рефераты, курсовые, дипломы >>> архитектура

 

Петропавловская крепость

 

Введение .

В центре Санкт- Петербурга , на маленьком полуострове Невы , поднимаются каменные стенки Петропавловской крепости – первой постройке города . Крепость была заложена 16 ( 27) мая 1703 года и стала тем историческим центром , вокруг которого сложился и вырос один из огромнейших и красивейших городов нашей страны .
История Петропавловской крепости колоритная страничка истории борьбы российского народа за исконно российские земли , за выход в Балтийское море .
Это и история российского революционного - освободительного движения , история борьбы с самодержавием и крепостничеством : 200 лет
Петропавловловская крепость была местом экзекуции царизма с наилучшими , передовыми людьми России . “Через тюрьмы и казематы российской Бастилии” прошли представители трёх поколений революционеров - декабристы , разночинцы и пролетарские революционеры .
В дни Великого октября 1917 года гарнизон Петропавловской крепости был на стороне восставшего народа и огнём артиллерии поддержал революционные отряды , штурмовавшие Зимней замок .
В наши дни Петропавловская крепость – один из ценнейших историка – революционных и архитектурных памятников Ленинграда и один из огромнейших музеев странны .

Петропавловска крепость сейчас .

Основание и стройку Петропавловской крепости .

Петропавловская крепость появилась в период Северной войны со
Швецией (1700-1721). Война велась за возвращение исконно российских приневских и прибалтийских земель , захваченных Швецией в начале XVII века
. Эти земли входили в состав великого Новгорода , по ним еще в XI веке проходила часть великого пути “из варяг в греки”. Отсутствие выхода в
Балтийское море тормозило развитие экономики российского страны а также нужных политических , торговых , и культурных связей со странами Западной Европы . К началу XVII века возвращение Балтийского побережья стало для российского страны исторической необходимостью. Северная война началась для России безуспешно ; под Нарвой в
1700 году российская армия потерпела поражение .

Но неудачи не приостановили ПетраI, замечательно понимавшего историческую необходимость возвращения выхода к морю
. Уже в 1702 – 1703 годах российские войска одержали первые победы над шведами
. В эти годы военные деяния велись в районе Ладожского озера и верховьев
Невы . в этом месте где Нева берёт начало , на маленьком островке находилась шведская крепость “Нотебург”. Она была базирована новгородцами ещё в XIII веке и называлась тогда Орешек . В октябре 1702 года после двухнедельной осады российские войска овладели крепостью “Орешек”. После взятия ее ПетрI писал :
“Правда , что зело жесток сей орех был, но как будто богу , счастливо разгрызён
Артиллерия наша зело чудесно дело своё исправила “. Крепость Орешек
(Нотебург) была переименована в Шлиссельбург- Ключ-город . Она вправду являлась ключом к выходу в море . В апреле 1703 года была взята другая шведская крепость Ниешанц , расположенная при впадение в Неву
Охты- тогда полноводной реки . Ниешанц был мощным шведским укреплением с пятью баотинами , возведёнными по всем правилам фортисрикационного искусства . Главную роль в штурме крепости сыграла российская артиллерия.
Крепость Ниешанц не могла обеспечить оборону устья Невы : она расположена далеко от моря . На военном совете было принято решение находить место для новой крепости . Выбор пал на один из островов Невы , расположенных при разделение реки на три рукава : огромную Невку, огромную Неву и Малую Неву
. полуостров именовался Енисари (Зайчей), либо Люст влант (весёлый полуостров) .
положение острова с военной точки зрения было комфортно . Широкая полноводная Нева служила защитой крепости а сама крепость прикрывала вход в Неву со стороны финского залива , и с ее стенок можно было вести обстрел местности на существенно большом расстоянии
. сравнимо небольшие размеры острова дозволяли строить крепость так чтоб лишней земли не оставалось и враг не мог высадить десант у ее стенок .
заглавие Санкт-Петербург скоро перешло на город , появившийся на берегах
Невы .
Официально крепость называлась Санкт-Петербургской , но бытовало и другое заглавие – Петропавловская , по построению на ее местности каменному собору Петра и Павла .
День 16 мая 1703 года (27 мая по новому стилю) когда лопаты солдат и
“работных людей ” вонзились в сырую землю Заячьего острова , принято считать днём Петербурга . стройку Петропавловской крепости велось по плану , составленному ПетромI . Контуры крепости определились естественными очертаниями берегов Заячьего острова . Она получила форму вытянутого шестиугольника с шестью выступающими угловыми бастионами, которые дозволяли вести массированный фронтальный и фланкирующей артиллерийский подступов к крепости . Бастионная система в то время была использована в
России в первый раз . За строительством следили сподвижники ПетраI – А. Д.
Меньшиков,
Т.И.Головкин , Н.М. Зотов , Ю.Ю. Трубецкой , К.А. Нарышкин . Их именами были названы крепостные бастионы. Один из бастионов назван в честь ПетраI
Государевым . Бастионы соединяются меж собой стенками-куртинами . Их, как и бастионов , шесть : Петровская , Невская , Екатерининская , Васильевская
, Никольская , Кронверкская . В 1704 Шведский отряд в 800 человек и эскадрою
12 судов подошли к Петербургу , российские без особых утрат отбили противника . И на следующей год они тоже отбили шведов . но земляная крепость не могла быть неизменным и надёжным фортификационным сооружением .
Перестройка Петропавловской крепости была начата 30 мая 1706 года и длилась с перерывами до 1740 года . На строительстве преобладал ручной труд . Южные бастионы были вынесены дальше в русло Невы. Исполнителем воли
ПетраI по строительству каменной крепости стал конструктор Доменико Трезине
. Он был первым архитектором юный столицы .С 1706 года он преступил к перестройке Петропавловской крепости в каменную и возведению на ее местности разнообразных зданий , чему предназначил 30 лет жизни . Крепость создавалось как первоклассное военно-инженерное сооружение XVII века
.Бастионы и куртины сложены из кирпича и камня . Их высота 10-12 метров , ширина до 20 метров.
Они состоят из двух стенок : наружной (эскарповой) шириной до 8 метров и внутренний (влаганговой) шириной 2 метра . История Петропавловской крепости сложилась так , что перестройки в каменную ей не пришлось воспринимать роль в военных операциях против внешнего неприятеля. На местности крепости в XVIII-XIX веках были построены Петропавловский собор ,
Комендантский дом , Инженерный деловой двор , Ботный домик , Монетный двор и остальные строения различного назначения.

Крепостные сооружения .

Через Иоановские ворота мы попадаем на местность крепости . На них дата
1740 год . Это год окончания постройки Иоановского равелина . Иоановский равелин строился в 30 годы XVII века во время во время царствования императрицы Анны Иоановны . В XVII-XIX веках территория равелина отделялась от крепости рвом , соединявшим Неву с Кронверкским проливом .

сейчас где был ров заасвольтировано . За Иоанновским равелином находится
Петровская куртина – стенка , соединяющая бастионы государев и Меньшиков .
Она сооружена в 1707-1708 годах . Рядом с крепостью на городском
(Берёзовом) полуострове строится Петербург . На Троитской площади перед крепостью были построены первые строения . В них были государственные учреждения . С данной площади попасть в крепость можно было через Петровские ворота . Петровские ворота построены в виде триумфальной арки . Это единственное дошедшее до нас триумфальное сооружение петровского времени .
Они создавались в 1707-1708 года по проекту Д.Трезини и сначало были древесными , в 1718 году они были перестроены в каменные . Повернув на лево от Петровских ворот , можно подойти к Государеву бастиону . Государев бастион с бастионом Нарышкина соединяет Невская куртина . В ней было несколько десятков казематов . Со стороны Невы на фоне суровых гранитных стенок верно вырисовываются Невские ворота . Они сооружены в 1730-1731 годах
. Современный вид заполучили в 1787 году по проекту Н.А. Львове . Гранитная пристань была построена во второй половине
XVIII в. От неё к берегу идет трех пролётный мостик.
В народе эти ворота называли ”воротами смерти” , через них выводили узников

приговоренных к погибели . Бастион Нарышкина – центральный из трёх бастионов
, выходящих на Неву . Он был построен в камне 1725-1729 годах . В 1731 году по проекту Д. Трезине на бастионе была построена каменная башня с флагштоком . меж бастионами Нарышкина и Трубецким протянулась
Екатерининская куртина . Казематы данной куртины использовались как места заключения . Трубецкой бастион обращен на юго-запад . Он был построен в камне в 1708-1714 годах . В Трубецком бастионе были помещения , которые использовались как места заключения . Трубецкой бастион совместно с бастионом
Золотова соединяет Васильевская куртина .Она обращена на запад , в сторону
Васильевского острова , чем разъясняется ее заглавие . В 1709 году перестроена в камне. Казематы северной части куртины в конце XVIII- начале
XIX века были заняты архивом , южные- Монетным двором . Через
Васильевские ворота
Васильевской куртины можно пройти на местность Алексеевского равелина.
В северо-западной части Заячьего острова расположен бастион Зотова .
Бастион Зотова и Головкина соединяет Николаевская куртина . Перестройка ее в камне закончена в 1729 году . Ворота в куртине именуются николаевскими .
Через них можно выйти к Кронверкскому проливу . Бастион Головкина обращен на север в 1730 перестроен в камне . Кронверкская куртина соединяет бастион
Головкина и Меньшикова . В ней содержались приговорённые к смертной экзекуции декабристы П.И. Пестель , К. Ф. Рылеев , С.И. Муравьёв-Апостол , П.Г.
Каховский , М.П. Бестужев – Рюмин . На восточном валу Кронверка в почь на
13 июля 1826 года были казнены декабристы . В северо-восточной части
Заячьего острова расположен бастион Меньшикова . В его казематах была размещена первая аптека в Петербурге .

Артиллерийский Цейх Гауз и инженерный дом .
По главной аллее, ведущей в центр крепости от Петровских ворот , расположены два одноэтажных строения . Справа - бывший Артиллерийский цейх гауз , построенный в 1801 году . Слева здание с высокой кровлей , бывший инженерный деловой двор либо Инженерный дом . Он был построен в 1749 году.
В инженерном доме с 1971 года открыта экспозиция “Архитектура Петербурга –
Петрограда начала XX века”.

В музее демонстрируются первые проекты планировки города , подлинные чертежи дворцов и зданий М.Г. Земцова , С.И.Чевалинского, В.В. Растрелли ,
И.Е. Старова , Д.Кваренги , А.Н.Воронихина, А. Д. Захарова , К. И. Росси , и остальных произведения живописи скульптуры и графики .

Гауптвахта и “плясовая площадь”.

С левой стороны от главной аллеи в глубине маленького сквера , стоит двух этажное здание с белыми колонами . Это бывшая караульная Гауптвахта.
Современный вид здание получило после перестройки его в 1907-1908 годах.
Тогда был возведен второй этаж и сооружен 4-х колонный портик.
Перед Гауптвахтой на месте имеющегося газона в начале XVIII века была площадь, которая служила местом наказания солдат

Комендантский дом.
На площади пред собором находится двух этажное каменное здание, построенное в 40 годах восемнадцатого века. Это бывший комендантский дом .
основным фасадом он обращен на восток к зданию Гауптвахты. Комендант крепости был особо доверенным лицом царя

Монетный двор.
Единственное здание производственного характера на местности крепости и старейшее промышленное предприятие Санкт-Петербурга – это Монетный двор.
В1724 году по приказу Петра I Монетный двор из Москвы переведен в
Петербург. Для работы его были приспособлены помещения бастионов Трубецкого и Нарышкина.
В 1800-1805г. Было построено особое здание Монетного двора.
Предполагается, что проектировал его конструктор А.Н. Воронихин, но чертежи подписаны архитектором А.Порто.
Монетный двор совместно с Петропавловским собором , Ботным домиком и
Комендантским домом сформировывает главную площадь Петропавловской крепости.
На Монетном дворе работали выдающиеся российские медальеры С.Юдин, Т.Иванов,
В.Краюхин.

Ботный домик .
На площади перед Монетным двором находится маленький изящный павильон с белыми колоннами работы скульптура Иенсена. Это аллегория навигации.
Павильон называют Ботным домиком . В нем хранится ботик Петра I, на котором он еще в детские годы совершал плавания по реке Яузе и Переяславскому озеру. В настоящее время он хранится в Центральном военно-морском музее, куда был передан в 1940году.

Петропавловский собор
Петропавловский собор- неповторимый монумент российской архитектуры и искусства первой половины XVIII века практически без конфигураций сохранил свой начальный вид . Уже во время возведения земляной крепости 29 июня
1703 года где на месте имеющегося собора была заложена малая древесная церковь во имя апостолов Петра и Павла .

С 1712 года Петербург становился столицей российского страны . Столице нужен основной кафедральный собор . И вот на месте древесной церкви по проекту Д. Трезине начинается стройку Петровского собора . Он строится 21 год (1712-1733) . Петровский собор построен в стиле ранешнего барокко. Строгость и простота в планировки , наружной отделки строения – более характерные черты этого стиля .Собор представляет собой вытянутое прямоугольное здание , его стенки оформлены пилястрами и головками херувимов на наличных окнах . Самая увлекательная часть собора колокольня . Ярус за ярусом она поднимается ввысь .
Ярусы соединены завитками – волютами , которые создают плавный переход от основного строения собора к высокой балине . Шпиль собора вознеся над городом как знак утверждения России на берегах Невы, как знак выхода ее к просторам Балтики . Собор самое высокое здание Санкт-Петербурга .( Если не считать вышку телевизионного центра ). Его высота- 122,5 метров , высота шпиля-
1,6 метра, высота фигуры ангела –3,2 метра , размах крыльев –3,8 метра .
План собора не похож на традиционные планы российских церквей . Это прямоугольное сооружение “зеркального” типа . Внутреннее пространство собора разделено на три части сильными пилонами . Интерьер собора торжественный и нарядный : помещение просторное и светлое (длина 61 метр высота около 16 метров ) , большие окна заливают его светом . Петровский собор на протяжении нескольких десятилетий служил усыпальницей российских императоров .Хоронить в соборе стали по указанию ПетраI. Сам ПетрI похоронен у южной стенки собора .
Он погиб 27 января 1725 года рано утром .
30 могил отмечены белыми мраморными надгробиями . С 1924 года собор стал музеем и сохраняется как неповторимое произведение российской архитектуры и искусства XVIII века .

Великокняжеская усыпальница .
Рядом с собором в 1908 году по проекту конструктора Д. Гримма и при роль конструктора А. Томшико и Л. Бенуа было построено здание усыпальницы для великих князей . В ней смешивается архитектура российских купольных церквей
XVII-XVIII веков , черты классического стиля и барокко . Церковь и сверкающей золотом шпиль вошли в архитектурный вид Санкт – Петербурга, придавая ему самобытную красота приморского города . Петровская крепость – монумент революционной борьбы российского народа и отечественной истории .
Сохранялось несколько казематов бастиона Зотова , дающих представление о казематах как местах заключения. Казематы( помещения внутри крепостной стенки) напоминали погреб .
Кирпичные стенки , частенько не оштукатуренные , сводчатые потолки . Земляной пол покрыт досками . Были и каменные полы . Стёкла окон закрашивались белой краской , окна заделывались толстыми решётками . Вход в каземат закрывался древесной дверью , обитой железом . По воспоминанием декабриста
А.М.Муравьева, у него в каземате были нары , на которых лежало какое-то лоснившиеся от грязи тряпьё . В одном углу находилась печка . В стену была вделана цепь с шейным кольцом . Муравьёва в цепи не заковывали , но некие декабристы носили ножные и ручные кандалы весом до 23 фунтов
(около 9,2 килограмма) . Кровать в камере декабриста В.П. Зубкова состояла из нескольких досок , соединенных стальными полосами .
“Соломенный тюфяк и подушка лежали на двух толстых досках с огромным пустым промежутком , причём одна доска была существенно толще другой . Простыня была, очевидно, из грубого холста и совсем грязная . Стула не было, а столик нужно было прислонять к стене, чтоб он не упал . В углу стояла древесная кадушка , издающая отвратительный запах . ”
Казематы были не значительны по размерам . У декабриста В.П. Зубкова – 6 шагов в длину , 5 шагов в ширину ; у декабриста А.П.Беляева – 4 шага в длину . В период заключения декабристов казематов не хватало . В гарнизонах казармах крепости были построены клетушки из брёвен , и таковым образом общие солдатские казармы превратились в камеры одиночного заключения . Все казематы были серые, холодные , сумрачные . Декабрист Н.В. Басаргин , находившийся в одном из казематов Кронверкской куртины , говорил , что со стенок текло , а темнота и теснота не дозволяли делать ему какие или движения . Когда у него началось кровохаркание , его перевели в другой конец куртины , “в каземат более просторный , но зато столь тёмный , что , пришедшие туда ,-вспоминал он , -я долго не мог разлить предметы, в нём находящиеся , пока глаза мои не освоились с мраком .” в неких казематах даже днём горели ночники . Декабрист М.С. Лунин писал , что он не мог спать
“от тяжелого воздуха в каземате , от насекомых и от удушливой копоти ночника”. В каземате А.С. Гангеблого “низкий свод был обвешан сетью и населён обилием тараканов , стоножек, и остальных гадов .”
Ничего не поменялась в устройстве казематов и условиях содержания ни в 40-е годы XIX века , когда в них были заключены петрашевцы .


 
Еще рефераты и курсовые из раздела
Спасская башня
Спасская башня   Бьют часы Кpемлевской башни... Песня. Существовал обычай освященный веками, - пpиходить в Кpемль чеpез воpота Спасской башни с обнаженной головой. Hаpушителя-зеваку...

Особенности средневековой архитектуры
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ русской ФЕДЕРАЦИИ Ульяновский государственный институт ФАКУЛЬТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА КАФЕДРА КУЛЬТУРОЛОГИИ ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ...

Многоэтажный жилой дом из крупноразмерных частей промышленного производства
1. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ Архитектурно-конструктивный проект жилого многоэтажного строения выполняется согласно варианту задания и планировочной схеме секции после исследования раздела...

Монумент А.С. Пушкину
тяжело представить нынешнюю Москву без известного монумента поэту А.С.Пушкину.Его создатель-скульптор А.М.Опекушин,конструктор постамента-В.А.Петров.Материал,из которого создана...

Петродворец - российский «Версаль»
План. 1. Вступление. 2. Возникновение Петергофа. 3. Монплезир - один из ценнейших памятников российского искусства первой четверти XVIII века. а) Композиция дворца. ...