рефераты, курсовые, дипломы >>> архитектура

 

Увеселительные сады и вокзалы в России до середины XIX века

 

С конца XVIII - начала XIX века в культурной жизни столиц, наряду с театральными предприятиями, развивается новый тип увеселительных заведений - вокзалы. “Вокзалами” назывались загородные сады с клубно-концертными помещениями, в которых проходили концерты и дивертисменты с танцевальными вечерами и маскарадами. Само понятие происходит от слова “воксал”, которое означало место публичных гуляний и развлечений в Англии в середине XVII века. Так называлось маленькое поместье недалеко от Лондона, принадлежавшее Воксу де Броте, где устраивались балы, спектакли и фейерверки. В XVIII столетии “воксалами” обзаводится вся Европа.

сначала в России подобные праздники были нацелены только на высшее дворянство, но со временем, с развитием капиталистических отношений, купечество стало тоже посещать подобные увеселения, а с начала XIX века стали устраиваться подобные празднества и для всех обитателей города.

Первый вокзал в России был построен по велению Петра I в Екатерингофе. Так Екатрингофский вокзал стал первым клубно-концертным летним учреждением Петербурга, проработавшем вплоть до шестидесятых годов XVIII века, пока здание не было уничтожено пожаром. “Сколько народу, сколько разгульной весёлости, шуму, гаму, музыки, песен, плясок и проч. Было там. Богатые вельможи делали свои палатки из турецких драгоценных шалей, в палатках на столах стояла шикарная трапеза, рядом помещались оркестры дворовых музыкантов. Сколько щегольских престижных карет и старых прапрадедовских колымаг и рыдванов, блестящей упряжи и веревочной сбруи, прекрасных коней и тощих старых кляч, прелестнейших кавалькад и прежалких всадников можно было встретить там. Всюду азиатская роскошь. Впрочем местами проглядывала и непокрытая голь и бедность. Часто из-за богатой палатки показывался чуток-чуток прикрытой рогожей и тряпками шалаш с единственными украшениями: дымящимся самоваром и обычным пастушеским рожком для акомпанемента поющих и пляшущих поклонников алкоголя.

Вельможи, приезжая сюда со свитою в несколько десятков человек, пировали по три и по четыре дня; перед их палатками плясали и пели песенники-цыгане в белых кафтанах с золотыми позументами. Тут же на потеху народу завязывался кулачный бой .”[1]

Первый публичный увеселительный сад открылся весною в 1793 году на Мойке; учредил его заместитель директора императорских театров, барон Ванжура. Увеселительный сад назывался “Вокзал в Нарышкиновом саду”. Тут каждую среду и воскресенье давались праздники, балы, танцевальные вечера и маскарады с платою по рублю с человека. Увеселения начинались с 8 часов вечера; гости могли приходить в масках и без масок. В зале, предназначенном для танцев, игралось два оркестра - роговой и бальный. В открытом театре шли, в основном, понтомимы, реже - огромные представления и народные пляски. При таковых представлениях публика платила два рубля за вход.

тут выступали и путешествующие актёры, профессионалы различных “физических, механических и остальных искусств”, музыканты, играющие на органе и лютне, профессионалы верховой езды, дрессировщики львов и остальных зверей, “художники искусственных потешных огней”.

Нарышкинский вокзал не сумел просуществовать долго, скоро он закрылся, хотя его артисты, по словам современников, имели большой фуррор. Быстрее всего предпосылкой закрытия послужили денежные трудности компании.

иным общедоступным и платным садом был сад на полуострове Круглом. Объём предлогамых услуг был существенно меньше, но и плата составляла 25 копеек, а за всё лето - 2,50 рубля.

Были также и загородные сады со свободным входом для всех: кн. Вяземского, Зиновьева, Апраксина, Потёмкина, Шереметьева и многих остальных.

В Петербурге существовал также и императорский Летний сад для представителей высшего дворянства. Известны также загородные сады отдельных помещиков для избранной публики: Аптекарский, либо Ботанический, сад графа Разумовского на Крестовском полуострове; в этом саду для увеселения публики закидывались сети для ловли рыбы; тут же находился трактир, где гостей угощали напитками и различными блюдами; Каменный полуостров с увеселительным садом в голландском стиле с беседками графа Бестужева-Рюмина. Известен был также и сад гофмаршала Елагина. Тут в торжественные дни игралась музыка, выступали артисты и организовывались фейерверки. Дворецкому было приказано угощать всех желающих обедом и ужином.

некие богатые помещики устраивали праздники для друзей в собственных садах, никак не отличавшиеся от императорских. Так, к примеру, некто Ганин тратил на проведение вечера не менее пяти тыщ рублей. По его приказу создавались из зелени и цветов множество беседок, храмов и остальных замысловатых строений. Крепостная прислуга была загримерована и переодета под нимф, сильфид и амуров. Кругом игралась музыка, горели бенгальские огни, а по вечерам устраивались фейерверки. Многие помещики, давая такие представления за счёт средств, полученных в кредит, частенько не думали о расплате. Это порой заканчивалось для них катастрофически.

Одним из самых узнаваемых в Петербурге конца XIX века увеселительных садов подобного рода был - Сад Минеральных Вод. Акционерное общество Минеральных Вод было основано в 1833 году с капиталом в 56 000 рублей. Сначала тут проводились лишь балы, но потом общество дачников устроило в саду и залах различные игры, буфет и музыку. Слава же к ним пришла с начала пятидесятых годов, когда их антрепренёром стал Ив.Ив.Излер. “Это был не столько новый по типу, сколько новый по своим масштабам увеселительный сад, рассчитанный на среднюю и мелкую буржуазию”[2]. Его организаторы сделали ставку на сравнимо широкую доступность всех зрелищ, в особенности воскресных гуляний, которые собирали тыщи петербуржцев. Для этого в воскресные дни ставились особенные эстрадные программы, объединённые по тематическому признаку.

Организаторы стремились к зрелищности и к обилию эстрадных программ, рвению подать их в эффектной форме. Так репертуар 1850 года состоял из:

“В концертном зале:

· Оркестр гвардии Кавалергардского полка с солистом, известным кларнетистом г. Васильевым;

· Дуэт тенора и баритона;

· Виртуозы игры на цимбалах;

· Хор столичных цыган под управлением Ильи Соколова”.

В театре:

· Полковые песенники, плясуны и музыканты;

· Гимнастические упражнения;

· Бальный оркестр г.Шлецингера”. [3]

Репертуар 1853 года:

“ В концертном зале:

· Бальный оркестр п/у г. Шиндлера;

· Тирольские певцы;

· Соло-флейтист;

· Трио в составе сопрано, тенора и баритона;

· Дуэт на концертино;

· Па-де-де и вариации из балета;

· Акробатические упражнения;

· Живые картины в нескольких переменах, с дивертисментом.

В эстрадном театре:

· Бальный оркестр п/у Иоганна Гунделя;

· Фокусник-трансформатор;

· Гимнастические представления;

· Атлетические упражнения;

· Аттракцион: группа арабов-кабилов - скачки, игры и соревнования в единоборстве.”[4]

позже, в конце века, на месте “Сада Излера” был построен новым антрепренёром сад “Аркадия” и был оформлен им в мавританском стиле.

В 1836 году в Павловске был построен первый, в смысле движения поездов, вокзал в виде полукруга в 350 футов, соединяющий Царское село с Петербургом. Общество Царскосельской стальной дороги выстроило также залы для балов и концертов и общей столовой. В самом большом зале находился фонтан, построенный иностранным мастером. Следующей весной 1837 года, согласно проекту, стали работать на его местности концертные площадки и танцевальные залы с эстрадой. Тут Павловский музыкальный вокзал служил не лишь как место народных гуляний и концертов, но и как пункт посадки пассажиров в поезда. В 1844 году крупная часть Павловского вокзала сгорела и на месте егобыл сооружён новый.

В сороковых годах репертуар Павловского вокзала складывался из дивертисментов, вечеров современной танцевальной музыки и смешанных эстрадных концертов. Артистами, выступающими на сцене были братья Мальчугины, хор фабриканта В.Г.Жукова, хор столичных цыган Ильи Соколова, тирольские народные певцы. Не считая того, в программах воспринимали роль духовые военные оркестры, а с конца сороковых годов - оркестры бальной музыки, которыми дирежировали известные в то время Иосиф и Иоганн Гунгль, Дютч и Цезарь Пуни.

Примечательно, что на вокзалах исполнялись самые современные произведения из Европы. Так лишь приобретающие популярность у себя на родине вальсы Иоганна Штрауса, исполнялись уже оркестром в Павловском вокзале. Позже в 1854 году посетившим этот вокзал.

Павловский вокзал приглашал также на гастроли иностранных исполнителей танцевальной музыки: в 1854 году приезжает со собственной программой Иоганн Штраус (позже он будет приезжать каждый год в течение пятнадцати лет).

таковым образом, фуррор лёгкой симфонической музыки и лёгких танцевальных форм способствовал сближению широкого круга гостей Павловского вокзала.

Программы Павловского вокзала сочитали в себе смешанные эстрадные программы с исполнением танцевальной музыки. Нередкое обновление репертуара, непрерывность и длительность существования выдвинуло Павловский вокзал и его эстраду на исключительное положение.

В самом конце шестидесятых годов XVII века антрепренёр Мельхиор Гроти отктрывает вокзал и в Москве, арендовав для этого сад графа Трубецкого около Донского монастыря. В течение всего лета тут проводились общественные собрания для благородных, которые проходили два раза в недельку. Тут же давались балы и представлялись театральные пьесы.

В Москве в последней трети XVIII века открылся как филиал Петровского театра “Воксал Маддокса”. Тут в летнее время проводились общественные собрания, происходили балы и ставились небольшие дивертисменты артистов оперно-балетной сцены. Обстановка была выполнена со вкусом: эстрада располагалась в центральном зале, окружённым великолепным садом. По воспоминаниям современника М. Загоскина, тяжело было придумать что-или лучше сборного места гостей Петровского парка; скрытые широкие террасы, красивые комнаты, красивые галереи и большая зала.

На этраде Петровского парка давались смешанные эстрадные программы, и само наименование Петровского парка стало нарицательным для многих компаний подобного рода в провинции.

Сад заканчивался прудом около которого, в не плохое время года, игралась музыка. В большом зале устраивались спектакли с ролью актёров общественного столичного театра и приезжих трупп- германских, французских и итальянских. Традиционно вечер начинался с маленький комедии либо комической оперы в одном либо двух действиях, за представлением следовал бал либо маскарад, который заканчивался ужином, а позже можно было танцевать, играться в карты. Гуляние длилось, как правило, до двух часов ночи. За всё это гости платили около 5 рублей, включая и сам вход в “воксал” (1 рубль). Пять рублей, по тем временам, были большими средствами. Фунт говядины, к примеру, стоил 1,5-2 рубля; полтелёнка можно было приобрести всего за 1 рубль; а стоимость курицы составляла 5 копеек. Самых гастрономический обед в драгоценном трактире обходился в 2 рубля.

Так что, судя по приведённым цифрам, нельзя было сказать что Петровский сад являлся общедоступным для большинства населения. Но сад являлся не лишь местом увеселений дворянства, но и купечества, численность которого к началу XIX века возросла в несколько раз.

Весной 1854 года правитель Николай I утвердил “Правила касательно учреждения различного рода общественных увеселений и простонародных забав в столицах”. Согласно этому законодатель-ному акту, отныне монопольное право на компанию концертов и остальных представлений пренадлежало Дирекции императорских театров. Всякого рода представления могли даваться в столицах только с разрешения Дирекции и при условии отчисления 1/4 части незапятнанного сбора.

Утверждение монополии Императорских театров имело под собой экономическое основание, так как расходы театральной дирекции существенно превосходили сумму сборов. Уничтожая конкуренцию с частными увеселительными предприятиями, правительство надеялось добиться некого сокращения дефицита казённых театров.

таковым образом, содержание общественных частных увеселительных садов стало экономически не выгодным и большинству из них пришлось закрыться.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Увеселительные сады в России способтвовали развитию современных эстрадных жанров и “лёгкой, развлекательной” музыки. Если на сценах театров Москвы и Петербурга господствовала строгость и представительность, исполнялись в основном серьёзная опера и многоактные пьесы, то в пригородных садах преобладали лёгкие комические жанры и эстрадные дивертисменты. Основой представлений являлось развлекательность и увеселение публики.

сначала увеселительные сады организовывались для высшего дворянства не с целью заработка средств (напротив большая часть дворян разорялась, проводя подобные увеселения), а с целью приобретения определённого стиля в обществе. Потом, когда предпрениматели начали понимать, что подобные увеселения могут приносить неплохой доход, начали организовываться общественные сады. Формы организации были различными. Это могли быть и единоличные компании, но, как правило, они организовывались в форме акционерных обществ, для привлечения большего начального капитала и партнёрства. Некие антрепренёры организовывали сады, арендовав участок земли и построив там нечто схожее сцене и гостинным залам. Потом они приглашали исполнителей, выплячивая им гонорары из средств, полученных за реализацию входных билетов, а разницу брали себе.

Широкую популярность вокзалам приносил репертуар. Чем новее, оригинальнее и увлекательнее была программа, тем больше было шансов на успешное экономическое положение. В садах выступали не лишь оркестры и отдельные музыканты, но и циркачи, спортсмены, акробаты, фокусники. Зрелищность придавали также и вечерние фейерверки, устроение которых поручалось порой и иностранным мастерам.

Педставления организовывались на хоть какой вкус. Для ценителей и любителей музыки - роговые и камерные симфонические оркестры, для любителей театра - одноактные комедии, для любителей карточной игры - беседки либо особые залы, для любителей танцев - особые площадки. Единственными людьми которые были “чужие на этом празднике жизни” были люди не умеющие веселиться.

принципиальным и с самым огромным недочетом подобного рода компаний была их зависимость от погоды.

Увеселительные сады XIX века послужили праобразом сегодняшнего Центрального парка культуры и отдыха. Гости в торжественные и воскресные дни могут поглядеть выступления артистов различных жанров на летней сцене, потанцевать вечером на дискотеке, покататься на лодках, проехаться на атракционах, пообедать либо поужинать, поиграть в шахматы и карты, поглядеть видео кинофильм либо просто посидеть на лавочке и поглядеть на фонтан.

Сейчас в столице ведётся реконструкция сада “Эрмитаж”. Организаторы желают вернуть его прежнюю славу и прежднее назначение. Сейчас уже функионирует театр и ночная дискотека.

перечень ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Старикова Л. Театральная жизнь старинной Москвы.- М., 1988

2.Кузнецов Е.М. Из прошедшего российской эстрады.-М., 1957

3. Старый Петербург.- Спб., 1990

[1] Пилин Старый Петербург.-Спб., 1992., С. 435

[2] Кузнецов Е.М. Из прошедшего российской эстрады.- М., 1958, С. 109

[3] см. Кузнецов Е.М. Из прошедшего российской эстрады.- М., 1958, С. 109

[4] см. Там же, с 110



 
Еще рефераты и курсовые из раздела
Царское село, его архитектура
1.Вступление Гости города Пушкина, в первый раз въезжающие в его историческую часть через Египетские ворота, и ожидающие узреть монументы барокко и классицизма ХVIII века, с удивлением...

Разработка главных разделов проекта производства работ
Министерство общего и профессионального образования РФ. Северо-Кавказский государственный технологический институт. Кафедра строительного производства. Пояснительная...

Землеустроительство
СОДЕРЖАНИЕ Введение 7 1 Содержание и главные принципы организации землеустроительных работ (обзор литературы) 11 1.1 Структура государственного...

Петропавловская крепость
Введение . В центре Санкт- Петербурга , на маленьком полуострове Невы , поднимаются каменные стенки Петропавловской крепости – первой постройке города . Крепость была заложена 16 ( 27)...

Государственное строение России в 14-15 вв.
столичное правительство оставалось еще раннефеодальной монархией. В силу этого дела меж центром и местами строились сначало на базе сюзеренитета-вассалитета. Но с течением времени...