рефераты, курсовые, дипломы >>> архитектура

 

Российские монастыри

 

СОДЕРЖАНИЕ:

I Введение.

II Основная часть:

1. российские монастыри в IX-XVI веках.

2. российские монастыри в период 1601-1860 годов.

3. российские монастыри в период 1861-1917 годов.

III Заключение.

IV перечень литературы.

ВВЕДЕНИЕ

мишень данного реферата - проследить историю происхождения и, в какой-то степени, становления и развития российских монастырей в период с IX века по 1917 год, а также на конкретных примерах показать, какова их роль в культурной, публичной и гос жизни нашей страны. В базе написания реферата лежит принцип повествования о всех сторонах деятельности монастырей в разные периоды истории российского страны.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

российские МОНАСТЫРИ В IX-XVI ВЕКАХ.

Монашество – особая форма «посвящения собственной жизни» богу: аскетизм, то есть жертва земными сокровищами и радостями, удаление от суеты повседневного существования, вознесение молитв за себя и за остальных как основное занятие; в базе монашества лежит отшельничество. Поэтому вполне закономерно, что оно появилось на Руси совместно с принятием христианства. Появление последнего датируется IX в., И тогда же, по преданию, были основаны первые монастыри: Пустынно-Николаевский «на Угорском» в Киеве и Вознесенский в Менске (старом Минске). В Х в. Упоминается Спасский либо Спасов Белый, в Киеве. После массового крещения киевлян (в конце Х в.) В следующем, ХI в., Возникли уже 22 монастыря, что, непременно, отражало успехи распространения христианства. Но что это были за монастыри?

Судя по летописным известиям, многие из них совсем не соответствовали религиозным требованиям. «Много монастырей, - говорит летописец, - поставлено от царей и бояр на богатом иждивении, но не таковы эти монастыри, как те, которые поставлены слезами, постом, молитвою, бдением».

Приводя эти слова летописца, С. М. Соловьев отмечает, что «эти монастыри не были такие, какие надобны были тогда для упрочения христианства, их монахи не были реальными подвижниками».

Даты основания монастырей в IX-XIII вв. И их размещение показаны в табл. 1.

Как следовало ждать, больше всего монастырей в XI столетии было основано в Киеве – девять, из них два дамских. Посреди мужских были сохранившиеся до наших дней Киево-Печерский и Выдубецкий. На Правобережье появилось еще четыре мужских монастыря: в Луцке, Владимире-Волынском и два Сельских.

На Левобережье возникло тоже четыре мужских: в Чернигове (два), Переяславле и Новгороде - Северском.

Всего два монастыря были основаны в Новгороде: мужской Юрьев и дамский Петропавловский.

Три мужских монастыря появились в Северо - Восточной Руси: в Ростове (Авраамьев), Суздале и Торжке.

Больше всего, таковым образом, христианизация охватила Киевскую землю- на ней было основано 17(2 дамских) монастырей. Но почему так не достаточно их было в Новгороде и Северо – Восточной Руси?

Видимо, процесс христианизации шел там медлительно. Это находит косвенное доказательство в летописном рассказе о вооруженном сопротивлении новгородцев попыткам их крещения в конце Х в. По археологическим данным, как установил В. Л. Янин, «полную христианизацию Новгорода следует отнести, возможно, к концу XIII века. До конца XIII века рядом с именованием, полученным при крещении существует мирское имя… В берестяных грамотах до конца XIII века христианские имена встречались совсем редко». С. М. Соловьев отмечал, что при Владимире (погиб в 1015 г.) Христианство распространялось в большей степени по узенькой полосе, вдоль аква пути из Киева в Новгород, «к востоку же от Днепра, по Оке и верхней Волге, даже в самом Ростове, несмотря на то что проповедь доходила до этих мест, христианство распространялось совсем слабо… иноки Печерского монастыря будут проповедниками у витячей и мери и будут мучениками там; летописец прямо говорит, что в его время витячи сохраняли еще языческие обычаи».

Даты основания первых монастырей – в IX и X вв. – могут быть и неточными, а сведения о них неполными. Так, по В. В. Зверинскому, первый монастырь в Киеве был основан, как уже говорилось, в IX в. И именовался «Пустынно-Николаевский на Угорском», у С. М. Соловьева же сообщается, что первый монастырь был построен первым киевским митрополитом Михаилом «на горе против холма Перунова». Видимо, что это один и тот же монастырь, но если его выстроил Михаил, то это вышло не в IX в., А в конце Х в. Тут же С. М. Соловьев приводит «иностранное весть, что киевский митрополит встречал Святополка и Болеслава Храброго в монастыре св. Софии», о котором у В. В. Зверинского не упоминается (может быть, в этом «иностранном известии» монастырем назван Софийский собор, построенный в XI в.).

В XII в. Было основано втрое больше монастырей, чем за предыдущий период – 71, в том числе 53 мужских и 18 дамских (табл. 1).

В княжествах на Правобережье и Левобережье возникло 13 (2) монастырей, все в городах – Киеве 7(2), Переяславле 4, Каневе и Галиче.

В Новгородско-Псковской земле появилось 23 (9) монастыря.

В этом столетии новгородцы активно заселяют и осваивают Приладожье, где возникли 2 мужских монастыря. Другие – в городах: 17(7) в Новгороде, 3(2) в Пскове и один в Старой Руссе.

В Северо-Восточной Руси было основано 19(3) монастырей, в том числе 14 городских и 5 сельских. Больше всего их было во Владимире – 8(2), 2 в Переяславле-Залесском, по одному в Ростове, Суздале, Ярославле и Муроме (тут был дамский).

На Севере, в Сухоно-Двинском районе, встретились миграционные потоки из Новгородской земли и Северо-Восточной Руси (Владимиро-Суздальской земли). тут были основаны 2 мужских монастыря – в Вологде и Великом Устюге (узнаваемый потом монастырь-вотчинник Троицко-Гледенский, рядом с городом).

Один дамский монастырь появился в Рязанской земле (в Пронске), 8 мужских – в Смоленске, 5(3) – в Белоруссии: 4(3) в Полоцке и один мужской в Турове.

таковым образом, из 71(18) монастыря 64(18) было основано в городах и лишь 7 в сельской местности. Чем это разъясняется?

В начале XII в. Киевская Русь распалась на ряд княжеств, которые были, по существу, вполне независящими феодальными государствами. Процесс христианизации в их стольных городах зашел уже далеко; князья и бояре, состоятельные купцы, жизнь которых отнюдь не соответствовала христианским заповедям, основывали монастыри, стремясь замолить в них грехи. При этом богатые вкладчики не лишь получали «обслуживание специалистов» – монахов, но могли и сами провести остаток жизни в привычных условиях материального благополучия. Возросшее количество населения в городах обеспечило и рост численности монахов.

В XIII в. Основание монастырей длилось и до, и после татаро-монгольского нашествия. К огорчению, многие монастыри датируются просто XIII в., Так что неизвестно, к какой половине столетия относится их появление. Вероятнее все же, что они появились после нашествия.

Вторжение татар нанесло большой вред нашей стране. Были разрушены и сожжены многие города и села, погибли и уведены в рабство тыщи работоспособных и знающих ремесла людей.

Но сколько же было уничтожено монастырей? Из основанных в IX – первой половине XIII в., Как указано в источниках, на Украине и в Северо-восточной Руси были разрушены в 1155 г. Половцами 2 монастыря (в Переяславле-южном) и 12(3) при нашествии Батыя. Не считая того, 13(2) монастырей, основанных там же в этот период, были ликвидированы неизвестно когда, но до царствования Екатерины II. Поскольку число разрушенных татарами монастырей очевидно занижено, а остальные 13 монастырей позже в источниках не упоминаются, будем считать, что они тоже были разрушены при нашествии. Тогда общее количество разрушенных монастырей составит 25(5), в том числе 22(4) городских и 3(1) сельских, из них 10(4) в Киеве, 5 городских и один сельский на Правобережье Днепра, 2 городских и один сельский (дамский) на Левобережье и 5 городских и один сельский в Северо-Восточной Руси.

Но и это число, возможно, неполно, так как часть монастырей могла быть уничтожена, но в том же столетии восстановлена.

Посмотрим сейчас, где основывались монастыри в XIII в. (Табл. 1).

В Киеве, на Правобережье, появилось 9 монастырей, в том числе один в Киеве, по 2 в Луцке и Владимире-Волынском и 4 сельских. Все они были мужскими.

На Левобережье – 3(1), из них по одному мужскому в Чернигове и Путивле.

В Новгородско-Псковской земле – 10(2), из них 3(2) в Новгороде и 3 в Пскове.

В Смоленске – один мужской.

В Рязани и Брянске – по одному мужскому.

На Севере-3, в том числе 2 в Великом Устюге и один в Вологодской земле, на Кубенском озере.

В Белоруссии – 5(1), из них 4(1) в городах: мужские в Полоцке, Бресте и Пинске и дамский в Турове.

Больше всего было основано монастырей в Северо-Восточной Руси, куда после нашествия стало уходить популяция с опасного юга. Тут появилось 25(4) монастырей: 6(4) в Суздале, 3 в Ростове, по 2 в Москве и Твери, по одному во Владимире, Костроме, Ярославле, Нижнем Новгороде, Переяславле-Залесском, Старице, Юрьеве и Волоколамске и еще 4 сельских в Тверской земле.

Исключив из общего числа основанных в IX-XIII вв. Монастырей те из них, которые разрушены, и те, которые позже XIII в. Не упоминаются, получим общее количество монастырей, существовавших в конце XIII в.

Больше всего монастырей, как и следовало ждать, находилось тогда в Северо-Восточной Руси – 33(7) городских и 8 сельских, всего 41(7) монастырь.

На втором месте была Новгородско-Псковская земля – 28(12) городских и 6 сельских, всего 34(12) монастыря.

достаточно много оказалось на Украине – 18 городских и 5 сельских, всего 23 монастыря, все мужские.

В других районах было еще меньше: 8(4) в Белоруссии (7 в городах), 6 в Смоленске и 5 на Севере (4 городских).

Всего в конце XIII в. Насчитывалось 120(24) монастырей, из низ 99(24) городских и 21 сельский. Отметим существенное преобладание городских монастырей – они составляли 83%. Чем это объяснить?

По-видимому, тут сыграло роль распространение христианства поначалу посреди богатых и состоятельных людей, близких к князьям и живших совместно с ними в городах. Богатые купцы и ремесленники тоже жили в них. Естественно, и обыкновенные горожане воспринимали христианство быстрее, чем сельские смерды.

Динамика основания и особенности распространения монастырей подтверждают, что дата крещения Руси – 988 г. – условна и обозначает лишь начало активных действий правящей верхушки Киевского страны по христианизации населения.

Прослеживая размещение монастырей по регионам, можно созидать, что распространение христианства, начавшись в Киевской земле, пошло потом в Новгородско-Псковскую и Смоленскую земли, в Белоруссию и позже в Северо-Восточную Русь. Нашествие татаро-монголов ускорило заселение Северо-Восточной Руси, и соответственно в ней возросло число монастырей.

нужно в связи с этим остановиться на вопросе так называемой «монастырской колонизации» Севера. Хотя еще А. А. Савич убедительно показал, а И. У. Будовник не менее убедительно подтвердил, что говорить о ней не приходится, потому что монастыри основывались в уже заселенных местах и встречали сопротивление местных фермеров, понимавших, что это грозит им закабалением, все же понятие «монастырская колонизация» продолжает появляться в печати. На местность Севера славяне приходят в IX в., А к концу XII в. Они уже заселяют её вплоть до Пермско-Вятской земли. По мнению неких исследователей, «монастырская колонизация» Севера наблюдается уже в XI-XIII вв. Но в XI в. Там монастырей еще не было, в XII в. – основано только 2 монастыря; в Вологде и Великом Устюге, в XIII в. – еще 3: в Великом Устюге и один на Кубенском озере, недалеко от Вологды. О какой же «монастырской колонизации» можно тут говорить? Её не было.

Монастыри в рассматриваемый период имели земельные владения, но сведения о их источниках скудны и отрывочны. Так, уже в XI в. Киево-Печерский Монастырь получил земли от князя Изяслава Ярославича; три волости (с крестьянами) – от Ярополка Изяславовича; пять сел – от его дочери; села в Суздальской земле – от того епископа; новгородский Юрьев монастырь получил в XII в. Погост Ляховичи «с землею, и с людьми, и с коньми, и лес, и борти, и ловища на Ловати», село Буйцы; Изяслав Мстиславович дал новгородскому Пантелеймонову монастырю в том же XII в. Село Витославич с крестьянами и землями; другой новгородский же монастырь, Антониев, получил от собственного основоположника – Антония Римлянина купленную последним землю; Хутынский монастырь получил землю тоже от собственного основоположника – новгородского вельможи. «Не приходится сомневаться, - отмечал И. У. Будовниц, - что и остальные крупные монастыри, о землевладении которых источники не сохранили нам прямых известий, по самой природе собственной также владели землями и зависимыми людьми, причем монастырское землевладение уже в этот ранешний период обнаруживало тенденцию к непрерывному росту».

Но наряду с ними существовали и маленькие частные монастыри, владельцы которых могли ими распоряжаться и передавать их наследникам.

Монахи в таковых монастырях не вели общего хозяйства, а вкладчики, пожелав уйти из монастыря, могли потребовать свой вклад обратно.

С середины XIV в. Начинается возникновение монастырей нового типа, которые основывались людьми, не имевшими земельных владений, но обладавших энергией и предприимчивостью. Они добивались от великого князя пожалования земель, воспринимали пожертвования от соседей-феодалов «на помин души», закабаляли окрестных фермеров, скупали и выменивали земли, вели собственное хозяйство, торговали, занимались ростовщичеством и превращали монастыри в феодальные вотчины.

Этот процесс, отмеченный еще В. О. Ключевским, отлично был исследован И. У. Будовницем, который убедительно показал, что он был связан с деятельностью митрополита Алексея и основоположника Троице-Сергиева монастыря Сергия Радонежского. «Алексей, отметил И. У. Будовниц, - совместно с великим князем Дмитрием Ивановичем повсюду насаждал общежитейные монастыри, на которые как митрополиту, так и великокняжеской власти было опираться удобнее, чем на маленькие монастыри старого типа, находившиеся в полном руководстве местных феодалов». Дело тут, естественно, не столько в политической опоре – маленькие монастыри не могли иметь политического значения, - сколько в том, что появление монастырей-вотчинников означало материальное укрепление церкви в целом, превращало её тоже в наикрупнейшго землевладельца, возможность поддержать великокняжескую власть средствами, натуральными продуктами и войском, набранным из зависимых фермеров.

Земельные владения стремились приобрести не лишь монастыри, но и остальные церковные организации: митрополичья, архиепископские и епископские кафедры (дома) и крупные церкви – соборы. «Митрополиты и епископы с древнейших времен получали от князей разные дотации и земельные владения… до середины XIV в. Иерархи церкви были главными представителями несветского землевладения… монастыри с древнейших времен и приблизительно до середины XIV в. Не имели больших земельных владений и далеко уступали в этом иерархам церкви. Со второй половины XIV в. Монастыри начинают получать владения и в дальнейшем, скоро обогащаясь, оставляют далеко за собой иерархов церкви». Основными методами приобретения земельных владений были пожалования великокняжеской, а потом царской власти, дарения (вклады) светских феодалов, захват земель у оставшихся еще свободных фермеров и их закабаление, а позже основным образом покупка земель у средних и маленьких феодалов.

К огорчению, общие данные о величине землевладения церковных иерархов и монастырей имеются лишь с XVII в., И то очень приблизительные. До этого времени о формировании церковного землевладения можно составить некое представление лишь по числу монастырей.

В. О. Ключевский полагал (и И. У. Будовниц с ним согласился), что все монастыри, основанные вне городов и их наиблежайшей округи, были землевладельцами. Это логично: поскольку монастырь основывался в отдалении от города, он обязан был иметь свое хозяйство, то есть владеть землей. Но были, естественно, и монастыри-землевладельцы, основанные в городах.

Рассмотрим процесс основания монастырей в XIV-XVI вв. На местности великорусских княжеств, поскольку конкретно эти княжества составили в XVI в. Единое российское правительство, и на присоединенных землях Приуралья и Поволжья (табл. 2).

В XIV в. Началось возвышение столичного княжества и объединение под его властью российской земли. Политическая ловкость столичных князей дозволяет избежать татарских вторжение; митрополит всея Руси избирает Москву собственной резиденцией; в относительно спокойных условиях развивается феодальное хозяйство, возрастает популяция, удачно осваивающее свою государственную местность. Неудивительно потому, что конкретно в этом центральном районе (потом получившем заглавие Центрально-Промышленного) возникает наибольшее количество новейших обителей: 51(10) городской и 29(1) сельских монастырей.

На западе страны, в Новгородско-Псковской земле (будущем Озерном районе) их было основано еще меньше: 26(6) городских и 8 сельских, всего 34(6) монастыря.

Еще меньше появилось на севере – 4(1) городских и 17(1) сельских, всего 21(2), и на юге, в будущем Центрально-Черноземном районе, - один городской и 4(1) сельских, всего 5(1) монастырей.

По-прежнему в относительно густо населенных Центральном и Озерном районах в городах основывались намного больше монастырей, чем в сельской местности, на севере же, где крестьянство интенсивно осваивало землю, а городов было меньше, сельские монастыри преобладали. Совершенно не возникло новейших монастырей в Смоленской земле (Западном районе).

Всего в XIV в. Было основано 82(17) городских и 58(3) сельских, а совместно – 140(20) монастырей.

Победа на поле Куликовом, несмотря на последовавшее вторжение Тохтамыша и разорение Москвы, значительно укрепила положение столичных князей. В развернувшихся в XV в. Феодальных войнах они одерживают верх над соперниками; Золотая Орда, раздираемая междоусобицами, слабеет. Длится освоение местности российских княжеств увеличивающихся популяцией, а вслед за крестьянами идут монахи: в XV в. В Центральном районе основаны 51(10) городской и 49(5) сельских, всего 100(15) монастырей, в Озерном – 24(9)городских и 49(2) сельских, всего 73(11) монастыря, на севере – 6(1) городских и 19(1) сельских, всего 25(2) монастырей, в Смоленской земле – 2 мужских, в Черноземном районе – 3 городских и 2 сельских, всего 5 монастырей.

В различие от XIV в., Когда уже было сказано, возникло существенно больше городских монастырей – 82 против 58 сельских, в XV в. Было основано практически столько же городских – 85(20), но еще больше сельских – 120(8), а всего 205(28) монастырей. Рост числа сельских монастырей, непременно, отражает успехи внутреннего крестьянского освоения местности страны.

Свержение татарского ига, объединение княжеств в единое правительство способствовало укреплению церкви как феодальной организации. В сложившемся российском государстве она сходу стала наикрупнейшим землевладельцем. Попытка отнять у нее землю, которую предприняло правительство в середине XVI в., Окончилась неудачей – царское самодержавие еще нуждалось в поддержке церкви и не пошло на открытый конфликт в сложной обстановке борьбы с потомками удельных князей и крупными землевладельцами-боярами, стремившимися ограничить власть царя. Стройку монастырей и, само собой очевидно, расширение земельных владений церкви длилось в возрастающем темпе вплоть до 1580 г., Когда окрепшее самодержавие и алчущие расширения собственных владений боярство и дворянство все же добились от церковников согласия на запрещение монастырям получать земли от служивых людей. Но монастыри, как и ранее, расширяли свои владения, получая от правительства свободные земли и призывая на них фермеров на льготных условиях. По истечении срока льгот фермеры оказывались в крепостной зависимости от монастырей.

В XVI в. В Центральном районе было основано 77(22) городских и 97(5) сельских, итого 174(27) монастыря, в Озерном – 32(8) городских и 63(3) сельских, итого 95(11), в Западном (Смоленской земле) – 3(1) городских и 6 сельских, итого 9(1), в Северном районе – 7(1) городских и 63(3) сельских, итого 70(4), а всего в этих четырех районах – 119(32) городских, 229(11) сельских, итого 348(43) монастырей. Как и в XV в., Количество новейших сельских монастырей значительно превосходит число городских.

С переселением фермеров и присоединенные Среднее и Нижнее Поволжье и Южное Приуралье, а также в уже ранее заселявшееся Северное Приуралье там появляются и монастыри: в Среднем Поволжье – 18(4) городских, 3(1) сельских, итого 21(5), в Северном Приуралье – 4 городских, 6 сельских, итого 10 и в Южном Приуралье и Нижнем Поволжье (в городах Уфе и Астрахани) – 4(1) городских монастыря, а совместно с Черноземным районом (по 13(1) в городах и селах) всего в этих пяти районах возникло 39(6) городских, 22(2) сельских, итого 61(8) монастырь.

Всего в XVI в. Появилось 158(38) городских и 251(13) сельских, итого 409(51) монастырей.

таковым образом, за три столетия, с XIV по XVI в., Было основано 325(75) городских, 429(24) сельских, а всего 754 монастыря, в том числе 655 мужских и 99 дамских.

Часть монастырей была упразднена по различным причинам. Наличное количество составляло (с учетом основанных ранее XIV в.) В XIV в. 155(37) Городских, 72(3) сельских, всего 227(40), в XV в. – 230(58) городских, 194(11) сельских, итого 414(69) и в XVI в. – 369(92) городских, 402(22) сельских, итого 771(114) монастырь.

Как видим, если в XV в. Количество монастырей возросло по сравнению с XIV в. На 200, то в XVI в. По сравнению с XV в. – уже более чем на 350 монастырей.

естественно, не все они обладали землей (не считая той, на которой были построены). Но хотя в источниках нет сводных данных ни в целом по стране, ни по одному какому-или монастырю, не может быть сомнения в том, что у многих были владения и зависимые фермеры, а ряд монастырей имел крупные вотчины. Мы уже говорили о том, что некие монастыри получали земли еще в XII в. Обратившись к данным по XVII в., Можно выделить крупные – по понятиям тогдашних чиновников монастыри, имевшие свыше ста дворов крепостных фермеров, то есть около 700 человек обоего пола. Понятно, что такие владения традиционно приобретались равномерно на протяжении долгого времени (естественно, время от времени монастыри получали крупные пожалования от царей, членов царской семьи либо бояр, но это все же было не так уж частенько). Так вот, в XIV в. Таковых монастырей было основано в Центрально-промышленном районе 22(4), сельских, итого 28(4), в остальных районах 3(1) городских и 8 сельских, итого 11(1), всего 39(5), из них 8 монастырей имели в конце XVII в. Свыше 2 тыс. Дворов (свыше 14 тыс. Крепостных фермеров). Это были монастыри Кириллов Белозерский (более 5 тыс. Дворов), Ипатьев и Чудов (более 3 тыс. Дворов каждый), Спасо-Евфимьев и Покровский дамский суздальские, Симонов и Вознесенский дамский Московские и Борисоглебский ростовский «на Устье» (более 2 тыс. Дворов каждый).

В XV в. Появилось 32(4) таковых монастыря, из них 17(4) в Центрально-промышленном районе, посреди них Новоспасский столичный и Троицкий калязинский (более 2 тыс. Крепостных дворов каждый), Иосифов волоцкий, Пафнутьев боровский и Печерский псковский (более 1 тыс. Дворов), а также Соловецкий и вологодский Павлов обнорский и Корнильев комельский.

В XVI в. Таковых монастырей было основано 39(5), в том числе 18(3) в Центрально-промышленном районе, посреди них Новодевичий столичный (более 2 тыс. Дворов) и Богородицкий свияжский (более 1 тыс.).

Если же учитывать, что монастыри, имевшие в конце XVII в. Более ста дворов, основывались начиная с XI в. (В этом столетии, к примеру, появился новгородский Юрьев монастырь, имевший в XVII в. Более 600 дворов), то общее их число составит в XIV в. 71(9), В XV в. – 103(13) и в XVI в. – 144(18) монастыря. А ведь и посреди монастырей, имевших в конце XVII в. Менее ста дворов крепостных фермеров, возможно, были и такие, у которых земельные владения сформировались (либо возникли) ранее XVII в.

конкретно в этот период складывались и владения архиереев. Большая вотчина была у митрополита всея Руси, ставшая патриаршей в конце XVI в., После учреждения патриаршества на Руси. Изучавший её историю С. Б. Веселовский отметил, что «истинным организатором митрополичьего дома был… Алексей». При нем митрополичья кафедра совсем обосновалась в Москве, а её земельные владения были существенно увеличены.

Образованию больших вотчин способствовали привилегии, которые архиереи и игумены получали от великих князей. «Привилегированность митрополичьих и монастырских земель, - указывал С. Б. Веселовский, - выражалась не столько в свободе от тех либо других налогов и повинностей, сколько в том, что во владениях этих учреждений, сравнимо более больших, фермеры были лучше защищены от притеснения княжеской администрации и от обид со стороны посторонних людей, чем в маленьких поместьях и вотчинах. Потом эти учреждения, располагая большими средствами, имели возможность завлекать к себе фермеров ссудами и различными льготами».

В качестве примера формирования крупной монастырской вотчины приведем данные по истории столичного Симонова монастыря.

Этот монастырь появился около 1370 г. Вблизи Москвы. С самого начала он был общежитийным, и его монахи вели хозяйство своими силами. Но монастырь был основан племянником Сергия Радонежского, близкого к великому князю и митрополиту Алексею, и, видимо, совсем скоро стал получать земельные владения. На первых порах это были промысловые угодья.

В первой половине XV в., В особенности во время феодальной войны 1425-1453 гг., Монастырь сильно увеличил свои владения за счет великокняжеских пожалований и вкладов постриженников и «на помин души». В итоге войны и сопутствующих ей голода и эпидемий запустело много крестьянских участков. Монастырь пользовался этим и захватил 13 пустошей, 2 селища, 3 земельных участка, луг, пашню. Всего же за это время он заполучил около 50 сел, селец и деревень, 5 селищ, 43 пустоши, соляную варницу, 5 крестьянских участков и остальные угодья. Его владения оказались в 11 уездах; в Москве он имел двор и каменную церковь. У него скопились огромные средства и он начал стройку каменных зданий монастыря и стенок.

Во второй половине XV в. Вотчина продолжала расширяться, но сейчас в основном за счет покупок, так как правительство стало стремится ограничить монастырское землевладение методом запрета вкладов. Вследствие этого темп роста вотчины замедлился. Характерным для этого периода являлось огромное количество споров о земле с государственными («черносошными») крестьянами; традиционно они решались правительством в пользу монастыря.

В первой половине XVI в. Рост вотчины длился по-прежнему основным образом методом покупок.

В целом в XIV-XVI вв. Симонов монастырь заполучил около 500 селений. В начале XVII в. Его владения находились в 19 уездах, в них было около 8 тыс. Десятин пашни, не считая лугов и лесов, что выдвинуло монастырь в крупные вотчинники.

Основание монастырей-вотчинников и пожалование им земель (даже без фермеров) вызывали сопротивление окрестного населения. Фермеры прогоняли отшельников, основавших монастыри. Это испытали Дмитрий прилуцкий, Стефан махрищский, Арсений комельский, Антоний сийский. Несколько раз пробовали поджечь келью Кирилла белозерского. Убили Григория и Кассиана авнежских, Агапита тотемского. Примеры можно было бы продолжить. Но это не могло приостановить основание монастырей и рост их вотчин. «Многие их этих монастырей, если не большая часть, - отмечал В. О. Ключевский, специально изучавший жития святых – основоположников монастырей, - разрослись в крупные землевладельческие общества со сложным хозяйством и привилегированным хозяйственным управлением, с многообразными житейскими суетами, поземельными тяжбами и запутанными мирскими отношениями. Окруженное монастырскими слободами, слободками и селами, братство такового монастыря представляло из себя черноризческое барство, на которое работали сотни и тыщи крестьянских рук, а оно властно правило своими бессчетными слугами, служками и крестьянами».

В XVI в. Богатство монастырей и монахов кидалось в глаза современникам и восхищало иностранцев. «Монашествующих у них бесчисленное множество, - писал Дж. Флетчер в конце XVI в., - Еще более, чем в остальных государствах, подвластных отцу. Каждый город и значимая часть всей страны ими наполнены… все фаворитные и приятнейшие места в государстве заняты обителями и монастырями… монашеская жизнь более отстранена от притеснений и поборов, падающих на обычный народ… не считая того что монахи обладают поместьями (очень значительными), они самые оборотливые купцы во всем государстве и торгуют всякого рода товарами».

Все это – хозяйственная деятельность церкви, сосредоточение в её руках больших земельных владений, закрепощение фермеров, нарушение церковных заповедей архиереями и монахами – вызывало недовольство и осуждение не лишь со стороны посторонних людей, но и самих церковников, посреди которых развернулось движение за отказ от церковных богатств. Один из самых видных деятелей этих «нестяжателей», Вассиан, писал: «Господь произнёс: раздай имение твое. А мы, войдя в монастырь, не перестаем, по нашему безумию, всячески получать себе чужие села и имения, то бесстыдно выпрашивает у вельмож лестью, то покупая… Господь повелевает: отдай нищим. А мы, заразившись ненасытным сребролюбием, разным образом оскорбляет братий наших, живущих у нас в селах, обижаем их неправедными поборами, налагаем на них лихву на лихву . И если они не имеют сил отдать нам лихвы, то мы без жалости лишаем их имущества, отнимаем и них корову либо лошадку, а самих с детьми, как поганых иноверцев, далеко прогоняем от собственных пределов, а других, предав княжеской власти, доводим до конечного разорения… Иноки, забыв свой обет и отринув всякое благоговенство, уже в седой старости поднимаются из собственных обителей и толкаются в мирских судилищах, то тягаясь с убогими людьми о собственных многолихвенных заимоданиях, то судясь с своими соседями о границах земель и сел… Сами вы изобилуете богатством и объедаетесь сверх иноческой потребы… все годовые избытки берете себе: либо обращаете их в средства, чтоб давать в рост, либо храните в кладовых, чтоб после, во время голода, продавать за огромную цену».

естественно, в отношении жажды наживы и нравственной распущенности правоверная церковь не представляла собой чего-то особого: католические монахи ни в чем ей не уступали. Довольно вспомнить, как их изображали современники, западноевропейские писатели, хотя бы Ф. Рабле.

В целом прирост числа монастырей составил в XV в. 65(8), А в XVI в. – 204(23) монастырей, несмотря на то, что уже с конца XV в. Правительство начинает пробовать ограничить рост землевладения. Чем же объяснить это увеличение темпов основания монастырей?

По-видимому, тут сыграл свою роль целый ряд факторов.

основной из них был медленный (замедленный татаро-монгольским разорением и установившимся игом), но все же рост производительных сил страны, которому способствовало развитие и укрепление феодальных отношений, в то время еще прогрессивных.

Развитие экономики сопровождалось и в значимой мере обуславливалось ростом численности населения. Этот рост тоже шел замедленно вследствие феодальных войн и вызванных ими голода и эпидемий, но он был. Войны, голод, эпидемии повышали число увечных, инвалидов, одиноких женщин, прибежищем для которых были монастыри-богадельни (характерен рост количества дамских монастырей). «Иногда монастырь строился, - писал В. О. Ключевский, - при содействии целого общества, городского либо сельского. Монастырь был нужен городу и сельскому округу, чтоб обывателям было где постричься в старости и при погибели и «устроить душу» посмертным повиновением», и далее он приводит пример «убогого» монастыря (то есть богадельни) на Северной Двине, о котором фермеры проявили, что «у него было 14 деревенек, что тот монастырь строили и деревни к нему «подпущали и прикупали» их прадеды и деды и отцы, проча его себе и своим детям и внучатам «на постригание и поминок»; монастырем и его деревнями управляли они же, волостные фермеры, и монастырскую казну держали у себя в волости».

Укрепление феодальных отношений выражалось в увеличении зависимости фермеров от феодалов, росте налогов, стеснении их жизни. Для части населения уход в монастырь был средством облегчить себе жизнь. На церковном соборе 1551 г., Как указывал С. М. Соловьев, отмечалось, что «в монастырях некие постригаются для покоя телесного, чтоб постоянно бражничать… в кельи женки и девки приходят, ребята юные по всем кельям живут… монахи и попы пьянствуют… в монастырях монахи и монахини и миряне живут вместе».

К этому нужно добавить, что церковь получала привилегии как от татар, освободивших её от дани (при условии проповеди покорности хану), так и от великого князя, что также способствовало росту числа монастырей.

российские МОНАСТЫРИ В ПЕРИОД 1601-1860 ГОДОВ.

Источники XVII в. Разрешают – несмотря на то что они все еще разработаны недостаточно – получить более полное представление о монастырях вотчинниках и о землевладении духовенства в целом.

до этого всего, оказывается вероятным выделить монастыри, имевшие в середине и конце XVII в. Населенные имения, то есть земли с крепостными крестьянами. Потом можно также установить, сколько фермеров было у епархий и церквей в конце XVII в. И сколько было земли у духовенства во второй половине XVII в.

Хотя приобретение земель монастырями было в конце XVI в. Ограничено правительством, оно все же длилось, и владения духовенства возросли. Сильно возросло и количество монастырей (правда, часть из появившихся в XVII в. Без указания года, может быть, была базирована еще в XVI в.) Их размещение показано в табл. 3.

В XVII в. Было основано 657(156) монастырей – в полтора раза больше, чем в XVI. При этом, несмотря на ограничение монастырского землевладения, 189(22) монастырей, то есть около трети, имели в конце XVII в. Крепостных фермеров. В их число вошли лишь те монастыри, которые имели фермеров в конце столетия; но монастырей, имевших крепостных только в середине века, было совсем не достаточно, не больше двух десятков. К концу столетия многие монастыри прекратили свое существование. Прибавив количество основанных монастырей (657) к числу бывших в конце XVI в. (771), Получим 1428, а исключив бывшие в конце XVII в. (1153), Определим количество ликвидированных – 275(41) монастырей. Правда, полной уверенности в том, что все они закончили существовать конкретно в XVII в., Нет – ликвидация могла происходить и в первой половине XVIII в. Но даже за полтора столетия это значимая цифра.

Больше всего монастырей было основано в Центральном районе: 75(25) городских, 113(24) сельских, итого 188(49), в том числе имевших крепостных фермеров (может быть, не лишь в конце, но и в начале столетия) – соответственно 17(5) и 28(2), итого 45(7), либо около 25%.

Если в XVI в. На втором месте по числу новейших монастырей был Озерный район, то сейчас он уступил это место Северному: в них было основано соответственно 62(13) и 83(8) монастыря. В Западном районе, относительно маленьком, и монастырей появилось совсем незначительно – всего 7(1).

В целом процесс основания монастырей в нечерноземной полосе страны характеризуется следующими данными: из общего количества 657(156) в нем возникло 340(72) новейших монастырей, то есть больше половины, в том числе 116(44) городских и 224(28) сельских. Такое соотношение указывает, что заселение и хозяйственное освоение вышеназванных четырех районов еще не завершилось. К концу столетия из общего количества 565(184) городских и 588(45) сельских (итого 1153(229) монастырей) тут сосредоточились 344(113) городских и 448(31) сельских, итого 792(144) монастыря, либо 69%. Из этих 792(144) монастырей 479(59) имели крепостных фермеров (60%).

На южных и восточных окраинах Европейской России наибольшее количество новейших монастырей возникло в Черноземном районе: 117(32) из общего числа 210(55), то есть больше половины. По всем пяти окружным районам, совместно взятым, городских монастырей пока еще было больше, чем сельских – соответственно 124(51) и 86(4)Ю но в Северном и Южном Приуралье положение было обратным: в этих заселявшихся районах сельские монастыри уже преобладали.

В целом в девяти районах Европейской России городских монастырей было меньше, чем сельских, - соответственно 240(95) и 310(32). дамских монастырей в городах было еще больше. Видимо, это разъясняется положением крестьянок и горожанок в производстве: вдовы-крестьянки были больше соединены с хозяйством и, возможно, лучше обеспечены материально, вдовы-горожанки же с потерей кормильца – купца, ремесленника, военнослужащего, духовного лица – оказывались в более тяжелом положении. Не считая того, крестьянским девушкам, на которых в деревне смотрели как на рабочую силу в семье, легче было выйти замуж, а в городе процент незамужних был, возможно, выше. Впрочем, вопрос этот нуждается в исследовании.

В XVII в., Как понятно, шло заселение Сибири, интенсивность которого нашла выражение в появлении там монастырей. Их было основано 29(10) городских и 14(1) сельских, итого 43(11), в том числе – соответственно 12(3) и 6 (итого 18(3)), имевших в конце столетия зависимых фермеров.

Начиная с середины XVII в., Несмотря на набеги крымских татар, все огромные размеры воспринимает народное переселение в южные лесостепные работы. Сюда приходят украинцы, спасающиеся от гнета польских панов и своей старшины, и российские из уездов Черноземного Центра, где распространяется и укрепляется крепостное право. Нуждаясь в обеспечении защиты от набегов крымцев, российское правительство берет беглых на военную службу, строит крепости, призывает украинцев, дает им льготы и тем активно способствует заселению широкого района, получившего в конце XVII либо в начале XVIII в. Из-за богатства поселений на льготе (слобод) заглавие Слободской Украины. Естественно, совместно с новыми крепостями, городами, крупными слободами в них либо поблизости возникают монастыри. Появляются они и около больших станиц на Дону, где у казаков развиваются земледелие и оседлый образ жизни, сопровождаемые имущественным неравенством, переходящим в классовое расслоение казачества.

Во второй половине XVII в. В Россию вошли Киев и Левобережная Украина. После освобождения данной части Украины от татаро-монгольского ига и включения её в польско-литовское правительство, где господствующей религией было католичество, основание православных монастырей там шло медлительно.

В Киеве, где после татар уцелело 9 монастырей, в XIV и XV вв. Новейших не возникло, только в XVI в. Были основаны один мужской и 2 дамских и в первой половине XVII в. Появились еще 2 мужских и 2 дамских.

На Левобережной Украине, где уцелело 11, в XIV в. Тоже монастыри не строились, но в XV в. Возникло 3(1), в XVI в. – 2(1) и в первой половине XVII в. – 8(2) монастырей.

естественно, не все они сохранились. При вхождении в Россию во второй половине XVII в. Оказалось 13(4) в Киеве и 10(4) на Левобережной Украине, итого 23(8) монастыря, а всего совместно с Слободской Украиной и Доном к концу XVII в. Было основано 87(26) монастырей, из них во второй половине столетия 33(9) городских и 31(9) сельский, а всего 64(18) монастыря. В конце XVII в. На Украине было 46(11) городских и 28(9) сельских, всего 74(20) монастыря.

Вообще вопрос о формировании земельных владений духовенства в целом и отдельных церковных организаций в частности еще ожидает всестороннего исследования. Пока мы располагаем лишь общими данными, почерпнутыми из хозяйственных описаний земельных владений, производившихся с целью определения величины налога и зафиксированных по уездам в так называемых писцовых книгах второй четверти XVII в. В них сообщаются размеры пахотных участков в одном поле и количество собирающегося сена в копнах.

Писцовые книги по Среднему Поволжью сохранились лишь по нескольким уездам, и то неполно, результат 170 тыс. Десятин получен при помощи расчета. Всего у духовенства было около 2 млн. Десятин пахотных земель, включая запашку и переложные земли (пашня фермеров, попов и фактически монастырская). Для сравнения укажем, что пашня бояр, помещиков и их фермеров обхватывала 7,8 десятин, дворцового ведомства (доход с которой шел на содержание царской земли и двора) и его фермеров – 1,2 млн. Десятин и иных владельцев (государственных фермеров, военнослужащих, горожан и т. П.) – 1,3 млн. Десятин. Пашня духовенства, таковым образом, составляла 16%, занимая второе место после пашни правящего класса. Недовольство последнего вызывало не лишь количество земли и фермеров в руках церковников, но и их местонахождение. Приведенные выше данные показывают, что большая часть земель духовенства (61%) сосредоточилось в самом центре страны: в столичном, Владимирском, Тверском, Ярославском и Костромском районах, составляя 25% пашни в них, и уж, естественно, это были не самые худшие земли. Вслед за помещиками духовенство приобретало земли и в Черноземном районе, где в южных районах у него было уже 43 тыс. Десятин (3% тамошней пашни).

В XVII в. Ни сенокосные угодья, ни леса сколько-нибудь точно и полно не измерялись, а это создавало условия для расширения владений – запашки новейших участков. Так, описаний ряда уездов Черноземного района в 1684 – 1686 гг. Выявило увеличение пашни в поместьях и вотчинах до 30% по сравнению с имевшимся в них количеством по описанию второй четверти столетия. Вряд ли можно сомневаться, что таковая распашка происходила и во владениях духовенства. Понятно, к примеру, что меж 1646 и 1678 гг. (То есть меж производившимися в эти годы подворными переписями) во владениях духовенства в Вологодском уезде появилось несколько десятков новейших деревень. А так как для ведения обычного хозяйства в период феодализма обязано было существовать определенное соотношение меж пашней, сенокосными угодьями и лесами, то фермеры, расширяя запашку, осваивали и новейшие площади лугов и леса, увеличивая тем самым общую местность вотчин духовенства.

Но какое соотношение угодий числилось тогда обычным? Зная это, можно было бы приблизительно рассчитать общее количество земли у духовенства.

К огорчению прямого ответа на этот вопрос пока нет, и приходится взять соотношение угодий у государственных фермеров в конце XVIII в., Когда земельные владения подвергались генеральному межеванию (бывшие фермеры духовенства после секуляризации стали одним из разрядов государственных фермеров). Принимая порайонный процент пашни у них в конце XVIII в., Получаем общую площадь земли у духовенства, равную 8,8 млн. Десятин.

В 1699 г. Петр I отдал приказ собрать даточных людей для пополнения армии с владельцев крепостных фермеров пропорционально имевшемуся у них числу дворов, которое было зафиксировано подворной переписью 1678 г. Владельцы фермеров подавали сказки, то есть сообщения о том, сколько за ними числилось дворов фермеров по переписи, правительство проверяло их по переписным книгам и определяло количество даточных людей. Сохранились реестр сказок, поданных архиереями и монастырями, и дополняющие его материалы (не считая материалов по Киеву и Левобережной Украине), которые дают возможность получить довольно полное представление о числе фермеров у архиереев, церквей и монастырей-вотчинников и о составе и размещении владений с крепостными крестьянами.

В 1701 г. В России был патриарший и 23 архиерейских дома. О владениях киевского, черниговского, переяславского и астраханского архиерейских домов у нас сведений нет, воронежский и тамбовский дома вотчин не имели и воспользовались трудом фермеров приписанных к ним монастырей. Другие 18 домов имели доход от 22798 дворов крепостных фермеров в домовых вотчинах и 5619 дворов, принадлежащих 83 приписным монастырям, всего 28 417 дворов (табл. 7). Больше всего фермеров было в домовых вотчинах патриарха, ростовского, суздальского и рязанского архиереев, на последнем месте были северные – холмогорский и великоустюжский архиерейские дома.

Монастырей – вотчинников во второй половине XVII в. Насчитывалось 619, из них 600 в Европейской России, не считая Киева и Левобережной Украины («Гетманщины»), и 19 – в Сибири. Числа эти неточны, в частности ими не учтены десятка два монастырей, имевших фермеров в середине столетия, но не встретившихся нам в источниках конца XVII в. Но огромных пропусков быть не обязано. Из 600 монастырей Европейской России по материалам 1697-1700 гг. Итоги дворов указаны у 404 самостоятельных монастырей и 174 приписных, количество дворов у которых вошло в итоги крестьянских дворов самостоятельных монастырей и архиерейских домов. Статус других 22 монастырей неясен. Для упрощения будем считать их тоже приписными. Распределение домов крепостных фермеров меж самостоятельными монастырями показано в табл. 8.

Группировка монастырей по количеству имевшихся у них дворов крепостных фермеров соответствует принятой статистиками группировке помещиков XIX в. По числу крепостных фермеров: маленькие и средние – имевшие до 100 душ мужского пола, крупные – от 101 до 500 душ, наикрупнейшие – от 501 до 5 тыс. Душ и самые крупные – имевшие свыше 5 тыс. Душ. В табл. 8 Данной группировке по количеству душ соответствует группировка по количеству дворов из расчета по 4 души мужского пола на крестьянский двор. По переписи 1678 г., Среднее число душ мужского пола на двор у фермеров духовенства составляло в Озерном районе 3,3, в Центральном и Северном районах и Среднем Поволжье – по 3,5 и в Черноземном центре – 5. беря во внимание, что при переписи была утайка дворов и населения, и для удобства расчета до четырех душ мужского пола, получая группировку от одного до 25 дворов, от 26 до 125, от 126 до 1250 и свыше 1250 дворов. В XVII в. Крупными монастырскими владениями числились вотчины с числом дворов сто и больше, так что принятая нами группировка несколько занижает количество больших (по понятиям XVII в.) Владельцев.

Из 404 монастырей, которым принадлежало 115 тыс. Дворов, у 22 была 71 тыс. Дворов, либо 62%. Еще у 96 монастырей было 35 тыс. Дворов (30%). таковым образом, 118 монастырей (29%) имели 106 тыс. Дворов (92%) и всего 8% дворов находились у 286 (71%) монастырей. Если еще принять во внимание, что в 1653 г. Было 494 самостоятельных монастыря, то можно сделать вывод о том, что в XVII в. (Да, наверняка, и ранее) шел процесс концентрации владений, происходило их перераспределение. Доказательством может служить история формирования земельных владений столичного Донского монастыря.

В середине XVII в. Это был малеханький монастырек, приписанный к столичному же Андреевскому монастырю, и его вотчина состояла из одного села и 20 пустошей. В 1678 г. Он стал самостоятельным, а с 1683 г. Начинается быстрое расширение его владений: в течение двух лет к нему приписываются шесть монастырей, он активно приобретает населенные имения, и в 1700 г. У него и у приписанных к нему монастырей было уже около 1500 дворов и свыше 13 тыс. Десятин пашни.

Монастыри и архиерейские дома составляли две группы церковных организаций-вотчинников. Третьей группой были фактически церкви: соборы, соборные и приходские. Более крупными вотчинниками были три столичных собора: Архангельский – 1237 дворов, Благовещенский – 638 дворов и Успенский – 269 дворов, у которых совместно было 2144 двора. Свыше 25 дворов имели 9 соборных церквей, из которых самыми крупными владельцами были суздальская (162 двора), курская (88), ярославская (78), муромская (75) и др. Всего у 29 соборов и соборных церквей было около 3 тыс. Дворов, у 287 приходских церквей – 2,8 тыс. Дворов, а всего у них было 5,8 тыс. Дворов.

таковым образом, 739 церковных организаций владело 150 тыс. Дворов крепостных фермеров. Примем утайку в 25%, число женщин равным числу парней, а среднюю численность дворов -–7 человек обоего пола, тогда общественная численность крепостных фермеров духовенства в конце XVII в. Составит 1,4 млн. Человек, либо 16% крепостных фермеров в России и 13% всего её населения.

Кто был более крупным землевладельцем посреди церковных организаций?

Это устанавливается по данным о количестве земли во второй четверти XVII в. И дворов крепостных фермеров в конце столетия. Поводом для сбора таковых данных в обоих вариантах было требование правительства о поставке даточных людей для армии, но во второй четверти их число соответствовало величине пашни, в конце же столетия, как уже говорилось, - количеству дворов крепостных фермеров. Если о числе последних сохранились сказки владельцев, то размеры земельных владений приходилось определять по числу поставленных даточных людей; при этом нет уверенности в полноте сведений. Но даже в таком случае величина земельных владений у самых больших владельцев впечатляет. Вот эти данные.

Самое огромное количество пашни оказалось у подмосковного Троице-Сергиева монастыря, основанного, как уже указывалось, в 1337 г. Юным монахом Сергием, получившим в истории прозвание Радонежского (по старой области, в которой был основан монастырь). Троице-Сергиев монастырь имел 150 тыс. Десятин пашни в разных уездах российского страны (по нашему расчету, общее количество земли достигало полумиллиона десятин); в конце XVII в. – 20 тыс. Дворов крепостных фермеров, либо около 200 тыс. Душ обоего пола (беря во внимание утайку). Следует отметить , что в это число земли и фермеров входили владения приписных монастырей, которых в конце столетия насчитывалось не менее тринадцати; владения самого Троице-Сергиева и приписных монастырей находились в конце XVII в. В 42 уездах (в Центральном районе – 18618 дворов, Озерном – 173, Северном – 112, Черноземном – 276, Среднем Поволжье – 1154 двора). Приписные монастыри имели всего 1796 дворов, так что в вотчинах самого Троице-Сергиева монастыря было 18,5 тыс. Дворов (около 180 тыс. Душ).

Это был левиафан посреди землевладельцев: больше дворов, чем у него, было лишь в дворцовых владениях, доход с которых шел на содержание царской семьи. У остальных монастырей было меньше, но все же Кириллов (белозерский) и Иосифов (волоколамский) имели по 35,5 десятин пашни, ростовский и новгородский архиерейские дома и Симонов и Новоспасский монастыри – от 22 до 25 тыс. Десятин, Ипатьев, Новодевичий, Савво-Сторожевский, еще три монастыря и вологодский архиерейский дом – от 10 до 18 тыс. Десятин. О количестве пашни у патриарха сведений нет. В конце XVII в. На втором месте после Троице-Сергиева монастыря по количеству дворов крепостных фермеров был патриарх – 9,5 тыс. Дворов, 90 тыс. Человек, потом Кириллов (белозерский) – 5316 дворов, 50 тыс. Человек, Спасский (ярославский) – 4050 дворов, 40 тыс. Человек, Ипатьев – 3684 двора, 35 тыс. Человек, Чудов – 3065 дворов, 30 тыс. Человек, Спасо-Евфимьев (суздальский), Новоспасский и Симонов (московские) (свыше 2,5 тыс. Дворов, 20 тыс. Человек у каждого) и др.

Следует отметить, что запрет получать владения, установленный в 1581 г. И подтвержденный в 1584 г., В бурных событиях первого десятилетия XVII в. Обходился монастырями при попустительстве правящих лиц, стремившихся заручиться поддержкой церковных иерархов и игуменов огромнейших монастырей (из которых эти иерархи избирались). Правительство Михаила Федоровича, при котором настоящая власть находилась в руках его отца, патриарха Филарета, подтвердило захваты земель церковниками и привилегии духовенства. Второй влиятельный патриарх XVII в., Никон, основал крестный монастырь; в конце столетия у этого монастыря было 900 дворов фермеров.

Главной повинностью принадлежащих духовенству фермеров была барщина – обработка монастырской и архиерейской пашни. Платили они также натуральный и денежный оброки. Размеры последнего к концу XVII в. Возросли, что вызвало жалобы фермеров. Эксплуатация приводила к активным выступлениям против монастырей; в особенности усилились они в первой половине XVIII в.

В истории монастырского крестьянства вторая половина XVII в. Является принципиальным периодом. Традиционно размер крестьянских повинностей определялся на условную податную единицу – выть, общее число вытей самой фермерской общиной (миром) раскладывалось по семьям – тяглам. К концу столетия все почаще размер повинностей определялся прямо на тягло. «Сущность хоть какого обложения при феодализме (вытного, потягольного, подушного) одна – учет в первую очередь трудовых ресурсов (а позже уже производственных возможностей) крестьянских дворов. Лишь в первом случае, при вытном обложении, контроль земельного собственника за этим учетом остается на уровне выти (а далее распоряжается мир), а в двух остальных – проникает вглубь, до уровня отдельного тягла и тяглеца… означая… для непосредственного производителя и общины в целом большущее усиление интенсивности феодальной эксплуатации».

кроме барщины фермеры платили владельческие и государственные повинности натурой и средствами. Так, к примеру, суздальский Покровский монастырь в 1620-х годах брал раз в год с каждой выти по 200 яиц, 0,5 пуда масла, овчину, 0,5 четверти хмели, 0,25 четверти конопли, сажень дров, приказчику платили по одному алтыну, да на три праздника давали один раз по хлебу и сыру, два раза по хлебу и «лытке мяса», а также «куряти» и «поярка» (ягненка) либо средствами. По государственным повинностям платили налоги: «стрелецкий хлеб» (по 5, а после 1688 г. По 7 четвериков ржи и овса с двора, ямские (почтовые) и «полоняничные» (на выкуп попавших в плен в войнах либо при набегах крымских татар) средства, на содержание отставных стрельцов, на покупку сена для царских лошадей и др. В особенности разорительной была «подводная повинность», то есть перевозка людей и грузов по требованию властей, не считавшихся с тем, что это могло быть в вред крестьянскому хозяйству. Фермеры поставляли даточных людей в армию и людей на государственные работы. А были еще и чрезвычайные сборы: с 1679 по 1701 г., За 22 года они собирались четырнадцать раз. К концу XVII в. Тяжесть государственных повинностей выросла приблизительно на 60%. В XVIII в. Она возросла еще больше. Неудивительно, что фермеры восставали против монастырских и государственных властей.

Монастыри занимались не лишь сельским хозяйством, но и торговлей. В особенности выделялся торговавший солью Соловецкий монастырь. Поощрялась и торговля монастырских фермеров. Около больших монастырей регулярно проводились ярмарки, некие из них заполучили всероссийское значение (у Свенского монастыря в Брянске, Макарьевского на Волге и др.). Ремесленники и торговцы селились рядом с монастырями, образуя торгово-промышленные посады. Некие из них стали потом городами (Тихвин, Загорск).

Больше двух десятков монастырей имели в XVII в. Каменные стенки, за которыми при нападении противников отсиживалось окрестное популяция. В этом случае монастыри преобразовывались в настоящие крепости. Так, получили широкую известность осады Троице-Сергиева и Соловецкого монастырей.

Троице-Сергиев монастырь осаждали люди тушинского самозванца Лжедмитрия II совместно с вторгшимся в Россию польско-литовским войском. Общественная численность осаждавших определяется от 15 до 30 тыс. Человек. Осада длилась 16 месяцев (с сентября 1608 г. По январь 1610 г.). Монастырь защищали дворяне из различных городов, стрельцы, казаки, остальные служилые люди, сами монахи и монастырские слуги, многие из которых могли иметь военный опыт. Интервенты обязаны были снять осаду, не добившись фуррора.

Соловецкий монастырь, расположенный на островах в Белом море, был одним из самых богатых монастырей, в котором не считая монахов работало много бельцов, не состоявших в монашестве. Соловецкие монахи и бельцы были старообрядцами, раскольниками, выступавшими против церковной реформы, проводимой патриархом Никоном, а после его падения – царем Алексеем. Выступая против реформы, которую осуществляло правительство, старообрядцы воспользовались поддержкой фермеров и остальных групп населения, недовольных закрепощением и усилением эксплуатации. Соловецкий монастырь отверг реформу и бросил вызов царю, написав ему: «Не вели, сударь, больши того к нам учителей присылати напрасно, понеже отнюдь не будем прежней нашей православной веры применить, и вели, сударь, на нас клинок свой прислать царский и от этого мятежного жития преселити нас на оное в вечное житие», то есть предать погибели. И царь прислал свой «меч», направив на усмерение непокорного монастыря стрельцов. Осада длилась восемь лет; монастырь был взят после измены одного из защитников, указавшего осаждавшим тайный ход. Из 500 человек, сидевших в осаде, в живых осталось 60 человек.

предел XVII-XVIII в. Является принципиальной датой в развитии землевладения российской православной церкви. Если в XIV-XVI вв. Сложилось крупное землевладение духовенства, то в XVII в. Шел процесс его укрепления и развития: фермеры были закрепощены не лишь практически, но и юридически, «подавляющая часть богатых и больших монастырей и архиерейских домов вела самостоятельное и огромное земледельческое хозяйство, основанное на труде зависимых крестьян… Эти владения имели излишки хлеба и средств и вели свое хозяйство на расширенной базе, и, вполне возможно, у многих оно носило товарный характер, барщина и денежный оброк равномерно увеличивались». И тут политическое могущество церкви, осмелившейся в лице патриарха Никона даже вступить в открытую в открытую борьбу с царем, было сломлено: Петр I, уплотняя свою абсолютную власть в борьбе с боярством, не мог бросить в неприкосновенности церковь, являвшуюся, по сути дела, государством в государстве.

Исследователи отмечают два главных направления в политике страны по отношению к церкви в XVI-XVII вв.: Во-первых, ограничение роста землевладения методом запрета покупки земель, приема вкладов имений «на помин души», обмена вотчин (что, как правило, было скрытой формой покупок); во-вторых, сокращение феодальных приемуществ церкви как землевладельца. Соборное Уложение 1649 г. Подтвердило первое направление политики, записав, что «впредь… патриарху, и митрополитам, и архиепископам, и епископам, и в монастыри ни у кого родовых, и выслуженных, и купленных вотчин не покупати, и в заклад не имати, и за собою не держати, и по душам в вечный поминок не имати никоторыми делы». Это обходилось. Не считая земельных владений в руках более богатых монастырей скопились большие денежные средства. Понятно, что, к примеру, Троице-Сергиев монастырь всего за пять лет (1694-1699 гг.) Дал Петру I по его требованию 127,5 тыс. Руб. – по тому времени совсем огромную сумму, в переводе на средства конца XIX в. – 2 млн. Руб. У ростовского архиерейского дома взял 15 тыс. Руб. (255 Тыс. Руб. На средства конца XIX в.) И 15 пудов серебра. Брал он и остальных монастырей и архиереев.

Естественно, что, готовясь к войне за выход к морю, Петр I, не мог не направить внимания на эти, лежавшие втуне, богатства. После погибели в 1700 г. Патриарха Адриана Петр не дозволил высокому духовенству выбрать нового, а провозгласил «местоблюстителя патриаршего престола» и – в нарушение традиции – изъял из его ведения хозяйственные дела. В 1701-1705 гг. Петр произвел фактическую секуляризацию вотчин и фермеров духовенства, отняв у последнего право управлять вотчинами и получать с них доходы. Доходы отбирались сейчас в казну, а духовенству выдавалось содержание. Организованное для управления вотчинами центральное учреждение – Монастырский приказ получил в свое ведение около 138 тыс. Дворов фермеров, то есть 92% всех фермеров духовенства. Еще около 2 тыс. Дворов было приписано к разным ведомствам, пожаловано и продано частным лицам. У церкви были также отобраны оброчные угодья (рыбные ловли, мельницы и т. П.).

В дальнейшем правительство вернуло духовенству право управлять вотчинами, но отобрало у него огромную часть доходов. Таковым образом, в конечном итоге секуляризация была только частичной.

Нравственный вид монашества в очах современников продолжал оставаться таковым же, как и в XVI в. По словам новгородского митрополита Питирима (1668 г.), «игумены, и темные и белые попы, и диаконы питья допьяна упиваются и церкви божией не радят». Нужно полагать, что митрополит отлично знал собственных подчиненных. Еще более резко выразил свое впечатление о монахах и монахинях иностранец Корб в конце XVII в.: «По окончании постов они погружаются во всякого рода распутства, причем более на гуляк, ежели на монахов, похожи; пьяные шалят на улицах и, лишившись всякого стыда, часто там же предаются сладострастию».

Основание монастырей в конце XVII в. Было поставлено под контроль правительства; так, в 1698 г. Особым указом запрещалось строить новейшие монастыри в г. Енисейске и Енисейском уезде, потому что в Сибири монастырей уже много. Но в 1701-1763 гг. Возникло не так уж не достаточно новейших монастырей – 167 (46).

Больше всего их возникло в Центрально-Промышленном районе – 50(22), на Левобережной Украине – 29(8) и в Среднем Поволжье – 25(7). Всего в четырех старозаселенных районах появилось 74(24) монастыря, в заселявшихся Центрально-Черномземном, Среднем и Нижнем Поволжье, Северном Приуралье и Северном Кавказе – 56(13), на Левобережной Украине и в Киеве – 30(8) и в Сибири – 7(1) монастырей. В Южном Приуралье новейших монастырей не было.

общественная численность духовенства составляла не более 140 тыс. Человек обоего пола. Монахов и монахинь и 1735 г. (Без новгородской, сибирской, астраханской, киевской, черниговской и переяславских епархий) было около 9 тыс. Возможно, с перечисленными их было не более 12 тыс. Распределялись они следующим образом: в Центрально-Промышленном районе (синодальная область – бывшая патриаршая, которая сейчас управлялась коллегией высших иерархов – Синодом; епархии ростовская, суздальская, тверская, нижегородская; крутицкая, коломенская) -–5073 человека, в псковской области епархии – 232, в смоленской – 137, в Северном районе (епархии вологодская, холмогорская и великоустюжская) – 1720, в Центрально-Черноземном районе (епархии рязанская, белгородская, воронежская) – 773, в казанской епархии – 600, в вятской – 424 человека.

По третьей ревизии (1762 г.), То есть накануне секуляризации, в стране насчитывалось 1 029 755 человек мужского пола крепостных и зависимых фермеров духовенства 92,06 млн. Человек обоего пола). Без Левобережной Украины (совместно со Слободской) их было 1 026 930 человек мужского пола. Понятно распределение 906 247 человек, из них: 153 802 человека в синодальной области и за архиерейскими домами (17%), 728 736 – в монастырских вотчинах (80%) и 23709 – за соборами и церквами (3%).

Из 728,7 тыс. Человек монастырских фермеров понятно распределение 674 тыс. Человек меж 544 монастырями (в 1759 г.): У 208 монастырей (38%), имевших до ста душ, было 7 тыс. Человек (1%); у 158 монастырей (29%), имевших от 100 до 500 душ, было 42 тыс. (6%); У других 178 монастырей (33%), имевших свыше 500 душ, было 625 тыс. Человек (93%). фактически структура дворовладения (а следовательно, и землевладения) с конца XVII в. Не поменялась.

В первой половине XVIII в. Эксплуатация фермеров усилилась, возросли государственные повинности. Фермеры ответили активизацией классовой борьбы. Справиться с крестьянскими волнениями монастыри не могли. В этих условиях правительство решило завершить секуляризацию: в 1764 г. У духовенства были отобраны населенные имения, фермеры составили одну из групп государственных фермеров, существенное число монастырей было закрыто (на Украине – в 1786 г.).

В четырех старозаселенных районах (Центрально-Промышленном, Озерном, Западном и Северном) было упразднено 340(69) монастырей, что составило 49% существовавших. В заселявшихся районах (Центрально-Черноземном, Среднем и Нижнем Поволжье, Северном и Южном Приуралье) – 100(33) монастырей (43%). Всего в Европейской России, не считая Киева и Левобережной (совместно со Слободской) Украины, было упразднено 440(102) монастырей из 930, либо 47% - практически половина.

Упразднение сопровождалось разделением монастырей на классы в согласовании с вводившимися штатами. Намечалось иметь в великороссийских епархиях всего 385(67) монастырей, в том чисел I класса 20(4), II класса 59(18), III класса 145(45) и заштатный 161 монастырь. В реальности, по подсчету по справочнику В. В. Зверинского, после упразднения осталось не 385(67), а 490(82) монастырей.

На Украине было упразднено 29(9) монастырей из 85(20), либо 34%, осталось 56(11).

В итоге секуляризации у церкви было отобрано 8,6 млн. Десятин земли. Но это были не все земельные угодья: подсчет поуездных итогов генерального межевания последней четверти XVIII в. По 29 губерниям показал, что у духовенства лишь в этих губерниях, по совсем неполным данным, была больше 700 тыс. Десятин.

Секуляризация была, безусловно, одной из огромнейших реформ в истории России, но основное её значение заключается в освобождении практически 2 млн. Фермеров духовенства от крепостного состояния. Что же касается ликвидации политической мощи церкви, то решающее значение имело укрепление абсолютизма при Петре I; это наглядно показала осуществленная им частичная секуляризация. Замена патриарха Синодом (духовной коллегией), отнятие доходов и назначение в Синод оберпрокурора как представителя царя превратили в церковь из союзницы в служанку самодержавия. Отобрание фермеров и вотчин, введение штатов для монастырей сближали её с государственным аппаратом.

Мы уже отмечали, что при секуляризации была отобрана не вся земля. Монастыри приспособились к новым условиям, да и правительство шло им навстречу, давая разрешение на приобретение земель.

Основание монастырей длилось. После введения штатов было разрешено создавать дамские общины, которые были как бы переходными организациями, школой монашества. Члены общин еще не были монахинями, но равномерно общины получали статус монастырей.

Больше всего монастырей возникло на Украине – 30(11), в Центрально-Промышленном и Центрально-Черноземном районах и в Среднем Поволжье.

В конце XVIII – начале XIX в. В Российскую империю вошли Правобережная Украина , Литва, Белоруссия, Прибалтика, Грузия, Бессарабия. В них также были православные монастыри.

Больше всего монастырей было в Литве и Белоруссии. В XVII в. Ряд униатских монастырей был закрыт и передан православным монастырям. Всего (с IX в.) Там было основано 122(17), вошло в Россию 58(9), до 1860 г. Возникло еще 10(4), в 1801 г. Было 56(9) монастырей.

На втором месте по количеству монастырей была Правобережная Украина – с IX в. (Без Киева) там было основано 106(17) монастырей, при этом в XIV-XV вв. – всего 10, а в XVI-XVII вв. – 69(14), вошло 46(12), в 1801 г. Было 58(14) монастырей.

На третьем месте – Грузия. Монастыри в ней возникли в IV в., Вошло 33(5) монастыря.

В Бессарабии православные монастыри появились, видимо, не ранее XV в., Вошел в Россию 21(9) монастырь.

Меньше всего православных монастырей было на вошедших в состав России территориях Прибалтики и Польши – один и три монастыря соответственно.

Всего в 1801 г. Совместно с вошедшими в Россию монастырями было 574(133) монастыря. По районам они распределялись следующим образом.

Решительно преобладал Центрально-Промышленный район. Хотя в нем при секуляризации было упразднено 149 монастырей (47%) и позже позакрывали еще ряд обителей, но и 26 было основано до конца столетия, так что в 1801 г. Насчитывалось 154(39) монастыря – всего на 14(2) меньше, чем осталось в 1764 г. Это составило около 49% существовавших в 1763 г.

На втором месте оказалась Украина – там был 91(25) монастырь. За ней шли, не совсем от нее отставая, Центрально-Черноземный – 66(17), Литва и Белоруссия – 56(9), Озерный – 55(14) и Северный - 54(7). В двух последних районах было закрыто много местных монастырьков, а новейших основано не достаточно.

Промежуточное положение занимали Среднее Поволжье – 37(10) и Сибирь – 20(5), совершенно не достаточно еще было монастырей в Нижнем Поволжье (в одной Астрахани), Южном Приуралье и на Северном Кавказе.

В целом, в четырех старозаселенных районах было 276(62) монастырей, либо 48%, в шести районах, где в XVIII в. Шло заселение, - 124(32), либо 22%, на Левобережной Украине – 33(11), в Сибири – 20(5), в Киеве и вошедших в Россию районах – 121(23) монастырь.

В 1860 г. Общее число монастырей, несмотря на вхождение в Россию Бессарабии и основание новейших, возросло с 574(133) лишь до 580(129), то есть на шесть монастырей, а количество дамских даже уменьшилось.

По иным данным, количество монастырей в первой половине XIX в. Поменялось следующим образом: в 1808 г. – 447(94), в 1825 г. – 476(99), в 1840 г. – 547(112) и в 1860 г. – 613(136). Разница с нашим подсчетом на 1860 г., По существу, невелица – всего 33(7) монастыря, либо 5%.

Расхождение числа монастырей в 1860 г. Может разъясняться тем, что монастыри, датой упразднения которых в справочнике В. В. Зверинского указан неопределенно – XIX в., Мы считали ликвидированными до 1860 г., Тогда как в реальности они могли быть закрыты позже. Другие итоги неполны, это доказывается тем, что в 1917 г. Было 546 монастырей, основанных до 1808 г. (Не считая тех, которые были в Польше, Бессарабии и вне пределов русской империи).

российские МОНАСТЫРИ В ПЕРИОД 1861-1917 ГОДОВ

В исследуемом периоде церковь воспользовалась поддержкой правительства и правителя. И вправду, как отметил С. С. Дмитриев, «если в XVIII в. Монастырское хозяйство свертывалось, то в дореформенной России XIX в. Наблюдалась противоположная картина… Монастыри удачно обзаводились новыми и новыми земельными владениями. По указу Павла I от 18 декабря 1797 г. На каждый монастырь начали отмежевывать по 30 десятин выгодной земли. Александр I дважды, в 1805 и 1810 гг., Давал дозволения монастырям получать недвижимые имения… При Николае I по Правилам 1838 г. Каждый монастырь мог получать лесных дач от 50 до 150 десятин. По неполным данным отчетов обер-прокуроров Синода за 1836-1861 гг., За это время лишь 170-180 монастырями получено было от казны свыше 16 тыс. Десятин лесу и более 9 тыс. Десятин пахотной и луговой земли. Пахотные земли, леса, луга, мельницы приносили монастырям огромные доходы. Но самые крупные прибыли монастыри получали от богомольцев, их пожертвований, от кружечных сборов, от сборов по так называемой «неугасимой псалтири» и множества остальных видов сборов на вечное поминовение усопших». Торговля предметами культа в монастырях производилась открыто и непристойно. Вот, к примеру, как происходил торг в 1810 г. В киевском Михайловском монастыре: в гробу, где лежали мощи св. Великомученицы Варвары, в ногах была поставлена тарелка с кольцами. Богомолки, пишет очевидец князь И. М. Долгоруков, «после умилительных вздохов и молитлословий их выбирают в самом гробе, как в ящике: монахи торгуются и требуют подороже, а богомольцы, не теряя голов, желают достать их подешевле: шум да крик. Какая неблагопристойность».

В XVIII - XIX вв. Существенно возросло количество архиерейских домов и соборных и приходских церквей. Это было связано с ростом численности населения и административно-территориальной реформой 1775 г., Когда значительно возросло количество губерний и в особенности уездов. Если в конце XVII в. Насчитывалось 24 епархии и около 15 тыс. Церквей, то в конце XVIII в. Было 35 епархий и около 27 тыс. Церквей, а в 1860 г. – 58 епархий, 37675 церквей и 12486 часовен и молитвенных домов. И церкви также получали земельные угодья. Наделение церквей землями, возобновленное Павлом I, замедлилось было несколько в царствование Александра I, но Николай I его опять усилил. «…Хозяйство православной церкви, - отмечает С. С. Дмитриев, -- владения, имущества и капиталы… в целом за первую половину XIX в. Заметно выросли и упрочились».

В 1861-1917 гг. Количество вновь основанных монастырей резко возросло: если в предшествующий период появилось 167(46), то сейчас их возникло совместно с общинами 400(296), а без последних – более 200 монастырей.

По-прежнему больше всего их появилось в Центрально-Промышленном – 71(70) и Центрально-Черноземном - 46(36) районах и в Среднем Поволжье – 55(46), но много было основано также на Украине – 41(29) и в заселявшихся Южном Приуралье – 31(22) и на Северном Кавказе – 16(7). Характерной особенностью этого процесса было появление бессчетных дамских общин, основным образом в центральных районах и в Среднем Поволжье. «Строй жизни в российской дореволюционной деревне был таков, отмечал В. Ф. Зыбковец, - что бедность и невежество угнетали конкретно женщину». Добавим, что и в городах, где после отмены крепостного права резко возросло популяция за счет притока неимущих фермеров, положение женщин было не лучше. А постричься сходу в монашество было непросто: нужно было согласие «общества», к которому был приписан, рекомендация благочинного, да и решиться на таковой крутой перелом в жизни было нелегко.

Всего у российской православной церкви было 1256(550) монастырей, архиерейских домов и подворий, без последних – 1120(537).

Если исключить монастыри в Польше и за рубежом, то их будет 1103(529), в том числе 768(377) в 10 великорусских районах, 80(52) – в Сибири и 255(100) – в больших государственных районах.

Из общего количества 1103(529) монастырей было фактически монастырей 804(365), либо 73%, пустынь – 88(14), либо 8%, скитов и киновий – 76(15), либо 7%, и дамских общин – 135, либо 12%.

Без Польши и забугорных организаций монахов, монахинь, послушников и послушниц насчитывалось около 103 тыс. Человек, при этом послушников и послушниц было более чем вдвое больше монахов и монахинь (соответственно 70 и 33 тыс. Человек). Это не случаем: послушничество не лишь было резервом монашествующих, но и рабочей силой, дешевой и безответной.

Больше всего монахов и послушников было, как и монастырей, в центральных районах, на Украине и в Среднем Поволжье.

чётких данных о количестве земли у церкви накануне Великой Октябрьской социалистической революции нет; по официальным данным церковной статистики, в 1905 г. У монастырей было 740 тыс. Десятин, у церквей – 1,9 млн. Десятин, всего 2,6 млн. Десятин. Пожалования земли духовенству продолжались. По официальным же данным, в 1917 г. У монастырей было больше 1 млн. Десятин. В. И. Ленин, основываясь на подсчетах либеральных статистиков, указывал, что у духовенства находится около 6 млн. Десятин, но в реальности её оказалось еще больше: после Октября было национализировано и перешло в общенародное богатство более 8 млн. Десятин земли (8275 тыс.), А также 424 476 млн. Руб. Капитала, 84 завода, 1816 доходных домов и гостиниц, 277 больниц и приютов, 436 молочных ферм, 603 скотных двора и конюшен, 311 пчелиных пасек.

таковым образом, за 1764 – 1917 гг. Церковь смогла – при поддержке царской власти – вернуть себе практически то же количество земли, которое было секуляризировано. Как и ранее, у отдельных монастырей земельные владения достигали больших размеров (хотя это были уже остальные монастыри).

Больше всего было у бессарабского архиерейского дома – 154,6 тыс. Десятин, у Соловецкого монастыря – 66 тыс. Десятин, Молченской пустыни – 28 тыс., Саровской пустыни – 24 тыс. И неких остальных (по официальным данным).

Монастыри-землевладельцы вели собственное хозяйство, а также сдавали землю в аренду (на 1 января 1917 г. Сдавалось в аренду 276 тыс. Десятин). Сводных данных о монастырском сельском хозяйстве нет, но в литературе имеются отдельные калоритные примеры. Вот, к примеру, наикрупнейший землевладелец Соловецкий Монастырь. В 1913 г. У него было более 200 лошадей, 100 скотин, 200 овец, свиньи, птица, фабрики: салотопенный, свечной, гончарный, кирпичный, лесопильный, смолокуренный, литейный, механический и кожевенный; мастерские: сапожная, портняжная, ювелирная, малярная, слесарная, столярная, санная, колесная, экипажная. Была мельница, огороды. На полуострове была устроена и поддерживалась система каналов, обеспечивая не плохое водоснабжение. Монастырю принадлежали также молочная ферма и судостроительный завод. Работы выполнялись богомольцами (бесплатно) и вольнонаемными рабочими. «Материалы о землевладениях и сельском хозяйстве монастырей, отмечал В. Ф. Зыбковец, из работы которого взяты приведенные выше данные и описание хозяйства Соловецкого монастыря, - показывают, что ряд монастырей наладил крупное высокопроизводительное земледелие и животноводство (таковых монастырей, по нашим подсчетам, имелось около 500). Главной рабочей силой в сельском хозяйстве были даровые паломники, в особенности паломницы, а также послушницы». Но было и огромное число рабочих: к примеру в 1889 г. При 476 монастырях их насчитывалось 26 тыс. Многие монастыри занимались промышленной деятельностью.

но главную прибыль приносили продажа свеч, икон, кружечные и остальные сборы, плата за выполнение обрядов и т. П.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При написании реферата автор старался более объективно отразить разные стороны жизни и деятельности монастырей в России, их влияние на духовное развитие российского народа, их роль в управлении государством.

В то же время, в работе показаны отрицательные стороны существования этих религиозных объединений. Но, не вызывает колебаний тот факт, что, в целом, роль монастырских объединений в истории нашей страны носит положительный характер.

перечень ЛИТЕРАТУРЫ

1. Соловьев С. М. История России с древнейших времен, кн. 1, М., 1959.

2. Будовниц И. У. Монастыри на Руси и борьба с ними фермеров в XIV-XVI вв.

3. Веселовский С. Б. Феодальное землевладение в Северо-Восточной Руси, М.-Л., 1947, Т. 1.

4. Ключевский В. О. Курс российской истории, ч. 2. – Соч. М., 1957, Т. 2.

5. Ивин Л. И. Большая вотчина Северо-Восточной Руси конца XIV – первой половины XVI в., Л., 1979.

6. Флетчер Дж. О государстве российском. С-Пб, 1906.

7. Грекулов Е. Секуляризация церковных имений в России, М., 1931.

8. Сташевский Е. Д. Очерки по истории царствования Михаила Федоровича. Киев, 1913, ч. 1.

9. Клибанов А. И. Российское православие: вехи истории., М., 1989.



 
Еще рефераты и курсовые из раздела
Архитектура мостов
Кто-то из великих произнёс :"Архитектура - это застывшая музыка ." старая Греция - колыбель европейской культуры и искусств. При взоре на художественные шедевры той...

Автобусная остановка
К малым архитектурным формам относится огромное количество частей благоустройства и оборудования улиц, дорог, площадей, бульваров, дворов – т. Е. Всей той промежуточной зоны, ...

Оценка недвижимости
Содержание. Введение. 2 Глава 1. Что такое недвижимость? 3 Глава 2. Оценка недвижимости. 4 Глава 3. Расчет видов износа. 7 Глава 4. причины, плохо влияющие...

Каменный полуостров
Мое любимое место в Петербурге – это Каменный полуостров. Он расположен меж Большой и Малой Невкой, так же он омывается речкой Крестовкой. Больше всего мне нравиться посиживать на...

Виды кирпичных кладок
Содержание 1 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ВИДАХ КЛАДКИ 3 1.1 ПРАВИЛА РАЗРЕЗКИ КЛАДКИ 3 1.2 Облегченная кладка. 8 1.3 Укладка кирпича. 9 2 Организация рабочего места и труда каменщиков....