рефераты, курсовые, дипломы >>> архитектура

 

История российского искусства

 

Воронежский государственный архитектурно-строительный институт

Кафедра градостроения и хозяйства

История российского искусства

Выполнил :студент группы 1012

К.И.В.

Проверил преподаватель:

Михайлова Т.В

Воронеж 2002 год

СОДЕРЖАНИЕ

.Введение………………………………………………………..1

.Храмы шатрового типа:

1) церковь Вознесения……………………………………. 1

2) церковь в селе Дьяково………………………………… 3

3) Покровский собор в Москве…………………………… 4

4) Медведковская церковь………………………………… 10

. Влияние на русскую архитектуру: а) малороссийского духовенства……………………. 10 Б) иностранных эмигрантов………………………….. 11

. Древние монументы архитектуры: а) церковь Грузинской Богоматери………………….. 14 Б) церковь Рождества Богородицы……………………15 в) церковь Николы в Хамовниках…………………….. 16 Г) церковь Николы на Столпах в Москве……………...16 Д) церковь в селе Останкин……………………………..16 Ж) церковь Казанской Богоматери в с.Маркове ……….18

. перечень литературы……………………………………………..19

Введение.

С созданием независящего и прочного столичного страны,

не лишь сбросившего с себя гнетущие цепи Татарского царства, тотчас же воскрес народный дух; во всех направлениях почувствовалась самобытность, а с нею и просыпание народного творчества. Действие всякого освобождения от иноземного, либо от внутреннего гнета тем и выражается, что люд начинает жить своим разумом и сознанием собственных собственных задач в истории и в жизни. В искусстве сознание это обращается к разработке собственных

собственных уже ранее им выработанных форм. Для российского народа были приёмы древесной архитектуры, и сейчас он, воздвигая каменные сооружения, не хотел уже, как ранее наслаждаться подражанием иноземным образцам, а стали и в каменном зодчестве разрабатывать свои исконные древесные мотивы.
На рубеже 15 --- 16 вв. Оформляется Кремлевский ансамбль в Москве – стенки и башни, соборы и Грановитая палата.
Крепостные сооружения в первой половине строят в Нижнем Новгороде, Туле,
Зарайске, Коломне.
В церковном зодчестве получает распространение храм шатрового типа, по эталону древесных церквей (« на древесное дело»).

Самый выдающийся эталон этого стиля – церковь Вознесения в селе
Коломенском. Она построена в 1532 году, в ознаменование появления на свет
Ивана Грозного.

План данной церкви совершенно другой, чем план церквей византийского типа. Он не имеет внутренних столбов и представляет собой равноконечный крест, состоящий из двенадцати стен, которые вверху, при помощи кокошников переходят в восьмигранник и образуют барабан с окнами, оканчивающийся тоже кокошниками, по два на каждой грани. В общем, церковь эта имеет вид башни.
Она на подклети и со всех сторон окружена галереей из каменных арочек и обширно и свободно раскинутыми тремя крыльцами.
На восточной стороне, у стенки алтаря построено каменное седалище с каменным же кокошником наверху, украшенным русским гербом. Галерея в этом месте образует древесное возвышение, в виде бочки. Сначало, когда галереи еще не было, седалище было открыто. Сам план церкви, постановка её на подклети, галерея вокруг храма, крыльца - все это целиком взято с древесных церквей; не достаточно того, и самое покрытие церкви, лопатки по углам и многие остальные детали, непременно, имеют то же самое происхождение, хотя в карнизах и капителях сказывается итальянское влияние.

Рядом с селом Коломенским расположено село Дьяково, в котором находится церковь во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи, построенная практически сразу с предшествующей церковью, а конкретно в1529 году, но план её намного сложнее.

В середине тут восьмигранник, с четырьмя башнями по углам. Башни эти соединяются наружными стенками так, что меж ними образуются три галерейки.
любая галерея имеет по середине вход, а по бокам дверей открытые пролеты в роде окон. Средняя башня заканчивается с востока полукруглым выступом алтаря. Внутренность церкви не имеет никакой особенной отделки; стенки её, так же как и Коломенской; выбелены; но снаружи они расписаны красками.
Средняя башня сильно возвышается над угловыми и имеет вид восьмиугольника, заканчивающегося карнизом, на котором стоят два ряда кокошников и ряд фронтонов, упирающихся в другой ряд промежуточных маленьких кокошников.
Внутри сделан переход при помощи арочного карниза. Переход этот взят из средневековой крепостной архитектуры и занесен к нам итальянцами, которые применяли его во многих местах в столичном кремле и в Китай- городе. Российские профессионалы пользовались им и остроумно применяли внутри то,

что у итальянцев было снаружи. Над кокошниками идет второй меньший восьмигранник, украшенный квадратными углублениями. На каждом углу этого восьмигранника стоит по полукруглому выступу с нишей внутри; выступы эти примыкают к круглому цилиндру, который сверху заканчивается мощным карнизом с низкой главкой имеющей острое подвышение, на котором подвешено яблоко с крестом. Угловая башня тоже состоит из двух восьмигранников: нижнего побольше и верхнего поменьше. Меж ними идут три ряда кокошников, имеющих вид кокошников. Подклети эта церковь не имеет.
таковым образом, и план, и фасад данной церкви тоже, непременно, ведут свое начало от наших башенных древесных церквей, но, совместно с тем, представляют некие формы очень уникальные, как, к примеру, шейку средней главы и её покрытие.
Образуя и сама вполне своеобразную группу, Дьяковская церковь послужила прототипом для монумента еще более своеобразного, который, может считаться обычным главнейшим и славным представителем нашей церковной архитектуры, - для Покровского собора в Москве, известного более под именованием храма Василия
Блаженного.

Один из германских путников, приезжавший в Россию в 1840-1841 годах,
Блазиус, говорит, что храм Василия Блаженного самый диковинный из всех находящихся в России, что для российского зодчества он имеет практически такое же значение, как Кельнский собор – для древнегерманского.
Храм состоит из девяти глав и, по словам Блазиуса, представляет собой целое собрание церквей, целая группа, в которой и все совместно, и любая часть в отдельности представляют нечто целое. «Вместо запутанного, нестройного лабиринта, заключает он, - это ультра национальное архитектурное произведение являет полный смысла образцовый порядок и правильность».
Иностранные путники семнадцатого века огромную частью называли Храм
Василия Блаженного Иерусалимом, говоря, что так он прозывался в то время и в народе, возможно, как думает И.Е. Забелин, потому, что в конце шестнадцатого и в семнадцатом столетиях туда совершался крестный ход в
недельку Ваий с известным «шествием на осляти», изображавшим вход Господень в Иерусалим.
Те же иностранцы говорят предание, что строитель храма, как лишь окончил здание, по приказу тирана (Ивана Грозного), был ослеплен с тою целью, чтоб не мог выстроить, где или другой схожей церкви. Естественно, это было не более, как басня, но она, в свою очередь, еще раз обнаруживает все то же удивление перед своеобразною красотой монумента.
российские летописцы, современники постройки собора, молвят про него, что
«поставлен был храм каменный преудивлен, различными эталоны и многими переводы, на одном основании девять престолов. Таковым образом, сами российские дивились постройке, но совершенно по другому. Слово «перевод», означало снимок, точную копию с какого или эталона. Так что храм этот представлял им собой чёткие копии с нескольких храмов, уже имеющихся в то время.
Он казался им «преудивленным» конкретно лишь в собственной группе, оставленной из девяти особых храмов, воздвигнутых в одном основании.
На собственном веку Покровский собор претерпел много значимых перемен.
Сравнивая его реальный вид с старом изображением его,1634 года, мы замечаем, что средний шатер бал окружен тогда малеханькими главками, которых сейчас не существует.
Галерея была каменная, а не древесная; впереди справа стоял маленький придел, в виде круглой башенки с полукруглыми пристройками, совсем напоминающими собою отделку средней главы Дьяковской церкви. Четыре угловых башни тоже существенно изменены в собственных верхних частях. Крыльца шатров не имели.
Но, не считая того, мы летописные данные о пристройке двух приделов во имя:
Василия Блаженного, при царе Феодоре Ивановиче, и Рождества Богородицы, в
1680 году.
Крыт собор ранее был черепицей, которая лишь в 1772 году заменена была железом.

Внутренность церкви украшена лепной работой в стиле рококо лишь в 1773 году. Окна до 1767 года были слюдяные.

основная башня собора поднимается над всеми остальными, которая, равномерно понижаясь, все касаются своими вершинами поверхности конуса.
не считая того, обходя храм со всех сторон, мы постоянно будем созидать характерный для нашего искусства баланс всех его частей. С какой бы точки мы ни смотрели на него, постоянно мы будем созидать свободное расчленение и единство, строго подчиненное ненарушимым законом.

схожий же план, то есть не общепринятый у нас квадрат с тремя абсидами, а целую группу восьмигранных башен, служащих любая раздельно церковью либо приделом, представляет собой Борисоглебский собор в г. Старце, Тверской губернии. Лишь в то время, как Дьяковская церковь и Василий Блаженный при таком плане имеют необыкновенно распещренные фасады, эта церковь много проще тех. Но основной энтузиазм представляет для нас сам факт её существования, показывающий, что те две церкви совсем не были единичным явлением на Руси.

С тех пор, как наши зодчие стали подражать древесным постройкам и выстроили шатровую церковь в селе Коломенском, возникает много остальных схожих шатровых церквей. Таковы, к примеру, церковь в селе Медведкове, близь Москвы; церковь в селе Спасском близь Москвы, в селе Беседах,
Архангельский собор в Нижнем Новгороде, Никитская церковь в Елизарове,
Перееславского уезда, Владимирской губернии и остальные. Все эти церкви имеют практически квадратный план без внутренних столбов, время от времени с галереей, время от времени без нее, и главную массу в виде шатра. Хотя в Медведковской церкви около шатра, по углам и поставлены четыре главки, но все-таки преобладающая её масса – шатер. Он стоит на восьмигранном барабане и внутри представляет превосходный переход плеч к барабану. Системой арочек барабан так сужен, что находится на весу. Церковь эта в два этажа и окружена с трех сторон двуэтажной же галереей. Алтарь первого этажа существенно выступает к востоку против алтаря второго этажа.

Вообще эта пора была замечательно плодотворна в строительном деле. Практически три четверти из всех старинных церквей построенных в Москве и, четвертая во всех великорусских губерниях построены при Алексее Михайловиче.
Происшедшее в то время присоединение Малороссии не могло, не отразится на этих постройках. Разошедшееся по всей России малороссийское духовенство, более образованное, чем великорусское, взяло над последним вверх и стало распространять многие нововведения; великорусское стояло за старину; появились споры стали созываться соборы, на которых спорили и рассуждали о форме церковных глав, об изображениях святых. Соборы решали вопросы в пользу старины, но новизна сома пролагала себе дорогу.

не считая того, множества иностранцев, эмигрировавших в Россию по окончании тридцатилетней войны и разбросанные по всем городам пленные немцы и поляки тоже не могли не оказать влияния, если не на самые сооружения, то, по крайней мере, на развитие вкуса, и под всеми этими влияниями, российский стиль сделался более утонченным, изысканным и создал такие красивые монументы, как церковь Рождества в путешественниках, Грузинской Богоматери, Останкинскую и многие остальные.
Малороссийским же влиянием следует объяснить и распространение трех шатровых церквей: конкретно подражанием древесным церквям южной России.
Замечательная пропорциональность и изящность церкви Рождества в Путинках, привела в настоящий восторг такового знатока архитектуры, как Е.Виолле-ле-
Дюк.
« Перспективный вид данной композиции поразителен, и взгляд просто переносится с квадратного основания на цилиндрическую главу, увенчанную высокою восьмигранною пирамидою».
Переход этот устроен таковым образом: на каждой стороне четыре угольного основания поставлено по три кокошника, внешняя поверхность которых врезывается в пирамиду; над ними несколько отступя в глубь, идут пары кокошников, врезывающиеся в другую пирамиду, далее еще несколько отступя идет восьмигранник, с одним кокошником на каждой стороне, и на нем уже поставлен цилиндр, имеющий вверху широкий карниз. На этом карнизе стоят восемь арочек, на верха, которых опираются шесть кокошников, а из-за каждого из этих кокошников выходит по стороне верхней пирамиды.
такая одна часть церкви, другая же представляет прямоугольное основание с тремя шатровыми верхами.

остальные примеры трех шатровых церквей нам представляют: церковь Воскресения в Гончарах, в Москве, Ивановского монастыря, в Вязьме, Иоанно-
Предтеченского монастыря в Казани, сейчас, к огорчению, уже сломанная, и многие друге.

таковая шатровая форма сделалась в скором времени излюбленную народом формою; она вполне удовлетворяла народному вкусу и, совместно с тем, в каменных церквах была даже более целесообразна, чем в древесных, так как при сводчатом покрытии, можно было успешно утилизировать внутренность шатра, пропадавшую в древесных церквах, устраивая там колокольни.
Но не считая трех шатровых церквей, встречаются и много шатровые, как, к примеру, церковь в селе Троицком-Голенищеве, близь Москвы, Духовская церковь 1642-го года, в Рязани, и церковь в селе Спасском, Калужского уезда.
Рассмотрим сейчас подробнее, как уже вполне развитой тип той же архитектуры, ц. Грузинской Богоматери, в Москве, в Китай-городе, близь
Варварских ворот.

Высокая квадратная средина её и более маленький алтарь и трапезная поставлены на подвалах, подобно тому, как ставились на подклетях древесные церкви.
Фасады со всех сторон разбиты на части пучками из колон романского стиля, получивших у нас в то время мощное распространение.
Окна, как вообще в постройках данной эры, вследствие распространившегося тогда употребления слюды, и узеньких, с откосами вовнутрь и наружу, обратились в сравнимо широкие, с раскосом вовнутрь; явившаяся же тогда необходимость запирать их стальными ставнями потребовала, в подражание дереву, устройство впадин для ставней, около которой явился и пестрый наличник, время от времени целиком перенесенный с дерева.
Как в древесных церквах окна обыкновенно помещались с южной стороны и, если церковь была высокая, то над ними, в середине помещалась икона, так и тут, хотя фасад разделен на три части, но так как одна часть его застроена приделом, так что на виду осталось лишь два окна, то это и навело строителей наставить на верху, по середине, икону Богоматери.
Вставка эта потребовала совсем уникальной обделки двух колон около нее.
Нижняя пара окон, как самая нижняя украшена с особым старанием и обделана белым камнем, по которому вытесаны маленькие узоры.
Внутренность церкви была украшена фресками. Под пятами свода, в два ряда, размещены голосники, а своды апсид заполнены ими сплошь.
С конструктивной стороны следует отметить полное отсутствие во всей постройке дерева, так что самые главы сложены из кирпича; черта характерная для древнерусских церквей.
Рассмотрим сейчас церковь Рождества Богородицы в Бутырках, в Москве, построенную тоже в 17-ом веке. Она очень обширна и имеет план в виде квадрата с двумя внутренними столбами и тремя алтарными полукружиями.
Покрытие сводами тут сделано, как в церквах Владимиро-Суздальских; оттуда же она сохранила и открытые снизу главы.
С запада к церкви пристроены достаточно обширные и совсем обычная для
17-го века трапезная, имеющая в плане квадрат с четырьмя внутренними столбами. К данной трапезной примыкают с двух сторон еще два придела.
Вообще фасад данной церкви совсем типичен и замечателен в особенности по уникальной отделки наличников окон и кокошников над ними.
Другой тоже очень увлекательный монумент - это церковь Николы в Хамовниках, в Москве. Она тоже пятиглавая. План её представляет прямоугольник с пристройкой с запада. Пристройка эта ниже самой церкви и существенно обширнее. С запада стоит высокая совсем стройная колокольня. Как церковь, так и колокольня кое-где украшены изразцами. Детали фасада имеют свои особенности. Так основная часть церкви украшена тремя рядами кокошников.
Первый ряд кокошников состоит из трех кокошников с каждой стороны; в углах они упираются на полу колонки, а в середине – на одни капители, играющие роль как бы кронштейнов; второй ряд идет конкретно над первым, а третий – у самого основания глав. Так что карниз, опоясавшего верх церкви над кокошниками, нет.
То же самое и в церкви Кузьмы и Демьяна в Москве, меж тем, как остальные церкви 17-го века обыкновенно опоясываются карнизом; как пример его, церковь Георгия Победоносца, в Садовниках, в Москве, либо еще более обеспеченный эталон – в церкви Николы в Пыжах, тоже в Москве.
двуэтажная церковь Николы на Столпах, в Армянском переулке, в Москве, имеет в плане практически квадрат. Нижний алтарь выступает более верхнего.
Карниз под кокошником сходен с лишь что упомянутым карнизом, но по фризу тут идет ряд изразцов. Ниже карниза, в углах, стоит по три колонки, а в середине, заместо колонок, поставлены фигурные лопатки, состоящие из трех рядов балясин, поставленных одна над другой. Стрех сторон церковь окружена галереей.

Церковь в селе Останкин, построена в конце 17-го века, представляет в плане квадрат с алтарным полукружием; по бокам – два придела, тоже с алтарными полукружиями.
Церковь эта имеет пять глав, стоит на подклети и окружен галереей; с запада примыкает к ней шатровая колокольня. Сама церковь крыта сомкнутым сводом, на котором расположены кокошники, составляющие переход к главам. Главы луковичные и изнутри церкви открыты.
Снаружи вся церковь испещрена обилием разнообразных колонок, наличников окон, карнизами и.Т.Д. В особенности богато изукрашена западная дверь, ведущая с галереи в церковь. Впереди её с каждой стороны стоит по две колонки, чисто российской форм, с бусами по середине; далее идет откос, покрытый орнаментом; самая арка над откосом имеет достаточно сложную отделку и украшена обилием разнообразнейших розеток, привесок, жгутов и остальных узоров. Эта отделка двери может служить наилучшим примером переделки итальянского приема на российский лад.
крупная часть украшений – карнизы, наличники и колонки – сложены из тесаного камня пополам с кирпичом. Все работы из тесаного камня произведены необыкновенно тщательно и различаются разнообразием рисунка:
декорации симметрично расположенных частей, как, к примеру, окон, сходные меж собой, в общем, существенно рознятся деталями, из которых некие имеют чисто романский характер, тогда как остальные ясно указывают на заимствование из древесной архитектуры.

не считая украшений из тесаного камня, в четырехугольных впадинах, украшающих лопатки стенок, и над и над окнами алтарных апсид были вставлены изразцы, совсем пестрого рисунка, представляющего собой либо птицу, окруженную листьями, либо же букеты в медальонах.
Словом, строители церкви ничего не пожалели, только бы украсить свое произведение как можно больше. На ней встречаются все прикрасы, какими лишь могло щегольнуть наше старинное зодчество: лекальный кирпич, изразцы и белый тесаный камень.
С данной церковью совсем сходна, по своему тоже богатому наружному убранству, церковь Казанской Богоматери, в селе Маркове, столичной губернии
Броницкого уезда. Она состоит из двух этажей: в нижнем помещается теплая церковь, а в верхнем – холодная. Средняя верхняя часть имеет такое покрытие: с двух круглых столбов перекинут на восточную стену коробовый свод; меж самыми столбами перекинута арка и распалубка, над которой возвышается барабан с двумя сферическими парусами. В щековую часть коробового свода опираются полуарки, идущие с северной и южной стороны церкви. Угловые пространства перекрыты отрезками сомкнутого свода, а три средние меж ними – полукоробовыми сводами. С северной, южной и западной стенок перекинуты на колонны полуциркульная арки.
Церковь выполнена из кирпича, детали исполнены из лекального кирпича. В квадратиках украшающих пилястры приделов, окна и некие остальные части церкви, вставлены зеленоватые изразцы. В простенках окон главенствующего барабана помещены изразчатые розетки. Церковные входу раскрашены голубой, желтой, красной, розовой, серой и белой красками.
Церковь в селе Тайнинском, тоже пятиглавая, не так замечательна сама по себе, как своею западною пристройкой, имеющей вид теремного крыльца- лестницы. Несколько ступенек ведут к двери первого этажа церкви; над дверью устроена, заместо навеса, полая каменная бочка; перед дверью направо и налево, расположены две скрытые лестницы, в один марш любая; лестницы эти приводят в две шатровые башни, через которые проходят на хоры церкви. Вход необыкновенно оригинален и, в тоже время, ясно показывает на заимствование с древесной архитектуры.


 
Еще рефераты и курсовые из раздела
Проект дома
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЕ РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ БЕЛОРУСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ институт ТРАНСПОРТА ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСОВОЙ РАБОТЕ по дисциплине «архитектура» на...

Монументы ВОВ в Санкт-Петербурге
Петербургу скоро исполнится триста лет. И, любуясь его великолепием, всякий раз поражаешься, что этот город-музей, пронизанный историческими ассоциациями, по существу, еще совсем молод. ...

Афинский Акрополь
Акрополь - (греч. akropolis, от akros – верхний и polis – город), возвышенная и укрепленная часть древнегреческого города, крепость, убежище на вариант войны. На Акрополе традиционно строили...

Архитектура столичного метро
Архитектура столичного метро За более чем полувековой период существования метро мы привыкли к нему, но, став уже будничным транспортом, оно но теряет собственной былой репутации “чуда” -...

Архитектура
Содержание: Глава 1: «Памятники архитектуры XVIII – первой половины XIX вв.» Глава 2: «Памятники архитектуры конца XIX – начала XX вв.»Глава 1: «Памятники архитектуры XVIII...