рефераты, курсовые, дипломы >>> архитектура

 

Архитектурные монументы первой половины XIX века

 

В первой трети девятнадцатого века создаются ни с чем не сравнимые шедевры архитектуры высокого классицизма, ансамбли красивейших площадей Петербурга. При Александре первом господствовал упрощённый, лишённый фантазии стиль. Как и в восемнадцатом веке, в девятнадцатом в базу был взят принцип регулярности стройки. С особой силой проявляется значение Невы как главной артерии и основной композиционной образующей в центре Санкт-Петербурга. Практически всё пространство, занимаемое в настоящее время Петербургом, в середине девятнадцатого века уже вошло в черту города и было застроено. Были возведены важнейшие строения, сохранившиеся до наших дней с небольшими переменами. Частных зданий было не достаточно. Прокладывались новейшие улицы, обстраивались площади. Улицы мостились крупным булыжником.

Ансамбль Смольного.

Проект комплекса монастыря состоит из собора с колокольней, служебных и жилых корпусом, трапезной и остальных помещений. Собор монастыря – превосходный эталон архитектуры этого периода, одно из наилучших произведений Ф. Б. Растрелли. Великолепный комплекс создан в стиле российского барокко. Ансамбль был запроектирован в традициях российских монастырских комплексов с пятиглавым собором в центре большого крестообразного в план двора, ограждённого по периметру протяжённым монастырским зданием. Раздельно стоящая колокольня представляет собой многоярусное сооружение высотой 140 метров, – так пожелал правитель, чтоб превзойти колокольню Ивана Великого. Достройка и внутренняя отделка собора была осуществлена архитектором Стасовых в 1832-1835-х годах. Монастырь был первым дамским учебным заведением в России для женщин дворянского происхождения.

К югу от монастыря в 1806-1808 годах по проекту Д. Кваренги было построено здание Смольного института со служебными корпусами, садом ми оградой. Здание предназначалось для закрытого учебного заведения – Института благородных девиц, который стал называться институтом благородных девиц. Широкий курдонер охвачен в плане зданием с великолепным восьмиколонным портиком ионического ордера, поднятым на аркаду цокольного этажа главенствующего западного фасада. Здание Смольного построено в формах, свойственных становлению стиля высокого классицизма.

Михайловский замок.

Территория ансамбля размещалась на правом берегу реки Фонтанки, недалеко от ее истока, за вторым летним садом, с южной стороны верховья реки Мойки, и занимала часть широкой местности Третьего Летнего сада. Тут, на берегу Фонтанки и Мойки, Пётр I для Екатерины I когда-то выстроил летний дом, вокруг которого был разведён сад. Дом этот посещался редко и не достаточно-помалу обветшал. В конце 30-х годов восемнадцатого века для Анны Иоанновны был выстроен новый замок, а старый разобран. Строился он Ф.Б. Растрелли и был шедевром российского барокко. Жила же в новом дворце Елизавета Петровна, тут Екатерина II воспринимала официальное поздравление по случаю вступления на престол. В нём же появился будущий правитель Павел I. После погибели Екатерины II Павел I отдал приказ в 1779 году разобрать замок и на его месте выстроить замок-замок, при котором обязана была быть церковь архистратига Михаила, сам же замок было принято именовать Михайловским. В его торжественноё закладке воспринимал роль и сам правитель с императрицей Марией Фёдоровной. Замок был готов к 1800 году, 8 ноября состоялось освещение, сразу с освящением его церкви. Потайные ходы, окружавшие его земляные валы и каналы с подъёмными мостами, казались Павлу I надёжной защитой от дворцовых переворотов. Но императору удалось пожить в новой резиденции недолго. Тут же, в ночь на 11 марта 1801 года, он был задушен заговорщиками. Михайловский замок и площадь-плац называемая Коннетабльской, отделялась от окружающей местности глубокими каналами с переброшенными через них подъёмными мостами. Каждый из четырёх фасадов замка решён своеобразно и не повторяет другой. Стилевые сосбенности архитектуры замка открывают перед нами двери в XIX век.

В ансамбль Михайловского замка включают так же Михайловский манеж, конюшни.

В 1823 году в замке было размещено основное инженерное училище, с этого времени он стал называться Инженерным замком.

Александринский театр

На Александринской площади находился древесный Итальянский павильон. Его решено было переделать в театр. В 1801 году древесный театр по проекту В. Бренны был готов. Вначале его называли театр Казасси по имени управляющего труппы, но с 1803 года театр стал называться Малым. Малый театр своим видом не соответствовал тому ответственному месту, которое занимал на площади, да и вместимость зрительного зала была недостаточная. В 1811 году принимается решение о строительстве в этом районе нового театра. Начавшаяся война остановила проектирование. К вопросу о строительстве театра возвратились только в 1818 году. Проектировал театр К. И. Росси. Работа у конструктора заняла с небольшими перерывами 20 лет, и в итоге трудоёмкой работы он создал неповторимый проект театрального ансамбля.

Строился театр с 1828 по 1832 год. Он расположен в глубине площади и обращён своим основным фасадом к Невскому проспекту. Здание Александринского театра играется в ансамбле площади доминирующую роль. Оно является прототипом высокого классицизма в архитектуре. Обработанные рустами стенки нижнего этажа служат как бы цоколем праздничных колоннад, украшающих фасады строения. Шестиколонная лоджия коринфского ордера главенствующего фасада с аттиком, украшенным барельефными скульптурами Славы и Лиры, на котором установлена квадрига Аполлона, придают театру необыкновенную величавость. В нишах главенствующего фасада – статуи муз Терпсихоры и Мельпомены. Задний фасад кроме пилястр украшен также статуями муз Клио и Эвтерпы.

Первая половина девятнадцатого века превратила градостроительное ядро Петербурга в неповторимую, целостную систему архитектурных ансамблей, не имеющих себе равных истории мирового градостроительства искусства.

Реферат

По истории и культуре Санкт-Петербурга

На тему:

Архитектурные монументы первой половины XIX века.

Ученицы 9а класса

214 лицея

Петроченковой Анастасии



 
Еще рефераты и курсовые из раздела
Исакиевский собор
История собора. Одним из грандиознейших в мире купольных сооружений и главной доминантой центра города является Исаакиевский собор. Его особенные величие и роскошь, выраженные и в размерах...

Увеселительные сады и вокзалы в России до середины XIX века
С конца XVIII - начала XIX века в культурной жизни столиц, наряду с театральными предприятиями, развивается новый тип увеселительных заведений - вокзалы. “Вокзалами” назывались загородные...

Семь чудес света
Оглавление Вступление…………………………………………………………2 Великая пирамида в Гизе……………………………………… 3 Висячие сады Вавилона………………………………………….6 Статуя Зевса в Олимпии……………………………………….9 ...

Древесные конструкции (лабораторные работы)
Содержание страничка 1. Лабораторная работа №1 «Испытание двух срезного соединения на стальных цилиндрических нагелях 2 2. Лабораторная работа №2 «Испытание соединения на...

Промышленное здание
Содержание|1. Введение …………………………………………………………….. |3 | |2. Задание на курсовую работу ……………………………………….. |3 | |3. Конструктивные решения ………………………………………….. |5 | |- Фундаменты...