рефераты, курсовые, дипломы >>> архитектура

 

Украинское барокко

 

Стиль барокко появился в Италии в конце XVI в. И пришёл на смену стилю Возрождения в итоге кризиса гуманистической ренессансной культуры.

В XVII в. Барокко распространился в большинстве европейских государств. Причём в одних подражали итальянским первоисточникам, в остальных –восприняли только отдельные, более соответствующие господствующим в стране вкусам и художественным традициям особенности стиля. Так во Франции в XVII в. Барокко находит выражение только в неких чертах церквей и в интерьерах зданий при том, что главным стилевым направлением Франции XVII в. Был классицизм.

Стиль барокко был противоречивым и неоднозначным. Так в различных странах он выражал и идею дворянской культуры времён рассвета абсолютизма, борьбы за национальное единство, вкусы бюргерства.

В барокко по сравнению с ренессансом классические формы получают другой характер и другое композиционное видение. На смену рациональной тектоничности приходит атектоничность, ренессансная графичность сменяется живописностью, пластика, ставшая главным средством художественной выразительности, создаёт беспокойную игру светотени, в планах и формах господствуют сложные криволинейные очертания, статичность ренессансных композиций сменяется бурной динамикой форм, группируются колонны и пилястры[1], фасады и интерьеры зданий насыщаются скульптурами, в интерьерах обширно употребляется позолота, лепка, резьба, живописные плафоны, иллюзорно изображающие небо с летящими по нему ангелам, разверзшимися сводами и др.

Достоинства стиля проявились в только мощных по художественной выразительности принципах сотворения архитектурных ансамблей и необычном умении органически вписывать архитектуру в окружающую природу. Основное в нём –поразить воображение человека необыкновенным, повлиять на его чувства.

На Украине барокко характеризуется своеобразными чертами, в частности внедрением традиций народного искусства. Его самобытный стиль более ярко проявился в архитектуре Левобережья и Слобожанщины[2], воссоединённых с Россией в итоге освободительной войны украинского народа 1648-1654 гг.

На западных землях Украины, оставшихся под властью польских магнатов, дело обстояло по другому. Другими были заказчики, их вкусы и требования, другими были и архитекторы, в основном иностранцы, другими были традиционные приёмы стройки и строительные материалы, усиливалась политика церковной экспансии[3]. конкретно данной политикой разъясняется стройку огромного количества церковных монастырей в Галиции, на Волыни, Подолии и Правобережье.

Одним из первых зданий, полностью соответствовавших архитектурному стилю барокко, был иезуитский костёл[4] Петра и Павла во Львове, построенный в 1610-1630 гг. Итальянским зодчим Джакомо Бриано. В плане –это базилика[5] с обычным для средневековой архитектуры высоко поднятым центральным нефом и аркбутанами[6] над боковыми нефами, т.Е. Чертами, восходящими к готической архитектуре. Здание костёла практически полностью копирует римскую церковь капитула иезуитов Иль Джезу, построенную в 1575 г. Одним из основоположников стиля барокко Джакомо делла Порта. Иль Джезу становится примером для бессчетных церковных церквей во многих странах. Во Львове по его эталону с теми либо другими отличиями строятся костёл Сретенья (1642-1644 гг., Архит. Дж. Б. Джизлени), Вознесенский костёл в Рудках (1728 г.). Характерными для стиля барокко были также бессчетные небольшие однонефные костёлы. Черты барокко стали присущи и иным типам зданий –дворцовым, замковым и иным. (Здание королевского арсенала во Львове, 1635 г.)

После завершения освободительной войны и воссоединения Украины с Россией, начался новый этап в истории украинской архитектуры. На воссоединённых землях бурно растут города, развиваются ремёсла, торговля, формируется новый уклад жизни. На земли Левобережья и Слобожанщины с Правобережной Украины, оставшейся под властью Польши, целыми сёлами и городами переселяется украинское популяция, основываются новейшие города и сёла, растут и застраиваются старые. Западные центры украинской культуры –Львов, Луцк, Острог равномерно утрачивают своё значение, уступая место Киеву, Чернигову, Перяславу, Полтаве, и новопостроенным Харькову, Сумам. Повсеместно начинается стройку церквей, православных монастырей, домов казацкой старшины –теперь они становится основными заказчиками. Если ранее каменные строения были единичными, то сейчас их стройку приобретает массовый характер.

В XVII в. В России управление всем строительством было централизовано. Им управлял Приказ каменных дел, в обязанности которого входили вопросы квалификации мастеров, посылка мастеров по вызовам заказчика, надзор за строительством. После воссоединения юриспунденуия Приказа каменных дел распространяется и на украинские земли, и так как объём стройки был совсем велик, на Украину приезжают российские профессионалы, причём даже ведущие архитекторы страны. Вполне естественно, что эти профессионалы приносят с собой новейшие приёмы строительной техники и формы, характерные для российской архитектуры того времени. Основную массу строителей составляли украинские профессионалы, многие из которых позднее работали в России. Работали на Приднепровье и Черниговщине и германские, и литовские архитекторы.

Несмотря на то, что приезжие профессионалы принесли в архитектуру создаваемых ими зданий определённые черты, свойственные их творческой особенности, стиль, сформировавшийся на Украине во второй половине XVII в., Имел свои особенности, владел устойчивой общностью конструктивных и художественных черт, что даёт полное основание назвать его украинским барокко. Существенным обстоятельством было то, что католическое барокко, ассоциировавшееся с деятельностью иноземных угнетателей, было ненавистно украинскому народу так, что многие дворцы польских магнатов, а также католические постройки были разрушены. И вполне понятно, что новостроящиеся строения не обязаны были ни в какой мере на них походить. В связи с этим украинское барокко скоро производит свои стилевые особенности. Компонентами стиля были национальные приёмы типов и композиций зданий, а также некие черты российской архитектуры, выразившиеся в характере декора.

стройка городов Приднепровья и Левобережья носила усадебный характер. Это резко отличало ее от стройки европейских городов, где почаще всего соблюдалась регулярная система улиц и сплошная стройка с тесновато прижатыми друг к другу домами. В приднепровных городах сохранялся принцип древнерусской планировки –радиально-порядковой, носившей красочный характер.

Замечательным монументом жилой украинской архитектуры конца XVII в., Непревзойденно сохранившим свои начальные формы, является дом Якова Лизогуба в Чернигове –большой, одноэтажный, перекрытый высокой двухскатной крышей и треугольными фронтонами на торцевых фасадах, которые расчленены пилястрами, огражда-ющими структуру плана. Фронтоны украшают плоские фигурные ниши, полуколонки и треугольные сандрики[7] над окнами. Пластика фасадов и фронтонов близка по характеру к формам российской архитектуры XVII в., Но существенно крупнее и сочнее ее, что создаёт живописную игру светотени.

К публичным зданиям того времени относится Черниговский коллегиум, построенный в 1700-1702 гг. Большой двуэтажный дом коллегиума стоит рядом с главными постройками Черниговского кремля и входит в его ансамбль. В западной части строения –высокая башня, необыкновенная по форме –на верхнем ярусе ее окружают цилиндрические выступы. Южный фасад строения богато декорирован наличниками со сложными фигурными украшениями.

К постройкам гражданской архитектуры второй половины XVII –начала XVIII вв. Можно отнести бессчетные трапезные палаты в православных монастырях. Совсем увлекательна трапезная черниговского Троицкого монастыря, по словам исследователя украинской архитектуры этого времени М.П.Цапенко, «подлинный шедевр государственного архитектурного стиля»[8]. Трапезная построена в 1677-1679 гг. Ещё до начала стройки монастырского собора. К трапезному залу с западной стороны примыкают сени и хозяйственные помещения, а с восточной –Введенская церковь с высоким верхом над центральной частью.

более ярко и самобытно стиль украинского барокко проявился в культовом зодчестве. Цапенко писал, «дух времени требовал монументальных образов. Главной задачей, в особенности в XVII –начале XVIII вв., Становится создание выразительного, умопомрачительного вида, знака, монумента содеянного народом в деле государственного освобождения и утверждения государственной культуры.»[9]

В украинских церквях этого периода отмечается несколько типов, из которых один (основным образом монастырские соборы) восходит к традициям древнерусской архитектуры, а другие –к типам украинских древесных церквей.

Первый тип восходит к восстановленным в XVII в. Древнерусским святыням –киевскому Софийскому собору, собору Елецкого монастыря в Чернигове, и, в особенности, Успенскому собору Печёрского монастыря, издревле считавшемуся самым популярным зданием на Руси. Все эти сооружения в базе имели крестовокупольный тип и все они после восстановления «одеты» в барочную «одежду»; надстроены верха, возникли пристройки, фасады украшены декором.

Старейшее здание этого типа –собор Троицкого монастыря в Чернигове. В композиции собора смешиваются традиционные черты древнерусской (трёхапсидный в плане, пятиглавый) и западной архитектуры (базиликальный характер интерьера, башни перед западным фасадом, барочный фронтон, элементы декора)

Но не этот тип зданий был основным в украинской архитектуре рассматриваемого периода. Более выразительно национальные черты проявились в каменных храмах, идущих от древесных церквей, обширно к тому времени распространённых. К постройкам этого типа относится один из наилучших памятников украинского зодчества –трёхчастнный в плане, увенчанный тремя высокими красочными главами Покровский собор в Харькове (1689г.). Это древнейшее сооружение города и единственно сохранившееся от стройки Харьковской крепости. Собор поставлен по русскому обычаю на подклеть, окруженную арочной галереей. Три тесновато приставленных главы стремятся вверх, трижды сужаясь. Сам храм и все ярусы глав отлично освещены окнами, обрамлёнными наличниками. В объёмно-пространственном решении отразились традиции украинской трёхверховой, многозаломной церкви.

Более распространённым типом храма был храм пятикамерный, образующий в плане крест, частенько с дополнительными ячейками по углам. Строения с крестообразным планом, с центрической объёмной динамической композицией, завершающеёся в большинстве случаев пятью либо девятью верхами, как правило ставились на отлично обозреваемых со всех сторон местностях, что определило однообразное построение фасадов.

наистарейшим зданием этого типа является Николаевский собор в Нежине, построенный в 1668-1670 гг. Столичным архитектором Г.И.Усти-новым. Собор венчают пять широких восьмигранных барабанов[10], перекрытых куполами с высокими, традиционными для украинской архитектуры завершениями. Композиция строения имеет чётко выраженную пирамидальность. В пластике фасадов отсутствуют элементы, роднящие ее с столичной архитектурой XVII в.

Последним по времени монументом пятиглавых, крестовых в плане церквей считается Спасо-Преображенская церковь в Сорочицах (1732 г.) С красивым лепным декором в характере украинского народного искусства.

российские зодчие, работающие совместно с украинскими мастерами на Украине, не переносили на украинские церковные строения типологические и композиционные черты российской архитектуры, но повсеместно применяли свойственные ей элементы пластики и декора. Композиционные черты украинской архитектуры сказались и на российской архитектуре. Примером этому может служить Надвратная церковь Новодевичьего монастыря в Москве.

В монументальном зодчестве Киева, Левобережья Украины в условиях подъёма государственного самосознания украинского народа ярко проявились черты украинского барокко. Это нашло выражение в типах, конструктивных особенностях, декоре. Но основная изюминка стиля –это новаторские и совместно с тем традиционные композиционные приёмы с гармонией и чувством пропорций, раскрытием внутреннего пространства, органически сочетаемого с внешними формами.

В XVIII в. В архитектуре западных областей Украины существенных конфигураций не вышло. Продолжал развиваться стиль барокко с чертами, характерными для позднего барокко в архитектуре Италии, Польши и Австрии. К началу XVIII в. Резко усилилась церковная экспансия. Украинское духовенство воспринимает унию, церковная церковь прочно держит в собственных руках общественную жизнь. В ту пору во Львове было около 25 тыщ обитателей и 40 костёлов и церковных монастырей. Давно миновали времена, когда в постройках Львовского братства выражались национальные украинские черты. Во Львове и остальных городах западных областей Украины работают крупные зодчие того времени, сооружается ряд церковных и гражданских сооружений, выдающихся в художественном отношении.

В стиле западного барокко строятся бессчетные костёлы. К примеру Николаевский костёл во Львове (1739-1745 гг.) С традиционной базиликальной структурой строения. В тех же формах позднего барокко построен и костёл Софии во Львове.

Барочная архитектура Львова достигла собственного апогея в здании Доминиканского костёла. Строился он 1749 по 1764 год по проекту Яна де Витте мастером Мартином Урбанником. План костела эллиптической формы с капеллами[11] по бокам. Здание венчает большой купол на высоком барабане, играющий огромную роль в силуэте города. У строения пластичный западный фасад с портиком[12] и лучкообразным фронтоном, что близко к творческой манере великого зодчего эры барокко Франческо Борромини. Интерьер Доминиканского костела необыкновенно праздничный, с бессчетными скульптурами.

позже барокко в западных областях Украины больше всего связано с творчеством Бернарда Меретина, который за сравнимо короткое время выстроил храмы во Львове, Лопатине, Годовице, Буске, ратушу в Бучаче. В творчестве Меретина огромную роль игралась скульптура, и он в большинстве случаев работал со скульптором И.Пинзелем. Меретин –мастер того направления позднего барокко, в фасадах которого чувствуется приближение классицизма. Во Львове Меретин строит одно из наилучших зданий барочной архитектуры –собор святого Юра на холме, доминирующем над юго-западной частью Львова. Собор строился в 1746-1764 гг. В плане четырёхстолпного в собственной базе храма преобладают плавные криволинейные очертания. Уступчатая композиция строения, венчающего холм, близка к традициям украинского зодчества.

К выдающимся памятникам позднего барокко относится Успенский собор Почаевского монастыря на Тернопольщине, возведённый в 1771-1783гг. По проекту конструктора Готфрида Гофмана. Строительством управлял львовский мастер П.Полейовский. Собор поставлен на двуэтажной террасе и замечательно вписывается в окружающую природу, доминируя над местностью. Тонкие, нарядные башни и фигурный фронтон, восьмигранный купол со световым фонарём, декор и белый цвет стенок создают жизнерадостный образ, далёкий от монастырского аскетизма.

Интереснейший монумент барочной украинской архитектуры Украины сохранился в Черновцах. Это Рождественская церковь монастыря в предместье Гореча, построенная в 1767 г. На средства, отпущенные Екатериной II. По плану и композиции она типична для украинских трёхчастных трёхверхих церквей. Некие отличия –в большой вытянутости плана, наличии нижнего цокольного этажа и верхней обходной по стенкам галереи, бойниц очевидно оборонительного характера. Фасады строения расчленены пилястрами с капителями коринфского ордера, а купола завершаются грушеобразными стройными «банями» обычными для украинской архитектуры.

Несколько другие черты имела барочная архитектура в Приднепровье и восточных областях Украины в XVIII в. Новейшие веяния пришли на Украину после того, как с украинскими мастерами начали сотрудничать петербургские зодчие. Но ещё ранее в украинском барокко равномерно отходят в прошедшее приёмы кирпичной пластики, фасады зданий штукатурят и украшают лепкой. Один из ранешних таковых примеров –великолепный декор трапезной и собора Выдубецкого монастыря в Киеве, первого яруса Софийской колокольни и ряда остальных зданий.

В 1722-1730 гг. Строится здание митрополичьего дома и трапезной Софийского монастыря в Киеве. Ситуация изменяется с приездом в Киев в 1731г. Крупного петербургского зодчего Иоганна-Готфрида (Ивана Ивановича) Шеделя, автора дворцов Меньшикова на Васильевском полуострове и остальных зданий, характерных для стиля петровского барокко. Шедель был воспитанником германской архитектурной школы, что проявилось в некой сухости орнамента. В Киев Шедель приезжает по приглашению Киевско-Печёрской лавры для стройки большой колокольни.

Колокольня была самой высокой постройкой в России, ее высота составляла 96,5 м. Она была построена, в первый раз в украинской архитектуре, по принципу ордерной архитектуры. Нижний ярус трактован как пьедестал, второй ярус выдержан в формах римско-дорического ордера, третий –конического и четвёртый –коринфского, то есть тут использована классическая схема ордерной архитектоники, популярная ещё по зданию римского Коллизея. Барочные черты видны только в спаренных колоннах, раскрепованных[13] карнизах и очертаниях завершения главы. В строительстве колокольни использована новая для того времени техника, в частности, специально изготовленные керамические блоки. Цельные керамические коринфские капители[14] имеют 154см в высоту и 140 –в ширину. Как писал о ней сам Шедель: «сия звонница в Киевопечёрской лавре трудом моим сделанная каким образом по всей Руси и в Европе другой не обыщется… и на вечность оная звонница стоять будет»[15].

не считая строений в Лавре, Шедель выполняет заказы киевского митрополита Рафаила Заборовского и, судя по характеру форм, ему принадлежит проект известной Брамы Заборовского, являющейся одним из наилучших и характернейших памятников украинского барокко XVIII в. Брама – западные ворота Софийского монастыря, построена в 1745-1746 гг. Над проездной аркой, оформленной колоннами коринфского ордера, высится высокий, криволинейного очертания барочный фронтон, покрытый ласковым орнаментом, выполненным украинскими мастерами.

Из зданий Киева, периода работы в нём Шеделя нужно отметить Софийскую колокольню, ставшую, как и Лаврская, одной из основных доминант города. Над первым этажом, возведённым ешё в начале XVIII в. В 1744-1748 гг. Были достроены второй и третий ярусы, увенчанные высокой барочной главой (четвёртый ярус достроят в XIX в.). Четырёхугольные, уменьшающиеся наверх ярусы колокольни профессионально покрыты лепной орнаментикой (профессионалы И.Стобенский и С.Стобенский).

В 1847 г. Начинается стройку в Киеве Андреевской церкви –архитектурного шедевра мирового значения. Выбор места для стройки не случаен. На холме, доминирующем над Подолом, ещё в начале XIII в. Была построена церковь, завершавшая перспективу главной улицы Киева. Центрическая, объёмная композиция нового строения предопределена с самого начала. Проект церкви выполнен великим Растрелли. Андреевская церковь –одно из ранешних произведений конструктора, в котором он в первый раз обратился к государственным композиционным особенностям российского зодчества. Стройный силуэт со стремительно взлетающим вверх высоким куполом, завершающемся барочной главкой и четырьмя тонкими башенками, поставленными по диагонали подкупольного квадрата и создающими обычное пятиглавие, со всех сторон читается на фоне неба. Церковь сказочно красива в панораме прекрасных киевских приднепровских холмов. Нарядность ее подчёркнута множеством пластики, светлой политрой бирюзовых стенок, белых колонн и золотых капителей и деталей декора.

сразу с Андреевской церковью в Киеве строится здание правительского (Мариинского) дворца, также по проекту Растрелли, вернее по виду построенного Растрелли дворца Разумовского под Москвой. Киевский замок в начальном виде до наших дней не сохранился (сгорел в 1819 г. И наново построен архитектором К.Я.Маевским в 1870 г. В стиле растреллиевской архитектуры). Также как и Андреевская церковь он был украшен барочной пластикой. Андреевскую церковь и замок строил конструктор И.Ф.Мичурин, работавший основным архитектором Москвы. Мичурин приезжает в Киев со собственной «командой» –группой архитекторов и учеников, помогавшим ему в строительстве и без помощи других строивших некие объекты в Киеве. Так, его ученики Ф.Панов и М.Юрасов строят огромное здание Софийской бурсы, в архитектурной пластике и высокой с заломом крышей видны черты украинского барокко.

реальным шедевром барочной архитектуры Украины является колокольня Дальних пещер Киево-Печёрской лавры, построенная С.Д.Ковниром в 1754-1761 гг. Композиционный эффект двухъярусной колокольни построен на контрасте горизонтальных и вертикальных частей. Фасады нижнего яруса подчёркивают сплошным рустом[16] его горизонтальные пропорции. Лепкой украшена только плоскость над проездом. Верхний ярус насыщен пластикой, спаренными колонками с коринфскими капителями на угловых выступах, орнаментной лепкой, покрывающей все плоскости фасадов. Колокольня завершается высокой барочной многоярусной «баней» и четырьмя конусовидными башенками. Лепку Ковнир выполнял совместно с лаврскими мастерами –И.Горохом, И.Шароваром и другими. Вся архитектура колокольни различается высоким профессионализмом. В 1763-1768 гг. Ковнир строит колокольню Ближних пещер, близкую по характеру архитектуры к колокольне Дальних пещер, но без боковых башенок на углах.

Велико значение для украинской архитектуры XVIII в. Творчества другого известного российского конструктора –А.В.Квасова. Он был из тех российских архитекторов, которые старались продолжить традиции петровского барокко во время повсеместного расцвета растреллиевской пышноватой и насыщенной пластикой и декором архитектуры. А.В.Квасов приезжает на Украину строить по заказу Разумовских собор Богородицы в Козельце (1752-1763 гг.). По типу это поставленный на подклеть девятикамерный храм, завершающийся пятью верхами. Боковые главы поставлены на угловые ячейки по диагонали ( как в Андреевской церкви в Киеве). В козелецком соборе угловые ячейки достигают высоты завершающего карниза, что придаёт композиции главенствующего объма строения цельный характер. Завершение глав, в различие от Андреевской церкви, приемлимо для украинской архитектуры, как и форма крылец. Примечателен тот факт, что российский конструктор сознательно обращается к традициям украинского зодчества, может быть не без влияния заказчиков –Разумовских.

Высокая четырёхъярусная колокольня построена в формах барокко –с пучками колонн и раскрепованными карнизами. Под влиянием козелецкой подобные колокольни строятся в это время в Троицком монастыре в Чернигове (1771-1775 гг.) И в Вознесенском в Переяславе (1770-1776 гг.)

Следует особо сказать о пространственной организации барочных ансамблей, ярче всего проявившейся в монастырских комплексах. Такие ансамбли, как Киево-Печёрская лавра, Троицкий монастырь в Чернигове, Выдубецкий монастырь в Киеве поражают собственной необычной стилевой целостностью и органическим единством с окружающей природой. В базе художественной выразительность ансамбля лежит красочный принцип композиции, характерный ещё для градостроительства старой Руси. Живописность подчёркивается мягкой пластикой форм и сочной лепкой фасадного декора, нарядным силуэтом верхов и асимметричной постановкой зданий

Барокко –это стиль архитектурных ансамблей. Большая часть ансамблей киевских монастырей складывались в различное время, частенько –ещё в древнерусский период. Окончательное их формирование происходит в эру барокко, когда создаются новейшие постройки, объединяющие ансамбль, строятся колокольни, становящиеся доминантами ансамблей, монастыри окружаются стенками и башнями, которые уже не имеют военно-оборонительного значения, но являются органическими компонентами ансамблей, и, наконец, всем зданиям ансамблей придаётся единое стилевое лицо –постройки штукатурят, белят, древние строения, после реставрации, «одевают в барочную одежду». Так создаются цельные в своём художественном выражении ансамбли Киева, Чернигова, Переяслава, Межигорский, Мгарский и остальные монастыри Приднепровья и Левобережья.

обширно используя заслуги западной и российской архитектуры, украинская архитектура не утратила собственной самобытности и традиций. При рассмотрении архитектуры Украины периода XVII-XVIII8 вв., Можно созидать, что многие постройки иноземных мастеров имеют наряду с традиционными приёмами и приёмы характерные для государственного украинского зодчества. В тесной связи и при содействии российских и западных мастеров, на Украине возник новый стиль –украинское барокко, как и петровское барокко хорошее от западного, и имеющее свои традиции и особенности, придающие сооружениям государственный спектр и непревзойдённейшую красоту.

Литература:

1. Ю. С. Асеев. Стили в архитектуре Украины. –Киев.: Будивэльнык, 1989. –стр. 32-49.

2. Н. Ф. Гуляницкий. История архитектуры. –Москва.: Стройиздат, 1984.

3. русский энциклопедический словарь.

4. монументы градостроительства и архитектуры УкрССР. Том 4. -Киев.: Будивэльнык 1986. –стр.261-337.

5. Архитектура Украинской ССР. Том 1. –Москва. 1954.

Отзывы направляйте на Email: padalko@students.soros.karelia.ru

[1] Пилястра (ит.) –плоский, прямоугольный в плане выступ стенки либо столба, традиционно обработанный по трёхчастной схеме опоры того либо другого ордера ( с основной частью, базой либо капителью).

[2] Левобережье, Слобожанщина –исторические наименования частей Украины

[3] Экспансия –расширение сферы господства

[4] Костёл –польское заглавие католического храма

[5] Базилика –здание, разделённое продольными рядами колонн либо столбов на несколько частей

[6] Аркбутан (фр.) –наружная каменная полуарка, передающая распор свода главенствующего нефа внешним опорным столбам –контрфорсам.

[7] Сандрик –небольшой карниз над дверью либо окном, время от времени опирающийся на два кронштейна.

[8] Цапенко М.П. Архитектура Левобережной Украины XVII-XVIII веков. –С. 106.

[9] Там же. –Стр. 129.

[10] Барабан –венчающая часть строения цилиндрической либо многогранной формы, несущая купол либо многогранный сомкнутый свод; световой барабан имеет оконные проёмы.

[11] Капелла –католическая часовня.

[12] Портик –галерея либо вход в здание, у которых хотя бы одна из продольных сторон представляет собой открытую колоннаду.

[13] Раскреповка –небольшой выступ либо излом полосы фасада, карниза и т.П. По горизонтали.

[14] Капитель –головная часть колонны, пилястры либо столба.

[15] Клессо С.К. Киево-Печёрская лавра. –стр.84.

[16] Руст –отдельный декоративно обработанный тёсаный камень в форме прямоугольного параллелепипеда в стене



 
Еще рефераты и курсовые из раздела
Кондиционирование универсама
Содержание1. Исходные данные. 2 2. Определение количества выделяющихся вредностей и расчет нужных воздухообменов 3 2.1. Воздухообмен по избыткам явной теплоты 3 2.2....

АБЗ
Министерство Общего и Профессионального Образования русской Федерации Ростовский государственный строительный институт Курсовой проект по дисциплине Производственные...

Петропавловская крепость
Введение . В центре Санкт- Петербурга , на маленьком полуострове Невы , поднимаются каменные стенки Петропавловской крепости – первой постройке города . Крепость была заложена 16 ( 27)...

Размещение индустрии в городе
Содержание. Организация городских промышленных районов _3 Градостроительные категории городских промышленных районов и система размещения...

Монументы архитектуры
Содержание: Глава 1: «Памятники архитектуры XVIII – первой половины XIX вв.» Глава 2: «Памятники архитектуры конца XIX – начала XX вв.» ...