рефераты, курсовые, дипломы >>> архитектура

 

Архитектура старого Египта

 

АРХИТЕКТУРА старого ЕГИПТА

СЛОЖЕНИЕ ДРЕВНЕЕГИПЕТСКОГО ИСКУССТВА

( 4 тысячелетие до н. Э. )

Следы человеческой деятельности в равнине Нила восходят к древнейшим временам. Сравнимо цельное представление о слагавшемся тут обществе монументы дают начиная с 5 тысячелетия до н. Э. Древнейшими жилищами человека в равнине Нила были ямы и пещеры; из натянутых на шестах шкур и плетенок устраивались навесы и шатры. Равномерно возникли тростниковые хижины, обмазанные глиной. С образованием классового общества в таковых хижинах в течение тысячелетий продолжало жить беднейшее популяция Египта.
Жилища вождей племен выделялись вначале только своими размерами; святилища также устраивали в огромных хижинах, причем на таковой хижине либо в её ограде укрепляли фетиш почитавшегося духа. Равномерно для постройки жилищ начали изготовлять кирпич- сырец. Перед жилищем устраивали двор, обнесенный оградой, а позже стеной. Древнейший вид жилища- яма- послужил прототипом и для погребений, которые имели форму овальной ямы и были выстланы циновками.
таковым образом, все начальные виды жилищ, святилищ и гробниц восходят к первобытному жилью человека; они и мыслились конкретно обиталищами людей, духов, мертвых. Общие черты в планировке и оформлении дома, дворца, храма и гробницы сохранялись и потом в архитектуре рабовладельческого
Египта. С изобретением кирпича могилы стали делаться прямоугольными и обкладываться кирпичом. Такие гробницы возникли у более обеспеченной верхушки общества- рядовые общинники по-прежнему погребались в овальных ямах. Развитие имущественного неравенства в общине, обусловившее различие в форме жилищ, отразилось и на различии погребений.

ИСКУССТВО старого ЦАРСТВА

( 3200 - 2400 гг. До н. Э. )

Период старого царства был временем сложения всех форм египетской культуры. Уже с ранешних времен в египетском искусстве ведущее положение занимала архитектура, причем издревле основными сооружениями были монументальные гробницы царей и знати. Это разъясняется тем особым значением, которое имели в Египте заупокойные культы, тесновато связанные с обширно развитыми культами умирающих и воскресающих божеств природы.
Естественно, что царь и рабовладельческая знать, игравшие главную роль в этих культах, уделяли особенное внимание обеспечению себе посмертной “вечной жизни”, а следовательно – сооружению прочных гробниц; уже совсем рано для их сооружения стал применяться более прочный из имевшихся у старых зодчих материал- камень. И в то время, как для жилищ, предназначенных для живых, продолжали употреблять кирпич и дерево, гробницы – «дома вечности» – явились первыми каменными постройками. Светские строения практически не сохранились; о внешнем виде дворцов мы можем судить лишь только по изображениям их фасадов на стелах и саркофагах, представление же о домах дают помещавшиеся в гробницы глиняные “домики для души”.

По представлениям обитавшего в равнине Нила первобытного человека, загробная жизнь являлась подобием земной, и погибший человек так же нуждался в жилище и еде, как и живой; гробница мыслилась домом погибшего, что и определило её первоначальную форму. Из этого же родилось рвение сохранить тело погибшего либо хотя бы голову. Так как в начале методы бальзамирования были несовершенными, в гробницы ставили статуи погибшего как замену тела в случае его порчи. Итак, гробница- дом погибшего- обязана была служить таковым помещением, где была бы в полной сохранности мумия, где помещалась бы статуя погибшего и куда его родные могли приносить все нужное для его питания. Эти требования и определили структуру гробниц
старого царства.

Гробницы знати, так называемые “мастаба”, состояли из подземной части, где ставили гроб с мумией, и массивной надземной постройки. Подобные постройки времени I династии имели вид дома с двумя ложными дверьми и двором, где приносились жертвы. Этот «дом» представлял собой облицованный кирпичом холм из песка и обломков камешков. К такому зданию потом стали пристраивать кирпичную молельню с жертвенником. Для гробниц высшей знати уже при I династии применялся известняк. Равномерно мастаба усложнялась; молельни, и помещения для статуи устраивались уже внутри надземной части, сплошь сложенной из камня. По мере развития жилищ знати увеличивалось и количество помещений в мастаба, где к концу старого царства возникают коридоры, залы и кладовые.

Для истории архитектуры огромное значение имело стройку царских гробниц, сооружению которых посвящались большие средства, технические изобретения, новейшие идеи зодчих. Строительству царских гробниц придавалось огромное значение и потому, что они явились местом культа погибшего фараона.
Этот культ игрался видную роль в египетской религии, сменив культ предводителя племени доклассового периода. При этом на культ фараона были перенесены пережитки представлений о том, что предводитель племени является волшебным средоточием благосостояния племени, а дух погибшего предводителя при соблюдении надлежащих обрядов будет и впредь охранять свое племя.
типично, к примеру что пирамида Сенусерта I называлась «Сенусерт, смотрящий на Египет», а на вершинах неких пирамид были изображены глаза.

В нарастающей грандиозности царских усыпальниц наглядно сказалось желание утвердить деспотическую монархию и в то же время проявилась неограниченная возможность эксплуатации данной монархией труда народных масс.

Для постройки таковых сооружений требовались громадные усилия, так как камень приходилось привозить издалека и втаскивать с помощью насыпей на огромную высоту. Только методом крайнего напряжения сил рабов и свободных людей можно было выстроить столь огромные сооружения.

Мысль зодчих и улучшение технических приемов шли по полосы наращивания надземной массы строения, но, горизонтальное увеличение последнего, в конце концов, не могло уже создавать требуемое впечатление подавляющей монументальности. Важнейшим этапом в развитии царских гробниц явилась поэтому мысль роста строения по вертикали. По-видимому, эта мысль в первый раз появилась при постройке известной усыпальница фараона III династии
Джосера (ок. 3000 Лет до н. Э.), Так называемой «ступенчатой пирамиды». Имя её строителя, зодчего Имхотепа, сохранилось до конца истории Египта, как имя одного из самых прославленных мудрецов, первого строителя каменных зданий, ученого астронома и врача. Потом Имхотеп был даже обожествлен как отпрыск бога Птаха, а греки сопоставили его со своим богом врачевания Асклепием.

Пирамида Джосера была центром сложного ансамбля из молелен и дворов.
Ансамбль, не отличавшийся еще стройностью общей планировки, был расположен на искусственной террасе и занимал площадь в 544,9 * 277,6 м. Террасу окружала облицованная камнем стенка в 14,8 м шириной и в 9,6 м высотой.
Сама пирамида достигала в высоту свыше 60 м и состояла как бы из семи мастаба, поставленных одна на другую. Гробница Джосера примечательна не лишь формой пирамиды, но и тем, что в её молельнях был обширно применен в качестве основного строительного материала камень. Правда, камень еще не везде имел тут конструктивное значение. Мы не увидим еще свободно стоящих колонн, они соединены со стенками, от которых зодчий не решается их отделить. В камне повторяются формы, свойственные древесным и кирпичным постройкам: потолки вырублены в виде бревенчатых перекрытий, колонны и пилястры выдержаны в пропорциях, выработанных для древесных зданий.
Усыпальница Джосера совсем принципиальна и по собственной декорировке, богатой и разнообразной. Интересны формы колонн и пилястров: четкие, величественные в собственной простоте каннелированные стволы с плоскими плитами абак заместо капители либо в первый раз выполненные в камне пилястры в форме раскрытых цветов папируса и лотоса. Стенки залов были облицованы алебастровыми плитами, а в ряде подземных покоев - блестящими зеленоватыми фаянсовыми изразцами, воспроизводящими тростниковое плетение. Таковым образом, усыпальница Джосера в целом была очень принципиальным для собственного времени монументом, сочетавшим в себе план большой новизны и значимости с еще недостаточно зрелыми для равноценного дизайна этого плана техническими и художественными возможностями.

Еще не были найдены присущие каменному строительству формы, еще не была надлежащим образом организована планировка всего ансамбля, но уже было осознано и осуществлено основное- здание начало расти вверх, и камень был определен как основной материал египетского зодчества.

Пирамида Джосера открыла путь к созданию совершенного и законченного типа пирамиды. Первой таковой пирамидой была усыпальница царя IV династии
Снорфу (около 2900 г. До н. Э. ) В Дашуре, имевшая свыше 100 м в высоту и явившаяся предшественницей именитых пирамид в Гизе, причисленных в древности к семи чудесам света. Их выстроили себе фараоны IV династии Хуфу
(Хеопс), Хафра (Хефрен) и Менкаура (Микерин).

более превосходная из трех - пирамида Хуфу, построенная возможно, зодчим Хемиуном,- является самым огромным каменным сооружением мира. Её высота равна 146,6 м, а длина стороны её основания- 233 м. Пирамида Хуфу была сложена из точно отесанных и плотно пригнанных известняковых блоков весом в основном около 2,5 тонн каждый; подсчитано, что на сооружение пирамиды пошло свыше 2 300 000 таковых блоков. Отдельные блоки весили по 30 тонн. С северной стороны был вход, который соединялся длинными коридорами с расположенной в центре пирамиды погребальной камерой, где стоял саркофаг царя. Камера и часть коридора были облицованы гранитом, другие коридоры
- известняком лучшего свойства. Снаружи пирамида также была облицована плитами хорошего известняка. Её массив верно выделялся на голубом небе, являясь подлинно монументальным воплощением идеи нерушимого вечного покоя.

любая из пирамид в Гизе, как и пирамида Джосера, была окружена архитектурным ансамблем; но размещение зданий в Гизе указывает существенно возросшее умение зодчих дать четкий план всего комплекса и уравновесить его части. Пирамида стоит сейчас одна в центре двора, стенка которого подчеркивает особенное положение пирамиды и отделяет её от окружающих зданий. Не нарушают этого впечатления и находящиеся время от времени в пределах того же двора мелкие пирамиды цариц; разница их масштабов по сравнению с пирамидой царя только увеличивает впечатление непомерной величины последней. К восточной стороне примыкал царский заупокойный храм, соединявшийся скрытым каменным проходом с монументальными воротами в равнине. Эти ворота строились там, куда доходили воды нильских разливов, и, так как к востоку от них зеленели орошаемые Нилом поля, а к западу расстилались безжизненные пески пустыни, ворота стояли как бы на грани жизни и погибели. Вокруг пирамиды в верно распланированном порядке размещались мастаба придворных фараона, являвшихся сразу и его родичами. Более отчетливое представление о заупокойных храмах при пирамидах в Гизе дают остатки храма при пирамиде
Хафра, который представлял собой прямоугольное здание с плоской крышей, сложенное из мощных известковых блоков. В центре его находился зал с четырехгранными монолитными гранитными столбами, по сторонам которого было два узеньких помещения для заупокойных царских статуй. За залом был открытый двор, окруженный пилястрами и статуями царя в виде бога Осириса. Дальше были расположены молельни. Входом ко всему комплексу пирамиды служил фасад ворот в равнине, достигавший 12 м в высоту и имевший две двери, которые стерегли поставленные по их сторонам сфинксы. Внутри эти ворота также имели зал с четырехугольными гранитными столбами, вдоль стенок которого были расставлены статуи фараона, сделанные из разных пород камня.

Отличительной чертой архитектуры пирамид Гизы является знание конструктивной роли камня и его декоративных возможностей. В храмах при пирамидах Гизы в первый раз в Египте встречаются свободно стоящие столбы. Вся декорировка зданий построена на сочетании отполированных плоскостей разных камешков. Блестящие грани колонн заупокойного храма замечательно гармонировали с облицовывавшими его стенки плитами розового гранита и с алебастровыми полами, так же как аналогичное оформление зала ворот в равнине составляло замечательное по красочности целое со статуями из зеленоватого диорита, сливочно-белого алебастра и желтого шифера.

другой характер носит оформление усыпальниц фараонов V и VI династий
(около 2700- 2400 гг. До н. Э. ). Хотя эти усыпальницы и сохраняют все главные элементы гробниц царей IV династии, но их пирамиды резко различаются от превосходных памятников их предшественников. Они намного уступают им размерами, не превышая 70 м в высоту, и сложены из маленьких блоков, а частично даже из бута. Сооружение колоссальных пирамид IV династии легло очень тяжелым бременем на экономику страны, отрывая массу населения от земледельческих работ, и вызвало недовольство номовой знати.
может быть, что результатом этого недовольства явилась происшедшая около 2700 г. До н. Э. Смена династии. Новейшие фараоны были обязаны считаться с номовой знатью и не могли напрягать все силы страны для сооружения собственных гробниц. Тем большее внимание уделялось ими оформлению храмов, которое сейчас и обязано было выражать основную идею гробница фараона- прославление царской власти. Стенки этих заупокойных храмов и залов в воротах стали покрываться цветными рельефами, прославляющими фараона, как отпрыска бога и могучего фаворита всех противников Египта. Богини подкармливают его грудью, в виде сфинкса он топчет противников, из победоносного похода прибывает его флот.
Размеры храмов при пирамидах увеличивались, их архитектурное убранство усложнялось. Конкретно тут в первый раз возникают ставшие позже столь характерными для египетской архитектуры пальмовидные колонны и колонны в форме связок нераспустившихся папирусов.

особенное внимание, которое зодчие конца старого царства уделяли оформлению храмов, плодотворно отразилось на общем развитии архитектуры того времени. В частности, появился третий, основной тип египетской колонны - в виде связок бутонов лотосов. Возникает новый вид зданий - так называемые солнечные храмы. Важнейшим элементом такового храма был колоссальный каменный обелиск, верхушка которого обивалась медью и ярко поблескивала на солнце; он стоял на возвышении, перед которым устраивался большой жертвенник. Как и пирамида, солнечный храм соединялся скрытым проходом с воротами в равнине.

ИСКУССТВО СРЕДНЕГО ЦАРСТВА

( 21 в. - Начало 19 в. До н. Э. )

нередкие грабительские войны, которые вели фараоны старого царства, так же как и производившиеся ими огромные строительные работы, подорвали экономическую мощь Египта и привели к ослаблению царской власти. Правители областей, номархи, начали борьбу против фараона, и около 2400 г. До н. Э.
Египет распался на отдельные области. В 21 в. До н. Э. Началось новое объединение страны. Это объединение было необходимо основной массе рабовладельцев, так как лишь при едином государственном управлении оросительной системой, которая питалась одной для всей страны большой рекой, в Египте могло удачно развиваться земледелие.

В течение 21 в. Шла напряженная борьба меж номами. Фаворитами вышли южные номы, во главе которых стояли правители Фив. Эти номархи, получив власть над всей равниной Нила, образовали XI династию фараонов. После нового объединения страны правители этих областей не сходу подчинились фараонам- фиванцам и не один раз устраивали заговоры с целью захвата престола.

Несмотря на сложную политическую обстановку, Аменемхет I и его преемники, делая упор на основную массу рабовладельцев, смогли сохранить единство страны и укрепить её внутреннее и внешнее положение. Сразу с укреплением внутреннего положения страны шло завоевание соседних областей, в первую очередь Нубии, откуда поступали рабы и золото.

Общий хозяйственный подъем, рост ряда городов, усилившийся обмен- все это способствовало расцвету культуры. Время Среднего царства справедливо считается одним из более значимых периодов развития литературы и искусства старого Египта.

совсем принципиальным моментом явилось возобновление стройки пирамид.
Первым начал сооружать свою усыпальницу в виде пирамиды Аменемхет I, который решился при этом выстроить её на севере, порвав таковым образом связь с гробницами предков, - шаг довольно тяжелый в условиях мировоззрения старых египтян. Предшественники Аменемхета I, фактические объединители
Египта - фараоны XI династии, сделать это не решились. Они оставили свои гробницы в Фивах, прибегнув в их оформлении к своеобразному компромиссу- сочетанию пирамиды с обыкновенной для номарха скальной гробницей. Более значимым из схожих памятников была усыпальница Ментухотепов II и III в Деир-эль-Бахри. По традиции к ней из равнины вела огражденная каменными стенками дорога в 1200 м длиной и 33 м шириной. Главную часть усыпальницы составлял заупокойный храм, расположенный на террасе, перед которой был устроен портик, разделенный в центре пандусом. Последний вел на вторую террасу, где находился второй портик, окружавший с трех сторон колонный зал, в центре которого возвышалась сложенная из каменных глыб пирамида, основанием которой служила естественная гора. С западной стороны зала с пирамидой был выход в открытый двор с портиками, за которым находились крытый гипостиль, то есть колонный зал, и святилище. Часть гипостиля и святилище были вырублены в горе, а гробницы фараонов - под гипостилем.

Усыпальница Ментухотепов была более выдающимся монументом XI династии. Успешный выбор места и смелое применение увенчанных пирамидой колоннад дозволили зодчему добиться гармоничного сочетания двухъярусного леса колонн с нескончаемыми вертикалями скал, отлично выделяющих ярко сверкающее на солнце желтовато-белое здание храма.

Естественно, что столь превосходный монумент имел существенное значение в развитии египетской архитектуры, в частности для фиванского зодчества Нового царства.

но в архитектуре Среднего царства он остался единичным явлением, так как возобновившееся при Аменемхете I стройку царских гробниц в виде пирамид и рвение фараонов начала XII династии всемерно подражать памятникам старого царства принудили египетских зодчих возвратиться к образцам этого периода.

вправду, планировка пирамид и заупокойных храмов начала XII династии полностью совпадает с расположением усыпальниц фараонов V-VI династий. Но вследствие изменившихся экономических условий сооружение гигантских пирамид было уже нереально, что и отразилось на масштабах и технике пирамид XII династии. Размеры этих пирамид существенно уменьшились
( пирамида Сенусерта I имела 61 м в высоту при длине стороны основания в
107 м ), строительным материалом служил сейчас в основном кирпич-сырец, причем резко поменялся метод кладки пирамиды. Базу её составляли восемь каменных стенок, расходившихся радиусами от центра пирамиды к её углам и к середине каждой стороны. От этих стенок под углом в 45 градусов отходили остальные восемь стенок, промежутки же меж ними заполнялись обломками камня, кирпичом либо песком. Пирамиды облицовывались известняковыми плитами, соединявшимися друг с другом древесными креплениями. Таковая облицовка лишь и сдерживала здание пирамиды Среднего царства. Не удивительно поэтому, что эти пирамиды в настоящее время представляют собой груды развалин. Так же как и ранее, к восточной стороне пирамиды примыкал маленький по сравнению с самой пирамидой заупокойный храм, от которого шел коридор к монументальным воротам в равнине; по –прежнему вокруг пирамид размещались мастаба придворной знати.

ИСКУССТВО ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ НОВОГО ЦАРСТВА

Искусство времени XVIII династии ( 16 - 15 вв. До н. Э. )

ведомую роль в искусстве XVIII династии игрались Фивы, где были сделаны фаворитные произведения искусства рассматриваемого периода, в том числе и более известные архитектурные монументы.

Храм времени XVIII династии представлял собой в плане вытянутый прямоугольник. Фасад был традиционно обращен к Нилу, с которым храм соединяла дорога, обрамленная сфинксами. Вход в храм имел вид пилона, к наружной стене которого прикреплялись высокие мачты с флагами. Перед пилоном ставились два обелиска и колоссальные статуи царя. За пилоном находился открытый двор, окруженный колоннадами, и само здание храма, заключавшее в себе несколько колонных залов, молельни со статуями богов и подсобные помещения (библиотека, кладовые и др.). Колонные залы традиционно имели более высокий средний проход, через верхнюю часть которого в зал проникал свет.
Такое построение залов, допускавшее их естественное освещение, получило в храмах Нового царства обширное применение и явилось наряду с усилением роли колоннад и скульптур отличительной чертой храмовой архитектуры этого периода.

К схожему типу относятся самые крупные храмы Нового царства, в том числе и оба прославленных храма бога Амона в Фивах - Карнакский и
Луксорский. Первый из них был основным храмом бога Амона и официальным верховным святилищем страны. Каждый царь стремился расширить и украсить
Карнак, ставший как бы большущим каменным архивом истории Египта, так как на его стенках высекались сведения о важнейших исторических событиях - летописи, изображения битв, имена царей. С другой стороны, Карнак является и принципиальным источником для исследования египетского искусства, потому что над его созданием работали фаворитные профессионалы, а в его залах стояло множество статуй.

Поскольку Карнак строился в течение веков различными зодчими, естественно, что он уже к концу XVIII династии представлял собой сложный комплекс. Первым крупным этапом в строительстве Карнака следует считать сооружение в конце 16 в. При фараоне Тутмосе I огромного храма, построенного известным зодчим Инени. Фасад храма был обращен к Нилу и имел вид пилона.
Перед ним стояли два обелиска в 23 м высотой. За пилоном находился неглубокий, но широкий колонный зал, далее– пилон меньших размеров, потом - прямоугольный двор, обнесенный портиками, меж колонн которых стояли колоссальные статуи Тутмоса I. В глубине двора находилось древнее святилище времени Среднего царства. Таковым образом, храм Инени имел уже все главные черты храмов Нового царства. В стилистическом отношении это был гармоничный монумент. Декорировка, не перегруженная излишними деталями, соответствовала четкости плана, и весь храм был выдержан в характерном для начала XVIII династии серьезном стиле.

но скоро это стилистическое единство было нарушено позднейшими добавлениями и перестройками. Бессчетные залы, молельни, обелиски заполнили двор; в итоге нараставшего рвения к большей пышности стройный зал Инени был отяжелен добавлением колонн и статуй; с восточной стороны был пристроен особенный большой зал с четырьмя рядами колонн.

Вторым крупным этапом в истории стройки Карнака явились работы, произведенные тут при Аменхотепе III, когда перед храмом зодчим
Аменхотепом, отпрыском Хапу, был построен большой пилон и все святилище было обнесено массивной стеной. В итоге вышел как бы новый храм необычных еще в Фивах масштабов. Сразу поменялся и вид остальных святилищ Карнака, из которых в особенности примечательно было новое здание храма богини Мут, расположенное к югу от храма Амона и окруженное с трех сторон подковообразным озером. Однообразные заливы озера, которые обхватывали храм с боков, успешно сочетались с общей симметричностью его планировки. Строгость плана особо подчеркивалась тем, что центральная колоннада первого зала была продолжением колоннады, шедшей вдоль всего двора от пилона. Таковая колоннада меж пилоном и колонным залом была принципиальным нововведением. Как бы определяя путь праздничных процессий, она сливалась с кончавшейся у ворот храма аллеей сфинксов и служила красивым воплощением столь характерной для египетского зодчества идеи нескончаемой полосы храмовой дороги, благодаря которой так выигрывало завершавшее её здание храма. Сооружение схожей колоннады было тем более удачным, что она как будто продолжала линию дороги и вовнутрь храма, где пространство было сейчас построено на постепенной смене этапов пути через залы вглубь, к молельне со статуей божества. Это новое понимание внутреннего пространства было принципиальным достижением египетской архитектуры Нового царства. Оно вносило в архитектуру принцип последовательного восприятия её во времени. В то же время таковая колоннада украшала храм, усиливая в нем ту декоративность, которая все больше развивалась в искусстве XVIII династии и ко времени Аменхотепа III стала одной из основных особенностей стиля этого периода. Примером такового развития было дизайна храма Мут с его пышноватой центральной колоннадой и множеством портиков и скульптур, отражавшихся в воде озера.

Теми же чертами отмечено и второе по размерам и значению фиванское святилище бога Амона - Луксорский храм. Построенный тут при Аменхотепе
III на месте старого святилища, он считается по праву одним из главных египетских архитектурных памятников. Планировка храма различается исключительной четкостью, помещения расположены практически совсем симметрично. В самой глубине строения находились окруженные культовыми помещениями молельни со статуями богов. Перед храмом был расположен большой двор с портиками, перед которым был запроектирован еще больший двор с огромной центральной колоннадой по главной оси. Но этот двор построен не был, и при Аменхотепе III успели лишь возвести центральную колоннаду из четырнадцати колонн по 20 метров высотой, с капителями в виде раскрытых папирусов.

Значение Луксора для дальнейшего развития храмовой архитектуры Нового царства было совсем велико, так как конкретно в нем нашел свое завершение и заполучил законченную форму новый тип храма Нового царства. Центральная колоннада его двора в виде гигантских каменных цветов папируса, непременно, оказала влияние на позднейшее оформление средних нефов гипостилей[1], так же как и внедрение огромного числа колонн (в Луксоре их было 151). После
Луксора все почаще стали использовать портики с двойными рядами колонн.

Строителем Луксора и храма Мут был зодчий Аменхотеп, младший современник собственного тезки Аменхотепа, отпрыска Хапу. Конкретно он ввел в построенных им храмах центральную колоннаду, роль которой была столь плодотворной для последующего развития египетской архитектуры.

Постройка Луксора явилась принципиальным звеном в общем плане стройки
Аменхотепа III в Фивах. Сооружение в южной части города новейших святилищ -
Луксора на восточном берегу Нила и заупокойного храма Аменхотепа III напротив, на западном берегу – как бы уравновесило храмы северной части
Фив, а соединявшие все храмы с Нилом аллеи сфинксов еще более способствовали созданию одного архитектурного комплекса.

В архитектуре XVIII династии огромное место занимали заупокойные царские храмы. Местом погребений фараонов стали Фивы; их усыпальницы расположились на западном берегу Нила, где издревле были кладбища. Гробницы отделились сейчас от заупокойных храмов; для большей сохранности они высекались сейчас в отдаленных ущельях скал, а храмы возводились внизу, на равнине. Мысль такового нового дизайна царской усыпальницы принадлежала выдающему зодчему
Инени, о роли которого в разработке нового типа храма уже говорилось выше.

Заупокойные царские храмы строились сейчас так же, как и остальные храмы
XVIII династии; равномерно развиваясь, они превратились в монументальные строения с массивными пилонами и аллеями сфинксов. В особенности был велик храм
Аменхотепа III[2], от которого сохранились только две огромные статуи фараона, стоящие перед пилоном. Эти статуи, названные потом греками колоссами Мнемона, достигают 21 м в высоту.

особенное место посреди царских заупокойных храмов занимает храм царицы
Хатшепсут, известной дамы-фараона (конец 16 в. До н. Э.). Она выстроила свой храм у скал Деир-эль-Бахри около Фив, рядом с храмом царей XI династии
Ментухотепов, родоначальников фараонов-фиванцев, желая этим выделить свою принадлежность к их роду и тем самым оправдать правомерность собственного столь необыкновенного для дамы обладания престолом. Этими же побуждениями разъяснялось и рвение уподобить её храм храму Ментухотепов. Но храм
Хатшепсут очевидно превосходил последний как размерами, так и богатством декорировки. Превосходный по масштабам, украшенный обилием скульптур, храм Хатшепсут являлся гармоничным сочетанием трех возвышавшихся одна над другой террас с высеченными в горах залами, фасады которых были оформлены колоннадами. Наклонные плоскости пандусов замечательно связывали чередующиеся полосы горизонтальных террас и вертикальных колонн в одно целое и являлись в то же время продолжением линий дороги, которая шла из равнины; строгие протодорические колоннады выступали на фоне больших отвесных скал. В святилище было свыше двухсотен статуй. Богатству дизайна храма соответсвовала и внутренняя отделка – с золотыми и серебряными плитами полов, инкрустированной бронзой дверей и т. Д. Строителем этого замечательного храма был Сенмут, один из талантливейших зодчих Египта и человек, близкий к царице.

ИСКУССТВО ВРЕМЕНИ ЭХНАТОНА И ЕГО ПРЕЕМНИКОВ

( конец 15 – начало 14 в. До н. Э. )

Конец XVIII династии – это период, имевший совсем исключительное значение в истории египетского искусства.

Следствием завоевательных войн царей XVIII династии был рост богатств знати и тесновато связанного с ней жречества; это обогащение усиливало влияние придворной знати и жречества и противопоставляло их царской власти. В итоге началось новое обострение отношений меж фараоном и рабовладельческой знатью, разбогатевшими жрезами, в особенности жрецами гланого египетского храма бога Амона-Ра в Фивах. Обострение вылилось в открытый конфликт в начале 14 в. При фараоне Аменхотепе IV. Этот фараон провел огромную социальную и религиозную реформу.

Стремясь подорвать авторитет жречества, опиравшийся на культы старых богов, Аменхотеп IV выдвинул новое учение, объявив единым истинным божеством солнечный диск под именованием бога Атона. Храмы старых богов были закрыты, их изображения уничтожены, а храмовое имущество конфисковано.
Фараон покинул Фивы и выстроил себе в среднем Египте, на том месте, где находится сейчас селение Амарна, новенькую столицу, назвав её «Ахетатон», что означает «Небосклон Атона».По наименованию места раскопок столицы Аменхотепа IV весь период его царствования частенько именуется “амарнским”. Сам он также принял новое имя – Эхнатон – “Дух Атона”.

Естественно, что не менее резкий перелом обязан был произойти и в искусстве, столь тесновато связанном в Египте с религией. И вправду, уже монументы, созданные в начале правления Эхнатона, совсем сильно различаются от всего предыдущего сознательным отказом от канонических форм.
Раскопки Ахетатона дали возможность установить общий характер главных его зданий. Храмы, как и ранее, были нацелены с востока на запад, их местности обнесены стенками, вход оформлен в виде пилона с мачтами. Но они имели и ряд новейших черт, которые были обусловлены чертами нового культа, совершавшегося под открытым небом, и необходимостью сооружения храмов, как и всего города в кратчайший срок. Храмы Атона не имели характерных для Египта колонных залов и, построенные наспех, в основном из кирпича, с низкими пилонами, они не отличались ни монументальностью, ни художественным качеством. Колоннады были сведены только к павильонам перед пилонами. Чередование же пилонов и больших открытых дворов, лишенных портиков и заполненных рядами бесчисленных жертвенников, придало храмам сухость и однообразие.

как своеобразны дворцы Ахетатона, судить тяжело, так как дворцы предшествующих периодов практически не сохранились. Конкретно поэтому амарнские дворцы в особенности интересны: они дают представление о характере гражданской архитектуры Египта. Дворцы строились из кирпича, и лишь колонны и обрамления дверей были из камня. Основной замок состоял из двух частей – частной, где находились жилые комнаты, и официальной, предназначенной для приемов и остальных церемоний. Обе части соединялись скрытым переходим, перекинутым через разделявшую их дорогу. Основной вход в каждую часть дворца был с севера. Оформление входа официальной части не вполне ясно; твердо установлено лишь, что за ним находился большой двор, вдоль стенок которого стояли статуи. Южная стенка этого двора и служила фасадом официальной части дворца; в центре фасада находился павильон с колоннами, а боковые стороны фасада были прорезаны пандусами. За павильоном был расположен колонный зал, из которого три пандуса вели во внутренние дворы и расположенные за ними помещения. Колонны дворца отличались огромным разнообразием. Тут были и колонны со стволами в виде связок папирусов с изображениями висящих вниз головами уток под капителями в форме цветов папируса, и колонны с необыкновенными сочетаниями листьев пальм, и, наконец, колонны, пальмовидные капители которых были сплошь покрыты инкрустациями из сверкающих цветных фаянсов с золотыми перегородками. Несколько комнат в официальной части дворца были заведены для отдыха фараона, его семьи и приближенных. Эти помещения, так же как комнаты частной половины и комнаты пригородных дворцов, группировались вокруг внутренних садов с водоемами и были украшены расчудесными росписями, содержавшими изображения растений и сцены из дворцового быта . В неких помещениях стенки были покрыты фаянсовыми изразцами также с изображениями растений. При пригородных дворцах находились огромные сады с прудами и озерами и даже особенные помещения для зверинца.

Раскопки Ахетатона познакомили нас и с жилищами знати, которые также строились из кирпича, из камня же делались только базы колонн и обрамления дверей. Таковой дом традиционно стоял среди обнесенного стеной участка размером около 70(55 м. В стене были два входа – основной и особенный для слуг; от главенствующего входа к двери дома вела дорожка. Дом был размером около 22(25 м.
Правую его часть составляла центральная комната и две-три остальные – приемные. Жилая часть состояла из спальни владельца с умывальной, дамских помещений и кладовых. Все комнаты имели окна под потолком, вследствие чего центральная комната постоянно строилась выше остальных. Стенки и полы покрывались росписями. Вокруг дома размещались дворы, колодец, службы, а также сад с прудом и беседками. Дома низшего городского населения существенно отличались от усадеб знати как размерами (10(8 м), так и полным отсутствием служб и садов. Так же малы были и дома строителей гробниц фараона и знати.
Эти дома составляли особенный поселок за городом по дороге к гробницам.
Поселок был обнесен стеной и занимал участок в 69(69,5 м, на котором вплотную друг к другу было расположено семьдесят четыре дома, разделенных пятью улицами. В каждом доме имелся маленький дворик, общественная комната, спальня и кухня.

Расцвету искусства Ахетатона внезапно был положен конец. Реформы
Эхнатона не могли закрепиться, так как рядовые свободные люди не получили никаких существенных преимуществ, и скоро после погибели фараона его второй преемник и зять, совершенно юный Тутанхамон, был обязан пойти на примирение со знатью и жречеством. Последние вернули прежний порядок, воспользовавшись недовольством внутри страны. Но разрыв с традициями при Эхнатоне вызвал столь решительные сдвиги во всех областях культуры, что полный возврат к старому был уже неосуществим. Значение искусства Амарны не ограничилось временем ближайших преемников Эхнатона; оно сыграло существенную роль и в сложении искусства периода XIX династии, а тем самым и всего искусства второй половины Нового царства в целом.

ИСКУССТВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ НОВОГО ЦАРСТВА

( 14 – 12 вв. До н. Э. )

Время правления XIX династии было для Египта годами нового политического и экономического подъема. Походы Сети I и Рамсеса II вернули часть азиатских владений, был заключен альянс с хеттами, упрочено господство в Нубии. В итоге войн усилился приток рабской силы и разных богатств, что позволило возобновить широкую строительную деятельность. Но внутри страны при кажущемся спокойствии шла приглушенная борьба фараонов со знатью и жречеством, принявшая сейчас другие формы. Так, Рамсес II не порывая очевидно с вновь усилившимся фиванским жречеством, все же воспринимает меры для его ослабления. Продолжая снаружи сохранять за Фивами положение столицы Египта, расширяя храмы Амона и оставляя гробницы собственной династии в Фивах, Рамсес делает фактической столицей родной город собственных предков Танис, названный им
Пер-Рамсес («Дом Рамсеса»). Выдвижение этого города было обусловлено его выгодным военно-стратегическим положением – близостью к Сирии.

Ведущее положение в искусстве XIX династии вначале остается за Фивами, чему способствовало и значение Фив как столицы и то, что тут имелась издавна первенствовавшая в стране художественная школа. Тут же, естественно, развернулось и огромное стройку.

Для фиванского искусства начала XIX династии типично реакционное рвение возвратиться к традиции искусства Фив до амарнских лет. Цари XIX династии ставили собственной целью восстановление как жесткой центральной власти, так и её интернационального престижа. Для удачного проведения данной политики фараоны считали нужным наряду с мероприятиями, направленными на непосредственное укрепление экономики Египта и нго военной мощи, придать и может быть больший блеск и пышность собственной столице, своему двору, храмам собственных богов, что и наложило своеобразный отпечаток на искусство этого периода.

В базу храмов времени XIX династии был положен тип храма, выработанный еще в период XVIII династии, причем более близким их прототипом следует считать Луксорский храм Аменхотепа III. Но в архитектуру новейших храмов было внесено много нового.

Глаавным объектом стройки в Фивах был храм Амона в Карнаке, расширение которого имело двойное политическое значение: оно обязано было показать торжество Амона т тем удовлетворить жречество, а в то же время и прославить мощь новой династии. Таковым образом, в строительстве Карнака были заинтересованы и жрецы и фараоны. Отсюда понятны те размеры, которые приняли работы в Карнаке, начавшиеся сходу же в двух напревлениях от главенствующего храма: к югу, где по дороге к храму Мут были выстроены два новейших пилона, и к западу, где перед пилоном Аменхотепа III начали возводить новый огромный гипостиль.

Уже на примере Карнака видно то рвение к грандиозным масштабам, которое стало определяющей чертой храмовой архитектуры XIX династии и было продиктовано рвением новейших царей затмить все построенное до них.
Никогда еще пилоны, колонны и монолитные колоссальные статуи царей не достигали таковых размеров, никогда еще убранство храмов не различалось таковой тяжеленной пышностью. Так, новый гипостиль Карнака, являющийся величайшим колонным залом мира, имеет 103 м в ширину и 52 м в длину. В нем сто сорок четыре колонны, из которых двенадцать колонн среднего прохода, высотой в
19,25 м (без абак), имеют капители в виде раскрытых цветов папируса, подымающихся на стволах, каждый из которых не могут обхватить пять человек.
Воздвигнутый перед гипостилем новый пилон превзошел все прежние: длина его равнялась 156 м, а стоявшие перед ним мачты достигали 40 м в высоту.
Строителями этого гипостиля были зодчие Иуна и Хатиаи.

довольно велик был и новый пилон с двором, окруженным 74 колоннами, который был выстроен при Рамсесе II зодчим Бекенхонсу перед Луксором, вторым святилищем Амона в Фивах.

Той же монументальностью отличались и заупокойные царские храмы на западном берегу. Из них следует особо упомянуть храм Рамсеса II, так называемый Рамессеум (зодчий Перна), в первом дворе которого стояла колоссальная статуя царя – величайшая монолитная скульптура, весившая около
1000 тонн и имевшая около 20 м в высоту.

главные принципы дизайна храмов были также восприняты зодчими XIX династии от их предшественников, но это наследие было ими переработано.
Продолжая развивать роль колонн, они создали ставшее потом прототипом обрамление средних, более больших проходов гипостилей колоннами в виде связок нераспустившихся стеблей. Эти гипостили как будто воспроизводили нильские заросли, где расцветшие стволы папирусов возвышаются над еще не успевшими распуститься. Таковая трактовка гипостиля отлично смешивалась с общей старой символикой храма, как дома божества, в данном случае – бога солнца, которое по египетскому преданию рождается из цветка лотоса, возрастающего в речных зарослях. Крылатый солнечный диск традиционно и изображался над дверью пилона.

рвение придать зданию как можно огромную пышность привело к перегруженности: тяжесть больших перекрытий вызвала увеличение размера колонн и очень нередкое их размещение, рельефы и тексты начали покрывать не лишь стенки, но и стволы колонн.

Следы строительной деятельности Рамсеса II сохранились по всему Египту.
посреди его храмов за пределами Фив в первую очередь необходимо назвать известный храм, целиком вырубленный в горах Абу-Симбела (нижняя Нубия) и являющийся вообще одним из более выдающихся произведений египетского искусства.
Следуя примеру собственных предков, которые стремились закрепить покорение Нубии сооружением там не лишь крепостей, но и храмов, Рамсес II также выстроил в Нубии ряд святилищ. Но храм в Абу-Симбеле превзошел все, когда-или построенное тут фараонами.

Все оформление храма было обусловлено одной идеей – всеми возможными средствами превознести могущество Рамсеса II. Начиная от масштабов святилища и кончая темой его декорировки, все было пронизано данной идеей, наилучшим воплощением которой явился фасад храма. Он представляет собой как бы переднюю стену большого пилона, шириной около 40 м и высотой около
30 м, перед которым возвышаются четыре огромные сидящие фигуры Рамсеса
II. Высеченные из горы и достигающие свыше 20 м в высоту, эти исполины, превосходившие даже колоссы Мнемона, были издалека видны всем плывшим по
Нилу и производили незабываемое впечатление всеподавляющей мощи фараона.
Образ Рамсеса вообще господствует в храме: над входом высечено скульптурное изображение иероглифов, составляющих его имя, в первом помещении святилища потолок поддерживают колонны с гигантскими статуями царя высотой около 10 м, стенки залов покрыты изображениями его побед, и, наконец, в последнем помещении храма, его культовой молельне, посреди четырех статуй богов, которым был посвящен храм, вровень со статуями Амона, Птаха и Хармакиса имеется и статуя самого Рамсеса. Конкретно в этом месте происходит так называемое “солнечное чудо”.

Два раза в год, 21 марта и 21 сентября, в 5 часов 58 минут луч солнца пересекает линию, находящуюся в 65 м от входа в храм и освещает левое плечо
Амона-Ра и Рамсеса II. Через несколько минут луч перемещается и освещает
Хармакиса, а через 20 минут свет исчезает. Примечательн факт, что свет никогда не падает на Птаха – бога тьмы.

Фиванские профессионалы обширно привлекались Рамсесом II, как и его папой, для работ по всей стране. Фиванский зодчий Маи строил храм в Гелиополе, другой фиванец – Аменеминт – храм Птаха в Мемфисе. Фиванские же скульпторы были создателями и рельефов в храме Сети I в Абидосе. Но и деятельность северных художественных школ, в особенности Мемфиса и Таниса, расширилась по сравнению с периодом XVIII династии.

Рамсес II преобразовал Танис в свою фактическую столицу; новая роль города
– «Дома Рамсеса» – породила бурную строительную деятельность. Для перестройки старых храмов Таниса и сооружения новейших требовалось большущее количество каменных плит, колонн, статуй, обелисков, и при этом так срочно, что изготовить это все поновой было нереально. По приказу царя наряду со спешными работами в каменоломнях были обширно использованы и части старых зданий, снесенных как в самом Танисе, так и в ряде городов и некрополей северного Египта. Вид «Дома Рамсеса» скоро так поменялся, что о его красе и богатстве стали слагать стихи. Полностью воссоздать архитектуру Таниса времен Рамсеса II нереально, так как строения, построенные им тут, поняла та же участь, которой сам Рамсес подверг строения собственных предшественников. Но все же можно установить, что главной чертой стиля танисских храмов было рвение к огромным масштабам и пышноватой монументальности.

основной храм занимал местность в 250 м длиной и 80 м шириной. Перед первым пилоном стояли два обелиска высотой в 13,5 м, перед вторым – также два обелиска, но уже в 18 м высотой. Двор за вторым пилоном был вымощен плитами темного базальта; тут стояли четыре обелиска, из которых два были высотой 14,5 м и два практически17 м, и ряд больших скульптур, в том числе четыре статуи Рамсеса II из красного песчаника высотой в 8 м. В гипостиле средний неф был выше остальных, но колонны во всех проходах имели пальмовидные капители различались лишь величиной (11 м и 7 м).

Около 1050 г. Вышло разделение Египта на две части – северную, под управлением номархов Таниса, и южную со столицей в Фивах. Создавшаяся обстановка пагубно отразилась на развитии искусства. Крупное стройку прекратилось после погибели второго фараона XX династии, Рамсеса III, при котором все же был еще построен храм Хонсу в Карнаке и монументальный заупокойный храмс дворцом в Мединет-Абу, на западе Фив. В дальнейшем в течение длительных лет не было никаких больших зданий. Даже гробницы царей резко уменьшились в размерах.

ИСКУССТВО ПОЗДНЕГО ВРЕМЕНИ

( 11 в. – 332 г. До н. Э. )

Войны, которые вели фараоны Нового царства, помогая обогащению царей, храмов и знати, истощали Египет и задерживали развитие его производительных сил. В течение первого тысячелетия до н. Э. Происходили восстания фермеров, наряду с непрерывной борьбой разных групп внутри знати и жречества.
Начиная с 11 в. До н. Э. Египетское правительство распалось на ряд отдельных царств, временами объединявшихся в единое, но недолговечное правительство.

В течение 11 и половины 10 в. До н. Э. Севером Египта правили фараоны так называемой XXI династии, сохранившие собственной столицей Танис и находившиеся в родстве с фиванскими жрецами Амона, управлявшими югом страны. В середине 10 в. Вышло объединение Египта под властью ливийской
(XXII) династии. В конце 8 в. Египет был покорен нубийским царем Пианхи.
но владычество эфиопов в Египте не было долгим, так как последнему угрожал новый, сильнейший завоеватель – Ассирия. Борьбу против Ассирии возглавили правители западной дельты, которые в союзе с греческими городами, Малой Азией и Лидией изгнали ассирийцев, объединив под собственной властью весь Египет и образовав XXVI династию со столицей в Саисе.

Египетское искусство 11 – 8 вв. До н. Э. Представляло собой сложную картину. Во времена долгих распадов страны не велось никакого крупного стройки. Последнее возобновлялось только в недолгие периоды укрепления страны при её объединениях. Конкретно в такие периоды были произведены последние крупные доплнения Карнака – стройку еще одного двора с портиками и огромным пилоном высотой в 43,5 м, шириной в 113 м и шириной в 15 м. Проход в центре двора был оформлен в виде монументальной колоннады с капителями в форме открытых цветов папируса. Превосходя по масштабам предшествующие сооружения Карнака, эти монументы не внесли ничего нового в египетскую архитектуру. Не добавили ничего существенного в её развитие и царские гробницы этого периода. Отысканные в Танисе гробницы фараонов XXI династии, представляли собой небольшие склепы, устроенные рядом с храмом прямо в песке и сложенные из каменных плит. Фараоны-эфиопы хоронились в столице Нубии, Напате; их гробницы имели форму маленьких построенных из кирпича пирамид, различающихся от египетских более крутым профилем.

стройку, вновь развернувшееся во время правления саисского фараона Псамтика I, было сосредоточено в большей степени в новой столице,
Саисе, где был поновой сооружен большой храм главной богине Саиса – Нейт, в котором устраивались сейчас и царские погребения. Но эти постройки не сохранились. О масштабах и высоком качестве убранства этого храма свидетельствует уцелевший огромный наос из цельного куска гранита высотой около 25 м и весом в 300 тонн, с великолепно отполированной поверхностью.

Значение искусства старого Египта для истории искусства остальных народов совсем велико, как велико значение всего культурного наследия, оставленного египетским народом.
-----------------------
[1] Гипостили-колонные залы

[2] Из аллеи сфинксов перед этим храмом происходят сфинксы, стоящие на берегу Невы перед зданием Академии художеств.


 
Еще рефераты и курсовые из раздела
Усадьба Архангельское
ВВЕДЕНИЕ посреди замечательных архитектурных ансамблей, по­строенных под Москвой в конце XVIII — начале XIX ве­ка, одно из первых мест по праву занимает Архангель­ское. ...

Анализ красочных произведений флорентийской школы
Введение. Обоснование выбора темы. Данная курсовая работа посвящена анализу красочных произведений флорентийской школы конца XV – начала XVI...

Расчет бетонной плотины. Построение эпюр лишнего гидростатического давления для граней плотины
МВ и ССО РФ Санкт-Петербургский Государственный технический институт Гидротехнический факультет Кафедра гидравлики ЗАДАНИЕ № 1 по курсу гидравлики...

Ле Корбюзье
«Эстетика инженера и эстетика конструктора соединены единством, но первая из них переживает бурный расцвет, а вторая мучительно деградирует» «Мои искания, так же как и мои...

Задание на проектирование. Проектирование промышленных компаний
§ 1. Задание на проектирование Проектирование проводится на основании «задания на проектирование», которое составляется министерством, ведомством либо самим предприятием- заказчиком (т....