рефераты, курсовые, дипломы >>> архитектура

 

Город Ломоносов

 

Ломоносов

Дворцы-музеи и парки города Ломоносова - ценнейшие монументы российской культуры и искусства 18-го века, созданные выдающимися конструкторами и русскими мастерами.

Ораниенбаум - единственный из пригородов, который в годы Великой
Отечественной войны не подвергся разрушению фашистскими захватчиками.

Блокированный в течении двух с половиной лет, он стал массивным опорным пунктом обороны войск Ленинградского фронта, откуда 14 января 1944 года началось пришествие на неприятеля, приведшее к его разгрому под Ленинградом.

Поврежденные, но не разрушенные в годы войны, дворцы-музеи и парки города Ломоносова сохранили во всей собственной достоверности и неповторимости декоративное убранство 18-го века. Поэтому они представляют собою огромную художественную ценность как подлинные архитектурные монументы, знакомящие нас с историей и искусством прошедшего.

Дворцово-парковый комплекс города Ломоносова состоит из Нижнего и верхнего парков. В них расположены Большой замок, Каменный зал, замок
Петра 3-его с въездными воротами, Китайский замок, павильон "Катальной горки", Кавалерский корпус, Китайская кухня.

Выход России к Балтийскому морю, стройку Петербурга и Кронштадта побудили Петра 1-го начать заселение безлюдного побережья Финского залива.
Земли на южном берегу залива были подарены А.Меншикову, который начал стройку большой усадьбы, названой "Ораниенбаумом", что в переводе значит "померанцевое дерево".

Сооружение Нижнего парка и на нем дворца происходило в период с 1710 по
1725 год. Построенный конструкторами Д.Фонтана и Г.Шеделем Большой замок - композиционный центр всего ансамбля. Нижний парк, тесновато связанный с дворцом, был разбит в регулярном стиле.

пригородная резиденция А.Меншикова по размаху, богатству, парадности превосходила все, что было выстроено до этого
|Стр. 2 |

времени.

Она отвечала требованиям придворного быта и служила для дипломатических приемов. Работы по устройству Верхнего парка начались еще в начале 18-го века, а разбивка отдельных участков велась на протяжении последующих веков.

конструктор А.Ринальди в период сотворения центральной части Верхнего парка, так называемой своей дачи, применил геометрический принцип разбивки аллей и площадок. Элементы пейзажной планировки он выполнил у
"Катальной горки". В 1870-х годах парк заполучил тот вид, который сохранился до наших дней. В настоящее время Верхний парк, объединяя ряд разностильных садовых композиций, является единым по своим художественным достоинствам ансамблем и принадлежит к числу наилучших образцов парко- строительного искусства.

На местности Верхнего парка много прудов. Напротив Японского павильона
огромного дворца расположен Нижний пруд, называвшийся в 18-ом веке "Малым увеселительным морем". Восточнее – Красный пруд, ранее называвшийся
Верхним.
| |
|Стр. 3 |

К 1746-1762 годам относится второй период дворцового стройки в
Ораниенбауме. Пригород становится резиденцией великокняжеского малого двора
- Петра Федоровича и Екатерины Алексеевны. В восточной части Верхнего парка на возвышенном берегу речки Карости, посреди густой зелени был выстроен маленький двуэтажный каменный замок Петра III и въездные ворота с башенкой, шпилем и металлической решеткой.

замок Петра III, сооруженный в 1758-1762 годах, первая постройка конструктора А.Ринальди в Ораниенбауме. Сначало он входил в комплекс зданий крепости Петерштадт, выстроенный для великого князя Петра
Федоровича.

Крепость была сооружена по всем правилам тогдашнего фортификационного искусства, с валами, рвом и подъемными мостами. Въездные ворота и каменный замок, реставрированные в 1952-1953 и в 1960-1962 годах, различаются строгостью архитектурных форм и интересны как постройки, когда-то тесновато связанные с крепостью. В первом этаже находятся четыре
| |

Стр. 4 Комнаты, не имеющие архитектурно декоративного убранства. В настоящее время тут расположена выставка "М.В.Ломоносов и российское художественное стекло", организованная на материалах музея Ломоносова Академии наук СССР.

Дворцовые помещения второго этажа отделаны лепкой, резьбой, росписями по лаку, картинами, шелком. Из шести дворцовых комнат самая малая -
Буфетная. Отделка стенок шелком не сохранилась, но оформление восточной стенки декоративными полочками в обрамлении лиственного орнамента и картушей для стиля позднего барокко. Поставленные на полочки вазы и статуэтки китайской и японской работы дополняют декоративную отделку интерьера. Картинный зал, стенки которого украшены картинами, размещенными в шпалерной развеске, более увлекательное помещение дворца. В Картинном зале Ораниенбаума посреди итальянской, германской, фламандской, голландской школ 17-го и первой половины 18-го века имеется ряд произведений, представляющих собой огромную ценность. Таковы "Венера и Купидон" художника Пьетро Либери, дамские головки Пьетро Ротари, "Стадо коз с пастухом" художника Филиппа Петера
Рооса, картины анималиста Иоганна Фридриха Гроота, пейзаж Карела Дюжардена,
"Улица в деревне" художника Яна Брейгеля Старшего и остальные. Панели, откосы, двери зала расписаны золотом по лаку в характере китайского искусства крепостным художником, "лак ирным мастером" Федором Власовым. Из российских декоративных работ подобного рода они являются единственно сохранившимися.
Также отделаны Кабинет и Спальня, сохранившие великолепную лепку перекрытий, выполненную итальянцем Джани и русскими мастеровыми людьми по рисункам конструктора Антонио Ринальти. В особенности увлекательна лепка потолка будуара, изображающая крепость Петерштадт.

Вокруг дворца Петра III в парке произведена в 1952-1953 годах реконструкция. С южной и западной сторон строения сделаны площадки, разбиты три цветника с рисунками орнаментального характера. Посадки деревьев и кустарников, осуществленные в 70-х годах 19-го века, дополнены в послевоенное и настоящее время. Продолженная в 30-х годах 19-го века
Рябиновая дорога

Стр. 5 Проходит посреди лугов и маленького леса, мимо необычных прудов
"Карпиного" и "Подковы". Этоодна из живописнейших частей Верхнего парка.
Картины природы разнообразны тут во все времена года. Летом веселит глаз сложная палитра цветов зеленоватой листвы, а осенью кроны деревьев поражают яркостью и контрастностью зеленоватых и желто-бардовых тонов.

Зимой своеобразный пейзаж создают красные прутья корнуса, а также вечнозеленые ели и пихты. Краса этого участка парка, кажущаяся естественной, на самом деле является плодом огромного мастерства садоводов и архитекторов.

Связывая восточный и западный участки Верхнего парка, Рябиновая дорога приводит в центральную часть, которая совместно с расположенными тут
Китайским дворцом, "Катальной горкой" и другими постройками в 18-ом веке носила заглавие "своей дачи".

В 1760-х годах конкретно тут развернулись под управлением конструктора
А.Ринальди крупные строительные работы для Екатерины 2-ой. Каменный одноэтажный Китайский замок
| |
|Стр. 6 | Напоминает павильон; он стоит на низкой площадке из каменных плит, огороженной узорной металлической решёткой. Замок тесновато связан с парком.
Дубы, посаженные с трех сторон дворца, составляют с ним единое архитектурное целое. Два партерных садика с южной стороны сохранились от прежней регулярной планировки, и в 1947 году цветники в них были восстановлены по старым чертежам.

размещение Китайского дворца в стороне от Главной перспективы, его сравнимо небольшие размеры свидетельствуют об интимном характере данной постройки. Тем не менее во дворце находятся семнадцать комнат. Все они, полностью сохранившиеся до нашего времени, в собственном оформлении различаются изысканностью и мастерством выполнения.

Каждое из помещений решено по-своему, с применением различного материала - стекляруса, лепки, искусственного мрамора, смальты, слоновой кости, дерева, штофа. Отделка интерьеров, согласованная с архитектурой, делает их подлинными произведениями искусства.
| |

Стр. 7

неповторимые по художественному значению паркетные полы являются эталонами тончайшего комплекса из "заморских" и российских пород дерева, сделанного русскими крепостными мастерами.

К "заморским" породам дерева относятся: палисандр, темное- эбен, сандаловое, красное, лимонное, розовое, амарант, табачное, самшит. Из российских пород - береза, орех, клен, яблоня, сосна, дуб, груша. Для каждой комнаты набирался свой, нигде более не повторяющийся набросок пола, связанный с декоративной отделкой интерьера.

В неких помещениях в наборе можно высчитать до пятнадцати пород дерева. Окраска комнат, решенная в голубых, бледно-розоватых, сиреневых, светло-зеленоватых и светло-желтых тонах в сочетании с позолотой производит впечатление изысканности.

На плоскостях стенок и падуг выделяются лепные декорации, задуманные и выполненные с огромным мастерством. Работали в Китайском дворце российские крепостные профессионалы, имена которых остались неопознаны. Они "по чертежам и под смотрением" Ринальди умело претворяли в жизнь художественный план конструктора, передав все обилие и достояние форм живой природы. В декоративном убранстве интерьеров преобладает живопись итальянских мастеров Венецианской Академии художеств - Питтони, Дицциано, Гварана,
Цуньо, Цуккарелли.

Во дворце в 1765-1768 годах работали итальянские живописцы Стефано
Торелли и узнаваемый орнаменталист Серафино Бароцци.

Выставленные в залах художественные изделия 18-го века работы российских и иностранных мастеров органически взаимосвязаны с архитектурой интерьера, так как выполнялись по рисункам А.Ринальди либо приобретались по его заказу.
Зеркала в резных золоченых рамах, консоли, банкетки, табуреты, мебель
"зеленоватого гарнитура", мозаичные столы из смальт, бюро и остальные предметы являются неотъемлемой частью декора. К числу редчайших коллекций принадлежат японские, китайские и мейсенские фарфоровые изделия. Неповторим по плану и мастерству оформле-

Стр. 8 Ния Стеклярусный кабинет, для отделки которого были использованы все виды искусства: живопись, мозаика, вышивка, резьба, лепка. Двенадцать панно, вышитые синельно с фоном из стекляруса, декорируют стенки кабинета.
Стеклярус искрится серебристыми, сиреневыми, розовыми цветами. Панно для этого кабинета выполнены французскими мастерами по специальному заказу.
Необыкновенная слаженность композиции, замечательно рассчитанные пропорции и обилие красок делают вышивку редчайшим прототипом искусства 18-го века.

Согласованность всей отделки комнаты подчеркивал пол наборной работы из смальт, выполненный крепостными мастерами Петергофской гранильной фабрики под управлением профессионалы Якопо Мартини.

В середине XIX века мозаичный пол Стеклярусного кабинета был разобран из-за необходимости ремонта и не возобновлялся. Набросок пола из различных пород дерева воспроизводит начальный орнамент. Неповторимые мозаичные столы сделаны в XVII веке из смальт теми же русскими мастерами.
| |

Стр. 9

Одним из наилучших интерьеров дворца, полностью сохранившим отделку XVII века, считается Зал муз. Отличительная изюминка его архите6ктуры – органическая связь с парком, благодаря прорезанным огромным окнам-дверям. В декоративном убранстве использована живопись, выполненная художником
Торелли. В простенках изображены музы – покровительницы искусств и наук.

В полной гармонии с росписью на стенках находится плафон "Венера и грации" (холст, масло), написанный также Торелли. Композиция плафона уравновешена. Спектр мягкий, тающий с преобладанием холодных тонов.

К числу сохранившихся интерьеров XVIII века относится также и Сиреневая гостиная. Сдержанная цветовая палитра в окраске стенок и перекрытий, прихотливый, свободный набросок лепного растительного орнамента стенок и падуг, картины в лепных рамах – составляют убранство данной комнаты.

Четыре интерьера дворца, отделанные в характере китайского искусства и декорированные подлинными китайскими художественными произведениями, определили наименование дворца. Декоративная отделка огромного и Малого китайских кабинетов, Опочивальни и "Кабинетика" решена в этом же стиле.
Непревзойденная по красе декоративная отделка изделий ставят это здание в число шедевров мирового искусства.

Парк великолепно просматривается из огромных дверей и окон дворца. За двести лет он сильно поменялся. Черты прежней геометрической разбивки сохранились в планировке прямых и радиальных аллей, прямоугольных площадок, партерных садиков. Остался и пруд, вырытый перед южным фасадом дворца, но в
XIX веке его верная форма была изменена. На западном берегу в 70-х годах XIX века построена беседка "Пергола". На восточном берегу – фрейлинский домик, когда-то находившийся тут, который в середине XIX века был перестроен и назван Китайской кухней.

Мраморная скульптура, выполненная итальянскими мастерами в XVIII – XIX веках и установленная на местности парка Китайского дворца, и в настоящее время украшает его.

Стр. 10

обычная для пейзажного парка британская дорога проложена от дворца посреди лугов и леса на запад. На всём ее протяжении сделаны удивительные по красе пейзажи, благодаря умелому сочетанию – берёз, елей, дубов, чёрной ольхи и открытых пространств – полян и лужаек. Дорога – в прекрасных поворотах и изгибах, вполне оправданных и воспринимаемых как естественные.
Умело созданные декоративные ландшафты, с расположенными на них деревьями – одиночные экземпляры чёрной ольхи, - делают эту часть парка только красочной и разнообразной.

В западной части парка, на краю береговой террасы, находится павильон
"Катальной горки" – неповторимый монумент российской архитектуры второй половины
XVIII века. Он входил в состав наикрупнейшго увеселительного архитектурного ансамбля "Катальной горки", построенной по проекту конструктора а.Ринальди в
1762-1774 годах.

Катанье с гор – одно из самых увлекательных развлечений XVIII века – получило увлекательное архитектурное решение.
| |

Стр. 11

В Москве, в Петербурге и их окрестностях профессиональными зодчими были сделаны российские катальные горы. Мысль сотворения схожих сооружений восходит к традиционному народному развлечению – катанью с ледяных гор, имевшему огромное распространение в России. К настоящему времени из всех зданий подобного характера сохранился лишь павильон "Катальной горки" в парках города Ломоносова.

Ораниенбаумская "Катальная горка" представляла собой сложное сооружение. Скаты горки примыкали к южному фасаду павильона, занимая имеющийся тут луг протяжённостью в пятьсот тридцать два метра. Первый прямой скат горы имел в высоту двадцать метров, равномерно переходил в плавные полуовальные горки, с которых катались только в летнее время на особых колясочках.

Горы обрамлялись двумя рядами каменных колонн, образующих галереи.
Крыши галерей, украшенные скульптурой и вазами, были решены как прогулочные площадки, с высоты которых раскрывались красивые виды на парк.

Колоннады и скаты были разобраны в середине XIX века. Сейчас на месте, где размещались эти сооружения, находится большой луг прямоугольной формы, обрамлённый строем пирамидных пихт.

Сохранившийся павильон оригинален по композиции, представляет собой здание в три этажа с тремя выступами, увенчанное высоким в форме колокола куполом в центре, а по полосы второго этажа имеет колоннаду.

Его фасады парадны со всех сторон и рассчитаны на богатую игру света и тени. Голубой цвет стенок, белые колонны, бессчетные вазы и остальные декоративные декорации придают зданию воздушность и лёгкость.

обилие форм и архитектурных деталей при композиционном единстве в сочетании с окружающим пространством ставят павильон в один ряд с наилучшими монументами российской архитектуры.

Планировка внутренних помещений тесновато связана с решением плана его фасадов. В центре третьего этажа находится

Стр. 12
Круглый зал. К нему примыкают Вестибюль, Фарфоровый и Белый кабинеты, расположенные в южном, восточном и западном выступах. Декоративная отделка интерьеров соответствует увеселительному назначению сооружения. Огромные остеклённые двери и открытая терраса связывают зал и кабинеты с окружающим парком. Отсюда открываются красивые виды на аллеи, пруд и залив. В убранстве комнат применены живопись, лепка, позолота, искусственный мрамор.

Росписи свода и стенок в круглом зале, выполненные художником С.Бароцци в темперной технике, различаются лёгкостью и полупрозрачностью красок, являются наикрупнейшей работой этого профессионалы в России.

К выдающимся образцам декоративного искусства относятся обрамлённые художественной лепкой наддверные картины овальной формы "Нептун", "Наяда на дельфине" и "Амфитрида" исполненные масляной живописью на холстах, специально для этого зала в 1767 году художником С.Торелли.
| |

Стр. 13

Пол из искусственного мрамора – единственно сохранившийся в нашей стране эталон работы такового вида, выполнен в 1767 году итальянским мастером Г.Спинелли с пятью русскими учениками. Художественный набросок и световая палитра искусственного мрамора отлично смешиваются с остальной отделкой зала.

В декоре Фарфорового кабинета достигнуто глубочайшее единство живописи, лепки, позолоты, гармонически слитых с предметами прикладного искусства – фарфором.

Плафон, стенки и пол были выполнены по рисункам с,Бароцци в 1767 году.
Скульптурные фигурки обезьян, орлят, амуров работы А.Джани поддерживают резные полочки, на которых помещены фарфоровые группы, представляющие редчайшую коллекцию настенных украшений. Сорок фарфоровых групп были выполнены по специальному заказу для "Катальной горки" на Мейссенском заводе известным мастером XVIII века И.Кандлером и скульптором В.Асье.

Для фарфоровых изделий характерны выразительность и пластичность форм.
главные композиции – "Триумф Амфитриды", "Нептун и Фетида", "Боевой слон",
"Виктория", "Морская торговля", "Волга" и "Днепр" – раскрывают содержание и тематический подбор коллекций. Мифологические сюжеты, по которым выполнены скульптуры являются своеобразными аллегориями, прославляющими Россию как могущественную морскую державу.

В белом кабинете стенки и плафон украшены изящной белой лепкой работы
А.Джани; плафон решен, как светлое воздушное пространство. В центре настенных панно – связки орудия и знаки побед российского страны.
Светлые приглушенные тона в окраске стенок гармонируют с нежными тонами пола искусственного мрамора. В отделке кабинета много общего с декоративной лепкой вестибюля и лестничной площадки.

Реставрация фасадов и интерьеров произведена в 1951-1958 годах.

крупная художественная ценность павильона "Катальной горки" состоит в том, что его замечательная декоративная отделка XVIII века сохранилась в своём начальном виде.

Стр. 14

Восточнее павильона "Катальной горки" на краю возвышенности находится здание Каменного зала, построенного неизвестным архитектором и предназначенное для танцев и концертов. Композиционно оно связано с П- образным прудом и Тройной липовой аллеей.

Стр. 15


 
Еще рефераты и курсовые из раздела
Историко-географические предпосылки формирования вида города
1. Москва. Общие сведения. 1.1. Географическое положение, рельеф. Москва расположена в центре европейской части России, в междуречье Оки и Волги, на 55° 45' северной широты и...

Дизайн в автомобилестроение
Таллинский Технический институт Кафедра графики Реферат “Дизайн в автомобилестроение” студент преподаватель Портянский К Илленд Я. № 961017 1997...

Жилой дом: 5 этажный 30 квартирный
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ институт СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 4303 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»...

Пирамиды Египта
...

Проектирование металлической фермы
1. Исходные данные нужно рассчитать и законструировать стропильную ферму покрытия пролётом 27 м. Шаг ферм 8 м, сечение частей решетки фермы выполнены из парных уголков, пояса из тавров....