рефераты, курсовые, дипломы >>> архитектура

 

Архитектура Санкт-Петербурга XVIII века

 

Содержание


Введение 3
1. Архитектурные стили XVIII века 4
2. главные особенности архитектурных ансамблей города 5
3. монументы архитектуры XVIII в. 7
4. Стилистические метаморфозы в архитектуре города 9
5. История неких архитектурных памятников города 11
Меншиковский замок 11
Шереметевский замок 12
Академия художеств 14
6. Персоналии 16
Заключение 19
Библиографический перечень 21

Введение

Тема предлагаемой работы - «Архитектура С.-Петербурга XVIII века».
Выбор данной темы обусловлен несколькими причинами. До этого всего – это её актуальность. В 2003 году в жизни северной столицы произойдет существенное событие – городу исполнится ровно 300 лет. В связи с близостью этого действия взоры многих людей обращаются к истории возникновения этого замечательного города.

Рассмотрению этого вопроса посвящена первая глава предлагаемой работы.
В ней, не считая того, были рассмотрены новейшие тенденции, веяния и стили, наблюдавшиеся в архитектуре и повлиявшие на формирование вида С.-
Петербурга.

Следующая глава посвящена рассмотрению главных особенностей архитектурных ансамблей С.-Петербурга.

В третьей главе были рассмотрены особенности стилей, применявшихся зодчими при разработке собственных творений. В последней главе исследована история главных памятников архитектуры города.

В заключении подводятся итоги и аккумулируются общие выводы.

При подготовке данной работы были использованы разные источники: как научно-популярная литература, так и монографии авторов, занимавшихся вопросами архитектуры Петербурга рассматриваемого нами периода. В особенности хотелось бы отметить монографии Евсиной Е.И., Посвященные рассмотрению архитектурных стилей и ансамблей С.-Петербурга.

1. Архитектурные стили XVIII века

В ходе рассмотрения вопроса, обозначенного в названии работы, нужно обозначить главные особенности архитектурных стилей, которые использовались при стройке города.

Сложившийся в российском искусстве первой половины XVIII века новый стиль барокко, тяготевший к созданию героизированных образов, к прославлению могущества русской Империи, более ярко проявился в середине XVIII века в архитектурных сооружениях одного из величайших зодчих –
В.В.Растрелли. Его творческому гению принадлежат проекты величавых дворцовых ансамблей в Петербурге (Зимний, 1754-1762; Строгановский замок,
1752-1754) и в Петергофе (1746-1775), в Царском Селе (Екатерининский замок, 1747-1757). превосходные масштабы зданий, необычайное достояние и пышность декоративного убранства, двух- и трехцветная раскраска фасадов с применением золота – все это поражало воображение зрителей, вызывая их искренне восхищение. Праздничный, торжественный характер архитектуры
Растрелли наложил отпечаток на все искусство середины XVIII века. В
Петербурге и Москве в эти же годы трудилась плеяда замечательных российских зодчих – крепостной конструктор Ф.С.Аргунов, С.И.Чеванский, А.В.Квасов и др.

Во второй половине XVIII века в российском искусстве преобладающее значение получил классицизм – стиль, который зародился в Европе еще в начале XVIII века. Призванный выразить высокие гражданские идеалы, отвечавший передовым устремлениям прогрессивной части российского общества, классицизм черпал свои сюжеты и художественные формы в искусстве старой
Греции и Рима. Монументы античности стали неизменными эталонами для исследования и в неком смысле подражания. Влияние классицизма с его пафосом гражданственности было очень плодотворным для развития архитектуры.
Этот стиль более ярко отразился в творчестве таковых зодчих, как
В.М.Баженов, М.Ф.Казаков, В.Е.Старов, создавший такие наикрупнейшие постройки, как Таврический замок в Петербурге (1783-1789), замок в Пелле под
Петербургом (1785-1789), архитертор Д.Кваренги, автор строения Академии наук,
Ассигнационного банка в Петербурге и др. Зданий.

Усилиями этих и остальных зодчих в XVIII веке многие российские города (не лишь Петербург) застроились гражданскими зданиями классической архитектуры. Обширное творческое обращение к классическому архитектурному наследию позволило российским мастерам создать новейшие приемы внутреннего и внешнего дизайна зданий.

2. главные особенности архитектурных ансамблей города

За три столетия Санкт-Петербург сложился как один из красивейших городов мира. Заслуженной славой пользуются примечательные архитектурные ансамбли, бессчетные произведения зодчества, садово-паркового искусства, мосты, гранитные набережные, выдающиеся инженерные сооружения, памятники и произведения скульптуры, которыми столь богаты Санкт-Петербург и его пригороды - Петродворец, Пушкин, Павловск, Гатчина, Ломоносов. В различие от многих остальных выдающихся европейских городов, Санкт-Петербург представляет собой широкий комплекс связанных в определенную систему архитектурных ансамблей - площадей, улиц, набережных, парков. Стройку города осуществлялось в суровых природных условиях, на болотистой местности, с применением свай и большими осушительными работами. Практически сразу на берегах Невы были заложены и построены важнейшие сооружения грядущего общегородского центра: Петропавловская крепость, Адмиралтейство и остальные. Эти сооружения дали городу его характерный вид, сохранившийся до реальных дней. Вслед за ними ряд остальных замечательных зданий был возведен также у Невы; равномерно создавался тот центральный ансамбль, который является признанным прототипом градостроительного искусства мирового значения. Дошедшая до наших дней и сейчас получившая свое дальнейшее развитие исторически сформировавшаяся планировочная структура города является результатом умелого использования природных условий в планировке и строительстве. Так, уже в первой половине 18 века сложилась ограниченная
Невой и Финским заливом, слитая воедино с развитым городским центром трех лучевая система проспектов Невского, Вознесенского и Гороховой улицы.
более значительна по своим планировочным и архитектурно-художественным качествам центральная группа ансамблей города, созданных по берегам Невы в той её части, где она разделяется на два рукава - огромную Неву и Малую
Неву, - комплекс Петропавловской крепости, Биржевой стрелки Васильевского острова, Дворцовой, Адмиралтейской и институтской набережных и связанных с ними площадей - Дворцовой, Декабристов и Исаакиевской, Марсова поля,
Невского проспекта и остальных. На планировку Санкт-Петербурга и формирование его архитектуры огромное влияние оказали природные и климатические условия, которые во многом определяют и современную стройку города.

Преобладание облачной пасмурной погоды и обыденное отсутствие резких теней потребовали широкого использования в архитектуре Санкт-Петербурга раскраски здании для наилучшего выявления их архитектурных форм и деталей.
Разнообразная, обмысленная окраска жилых и публичных зданий, с внедрением часто достаточно ярких тонов - желтых, бирюзово-голубых, зеленоватых, мрачно-бардовых и контрастирующих светлых, в большей степени белых, тонов для архитектурных деталей, оживляет вид архитектурных сооружений, придавая городу своеобразный, приемлимо российский спектр и живописность.

3. монументы архитектуры XVIII в.

Летом 1703 года на Заячьем полуострове Петром Великим была заложена
Петропавловская крепость. Скоро после её закладки началась стройка береговой части Городского острова (сегодняшний Петроградский полуостров): тут появился порт, развернулось стройку жилищ, в частности для "работных людей", был создан начальный административный и торговый центр города со зданиями Сената и учрежденных позже Коллегий, Таможни, торговыми рядами и с Троицким собором. Там же был построен в 1703 году скромный древесный "замок", узнаваемый под заглавием домика Петра Великого. Домик
Петра - это единственный уцелевший монумент столь ранешней эры. При
Екатерине II он был накрыт каменным колпаком, причем его не раз основательно чинили. Составить о нем представление можно быстрее по его описаниям, чем по его внешнему виду. Он срублен так же, как исстари рубятся избы, и состоит из двух "светелок", разделенных "сенцами". Снаружи стенки были расписаны по кирпичному эталону и внутри обиты холстом".

Петербургские постройки того времени - жилые дома, административные строения, церкви и остальные сооружения - были вначале древесными. Чтоб скоро возрастающий город не очень напоминал Москву, был более "евро" эталона, древесные строения просто расписывались под камень и кирпич, на них водружали замысловатой формы башенки со шпилями. Наивное расписывание дерева под камень как бы предуказывало дальнейшее развитие строительной деятельности Петра, которая потом всецело была ориентирована на замену дерева камнем. Упорное тяготение к камню сказалось на судьбе целого ряда петербургских зданий.
Петропавловская крепость на первых порах (1703 г.) Представляла собой земляной вал со рвом. В 1704 году на местности крепости была выстроена церковь святых апостолов Петра и Павла. Церковь была срублена из дерева, но расписана была под каменный вид желтым мрамором" и украшена шпицами.
В 1706-1787 годах крепостные стенки куртин и бастионов были перестроены, сложены из кирпича и одеты камнем (архитекторы Д.Трезини и др.).

практически сразу с закладкой Петропавловской крепости на противоположном берегу Невы осенью 1704 года было начато стройку
Адмиралтейства, которое представляло собой вначале судостроительную верфь с каналом, мастерскими и складами и, будучи окружено земляным валом, являлось в то же время и крепостью. В 1711 году (когда стало развиваться стройку мазанковых зданий), заместо древесной башни со шпицем был выстроен мазанковый корпус с высокой башней и постоянным шпицем. Вслед за строительством Адмиралтейства, развернулась и стройка прилегающего района
- так называемого Адмиралтейского острова, куда равномерно к 30-м годам 18 века переместился городской центр.

После победы в Полтавской битве (1709 г.) И освобождения Выборга от шведов (1710 г.), Когда сохранность Петербурга упрочилась, город застраивался существенно быстрее. С новой силой развернулись работы по стройке города после победы над шведской эскадрой у мыса Гангут (27 июля
1714 г.). Для ускорения стройки новой столицы был издан указ от 9 октября 1714 года запрещавший возведение новейших каменных зданий по всей
России, не считая Петербурга. Огромную роль в стройке города сыграл также указ от 24 октября 1714 года о доставке каждым приезжающим в Петербург определенного количества камешков. Стройка города шла основным образом по берегам Невы и её рукавов. Уже к 1716 году от башни Адмиралтейства расползались радиальные направления новейших улиц, легших в базу будущей трехлучевой системы планировки центральной части города. После 1709 года началось стройку и на берегу Васильевского острова. Там были построены замок Меншикова (1710-1716 гг., Конструктор Дж.М.Фонтана, закончен архитектором Г.И.Шеделем), Кунсткамера (1718-1734 гг., Архитекторы
Г.И.Маттарнови, потом Г.Кьявери; завершил стройку строения, придав ему дошедшие до нас формы, М.Г.Земцов), здание Двенадцати коллегий (1722-1742 гг., Конструктор Д.Трезини) и ряд особняков. На Адмиралтейском полуострове был в
1704 году разбит Летний сад (арх. И.Матвеев и садовый мастер Ян Розен), в котором в 1710-1714 годах появился каменный Летний замок Петра I
(архитекторы Д.Трезини, А. Шлютер и остальные). В Петропавловской крепости на смену древесной церкви архитектором Д.Трезини при участии И.Устинова,
М.Г.Земцова и остальных (1714-1733 гг.) Был выстроен Петропавловский собор с высоким шпилем на колокольне, сооруженным плотниками Коровиным, Трофимовым и другими По плану это западноевропейская трехнефная базилика, совсем прямоугольная, без всяких обыденных в стиле барокко закруглений. В 1710-х годах по проекту Д.Трезини началось стройку ансамбля Александро-
Невской лавры, завершенного к 1790-м годах И.Е.Старовым. Архитектура
Петербурга в петровское время различалась своим скромным, деловым и совместно с тем выразительным видом, логичностью композиции, простотой и сдержанностью в применении декоративных частей.

4. Стилистические метаморфозы в архитектуре города

В 1737 году после опустошительных пожаров 1736 года и лета 1737 была создана "Комиссия о Санкт-Петербургском строении", на которую было возложено управление всей застройкой города и его благоустройством. В нее вошел наикрупнейший градостроитель и один из более просвещенных людей собственного времени П.М.Еропкин, разработавший в 1737-1740 годах вполне настоящий, глубоко обмысленный план перестройки и развития Петербурга, по которому длилась стройка города в течение нескольких следующих десятилетий. В базу его была положена трехлучевая планировочная система центральной части города, намеченная еще зодчими петровского времени, в согласовании с которой в 1738 году была проложена меж уже существовавшими проспектами Невским (1711 г.) И Вознесенским Гороховая улица. Главные элементы планировки города, его улицы и площади, намеченные этим планом, были потом осуществлены и в основном сохранились до нашего времени.

Монументальные строения, сооруженные по проектам Растрелли и современных ему российских зодчих, различаются пышностью, богатством декоративного убранства, имеют ярко выраженный праздничный характер. Их самобытный архитектурный стиль, является своеобразным сочетанием переработанных классических архитектурных форм и государственного российского декоративного искусства.

Пришедший на смену барокко российский классицизм вполне отвечал новым задачкам и новым эстетическим вкусам передовых людей того времени. В сооружениях классицизма краса обычных, серьезных архитектурных форм смешивалась с требованиями удобства планировки. Большой вклад в формирование классицизма в архитектуре России, в частности Петербурга, на первом этапе развития этого стиля сделали его основатели - великий российский зодчий
В.И.Баженов, по проекту которого конструктор В.Ф.Бренна выстроил
Михайловский (Инженерный) замок (1797-1800), и И.Е.Старов, создатель
Таврического дворца (1783-1789) и Троицкого собора Александро-Невской лавры
(1778-1790). В развитии классицизма в российской архитектуре огромную роль сыграл в конце XVIII - начале XIX вв. Дж.Кваренги: им построены основное здание Академии наук (1783-1789), здание Ассигнационного банка на Садовой ул. (1783-1790), Эрмитажный театр с аркой через Зимнюю канавку (1783-1787 гг.), Смольный институт (1806-1809 гг.), Малый Гостиный двор (1790-е гг.) И остальные сооружения. Е.Т.Соколов выстроил здание общественной библиотеки на углу
Невского проспекта и Садовой ул. (1796- 1801 Гг.). Наивысшего расцвета градостроительство эры российского классицизма достигло в первой трети XIX в., Когда в Петербурге был создан ряд выдающихся произведений российской и мировой архитектуры - монументальных публичных зданий и дворцов, были завершены главнейшие, начатые еще в XVIII в. Ансамбли в центре города.

5. История неких архитектурных памятников города

Меншиковский замок

Филиал Государственного Эрмитажа. Институтская набережная, 15.
замок сподвижника Петра I А. Д. Меншикова на Васильевском полуострове - одно из первых каменных жилых зданий Петербурга. Сравнимо отлично сохранившееся до нашего времени, это здание является ценнейшим монументом гражданской архитектуры петровского времени. Постройка дворца была начата в
1710 году по проекту конструктора Д. Фонтана и продолжена архитектором Г.
Шеделем. Сначало замок состоял из основного корпуса на набережной и флигелей, ограничивавших с севера, запада и востока маленький двор, окруженный открытой галереей на колоннах. На прилегавшей ко дворцу широкой местности был разбит регулярный сад со скульптурой, фонтанами, гротом и оранжереями, а со стороны Невы устроена пристань, что дозволяло малым судам причаливать близ парадного подъезда. Архитектурное убранство фасадов главенствующего корпуса и боковых крыльев с поэтажно расположенными пилястрами, резными из камня капителями, междуэтажными тягами и простыми наличниками окон приемлимо для российской архитектуры петровского времени. Центральная часть дворца завершалась аттиком со скульптурой, боковые ризалиты - изогнутыми фронтонами, увенчанными княжескими коронами. Здание Меншиковского дворца на протяжении XVIII века претерпело ряд переделок. В начале 1720-х годов архитектором Г. Шеделем был пристроен двуэтажный западный корпус и заложен симметричный ему восточный корпус. Постройка последнего осуществилась только в 1758-1760 годах. Новейшие конфигурации во внешний вид строения были внесены в
1730-1740-х годах, скоро после передачи дворца в ведение Сухопутного шляхетского корпуса. В 1739 году кровля с переломом была заменена обыкновенной двускатной крышей. Несколько позднее, в связи с приспособлением центрального
"ассамблейного" зала под церковь, изменена обработка центральной части главенствующего фасада, где уничтожено членение тягами но горизонтали на этажи и применен большой ордер. Во второй половине XVIII века при переделке помещения церкви окна второго этажа были расширены и получили полуциркульное завершение, а окна третьего этажа превращены в овальные.
Колонны центрального подъезда изменены массивными столбами. Изменениям подверглись и помещения, но часть из них сохранила отделку петровского времени. Так, осталась неприкосновенной изразцовая облицовка степ в нескольких комнатах второго этажа, изразцовые голландские печи, а также красочный плафон и древесные резные панно с инкрустацией в бывшем кабинете Меншикова. Центральный вестибюль с парадной лестницей сохранил обычное для начала XVIII века архитектурное решение. Два ряда гладких приземистых колонн поддерживают своды перекрытия вестибюля. Лестничное помещение во втором этаже декорировано колоннами и пилястрами с пышноватыми барочными "коринтическими" капителями. Большой энтузиазм для истории российской архитектуры и строительной техники начала XVIII века представляют сводчатые перекрытия помещений подвального и первого этажей. Несмотря на переделки и достройки, Меншиковский замок сохранил в главных чертах начальный вид; это описывает его историко-художественное значение.

Шереметевский замок

Набережная Фонтанки, 34. Усадьба Шереметевых на Фонтанке, так называемый Фонтанный дом, - превосходный монумент российского зодчества середины XVIII столетия. В его разработке приняли роль выдающиеся российские зодчие С. И. Чевакинский и Ф. С. Аргунов - один из представителей высокоодаренной семьи крепостных живописцев Аргуновых. Широкий участок на берегу Фонтанки, смежный с Итальянским дворцом Екатерины I, был в 1712 году отведен фельдмаршалу Б. П. Шереметеву. Тут он выстроил маленький древесный дом. В конце 1730-х - начале 1740-х годов на его месте сооружен широкий каменный одноэтажный замок на низком цокольном этаже. В 1750-
1755 годах конструктор Чевакинский надстроил здание до двух этажей. Замок расположен в глубине участка и обращен основным фасадом к реке. За дворцом и его флигелями находился регулярный сад, простиравшийся до "Литейной перспективы". конструктор Аргунов выстроил в саду грот, павильон "Эрмитаж", китайскую беседку и остальные сооружения, не дошедшие до нашего времени. По планировке и общему композиционному плану усадьба Шереметевых была близка к иным дворцам-усадьбам, построенным на берегах Фонтанки в первой половине XVIII века, таковым как Аничковский, Воропцовский, Юсуповский и др.
В гармоничности, равновесии и четкости членений, а также в плоскостной декоративной обработке фасадов дворца, созданного Чевакинским, сказались традиции зодчества петровского времени. Уступкой требованиям художественных вкусов середины XVIII столетия явилось богатое лепное убранство: лепные головки, вкомпоно-ванные в фигурные окопные обрамления, сложные по рисунку капители, украшенные львиными масками, и превосходно вылепленные орнаментальные композиции. Внутренняя отделка, выполненная в конце 1750-х - начале 1760-х годов Аргуновым по своим чертежам, но сохранилась.
замок внутри не один раз переделывался, причем в разработке проектов участвовали такие выдающиеся зодчие, как И. Е. Старов, Д. Кваренги и А. Н.
Воронихин. В 1837-1840 годах внутренняя отделка была изменена архитектором
И. Д. Корсики. По его же проекту перед зданием на набережной сооружена красивая металлическая ограда.
В согласовании с композиционными принципами, выработанными в российской архитектуре первой половины XVIII века, нижнему этажу дворца придавалось второстепенное значение: он отводился под служебные помещения. Второй этаж, либо бельэтаж, был огромным по высоте, и тут размещались парадные апартаменты. Они образовывали две анфилады: одну вдоль лицевого фасада центрального размера и другую вдоль садового фасада. В примыкавших к центральному корпусу боковых крыльях располагались жилые покои и домовая церковь. Из помещений дворца увлекательна так называемая "серебряная столовая", сохранившая элементы отделки, выполненной но проектам конструктора Д. Корсини и относящейся ко второй половине XVIII века. Двери тут выполнены по рисункам Я. Е. Старова. Может быть, к тому же времени относится отделка парадной лестницы. Оформляющий парадный двор одноэтажный флигель дворца с воротами, украшенными гербом Шереметевых, построен архитектором Н. Л. Бенуа в 1867 году. Автор искусно воспроизвел мотивы и формы архитектуры барокко. В начале 1910-х годов были сломаны грот и ворота па Литейном проспекте, построенные Аргуновым. На их месте возведены доходные дома с магазинами.

Академия художеств

институтская набережная, 17. Здание Академии художеств - одно из самых выдающихся произведений российского зодчества XVIII века, глубочайшее по плану и по оригинальности планового решения. В архитектурном пейзаже
институтской набережной ему принадлежит совсем принципиальное место. Великолепный вид на здание раскрывается с противоположного берега Невы - с набережной
Красного Флота. Построенное в 1764-1788 годах, оно является одним из первых в России сооружений, созданных в архитектурных формах ранешнего классицизма.
В начале XVIII века участок на Васильевском полуострове меж 3-й и 4-й линиями занимали дома петровских вельмож - Г. И. Головкина, В. Л. Долгорукова и А.
Г. Долгорукова. После основания Академии эти дома были переданы в её использование, а потом снесены для постройки нового строения но проекту, разработанному конструкторами А. Ф. Кокориповым и Ж.-Б. Валлеп-Деламотом. В первую очередь были возведены корпуса, обращенные в сад и на 3-ю и 4-ю полосы, а также дворовые корпуса. В 1788 году здание было закончено постройкой, но фасады и некие внутренние помещения в большей собственной части не были отделаны. Строительные работы закончились лишь в 1810 году.
Плановое решение строения своеобразно: в основной прямоугольник вписаны парадный круглый и четыре прямоугольных служебных двора. Размещение внутренних помещений, разнообразных по размерам и конфигурации, тщательно обмыслено. Парадные помещения - вестибюль нижнего этажа, парадная лестница, залы бельэтажа - различаются богатством дизайна п совершенством композиции. Из четырех фасадов строения более торжественно решен основной.
Его центр отмочен ризалитом и портиком из тосканских колонн, несущих треугольный фронтон. Тут нашли свое отражение мотивы, характерные для архитектуры барокко. Криволинейным в плане выступам первого этажа противопоставлены изогнутые, плавные полосы боковых частей ризалита, венчающего карниза и аттика над ним. Круглый двор (диаметром около 40 метров) вначале был связан с набережной сквозным проездом, преобразованным в
1817 году в вестибюль - единственное помещение, сохранившее до реального времени свой начальный вид. Верхний парадный вестибюль частично перестроен. В его композицию включена ионическая колоннада, поддерживающая хоры. Рядом с вестибюлем расположена металлическая лестница, сооруженная в 1817-
1820 годах по проекту А. А. Михайлова 2-го. Стенки расписаны по эскизам А.
Е. Егорова, А. И. Иванова, В. К. Шебуева и украшены барельефами работы В.
И. Демут-Малиновского, И. П. Мартоса, С. С. Пименова и И. П. Прокофьева.
Художественный энтузиазм представляет анфилада залов второго этажа вдоль главенствующего фасада, так называемые Рафаэлевские и Тициановские залы, отделанные в 1830-1834 годах по проекту К. А. Тона, центральный круглый конференц-зал (переделанный А. И. Резановым в 1864 году, но сохранивший красочный плафон работы В. К. Шебуева), боковые восьмигранный и круглый залы. К. А. Тон является также автором проекта домовой церкви (сейчас клуба), законченной в 1837 году. Оформление залов библиотеки было выполнено по проекту Д. И. Гримма (1860-е годы) и В. А. Щуко (1914 год).
С Академией художеств соединены имена большинства выдающихся российских архитекторов, скульпторов, живописцев, граверов. В стенках Академии художеств учились зодчие В. И. Баженов, И. Е. Старое, А. Д. Захаров, А.
Н. Воронихин, И. А. Фомин.

6. Персоналии


Воронихин Андрей Николаевич. Годы жизни: 1759 - 21.02.1814. Творчество
Андрея Никифоровича Воронихина открывает принципиальный этап развития российского зодчества, именуемый высоким классицизмом. Созданный архитектором Казанский собор явился первым на берегах Невы ансамблевым зданием в широком градостроительном значении. Уникальный классический вид города немыслим без другого произведения зодчего - строения Горного кадетского корпуса (с
1866 г. Горный институт). Возведенные Воронихиным строения украшают пригороды Петербурга - Павловск и Петродворец. Андрей Никифорович Воронихин появился 17 октября 1759 г. На Урале, в Новом Усолье Соликамского уезда
Пермской губернии. Его отец и мать были крепостными графа А. С. Строганова.
Сведения о детстве, молодости и первых годах самостоятельного творчества грядущего зодчего совсем скудны. Первоначальное образование Воронихин получил в родных краях - в селе Ильинском, в строгановской иконописной мастерской
Гаврилы Юшкова, куда попадали в возрасте шести-семи лет. Тут он овладевал основами иконописных знаний, а к тринадцати-четырнадцати годам начал проявлять пристальный энтузиазм к архитектуре. Способности его не остались без внимания Строгановых. В 1777 г. Профессионального юношу выслали в Москву для дальнейшего овладения профессией. Воронихин попал в архитектурную команду известного российского зодчего В. И. Баженова. Скоро он направил на себя внимание другого ведущего конструктора Москвы - М. Ф. Казакова, предсказавшего ему огромное будущее. По уцелевшим документам можно предположить, что Воронихин воспринимал роль в росписи сеней Троице-
Сергиевой лавры в 1778 г. В конце 1779 либо в начале следующего года по распоряжению А. С. Строганова Воронихин в первый раз приехал в Петербург.
Выписав из Парижа по рекомендации известного французского философа- просветителя Дени Дидро для собственного отпрыска Павла Строганова учителя Жильбера
Ромма, А. С. Строганов решил дать такое же домашнее воспитание и образование своему профессиональному крепостному. Под управлением Ромма
Воронихин получает систематические знания по истории, математике и естественным наукам. В систему такового домашнего образования, практиковавшегося в аристократических семьях, входили долгие путешествия по России и за границу в сопровождении учителя. Совершив путешествие по России, Украине и Крыму, Воронихин возвратился в Петербург, а получив вольную в 1786 г., Отправился в Швейцарию и Францию, где продолжал знакомство с монументами архитектуры, изучал заслуги современных инженеров и зодчих. После возвращения из-за границы в Петербург в конце
1790 г. Воронихин по-прежнему живет в Строгановском дворце. В это время замок совсем перестраивается и поновой отделывается по проекту конструктора и инженера Ф. И. Демерцова. Этот совсем принципиальный для понимания эволюции творчества Воронихина факт был установлен искусствоведом Н. В.
Глинкой. На базе анализа архивных материалов и графических листов было подтверждено, что автором проектов переделки парадных интерьеров Строгановского дворца, в частности Минерального кабинета и Картинной галереи, также был
Демерцов. Н. В. Глинка довольно убедительно доказала, что под управлением Демерцова Воронихин в первый раз получил систематические знания по архитектуре и строительству, что Воронихин не был самоучкой, как представляли себе предыдущие исследователи. Сначала он копировал чертежи
Демерцова, помогал ему в отделке интерьеров Строгановского дворца и только потом стал разрабатывать собственные проекты. (На подготовку к самостоятельной работе в Петербурге ушло несколько лет.)

В 1793 г., После окончания отделочных работ во дворце, Воронихин написал огромную акварель, где изображена Картинная галерея, за что получил первое академическое звание - "назначенного" в академики. В дальнейшем его жизнь будет неразрывно связана с Академией художеств.

Следующими работами Воронихина явились перестройки дачи А. С.
Строганова и сооружение пристани, стройку малой дачи, предназначавшейся для П. А. Строганова, благоустройство парка меж Большой
Невкой и темной речкой в Новой деревне. Эти работы были выполнены в основном в 1795-1796 гг. Малая дача для П. А. Строганова - совсем компактная двуэтажная постройка с небольшими прямоугольными в плане помещениями - была построена Воронихиным на местности Строгановской дачи также вблизи набережной Большой Невки. Со стороны реки по всей длине фасада Воронихин спроектировал веранду в виде полуротонды с завершающим её балконом.
широкий балкон-терраса служил, возможно, смотровой площадкой. Сохранилась именитая картина Воронихина, изображающая Строгановскую дачу. За это произведение, хранящееся сейчас в Государственном российском музее, конструктор был удостоен в 1797 г. Звания академика перспективной и миниатюрной живописи.

Заключение

В предлагаемой работе рассмотрены главные особенности архитектуры
Санкт-Петербура XVIII века. Этот период является начальным в истории развития города, ведь конкретно в восемнадцатом веке город возник на карте и начал свое блистательную жизнь. В то время Россия стремилась встать
«твердой ногой» у Балтики. Победа в Северной войне дозволила Петру I обрести твердую гавань для торговли и культурных связей с европейскими государствами. Хочется отметить, что в следующем году этот превосходный город справит свое трехсотлетие.

С.-Петербург называют культурной столицей России. И это вполне заслуженно. Конкретно в этом городе сосредоточено самое огромные количество музеев, парков и памятников архитектуры. Город и по сей день поражает приезжих своим великолепием. Но таковая роскошь была достигнута высокой ценой. Район, где был воздвигнут город, совсем болотистый, крупная влажность земли не позволяла строить огромные каменные сооружения, т. К. Они бы просто ушли в землю вследствие её рыхлости. Но Петр I не отказался от собственной идеи выстроить большой порт с выходом в Балтийское море и начались активные работы по осушению болот. Этот труд был совсем тяжелым, множество фермеров участвовало в осуществлении задачки. И по сей день экскурсоводы, начиная экскурсию, молвят о том, что Питер стоит на костях людей.

Об этической стороне этого вопроса рассуждают многие ученые и искусствоведы. Тем не менее, нужно отметить, что на протяжении всего процесса исторического развития человечества на жертвенный алтарь прогресса было положено много человеческих жизней. С точки зрения этики очень негуманно оправдывать Петра I в этом вопросе. Но нужно признать, что он был выдающимся историческим деятелем, целеустремленным человеком и стремился к достижению поставленных целей. Тут мы сталкиваемся с утверждением «Цель оправдывает средства». Может быть, это изречение ошибочно, но весь скопленный человеком исторический опыт дает подсказку, что лишь методом жертв и лишений совершались более важные «прорывы» в истории. И конкретно к таковым «прорывам» относится и северная столица – реальный российский порт на Балтике и колыбель российского флота.

Библиографический перечень


1. Всеобщая история архитертуры. / Под ред. Н.Я. Колли. – М.: Стройиздат,

1972. Т. 10.
2. Евсина А.А. Архитектурная теория России второй половины XVIII-начала XIX в. – М.: Наука, 1985.
3. Евсина А.А. Российская архитекрута. – М.: Наука, 1986.
4. Жидков Г.В. Российское искусство XVIII века. Архитектура. – М.: Стройиздат,

1951.
5. Кузнецова Э.В. Беседы о российском искусстве XVIII-начала XIX вв. – М.:

Просвещение, 1972.
6. Культура и искусство России XVIII века. / Под ред Б.В. Сапунова. – Л.:

Нева, 1981.
7. Мавродин В.В. Основание Петербурга. – Л.: Искусство, 1983.

 
Еще рефераты и курсовые из раздела
Древесное зодчество
Расчёт узлов. Опорный узел: Расчётная обычная сила N=735(48(кн), поперечная сила Q=139(кн). Материалы шарнирного соединения в пяте и коньке, сталь марки ВСт3кп2...

Монументы ВОВ в Санкт-Петербурге
Петербургу скоро исполнится триста лет. И, любуясь его великолепием, всякий раз поражаешься, что этот город-музей, пронизанный историческими ассоциациями, по существу, еще совсем молод. ...

Анрі Матіс
Анрі Матіс (Henri Matisse) (1869–1954)видатний французький живописец. Народився 31 грудня 1869 у Ле-Като на півночі Франції. У 1892 приїхав у Париж, де учився в Академії Жюлиана, а пізніше в Гюстава...

АБЗ
Исходные данные. Длина участка стройки 10 Ширина проезжей части 7 Толщина асфальтобетона 0,1 Тип асфальтобетона В Плотность асфальтобетона 2...

Архитектура Санкт-Петербурга XVIII века
Содержание Введение 3 1. Архитектурные стили XVIII века 4 2. главные особенности архитектурных ансамблей города 5 3. монументы архитектуры XVIII в. 7 4....