рефераты, курсовые, дипломы >>> архитектура

 

Готические соборы Франции

 

Министерство образования русской Федерации

Пермский Государственный Технический институт

Кафедра: Архитектуры

Готические соборы Франции

Выполнил: Студент гр. ПГС-03-1

Загоскина А.А.

Проверил: Преподаватель Маковецкий А.И.

Пермь 2003

План.

1. Введение.

А) Готическое искусство

Б) Строительные материалы и главные типы зданий.

В) Пространственные решения.

2. Анализ архитектурных памятников.

А) Собор в Шартре.

Б) Собор в Анжере.

В) Собор богоматери в Париже.

Г) Собор в Аменьене.

Д) Собор в Реймсе.

Е) Собор в Лане.

3. Заключение.

4. перечень литературы.

Введение.
Наименование «готическое искусство» (от итал. gotico — «готский», по наименованию германского племени готов) появилось в эру Возрождения.
«Готическое» в те времена означало «варварское» в противовес «римскому»: готическим называли искусство, которое не следовало античным традициям, а означает, не представляло энтузиазма для современников. Подобные представления поменялись только в XIX в., Когда эру Средневековья закончили считать
«тёмными веками» в истории человечества. Но заглавие «готическое» сохранилось за европейским искусством позднего Средневековья. В разных европейских странах готика имела свои характерные особенности и хронологические рамки, но ее расцвет приходится на XIII—XIV вв. В истории искусства принято выделять раннюю, зрелую (высшую) и позднюю
(«пламенеющую») готику

Готика развивалась в странах, где господствовала церковная церковь, и под ее эгидой феодально-церковной базы сохранялись в идеологии и культуре эры Готики. Готическое искусство оставалось в большей степени культовым по назначению и религиозным по теме: оно было соотнесено с вечностью, с «высшими» иррациональными силами.

Готика вырастала равномерно из романского стиля преобразуя его практически незаметными новшествами. Она родилась в Северной части Франции (Иль-де-
Франс) в середине 12 в. И достигла расцвета в первой половине 13в
В Готике Франции органически переплелись лиризм и трагические аффекты, возвышенная духовность и социальная сатира. Поворот к готике начался с архитектуры, и только позже стал распространяться на скульптуру и живопись..

Тридцатые годы XII в. Были временем бурного роста французской культуры.
вид Франции сильно меняется. Много церквей сгорело, но на их месте строятся новейшие.
конкретно в эту эру, когда сталкивались разные воззрения могло зародиться готическое искусство со всем богатством его образов, сдерживаемых единой догмой церковной церкви. В течении этого времени не прекращались связи с
Византией. Конкретно XIII в. Оставил более совершенные монументы готического зодчества, равномерно перерождаясь питаемые новыми эстетическими идеалами готические формы продолжают жить вплоть до начала
XIV в.

рвение к красе свидетельствуя о свежести чувств и интеллекта постоянно свойственно эре подъёма высокой культуры оно присущее готическому искусству вплоть до конца XIII в. Высшим его выражением был готический храм с его единством архитектурного вида включавшего в себя как пластическое, так и чисто живописное убранство.
В различие от романского периода центрами европейской религиозной, культурной, политической и экономической жизни к концу XII в. Стали не монастыри, а города основное публичное сооружение средневекового города, его собор, предназначенный не лишь для отправления культа, но и для собраний городской общины. Соборы обязаны были вмещать всё бессчетное городское популяция. Перед соборами выступали проповедники, проводили дискуссии доктора и студенты. Устраивались тут и театрализованные религиозные представления. Строили соборы городские профессионалы (а не монастырские, как до этого). Сами горожане частенько являлись заказчиками либо создателями произведений искусства для декорации соборов.

Ставшая делом всей городской коммуны архитектура соборов воплотила значительные черты средневековой идеологии, теологического представления о величии и стройности мироздания, публичного устройства (иерархическая структура общества). Поднявшиеся высоко над кровлями обыденных зданий превосходные каменные соборы, украшенные кружевом практически ювелирной резьбы, явились важнейшим и более броским порождением готики (которую многие исследователи считают государственным французским стилем). Это — плод умудрённого опытом человеческого разума, вдохновенного творчества одарённых мастеров, а совместно с тем и долгого, время от времени двух-трёхвекового трудового подвижничества народа, одержимого идеей искупления земных грехов путём служения богу
. Художественное совершенство готических сооружений немыслимо без великолепного свойства работ, выполнявшихся организованными в цеха строителями-специалистами. Впечатляющая целостность, присущая даже тем зданиям, где начальный план существенно изменялся в процессе стройки, их до тонкостей обмысленная структура были бы недосягаемы без нового лица — возглавлявшего стройку профессионалы-каменщика, большей частью остававшегося неизвестным и только кое-где поименованного посреди орнаментов декора, т. Н. Лабиринтов, на каменном полу собора либо запечатленного в скульптуре

Строительные материалы и главные типы зданий.
Уходящее вглубь на 100—120м внутреннее пространство, поднятые на непостижимую высоту своды (в парижском, реймсском, амьенском соборах соответственно на 32,5, 38 и 42,5 м), пропорции нефа, высота которого превосходит ширину в 2,8—3 раза), стройность, вытянутость всех видимых зрителю конструктивных частей рождают поразительное впечатление динамической устремлённости ввысь. Сумеречная, переливающаяся красочными бликами среда кажется ирреальной, как бы исполненной тайны божественного присутствия. В противоположность Поворот к готике начался с архитектуры, и только позже стал распространяться на скульптуру и живопись. Архитектура постоянно оставалась основой средневекового синтеза искусств. Если сравнивать обычные сооружения романского стиля и готики, то кажется, что они противоположны. Одни - представители массивности, остальные - легкости.
Мысль зодчих идет к тому, чтоб расширить и облегчить систему сводов.
Сплошные своды заменяются реберными перекрытиями - системой несущих арок.
Вся воздушность, вся сказочность готического строения имеет рациональную базу: она вытекает из каркасной системы постройки. Так возникают сквозные галереи, аркады, большие окна. Галереи употребляются для установки статуй, а окна - для монументальной живописи из цветных стекол.
В готической архитектуре в целом различаются периоды: ранешний — 12 в., Зрелый — 13 в.— 1-я пол. 14 В. И поздний — 2-я пол. 14 В.— 15 в. (В литературе существует и другая периодизация). Развитие готических форм начинается с выделения в крестовых сводах несущих нервюр и облегчённых распалубок , что дало возможность перекрывать помещения хоть какой формы (напр., Апсиды, кольцевые обходы), деля их в плане на треугольники, очерченные по граням сводов нервюрами, а также уменьшить размеры, а следовательно, и толщину каждой распалубки
Основой романского храмового строения служила сама каменная масса. Эта масса с её толстыми, глухими стенками поддерживалась и уравновешивалась подпружными арками, столбами и иными архитектурными деталями, выполнявшими опорные функции. Для большей стойкости строения романский зодчий увеличивал толщину и крепость стенки, на которой и сосредоточивал основное внимание. Конкретно совершенствованию опорной системы суждено было произвести истинную революцию в тогдашнем зодчестве.
Создание высочайших крестовых сводов на стрельчатых ребрах, либо нервюрах[1] принимающих на себя всю тяжесть перекрытия, увеличение числа нервюр, выходящих из каждого столба, образуемого пучком колонн, введение так называемых аркбутанов— полуарок, переносящих давление верхних стенок среднего нефа на продолженные вверх могучие наружные столбы— контрфорсы[2] боковых нефов, выполняющие функцию противодействующей силы,— все это так обогатило опорную систему, что она заполучила самостоятельное значение. В этом и заключалась совершенная революция.
Так что все здание свелось к остову — в преодолении тяжести чудесно разросшемуся ввысь каркасу, ставшему основой всей готической архитектуры.
нужно напомнить еще об одной особенности готических зданий: их части доступные более внимательному рассмотрению были раскрашены.
Художественное совершенство готических сооружений немыслимо без великолепного свойства работ, выполнявшихся организованными в цеха строителями-специалистами. Впечатляющая целостность, присущая даже тем зданиям, где начальный план существенно изменялся в процессе стройки, их до тонкостей обмысленная структура были бы недосягаемы без нового лица — возглавлявшего стройку профессионалы-каменщика, большей частью остававшегося неизвестным и только кое-где поименованного посреди орнаментов декора, т. Н. Лабиринтов, на каменном полу с где в первый раз вышло разделение строительных конструкций на активный несущий остов и несомую оболочку-наполнение, появился художественный язык готической архитектуры. Ее тектонической основой явился основа — сложная система локализующих усилия нервюрных сводов, столбов, аркбутанов (передающих распор внешним контрфорсам), что позволило дать прямой свет в средний неф храма через окна возвышающейся центральной части; а ее характерными формами — стрельчатые очертания сводов, арок и проёмов, профилированные нервюры и пучковые опоры, остроконечные вимперги, этому уплотненная, вполне материальная наружная масса собора, поддерживаемая рёбрами аркбутанов, взъерошенная пинаклями, шпилями башен, вимпергами порталов, всплывшая над городом, как будто корабль в полной парусной оснастке, поражает собственной могучей вещественностью. Эти конструкции громоздятся за величавым основным фасадом с его парными башнями, меж которыми неф раскрывается огромным круглым, изысканным по рисунку каменных переплётов окном-розой.

Пространственные решения.

Старые города равномерно разрастались, укреплялись, перестраивались, новейшие традиционно возводились на регулярной базе, часто имели прямоугольную сетку улиц, совсем плотную стройку и две главные площади - соборную и рыночную.
традиционно в центре города, господствуя над его застройкой, находился собор, становившийся средоточием городской жизни и получивший во Франции свои классические формы.
Это три - пять нефные базилики с трансептом и полукруглым обходом хора, венцом капелл, высоким и просторным интерьером, двух башенным фасадом с тремя перспективными порталами и готической розой в центре. Произведения раннеготического зодчества (церковь аббатства Сен-Дени: соборы в Сансе, ок.
1140, в Париже, в Шартре) сохранили массивность стенок, грузность нервюр, горизонтальность композиций линий фасадов, тяжёлые двух пролетные аркбутаны.
Они будто вобрали в себя мир средневекового города. Если даже сейчас, в современном Париже, собор Парижской Богоматери царит над городом, и перед ним меркнет архитектура барокко, ампира, классицизма, то можно представить, как еще более внушительно он смотрелся тогда, в том Париже, посреди кривых улочек и малеханьких двориков по берегам Сены
Пространство собора — с бессчетными архитектурными и скульптурными украшениями, светом, льющимся через стекла витражей, — создавало образ небесного мира, воплощал мечту о чуде.
На фасадах соборов варьируются стрельчатые арки и богатые архитектурно- пластические декорации, детали — узорные вимперги, фиалы, краббы и т. Д.
Статуи на консолях перед колонками порталов и в их верхней арочной галерее, рельефы на цоколях и в тимпанах порталов, а также на капителях колонн образуют цельную сюжетную символическую систему, в которую входят персонажи и эпизоды Священного писания, аллегорические виды. Фаворитные произведения готической пластики - декор, статуи фасадов соборов в Шартре, Реймсе,
Амьене проникнуты одухотворённой красотой, искренностью и благородством.

В Готике Франции органически переплелись лиризм и трагические аффекты, возвышенная духовность и социальная сатира, умопомрачительный гротеск и фольклор
В готический период поменялся образ Христа — на первый план выдвинулась тема мученичества: готические живописцы изображали Бога скорбящего и страдающего, принявшего муки на кресте за грехи человечества. Готическое искусство постоянно обращалось к виду Богоматери — заступницы и просительницы за людей перед Богом. Культ Богоматери сложился фактически сразу с поклонением прелестной даме, характерным для Средневековья.
часто оба культа переплетались, и Богоматерь представала в виде прелестной дамы.

В то же время сохранялась вера в чудеса, умопомрачительных животных, сказочных чудовищ. Их изображения встречаются в готическом искусстве в виде скульптур — химер либо статуй-водостоков — гаргулей.

Шартрский собор

(приложение 6)
Собор в Шартре (XII-XIV вв.) Считается одним из красивейших в Европе.
Шартр, где находились драгоценные реликвии Богоматери, воспользовался особым покровительством короля Людовика IX, который подарил собору огромное окно- розу. Витражи пожертвовали собору ремесленники города. В строительстве собора воспринимало роль множество людей: к примеру, в 40-х гг. XII в. Тыщи нормандских паломников явились в Шартр и несколько месяцев вкатывали каменные блоки в стенках собора достигают двух-трех метров длину и одного метра в высоту.
Западный фасад - единственное, что уцелело от предшествующей постройки. Его создание относится к 1170 году. Фасад украшают три пышно украшенных великолепными каменными барельефами портала, относящиеся к XII веку.
С севера и с юга на фасадах строения можно созидать очень характерное для французской готики большущее, круглое кружевное окно, в просветы которого в свинцовых переплетах вставлены цветные витражи.
Диаметр окон трансепта составляет 13 метров. Схожее окно вошло в историю искусства под заглавием "роза". в первый раз оно возникло в Шартрском соборе, как говорят, по заказу короля Людовика IX Святого и его жены королевы
Бланки Кастильской. На витражах "розы" можно созидать гербы Франции и
Кастилии, сцены из земной жизни Богоматери и сцены ужасного суда. Собор в
Шартре лучше освещён, чем парижский, благодаря высоким окнам нефа, ажурным капеллам широкого пятинефного хора и светлому, голубовато-сиреневому колориту витражей, различается крестообразно развитым пространством, сдержанным благородством интерьера, перекрытого четырёх частными сводами, органичностью структуры.

«Королевский портал» (1145— 1155 гг.) Собора в Шартре — броский эталон готической скульптуры. Собор в Шартре славился также своими витражами, которые занимали площадь более двух с половиной тыщ квадратных метров. В
1194 г. Собор в Шартре практически полностью сгорел, сохранились лишь
«королевский портал» и основания башен. Позже здание было вновь отстроено. Возведение собора числилось праведным делом, за которое верующим простятся грехи, и будет обеспечено спасение на небесах.

Собор в Анжере.

Собор в Анжере относящийся к готическим конструкциям, сохранил все особенности западных областей Франции. Автор проекта не утолщал стенок.
Он стремился уравновесить распределение тяжести, усиливая вертикальную нагрузку. Свод храма сильно выпуклый. Его массивные нервюры являются одним из украшений строения, так как проходящая меж двумя валиками плоская лента покрыта резьбой; меж ними как бы протянута гирлянда из цветов. В соборе сохранились витражи, относящиеся к различным периодам.

Тщательная обработка замечательно освещенных сводов собора в Анжере могла бы дозволить предложить, что они когда то, также как и стенки под высоко поставленными окнами, были покрыты росписью.

Нотр- Дам де Пари

(приложение 3)
Характерные черты ранешней готики воплотились в главном соборе столицы
Франции — Нотр-Дам де Пари (Парижской Богоматери). величавый Нотр-Дам де Пари был заложен в 11б3 г., Но его стройку длилось в течение нескольких веков — до XIV в.
Собор представляет собой базилику длиной сто двадцать девять метров, состоящую из пяти продольных нефов и одного поперечного — трансепта.. Это превосходный (длина 130 ж, высота сводов 32,5 At) пятинефный храм, разделённый в центре длины маленьким трансептом и завершённый хором с двойным обходом (1182), так что весь план вписывается в прямоугольник. При шестичастных сводах и одинаковых круглых столбах главной аркады, увенчанных крупными капителями, поставленная на них стенка ещё массивна она получила огромные верхние окна, нужные для освещения нефа Хор собора, а также фасад с его ясными горизонтальными и вертикальными членениями, как бы с трудом врезанными в плотную стену порталами, великолепной розой и как будто выросшими из тела сооружения монументальными башнями — совершенное произведение вполне установившегося стиля.
В храм ведут три входа-портала, обрамлённых уходящими в глубину арками; над ними находятся ниши со статуями — так называемая «королевская галерея», изображения библейских царей и французских правителей, которых отождествляли с персонажами Ветхого завета. Центр западного фасада украшает окно-роза, а над боковыми порталами растянулись вверх окна под стрельчатыми арками. На башнях собора размещаются скульптуры умопомрачительных чудовищ — химер.
В Нотр-Дам де Пари соединились черты романского и готического стилей.
мощные башни фасада характерны для романской архитектуры, в то время как крестовый свод, опирающийся на арки, внедрение аркбутанов и контрфорсов, стрельчатых арок и множества окон — черты, свойственные готическому искусству.
Собор Нотр-Дам в Париже ответил возросшему политическому значению города как столицы страны и завершил первый этап развития готического стиля.

Собор в Амьене

(приложения 5,8)
Собор в Амьене(1220—88, Робер из Люзарша, Robert de Luzarches, 13 в.,
Тома из Кормопа, Thomas de Cormont, и его отпрыск Рено — 15 в.)— длиной сто сорок пять , высотой сорок два с половиной метра и площадью 7700 м2 — самый большой во Франции.
Впечатление, которое производит на зрителя этот собор ,архитектурный монумент зрелой готики, передают следующие слова известного искусствоведа
XIX в. П. П. Гнедича: «Эти нескончаемо переплетающиеся аркады и своды, кажется, ведут куда-то в другой мир. Всё стремится к чему-то высокому, гигантскому... На колоссальные столбы колонн громоздятся новейшие столбы, над ними нависают сквозные воздушные переходы; своды вздымаются выше и выше; над ними идут колокольни, далее колокольни ещё и ещё, и их острые башенки, кажется, теряются в облаках. Внутри, под сводами стрельчатых дуг, нескончаемый ряд колонок, переходов, статуй и гробниц окутан кружевом изящного орнамента... То высшее проявление готики, до которого дошла средневековая архитектура, может безусловно быть названо феноминальным. Это не строения, это какие-то ювелирные работы, трактованные в колоссальном размере».
. Головокружительная высота нефа, чистота профиля всех нервюр,- активная кривизна 2-ярусных аркбутанов, точность их наклона и примыкания свидетельствуют о полном овладении законами равновесия. Свет в изобилии льётся из сплошь остеклённого (включая трифорий) хора и четырёхчастных окон нефа, как будто расцветающих каждое тремя розами. Соотношение масс и пролётов постройки, значительность главной аркады, равной по высоте трифорию и окнам, создают замечательную пространствен-ность интерьера. Простота и целеустремлён-архитектурных линий контрастируют с многоплановой структурой фасада, насыщенного резьбой и скульптурой

Реймский собор

(приложения 4,7)
Архитектуре реймского собора (1211—1331) при строгости тектонического построения свойствен подчёркнутый вертикализм, вытянутость всех частей и фигур, богатство скульптуры и декоративных деталей, которые, как будто буйная поросль, пробиваются ввысь, пересекая горизонтальные членения. Даже стрельчатые обрамления порталов так повышены, что центральный тимпан прорезает ещё одна роза. Весь абрис фасада облегчён, заметно суживаясь наверх.
основной фасад Реймсского собора существенно различается от классического
Фасада .Порталы , выступающие вперед , глубоко лежащая роза в обрамлении высокой стрельчатой арки и высокий второй этаж создаютновый тип готического фасада : в нем решительно преобладают вертикальные лини
Вызывающие восхищение капители расположены на одном уровне ,не прерывая тем самым чередования вертикальных и горизонтальных линий.Это впечатление однообразия усиливается схожим оформлением боковых нефов.

Ланский собор

(Приложение 2)

В Ланском соборе (1150—1215), где массивный 7-башенньгй силуэт восходит к романским традициям Клюни и Нормандии, но в интерьере благодаря круглым столбам нижней аркады достигнута наилучшая связь главенствующего и боковых нефов.
стенка как несущая конструкция разрушена, но ещё не уничтожена; шестичастные своды и чередование опор различного профиля и построения предопределяют ритмическую расчленённость пространства; нервюры относительно грузны, аркбутаны невелики по пролёту, в композиции фасадов ещё не отработаны типические черты, позволяющие воплотить тему последовательного облегчения

Заключение

В XIII-XV вв. Готическая архитектура распространялась по различным странам
Европы, приобретая определённые черты, и вырастала равномерно из романского стиля преобразуя его практически незаметными новшествами.
В ХIII веке усиливается связь меж двумя королевствами Испании и Франции.
Французские зодчие работают на местности Испании. Следы их деятельности прослеживаются в соборах Леона, Бургоса и Толедо. Испанская архитектура
ХIII веке кажется ветвью французской.

практически постоянно враждебные, но постоянно близкие дела с Англией не могли не сказаться на архитектуре обоих королевств. К примеру, французский конструктор Гийом из Санса выстроил 1175 году собор в Кентбери. Будучи ближе всех остальных британских храмов к французскому плану, собор Вестминстерского аббатства остался монументом близких отношений меж королевствами. Его хор окружен венцом капелл, центральный неф выше, чем это было принято в британских храмах.

Влияние английской готики на французскую, падающее на XV век, коснулось не основной конструкции зданий, но основным образом их
«пламенеющего декора»

Замечательная готическая архитектура Чехии XIV века также связана с именованием французского конструктора Матье из Арраса, который начал постройку собора св. Витта в Пражском граде.

Сохранились сведения о том, что в1287 году Этьен де Боннейл отплывает с ассистентом в Швецию, чтоб выстроить собор в Упсале. Норвежский повелитель
Магнус, получив от Филиппа смелого кусок тернового венца, строит в Бергене
Капеллу, которая имитирует парижскую Святую капеллу.

Мы знаем о работе Виллара де Оннекур в Венгрии. Там же работал Мартен
Равежи. Экспансия французов на восток не могла не отразиться на сооруженных там памятников. В горах, к востоку от Триполи, была построена мощная крепость Крак, закрывавшая доступ в христианские владения. Она была воздвигнута в XII веке и расширена около 1200 года. Но во времена Людовика
IX был еще выстроен большой зал, окруженный галереей.

Собор в Никозии напоминает собор Парижской богоматери. Интересно, что в Фамагусте в первой половине XIV века (около 1311 года) была выстроена церковь с апсидой, скопированной с апсиды в Сент-Юрбент в Труа.
Фасад с высокими вимпергами напоминает фасад Реймского собора.

Выводы, к которым мы пришли, заканчивая характеристику церковного готического зодчества во Франции, относится конкретно к ее национальному стилю.

но французская готика в силу особых исторических условий явилась выразительницей высокого подъёма средневековой культуры в целом.
Она в самом деле была каменной энциклопедией, стояла существенно выше современной литературы. Всё время, делая упор на античное наследие, она выработала в архитектуре, скульптуре и витражах собственные средства выражения. Она отразила высшие идеалы, чаяния и разочарования самых разных слоёв средневековой Франции. Поскольку готический стиль обязан был удовлетворять потребности широких масс народа, он был в собственной базе монументальным. Для французской готики характерна гармония и ясность, что принудило исследователей говорить об ее «аттическом» характере, но это не исключает внутреннего пафоса, взволнованности чувства, пронизывающего архитектурный образ. Он так богат, как ни один из имеющихся до и после стилей, потому что его создатели смогли сразу употреблять действие архитектурного пространства, полосы, пластики и незапятанной игры цвета. Благодаря этим своим качествам французская готика, несмотря на наслоение веков, сохраняет своеобразное единство, и дошедшие до нас монументы не кажутся дисгармоничными.

Готика, как архитектурный стиль, характерна для определённой эры всей Западной Европы, но ведущая роль в ее разработке, развитии и воплощении принадлежала Франции.

План собора в Реймсе (Франция). 1211—1311г.

Приложение 1

[pic][pic]

приложение 2 приложение
3

[pic]

приложение 4 приложение 5

[pic] приложение 6

[pic] приложение 7.Западный фасад собора в Реймсе.

[pic] приложение 8.Собор в Амьене.

перечень ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Крыжановская М.Я. «Искусство западного средневековья», Москва, 1963 г.
2.Лясковская О.А. «Французская готика XII- XIV веков», Москва, 1973 г.
3. Малая история искусств. Тяжлов В.Н. «Искусство средних веков в
Западной и Центральной Европе.», Москва, 1964 г.

4. крупная художественная энциклопедия. I – II том. 1980Г.

5. Воронцов А.И. Экскурс глобальных достопримечательностей.


-----------------------
[1]Нервюра- арка из тесаных клинчатых камешков, укрепляющая ребра свода.
[2] Контрфорс- устой, поперечная стена, вертикальный выступ, укрепляющий основную несущую конструкцию.


 
Еще рефераты и курсовые из раздела
Оценка недвижимости
Содержание. Введение. 2 Глава 1. Что такое недвижимость? 3 Глава 2. Оценка недвижимости. 4 Глава 3. Расчет видов износа. 7 Глава 4. причины, плохо влияющие...

Архитектура столичного метро
Архитектура столичного метро За более чем полувековой период существования метро мы привыкли к нему, но, став уже будничным транспортом, оно но теряет собственной былой репутации “чуда” -...

Жилой дом: 5 этажный 30 квартирный
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ институт СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 4303 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»...

Средства заслуги выразительности в интерьере
ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИОННОГО ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЬЕРА до этого всего, необходимо признать, что выразительный интерьер есть понятие равнозначное эмоциональному интерьеру, то есть интерьеру...

Введение в специальность («комплексная реконструкция и эксплуатация зданий и сооружений»)
Министерство образования и науки русской Федерации Южно-Уральский Государственный институт Архитектурно-строительный факультет Кафедра градостроительства...