рефераты, курсовые, дипломы >>> архитектура

 

Атланты и кариатиды Петербурга

 

ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ

(САНКТ-ПЕТЕРБУРГ)

МУРМАНСКИЙ ФИЛИАЛ

ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «ГОСУДАРСТВЕННОЕ И городское УПРАВЛЕНИЕ»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: История и культура Санкт-Петербурга

на тему: “ Атланты и кариатиды Петербурга”

ВЫПОЛНИЛ:

Студент: Митичев Руслан Сергеевич

Группа Г-2-

22

Курс 1

№ зачетной книжки 06375 дом. Телефон 43-75-11


ПРОВЕРИЛ:

Преподаватель

2003

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3-4 Стр.

Глава 1 Ставшие шедеврами…………………………………..……………5-8 стр.
1.1 Атланты Нового Эрмитажа……………………………………………..5-6 Стр.
1.2 Атланты и кариатиды Екатерининского дворца…………………………6 стр.
1.3 “Нимфы” Адмиралтейства………………………………………………6-7 стр.
1.4 Теламоны Инженерного замка…………………………………………….7 Стр.
1.5 Атланты и кариатиды дома Демидова………………………………8 стр.

Глава 2. Более поздние постройки…………………………..……………..9-10 Стр.
2.1 дом Мясникова…………………………………………………...……9 стр.
2.2 замок князя Белосельских- Белозерских…………………………....9.-10 Стр.
2.3 Гостиница “Европейская”………………………………………….……..10 Стр.

Глава 3. Доходные дома ………………………..…………………………...11 Стр.

Глава 4. Кариатиды ……………………………………………………….12-13 Стр.
4.1 замок Строгановых ………………………………………………….…..12 Стр.
4.2 Дом Департамента уделов …………………………………………....12-13 Стр.
4.3 Ново-Михайловский замок ……………………………………………..13 Стр.

Глава 5. Интерьеры ……………………………………………………......14-15 Стр.
5.1 Парадный зал дворца Монплезир ………………….…………………….14 Стр.
5.2 Интерьеры Екатерининского дворца …………………..………….....14-15 Стр.

Вывод…......................................................................

......................................16 стр.

перечень литературы …………………………………………………………..17 Стр.

перечень литературы
1. Матвеев П.Н. “Атланты и кариатиды Петербурга”, Санкт-Петербург,

“Искусство-СПБ”, 2001;
2. Тарасова Л. А. ,” К истории сотворения атлантов портика Нового Эрмитажа”
Л.,

1983., стр. 171;
3. Исоченко В.Г., Питанин В.Н. “Литейный проспект”, Л., 1989 Г.

Введение

В ряду общепризнанных шедевров мирового градостроительства искусства Санкт-Петербург занимает одно из достойнейших мест как город неповторимой красы.
По существу, вся центральная часть города, с которой и начиналась его застрой ка, представляет собой неповторимый культурно-исторический комплекс, характе ризующий развитие архитектурно-художественных идей и стилей мирового зод чества на российской почве на протяжении 18-19 –х веков.

но, несмотря на очевидное влияние на градостроительное искусство
Санкт-Петербурга со стороны забугорного, до этого всего евро, зодчест ва, петербургская архитектура не копирует механически иноземные стили, но вносит в них нечто свое, исконно российское.. Архитектура Петербурга формирова лась применительно к аква пространствам, плавным линиям Невы и каналов небесным просторам, тучам, туманам, инею.

На протяжении трехвекового развития архитектурно-декоративного вида
Петербурга зодчие, скульпторы и живописцы обширно употребляли весь арсе- нал более выразительных художественных средств, доводя уровень их совер шенства до степени истинных произведений искусства.

В мировой архитектурной практике достаточно обширное распространение по лучили такие варианты декоративной скульптуры, как атланты и кариатиды.Вы разительные способности этого вида скульптуры очень широки:, атланты и кариатиды могут быть использованы как в экстерьерах зданий, так и в оформле нии их интерьеров, могут являться не лишь элементами декора на фасаде от дельного строения, но и влиять на художественное восприятие целых архитектур ных ансамблей. В неких вариантах атланты либо кариатиды выполняются на таком высоком профессиональном уровне, что воспринимаются уже не как разновидность декоративного убранства какого-нибудь строения, а как самосто ятельные произведения искусства.

Даже коренные петербуржцы имеют очень смутное представление об истинном множестве доставшихся нам в наследство атлантов и кариатид. Посреди большого числа изданий, посвященных архитектуре Петербурга и пластическим средствам декоративного дизайна строений, вообще отсутствуют работы, рассматривающие в полном объеме вопросы становления и развития в Петербурге этого вида скульптуры. В путеводителях по городу черта объектов зодчества дается традиционно совсем обобщенно и коротко, атланты и кариатиды большей частью вообще не упоминаются. Лишь в изданиях , дающих описание отдельных, более узнаваемых зданий и архитектурных комплексов, встречаются сведения очень ограниченного размера и отрывочного характера об использовании декоративной скульптуры в художественном оформлении этих объектов.

А меж тем стоит только незначительно отклониться во время прогулок по
Петербургу в сторону от привычных маршрутов, от широких магистралей, пройти по небольшим улицам и переулкам, - и каждого ждут внезапные встречи с атлантами и кариатидами самого разнообразного стилевого и художественного выполнения. Многие из этих произведений различаются ориги- нальным образным решением, носят отпечаток тех либо других стилевых эпох.

Декоративно-художественная тема атлантов и кариатид появилась еще в ан
-тичном зодчестве, но в те времена она получила ограниченное распространение .но с течением времени, с появлением новейших видов конструкционных ма териалов и способов стройки, виды атлантов и кариатид стали все почаще применяться для декорирования конструктивных опор.
Это расширяло арсенал декоративно-художественных средств архитектуры. Особо обширное распростра нение атланты и кариатиды получили в архитектуре 17- начала 20 века. Конкретно на этот период приходится градостроительное формирование центральной час- ти Петербурга, заложенного 16 мая 1703 года.

ГЛАВА 1

СТАВШИЕ ШЕДЕВРАМИ

1.1 Атланты Нового Эрмитажа

В 1837 году было принято решение на угловом участке , ограниченном
Миллионной улицей и Зимней канавкой, выстроить первое в России здание, предназначенное специально для хранения и экспонирования художественных коллекций – Нового Эрмитажа. Стройку , длившееся с 1839 по 1852 год осуществлялось под управлением мюнхенского конструктора Лео фон Кленце и при творческом участии петербургских архитекторов В. П. Стасова и Н. Е.
Ефимова.

чтоб основной фасад Нового Эрмитажа не уступал в размерах и декоре фасаду Зимнего дворца, насыщенному светотеневыми контрастами, было обращено особенное внимание на его архитектурное и пластическое оформление, в котором главную роль играется скульптура. Центр строения оформлен портиком, украшенным десятью великолепными изваяниями атлантов , исполненными скульптором А. И.
Тербеневым. Имеющиеся архивные документы разрешают проследить творческий процесс формирования скульптурного вида атлантов. На чертеже Кленце представлена композиция портика , в которой изваяния атлантов величественны и спокойны. Фигуры с запрокинутыми за головы руками плотно прислонены к пилонам и как будто соединились с ними в застывших позах.[1] В настоящем портике
Тербенев создал композицию не лишь пространственную, но и динамичную.
Позы атлантов, обхвативших архитрав великими руками, как бы представляют только один момент борьбы с тяжестью исполинского груза. Заменив предложенные
Кленце длинные накидки изваяния шкур набедренными повязками, скульптор сумел усилить художественную выразительность пластических образов методом более полной и последова- тельной проработки всех мускул и мускулов атлетических тел, напряженных борьбой с силой земного тяготения.

краса и художественная выразительность этого архитектурно- декоративного шедевра постоянно завлекали внимание петербуржцев и всех последующих поколений. Атланты так гармонируют с эрмитажным комплексом, что стали своеобразным эмблемой музея.[2]

1.2 Атланты и кариатиды Екатерининского дворца

При возведении Екатерининского дворца (1751 – 1756) конструктор Ф. –Б.
Растрелли употреблял здание, стоявшее тут еще с петровского времени, существенно увеличив и надстроив его. Замок служит броским примером успешного внедрения атлантов и кариатид в качестве одного из доминирующих средств декоративно-художественной организации архитектурных композиций.

основной фасад дворца обращен в сторону парадного двора, центральная часть, обрамленная колоннами и пилястрами, имеет парадное крыльцо с широкими пологими лестницами. Колонны второго этажа поддерживаются снизу изваяниями атлантов. Их фигуры отмечены выразительностью пластического решения – упругим наклоном головы и мускульной напряженностью тел, сопротивляющихся тяжести колонн.

С не меньшим совершенством исполнены скульптуры кариатид на уровне второго этажа дворца, обрамляющие оконные просветы и образующие своеобразные наличники окон.

1.3 “ Нимфы” Адмиралтейства

Адмиралтейство сооружалось с 1806 по 1823 год архитектором А. Д.
Захаровым на месте Адмиралтейской верфи, заложенной еще в 1704 году по проекту самого Петра 1. Скульпторам удалось в новом здании сочетать приемы классицизма с элементами зодчества начала 18 века, создав единственное в собственном роде здание. Скульптура Адмиралтейства различается многообразием пластических форм, любая из которых по-своему способствовала формированию символического вида Адмиралтейства как центра морской твердыни –
Петербурга.

посреди всего обилия скульптур виднейшее место занимают две монументальные группы, симметрично установленные по обе стороны от въездной арки центральной башни Адмиралтейства и называемые “Нимфы, несущие небесную сферу”. Эти группы, созданные скульптором Ф. Ф. Щедриным, представляют собой одно из более уникальных произведений всего адмиралтейского цикла. Скульптуры были вырублены из пудостского камня в 1812-1813 г.

Скульптору удалось сделать неповторимые по содержательности и пластической выразительности виды. Статные, полные силы и спокойствия фигуры нимф-океанид в античных одеждах отчетливо выделяются на фоне гладких стенок Адмиралтейства.

1.4 Теламоны Инженерного замка

посреди бессчетных исторических и архитектурных памятников Петербурга особо выделяется Инженерный (либо Михайловский) замок, расположенный в начале Садовой улицы. Архитектурное своеобразие замка вытекает до этого всего из того, что ни один из его четырех фасадов не повторяет другой.

Интересен северный фасад, обращенный в сторону Летнего сада.
Центральная часть этого фасада, с обеих сторон фланкированная обширными ризалитами, на уровне второго этажа оформлена открытой террасой. В верхней части фасад завершается высоким аттиком , декорированным скульптурой и барельефами. Там есть поднятые на значительную высоту , шесть скульптур атлантов , поддерживающих карниз с балюстрадой аттика. Скульптуры эти, в отличии от других петербургских атлантов, обычно именуются теламонами Инженерного замка. Фигуры теламонов исполнены из пудостского известняка; высота каждого из них – 3,2 м., Ширина – 0,9 м..

1.5 Атланты и кариатиды дома Демидова

На Большой Морской улице стоит богато оформленное маленькое здание , постоянно привлекающее внимание необыкновенным для Петербурга видом фасада.
Этот трехэтажный дом был возведен по проекту конструктора О.Монферрана, разработанному в 1836 году, для заводчика- миллионера П.Н.Демидова.

На уровне второго этажа установлен мощный и широкий мраморный балкон, поддерживаемый шестью полуфигурами атлантов и кариатид, выполненными из белого мрамора. Интересно и особенно образное и композиционное решение многофигурной группы, позволившее избежать впечатления однообразия. По углам балкона установлены две пары фигур
–атлант и кариатида, развернутые на 90 градусов на обе стороны каждого из углов. Другие две скульптуры размещены фронтально, фланкируя центральный въезд во двор строения. Обилие скульптурной композиции достигается также тем, что любая фигура не является повторением другой, а имеет свое образное решение. Если бородатый атлант, стоящий слева от центрального въезда, изображен в спокойной, достаточно раскованной позе, помогая поддержке балкона правой, запрокинутой за голову рукой, то левый, угловой атлант различается большой напряженностью мускулов, он обязан преодолевать давящие силы с помощью двух закинутых за голову рук. И наконец, совершенно по другому решена скульптором фигура правого углового атланта: его силы уже на исходе, голова склоняется к левому плечу, двумя полуопущенными руками за спиной он еще пробует удержать непосильную ношу; и поза, и лицо его выражают усталость. Непревзойденно выполненные из благородного материала крупные фигуры, вносят основную лепту в формирование выразительного вида центральной части фасада. В следующие годы художественные решения декоративного дизайна дома Демидова принимались за эталон для многих новейших зданий.

ГЛАВА 2

БОЛЕЕ ПОЗДНИЕ ПОСТРОЙКИ

2.1 дом Мясникова

Возвратившиеся в творческий арсенал зодчих и скульпторов виды атлантов на начальном этапе периода эклектики использовались при оформлении богатых особняков и дворцов, публичных зданий. Конкретно в этот период был создан дом И.К. Мясникова. Построенный архитектором А. П.
Гемилианом в 1857-1859 годах на Знаменской улице (ул. Восстания) он выделяется на фоне рядовой стройки своим необарочным фасадом. Наряду с обычными для барокко ордером верхних этажей фасада, обильной лепниной, широким балконом, тут на уровне первого этажа установлены также две поясные фигуры атлантов, поддерживающих этот балкон.

Фигуры атлантов вылеплены выразительно, в традиционной манере, но их композиционное восприятие резко нарушается изогнутым навесом крыльца при входе в здание.

2.2 замок князей Белосельских-Белозерских

замок князей Белосельских-Белозерских построен в 1846-1848 годах по проекту конструктора А. И. Штакеншнейдера и относится к числу первых в
Петербурге примеров необарокко.

Оба фасада дворца (по Невскому проспекту и набережной Фонтанки) украшены на уровне второго этажа колоннами и пилястрами. Колонны поддер живаются поясными фигурами атлантов с обнаженными торсами. Полусогну тыми, закинутыми над головой руками они стараются уменьшить нагрузку на плечи.
Фигуры атлантов изготовлены из терракоты по моделям скульптора Д. И.
Иенсена.

очень интересен усложненный набросок расположения скульптур (и колонн) на здании. На фасаде по Невскому проспекту установлено восемь атлантов, по набережной Фонтанки – шесть; на скошенном углу строения, ориентированном на
Аничков мост, стоят еще два атланта. Если на неком удалении от строения выбрать точку обзора, позволяющую созидать сходу оба его фасада совместно с решеткой набережной Фонтанки, то формируется ритмический архитектурно- скульптурный образ, включающий три ведущие в перспективу полосы: центральную
– из скульптурных фигур атлантов, нижнюю – решетка набереж- ной Фонтанки – и верхнюю, создаваемую колоннадой второго этажа дворца.

2.3 Гостиница “Европейская”

В 1873-1875 годах на западной стороне Михайловской улицы заместо прежних домов была выстроена по проекту конструктора Л. Ф. Фонтана гостиница
“Европейская” с богатым эклектическим декором, взятым в большей степени из арсенала барокко.

В составе декора, посреди лепных картушей, наличников, особо выделяются поясные фигуры атлантов; общее число фигур по всему фасаду достигает двадцати. Горельефы выразительной лепки выполнены в виде фигур юных атлетов и массивных зрелых бородатых парней. Композиционно скульптуры атлантов размещены на последнем этаже строения в простенках меж окнами, четырьмя группами по четыре скульптуры, причем фигуры юных и зрелых атлантов чередуются. Вторая рука каждой скульптуры свободно закинута за спину – её помощь не требуется, эти сильнейшие мужчины просто управляются объединенными усилиями со сравнимо маленький тяжестью фронтона, их лица и тела не искажены и не согнуты непосильной ношей. Удачные масштабные соотношения фигур с другими элементами декора, выделение атлантов с помощью цветового дизайна, выдержанного в обычных петербургских тонах, - все это завлекало внимание к фасаду гостиницы. И хотя декоративное оформление фасада гостиницы нарушило единство архитектурного ансамбля Росси, все же атланты “Европейской” могут служить примером успешного архитектурно- художественного и композиционного реше- ния для протяженного строения, занимающего всю длину данной маленький улицы.

ГЛАВА 3

Доходные дома

Ускоренный прогресс России во второй половине 19 века, связанный с бурным развитием индустрии, коммерческой деятельности и ростом культурных потребностей населения больших городов, сопровождался интен- сивным строительством зданий публичного назначения в скульптурном убранстве которых использовались мотивы атлантов и кариатид.

Характерными примерами могут служить такие строения как здание Санкт-
Петербургского общества взаимного кредита, построенного в 1888-1890 годах на Екатерининском канале по проекту П.Ю. Сюзора.

На боковых ризалитах на уровне второго этажа установлены мощные балко ны, которые поддерживаются с первого этажа сильными поясными фигурами бородатых атлантов. Под каждым балконом размещены по две скульптуры ат лантов. Скульптурное убранство выполнено скульпторами Д. И. Инсеном и А. М.
Опекушиным.

На улице Марата расположено четырехэтажное здание доходного дома, построенное в конце 1850 года по проекту К. К. Андерсона. Центральная часть фасада на уровне второго и третьего этажей украшена четырьмя колоннами. На четвертом этаже над каждой колонной установлена поясная фигура атланта.
Выделенные белым цветом на общем кремовом фоне фасада они завлекают внимание и разрешают оценить их роль в общей декоративной композиции строения.

Сюда же можно отнести строения на Итальянской улице, д.31, Дом №13 по
Саперному переулку, доходный дом В.В. Корелина (д.4) , Жилой дом (№7) на
Введенской улице, дом В.А. Рачкова-Рожнова на Кирочной улице (д.32-34), Жилой комплекс на улице Некрасова (бывшая Бассейновая) дом 58-60, дом 23 на
Захарьевской улице и т.Д.

ГЛАВА 4

Кариатиды

посреди всего многообразного комплекса декоративной скульптуры рассматри ваемой темы, доставшегося Петербургу от прежних мастеров, особенное место занимают кариатиды.

4.1 замок Строгановых

более ранешними скульптурными изображениями кариатид из числа дошедших до наших дней являются фигуры, установленные на фасаде дворца графа С.Г.
Строганова. Замок был построен по проекту Ф.-Б. Растрелли в 1752-1754 годах на пересечении Невской “першпективы” и набережной реки Мойки, его начальный вид практически полностью сохранился до наших дней.
Ризалит декорирован сильными пучками колонн установленных на сильно выдвинутых из стенки больших рустованных постаментах. Меж пучками колонн размещены центральное окно 2-го этажа и люкарни 3-его этажа, обрамленные сложной культурной декорацией. В составе данной декорации выделяются фигуры кариатид, развернутые в профиль, лицом от окна. В сочетании с другими видами лепных украшений (львиные маски, медальоны, орнаментальные мотивы) эти скульптуры создают монументальный и праздничный образ собственного строения.

4.2 Дом Департамента уделов

Одним из первых зодчих вернувших Петербургу после долгого перерыва виды кариатид, был конструктор и разносторонний живописец Г. Э. Боссе. В
1841-1844 годах он выстроил на Литейном проспекте 2-х этажное крупное здание(дом 39) для штаб-ротмистра И.В. Пашкова. В 1848 году дом был куплен графом А.М. Орловым, и в 1857 году продан Департаменту уделов. Конкретно про этот дом живший на другой стороне улице Некрасов Н.А. Написал свое знамени тое стихотворение “Размышление у парадного подъезда”. Фасад дома решен в форме Ренессанса. Известный парадный подъезд, размещенный в центральной части фасада сформирован 4-мя прямоугольными столбами, служащими поста ментами для 43-х скульптурных фигур кариатид, поддерживающих протяжен- ный балкон. Статуи исполнены в полный рост 2-мя полусогнутыми над головой руками, они удерживают достаточно массивный груз, при этом их позы спокойны.
Художественные особенности этого строения достаточно высоко оценивали совре менники. В одном из журналов его архитектура характеризовалась как отличаю щаяся чувством меры и спокойствия, правильностью и изящностью отделки фасадов и превосходными до бесконечности разнообразными внутренними украшениями.[3]

4.3 Ново-Михайловский замок

Еще одним зданием оформлением которого успешно применены виды кариатиды , является Ново-Михайловский замок (Дворцовая Набережная 19).
Он был сооружен для великого князя Михаила Николаевича (отпрыска Николая 1) в
1857-1861годах по проекту А.И. Штанкеншнейдера. Фасад 2-х этажного дворцам обработан центральным и 2-мя боковыми ризалитами, оформленными на уровне 2- го этажа каннилированными мраморными колоннами коринфского ордена.
очень эффектен мотив завершения колонн фигурами кариатид, поддерживающих на уровне 3-го этажа антаблемент. Боковые ризалиты завершены только фронтонами, а заместо 8-ми колонн и 8-ми кариатид тут по 4-е колонны и 4-е кариатиды.

В целом архитектурно-художественное оформление дворца производит впечатление пиршества и богатства. Этого создателям дворца удалось добиться применением архитектурных форм барокко и ренессанса, и удачным сочетанием статуарных и рельефных средств декоративного дизайна, гармонирующим с общим архитектурным решением.

ГЛАВА 5

Интерьеры

посреди всего умопомрачительного обилия скульптурных изображений атлантов и кариатид завышенный энтузиазм вызывают аналогичные виды предназначенные для декорации интерьеров зданий.

5.1 Парадный зал дворца Монплезир

конкретно в интерьерах сохранились до наших дней первые из скульптурных изображений атлантов и кариатид, установленные в парадном зале дворца
Монплезир –любимого сооружения Петра 1 в Нижнем парке Петергофа, постав ленного практически в нескольких шагах от волн Финского залива. Парадный зал производит впечатление вправду совсем огромного помещения. Впечатле- ние пространственности достигается конструктивным решением перекрытия, средняя часть которого поднята на высоту более 8 м. Стенки на всю высоту обли цованы дубовыми тонко профилированными филенками.

При таковой конструкции перекрытия совсем гармонично вписываются в интерь ер скульптурный декор: в углах потолка из монументальных кронштейнов как бы вырастают парные аллабестровые полуфигуры, как будто несущие на собственных плечах свод. Эти совершенные полепки и проработки деталей 4-е пары полуфи- гур атлантов и кариатид олицетворяют времена года, перекликаясь с сюжетной основой художественной росписи зала.

Скульптуры атлантов и кариатид дворца Монплезир выделяются собственной уни- кальностью даже на фоне богатейшего классического наследия Петербурга. К огорчению, до реального времени остается нерешенным вопрос об авторстве скульптурной отделки Парадного зала.

5.2 Интерьеры Екатерининского дворца

Широкий спектр образов атлантов и кариатид различного стилевого испол
-нения и различных художественных школ исторически сформировался в интерье- рах Екатерининского дворца в Царском Селе.

Воздвигнутый “для единой славы всероссийской” замок настраивает посети телей на праздничный лад своим первым же интерьером- Парадной лестни- цей, с которой начинаются экскурсии по дворцу. Уже тут зрители встречают первые фигурки кариатид.

Самым грандиозным по своему архитектурно- художественному плану и воплощению являются Большой зал –главный парадный зал Екатерининского дворца. Посреди всего великолепия декоративного убранства зала колоритное впечатле ние производит древесная золоченная резьба.. В особенности хороша резьба, обрам ляющая 6 дверей зала. Достаточно близко к зрителю находятся и детально воспри нимаются поясные золоченые фигурки кариатид, установленные с обеих сторон каждой из дверей. Изящные фигуры юных женщин представлены в живом свободном повороте, одной рукой каждой из них просто поддерживает верхнюю часть резного убранства. В сочетании со сверкающей позолотой разнообразных растительных узоров размещенных по всему периметру большого зала этот великолепный декор оставляет необратимое впечатление.

Особая роль принадлежала скульптурам кариатид обрамляющим двери 5-ти антикамер, ведущих от начальной Парадной лестницы к Большому залу.
Во времена Растрелли0, когда перед гостями распахивалась дверь первого зала их взглядам раскрывалась анфилада, казавшаяся нескончаемой. Эта анфилада формировалась до этого всего просторными дверными просветами антикамер, основным упором которых были сверкающие позолотой фигуры кариатид.

В Екатерининском дворце Парадные залы периода барокко соседствуют с интерьерами более позднего времени, в оформлении которых также использова ны сюжетные мотивы атлантов и кариатид. Примером может являться декора тивное оформление зеленоватой столовой, созданной по проекту Ч. Камерона в 80-х годах 18 века, то есть в период классицизма. Лепные работы были поручены молодому скульптору И.П.Мартосу .

В целом интерьер зеленоватой столовой различается гармонией архитектурных и классических пропорций и представляет собой один из самых совершенных в художественном отношении интерьеров Екатерининского дворца.

Вывод

естественно, нереально полностью разглядеть все скульптуры интересующей нас темы, которыми располагает Санкт-Петербург поэтому тут рассмотрены только более достойные внимания архитектурные объекты. Список зданий, оформленных с применением скульптур или лепных изображений атлантов и кариатид, включает около трех сотен адресов. Это направление пластического убранства фасадов и интерьеров петербургских дворцов, особняков, домов заслуживает самостоятельного исследования искусствоведами и пристального внимания со стороны любителей архитектуры и скульптуры.
но, за исключением самых выдающихся произведений этого жанра, основная масса имеющихся в настоящее время аллегорических фигур и изображений оказались незаслуженно забыты и не достаточно известны широкой публике.

Многогранное творчество зодчих и скульпторов рождало виды различного ха- рактера: это и фигуры несущие свой крест тихо и величаво, и скульптуры легкие и изящные как бы незамечающие возложенной на них тяжести, и разные виды скульптурного рельефа стилизованных форм.
Количественные характеристики и образные решения этих скульптурных произведений самым тесным образом были соединены с исторически сложившимися архитектурными стилями.

Декоративные скульптуры в видах атлантов и кариатид поначалу возникли конкретно в интерьерах.

В период господства классицизма, с его тяготением к античному наследию, ордерным композициям, праздничной парадности, фасады петербургских зданий не достаточно украшались атлантами и кариатидами. Но зато конкретно в этот стилевой период город получил такие значимые произведения, как теламоны
Инженерного замка и «Нимфы» Адмиралтейства. В интерьерах же зданий темпы роста числа атлантов и кариатид не лишь сохранились, но и возросли.

Но, всеобщее увлечение скульптурами атлантов и кариатид началось, когда на смену классицизму пришла эклектика. В количественном отношении конкретно в этот период возникла основная часть петербургских атлантов и кариатид, составивших неповторимую общегородскую коллекцию данной темы, не имеющую аналогов ни в одном городе России.

В эру модерна, отличавшегося тяготением к романтичной стилизации романтичного убранства, в городской стройке продолжают появляться новейшие виды атлантов и кариатид, хотя и менее интенсивно.

После 1917 года в петербургской архитектуре не возникло ни одной новой композиции с атлантами и кариатидами.

-----------------------
[1] Тарасова Л. А. , К истории сотворения атлантов портика Нового Эрмитажа.
Л., 1983., Стр. 171
[2] П. Н. Матвеев, Атланты и кариатиды Петербурга, СПб, 2001г.
[3] Исоченко В.Г., Питанин В.Н. “Литейный проспект”, Л., 1989Г.


 
Еще рефераты и курсовые из раздела
Готические соборы Франции
Министерство образования русской Федерации Пермский Государственный Технический институт Кафедра: Архитектуры Готические соборы Франции Выполнил: Студент гр....

Двуэтажный жилой дом
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 1 РАЙОН стройки . 4 2 ОБЪЕМНО–ПЛАНИРОВОЧНОЕ...

Градостроительство феодального Китая на примере Пекина
План I. Особенности Китайской архитектуры. Стр.2 II. Архитектурные особенности китайского дома. Стр.3 III. Китайская пагода. Архитектурные стили...

Мостовые краны и их разновидности
Ø ВВЕДЕНИЕ. Ликвидация ручных погрузочно-разгрузочных работ, исключение тяжелого ручного труда при выполнении главных и вспомогательных производственных операций,...

Петропавловская крепость
Введение . В центре Санкт- Петербурга , на маленьком полуострове Невы , поднимаются каменные стенки Петропавловской крепости – первой постройке города . Крепость была заложена 16 ( 27)...