рефераты, курсовые, дипломы >>> архитектура

 

Особенности средневековой архитектуры

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ русской ФЕДЕРАЦИИ

Ульяновский государственный институт

ФАКУЛЬТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА

КАФЕДРА КУЛЬТУРОЛОГИИ

ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ СРЕДНИХ ВЕКОВ И НОВОГО ВРЕМЕНИ (часть 1)

«ОСОБЕННОСТИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ»

Выполнила:

Проверила: МИШЕНЬКИНА

Наталья Сергеевна

Ульяновск, 2004

Оглавление


Введение 3
1. Архитектура династии Каролингов 4
2. Архитектура династии Оттонов 5
3. Архитектура романского стиля в странах Европы 6
4. Архитектура готического стиля в странах Европы 11
Заключение 16
перечень литературы 17

Введение

Архитектура Средневековья включает в себя 4 главных стиля:
«Каролингское возрождение», Оттоновское искусство, романский стиль и готика.

«Каролингское возрождение» ( расцвет культуры, относящийся в эре первого правителя «Священной Римской империи» Карла Великого и династии
Каролингов (8 – 9 вв.). Эра Карла Великого ознаменовалась реформированием административной, судебной и церковной сфер, а так же возрождением античной культуры. Столица империи Аахен стала центром этого возрождения. Самым значимым уцелевшим сооружением является капелла императорской резиденции в Аахене, пример монументальной основательности каролингской архитектуры, следовавшей ранешным христианским образцам. Нововведением можно считать западный придел – паперть с данной стороны церкви, окруженную башнями. «Каролингское возрождение» оказало огромное влияние на Оттоновское и романское искусство.

Оттоновское искусство – искусство «Священной Римской империи» 10 – 11 вв. Заглавие происходит от династии, основанной Оттоном Великим. Об этом периоде понятно в основном по изобразительному и прикладному искусству. На церковную архитектуру Оттоновского искусства оказал огромное влияние каролингский стиль: базилики строились с восточным и западным хорами и трансептами либо с тщательно разработанной западной апсидой, украшались мозаиками и фресками. Башни и мощные стенки с малеханькими окнами делали эти базилики похожими на крепости. Оттоновское искусство оказало существенное влияние на все европейское искусство и явилось основой для романского стиля.

Романский стиль ( художественный стиль в архитектуре и искусстве
Европы в 11 – 12 вв. Термин вначале применялся лишь к архитектуре, а позже – к живописи, скульптуре и иным видам искусства. Но традиционно романским называют стиль, который сформировался сразу во Франции,
Италии, Германии, Испании и Англии в 11 веке. Несмотря на определенные национальные различия, он стал первым вправду общеевропейским стилем, что выделяют его из стилей «каролингского возрождения» и Оттоновского искусства послеримского периода. Отличительная черта романского стиля в архитектуре – это массивность, тяжеловесность, толщина стенок, которая подчеркивалась узенькими просветами окон. Это придавало облику зданий величественность.

Возрождение церковного стройки после периода упадка, появление монашеских орденов, развитие более сложных форм литургии (что требовало большего количества приделов и более широких хоров), усовершенствование самой строительной техники способствовали возведению более сложных церковных строений в раннехристианских традициях. В месте пересечения трансепта с продольными нефами традиционно находился световой фонарь либо башня.
любая из основных частей храма представляла собой отдельную ячейку, обособленную от других. Каменный свод прорезали арки и аркады, находящиеся на значимом расстоянии друг от друга, создававшие чувство незыблемости и стойкости. В романский период возникли каменные замки, построенные в форме больших башен, в которых находились жилые помещения.
Общими элементами всех сооружений романского стиля являются круглые арки
(как в римских зданиях), на смену которым равномерно пришли заостренные
(стрельчатые) готические.

Готический стиль – художественный стиль в архитектуре и искусстве, сменивший романский стиль. Готика появилась во Франции в середине 12 века, скоро распространилась в остальных странах, основным образом в Северной
Европе, где господствовала до 16 века.

сначало термин имел уничижительный смысл: живописцы итальянского
Ренессанса так называли «варварскую» средневековую архитектуру, неверно полагая, что её создатели – готские племена, разрушившие классическое искусство Римской империи. Готика до сих пор ассоциируется основным образом с архитектурой, в особенности с тремя её чертами: стрельчатой аркой; крестовым сводом, поддерживаемым (либо типо поддерживаемым) скрещивающимися арками, и арочным контрфорсом, то есть наружной опорой, не примыкающей вплотную к стене, а соединенной с нею аркой. Ни одна из этих особенностей не была достижением готики (все они существовали в поздней романской архитектуре), но их сочетание создало новый тип каркасной конструкции, производившей, в различие от мощных, тяжеловесных сооружений романского стиля, впечатление легкости и воздушности.

Другой характерной чертой готической архитектуры, появившейся чуток позднее, является ажурный декор, украшающий оконные просветы и поверхности стенок.
Причем в данной области был достигнут таковой уровень мастерства, что по рисунку (либо его отсутствию) можно было просто найти принадлежность к тому либо иному периоду развития готической архитектуры.

Время и место рождения готического стиля можно найти точно. Это
1140 – 1144 гг., Аббатство Сен-Дени близ Парижа, где по заказу настоятеля монастыря Сугерия, одного из узнаваемых покровителей искусств того времени, проводилась перестройка церкви. Сохранилась только маленькая часть строения – скрытая аркада клироса, но оно остается одним из тех сооружений, которые внесли революционные конфигурации в европейскую архитектуру. Заместо тяжеловесных конструкций романского стиля возникли тонкие опоры, арки и крестовые своды, создававшие чувство изящества и легкости. В готических соборах окна возросли до таковых размеров, что образовывали полупрозрачную стену.

позже французская готика приобретает еще огромную декоративность.
«Лучистая» и «пламенеющая» готика, распространившись практически по всей Европе, во многих странах приняла своеобразные формы.

1. Архитектура династии Каролингов

В течение многих веков постоянно отличались пробы западноевропейской цивилизации сравняться с достижениями старых римлян. В 5 веке Западная
Римская империя была завоевана племенами варваров, распространивших свое влияние на всю Европу. В 711 году вестготы, захватившие Испанию, были изгнаны оттуда арабами. В 732 году вождь франков Карл Мартелл в битве под
Пуатье отразил нападение арабской армии, надвигавшейся с Пиренеев с целью подчинить на Западе Галлию арабской империи. Империя арабов к тому времени уже обхватывала Сицилию, части Южной Италии и практически всю Испанию. Отпрыск Карла
Мартелла – Пипин III маленький – в 751 году назначил себя царем франков и основал династию Каролингов, имя которой восходит к Карлу Мартеллу.

отпрыск Пипина – Карл Великий (около 742 – 814) – 25 декабря 800 года был коронован в соборе св. Петра в Риме и стал первым императором Священной
Римской империи. Скоро сфера правления Карла Великого обхватывала практически всю местность современной Германии, Нидерланды, Бельгию, Швейцарию, Францию и
Италию.

Из архитектуры Каролингов до нас не дошло фактически ничего. Но сохранился, возможно, более значимый монумент – именитая дворцовая капелла Карла Великого в Аахене, образующая сейчас сердце кафедрального собора. Она была начата по приказу Карла Великого около 790 года по проекту
Одо фон Меца и освящена около 800 года. Но замок, к которому она относилась, исчез практически полностью. Он обязан был напоминать об императорском Риме и соответственно именовался Латеран, по наименованию папской резиденции в Риме.

Подобно храму, господствующему на римском форуме, дворцовая капелла
Карла Великого стояла в конце обрамленного колоннами переднего дворца, который мог вместить 7000 человек. В западной части капеллы находилась лоджия, обращенная во двор. Из нее правитель, сидя на троне, мог общаться с народом. Капелла перекрыта восьмичастным сомкнутым сводом. Внешняя стенка имеет 16 углов.

Самым известным монументом эры Каролингов считается «надвратный» зал монастыря Лорш 8 века под Дармштадтом, который по догадкам построен в 800 году. Это свободно стоящее сооружение – трехпролетные выездные ворота монастыря, напоминающие римскую триумфальную арку. Полуколонны и пилястры с каннелюрами и с причудливо оформленными сложными капителями выделяются на многоцветном фоне из каменных плиток кофейного и кремового цветов.
Подобные ворота строились и в остальных монастырях средневековой Европы.

Культурный и интеллектуальный расцвет империи Каролингов закончился в 9
– начале 10 века. Наследниками Каролингов стали Оттоны.

2. Архитектура династии Оттонов

В 9 веке вследствие вторжения викингов, магометан, арабов и мадьяр, заслуги Каролингов уступили место глубочайшему кризису. Но Оттон I Великий
(936 – 973), который в 962 году был коронован в Риме как первый саксонский правитель, опять реанимировал имперскую концепцию. Великая Оттонская империя, существовавшая до 1056 года, была по площади меньше, чем империя
Каролингов, поскольку к ней не относилась территория нынешней Франции. Она включала в себя, до этого всего Германию и часть северной Италии. С этого времени Франция и Германия шли любая своим методом, в них развивались самобытные культуры.

На фоне усиления феодальной системы имперские епископы Оттонской империи строили как крепости, так и церкви, создавали армии, преподавали религиозные принципы, там самым создавали образ воинствующей церкви, которому романская архитектура Европы была призвана придать адекватное выражение.

Майнцский собор, стройку которого было начато в 978 году и с тех пор не один раз возобновлялось, и заложенный в 1009 году собор в
Падерборне связали каролингские формы с раннехристианскими римскими в тот архитектурный образ, который мы можем разглядывать уже как приемлимо германский. Производящая массивное впечатление церковь св. Михаила (построена
1001 – 1033 гг.) В Хильдесхайме в новейшее время была восстановлена в собственном начальном виде. Этот храм имеет на западе и на востоке по одной круглой апсиде, а так же западный и восточный поперечные нефы (трансепты) с башней над каждым средокрстием и круглыми лестничными башнями на концах креста. Церковь св. Михаила имеет некие новейшие элементы – апсида на западе поднимается над криптой, к которой можно попасть по уходящим под землю лестницам. Вход в саму церковь расположен в южном боковом нефе, который таковым образом становится собственного рода внутренним нартексом.

массивный Шпейерский собор с нефом длиной 72 метра был построен в 1030 году при Конраде II. Этим же временем датирована и массивная крипта с крестовым сводом; а потолок под нефом, который, может быть, был выполнен около 1060 года, представлял собой плоскую древесную конструкцию. Во время нового этапа стройки в 1082 – 1106 гг. Каждый четный пилон центрального нефа был усилен колоннами для поддержки каменного крестового свода, который был возведен тогда же. Волнообразный ритм объединяет всю декорацию фасадов в единую систему, в которой доминируют нескончаемые аркатурные пояса, украшающие башни, стенки, окна, апсиду.

3. Архитектура романского стиля в странах Европы

Франция. Франция в большей степени, чем Германия, пострадала от краха империи Каролингов и сопровождавших его вторжений викингов, мадьяр и арабов. История Франции характеризовалась междоусобицей и борьбой маленьких, враждовавших меж собой провинций. В связи с эти сложился ряд региональных школ романского стиля. Важнейшие из них, наряду с Нормандией на севере, размещались в центральных и южных регионах. Бургундия на востоке,
Аквитания на юго-западе, Овернь в центре, Пуату на западе, и Прованс на юго- востоке, через них проходили принципиальные паломнические пути с их особой архитектурой.

Самой большой силой во Франции, без сомнения, была церковь, в частности, два ведущих ордена – бенедиктинцев и цистерцианцев, - крупные монастыри которых, Клюни и Сито, оказывали большущее влияние на религиозную жизнь, архитектуру и искусство всего западного христианского мира.

Франция внесла значимый вклад в развитие романской архитектуры, до этого всего в компанию пространства и планировку восточной стороны (так называемой алтарной части) церковных зданий. Так, к примеру, историки архитектуры объясняют возникновение венца капелл тем, что посреди священников и монахов установился обычай раз в день читать мессу; в то же время росла популярность паломничества и поклонения святым. Для того чтоб паломники в таковых церквях, как церковь Сен-Мартен в Туре, где недалеко от апсиды на востоке хора размещалась чтимая гробница святого, могли посещать её, не мешая каноникам, снаружи вокруг апсиды была проведена галерея. К ней были пристроены дополнительные капеллы с алтарями в форме малеханьких полукруглых апсид. Таковая восточная галерея вокруг хора с радиальными часовнями стала обширно распространенной в иконографии французского романского стиля и готики.

Одним из самых ранешних сохранившихся примеров галереи с венцом капелл является церковь бенедиктинского монастыря Сен-Флибер в Турню в Бургундии, стройку которой длилось приблизительно с 1008 года и до середины 11 века с расширениями, сделанными приблизительно в 1120 году. Вестверк, нартекс и восточная апсида тут, как на уровне Крипты, так и на нижнем этаже, окружены венцом капелл. Благодаря отсутствию утонченной орнаментики либо профилированных карнизов, Сен-Флибер показывает строгую простоту ранешнего французского романского стиля.

С другой стороны, разные части строения по-различному и по-новому покрыты каменными сводами. Это напоминает о том, что Бургундия, страдая в первой половине 10 века от вторжения мадьяр, которые сжигали и грабили города и строения, познакомила Европу с пожароустойчивыми сводчатыми конструкциями.

большой бенедиктинский монастырь Клюни был не лишь самым значимым сооружением в Бургундии, но и одним из самых влиятельных объединений в средневековой Европе. Он был основал в 910 году Вильгельмом Благочестивым, герцогом Аквитанским, с преимуществом не подвергаться никакому вмешательству извне со стороны церкви либо светской власти. В ходе последующих трех веков тут был нормально реализован появившийся приблизительно около 820 года
Сан-Гелленский план-проект идеального монастырского комплекса. Аббат Клюни порвал с бенедиктинской традицией, согласно которой каждый монастырь управлялся без помощи других, и осуществлял непосредственный контроль над 1450 клюнийскими монастырями.

сейчас монастырские церкви в Клюни называются в хронологическом порядке. Клюни I была освящена в 927 году и в 955 – 981 гг. Заменена на
Клюни II, в которой лишь около 1010 года был построен цилиндрический свод. Наконец, в период 1088 – 1130 гг. Была построена Клюни III – самая большая церковь христианского мира в то время. Каменные цилиндрические своды являлись идеальным резонатором для антифонного пения в латинских мессах, которыми был знаменит клюнийский орден. Монастырь был в значимой степени разрушен в 1810 году в ходе Французской революции.

В высшей степени уникальная церковь Сен-Бенин в Дижоне является еще одним зданием бургундских клюнийцев, от которой сейчас осталось совсем немногое. Она была построена в 1001 – 1018 гг. Вильгельмом фон Вольпиано.
Церковь представляла собой пример умопомрачительного синтеза высокочтимых памятников прошедшего с архитектурными достижениями 10 века. Самым увлекательным элементом была ротонда в восточной части церкви. Круглое помещение Сен-
Бенин возвышалось над покрытой сводом криптой и было образовано тремя концентрическими кругами с двуэтажными аркадами на колоннах. В самом внутреннем круге был еще и третий этаж в виде фонаря, со световым отверстием наверху.

Нормандия. Принявшие христианство викинги норманны создали по обе стороны Ла-Манша страны с четкой организацией. Церковь аббатства Нотр-
Дам в Жюмьеже устанавливала норму для церковного стройки в норманнском романском стиле. В 1037 году было начато её стройку, и 30 лет спустя она была освящена Вильгельмом завоевателем после его триумфального возвращения из побежденной Англии. Для умопомрачительного западного фасада были применены обыденные в начале 11 века в Германии парные башни, завершения которых имели оригинальную октогональную форму. Больших неф интересен характерной сменой опор в парном темпе: цилиндрические пилоны чередуются в многосоставными столбами, проецирующимися на стену с виде лопаток.

Более поздние романские и готические церкви перекрывались каменными сводами, покоившимися на таковых сложных опорах, но в это время еще не было решений для заморочек, возникающих при больших каменных сводах.
Потолки в Жюмьеже имели древесную конструкцию. В поперечном нефе мы в первый раз видим приемлимо норманнскую кладку из двух рядов камешков. Тут стенка так массивна, что образует самостоятельное строительное сооружение с первым этажом аркад и широкими внутренними хорами над ним.

Несколько позже появились две аббатские церкви с более мощным давлением: Санте-Трините, начатая в 1062 году церковь дамского монастыря, и
Сен-Этьен, более шикарная церковь мужского аббатства, начатая тоже в 60-е годах. В то время как нефы обеих церквей сначало имели плоские древесные потолки, которые около 1105 – 1115 гг. Были изменены на каменные своды, в алтарном помещении церкви Санте-Трините, возможно, уже в 80-е годы
11 века был установлен большой двухпролетный крестовый свод. При этом речь идет о самом ранешном европейском примере крестового свода, перекрывающем такое обширное помещение.

возможно, его можно сопоставить с крестовым сводом Шпейерского собора, заменившим древесный потолок над средним нефом около 1082 – 1106 гг.
Характерной особенностью романских церквей являлось усиление сводов подпружными арками, разделяющими каждый пролет нефа.

Англия. Похоже, что в конце 11 века инициатива в строительстве сводов достаточно нежданно перешла к Англии, где норманнский стиль был введен владыкой Эдуардом Исповедников в Вестминстерском аббатстве даже еще до завоевания Англии норманнами.

Политика созидания заместо разрушения, которую норманны вели после завоевания 1066 года, без сомнения, была беспримерной по масштабам и эффективности. Типами зданий, которые норманны изобрели в качестве знаков нового культурного и политического единства, были церковь и замок.

На примере Вестминстерского аббатства с тремя апсидами на востоке, парными башнями на западе и башней средокрестия, становится ясно, что норманнский стиль укоренился бы в Англии в любом случае, даже если бы не случилось завоевания. Но начавшаяся в Англии строительная активность после завоевания ускорила процесс. Список новейших больших лишь в 70-е годы 11 века включает в себя Кентерберийский, Линкольнский, Рочестерский,
Винчестерский соборы, а так же аббатства св. Эдмонда, Сент-Олбани. После погибели Вильгельма Завоевателя в 1087 году появились соборы в Норвиче, либо и
Дареме, собор Сент-Пол в Глочестере, а так же церкви аббатств Туксбери,
Блит и Сент-Мери в Йорке. Эти церкви были частично перестроены в позднем
Средневековье, но по уцелевшим поперечным нефам в Винчестерском и
Илийском соборах с большими аркадными галереями верхнего этажа можно составить представление о размерах и впечатляющем виде зданий конца 11 века.

Великолепный западный фасад Линкольнского собора (около 1072 – 1092) – неповторимый пример норманнской архитектуры. Три крупные ниши в форме арок на западном фасаде время от времени интерпретируются как отзвук римских триумфальных арок.

Монументальность соборов Линкольна и Туксбери нашла свое полное выражение в гражданской архитектуре 11 века, в строительстве крепостных сооружений типа Белой башни Тауэра (около 1077 ( 1097), а так же в еще более крупном замковом комплексе Колчестера, Эссекс. Может быть, обе постройки проектировались одним и тем же архитектором.

Нормандцы были в числе первых в Европе качественных строителей крепостных комплексов и замков. Белая башня Тауэра является первым тому примером.
Синтез оборонительного сооружения и представительного жилого строения получит обширное распространение в областях с норманнским влиянием. Вильгельм отдал приказ выстроить башню – в плане прямоугольник – на Темзе, фактически с внутренней стороны имеющейся римской городской стенки Лондона. Отсюда он видел всех, кто приближался по реке и прилегающей местности. В башне были жилые помещения, которые пристало иметь королю. Для того чтоб оценить впечатление, производимое этим зданием на саксонскую Англию, нужно учесть, что ко времени норманнского завоевания в стране, возможно, имелось совсем незначительно каменных строений. Эта трехэтажная башня со стенками, которые в основании имели толщину 3,6 метра, обязано быть являлась самым впечатляющим сооружениям Англии тех времен.

Нигде в Англии религиозный и военный норманнский гений не проявлялся так разумеется, как в архитектуре замка, монастыря и собора в Дареме, стоявших высоко на крутой горе над петлей реки. Стройку нового собора в Дереме было начато в 1093 году; поскольку собор принадлежал к последним в ряду величавых соборов 11 века, архитекторы могли употреблять все заслуги эстетической и технической мысли. Соотношение высоты аркад продольных нефов и расположенным над ним хоров тут более гармонично, чем в либо либо Глочестере. Существует узкая гармония в чередовании круглых пилонов и пилонов сложного сечения, которые даже будучи совсем различными по форме, тем не менее, фактически идентичны в визуальном восприятии. Мощные круглые пилоны украшены глубочайшим абстрактным орнаментом в виде зигзагов и ромбов. Еще с начала стройки в 1093 году для собора в Дареме была предусмотрена единая сеть крестовых реберных сводов. Может быть, этот собор является первым в Европе сооружением, предвосхитившем готический стиль.

Норманнский стиль, как частенько называют романский стиль в Англии, с течением времени становился все более шикарным и декоративным, пока в 70-е годы 12 века не уступил место готическому стилю, причем первые готические формы возникли в крестовых сводах Дарема уже около 1100 г. Взаимный переход стилей отлично прослеживается на примере собора в либо, стройку которого было начато в 80-е годы 11 века. Но работа растянулась вплоть до 13 века. Шикарный западный фасад в либо, завершенный в конце 12 века.
Включает мощную башню и поперечные нефы германского романского стиля.

Испания. В 11 и 12 вв. Христианское королевство на севере Испании в ходе борьбы против мавров смогли увеличить свою местность более чем вдвое.
На архитектуру Испании влияло наличие паломнических путей из Франции. На испанской стороне Пиренеев пути сходились в Пуэнте-ля-Рейна, а оттуда вела одна дорога в монастырь Сантьяго де Кампостела. Вера в то, что нем похоронен апостол Иаков, имела такую силу, что монастырь превратился в самое известное из средневековых место паломничества после Рима и
Иерусалима.

Внешний вид монастыря в Сантьяго (около 1075 – 1150) был изменен в эру барокко. Архитекторы, перестраивавшие церковь в 30-е годы 18 века, сохранили не лишь романское оформление интерьеров, также части и западного фасада, закрытого великолепным новым фасадом.

Воинственный дух испанского католицизма нигде не проявляется лучше, чем в укрепленной церкви с монастырем в Лоарре, которая могла служить крепостью, и датирована концом 11 века, а так же возведенной приблизительно в это же время городской стене Авилы.

Влияние мосарабской архитектуры и внедрение труда мусульманских ремесленников превращает испанский романский стиль в особо увлекательный предмет для исследования. В монастыре Санто Доминго де Силос (около 1085 –
1100), в котором находятся некие из самых именитых образцов испанской монументальной скульптуры, угловые пилоны украшены тонко сработанными рельефными пластинами по эталону романской резьбы по слоновой кости и мосарабских иллюминированных рукописей.

Старый собор Саламанки конца 12 века можно разглядывать как кульминацию развития испанской архитектуры романского стиля, Опирающийся на два этажа аркад монументальный купол имеет обеспеченный наружный декор, он восьмиугольный, с выпуклым профилем и покрыт каменными пластинами с орнаментом в виде рыбьей чешуи. Несущие фронтоны и башенки с коническими крышами способствуют созданию жизнерадостного общего впечатления и сложной архитектурной полифонии.

Италия. Так же как и во Франции, архитектура романского стиля в разных регионах Италии различается местным своеобразием. Борьба за власть меж отдельными государствами, а так же меж отцом и императором препятствовала формированию одного стиля.

Североитальянские провинции создали собственный монументальный стиль.
Он появился с освоением техники кирпичного стройки и под влиянием германской дворцовой архитектуры и французского романского стиля. Ломбардские архитекторы многое заимствовали из романской архитектуры Саксонии и
Рейнской области. Великолепными примерами североитальянского зодчества является церковь Сан Микеле в Падуе (около 1100 – 1160), соборы Пьяченцы
(1122 – 1158), Пармы (начат в 1117) и Модены (начат 1099), а так же такие церкви как Сан Дзено Маджори в Вероне (начата 1123). Они частенько имеют массивные фасады с аркадами, объединенными, единственным широким фронтоном, карликовые галереи под карнизом, ставшие характерным признаком ломбардского стиля, а так же порталы со свободными колоннами, стоящими на спинах статуй животных.

Города Флоренция, Пиза разработали совсем жизнерадостные, неповторимые стили, которые нереально ни с чем спутать. В Тоскане было легче достать камень и мрамор, доказательством служит архитектура монументального восьмиугольного Флорентийского баптистерия. Сначало он был сооружен в
5 веке, но обрел свой сегодняшний вид в 11 – 12 вв. Как внешняя, так и внутренняя мраморная инкрустация являются приемлимо флорентийской реакцией на подчеркнутую декоративность античной римской архитектурой. Она резко различается от романского стиля Северной Европы, который нацелен на массу, вес и пластическую монументальность.

Тот же вид мраморной облицовки в сочетании с рядами открытых колоннад является особенностью массивного Пизанского собора (начат 1063). Представляют энтузиазм аркады с античными римскими гранитными колоннами, привезенными сюда с Эльбы. Капители варьируются по стилю: от имперских римских до византийских, а стенки украшены мраморными инкрустациями с римскими рельефами и надписями. Собор в сочетании с баптистерием 12 века, «Падающей башней» кладбищем Кампо Санто 13 века образует один из самых красочных ансамблей.

Рим и юг, напротив, как центры романской архитектуры имеют миниатюрное значение.

4. Архитектура готического стиля в странах Европы

только совсем немногие периоды мировой истории архитектуры удостоились столь внимательного стилистического исследования, как готика. Существует много разных объяснений неожиданного расцвета в творчестве, сейчас в значимой степени установилось единое мировоззрение, что колыбелью готики около
1130 г. Стала Иль-де-Франс, область вокруг Парижа.

Несмотря на то, что такие характерные элементы, как реберный
(нервюрный) свод и стрельчатая арка, встречались и в исламской и в романской архитектуре, готика, тем не менее, порывает с прошедшим. Этот разрыв очевиден в отказе от каменных замкнутых массивов и фронтальности романских церквей. Им на смену пришло более легкое, прозрачное стройку, при котором подчеркивались диагональные полосы и просветы.

Готика распространилась из Франции на бульшую часть Европы, но не затронула Англию.

Франция. Хор и нартекс церкви бенедиктинского монастыря Сен-Дени (1140
– 1144) является самым ранешным и принципиальным примером нового стиля. Заказчиком был настоятель аббат Сугерий (1081 – 1151), один из самых значимых меценатов в истории французской цивилизации. В виде нового великого строения Сугерий создал знак, имевший национальное значение.

На западе собора Сугерий отдал приказ выстроить нартекс с парными башнями- близнецами и круглым витражным окном-«розой» - в центре фасада.
Использованные Сугерием элементы – стрельчатые арки, ребристый свод, венец капелл вокруг хора – встречались и ранее. Новшество состояло в отказе от мощных разделительных стенок, которые были изменены стройными колоннами.
Помещения могли плавно протекать друг в друга, что сопровождалось игрой света и тени. Создавалось то вертикальное напряжение, которое создает ядро готической архитектуры. Хор Сен-Дени является принципиальным ранешным прототипом обильного использования в готических интерьерах разноцветных стекол с фигуративной живописью.

Хотя стройку соборов в Лане и в Париже начинается приблизительно в одно и тоже время (около 1160), тем не менее, эти две церкви являются примерами совсем ранешней интерпретации ранешней готики. Лан выражает живую удовлетворенность, в то время как Нотр-Дам излучает спокойную уверенность. В этих соборах использовались однотипные пилоны, поскольку чередующиеся пилоны ослабляют впечатление пространственной динамики.

Лан, до этого всего, примечателен своими пятью башнями: пара башен на западном фасаде, по одной башне фланкируют трансепт и одна возвышается над средокрестием, башни украшены шестью большими статуями быков.

Переход к характерной для многих зданий зрелой готики гармоничной замкнутости становится заметен уже при взоре на план начатого около 1163 г. Собора Нотр-Дам в Париже. Интерьер собора оформлен как единое целое, без какого-или деления на части в плане либо во внутренней структуре, что было приемлимо для романской архитектуры. В момент собственного возникновения собор был самой крупной церковью христианского мира.

Шартрский собор был поновой отстроен после пожара 1194 г. И длительное время числился ключевым для понимания стиля зрелой готики. Заполнение конструкции светом достигалось в Шартре методом отказа от этажа эмпоров; интерьер главенствующего нефа был трехэтажным: внизу высокие аркады, потом нижняя галерея, а над ней окна верхнего этажа. Окна собора украшены витражами, они погружают церковь в тот неземной свет, который становится квинтэссенцией готики.

Реймский собор (начат 1235) обнаруживает первые примеры реального ажурного орнамента, конструктивные элементы покрыты обеспеченными скульптурными украшениями, включая ангелов на внешних фиалах, краббы, водостоки с украшениями в виде фигур и листву на порталах и фризах. При ажурном орнаменте Реймса двойные окна составляют единой застекленной пространство с расположенными над ними шестилепестковыми розами.

Ажурный орнамент является готическим изобретением величайшего значения, поскольку в конечном итоге целые строения состояли лишь из ажурного орнамента и соответствующего остекленения.

Амьен, по общему мнению, считается классическим примером зрелой готики.
Свод поднимается на 42,5 м, длится традиция ажурного орнамента стенки.
тут над четырехчастными окнами размещаются три круглых ажурных окна, что кажется, как будто стенка полностью состоит из стекла и лишь обтянута каменными мембранами.

Выдающимися монументами французской светской архитектуры 12 – 14 вв. Являются укрепленные замки и города, которые появлялись по всей стране, в особенности в период Столетней войны.

Замковые комплексы формировались вокруг главной башни, которая частенько представляла собой круглое сооружение либо имела в плане многоугольник. В 17 веке многие замки были уничтожены по указанию кардинала Ришелье, приказавшего снести все феодальные оборонительные сооружения.

Одним из прекраснейших сохранившихся сооружений является папский замок в Авиньоне, массивное, сложное крепостное сооружение, окруженное башнями и высокими стенками.

Англия. В 1174 г. Высокое духовное лицо в Англии приняло решение выстроить Кентерберийский собор в стиле новой архитектуры, сложившейся в
Иль-де-Франс. Появившийся в итоге этого хор в Кентербери принадлежит к самым ранешным готическим архитектурным памятникам в стране. Старый
Кентерберийский собор был уничтожен после пожара. Французскому конструктору
Гийому из Санса не удалось переубедить монахов полностью заменить норманнский хор, ему пришлось сделать над старой криптой и меж сохранившимися стенками боковых нефов норманнского хора готическую конструкцию. Тем не менее, вид нового трехэтажного хора с реберным шестичастным каменным сводом, связками колонн, скульптурными капителями в виде листьев аканта, стрельчатыми арками и полукруглой галереей был необычайно впечатляющим.

Линкольнский собор (начат в 1192 г.) Является так новаторским шедевром готики, что не имеет аналогов во Франции. Хор Сент-Хью несет, так называемый, «сумасшедший свод» Линкольна. Может быть, он является первым для готической Европы прототипом реберного свода, в котором функциональная роль ребер уступает место их декоративной роли. Тут своды представляют собой сквозную линейную сеть, которая практически не имеет дела к членению горизонтальными балками и снабжена тьерсеронами, т.Е. Вспомогательными либо вторичными ребрами, ведущими не к центральной точке, а разным точкам вдоль центрального ребра, образующего полюс свода. Та же беззаботная игривость описывает оформление декоративной аркатуры вдоль стенок хора.

стройку главной церкви Вестминстерского аббатства (начата в 1245 г.) Представило в очень престижном государственном контексте смешение британских традиций с новыми тогда французскими достижениями.

К французским элементам в Вестминстере относятся: завершение хора с полукруглой галереей и венцом капелл, высокие узенькие пропорции нефа, а так же тонкие стенки с контрфорсами и без галереи перед верхним этажом центрального нефа. Британская традиция проявляется в далеко выдающемся трансепте и возникающем динамическом впечатлении, будто окна верхнего этажа отступают очень далеко от стеновых ребер. Видна она и в широкой галерее трифория, и в особом использовании поверхности, что выражается в богатом применении мрамора, а также в декоративных аркадах с ромбовидным орнаментом, листьями и фигурными скульптурами.

Историю готической светской архитектуры можно начать с валлийских замков, построенных по приказу Эдуарда I в конце 13 века, чтоб закрепить победу над Уэльсом. Мощное рвение к симметрии выражается в таковых монументах, как Харлечский замок с его концентрическим планом по французскому и итальянскому эталону. Сооружения сгруппированы вокруг приемлимо английской сторожевой башни. Этим замок различается от произвольно скомпонованного комплекса Стоксей Кастл, также расположенного в Шропшире, стройку которого было начато всего только несколькими годами ранее. В рамках одного комплекса Стоксей смешиваются разные функции отдельных зданий при их общем асимметричном расположении. Это было нормой для маленьких средневековых усадеб.

Германия. В Германии, как и в остальных странах Центральной Европы, готика проложила себе дорогу позднее, чем во Франции либо Англии, поэтому все сохранившиеся там монументы в большинстве собственном построены в позднеготическом стиле.

Ульмский кафедральный собор является броским примером позднеготического стиля. Законченный в 1434 г., Нартекс на западе полностью отражает декоративную сложность поздней готики. Зал с высокими тройными арками размещается под мощной башней, которая, вопреки идеалам зрелой готики, вырастает из центра западного фасада. Позже башня была покрыта огромным количеством декоративных частей. Восточные башни собора были построены лишь в 19 веке.

Шпиль башни Страсбургского собора превратился в собственного рода прозрачную готическую ступенчатую пирамиду либо в Вавилонскую башню, пронизанную открытыми винтовыми лестницами. Она явилась примером позднеготического универсализма, стирающего различия меж самим сооружением и его внутренним пространством. Стенки собора Страсбурга превратились всего только в каменную рамку с вставленным в него стеклом. Ажурный орнамент употреблялся для конструкции шпиля башни, оплетая её филигранной сетью с изысканными каменными петлями.

Крепости и ратуши относятся к выдающимся зданиям средневековой
Германии, но их истории уделялось существенно меньше внимания, чем истории церквей. Одна из обстоятельств состоит в том, что они частенько перестраивались, сносились либо находились в запустении.

После папского дворца в Авиньоне построенная в то же время крепость
Мариенбург является, может быть, наикрупнейшим светским сооружением
Средневековья. Внешняя крепость ведет к четырехугольному, симметрично спланированному замку периода приблизительно 1270 – 1309 гг., Расположенному на возвышенности. Он окружен средним замком U-образной формы с покоями магистра ордена. Внешняя агрессивная угловатость кирпичных строений находится в стилистическом контрасте с широкими, отлично освещенными внутренними помещениями с их лирическими по восприятию нервюрными сводами.

Бельгия. Бельгия, либо юг Нидерландов, принадлежащая в средние века
Кельнской епархии, начиная с 13 века была, без сомнения, богата церковными сооружениями. Примеров множество: восточное здание Турнейского собора, церквей Сен-Гудул, в Брюсселе, и Сен-Ян в Хертогенбосхе, великолепные церкви 15 века в «пламенеющем» стиле как Нотр-Дам в Антверпене, Сен-Ромбо в
Малине и т.Д. И, тем не менее, конкретно светские сооружения: цеховые строения ратуши процветающих торговых городов превращают Бельгию в нечто неповторимое.

Классический тип появился около 1225 г. В виде ратуши Аалста с её четырьмя угловыми башнями и высоким фасадом, прорезанным сплошными горизонтальными лентами окон. Этот мотив повторился в 13 веке в Суконном зале в Брюгге, над которым сейчас доминирует восьмигранная колокольня, добавленная к нему в 15 веке. Ратуши в Брюгге и Брюсселе развили схожий тип строения. Двумя самыми амбициозными зданиями стали высокая Лувенская ратуша (1448) в форме сундука и помпезной здание Уденаарде (1526 – 1536).
Оно представляет собой последнюю упрямую попытку сохранить средневековый стиль на севере перед лицом новой, зарождающейся на юге культуры
Ренессанса.

Италия. Подобно Германии, Италия достаточно поздно приняла готику, и на классическом фоне итальянской культуры этому стилистическому направлению не удалось пустить тут глубочайшие корешки. Поэтому Италия для истории готической церковной архитектуры имеет значительно меньшее значение, чем Франция.
не считая того, если 15 век был еще очень значимым временем для готики и
Германии и Испании, то в Италии этот период характеризовался возвратом к античности, т.Е. Уже Ренессансом.

но в 13 и 14 вв. Отдельные города-страны Италии пробовали выделить свое своеобразие строительством светских зданий. Которые хотя и были готическими, но тем не менее не проявляли амбициозного вертикализма.

Первыми значительными готическими зданиями в Италии стали две францисканские церкви в Ассизи и Болоньи. Архитектура церкви Сан Франческо в Ассизи (1228 – 1239) указывает,в какой степени сильна была привязанность к антично-римскому и романскому иллюзорному усилению массы стенок. Гладкие поверхности представляли собой подобающий фон для фресок на сюжет жития святых, которые украшали многие итальянские церкви.

Готические соборы Сиены, Орвието и Флоренции в разной степени выражают пока что очень пикантное понимание готического стиля. В Сиенском соборе, стройку которого было начато в середине 13 века и длилось в этом стиле в течение полутора веков, романские элементы преобладают над бессчетными готическими формами.

В конце 15 века в Милане была предпринята серьезная попытка, хотя и не увенчанная фуррором, сделать сооружение, конструкция которого соответствовала бы французской практике. Интерьер собора великолепен.
Впечатление усиливают также опоры, которые со своими экзотическими капителями, украшенными статуями, напоминают об античности, точнее о скульптурных колоннах храма Артемиды в Эфесе. Праздничная пышность, как внутри, так и снаружи еще больше подчеркивается розовым цветом мраморной инкрустации. Работы над собором продолжались практически без перерыва вплоть до полного их окончания в 1858 г. Богато орнаментированный, украшенный пинаклями с фиалами собор, завершенный башней позднеготического стиля, стал для Италии уникальным.

Заключение

Во всех станах Европы и даже в отдельных регионах страны все главные стили средневековой Европы проявлялись по-различному. Все стили имели характерные черты, но в неких странах романский либо готический стили сильно видоизменялись, наполняясь местным колоритом и традициями. Время от времени стили проявлялись только в отдельных регионах, не затрагивая и не влияя на архитектуру страны в целом.

к примеру, некие готические соборы Германии напоминают французские эталоны, но в Северной Германии была уникальная традиция кирпичной кладки церквей в простом, но впечатляющем стиле, называемом
«бакштейнготик». В Италии готика так и не прижилась: итальянские церкви того периода, как правило, не имеют ажурного декора, бессчетных контрфорсов и остроконечных шпилей; им свойственны обыкновенные мощные формы, обширные внутренние плоскости, частенько расписанные фресками.

В романскую эру формируются монастырские комплексы, включавшие кроме храмов сакристии (помещения для облачения духовенства), трапезные, больницы, библиотеки, странноприимные дома, пекарни, конюшни и остальные строения и помещения. Все главные строения группировались вокруг внутреннего двора - клуатра, традиционно примыкавшего к боковому фасаду церкви. Монастырские комплексы оказывали прямое действие и на градостроительную структуру, в особенности если они возводились на окраине старых городов. Но активное развитие самых укрепленных городов в основном началось в следующую, готическую эру ( с ХIII в.).

Для романского периода характерен тип замкнутого укрепленного жилища феодала - замка, традиционно возводившегося на возвышенном и труднодоступном для противника месте. Уже к Х в. Сложился тип укрепленного жилища в виде башни
- донжона, окруженного валами и рвом. Традиционно первый этаж предназначался для хозяйственных служб и кладовых, второй служил жилищем феодала и верхний отводился для челяди и охраны. С конца ХI в. Форма донжона усложняется; для жилища феодала начинают строить отдельное здание, оставляя за донжоном функции оборонительного сооружения, служащего феодалу убежищем при взятии противником оборонительных стенок. Глубоко функциональная архитектура замков различалась суровой простотой. Мощные стенки и башни, узенькие окна, общее выражение неприступности составляли его обычные черты. С ХI в. Территория замка окружалась каменной крепостной стеной с башнями. В систему оборонительных сооружений частенько входили рвы, ворота с надвратной башней и остальные виды укреплений. Замки традиционно строились из камня либо кирпича с толстыми стенками и щелевидными окнами.

перечень литературы


1. Дэвид Уоткин «История западноевропейской архитектуры» (перевод с германского М. Тегегалиева), Laurence King Publishing, Лондон, 2001 г.
2. Оксфордская иллюстрированная энциклопедия, том 5 «Искусство», под редакцией Д.Д. Норвич, М., «Инфа-М», 2001 г.

 
Еще рефераты и курсовые из раздела
Готические соборы Франции
Министерство образования русской Федерации Пермский Государственный Технический институт Кафедра: Архитектуры Готические соборы Франции Выполнил: Студент гр....

Создание строительных малярных работ
Содержание 1 Виды и состав малярных работ 3 2 разработка окраски поверхностей 5 2.1 Окраска масляными составами 7 2.2 Окраска поливинилацетатными красочными составами 8 2.3...

Инженер Рерберг
И.И. Рерберг сформировался как строитель и мастер архитектуры еще в дореволюционное время, а в русские годы совсем активно и с огромным фуррором работал над решением больших...

Архитектура
Содержание: Глава 1: «Памятники архитектуры XVIII – первой половины XIX вв.» Глава 2: «Памятники архитектуры конца XIX – начала XX вв.»Глава 1: «Памятники архитектуры XVIII...

В Риге существует 44 музея
В Риге существует 44 музея. Новейшие открываются постоянно, у нас уже есть музей истории бокса, музей “Латтелекома” и даже музей рижского водоснабжения. В ансамбле Рижского Домского собора...