположных сторонах и, наконец, периптер. Очевидно, это только схема исторического развития: в Греции часто сразу сооружались храмы различных типов. Но так либо по другому древнейшим прототипом послужила жилая постройка- мегарон, а в VII в. До н.Э. Возникли храмы-периптеры (храм Аполлона
Термиоса, по другому
Фермосе, храм Геры в Олимпии и др.). В храмах этого времени еще применялись кирпич-сырец и древесные колонны, которые со временем заменялись каменными.
совместно с созданием каменных конструкций древние зодчие «из области шатких и неустойчивых глазомерных расчетов доработались до установления прочных законов «симметрии» либо соразмерности составных частей здания». Так писал об этом римский конструктор I в. До н.Э. Витрувий, автор единственного полностью сохранившегося античного трактата о зодчестве, по которому мы можем достоверно судить о взорах той эры на архитектуру. Очевидно, с учетом того, что ордера сложились за шестьсот лет до появления на свет этого трактата. Все эти «прочные законы» закрепились в каменном зодчестве старой
Греции на века, а если считать те эры, когда в архитектуре опять возрождался ордер, — то и на тысячелетия.
В этих законах и в приемах их использования, в сочетании правила и творчества, числа и поэтической фантазии, «порядка» и его»нарушения», присущих греческой архитектуре, нам и предстоит разобраться.

до этого всего нужно сходу же освободиться от въевшихся в память гимназических предрассудков, по которым ордерный храм будто бы представляет собой до миллиметра геометрически правильное сооружение, сложенное из белого мрамора, очерченное прямыми линиями. Его краса будто бы заключается в идеальной бесцветной чистоте и безупречности, схожей идеальной дистиллированной воде,полностью незапятанной, но безвкусной. Будто бы красоту ордера составляет гармония идеальных, абстрактных чисел и можно составить цифровую таблицу пропорций и масштабов ордерной постройки, а позже отштамповывать по ней вечно красивые произведения. Такое представление комфортно для педанта; это сущий рай для догматика. Но живому человеку оно отвратительно, и он готов принять хоть какое варварское сооружение, только бы оно несло в себе чувство и выразительность, и противопоставить его постройкам, воздвигнутым по всем этим казенным мертворожденным правилам.
Давным-давно заброшенные, полуразрушенные и разграбленные, веками омывавшиеся дождями греческие храмы утратили многое из собственного живого вида. Обнажился их геометрический мраморный костяк. На самом же деле их вид был совершенно другой, чем можно представить себе по фотографиям сохранившихся руин. По углам фронтона помещались резные каменные декорации-антефиксы, подобные живой поросли, пробивающейся на каменных плитах. В древнейших древесных храмах антефиксы были керамическими. Таковым образом, очертания храма совсем не были геометрическими, составленными из прямых линий. Скульптурой были насыщены и остальные части храма. На фронтоне располагались статуи. Рельефами украшали прямоугольные метопы в дорических и фриз в храмах иони-ческого ордера. Изображения людей и мифологических существ самими своими «негеометрическими» формами придавали храму живую, пластическую выразительность. А если учитывать, что эти фигуры изображались в движении, то будет просто представить себе, как более богатым, многообразным был вид храма по сравнению с тем, что можно было сделать с помощью лишь архитектурных средств. Скульптурное убранство храма было естественно и прочно связано с его архитектурой, которая сама создавала поля, предназначенные для скульптуры: фронтон, полосу фриза, прямоугольники метоп. Фактически архитектурная форма

прямо переходила в орнаментальный мотив либо в скульптурное изображение. В дорическом ордере (в древнейших зданиях из дерева и сырца) метопа была плитой,входившей в конструкцию, и сразу рельефом с изображением какой-или сцены. Водосток завершался львиной головой; плитки-калиптеры, покрывавшие швы, образованные мраморной «черепицей» крыши, завершались малеханькими резными антификсами. А что представляют собой триглифы либо находящиеся под нависающим карнизом плитки-мутулы с цилиндрическими каплями-гуттами?
Орнамент, изображение когда-то существовавших древесных конструкций, архитектурно-строительную деталь? В чистом виде — ни то и ни другое, а вернее, все это совместно.
В ионическом ордере мы найдем еще огромную связь, более обширное и естественное перетекание архитектуры в скульптуру и в орнамент. База колонны тут украшается растительным орнаментом, сочетающимся со сложными и пластичными валами и выкружками. Ионическая капитель — это единый сплав изобразительных, орнаментальных и архитектурно-конструктивных начал. На блоках антаблемента высекаются узоры и изображения и т.Д. Подобно стволу дерева, несущему на себе живую, подвижную крону, геометрическая база ордера расцвечена в греческом храме живым скульптурным изображением и орнаментальным узором. Но это еще не все. Греческий храм вправду был разноцветным! Не идеальная и очищенная белизна мрамора приподнимала его над жизнью города и природы, а, напротив, торжественная яркость цвета, полная шумного человеческого характера,выделяла храм посреди однообразной и одноцветной жилой стройки либо на фоне мягких и светлых по цвету гор, окутанных необычным прозрачно- серебристым воздухом Греции. Храм раскрашивался в синий и красный цвета. Окраска наносилась не сплошь. Естественный цвет мрамора тоже участвовал в раскраске храма: колонны и каменные балки архитрава оставались не закрашенными. Но, напротив, в дорической колонне красным цветом помечались опоясывающие её верхнюю часть врезы и рельефные полосы-ремешки. Тем же цветом окрашивались нижние поверхности нависающих карнизов. Вообще красной краской покрывались основным образом горизонтальные части храма. Триглифы и мутулы окрашивались в синий цвет, а метопы, вернее, их фон, на котором выступает рельефное изображение, — в красный. Поле фронтона
(тимпан) также окрашивалось в интенсивный красный либо синий цвет. На этом фоне отчетливо выступали статуи, в свою очередь окрашенные тоже. Не считая того, применялись и остальные краски, а также позолота, которой покрывались отдельные детали. Тут справляла праздник рука профессионалы, украшавшего свое изделие,радовавшегося многоцветности мира и собственных чувств. Добавим к этому и умение зодчих выбрать камень нужного цвета: голубовато-серый мрамор для храма бога морских стихий Посейдона (сооруженного в 3-й четверти V в. До н.Э. На мысе
Сунион недалеко от Афин) либо мрамор теплых, как будто бы живых, человеческих тонов для Парфенона, украшавшего собой афинский Акрополь. Что же касается древнейших ордерных храмов, сооруженных из дерева, там богато раскрашивались детали, декорации и скульптура, выполненные из керамики.

[pic]

В эру архаики складывается тип древнегреческого города. Определяются главные его части. Центрами публичной жизни города и его архитектурного ансамбля стают укрепленный холм — акрополь, где сооружаются храмы, и агора — торговая площадь. Очевидно, не во всех городах был холм, где строились храмы. Но во многих вариантах города разрастались конкретно вокруг таковых холмов. В архитектуре греческих городов, в соотношении массовых жилых зданий с архитектурой центров публичной жизни более наглядно раскрываются свойственные ей представления об обществе, о человеческой личности и коллективе.Нас, естественно, будет интересовать тут то, как все эти представления воплощались в художественном виде городской архитектуры и какие идейно-художественные характеристики архитектурного ансамбля греческого города были ими порождены.Итак, в публичном центре города создавались крупные ордерные постройки — до этого всего храмы. Они служили всему свободному популяции города-страны, создавались на его средства и его руками, были частью его публичной жизни, запечатленным в камне оттиском с общих представлений о мироздании. Очевидно,представлений культовых, мифологических. Всеми этими качествами таковой храм резко различается от основных зданий микенских городов — то есть от царских дворцов. Какой бы значимой ни была общественная роль правителя в жизни микенского города, все же это была роль единственного царя, и замок был жилищем правителя. Храм же олицетворял собой некую силу, перед которой даже царь либо тиран смотрелся одним из граждан полиса. Этот публичный и гражданственный смысл и приобретал художественно-архитектурный образ греческого ордерного храма, сооруженного на городской площади либо на возвышающемся над городом акрополе. Весь смысл публичных зданий, их значение как художественного, идеологического явления можно представить себе, восстановив вид древнегреческого города. Нужно сказать, что эта задачка нелегкая и, более того, не вполне осуществимая. Мраморные храмы сохранились хотя бы частично. Многие из них удалось вернуть, собрав разбросанные вокруг фундаментов каменные блоки. Что же касается жилых и хозяйственных зданий в городах, то подавляющее большая часть их безвозвратно утрачено. На месте старых домов появлялись новейшие. Кому могло придти в голову веками сберегать обыденный, рядовой дом? Лишь вариант помогает тут исследователям архитектуры. И вот — исторический феномен!
таковым случаем, сберегающим обыденные, массовые постройки города, почаще всего оказывается внезапно разразившаяся разрушительная трагедия. После извержения Везувия в Италии остались под пеплом и лавой древние города, как будто бы законсервированные в момент, когда остановилась их жизнь. Город
Олинф на полуострове Халкидика был в 348 году до н.Э. Захвачен и полностью разрушен македонским царем Филиппом II.Развалины города были заброшены и сохранились, по существу, в нетронутом виде. Живой город, напротив, стирает от века к веку старые постройки. Новая жизнь практически выжигает собой остатки прошедшего. А в греческом городе тому были особые предпосылки. Жилой дом, как это показывают раскопки в Олинфе и находки в остальных местах, зачастю строился из сырца. Таковой дом просто мог быть разрушен без остатка.
Понятно, что самой прочной частью дома был пол: его-то и украшали более богато и тщательно, к примеру, мозаикой, выложенной из разноцветных камешков.
традиционно это был дом с внутренним двориком, в который раскрывались жилые помещения. На улицу таковой дом выходит глухими стенками. Один дом примыкал к другому, и вся улица жилого района обрамлялась стенками. В старых городах, которые разрослись до середины V в. До н.Э., Жилые районы представляли собой целую россыпь таковых зданий, рассеченных узенькими, кривыми улочками. С середины V в. До н.Э. Начала внедряться регулярная планировка: улицы стали прокладываться серьезным шахматным порядком. Но многие города, и до этого всего
Афины, сохраняли свой старый вид и позднее. Не тяжело представить себе, хотя бы в самых общих чертах, как соотносились друг с другом в древнегреческом городе непрочный сырцовый дом и мраморный храм. Низкая постройка из дешевых материалов — и могучий, возвышающийся над городом храм; замкнутая стенками ячейка дома на узенькой улочке, где роится домашний быт грека, — и открытая галерея портика, выходящего на просторную площадь; либо колоннада храма, увенчивающего собой акрополь, — и театр под открытым небом, на скамьях которого располагались тыщи и десятки тыщ человек.
различное назначение и различные меры лежат в базе этих зданий. С одной стороны — отдельный человек и его частный быт, с другой — общественная жизнь всего города-страны, в которой воспринимает роль весь демос — то есть свободные граждане (рабы, очевидно, в расчет не принимались)…
…Выше уже шла речь о стадионах и театрах. Оба эти типа зданий — чуть ли не самое замечательное, что было создано в старой Греции. Архитектура их поражает собственной исключительной целесообразностью. Нет лучшего строения для массовых зрелищ,чем классический амфитеатр со сценической площадкой в центре. Существуя и поныне, традиция сохранять прямоугольные зрительные залы — итог предрассудка, косной неспособности расстаться с примером, появившимся несколько веков назад, когда под театр приспосабливали обыденный дворцовый зал, употребляли случаем подысканный сарай либо конюшню.
Созданный в античной Греции тип стадиона послужил основой для старых стадионов и цирков, для стадионов нашего времени. Архитектурная форма театров и стадионов определила их прямое функциональное назначение, рвение сделать удобные площадки для состязаний и представлений и вместительные скамьи для многотысячной массы народа. Поэтому колоннады и другие ордерные мотивы не играются в архитектуре театров и стадионов значимой роли.По другому обстояло дело в тех публичных сооружениях, которые создавали необыкновенную идейно-художественную среду в религиозно- политическом (акрополь) и государственно-хозяйственном (агора) центрах города. Тут и оказывается нужной ордерная архитектура, художественно выражающая публичные представления. Агора в Афинах украшается храмами и длинными портиками-стоями с открытыми колоннадами (храм Ареса, храм
Гефестейон, стоя Зевса, стоя Пойкиле — все в V в. До н.Э.; Во II в. До н.Э. Тут сооружаются средние и южная стои). От площади агоры, окаймленной стоями, шла на холм Акрополя дорога священных процессий, по которой раз в год в день праздника в честь Афины поднималась вверх многолюдная процессия.
Главные действия празднеств происходили на Акрополе. Он и венчал собой ансамбль города и был подлинным центром публичной жизни всей страны…

 
Еще рефераты и курсовые из раздела
Российское зодчество
Содержание Введение 2 1. Музей-заповедник «Кижи» 3 2. Обонежье 13 Литература 21 Введение Что же такое зодчество? Энциклопедия «Кирилла и...

Оценка недвижимости
Содержание. Введение. 2 Глава 1. Что такое недвижимость? 3 Глава 2. Оценка недвижимости. 4 Глава 3. Расчет видов износа. 7 Глава 4. причины, плохо влияющие...

Разработка возведения одноэтажного промышленного строения
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….... 41. РАСЧЕТ размеров СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫХ РАБОТ ……..…... 62. КАЛЬКУЛЯЦИЯ ТРУДОВЫХ издержек …………………….………………. 17 ...

Рерберг
И.И. Рерберг сформировался как строитель и мастер архитектуры еще в дореволюционное время, а в русские годы совсем активно и с огромным фуррором работал над решением больших...

Российская архитектура XVIII века
План: 1.) Введение…………………………………………………………… 3 2.) Основная часть. I.) Архитектура первой половины XVIII века: барокко…………… 4 II.) Архитектура барокко...