рефераты, курсовые, дипломы >>> архитектура

 

Пирамиды Египта

 

Пирамиды и Сфинкс, который впрочем также входит в состав погребального комплекса пирамиды Хефрена, принадлежат к более характерным монументальным памятникам старого Египта. Пирамиды были классическим типом царской усыпальницы в эру старого царства, а в менее монументальном виде, сохраняя свою внешнюю форму, возводились также для фараонов Среднего царства. Древнейшим видом гробниц царей Египта, появившимся до пирамид, были мастабы. Слово “мастаба” относится уже к арабскому времени и связано с тем, что форма этих трапециевидных в разрезе гробниц напоминала арабам огромные скамьи, называвшиеся “мастаба”. Общего наименования пирамид в нынешнем значении этого слова у египтян не было. Отдельные пирамиды носили наименования, связанные с именами фараонов, которым они принадлежали и в написании оканчивались знаком ,. Пирамида Хеопса называлась, к примеру, “Гор обитает на горизонте”, Хефрена — “Велик Хефрен”, а Микерина — “Божественен Микерин”. Может быть, что греческое слово “пирамида” происходит от египетского выражения per-em-us т.Е. От термина, означавшего высоту пирамиды. Выдающийся российский египтолог В. Струве полагал, что греческое puram…j происходит от древнеегипетского p'-mr.

Древнейшие царские гробницы, относящиеся ко времени 1 династии, имели форму мастаб и сооружались из кирпича-сырца. Они строились в Нагада и Абидосе в Верхнем Египте, а также в Саккаре, где находился основной некрополь Мемфиса, столицы правителей первых династий. В наземной части этих зданий находились молельни и помещения с погребальным инвентарем, в подземной — погребальные камеры. Особенного внимания заслуживают остатки двух царских мастаб в Нагада и Саккаре с архитектурной обработкой фасадов. Первая из них, относящаяся ко времени 1 династии, открытая французским ученым Жаком де Морганом, имеет фасад, расчлененный выступами, напоминающими фасад царского дворца. Вторая — мастаба Анджиба в Саккаре, называемая также мастабой Небетки, сооруженная также в период 1 династии, сначало имела с трех сторон ступенчатую форму, а с четвертой — вид вертикальной стенки. В позднейший период мастаба Небетки была существенно расширена, а её наружная стенка была украшена выступами, напоминающими обработку фасада мастабы из Нагада. Сейчас считается, что мастабы типа гробницы Небетки послужили прототипом для Имхотепа, строителя известной ступенчатой пирамиды Джо-сера, второго правителя III династии. Деятельность Имхотепа, который был верховным сановником и начальником всех строительных работ Джосера, ценились уже в старом Египте. В позднейшее же время Им-хотепа считали прорицателем, покровителем науки и медицины, а греки отождествляли его с Асклепием.

Комплекс наилучшим образом сохранившихся мастаб тинитских династий, а также пирамид эры старого царства, находится на местности огромнейших царских некрополей на западном берегу Нила, в пустыне, в районе старой столицы Египта — Мемфиса. Эти некрополи сейчас носят наименования расположенных тут арабских селений, таковых как Абу-Роаш, Гизэ, Саккара, Дашур, Медум. Они тянутся начиная от Дельты Нила вдоль его западного берега в сторону Фаюмского оазиса — района, где позднее сооружались пирамиды фараонов Среднего царства, расширившие местность царских некрополей в южном направлении. В процессе археологических изысканий, проводимых в 1932—1956 годах английскими учеными С. Фэрсом и У. Эмери, в Саккаре было открыто четырнадцать огромных мастаб. По мнению Эмери, это были гробницы правителей 1 династии, таковых как Гор-Аха, Джер, Уаджи и царь Ден.

Трудность определения, были ли эти гробницы реальным местом погребения царей, заключается в том, что их же гробницы, меньшие по размерам, но похожие по конструкции, находились также и в Абидосе, где при неких из них были обнаружены царские стелы. Факт, что каждый фараон имел две гробницы — одну в Нижнем, другую в Верхнем Египте, кажется нам вполне понятным, поскольку конкретно после объединения страны двуединый характер египетского страны по-прежнему отражался в титулатуре фараонов, в знаках их власти, а также в организации государственных учреждений. Нельзя, но, утверждать с полной уверенностью, что гробницы в Абидосе имели характер кенотафов. Чёткое определение места погребения фараона затрудняет также факт существования на местности самой Саккары двух либо даже трех мастаб, приписываемых одному и тому же фараону. Тем не менее, если даже открытые Эмери мастабы не были царскими усыпальницами, значение его открытия заключается в том, что отысканные в них печати, а также надписи на предметах погребального инструментария, разрешают установить точную датировку этих зданий. При III династии некрополь в Саккаре обогатился новым, доминирующим архитектурным комплексом, каким стала именитая ступенчатая пирамида Джосера совместно с её погребальным ансамблем. Археологические изыскания велись тут уже с начала XIX века. Новые исследования разрешают предположить, что Имхотеп возвел эту постройку на более ранешней мастабе, выстроенной в этом месте для предшественника Джосера, его старшего брата фараона Санахта, которого Манефон считает основоположником III династии. Не исключено, что сохранившаяся до сих пор пирамида Джосера, имеющая шесть уступов, некогда облицованных блоками известняка (сохранились их остатки), является только сердцевиной большого начального сооружения. Ибо мы не знаем, была ли эта облицовка конечной наружной отделкой постройки либо же, как позднее в Медуме, её внутренней частью, поскольку проект придания данной гробнице так называемой классической формы не был по-видимому осуществлен. Пирамида в процессе стройки не один раз расширялась — окончательная площадь, которую она занимает, имеет размеры 140 х 118м; высота пирамиды достигала около 60 м.

сначало вход в пирамиду с её северной стороны вел по лестнице вниз. Второй вход находился в полу заупокойного храма, примыкающего к пирамиде также с северной стороны. У её восточной стенки находился сердаб, выстроенный из блоков известника, близких по размерам к блокам, которым была облицована пирамида. В сердабе была найдена статуя сидящего фараона, находящаяся сейчас в собрании Египетского музея в Каире. Погребальная камера помещалась под первоночальной мастабой, приблизительно по середине и, таковым образом, к югу от центра позднейшей пирамиды. Может быть, что внутри данной камеры, выложенной красным ганитом, находился древесный саркофаг. К востоку от склепа были открыты два помещения, облицованные великолепными голубыми фаянсовыми плитками, часть которых сейчас хранится в каирском музее. Под пирамидой были обнаружены также подземные галерии с двумя алебастровыми саркофагами, не считая этого, там было найдено 30 000 каменных сосудов, многие из которых были разбиты камнями обрушевшегося потолка коридора.

Целый погребальный комплекс пирамиды Джосера занимал площадь в 500 х 280м и был окружен расчленненой выступами стеной, напоминавшей стенки крепостных сооружений. Коме одного реального входа, эта ограда имела ьринадцать ложных дверей. К югу от пирамиды Джосера была найдена с таковой же планировкой погребальных камер; возиожно, что она была сходу же задумана как сооружение, конкретно связанное с главной пирамидой т.Е. Как так называемый пирамида-саттелит. Её наружные стенки венчал фриз с изображением кобр.

В пределах местности погребального ансабля находился также комплекс молелен, посвященных царскому юбилею, называвщемуся “хебсед”. Они были накрыты характерными выпуклыми крышами, подерживаемыми каннелированными полуколоннами. Стволы этих колонн не имели капителей, они были украшены спускающимися с двух сторон рельефными листьями.

Имхотеп смог гениально петворить в камне некторые формы, свойственные прежней архитектуре, основным строительным материалом которой был кирпич-сырец и тросник. Колонны, вкопонованные в столбы главенствующего коридора, который вел в святилище, имеют каннелюры, нопоминающие на первый взор ионические колонны. В реальности же они являются монументальным повторением в камне формы пучков тростника. Другие полуколонны, украшающие стенки, увенчаны капителями в виде раскрытых растений лотоса. Самая кладка стенок из тщательно обтесанных продолговатых блоков известняка напоминает технику кирпичной кладки. Архитектура Имхотепа, имевшая значимые новаторские, творческие заслуги, не лишена была, но, и недостатков. Применение в каменном зодчестве частей, характерных для сооружений из кирпича, тросника и дерева, не постоянно было удачным, поскольку архитектурные способности нового материала т.Е. Камня не были еще в то время полностью осознаны.

Уже более тридцати лет на местности возведенного Имхотепом монументального комплекса ведутся работы по реставрации и частичной реконструкции этого ансамбля. По поручению египетского Археологического управления этими работами управляет французский конструктор Жан-Филипп Лауэр.

более известный комплекс царских пирамид времени IV династии находится подле сегодняшнего селения Гизэ. Этот некрополь египтяне называли— “на склоне высоты”. Три именитые пирамиды — усыпальницы Хеопса, Хефрена и Микерина являются классическими примерами такового рода сооружений. Их строители вполне овладели техническими и декоративными возможностями камня — нового материала, введенного в монументальное стройку. Форма этих пирамид берет свое начало в архитектуре Имхотепа, а одним из этапов её формирования была находящаяся в Медуме многократно перестраивавшаяся пирамида Снофру, первого фараона IV династии (либо его отца Хуни). Грандиозную пирамиду Хеопса греки считали позднее одним из семи чудес света.

Фараон Снофру имел еще две пирамиды вблизи нынешней деревни Да-шур, расположенной к югу от Саккары. Об этом свидетельствуют надписи, сохранившиеся на обеих постройках. Мы не знаем, но, почему этот правитель отдал приказ выстроить себе если не три, то по крайней мере две пирамиды. Интересно, что при нем сложилась окончательная, геометрическая форма пирамиды, ибо так называемая ромбоидальная пирамида Снофру является собственного рода звеном меж украшенной пирамидой мастабой и формой фактически пирамиды, какую имеет так называемая северная гробница этого фараона. Наклон её стенок (43°36'11") еще достаточно пологий по сравнению с “классическим” типом пирамиды: угол наклона пирамиды Хеопса равен 51°52', Хефрена — 52°20', Микерина — 51°. При этом стоит направить внимание на факт, что начиная с северной гробницы в Дашуре пирамиды получают все более тонкие, вытянутые пропорции — угол подъема стенок усыпальниц VI династии в Саккаре составляет 65° (пирамиды Тети и Пепи II), а в мероитскую эру гробницы имеют уже форму высокой удлиненной вверх пирамиды. Когда речь заходит о пирамидах, читатель либо турист вспоминает традиционно пирамиду Хеопса. Вправду, эта пирамида более грандиозна и монументальна, а совершенство её пропорций является результатом сложных математических рассчетов. Её высота достигала 146,59 м, длина каждой из четырех сторон основания — 230,35 м. На сооружение пирамиды понадобилось 2 590 000 м^ глыб камня, нагроможденных на поверхности величиной около 54 000 м^ Облицовка её наружных стенок была по-видимому покрыта плотным слоем штукатурки и конкретно с этим связано арабское заглавие “раскрашенная пирамида”. Пирамиде Хеопса посвящена большая литература, которую частенько тяжело назвать научной. Авторы многих книг и трудов старались открыть в цифрах, определяющих пропорции данной постройки, мистический смысл. Другие считали её творением цивилизации, прибывшей из Атлантиды, преобразованным позднее в гробницу Хеопса. Множество недоразумений появилось в связи с планировкой её внутренних коридоров и так называемой главной царской камеры с пустым саркофагом. Как понятно, от этого помещения наружу ведет под углом узенький проход — вентиляционный канал, а над камерой находится несколько пустых разгрузочных помещений, сооруженных для того, чтоб уменьшить большущее давление каменной массы. Основание пирамиды, расположенное на 30-й параллели, было нацелено на четыре стороны света, но в связи с перемещением в течение веков точек весеннего и летнего равноденствия эта ориентировка уже не так точна, как до этого. Казалось бы, что о столь известном монументе, бывшем предметом самых разнообразных исследований и толкований, тяжело сказать какое-или новое слово, а еще труднее объяснить ряд замеченных уже ранее моментов, давших почву для случайных, частенько эзотерических теорий. Выяснением этих “таинственных” частей Большой пирамиды занимался в последнее время польский конструктор и геолог, доцент Веслав Козиньский, который длительное время воспринимал роль в польских раскопках в равнине Нила. Анализируя компанию работ при строительстве пирамид, он исходил из чисто современного принципа, что таковой сложный в техническом и организационном отношении вопрос требовал заблаговременно обдуманного чёткого графика работ.

Выполнение данной задачки могло быть доверено лишь — прибегая к нынешней терминологии — специализированному “государственному предприятию”. Козиньский предполагает, что такое “предприятие” обязано было быть создано уже в период III династии, может быть в связи со строительством пирамиды Джосера и что конкретно оно, перед сооружением пирамиды Хеопса, выполнило стройку пирамид Снофру в Дашуре и Медуме.

Геродот (История, II, 124) ведает, что сооружение Большой пирамиды продолжалось 30 лет, из которых 10 лет заняло стройку дороги для подъема каменных блоков, 20 же лет велось стройку самой пирамиды. При постройке гробницы Хеопса в течение каждого трехмесячного строительного цикла непрерывно работало по 100 тыщ человек. Чёткие подсчеты количества использованных строительных блоков и облицовки, размещения бригад рабочих и т.П. Подтверждают правильность сведений Геродота, более того — если бы мы разрабатывали план воплощения такового сооружения, прибегая к помощи кибернетики, мы пришли бы к конкретно таковым хорошим данным. Возведение пирамиды, требовавшее большой концентрации рабочей силы, являвшееся при этом очень долгим действием (20—30 лет), не могло обойтись без неких переделок и отклонений от начального проекта, вводившихся в процессе строительных работ. Следует не забывать о том, что пирамида Хеопса является первой целиком законченной пирамидой, угол наклона стенок которой является более правильным решением для конструкций такового типа. Веслав Козиньский предполагал, что воплощение таковой постройки могло вестись лишь по планам и рисункам и что в процессе работ строители воспользовались также макетом, наподобие того, как это частенько делается сейчас при строительстве больших сооружений. Он решился выдвинуть даже гипотезу, которая поначалу может вызвать колебание у каждого египтолога, согласно которой три, так называемые малые пирамиды, расположенные с восточной стороны Большой пирамиды, были макетами—моделями (в масштабе приблизительно 1 : 5), отражающими три этапа конфигураций проекта Большой пирамиды.

Козиньский выдвинул также свою гипотезу относительно предпосылки отличия царской погребальной камеры от главной оси пирамиды, что не один раз вызывало совсем фантастические теории. Авторы этих теорий исходили из типо загадочных цифр, таящихся в пропорциях этого сооружения. Козиньский же считал, что во время стройки пирамиды произошел некий перерыв в доставке гранита, и во избежание простоя огромную галерею протянули выше, чем предполагалось ранее, что в свою очередь вызвало отклонение погребальной камеры от главной оси пирамиды. Может быть, что с целью передать давление большой тяжести кладки при новом расположении склепа, над его перекрытием была сооружена разгрузочная конструкция/состоящая из пяти рядов гранитных блоковые пустотами меж ними, задачей которой было обеспечить может быть огромную крепкость гранитного потолка склепа. После окончания постройки оказалось, но, что сооружение данной конструкции было недостаточной^ мерой для предохранения погребальной камеры. Давление большой каменной массы на неправильно расположенный склеп было так велико, что его перекрытие треснуло. Тяжело себе представить, чтоб фараона могли похоронить в поврежденной погребальной камере. Вот почему в ней так и не было найдено остатков царского саркофага.

Хотя исследователи давно уже направили внимание на конфигурации в начальном плане Большой пирамиды, возникшие в процессе её стройки, в наблюдениях и выводах Козиньского мы в первый раз находим не лишь оригинальную и при том чисто практическую попытку истолкования “таинственных” частей, присущих усыпальнице Хеопса, но и новый взор на компанию стройки такового рода мест вечного покоя.

Сама пирамида представляет собой только часть, а вернее основной элемент целого ряда зданий, образующих единый погребальный ансамбль, размещение которых было тесновато связано с царским погребальным обрядом. Похоронная процессия с останками фараона, покинув замок, направлялась к Нилу и на ладьях преправлялась на западный берег реки. Вблизи некрополя по узенькому каналу процессия подплывала к пристани, где начиналась первая часть церемонии, происходившая в так называемом нижнем заупокойном храме. От него вел крытый коридор или открытый пандус, по которому участники церемонии проходили в верхний храм, состоящий из главенствующего коридора, центрального двора и — со времени Микерина — пяти ниш, где устанавливали статуи пяти фараонов. В глубине помещалась молельня с ложными воротами и жертвенником. Рядом с верхним заупокойным храмом, с его западной стороны, находилась фактически пирамида, вход в которую в период старого царства размещался в северной стене; после помещения тела фараона в подземной погребальной камере он старательно замуровывался. С четырех сторон пирамиды в углублениях горы помещались четыре древесные ладьи предназначенные для путешествий фараона — живого Гора — по потустороннему миру. Не так давно открытая ладья, находившаяся у пирамиды Хеопса, имеет 40 м длины. Вблизи каждой пирамиды находился большой могильник с мастабами, служившими усыпальницами для египетской знати.

Архитектурный ансамбль, окружавший пирамиду, будучи тесновато связан с давно уже сложившимся царским погребальным обрядом, отражает сразу господствовавшие тогда в Египте публичные дела. В этом городе мертвых, как и в городе живых, наивысшее место занимал фараон, прославление и обожествление которого было по существу главной идеей пирамиды.

У подножия усыпальницы фараона хоронились царские приближенные, влиятельные сановники и высокие должностные лица, с которыми царь сталкивался в собственной земной жизни и близость которых могла быть ему приятна в загробном мире. Для принципиальных государственных сановников, являвшихся исполнителями царской власти, возможность сооружения себе гробницы рядом с пирамидой фараона была непременно наивысшей честью. Ибо таковым образом и по погибели они находились вблизи бога, каким числился фараон при жизни и после погибели. Когда наклонную плоскость, сооруженную строителями пирамиды Хеопса для подъема камня, переделывали в пандус, ведущий из нижнего храма Хефрена в верхний, в её самом начале была оставлена превосходная глыба известняка, напоминающая силуэт лежащего льва. Эта гора была остатком каменоломни, откуда доставлялся строительный материал при сооружении Большой пирамиды. Конкретно таково, по мнению египтологов, происхождение огромного сфинкса. Естественной горе был придан вид львиной фигуры, имеющей 57 м длины и 20 м высоты, с портретной головой Хефрена в традиционном головном уборе — царском платке.

таковым образом появился знак охрана храма, о распространении культа которого свидетельствуют некие вотивные стелы, отысканные в Гизэ. Загадочный образ сфинкса, обращенного лицом к восходящему солнцу, на протяжении веков возбуждал неспокойные разумы и был предметом самых разнообразных умопомрачительных толкований. Сфинкс стал синонимом загадочности и таинственности, а некие говорят, хотя это и сомнительно, что сначало облицованный гипсом Сфинкс имел женскую грудь. Археологу приходится опровергать эти занимательные и романтические толкования, а поэтому и Сфинкс поделил участь Большой пирамиды, становясь для нас конкретным археологическим монументом, документом определенного этапа египетской цивилизации — времени царствования фараона Хефрена.

Пески пустыни уже в древности засыпали Сфинкса и со временем на поверхности показывалась лишь одна голова. По всей вероятности он давно смотрелся таковым, каким узрели его солдаты армии Бонапарта и каким запечатлел его Денон. Сфинкс расчищался от песка при Тутмосе IV, который создал меж его лапами нечто вроде молельни, посвященной памяти собственных покойных предков. Этот же фараон отдал приказ выстроить вокруг Сфинкса стену из кирпича-сырца. Песочные бури, но, по-прежнему засыпали каменную статую, которую не один раз приходилось расчищать и позднее. Популярность культа сфинкса выразилась в эру Нового царства в широком распространении его скульптурных повторений. В частности, сооружались целые аллеи сфинксов, ведущие к храмам.

Приемники Хеопса Хефрен и Микерин тоже выстроили себе великолепные пирамиды, хотя уже меньшие по размерам.

С восточной стороны пирамиды Хефрена, на продолжении её оси, находится верхний заупокойный храм, имеющий в плане форму вытянутого прямоугольника, занимающий площадь 112 х 50м. Его задняя стенка примыкает к стене, окружающей пирамиду. Мы имеем тут дело со сложившимся типом заупокойного храма эры старого царства, состоящего из двух главных частей — первое, доступной для верующих и второй, куда допускались только избранные.

Пандус, соединявший верхний храм с нижним, при разнице уровней, составлявшей более 45м, имел длину 494м, а ширину 4,5м. Частично высеченный в горе он был выложен внутри плитами известняка, а снаружи гранитом. Сначало это был по-видимому крытый коридор, освещавшийся через отверстия в потолке. Не исключено также, что его внутренние стенки были некогда украшены рельефами.

Одним из более великолепных и отлично сохранившихся монументальных сооружений старого царства является нижний храм Хефрена. Этот храм, имеющий в плане форму квадрата со стороной 4,5м, построен из огромных блоков гранита. Его стенки имеют легкий наклон и в связи с этим он производит впечатление большой мастабы, в особенности со стороны фасада. Перед храмом находилась пристань, куда присаливали ладьи, плывущие по каналу со стороны Нила. Два входа в храм стерегли, по-видимому, четыре сфинкса, высеченные из гранита. В центре храма помещалось нечто вроде наоса, где может быть находилась статуя фараона. От обоих входов отходили узенькие коридоры, которые вели в гипость с шестнадцатью монолитными столбами из гранита. В этом зале, имеющем форму перевернутой буквы Т, стояли двадцать три статуи сидящего фараона, выполненные из алебастра, сланца и диорита. Стоит направить внимание на цветовую игру полированного красного гранита, контрастирующего с алебастровыми плитами пола, а также на эффекты светотени в гипостиле. Этот зал, сейчас лишенный перекрытия, освещался сначало с помощью маленьких отверстий в потолке, через которые проходил свет, падающий раздельно на каждую статую. Третьим монументальным сооружением комплекса в Гизэ является пирамида Микерина. Как и предыдущие пирамиды, она имеет в плане квадратное основание, любая сторона которого равна 108,4 м. Сначало пирамида достигала в высоту 66,5м, а угол наклона её стенок составлял 51°. Интересно, что для стройки данной наименьшей из трех пирамид были употреблены более крупные по величине блоки. Нижняя часть гробницы была облицована гранитом, в большинстве собственном не полированным, а её верх — белым известняком из Туры. В 1837 году английские исследователи Перринг и Визе нашли в погребальной камере данной пирамиды великолепный царский саркофаг из базальта, наружные стены которого были обработаны наподобие фасада дворца. Как понятно, этот саркофаг потонул во время его перевозки в Англию; сохранился, но, его набросок. Микерин имел не лишь наименьшую пирамиду, но также и наименее монументальный погребальный комплекс по сравнению с ансамблями его предшественников. Не подлежит сомнению, что при жизни этого фараона его постройки не были еще окончены. Их завершил преемник Микерина Шепсескаф, употребляя при этом уже худший по качеству строительный материал. Стенки, возведенные из известняковых блоков, были облицованы кирпичем-сырцом и покрыты белым веществом. К югу от третьей пирамиды находятся три связанные с нею небольшие пирамиды, окруженные общей стеной. Площадь основания каждой из них по величине равна 1/3 площади основания пирамиды Микерина. Принято считать, что в этих пирамидах были похоронены супруги фараона. В одном из помещений, связанных с пирамидой Микерина, американский археолог Райзнер открыл во время раскопок четыре скульптурные группы из сланца, называемые сейчас триадами Микерина. Три из них находятся сейчас в Каире, одна в Бостоне.

Прошли тысячелетия, а Монументальный царский некрополь в Гизэ устоял наперекор пескам пустыни и разрушительной деятельности человека. До реального дня он является более грандиозным археологическим комплексом Египта, свидетельствующим не лишь о могуществе правителей старого царства, но сразу о смелой мысли тогдашних архитекторов, а также о неповторимом мастерстве каменщиков и рабочих.

Стоит упомянуть еще об одной пирамиде времени IV династии — гробнице фараона Реджедефа, расположенной неподалеку от Гизэ, около селения Абу-Роаш. Реджедеф был по-видимому отпрыском Хеопса и его супруги ливийки. Он убил собственного старшего брата Каваба, мамой которого была египтянка. Реджедеф правил всего только восемь лет, а после его погибели власть перешла к его младшему брату — Хефрену. Пирамида Реджедефа является более выдвинутой к северу царской гробницей. Эта постройка, по-видимому никогда не завершенная, была задумана в монументальном стиле как сооружение, достойное преемника Хеопса. Стенки ведущих вниз коридоров, также как и стенки погребальной камеры, были выложены большими блоками известняка и гранита шириной около двух метров. Сохранившиеся следы облицовки нижних частей наружных стенок пирамиды свидетельствуют, что они были также отделаны гранитом.Над погребальной камерой пирамиды находилась по всей вероятности разгрузочная конструкция — также как и в пирамиде Хеопса. Еще в 1842 году, судя по сведениям германского египтолога Лепсиуса, высота развалин достигала 17 м. В восьмидесятых же годах прошедшего столетия эти развалины превратились в каменоломню, откуда раз в день триста верблюдов вывозило строительный материал для новейших зданий в Каире. В Саккаре сохранились три пирамиды эры V династии. Одна из них принадлежала первому фараону данной династии, другие — двум последним. Не считая этого, до нас дошло много мастаб вельмож этого периода, славившихся своим скульптурным и рельефным декором. Усеркаф возвел свою пирамиду рядом с погребальным комплексом Джо-сера, с его восточной стороны. Она была выстроена из больших блоков грубо отесанного известняка и имела облицовку, следы которой сейчас не сохранились.

Пирамида, находящаяся в южной части Саккары, примыкающая к возделываемым полям, известна под заглавием Харам эшь-Шауаф. В 1945 году американский археолог А. Варилль доказал, что эта усыпальница принадлежала фараону Джедкара-Асеси. Она имеет в плане форму квадрата, любая сторона основания которого равна 80 м; высота пирамиды достигала 24 м. Пирамида была возведена из грубо отесанного известняка, её облицовка не сохранилась. Пирамида Унаса была выстроена к юго-западу от пирамиды Джосера.

сейчас она представляет собой практически совершенную руину. Высота сохранившейся сердцевины пирамиды достигает сейчас лишь 19 м, сначало же она имела в высоту 44 м. Сторона её квадратного в плане основания равна 67 м. До сегодняшнего дня сохранились следы старательно обработанной облицовки из белого известняка. Вход в пирамиду был расположен снаружи, с северной стороны. План подземных помещений пирамиды Унаса повторяется в других пирамидах, принадлежавших фараонам VI династии — Тети, Пепи 1, Меренра и Пепи II. В преддверии, находящемся перед погребальной камерой, были открыты именитые “Тексты пирамид” — заклинания, где говорится о погребальном ритуале и жизни фараона в загробном мире. Эти тексты, написанные в виде вертикальных столбцов голубовато-зеленоватой краской, являются более ранешным примером такового рода надписей. В период VI династии некрополь в Саккаре обогатился несколькими царскими гробницами и достаточно огромным количеством мастаб вельмож. Первый правитель данной династии, фараон Тети выстроил себе гробницу к северо-востоку от пирамиды Усеркафа по прямой полосы от усыпальницы Джосера и упомянутой выше гробницы царя V династии. Заглавие данной пирамиды — “Джед-сут” восходит возможно к наименованию столицы нома — Мемфиса, употреблявшемуся в гераклеопольский период и в начале Среднего царства. Сейчас эта постройка представляет собой руину. Целиком разрушена также пирамида фараона Пепи 1, выстроенная на центральном плоскогорье Саккары. С данной пирамидой связано одно из более драматических открытий в области египтологии. Французский ученый О. Мариэтт, положивший большие награды для археологии Египта, открытия которого принадлежат к наикрупнейшим достижениям в области археологических изысканий, был убежден, в различие от собственного сотрудника Г. Масперо, что пирамиды не имели надписей. В конце собственной жизни т.Е. В начале 1880 года этот ученый получил от французского правительства огромную дотацию, предназначенную на вскрытие одной из гробниц в Саккаре. В мае 1880 года Мариэтт обследовал пирамиду Пепи 1, думая, но, что это мастаба. Эстампажи надписей, которыми были покрыты стенки погребальных камер, он переслал в Париж Мас-перо, не сказав при этом, откуда они происходят. Масперо сходу же определил, что тексты касаются пирамиды Пепи 1, но все же это не убедило Мариэтта и он продолжал придерживаться теории о “немых” пирамидах. И лишь будучи уже при погибели, в конце декабря 1880 года в Каире, когда германский египтолог Г. Бругш сказал ему об открытии схожих надписей в погребальных камерах пирамиды Меренра, Мариэтт признал правильность утверждений Масперо. Выше мы уже говорили о мастабах, как о наистарейших гробницах царей первых династий; классический тип этих зданий сложился конкретно в период старого царства. Происхождение мастабы совсем просто — мастаба это монументализированный холм, который возникает из земли либо песка, когда роют могилу ибо земля над гробом по законам статики постоянно будет воспринимать форму прямоугольной насыпи с наклоненными стенами.

Мастаба — гробница знати включала в себе три части: подземную погребальную камеру, отходящий от нее вертикальный колодец, ведущий в надземную часть, а также прямоугольную в плане постройку, воздвигавшуюся из кирпича-сырца либо камня; в разрезе эта постройка имела форму трапеции.

Наземная часть мастабы имела следующие элементы: высеченную из камня ложную дверь, через которую двойник покойного мог выходить и возвращаться обратно, каменную плиту, так называемую стелу, помещаемую над ложной дверью, покрытую надписями с жертвенными заклинаниями и рельефами, изображающими погибшего, время от времени с супругой и детьми, приносящими ему жертву и, наконец, каменный жертвенник, устанавливаемый перед ложной дверью. После погребения колодец, ведущий в погребальную камеру, закладывался камнями. В зависимости от знатности погибшего мастаба имела еще дополнительные элементы, до этого всего уже упомянутый выше сердаб, в котором помещались стелы, а время от времени и скульптурный портрет погибшего. Не считая этого, в надземной части мастабы могли находиться молельни или — как мы убедились во время наших довоенных раскопок в Эдфу — верхние камеры, в которых хоронились члены семьи погибшего. Не считая главной ниши с ложными воротами, фасад мастабы имел еще меньшие ниши, которые по всей вероятности символизировали ложные ворота, предназначенные для двойников похороненных членов семьи погибшего. Обширные комплексы мастаб в некрополях Гизэ и Саккары сосредоточены вблизи царских гробниц. Они не являются частью ансамблей пирамид, тем не менее помещение гробниц знати рядом с усыпальницей их господина свидетельствует о стремлении прославить фараона и после его погибели, что отражает в известной степени характер отношений, господствовавших в египетском обществе того времени. В монументальных царских некрополях не было места для трудящегося человека. О нем не забывали, но тут он не был нужен. Ценился лишь его труд на земле, в загробном же мире он не имел значения. Для вельмож тут будут трудиться земледельцы, пастухи и ремесленники, бессчетные изображения которых мы видим на рельефах, покрывающих внутренние стенки мастаб. Настоящие улицы мастаб высокопоставленных сановников IV, V и VI династий имеют планировку, напоминающую городские улицы. В этих гробницах сохранились скульптуры, рельефы и росписи, принадлежащие к шедеврам искусства эры старого царства. Довольно упомянуть портретные скульптуры царевича Рахотепа и его супруги Нофрет, членов семьи фараона Снофру, обнаруженные в их мастабе в Медуме. Также в Медуме в гробнице Итет, жены сановника, носившего имя Нефер-маат, была открыта именитая роспись с изображением гусей, принадлежащая к числу более ценных памятников живописи рассматриваемого периода.

Наибольшее количество памятников наряду с некрополем в Гизэ принесли раскопки мастаб в северной части Саккары. К ценнейшим произведениям искусства принадлежат рельефы на дереве, обнаруженные в гробнице писца Хесира, относящейся к эре III династии. Его портрет является одним из более ранешних классических примеров канона в изображении человеческой фигуры в барельефе. Посреди остальных памятников, датируемых временем IV династии, направляет внимание скульптурная группа, изображающая Неферхотепа и его супругу. К известнейшим произведениям египетского искусства принадлежит скульптура сидящего писца со свитком папируса на коленях (V династия), а также серия статуэток из известняка, изображающих людей, занятых физическим трудом — к примеру, фигурка дамы, растирающей зерно. В гробнице вельможи Каапера была найдена популярная реалистическая скульптура из дерева, получившая заглавие “сельский староста” (по-арабски Шейх-эль-Белед). В мастабе Ти, стражника пирамид и надгробного храма фараона Сахура, были обнаружены прекраснейшие рельефы, изображающие сцены из жизни Ти, а также разные хозяйственные работы, выполняемые в его владениях. К более известным сценам относятся: Ти, охотящийся с лодки, кормление гусей, перевозка и полировка статуй, повара и пекари за работой, жатва и молотьба, стройку лодки, мясники, ловля рыб сетью, охота на бегемота и доение скотин. В северной части некрополя заслуживают внимания также мастабы времени V династии: Птаххотепа, крупного чиновника времени Асеси, Птах-хотепа II, инспектора жрецов, Ахутхотепа, стражника Города пирамид, а также открытая в 1966 году мастаба сановника по имени Нефер и его супруги Хонсу с замечательно сохранившимися раскрашенными рельефами. Мастабы вблизи пирамиды Тети имеют целую систему молелен и коридоров в надземной части гробницы. Посреди более больших выделяется мастаба визиря Мерерука, являющаяся местом погребения визиря, его супруги и отпрыска Мери-Тети.

В царском некрополе в Гизэ также были обнаружены великолепные монументы скульптуры, изображающие как фараонов — к примеру, статуя Хефрена из диорита либо упомянутые выше триады Микерина, так и обычных людей, занимающихся различными занятиями; из числа последних стоит отметить хотя бы известную статуэтку пивовара. В исследование мастаб внесли свой вклад и участники польских археологических экспедиций. Во время трехлетних раскопок в Эдфу, в Верхнем Египте, проводившихся в 1937—1939 годах, польские археологи открыли несколько десятков мастаб VI династии, выстроенных из кирпича-сырца. Эти мастабы имели погребальные камеры и в надземной, и в подземной части. Обеспеченный погребальный инвентарь из этих мастаб находится сейчас в государственном музее в Варшаве. В 1 Переходный период (ок. 2181—2133 гг. До н.Э.), Во время которого вышло ослабление власти фараонов и распад страны, не было благоприятных условий для стройки столь больших усыпальниц, какими являются пирамиды. Надписи упоминают лишь о нескольких постройках данной эры. Некие из них были идентифицированы, как, к примеру, пирамида царя Иби в Саккаре, относящаяся ко времени VIII династии и пирамида фараона Хеви (IX—Х династии), находящаяся в Даре в Ливийской пустыне.

Ситуация коренным образом поменялась в эру Среднего царства, когда фиванским правителям удалось опять воссоединить страну. Они положили начало XI и XII династиям. Первая из них правила в Фивах, при второй основной политический и административный центр находился на севере, недалеко от Фаюмского оазиса, в до сих пор еще не исследованной местности Иттауи. Своим возросшим экономическим потенциалом Египет времени XII династии должен был во многом богатству Фаюмского оазиса, на местности которого были произведены превосходные ирригационные работы, в итоге которых была сооружена плотина и резервуар, регулирующий уровень воды в Дельте Нила. Цари возрожденного египетского страны во всех собственных начинаниях ставили себе за эталон заслуги архитектуры старого царства. По-прежнему строились пирамиды, остававшиеся главным типом царской усыпальницы. Маленький пирамидой был увенчан заупокойный храм, построенный в Деир-эль-Бахри фараоном XI династии Ментухо-тепом. Ко времени XII династии, при которой царский некрополь расширился от Саккары вдоль Нила, относятся несколько пирамид меньших размеров, расположенных вблизи гробницы Тети. В Дашуре, к востоку от усыпальницы фараона Снофру было выстроено в это время три пирамиды. Более ранешняя, расположенная меж двумя другими пирамидами, принадлежала Аменхотепу 1, к северу от нее находилась гробница Сену-серта III, а к югу — Аменемхета III. В этот период складывается новый тип конструкции пирамиды, меньшей по размерам по сравнению с пирамидами IV династии. Сначало возводили расходящиеся в виде лучей или имеющие форму креста внутренние стенки пирамиды, образующие треугольники, которые потом засыпались песком либо кирпичом-сырцом. Пирамида облицовывалась после этого известняком. Некие пирамиды царей Среднего царства сооружались целиком из кирпича-сырца, укладывавшегося конкретно на площадке. Время от времени ядром пирамиды служила естественная гора. Удивительно, что при данной более “дешевой” системе стройки пирамид (более употребительными строительными материалами были в это время кирпич-сырец и песок) другие элементы убранства гробниц были очень дорогими в связи с все более широким применением алебастра и кварцита.

К югу от Дашура, в местности Лишт, находятся окруженные мастабами знати руины двух пирамид фараонов XII династии — Аменемхета 1 и Сенусерта 1, а также две связанные с ними огромные пирамиды. Во время раскопок на данной местности была найдена древесная статуя Сенусерта 1, находящаяся сейчас в Египетском музее в Каире. Аменемхет III, имевший свою пирамиду в Дашуре, решил возвести себе еще одну — в местности Хавара, где позднее он и был похоронен. От пирамиды осталась лишь сердцевина, ранее же целая эта постройка была облицована тонкими плитками полированного известняка. Её высота достигала 58 м, а угол подъема — 48°45'. К югу от данной пирамиды сохранились развалины сооружения, которое было одним из более великолепных архитектурных памятников Египта — известного Лабиринта, вызывавшего у греческих путников еще больший восторг, чем пирамиды. Сейчас от него осталось только огромное поле, засыпанное известняковым щебнем и фрагменты колонн, ибо начиная с римского времени эта постройка служила большой каменоломней, откуда брали сырье для известеобжигательных печей. Некие исследователи считают эти руины остатками заупокойного храма Аменемхета III, но, уже самые размеры их площади (300 X 244 м), на которой поместились бы все совместно взятые большие храмы Карнака и Луксора, исключают правильность этого суждения.

Погребальный комплекс, находящийся на местности сегодняшнего селения Эль-Лахун и расположенный рядом город, где жили строители, возводившие царскую усыпальницу, относятся ко времени Сенусерта II. При сооружении конкретно данной гробницы в качестве ядра пирамиды была использована находившаяся тут гора. Завершая обзор царских усыпальниц эры Среднего царства, стоит упомянуть об открытии вблизи пирамиды Аменемхета III в Дашуре гробницы фараона 'Гора, где была найдена именитая древесная статуя царя, находящаяся сейчас в Египетском музее в Каире. Некие исследователи считают, что Гор правил вместе с Аменемхетом III, другие предполагают, что он был основоположником XIII династии. Пирамида была усыпальницей фараонов эры старого и Среднего царства. В период Нового царства, когда фараоны начали строить себе большие скальные гробницы в равнине царей в западной части Фив, небольшие пирамиды, не превышавшие в высоту несколько метров, были всего только завершением гробниц высокопоставленных начальников строительных работ в Деир-эль-Медине или скромным украшением надгробий в Абидосе.

но, мысль пирамиды как царской усыпальницы не была забыта. Гробницы таковой формы мы встречаем вблизи IV порога в Напате и VI — в Мероэ, в далекой Нубии, находившейся некогда под властью египетских фараонов. Пианхи (751—716 гг. До н.Э.), Завоеватель Египта и основоположник XXV династии, называемой также эфиопской, на которого пирамиды произвели большущее впечатление, был похоронен в великолепной гробнице недалеко от собственной прежней резиденции вблизи святилища в Гебель-Бар-кал, где высятся тонкие пирамиды — гробницы царей первого, так называемого напатского периода независящего Мероитского царства (656—295 гг. До н.Э.).

Второй комплекс схожих пирамид находится в Мероэ, новой столице Мероитского царства (295 г. До н.Э. — 350 г. Н.Э.). Эти пирамиды имели совсем другие пропорции по сравнению с египетскими и были еще меньше их по размерам. Средняя длина стороны их основания равна около 10 м, высота не превосходит 20 м, а угол наклона стенок составляет 65—70°. Но, более характерной чертой мероитских пирамид, отличающей их от египетских, является размещение этих гробниц. Они сгруппированы в комплексы и расположены тесновато одна рядом с другой так, что расстояние меж ними частенько не превосходит нескольких десятков см. Не все эти пирамиды имеют заупокойные храмы в виде молелен. Ребра стенок неких из них обработаны профилем в виде валика. Эти пирамиды строились из неотесанных блоков камня и облицовывались тщательно пригнанными полированными плитами. Исключение составляет несколько пирамид, принадлежавших последним правителям Мероитского царства, которые были сооружены из кирпича-сырца, а потом оштукатурены.

Искусство старого Египта в большей степени, чем какого-или другого периода художественного творчества, является отражением конкретной, настоящей реальности на различных этапах её исторического развития. Это касается не лишь изобразительного искусства, но и архитектуры. Древние египтяне считали земную жизнь всего только коротким эпизодом вечного существования. Конкретно поэтому для стройки домов, резиденций вельмож и царских дворцов они употребляли не очень прочные материалы, а до этого всего сырцовый кирпич. По другому смотрелось дело с сооружением жилищ для бессмертной души фараона и знати, которые также как и храмы богов сооружались из камня. О прочности этих зданий, устоявших наперекор времени и систематическим разрушениям, свидетельствуют сохранившиеся до сегодняшнего времени монументы.

К.Михаловский “пирамиды и мастабы” Варшава 1973 г.

ЛИТЕРАТУРА :

1.К. Михайловский “Пирамиды и мастабы”

2.Н. А.Дмитриева “Краткая история искусств”

3.“Искусство старого востока”

4.И. Бонин “Собрание сочинений”

5.Р .Бьювэл, Э. Джилберт “Секреты пирамид”



 
Еще рефераты и курсовые из раздела
Строения и сооружения
Исходные данные к курсовой работе.( Город, в котором будет проводиться стройку- Владимир ( Температура внутреннего воздуха tв=18С° ( Материал стенка кирпичная стенка,...

Архитектура старой Греции
Кто-то из великих произнёс :"Архитектура - это застывшая музыка ." старая Греция - колыбель европейской культуры и искусств. При взоре на художественные шедевры той далекой эры через века...

Загородные царские резиденции
"Явился Петр, и, по какому-то странному инстинкту души высокой, обняв одним взором все болезни отечества, постигнув красивое и святое значение слова правительство, он ударил по России, как ужасная,...

Пирамиды Египта
...

Эстетика древнерусского города
План Введение Эстетика древнерусского города Понятие «города» Образ города Ядро города Особенности древнерусского города Заключение Литература...