рефераты, курсовые, дипломы >>> архитектура

 

Столичный Кремль

 
Далеко в глубину веков уходит корнями история столичного Кремля. Первые упоминания о Москве возникли на страничках старых летописей более восьми веков назад.
В Х1 - Х11 веках на западной окраине Суздальского княжества, на высоком холме, омываемом реками Москвой и Неглинной, шумел сосеовый бор, в котором находилось маленькое укрепленное поселение.
Археологические данные последних лет свидетельствуют о том, что укрепленное поселение появилось тут не позже Х1 века. Недавние раскопки в Кремле проявили, что за стеной маленький древесной крепости находились постройки торгово-ремесленной части города. Боровицкий холм сохранил остатки строений, следы крепостных укреплений, мостовые.
В 1147 году отпрыск Владимира Мономаха суздальский князь Юрий, прозванный Долгоруким, возвращаясь из похода на Новгород, пригласил к себе на пир собственного союзника и родственника новгород-северского князя Святослава Ольговича: « Приди ко мне,брате,на Москов». Тут, в Москве,они держали совет, и Юрий, по словам летописца, дал гостю « обет силен». 1147 Год- год первого летописного упоминания Москвы-принято считать официальной датой основания старого города.
В 1156 году,как ведает тверской летописец,были построены первые древесные стенки столичного Кремля,территория которого тогда была намного меньше современной. Вокруг Кремля были разбросаны бессчетные села и деревни. Крепость служила для окрестного населения и административно-хозяйственным центром и надежным местом убежища в случае нападения противников.
Построенный во второй половине Х11 века детинец ( укрепленный центр поселения,либо кремль) существовал около 200 лет.В Х111 веке жителям Москвы пришлось испытать ужасное вражеское нашествие:в 1238 году Москва была сожжена и разграблена полчищами хана Батыя.На месте старого города остались только груды пепла. И хотя не раз еще неприятели разоряли и сжигали Москву,российский люд вновь и вновь возрождал её, отстраивал,укреплял и расширял её границы.
В конце Х111 века Москва стала центром маленького удельного княжества. По мере усиления политического значения нового княжества росла и обстраивалась его столица,закладывались первые каменные постройки.
Х1У век был временем огромных строительных работ в столичном Кремле. Были заложены белокаменные соборы,новейшие княжеские хоромы. Возник двор митрополита,возросло количество боярских дворов.
В 1339-1340 годах при князе Иване Данииловиче,за пять месяцев были возведены массивные дубовые стенки вокруг Кремля. Столичный Кремль стал политическим центром феодального княжества, резиденцией великих князей и митрополитов.
В 1367-1368 годах юный князь Дмитрий Иванович,внук Ивана Калиты(будущий Дмитрий Донской),выстроил белокаменные стенки и башни Кремля- первые каменные укрепления Владимиро-Суздальской Руси. Территория крепости была расширена в северо - восточном направлении практически до современных размеров.По тому времени это были первоклассные укрепления. Скоро Москва начинает расширять свои владения и из маленький пограничной крепости, какой она была в XII веке, Москва становится крупным торговым городом.
Белокаменный Кремль Дмитрия Донского прослужил более 100 лет. За это время бессчетные осады противников, нередкие пожары сильно разрушили Кремлевские стенки и башни.

С 1485 по 1495 год были выстроены новейшие,кирпичные стенки и башни Кремля,расширена его территория, в особенности в северной и юго-восточной частях. Фаворитные зодчие и строители древнерусских городов были привлечены к возведению массивных укреплений. В Московию пригласили итальянских архитекторов,которые в это время славились в Европе своими крепостными сооружениями.Их имена вошли в историю мировой архитектуры как имена участников сотворения неповторимого кремлевского ансамбля.
В итоге стенки Кремля получили современные очертания-неверного треугольника. Сейчас их протяженность с башнями составляет 2235 метров.Площадь столичного Кремля стала равной приблизительно 28 гектарам.
стенки возводились с учетом рельефа местности. Высота их- от 5 до 19 метров,толщина- от 3,5 до 6,5 метров. Всего на встенах 1045 зубцов с узенькими щелевидными бойницами. По верху стенки проходит боевая площадка шириной от 2 до 4,5 метра,защищенная с наружной стороны зубцами(мерлонами). Она служила воинам для боевых действий, а также маршем обхода стенок.
Возводить укрепления в концеXVвека начали с южной стороны Кремля, выходящей к Москве - реке, откуда почаще всего можно было ожидать набегов Первой в 1485 году итальянский конструктор Антон Фрязин соорудил Тайницкую башню. Под башней был вырыт колодец и проделан тайный ход к Москве-реке,чтоб в случае осады снабжать Кремль водой. Отсюда башня и получила свое заглавие- Тайницкая.
Рядом с двором вельможи Беклемишева в1487 году другой итальянский зодчий - Марко Фрязин возводит высшую, стройную, круглую вплане угловую башню, которую и называют Беклемишевской. Угловая башня, построенная выше по течению Москвы- реки, в устье реки Неглинной, стояла рядом с двором авторитетных бояр Свибловых. Позже в ней установили первый водопровод в Москве, подовавший воду в верхние кремлевские сады. С того времени и саму башню стали именовать Водовзводной. В эти же годы сооружаются береговые Благовещенская, первая и вторая Безымянные и Петровская башни. Семь массивных башен поднялись вдоль южной стороны Кремля. В 1490 году на западной стене Кремля, на месте древнейшего въезда в Кремль, итальянский зодчий Пьетро Антонио Солари выстроил Боровицкую проездную башню, а на восточной стене, на месте старой Тимофеевской башни,- Константино- Еленинскую.Тут покажется и Сенатская башня.
В 1491 году Пьетро Антонио Солари соорудил Фроловскую( сейчас Спасская) и Никольскую башни. Над проездными воротами Фроловской башни установили белокаменные плиты с резными надписями. Уже в то время памятникам столичного Кремля придавали огромную историческую значимость. Сейчас это древнейшие памятные доски Москвы. На одной плите, со стороны Красной площади, надпись выполнена по- латыни, а на другой, со стороны Кремля,- древнерусской вязью. C XVII века в честь иконы Спаса, помещавшейся над главными,проездными воротами, башню стали именовать Спасской. Никольскую башню, как говорят летописи, заложили на новой, присоединенной к Кремлю местности. Стенки от нее повели в сторону реки Неглинной. В 1492 году рядом с двором бояр Собакиных возвели третью угловую башню- Собакину, которую сейчас называют Угловой Арсенальной. К 1495 году вдоль болотистых берегов реки Неглинной кончают стройку стройной цепи башен: Троицкой, Средней Арсенальной, маленьких Комендантской и Оружейной. Несколько позднее других, в 1680 году, была сооружена затейливая Царская башня в виде каменного шатра на кубышкообразных столбах, поставленных на кремлевской стене. Белокаменные детали, островерхие фронтоны, круглые пирамидки по углам и восьмигранный шарик с золоченым флюгером придают ей вид теремка из российских сказок. В старину на её месте находилась древесная башенка, с которой, по преданию, Иван Грозный следил за всеми событиями, происходившими на Красной площади. На ней некогда висел колокол- Спасский набат. Набатный колокол находился одно время и на другой башне- Набатной, расположенной по соседству с Царской, напротив храма Василия Блаженного, но возведенной на два века ранее, в 1495 году. Нужно отметить, что во время народного восстания в 1771 году, с помощью этого ко локола восставшие собрали люд в Кремль. После угнетения восстания, Екатерина II так и не узнав, кто звонил и поднимал люд,
отдала приказ вырвать у колокола язык. После этого колокол провисел на Набатной башне более 30 лет.Но во время ремонта башни в 1803 году он был снят и передан в Арсенал, в 1821 году помещен в Оружейную палату, где находится и поныне. Всего в Кремле насчитывается 20 башен, 19 из них расположены по периметру стенок, а двадцатая, Кутафья,- предмостная, отводная от соседней Троицкой башни. Как видим, любая башня имеет свой уникальный архитектурный вид, свое заглавие и свою историю. В XVII веке кремлевские башни были надстроены высокими каменными шатрами необычной формы. Шатры эти дали жестоким башням средневековья исключительную стройность и неповторимую красоту. В Кремле в XVII веке было выстроено несколько подземных сооружений - тайников, часть которых предназначалась для убежища людей и ценностей, а часть- для обеспечения защитников крепости питьевой водой.Для борьбы с вражескими подкопами были прорыты длинные каменные подземные галереи. C двух сторон Боровицкий холм омывали реки Неглинная(с юго-запада) и Москва (с южной стороны). Со стороны Красной площади в начале XVI века был вырыт ров шириной 32 метра и глубиной около 12 метров. Он соединил обе реки. Столичный Кремль стал островной крепостью.
С точки зрения военно-инженерного искусства столичный Кремль представлял собой выдающееся сооружение,соответствовавшее всем требованиям мировой оборонительной техники того времени.
Одна из самых прекрасных и величавых башен Кремля-Спасская.Она имеет парадные проездные ворота. В ХVII веке через ров к воротам был построен мост на арках,шириной 10 метров,длиной 42 метра.На Спасском мосту шла оживленная торговля книгами,гравюрами,лубком.
Спасская башня имеет 10 этажей.Резные белокаменные детали её верхних ярусов поражают исключительной тонкостью работы.Три этажа башни заняты механизмами кремлевских курантов.Понятно,что первые часы в Москве были установлены в 1404 году на великокняжеском дворе в Кремле,на Соборной площади,недалеко от того места,где сейчас стоит Благовещенский собор.Летописи говорят,что установил их монах по имени Лазарь.Эти часы были в числе первых в Европе и числились чудом собственного времени.
В 1621 году были заказаны новейшие часы английскому мастеру Христофору Головею,приехавшему в Москву на царскую службу.Под управлением Головея часы изготовили российский кузнец Ждан с отпрыском и внуком и литейщик Кирилл Самойлов. В 1625 году зодчий Бажен Огурцов надстроил для них имеющийся сейчас шатровый верх Спасской башни.Часы были устроены совсем интересно.Их циферблат был разделен не на 12,как сейчас принято,а на 17 частей и вращался.А неподвижный «луч солнца»,укрепленный сверху,служил указательной стрелкой.
Часы Головея достаточно скоро пришли в негодность. При Петре 1,в 1706-1709 годах,их заменили новыми,выполненными в Амстердаме в 1704 году.Кузнец Никифор Яковлев с ассистентами установил эти большие часы,привезенные на 30 подводах.Но скоро и они остановились,а после пожара 1737 года вообще пришли в негодность.
сейчас действующие часы,именитые куранты,установлены на Спасской башне в 1851-1852 годах.Использовав старые детали,профессионалы братья Бутеноп создали новейшие часы.На игральный вал часового механизма была набрана музыка «Коль славен» и «Преображенский марш».Внутреннее переоборудование башни для этих часов было выполнено под управлением конструктора К.А.Тона.Часы расположены на седьмом,восьмом и девятом этажах башни и состоят из трех отдельных узлов:механизма хода,механизма боя четвертейи часового боя.Три гири,любая из которых весит от 10 до 14 пудов(160-224 килограмма),приводят часы в действие.С помощью маятника весом 2 пуда (32 килограмма) достигается точность хода часов. Общий вес их приблизительно равен 25 тоннам.Диаметр каждого из четырех циферблатов 6,12 метра,высота цифр-72 сантиметра,длина часовой стрелки-2,97 метра,длина минутной стрелки-3,28 метра.
В 1917 году,в дни октябрьских боев,часы были повреждены артиллерийским снарядом.Кремлевский слесарь-часовщик Н.В.Беренс вернул часы,а живописец и музыкант М.М.Черемных набрал на игральный вал мелодию «Интернационала».В августе 1918 года москвичи услышали первый удар часового колокола,кремлевские куранты исполнили гимн трудящихся.
После переезда в Кремль,русское правительство проявляет огромную заботу об охране и реставрации памятников старины. 18 Мая 1918 года дается особое указание о реставрации Никольской башни-одной из более пострадавших во время боев за Кремль в октябре-ноябре 1917 года.
Реконструкцией кремлевских башен занимались и в следующие годы.7 Ноября 1935 года снимают четырех орлов,венчавших до того Спасскую,Боровицкую,Никольскую и Троицкую башни,и двух орлов со строения Исторического музея.На указанных четырех башнях Кремля установили пятиконечные звезды из высоколегированной нержавеющей стали и красной листовой меди. Народный живописец СССР Ф.Ф.Федоровский разработал набросок звезд.В середине каждой звезды укрепили эмблемы серпа и молота,украшенные драгоценными уральскими самоцветами. Так в первый раз над старым Кремлем засияли рукотворные звезды.

К 20-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции уже на пяти кремлевских башнях,в том числе и на Водовзводной,были установлены новейшие,светящиеся рубиновые звезды.В 1945 -1946 годах,кремлевские звезды были реконструированы и существенно усовершенствованы.
Звезды Кремля сделаны из специального трехслойного рубинового стекла,их основа выполнен из нержавеющей стали и рассчитан на наибольшее давление ураганного ветра.Все внешние детали,обрамляющие звезды,покрыты золотом шириной 50 микрон. Живописцы и реконструкторы определили форму и размеры каждой звезды в согласовании с архитектурой и высотой башен.
Кремлевские звезды горят круглые сутки,причем днем они освещаются более интенсивно,чем ночью.Размер рубиновых звезд-от 3 до 3,75 метра,вес от 1 до 1,5 тонны.Несмотря на значительнывй вес,звезды благодаря специальной системе подшипников просто и плавно вращаются под действием даже маленького ветра.
В 1974 году, в канун 57-ой годовщины Великого Октября,когда интенсивно велись работы по реставрации и реконстпукции памятников архитектуры Кремля и красной площади, на звездах кремлевских башен было обновлено рубиновое стекло,установлены новейшие каркасы.Тогда же была проведена реставрация курантов.Три месяца оставались неподвижными стрелки часов на Спасской башне.Работники НИИ Часовой индустрии,расположенного в Москве,практически полностью обновили этот унткальный механизм.
3 октября 1974 года в 14 часов 59 минут обновленные куранты были вновь включены.
сейчас столичный Кремль-не лишь неповторимый историко архитектурный монумент.Теснейшими узами он связан с современностью.Он живет полнокровной,динамичной жизнью,которая дает резонанс в самых отдаленных уголках планеты. Архетиктурный ансамбль Кремля живописен и гармоничен. Его композиционным центром является величавая колокольня Ивана Великого. Центральную, Соборную площадь Кремля, сложившуюся в конце XV - начале XVI века, образуют более древние постройки столичного зодчества соборы Успенский, Благовещенский, Архангельский, церковь Ризположения, Грановитая палата, Патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостолов и звонница.Древние соборы Кремля- примечательные монументы российской государственной архитектуры, сокровишницы ценейших произведений старой живописи и декоративно- прикладного искусства. Каждый собор преобразован сейчас в музей со собственной неповторимой коллекцией, которая собиралась в течениие веков.
основное место посреди музеев- соборов занимает УСПЕНСКИЙ СОБОР ( 1475-1479). Он был построен итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти. За эталон был взят Успенский собор города Владимира. Возведению собора придавалось большущее значение. Великие московские князья стремились выделить и утвердить могущество столицы складывающегося централизованного российского страны, а также преемственность власти от великих князей владимирских.Величавость архетиктуры Успенского собора - в цельности и строгости его пропорций, в могучем пятиглавии куполов. Внутри собора - высокие своды, умопомрачительный простор,богатство света и воздуха. Богато украшенный стенописью, иконами, резьбой по дереву, драгоценой утварью, шитьем, Успенский собор поражал современников своим великолепием, пышностью убранства, красочностью. Документы говорят, что в 1481 году живописцы Дионосий, Тимофей, Ярец и Коня выполнили иконостас собора. Возможно, эти же профессионалы украсили его алтарь фресками. Из частично дошедшмх до нас красочных композиций Xvвека интересны фрески с изображением «преподрбных» на алтарной преграде, а также композиции: « Семь спящих эфесских», «Сорок мучеников севастийских», и росписи Похвальского придела. В первый раз полностью собор был расписан в 1513- 1515 годах. Значительный энтузиазм представляет сохраниваяся настенная живопись собора 1642- 1643 годов, выполненная большой артелью мастеров ( их было более ста). фаворитные живописцы земли российской были приглашены в столицу страны. Старинная настенная живопись не один раз поновлялась,записывалась маслом во время ремонтных работ,
при подготовке к праздничным церемониям.Первые пробы реставрации стенописи Успенского собора стали предприниматься с середины Х1Х века. Но использованная мастерами несовершенная реставрационная техника тех времен привела к значительному повреждению красочного слоя начальной живописи.
В 1960 годы из-под записей ХУ111- Х1Х веков были раскрыты фрески ХУ11 века. Посреди них вызвала энтузиазм профессионалов алтарная композиция «Успенье богоматери». Реставрационные работы в Успенском соборе ведутся и в настоящее время.
Иконы для главенствующего собора Кремля писали фаворитные иконописцы.
В Успенском соборе веками собирались также примечательные произведения декоративно-прикладного искусства работы профессиональных российских мастеров.
Монументальные южные двери собора покрыты десятью медными листами, на которых золотой наводкой выполнены библейские сцены, затейливые орнаменты,славянские надписи. Легенда ведает,что привезены они были из Корсуни Владимиром Мономахом.Но изображения столичных митрополитов,художественный стиль не подтверждают эту легенду.Быстрее всего,они выполнены в конце ХУ-начале ХУ1 века.
Ближе к южной стороне собора находится резное древесное царское место Ивана Грозного работы 1551 года.На трех стенах трона вырезаны надписи и барельефные изображения легенд о походах воинов Владимира Мономаха и о перенесении из Царьграда в Москву царских регалий.У западного входа в собор помещен ажурный медный шатер,отлитый качественным литейщиком Дмитрием Сверчковым в 1624 году.

Двадцать два больших паникадила освещают собор.Необычна центральная люстра,выполненная в виде большого снопа пшеницы.Как ведает легенда,она отлита из серебра,отбитого у наполеоновских войск русскими солдатами в 1812 году.
Успенский собор был не лишь первым по значению храмом на Руси,но и основным публичным зданием российского страны,рассчитанным на проведение пышноватых,праздничных церемоний.В Успенском соборе оглашались государственные акты.Тут присягали на верность столичному великому князю удельные князья,венчались на царство цари и короновались императоры.В соборе похоронены московские митрополиты и патриархи.Их гробницы расположены вдоль стенок.
В 1979 году исполнилось 500 лет со времени основания Успенского собора.
Архитектурно-археологические обследования строения,включившего в себя при сооружении фрагменты ряда старых зданий,выявили полную картину стройки собора:остатки старой церкви,фрагменты храма конца ХУ111 века,выполненные из белого камня,части каменной кладки,относящиеся к 1326 году,и фрагменты известного лишь по летописи собора 1472-1474 годов,возведенного столичными зодчими Кривцовым и Мышкиным.
Несколько лет велась комплексная реставрация ценейшего монумента архетиктуры Кремля. Для предотвращения осадки древние стенки стянули стальными тросами, произвели цементацию контакта фундамента с грунтом. Вернули позолоченные покрытие кровель. Обновили наружные росписи. Завершили раскрытие и реставрацию старых фресок XV- XVII веков внутри собора.
В южной части Соборной площади, ближе к Москве-реке,находится БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ СОБОР-домовая церковь российских царей.Он является монументом российского зодчества,в котором как в фокусе собраны заслуги государственной архитектуры той эры. Построенный в стиле раннемосковского зодчества псковскими мастерами в 1484-1489 годах,храм сначало был маленький,увенчанный тремя главами. В 60-х годах ХУ1 века были возведены четыре одноглавые церкви(приделы) над галереями собора и две ложные- над сводами,после чего собор превратился в живописное девятиглавое здание. В 70-х годах ХУ1 века для царя Ивана Грозного с южной стороны пристроили паперть с высоким белокаменным крыльцом.С севера и запада собор имел красивые белокаменные резные порталы,выполненные русскими мастерами в ХУ1 веке.Южный портал восстановлен в 1950 году в формах ХУ века по уцелевшим деталям.
Внутри Благовещенский собор невелик. Легкие ступенчатые своды покоятся на четырех прямоугольных столпах.У западной стенки,согласно древнерусской традиции,устроены хоры доя царицы и царских детей. Направляет на себя внимание необыкновенный пол этого строения,набранный из плиток красновато-охристой драгоценной агатовидной яшмы.
В Благовещенском соборе сохранился один из древнейших российских иконостасов- монумент большой историко-художественной ценности. В двух его ярусах( торжественном и деисусном ) расположены произведения православных живописцев- А.Рублева,Ф.Грека и Прохора с Городца.Созданные в 1405 году,иконы перенесены в современный собор из старого несохранившегося храма.Крупная часть икон написана Ф.Греком,замечательным мастером монументальной живописи.
позднее,в ХУ1 веке,псковские профессионалы создают еще один,верхний,четвертый ряд иконостаса.Изображения пятого ряда относятся к Х1Х столетию.В нижнем (местном) ряду иконостаса сохранились достойные внимания произведения древнерусской и византийской живописи начала Х1У века-«Спас на престоле» и «Богоматерь Одигитрия».Оклад иконостаса выполнен столичными мастерами в Х1Х веке из золоченой чеканной бронзы с красочной эмалью.
практически все иконы этого собора не один раз записывались,поновлялись.Числилось,что многие из них погибли во время пожаров.Начатые в 1918 -1920 годах реставрационные работы дали бесценным творениям новенькую жизнь.И по сей день русские реставраторы ведут в соборе и на обходной галерее комплексные научно-реставрационные работы.
Настенная фресковая живопись Благовещенского собора,выполненная в 1508 году,принадлежит кисти художника Феодосия.Северная и западная галереи собора расписывались в ХУ1 веке.Но позднее,в ХУ11-Х1Х столетиях,эти работы проводились еще не один раз.
Несколько веков фрески находились под поздними записями-под слоями красок,нанесенными на первоначальную живопись.В 1946-1961 годах живописцы Центральных реставрационных мастерских и села Палеха вернули старую настенную роспись.На отдельных участках стенок этого собора было снято до пяти и более поздних наслоений красок.В 1970-1980-х годах мастера Всесоюзного объединения Союзреставрация раскрыли росписи 40-60-х годов ХУ1 века в северной и западной галереях.
В процессе ремонтно-восстановительных работ в соборе были укреплены несущие конструкции,исследована структура сводов,в трех верхних пределах отреставрированы каменные полы ХУ111 века.Мастера выполнили также золочение куполов и подзоров.
С западной стороны Успенского собора расположена малая одноглавая ЦЕРКОВЬ РИЗПОЛОЖЕНИЯ. Её выстроили псковские профессионалы в 1484-1485 годах в стиле раннемосковской архитектуры.В итоге неоднократных позднейших переделок внешний вид данной церкви существенно поменялся. Реставрационные работы,проведенные в 1920-х,1950-х и 1960-х годах,дозволили вернуть её начальный архитектурный вид.
Храм стоит на высоком подклете.Фасады его разделены по вертикали на три части,центральные простенки которых выше и шире боковых.Карниз заканчивается килевидной формы закомарами.Живописность зданию придают и фриз-пояс в виде декоративных балясинок и орнамента из обожженной глины (терракоты),и щелевидные окна,расположенные на фасаде и барабане главки.
Интересно внутреннее убранство храма.Свод лежит на четырех столпах.Стенки и столпы сплошь покрыты живописью строго канонического содержания. Её выполнили в 1644 году живописцы Сидор Поспеев и Иван Борисов,принимавшие роль в росписи Успенского собора,а также Семен Абрамов.Живопись различается броским колоритом и высокой художественностью выполнения,композиционно же фигуры росписейна столпах несколько великоваты для столь камерного пространства храма.
В 1955-1956 годах настенная живопись церкви Ризположения была расчищена от позднейших записей,промыта и закреплена.В это же время реставрировался иконостас,иконы которого были выполнены в 1627 году артелью живописцев под управлением известного художника Назария Истомина-Савина.Свежесть и сочность красок,серебряные,богато орнаментированные оклады,высокое мастерство выполнения ставят иконостас в ряд замечательных произведений искусства первой половины ХУ11 века.
Интерьер церкви украшают две великолепные подставки под свечки,инкрустированные цветным воском и расписанные красками «тощие свечи». Надписи на подставках свидетельствуют о том,что они сделаны по заказу при патриархе Иосифе в 1643 году.
В древности церковь Ризположения примыкала к Патриаршим палатам и являлась домовой церковью патриархов, а с середины ХУ11 века стала также дворцовой церковью.
В северо-западной части церкви в настоящее время находится маленькая выставка древесной скульптуры.Тут в витринах представлены достойные внимания и редкие экспонаты -резные образки,иконы,кресты,культовая скульптура ХУ-ХУ111 веков работы профессиональных народных мастеров.
Напротив Благовещенского собора находится АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР. Он построен в 1505-1508 годах итальянским архитектором Алевизом Новым на месте старого храма,сооруженного еще при Иване Калите в 1333 году. Сохранив традиционные формы и план российского пятиглавого храма,зодчий в наружном убранстве строения придал ему черты,характерные для венецианской дворцовой архитектуры эры Ренессанса.Архангельский собор различается нарядностью,множеством декоративных деталей.Фасады разделены стройными пилястрами и украшены двумя карнизами,которые как бы делят здание на два этажа.Полукружия закомар декорированы белокаменными раковинами.
Северный и западный входы собора украшают белокаменные резные порталы,покрытые золотом и красками. Основной вход собора,расписанный русскими живописцами выразительными фресками с изображением сцены «Крещение Руси»,находится в широком углублении-лоджии.
В конце ХУ1-начале ХУ11 века с восточной стороны собора были пристроены два придела- святого Уара и Иоанна Предтечи.В 1773 году, при закладке огромного Кремлевского дворца по проекту В.И.Баженова, собор дал трещины, после чего с южной стороны были подведены два массивных контрфорса, которые укрепили стенки, но изменили начальный вид монумента.
Наряден интерьер Архангельского собора, полностью выполненный в древнерусских традициях. Своды покоятся на шести столпах: четыре из них находятся в центре храма, а два - в алтаре. Внутреннее пространство строения освещают двухъярусные щелевидные окна.
Собор был расписан во второй половине ХУ1 столетия, то есть через полвека после постройки. Эта живопись сохранилась только фрагментарно ( в алтаре, на западной паперти ). В 1652- 1666 годах крупная артель живописцев из Ярославля,Костромы, Вологды под управлением Симона Ушакова и Степана Рязанца выполнила фрески собора,повторив сюжетную канву живописи ХУ1 века. Долгие годы эта стенопись находилась под грубыми записями ХУ111 - ХХ веков, под слоем копоти и пыли. Во время научных реставрационных работ 1953 -1956 годов поздгие наслоения были удалены и открыта отлично сохранившаяся живопись ХУ11 столетия. Её замечательная красочная палитра, декоративнисть и жизнерадостность, обилие и достояние узоров свидетельствуют о большой фантазии и великолепном мастерстве российских живописцев того времени.
В содержании росписи собора переплетаются сюжеты, выражающие принципиальные политические идеи позднего средневековья, и сцены с изображениями литературно-повествовательного характера. Многие композиции отражают борьбу российского народа за независимость. На четырех столпах изображены российские князья: Андрей Боголюбский- отпрыск Юрия Долгорукого, Ярослав Всеволодович- отец Александра Невского, сам Александр Ярославич Невский- великий российский полководец, герой Невской битвы и Ледового побоища, Данил Александрович- основоположник удельного столичного княжества и остальные. На южной стене изображены великие московские князья, похороненные в этом соборе.Их длиннополые широкие одежды покрыты богатым золотым узором из цветов, листьев и стеблей, схожих тем, что украшают откосы окон и порталов собора. Роспись декоративна и создает настроение большой торжественности и нарядности. Тема живописи полностью подчинена идее становления централизованного российского страны.
Интересен резной золоченый иконостас 1680-1681 годов, четырехъярусный, выполненный в стиле российского барокко. Иконы для него написаны в те же годы Дорофеем Ермолаевым, Михаилом Милютиным и другими мастерами.
огромную художественную ценность представляют иконы первого ряда иконостаса. Посреди них выделяется икона « Архангел Михаил» ( столичная школа конца Х1У-начала ХУ века ). Архангел Михаил изображен в рост, в воинских доспехах, с клинком в руке. В виде мужественного, мощного воина живописец показал уверенность российского народа в победе над неприятелями отчизны.
С начала Х1У до первой половины ХУ111 века Архангельский собор был усыпальницей российских великих князей и царей. Первым в нем похоронен Иван Калита. Тут же находится гробница великого российского предводителя, героя Куликовской битвы Дмитрия Донского, великого князя Ивана 111,царя Ивана 1У Грозного и его отпрыской, а также первых царей Романовых: Михаила Федоровича, Алексея Михайловича и их отпрыской. Петр 1 и все следующие императоры ( не считая Петра 11 ) были похоронены в Петербурге, в Петропавловском соборе.
В соборе-усыпальнице находится 46 гробниц, в них 52 захоронения. На гробницах -белокаменные резные надгробья ХУ11 века с орнаментальными надписями вязью. В начале 20 века они были заключены в особые застекленные медные футляры.
Гробницы Ивана 1У Грозного и его отпрыской, царевича Ивана Ивановича и царя Федора Ивановича, помещены в алтарной части. В 1963-1964 годах в соборе проводились архитектурно-археологические работы, и по решению специальной комиссии эти погребения были вскрыты. В итоге обнаружены новейшие детали начального интерьера усыпальницы и расположенного рядом придела Иоанна Предтечи. Закреплена роспись нижнего яруса усыпальницы, относящаяся ко 11-й половине ХУ1 века. Вскрытие гробниц помогло ученым отыскать ответ на некие загадки истории, а также подтвердить дату погибели Ивана 1У ( 18 марта 1584 год ). особенное место в соборе занимает захоронение царевича Дмитрия- отпрыска Ивана Грозного, которое находится под шатром с белокаменными резными колоннами за ажурной решеткой. Останки царевича были привезены из Углича Василием Шуйским в 1606 году.
В приделе Иоанна Предтечи находится гробница известного предводителя Михаила Скопина-Шуйского, который в грозные годы польской и шведской интервенции сыграл огромную роль в освободительной борьбе российского народа против Лжедмитрия 11.
В конце 1970-х и начале 1980-х годов завершился еще один этап реставрационных работ.Они коснулись как внутреннего, так и наружного пространства монумента. Восстановлен был начальный вид его фасадов, белокаменных расписных порталов и четырех малых глав. Одной из больших работ, выполненных внутри собора, стало конструктивное укрепление иконостаса. Мастера провели также исследования состояния белокаменных надгробий. Для наилучшей сохранности живописи в соборах столичного Кремля установлена особая воздушная система отопления. Зимой и летом тут поддерживаются неизменная температура и влажность воздуха.
В центре Кремля на Соборной площади возвышается величественная белая и златоглавая КОЛОКОЛЬНЯ ИВАНА ВЕЛИКОГО,имеющая три яруса.
Колокольня построена в 1505- 1508 годах, а её верхний ярус надстроен в 1600 году. Об этом свидетелствует надпись под куполом, сделанная золотыми знаками: «... Повелением Великого сударя Царя и Великого Князя Бориса Федоровича... Храм совершен и позлащен во второе лето страны их 108( 1600)». В свое время колокольня Ивана Великого была самым высоким зданием на Руси(высота её 81 метр) и являлась сторожевой,сигнальной башней, с которой отлично обозревались окрестности в радиусе 25- 30 км. Столп колокольни сложен из большемерного кирпича, цоколь и фундамент- из белого камня. В первом ярусе колокольни помещалась старая церковь Иоанна Лествичника. В толще стенки на верхние ярусы ведет каменная лестница из 83 ступеней. В восьмерике второго яруса она переходит в винтовую лестницу из 149 ступеней. Металлическая лестница третьего яруса( в 97 ступеней) спиралеобразно поднимается по стене и заканчивается в куполе Всего в колокольне 329 маршевых ступеней.
В 1532- 1543 годах зодчий Петрок Малый пристроил к колокольне Ивана Великого звонницу, а в XVII веке с северной стороны была сооружена так называемая Филаретовскская пристройка. На колокольне и звоннице до сих пор висят колокола( всего 21 колокол)- примечательные произведения российского литейного искусства. Самый большой из них- Успенский колокол весом около 70 тонн- отлит качественным мастером Я.Завьяловым.
В 1812 году, при отступлении армия Наполеона из Москвы, звонница и пристройка были взорваны. Столп колокольни Ивана Великого дал трещину, но устоял. Это свидетельствует об исключительной прочности строения, о высоком мастерстве его строителей. Звонницу и пристройку вернули к 1819 году по проэкту конструктора Д.И.Жилярди.
В русское время в колокольне систематически велись реставрационные работы, которые ведутся и сейчаз: обновоены металлические конструкции куполов колокольни и звонницы, восстановлены архитектурные детали и лепные декорации,заменена кровля, укреплен фундамент звонницы. Возобновлена позолота куполов, реставрированы фасады, поновлена и надпись.
В первом этаже звонницы оборудован ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ. В нем в 1988 году в первый раз была открыта выставка новейших поступлений в музее столичного Кремля. Многие годы музеи Кремля ведут планомерное научное комплектование собственных коллеций. В ходе данной работы более 300 произведений искусства поступили в кремлевские собрания за последние восемь лет. Выставка внакомит поситителей с более увлекательными из этих поступлений.
В экспозиции завлекает внимание золотой крест- мощевик XVI-начала XVII века, на котором искусно выполнены гравированные изображения. Российское ювелирное искусствоXVII столетия представляло значимым числом светских и культовых произведений, посреди которых есть очень редкие экспонаты. Так, направляет на себя внимание чеканная серебряная стопа( стакан) с портретами Петра I и государственных деятелей его времени, выполненная томственным столичным серебряником Никитой Тимофеевым. Гравированный серебрянный церковный дискос 1750 года - одно из ранешних произведений известного профессионалы Якова Семенова.
Конец XIX и начало XX столетия представлены на выставке изделиями узнаваемых российских ювелирных компаний и фабрик - Сазикова, Хлебникова, Овчинникова,Курлюкова, Чубина и Фаберже.
Большой энтузиазм представляют дары музеям столичного Кремля. В 1983 году Оружейная палата получила в дар от Союза живописцев СССР около 400 авторских произведений русских живописцев. Это созданные в 1960 - 1980 годы дамские декорации работы известныхмастеров из разных регионов нашей страны: РСФСР, Украины, республики Прибалтики и Закавказья.
За колокольней Ивана Великого находится ИВАНОВСКАЯ ПЛОЩАДЬ. На ней в старину располагались строения пиказов - государственннных учреждений. Утром дьяки оглашали тут царские приказы. Из - за шума толпы кричать приходилось совсем громко, отсюда и появилась российская поговорка « кричать во всю Ивановскую».
У подножия колокольни Ивана Великого стоит известный ЦАРЬ - КОЛОКОЛ.Онбыл отлит в Кремле опытным литейщиком Иваном Моториным и его чыном Михаилом в 1733-1735 годах. Российские профессионалы Василий Кобелев, Петр Серебряков, Петр Галкин, Петр Кохтев и остальные искусно украсили поверхность колокола рельефным орнаментом, изображениями царя Алексея Михайловича и царицы Анны Ивановны, а также надписями, в которых излагается история отливки неповторимого колокола.
В 1737 году в Москве произошел пожар, который охватил и Кремль. От неравномерного остывания при тушении огня раскаленный, висевший на древесных лесах колокол дал трещины. От него откололся кусок весом 11,5 тонны. После пожара колокол длительное время находился в яме, и только в 1836 году по специально разработанному проекту конструктора А.А. Монферрана он был поднят и установлен на постамент.
Царь-колокол- самый большой в мире. Его вес- 200 тонн,высота- 6,14 метров, диаметр- 6,6 метра.
принципиальным событием в истории этого замечательного монумента российского литейного искусства стала его реставрация, в первый раз проведенная русскими специалистами. В 1979 году по инициативе музеев столичного Кремля было начато исследование состояния самого Царь-колокола и его постамента. Мастера сделали дефектоскопию колокола и составили карту, на которой были зафиксированы имеющиеся в монументе трещины. Величину и направление трещин в теле монумента удалось установить с помощью ультрозвука. На базе проведенных исследований были разработаны мероприятия по сохранению этого неповторимого монумента российского литейного искусства.
Реставраторы провели ремонт Царь-колокола и его постамента. Отколовшийся на пожаре кусок был приподнят на поверхность земли. Дело в том, что за полтора столетия со времени установки Царь-колокола на постамент эта глыба была заглублена культурным слоем земли приблизительно на 40 см.
Летом 1980 года в Москве проводились ХХ11 Олимпийские игры, москвичи и гости столицы в первый раз узрели колокол-гигант после обновления.
Недалеко от колокола установлен другой увлекательный монумент литейного искусства - ЦАРЬ-ПУШКА. Отлил её из бронзы узнаваемый российский мастер Иван Чохов в 1586 году. Вес пушки- 40 тонн, длина- 5 метров 34 сантиметра, калибр- 890 мм. По калибру это самая крупная пушка в мире. Стрелять из нее обязаны были картечью. Царь-пушка отвечала всем требованиям, которые предъявлялись к боевым пушкам в ХУ1 веке, и предназначалась для обороны столичного Кремля.
Лафет,на котором установлена Царь-пушка, и ядра, лежащие около нее,- декоративные, чугунные,отлитые в 1835 году в Петербурге на заводе Берда. Вес каждого пушечного ядра равен одной тонне.
Зимой 1980 года лафет Царь-пушки в первый раз был вывезен из Кремля для реставрации. Сложные реставрационные работы этого неповторимого монумента велись по специально разработанной технологии. В частности, были сняты многослойные калоритные покрытия прежних лет, нанесено новое покрытие, разработанное с учетом последних достижений науки. Прошло незначительно времени, и обновленная Царь-пушка возвратилась в столичный Кремль на свое привычное место.
С северо-восточной стороны Успенского собора находятся ПАТРИАРШИЕ ПАЛАТЫ и СОБОР ДВЕНАДЦАТИ АПОСТОЛОВ, построенные в 1652-1655 годах при патриархе Никоне. Разобрав находившуюся ранее в Кремле церковь Соловецких чудотворцев и расчистив местность бывшего двора Бориса Годунова, российские профессионалы, используя древние подклети, возвели для патриарха превосходные трехэтажные палаты. Простота и скромность наружной архитектуры строения контрастировали с пышноватой, необыкновенной отделкой внутренних покоев наикрупнейшго феодала страны.
Патриаршие палаты представляют собой увлекательный комплекс архитектурных сооружений. Он состоит из жилых палат и помещений публичного назначения, включает в себя бессчетные комнаты, кельи, узенькие лестницы и переходы, характерные для российской архитектуры ХУ11 века. Особенный энтузиазм представляет большой зал- КРЕСТОВАЯ ПАЛАТА, перекрытая единым, без опоры в центре, сомкнутым сводом. Площадь её составляет около 280 квадратных метров. Крестовая палата являлась парадным залом, в котором проходили заседания церковных соборов, приемы высшего духавенства,устраивались торжественные парадные обеды.
конкретно к Патриаршим палатам примыкает домовая церковь. Возведенная также при патриархе Никоне, церковь только в 1681 году получила заглавие Двенадцати апостолов. Собор украсили стенописью, установили резной иконостас, пол выстлали муравлеными, то есть керамическими, поливными плитками. Но мощный пожар 1682 года нанес большой вред и собору, и Патриаршему дворцу.
При патриархе Андриане (с 1690 г.) Вновь велись огромные строительные работы. Предполагают, что конкретно при нем с северной стороны собора была построена открытая галерея-паперть на массивных столбах.
В ХУ111- Х1Х веках Патриарший замок находился в ведении Синода и не один раз перестраивался.
В 1720 -е годы конструктор И.П.Зарудный устроил под главами собора ризницу и установил новый иконостас. В конце ХУ111 века М.Ф.Казаков перестроил некие помещения дворца и Крестовую палату. С 1763 года в Крестовой палате раз в три года готовили миро ( благовонное вещество ) для всех российских церквей. Палату стали именовать Мироварной.
сейчас на втором этаже бывших Патриарших палат разместился МУЗЕЙ ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА И БЫТА РОССИИ ХУ11 века. Около 1000 экспонатов музея говорят о замечательном самобытном искусстве древнерусских мастеров, о быте правящей верхушки российского общества того времени: царя, бояр, высшего духовенства.
В экспозиции музея обширно представлены эталоны тканей лицевого и орнаментального шитья, одежд, украшений, посуды. Интересно собрание печатных и рукописных книг. Любопытны коллекции неповторимых по форме и отделке российских и иностранных часов конца ХУ1 - начала ХУ11 века, пердметы для охоты, настольные игры, профессионально выполненные из драгоценных материалов- серебра, янтаря, кости, и т.П. Увлекательна также и коллекция старой мебели, сундуков, светильников и остальных предметов быта.
После Великой Октябрьской социалистической революции в Патриаршем дворце и церкви Двенадцати апостолов велись огромные реставрационные работы. В 1922 году с северной стороны церкви была открыта заделанная ранее кирпичем паперть с белокаменной резной колонной, а также начаты работы по раскрытию проездных арок. Летом 1955 года во время реставрации Соборной площади полностью вернули проездные арки под церквью, ведущие на бывший патриарший двор. В 1950-1960 годах и в начале 1980-х годов были восстановлены архитектурные детали, живопись и резьба иконостаса. Не считая того, мастера реставрировали иконы. В итоге Патриаршие палаты и собор Двенадцати апостолов предстали перед посетителями Кремля в собственном начальном виде.
В соборе Двенадцати апостолов бережно сохраняется резной золоченый иконостас первой трети ХУ111 века. Он перенесен сюда в 1929 году из бывшего Вознесенского монастыря,находившегося в столичном Кремле.
В 1555 -1560 году рядом с Лобным местом вырастает так называемый собор ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО. Основной собор с крупным, ясно читающимся силуэтом. Около него,с юго - восточной стороны, вертикаль колокольни либо выполняющей те же функции церкви, с юго - запада - княжеский замок.
Уже во второй половине XVII века с данной церковью во многом связывается общественная жизнь столицы. Недаром Иван Грозный ознаменовывает взятие Казани строительством конкретно тут древесного храма Покрова с приделами во имя тех святых, на чьи дни памяти пришлись более значимые действия Казанского похода. В 1555 - 15560 годах древесный храм заменяет церковь Посника и Брамы - собор Покрова « на рву», либо, в народном обиходе, - Василий Блаженный( по имени достроенного в 1588 году придела), ставший еще одним своеобразным эмблемой Москвы.
В 1595 году тут же предпринимается не менее маштабное стрительство - каменных торговых рядов. По словам « Временника», « в лето 7103( 1595) на Москве в Китае заложены лавки в рядах каменные и совеашены в 7104 году». Быстрота стройки никогда не была в Москве чем - то необычным.
нужно отметить еще один не не достаточно принципиальный собор - ВЕРХОСПАССКИЙ СОБОР, по другому выручил, « что наверху» либо Cпас « за Золотой решеткой».В 1635 - 1636 годах строители Теремного дворца Б.Огурцов, Т.Шарутин и т.Д. Сразу с с этим дворцом и возводят Верхоспасский собор. Собор предназначался стать домовой церковью мужской части царской семьи. В 1663 году Никита Шарутин пристроил к нему трапезную.Всоборе сохранились фрагменты росписей 1670 года,две груглые печи конца XVII века. Резной иконостас, относящийся ко второй половине XVIIIвека.Также много остальных не менее ценных вещей.

ПОТЕШНЫЙ замок
В ХУ1 веке меж Троицкими и Боровицкими воротами располагались бессчетные хозяйственные постройки: поварни, медоварни, мыльни, сытные, кормовые и хлебные дворы с подвалами, погребами и ледниками. В начале ХУ11 века при царе Михаиле Федоровиче некие из них были перенесены в остальные места либо уничтожены, а на этом месте возвели Потешную палату, связанную с конюшенным, либо аргамачным, двором.
В Потешной палате в присутствие царя и его приближенных показывались, как повествуют современники, « смеховая хитрость» скоморохами. Они давали небольшие, сочиненные ими театральные пьесы и « кукольные комедии», которые издавна были любимым народным увеселением в Москве. В Потешной палате хранилась также различная « потешная рухлядь» - костюмы скоморохов, музыкальные инструменты, в том числе цимбалы и органы.
В середине XVII века царь Алексей Михайлович перестраивает палаты и возводит Потешный замок, центральная часть которого дошла до наших дней. Здание это сначало было отдано тестю царя вельможе И.Д.Милославскому, но после его погибели оно вновь поступило в дворцовое ведомство. В 1679 году Потешный замок был расширен, к нему пристраиваются терема и древесные дворцы. В этом дворце жили и получали образование подрастающие царские дети.
При Алексее Михайловиче в Потешном дворце разыгрывались уже настоящие пьесы, устраивались разные увеселительные вида. Даже женская половина царской семьи воспринимала роль в театрализованных представлениях. При дворце держали сказочников, песенников, гусельников, « скрипотчиков» Театральные « потехи» проходили тут до ПетраI, который отдал приказ выстроить для них специальную « комедиальную храмину» на Красной площади.
позднее в Потешном дворце разместились стрельцы и переводцики из посольского приказа. После ожесточенного угнетения Петром I стрелецкого бунта в Потешном дворце проходили судебные расследования дел, связанных со стрелецким восстанием.
В 1874 - 1875 годах, во время ремонтных работ, вид Потешного дворца был изменен. Со стороны кремлевской стенки к нему пистроили балкон на кувшинообразных стобах, а со стороны улицы - белокамееный портал, украшенный великолепным резным растительным орнаментом. Верхний ярус дворца образует терем, в котором ранее помещалась дворцовая церковь. Над её трапезной до сих пор сохранилась башенка на четырех столбах, которая в свое время использовалась как колокольня и дозорная вышка.
АРСЕНАЛ
Здание бывшего Арсенала стоит меж Троицкой и Никольской башнями столичного Кремля. Его начали строить еще при Петре I- в 1701 году. Работы вели архитекторы Д.Иванов и Х.Конрад. Арсенал предназначался для хранения всевозможного военного снаряжения. В нем предполагалось собрать медные и чугунные пушки, воинские доспехи и знаки отличия, взятые в боях с неприятелем, и остальные трофеи. Но постройка строения непредвиденно растянулась на долгие годы.
Начатое стройку было преостановлено в связи с Северной войной. В 1722 году постройка возобновилась и была закончена в 1736 году. Но во время Троицкого пожара, бушевавшего в Москве в 1737 году, здание и размещавшиеся в нем коллекции сильно пострадали.
Восстановление и переделка строения после пожара велись по проекту инженера А.И.Герарда под управлением конструктора М.Ф.Казакова. Огромные по размеру работы были окончены только в 1787 году. Но и на этом эпопея кремлевского Арсенала не завершилась: в 1812 году при отступлении из Москвы наполеоновские войска взорвали часть строения, а остальная часть сгорела. В 1817 - 1828 годах здание Арсенала вновь было восстановлено архитектором Ф.К.Соколовым. В таком виде оно сохранилось до наших дней.
В середине XIX века в Арсенале предполагалось сделать музей Отечественной войны 1812 года. Поэтому стенки строения были украшены лепными изображениями военных атрибутов. Великолепный, с пышноватыми лепными украшениями портал главенствующего входа Арсенала придает всему зданию величавый, праздничный вид.
гости столичного Кремля могут узреть вдоль юго-восточного фасада Арсенала огромное число старинных трофейных пушек, отбитых русскими войсками и партизанами у Наполеона при его отступлении из России. Стволы пушек отлиты из бронзы в 1790-1810 годах в Париже, Лионе, Бреславле, Дуэ и остальных городах. Тут же экспонируются и остальные старинные пушки узнаваемых российских мастеров.
В 1970-х годах пушечные стволы XVI-XVII веков и трофейные орудия 1812 года, расположенные вдоль фасадов Арсенала, были тщательно отреставрированы по специально разработанной научной методике.

ОРУЖЕЙНАЯ ПАЛАТА
Здание известной Оружейной палаты,расположенной в столичном Кремле, около Боровицких ворот, на склоне Кремлевского холма, построено специально для музея в 1851 году. Проект разработан архитектором К.А.Тоном. Стройку этого строения завершило формирование грандиозного архитектурного ансамбля столичного Кремля, складывавшегося на протяжении веков. Парадный фасад музея, обращенный к Москве-реке, богато украшен белокаменными резными колоннами и оконными наличниками в подражание дренерусской архитектуре XVII столетия.
История сотворения Оружейной палаты и её коллекции тесновато связана с развитием столичного Кремля, становлением многонационального российского страны. В течении веков создавалось это редкое по собственной ценности собрание, где хранятся золотые и серебряные изделия, государственные регалии, драгоценные ткани, древнейшее орудие, конское убранство. Многие изделия,выставленные в государственном хранилище, выполнялись тут же, в мастерских Кремля, либо их привозили ко двору российских государей в качестве посольских даров. Крупная часть предметов на протяжении веков использовалась в быту и при официальных церемониях. Уже в XIV веке Оружейная палата представляла собой сокровищницу великих князей. Равномерно росла великокняжеская казна, и для её хранения к концу XV столетия меж Архангельским и Благовещенским соборами было выстроено особое каменное здание ( 1484-1485 ), которое позже стало называться Казенным двором. Со временем великокняжеская казна заполучила значение государственного хранилища.
нужно отметить, что Оружейная палата в начале собственной деятельности была сразу и хранилищем государственных ценностей, и производственными мастерскими.Тут изготовляли разные орудия и доспехи для российских воинов. Тут же с древнейших времен при дворе работали художественные и живописные мастерские. Живописцы-живописцы расписывали царские хоромы, кремлевские соборы и церкви, создавали парсуны ( портреты ) и иконы.
В конце XV- начале XVI века наряду с Оружейной палатой возник Конюшенный приказ, в ведении которого находилась царская конюшня, а следовательно,и церемониал дворцовых парадных выездов. В его обязанности вменялось также поставка лошадей для войска и тому схожее. Конюшенный приказ имел свои мастерские, в которых изготовлялось парадное конское убранство и предметы, связанные с парадными выездами. В XVII веке для этого приказа возводят особое двухэтажное здание около Боровицких ворот.
С возвышением российского страны парадный быт царей становится все более пышноватым, развивается сеть мастерских. В конце XVI века одна из них - Постельная палата- разделилась на Государеву и Царицыну палату. Мастерская Царицына палата разместилась в женской половине Теремного дворца, ближе к царским хоромам. Она ведала не лишь созданием постельного царского убранства, одежды для членов царской семьи, но и заботилась о сохранении этого драгоценного имущества.
При царском дворе росла потребность и в дворцовой утвари, в дорогой и прекрасной посуде, ювелирных украшениях. И вот в начале XVII века в Кремле создается Серебряная палата, от которой в 1624 году отделилась как самостоятельная мастерская Золотая палата. Новейшие мастерские расположили неподалеку от Троицких ворот, в направлении современного строения Оружейной палаты. Эти две палаты в основном делали производственные функции в различие от Оружейной палаты, Конюшенного приказа, Государевой и Царицыной палат, которые были и хранилищами и мастерскими.
В Золотой и Серебряной палатах изготовлялись изделия из редких металлов и редких камешков, и остальные ценности. Эти изделия вошли в основной фонд гос казны.
Во второй половине ХУ11 века кремлевские мастерские достигают наивысшего расцвета и представляют собой своеобразную русскую академию художеств.
К концу ХУ11 столетия производственная деятельность кремлевских мастерских существенно сокращается, упраздняются Золотая и Серебряная палаты, а в 1700 году их дела передаются в ведение Оружейной палаты.
В 1711 году Оружейная палата перетерпивает огромные конфигурации, так как многие её профессионалы переводятся в новенькую столицу российского страны - Петербург. В 1721 году Оружейная палата, мастерская Царицына палата, Казенный двор и Конюшенный приказ были объединены и стали называтся Мастерская Оружейная палата. Она становится хранилищем старых исторических ценностей, представляя собой как бы рообраз сейчас имеющегося музея.
В то время особых помещений для хранения сокровищ Оружейной палаты не было, и великолепные произведения искусства портились от неизменных перемещений. Большой вред нанес Оружейной палате пожар 1737 года, во время которого погибло много ценностей, в том числ трофейное орудие и знамена, взятые у шведов в битве под Лесной.
В начале XIX века в Кремле на месте двора Бориса Годунова, неподалеку от Троицких ворот, возводится особое здание для музея Оружейной палаты по проекту конструктора И.В.Еготова. Но оно не было в полной мере приспособлено для хранеия ценностей и имело много недостатков.
В середине прошедшего столетия, в 1851 году, возводится новое здание Оружейной палаты на масте бывшего Конюшенного приказа, рядом с Боровицкой башней. В этом здании музей располагается и сейчас.
Здание Оружейной палаты имеет два этажа. Анфиладой расположены высокие двусветные залы второго этажа, перекрытые крестовыми сводами, опирающимися на центральные мощные столбы. На втором этаже и размещена основная часть коллекции этого уникалного музея.
В XIX столетии Оружейная палата игралась брльшую роль в развитии российской исторической науки и искуствоведения.
нужно отметить, что в 1920 -х годах палата существенно расширела свои собрания и не считая поступивших коллекционных частных прозведений, сюда добавляются сокровища из Патриаршей ризницы столичного Кремля, из ризниц бессчетных российских соборов и монастырей.
сейчас же Оружейная палата является одним из самых фаворитных музеев страны. Она входит в состав Государственных музеев столичного Кремля, имеет специалезированные реставрационные мастерские.
25 апреля 1985 года после долгого перерыва открылась новая экспозиция известной гос сокровищницы столичного Кремля. Дело в том, что около четырех лет велась реконстпукция и реставрация строения Оружейной палаты. В то же время шла работа над проектом новой реконструкции. В ходе данной работы рассматривалось несколько вероятных решений новой экспозиции. И было решено нужным сохранить сложившийся в течение веков вид музея, во бравшего в себя фаворитные эталоны российского, восточного и евро прикладного искуссва.
Коллекции Оружейной палаты размещены в девяти залах, где представлены неповторимые монументы древнерусского и западноевропейского декоративно - прикладного искусства начиная с XII века до начала XX столетия.
Светлый золотистый парадный зал открывает анфиладу верхнего этажа музея, где начинается знакомство с собранием российских золотых и серебряных изделий XII - начала XX века. Эта коллекция - одна из самых значимых в сокровищнице Оружейной палаты. Монументы золотого и серебряного дела XII-XV веков, выставленные в экспозиции, дают возможность судить о высоком уровне древнерусской культуры.
В третьем и четвертом залах Оружейной палаты находятся редчайшие монументы российского боевого и парадного вооружения. Коллекция орудия в музее представлена необычайно обширно.
В ХУ11 веке Оружейная палата была наикрупнейшим центром по производству строевого и парадного вооружения, опиравшимся на заслуги наилучших мастеров-оружейников из остальных российских городов. Для сотворения орудия часто привлекались и профессионалы Золотой и Серебряной кремлевских палат.
Парадное вооружение в ХУ11 веке игралось значительную роль в оформлении дворцовых церемоний- смотра войск, посольских приемов и царских выездов.
Завершает анфиладу второго этажа Оружейной палаты праздничный алый зал, где располагается редчайшая коллекция серебряных изделий западноевропейской работы ХУ111-Х1Х веков. В этом зале собраны неповторимые дары из Англии, Австрии, Голландии, Польши, Швеции, Дании и остальных стран. Это драгоценные кубки, блюда, рукомои, фигурные настольные декорации и остальные изделия.
Неповторимое собрание неповторимых памятников Оружейной палаты обширно понятно в нашей стране и за рубежом. Оно поражает не столько большой материальной ценностью экспонатов, блеском золота и серебра, сиянием драгоценных камешков, сколько высокой техникой выполнения, узким художественным вкусом, неистощимым богатством фантазии,необычной одаренностью мастеров из народа, создавших эти красивые произведения.
В 1967 году в дни юбилейных торжеств,посвященных 50-летию русского страны, в столичном Кремле открылась неизменная выставка « Алмазный фонд СССР». Она разместилась в нижнем этаже строения Оружейной палаты.
Алмазный фонд нашей страны был выделен в 1922 году из государственного хранилища. В него вошли неповторимые драгоценные камешки, шедевры мирового ювелирного искусства, в том числе бывшие коронационные регалии, имеющие огромную историческую и художественную ценность.


БОЛЬШОЙ КРЕМЛЕВСКИЙ замок
На южной полосы Кремлевского холма величественно расположился Большой Кремлевский замок-сложный архитектурный комплекс гражданских и церковных зданий, возводившихся начиная с XV столетия. В него входят Грановитая палата и Святые сени - часть дворца Xvстолетия,Золотая Царицына палата XVI века, Теремной замок, сооруженный в XVII веке на старых белокаменных подклетках, дворцовые соборы и церкви.
В XVII веке комлекс не один раз перестраивался. Свой современный вид он получил в 1838-1849 годах, когода по проекту и под общим управлением конструктора К.А.Тона,при участии узнаваемых зодчих Н.А.Герасимова,Ф.Ф.Рихтера, был построен новый ансамбль дворца с фасадом,выходящим на Москву - реку. Вновом дворце разместились парадный вестибюль, парадная лестница, аванзал и анфилады залов, получивших наименования в честь российских орденов: Георгиевский, Владимирский, Андреевский, Александровский и Екатерининский, а также так называемые Собственная ( первый этаж) и Парадная (второй этаж) половины дворца.
До революции замок был парадной столичной резиденции царей.
В 1487 год, когда сразу с Грановитой закладываются на этом самом месте великоаняжеские, так называемые Набережные палаты. Ход времен отмечался для них бесконечными перестройками, большими либо меньшими, время от времени и совсем незначительными переделками,и все же в конечном счете неузнаваемо менявшими начальный вид и планировку.В середине XVIII века новый,еще один, выстроенный на этом месте замок включает в себя старую постройку,но в 1812 году становится жертвой пожара.
Восстановительные работы велись конструкторами А.Бакаревым, И.Мироновским,И.Таманским при участии В.Стасова.Но новый вариант дворца показался неудолетворительным из-за недостаточно огромных размеров: он не мог вместить всей свиты собиравшихся приехать в Москву Александра I. Еще одна перестройка предполагала возведение В.Стасовым третьего этажа,отделка которого была спешно завершена к сентябрю 1817 года. Запечатленный на рисунках, картинах, описанный очевидцами, замок просуществовал меньше четверти века.На его месте решением Николая I в конце 1830-х годов возводится новое, дошедшее до наших времен здание огромного Кремлевского дворца(1838-1849), которое обязано было отвечать изменившимся представлениям о государственных масштабах и значении русской империи. Потребность в значимом увеличении размеров дворца повлекла за собой снос не лишь предыдущего дворцового помещения, но и ряда соседствовавших с ним более старых кремлевских зданий. Ведущим архитектором стройки стал академик К.А.Тон.
Выученик петербургской Академии художеств, в течение десяти лет совершенствовавшийся потом в Италии на исследовании памятников римской архитектуры, К.А.Тон принадлежал к тому поколению зодчих, которые в собственном творчестве обращаются к искусству прошедшего. Разновременные и разнохарактерные аохитектурные детали и строительные приемы складывались в своеобразный сплав, получивший историческое определение эклектизма. Для К.А.Тона особенный энтузиазм представляло древнерусское зодчество, на заимствованиях из которого он производил свой, так называемый « тонковский стиль», более ярко проявивший себя в обширно известном монументе героям Отечественной войны 1812 года- храме Христа спасателя.
К началу работы над огромным Кремлевским Дворцом К.А.Тон заполучил известность и значительность огромным числом церковных зданий, и так называемой Наберажной со Сфинксами в Петербурге около Академии художеств. Этот конструктор проявлял также исключительный энтузиазм к инженерным проблемам- он относился к числу профессионалов по гидравлическим сооружениям.
Мотивы древнерусского зодчества и орнаментики, использованные в оформлении фасадов дворца, носят не случайный характер. К.А.Тон старается соотнести новое здание со старыми теремами, сделать впечатление стилевой преемственности и одного архитектурного комплекса. Имеющий в базе собственного плана букву П, Большой Кремлевский замок смыкается с теремами, образуя совместно с ними замкнутый внутренний двор. Конструктор обращается и к характерному для ХУ11 века композиционному приему расширенного нижнего и суженных верхних этажей, что дозволяет образовать на высоте второго этажа террасу- собственного рода гульбище.
ЗАЛ ЗАСЕДАНИЙ, который был сооружен в 1934 году, по проекту конструктора И.А.Иванова-Шица в итоге реконструкции двух залов: Андреевского и Александровского.
Площадь зала около 1615 квадратных метров, длина- 81 метр, ширина- 23 метра, высота- 18 метров, вместимость- около тре тыщ человек.
По парадной лестнице через аванзал с камином из зеленоватой яшмы можно пройти в один из красивейших залов дворца - ГЕОРГИЕВСКИЙ, названный так в честь ордена Георгия Победоносца, учрежденного в 1769 году. По величественной красе зала и замечательной отделке ему нет равных. Тема отделки посвящена побелам, одержанным российской армией в XV-XIX веках. Вдоль стенок возвышаются 18 цинковых витых колонн, увенчанных статуями работы известного скульптора И.П.Витали, они размещены на 18 витых орнаментированных колоннах с капителями коринфского одера. Общее композиционное решение зала завершают размещенные на торцевых стенках барельефы с изображением покровителя ордена и знака Москвы-Георгия Победоносца на коне, сражающегося с драконом. Барельефы выполнены П.К.Клодтом-автором узнаваемых конных групп укротителей на Аничковом мосту в Ленинграде.
Свод зала украшен великолепными орнаментами. Шесть бронзовых золоченых ажурных люстр,любая весом 1300кг.Во время реставрации в 1968-1969 годах был устроен механизм для подъема и опускания люстр.Нельзя не отметить и ковер,выполненный в XIX веке по рисунку академика Ф.Г.Солнцева.На изготовление которого пошло 20 ценных пород дерева.
О маштабах реставрационных работ,проведенных в Георгиевском зале, свидетельствуют уже его размеры: 61 метр в длину, 20,5 метра в ширину и 17,5 метра в высоту.
Нельзя не отметить, что в этом зале проходило много различных праздничных мерроприятий.
Рядом с Георгиевским залом расположен двусветный ВЛАДИМИРСКИЙ ЗАЛ. Орден памяти одного из первых российских князкй был учрежден в 1782 году и давался за гражданскиезаслуги под девизом «Польза,честь и слава». Положение этого орденского зала особенно по сравнению с другими помещениями парадной анфилады. Он построен на месте старой Боярской площадки и представляет собой замкнутое, лишенное окон пространство. Через Святые сени из него можно пройти в Грановитую палату, по лестнице - на Верхоспасскую площадку и Терема. Он имеет ход в Жилецкую и Золотую Царицыну палаты и в Георгиевский зал, вид на который раскрывается с его хоров.
Строители сделали Владимирский зал восьмиугольным в плане, увенчав таковым же восьмигранным куполом. Широкие арки первого яруса сменяются тройными, более тесными арочками второго яруса, чтоб перейти в покрытые сплошной золоченой лепниной своды купола. Этот лепной золоченый орнамент выполнен, как и на карнизах, лепщиками братьями Дылевыми. Пол по рисунку академика Ф.Г.Солнцева набран из бессчетных ценных пород дерева.
ГРАНОВИТАЯ ПАЛАТА - древнейшее гражданское здание не лишь Кремля, но и всей Москвы. Её выстроили в 1487 - 1491 годах итальянские архитекторы Марко Фрязин и Пьетро Антонио Солари. Заглавие Грановитая она получила потому, что её восточный фасад, выходящий на Соборную площадь, облицован белым граненым камнем. Грановитая палата представляет собой большой, практически квадратный в плане зал с высокими крестовыми сводами, опирающимися на центральный четырехгранный столп. Площадь зала - 495 квадратных метров, высота - 9 метров.
Из-за бессчетных пожаров Грановитая палата пришла в ветхое состояние к 60-м годам ХУ11 столетия. В связи с этим столичный иконописец Симон Ушаков в 1668 году составил подробную опись настенной живописи палаты.
После пожара 1682 года в 1684 - 1685 годах профессиональный российский зодчий Осип Старцев вернул и поновил интерьеры, расширил оконные просветы, украсив их с наружной стороны белокаменными с травным орнаментом резными колонками.
В конце ХУ11 века, при Петре 1, стенки Грановитой палаты побелили известью и наглухо затянули малиновым бархатом, на котором серебром были вышиты двухглавые орлы.
В 1882 году живописцы-палешане братья Белоусовы вернули роспись стенок Грановитой палаты по описям Симона Ушакова. Рельефную алебастровую лепнину ХУ111 века на центральном столпе заменили качественным красочным орнаментом.
нужно отметить, что также как и в Георгиевском зале, тут проходили праздничные приемы в знаменательные даты.
В древности к Грановитой палате примыкало парадное резное белокаменное крыльцо, соединенное со Святыми сенями.
СВЯТЫЕ СЕНИ получили современный вид в 40-х годах Х1Х века. К двум старым белокаменным порталам пристроили два новейших, стилизованных, соединив Святые сени с Владимирским залом. В 1847 году живописец Ф.Завьялов выполнил настенную роспись на библейские и исторические сюжеты. В 1968 году в Святых сенях также были проведены реставрационные работы.
Через Владимирский зал можно попасть в ЗОЛОТУЮ ЦАРИЦЫНУ П АЛАТУ - старую дворцовую пристройку ХVI века.Документы конца XVI века называют её Золотой палатой царицы Ирины ( супруги царя Федора ). Палата размещена на высоком арочном подлекте начала XVI века.Фасад палаты, выходящий на Соборную рлощадь, украшают резные белокаменные порталы и наличники окон, выполненные под влиянием архитектуры Ренессанса.В 1636 году над палатой возвели церковь Спаса,либо Верхоспасский собор.Это потребовало укрепления сводов палаты стальными связями.
В конце XVI века Царицыну палату покрыли золотом по фону, отчего её и окрестили Золотой. Так же нужно отметить, что в связи с реставрационными работами её интерьер.Но зато возвращены к жизни фрагменты живописи XVI века.
Золотой портал Царицыной палаты, украшенный по резному белому камню затейливым плетением итальянского орнамента, выводит в ЖИЛЕЦКУЮ ПАЛАТУ.Эта проходная комната была предназначена для дворцовой охраны, отсюда и её заглавие.В ней направляет на себя внимание портал XVII века и резной наличник окна, расположенные рядом с двумя окнами Царицыной палаты, выходящими в сторону Владимирского зала.
От жилого комплекса XVII века отлично сохранился ТЕРЕМНОЙ замок. В 1635-1636 годах группа российских зодчих-Бажен Константинов и Ларион Ушаков- на двух нижних этажах,оставшихся еще от прошедшего столетия, возвели парадные и жилые палаты для царя Михаила Федоровича. Построенные в чисто российском стиле, богато украшенные резными белокаменными деталями, изразцами, стальными коваными кровлями, терема завлекают внимание собственной живописностью и красочностью.
Все комнаты в Теремном дворце практически одинакового размера. В плане они квадратные, с низкими сомкнутыми сводами.
Палаты были отделаны со всей вероятной в то время роскошью. В окнах украшенных белокаменными резными наличниками, в старину была вставлена цветная слюда. Колоритная настенная живопись изобиловаоа позолотой. Даже крыши теремов в XVII веке, как говорят документы, были позолочены.
В 1968 году реставраторы вернули архитектурный вид трех верхних ярусов теремов с полихромной раскраской белокаменных оконных наличников,эфектно выделяющихся на возобновленном ярко-красном фоне стенок.
Из палат через Золотое крыльцо, белокаменное, резное,в старину покрытое позолотой ( отсюда заглавие), белокаменная лестница ведет к так называемой Верхоспасской площадке, которая соединяет Теремной замок с Верхоспасским собором. У начала лестничного марша, делая упор передними лапами на гербовые щиты, как охраны, посиживают два каменных льва.
ВЕРХОСПАССКИЙ СОБОР был домовой церковью российских царей.Собор построен в 1636 году теми же конструкторами, которые строили и Теремной замок. Этот собор имеет и другое заглавие: выручил за Золотой решеткой - по решетке, которая отлеляет его от Верхоспасской площадки. Эта узорчатая решетка вошла в историю под заглавием Золотой, хотя на самом деле она выполнена из железа и только расписана золотом и красками.
В запалной части строения сохраняется анфилада комнат так называемой Парадной половины дворца: залы Кавалергадский, Екатериненский, Парадная диванная, Парадная опочивальня, Ореховая комната. Каждый из этих залов имеет свою неповторимую декорировку, необыкновенную стильную мебель, свою историю.
Не менее богато отделаны и личные царские апартоменты- так называемая Собственная половина, расположенная на первом этаже. Она имеет семь комнат. В комнатах собрана великолепная коллекция каминных часов XVIII-XIX веков. Из конструктивных суждений в архитектуру каждого помещения введены столбы,пилоны. Сейчас эти покои употребляют как парадные комнаты для праздничных приемов больших иностранных гостей.
В канун 1960 года в Большом Кремлевском дворце был открыт ЗИМНИЙ САД. Он расположен на втором этаже,на месте открытой площадки, выходившей на восточную сторону внутреннего двора.Устройство Зимнего сада явилось продолжением древнерусских традиций. Кремль еще в XVII веке славился своими « висячими» садами.
Площадь Зимнего сада-320 квдратных метров. Из них 110 квадратных метров занято насаждениями. Западная стенка помещения целиком застеклена. Восточная стенка состоит из зеркал, в которых о тражаются группы растений. Южная и северная стенки сада облицованы у ральскими и баландским мрамором.Нельзя не отметить пол.Архитекторы(В.С.Андреев,Ф.М.Вульфсон,В.Н.Долганов и остальные) употребляли по способности широкую палитру заключенных в камнях красок.
КРЕМЛЕВСКИЙ замок СЪЕЗДОВ
Кремлевский замок съездов в первый раз гостеприимно раскрыл свои двери 17 октября 1961 года.
замок был построен в рекордно маленький срок-меньше чем за два года.Это современное публичное здание, универсальное по своему назначению, гармонично вписалось в архитектурный ансамбль столичного Кремля.
Дворецобращен основным своим фасадом к Арсеналу, боковым на Ивановскую площадь.Его создатели-архитекторы М.В.Посохин, А.А.Мндоянц,Е.Н.Стамо, П.П.Штеллер,Н.М.Щепетильников,инженеры А.Н.Кондратьев,Г.Н.Львов,С.Я.Школьников,Т.А.Мелик-Аракелян, следуя исконной традиции кремлевских зданий, обширно употребляли тут все последние технические заслуги.Эти архитекторы были награждены Ленинскими премиями. Замок представляет в плане прямоугольник.Длиной 121 метр, шириной 73 метра и высотой 27 метров. Здание углублено в землю на 15-16 метров и поэтому не выделяется из основной массы окружающих его строений и не нарушает складывавшегося веками красочного силуэта столичного Кремля.
Кремлевский замок съездов соединен с огромным Кремлевским дворцом двумя переходами с небольшим зимним садом, сохраняя традицию одного дворцового комплекса.С восточной стороны замок примкнул подвесным застекленным переходом к старым помещениям Патриаршего дворца.
Центром Дворца съездов является ЗАЛ ЗАСЕДАНИЙ (зрительный зал),расчитанный на 6 тыщ мест.По своим размерам и техническому оснащению это один из огромнейших и совершенных зрительных залов Европы. Общественная площадь зала - 5,6 тыщи квадратных метров, размер превосходит 50 тыщ кубических метров. Необходимо сказать, что этот зал обустроен самым совершенным внутренним убранством.
... Продолжим наше знакомство с Кремлевским Дворцом съездов.
Над зрительном расположен БАНКЕТНЫЙ ЗАЛ.По его наименованию уже можно предположить, что он педназначен для праздничных приемов, торжественных вечеров. В обыденные дни зал служит буфетом.Этот зал расчитан на 2500 посадочных мест.Во время огромных приемов тут вмещается до 4500 человек.
Площадь банкетного зала 4,4 тыщи квадратных метров,высота-8 метров.С трех сторон от центра зала уступами поднимается боковые террасы. На маленьком возвышении помещена камерная эстрада.
В Кремлевском Дворце съездов много служебных помещений.Тут,во Дворце, проходят различные встречи.
Кремлевский замок съездов стал неотъемлемой частью жизни столичного Кремля и по праву занял свое место в ряду неповторимых сооружений русской архитектуры.
стройку Кремлевского Дворца съездов придало звучание ансамблю столичного Кремля, усилило архитектурную и социальную связь Кремля с современной эрой.
ЗДАНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА
Недалеко от Спасских ворот разместилось это здание.Оно было построено в 1923-1934 годах по проекту конструктора И.И.Рерберга.Пропорции неоклассический стиль фасада, цветовое решение строения Совета Министров, возведенного архитектором М.Ф.Казаковым.
сначало в этом здании помещалась Военная школа имени ВЦИК.
В 1958 году внутренние помещения строения были перестроены архитектором А.Д.Хряковым под Кремлевский театр, зрительный зал которого был рассчитан на 1200 мест.В 1969-1970 годах группа архитекторов под управлением М.В.Посохина вновь произвела значительную реконструкцию этого строения.
Парадный вестибюль строения соединен боковыми лестничными маршами с основным ФОЙЕ,расположенном на втором этаже.Помещение фойе нарядное и светлое.
Из главенствующего фойе проходят в центральное помещение строения-ЗАЛ ЗАСЕДАНИЙ ПАЛАТ, предназначенный для работы высших органв законодатедьной власти. Архитектурно- планировосное построение зала-комфортным полукругом-подчинено назначению помещения. Убранство интерьера подчеркивает парадность Зала заседаний.
Рядом помещается ЗАЛ КОНСУЛЬТАЦИЙ, предназначенный для работы неизменных коммисий.Интерьер зала решен в мягкой цветовой политре.
ЗАЛ ЗАСЕДАНИЙ ПРЕЗИДИУМА является еще одним огромным рабочим помещением строения.




 
Еще рефераты и курсовые из раздела
Базы архитектуры
Описание условий эксплуатации объекта, конструктивной схемы строения и материалов. Здание эксплуатируется в зоне обычной...

Архитектура старой Греции
Кто-то из великих произнёс :"Архитектура - это застывшая музыка ." старая Греция - колыбель европейской культуры и искусств. При взоре на художественные шедевры той далекой эры через века...

АБЗ
Исходные данные. Длина участка стройки 10 Ширина проезжей части 7 Толщина асфальтобетона 0,1 Тип асфальтобетона В Плотность асфальтобетона 2...

Катерина Кварнеги конструктор Санк-Петербурга
Джакомо Кваренги появился в Италии в 1744 около Бергамо. Он рос посреди зданий Палладио и знал все его творения от первого лица Показав определенный талант он переехал в Рим 1762 году, где он учился...

Архитектура Брунеллески в период ранешнего Возрождения
В культуре итальянского Возрождения архитектура занимает выдающееся место. По многообразию профессиональных мастеров, размаху и обилию художественного творчества, а основное, по его...