рефераты, курсовые, дипломы >>> архитектура

 

Типы и элементы планировочной структуры города

 

Содержание


1. Введение 3

2. Типы и элементы планировочной структуры 4

3. Функциональное зонирование местности. 6

4. Развитие планировочной структуры. 11

5. перечень литературы 12

Введение

Градостроительство в современном понимании — это теория и практика планировки и стройки городов (поселений), обхватывающая комплекс социально- экономических, санитарно-гигиенических, технических и архитектурно- художественных заморочек. o Экономические задачки включают целесообразный выбор, планомерное и экономически оправданное освоение местности для всех видов стройки, эффективное внедрение природных ресурсов, определение более рациональной системы расселения. o К техническим задачкам относится инженерная подготовка местности, организация системы улиц и площадей, организация транспортного обслуживания, благоустройство, обеспечение всеми видами инженерного оборудования (канализация, водо-, тепло-, энергоснабжение, связь и т. П.). o Санитарно-гигиенические задачки включают создание более благоприятных и здоровых условий для жизни населения (микроклимат, степень озеленения, нужная инсоляция, чистота воздуха, защита окружающей среды и т. П.). o Архитектурно-художественные задачки включают создание своеобразных и запоминающихся композиций как при решении поселения в целом, так и при планировке отдельных его частей — улиц, площадей, внутриквартальных пространств, создание архитектурно-ландшафтных ансамблей в гармоничном сочетании зданий с природными условиями местности (рельефом, водоемами, растительностью и т. П.).
Все эти задачки обязаны решаться комплексно в тесной взаимосвязи как различные стороны одного процесса, который и является содержанием предмета градостроительства.

Типы и элементы планировочной структуры.

На решение планов городов оказывают влияние следующие причины: место города в системе расселения; природно-климатическая черта выбранной местности; профиль и величина градообразующей группы компаний; условия функционального зонирования городской местности; организация транспортных связей меж жилыми районами и местами приложения труда; учёт перспективного развития города; требования охраны окружающей среды; условия инженерного оборудования местности; требования экономики стройки; архитектурно-художественные требования. Эти причины находят отражение в планировочной структуре города, т.Е. В сочетании жилой стройки с местами массового посещения, связанных сетью магистральных улиц и площадей.

Преобладание одного из факторов либо суммарное действие нескольких описывает тип планировочной структуры: компактный, расчлененный и рассосредоточенный.

Компактный тип характеризуется расположением всех функциональных зон города в едином периметре.

Расчлененный тип возникает при пересечении местности города реками, оврагами либо транзитной стальной дорогой.

Рассредоточенный тип предполагает несколько городских планировочных образований, связанных меж собой транспортными линиями.

не считая того, план города может иметь форму расчленено-линейную при расположении его по берегу большой реки и линейную, возникающую вследствие линейно-параллельного зонирования индустрии и жилья и характера процесса развития города.

При расчленено-линейной системе, связанной с расположением города по берегу большой реки, город, как правило, не уходит далеко от реки в поперечном к ней направлении и растягивается вдоль реки на значимые расстояния (до 60-70 км).
В эти вариантах превалирующие значение получают продольные связи, требующие из-за большой протяженности внедрения скоростного транспорта.

При линейной планировке основной композиционной осью плана города является продольная линия городского транспорта, проходящая вдоль местности всего города. Удобство линейной планировки города заключается в том, что он может развиваться без коренной реконструкции уже сложившихся районов. Значимый же недочет города-полосы – фактическое расчленение его на ряд населенных мест, в значимой степени обособленных друг от друга.

К главным планировочным элементам города относят:
1. Жилые строения, объединенные в жилые микрорайоны и кварталы.
2. строения административно-публичных учреждений и учреждений и компаний культурно-бытового обслуживания населения.
3. Внеквартальные зеленоватые насаждения и спортивные сооружения общего использования.
4. Улицы и площади, набережные, мосты и туннели.
5. Промышленные компании.
6. Устройства внешнего транспорта: железнодорожного, аква, воздушного, автодорожного.
7. Коммунальные компании и сооружения: устройства внутригородского транспорта, городского водопровода и канализации, электростанции и теплоэлектроцентрали, газовые фабрики.
8. Кладбища и крематории.
9. Водоемы естественные и искусственные.
10. Санитарно-защитные зоны.

Функциональное зонирование местности.

Современный город является сложным организмом, в котором тесновато переплетаются социальные, архитектурно-планировочные, инженерные и экономические начала. Для того чтоб комфортно и правильно организовать жизнь этого сложного организма, в базу планировочного решения города закладывается зонирование его местности исходя из функциональных признаков и видов городского стройки.

В согласовании со СНиП 2-60-75* территория города по своему функциональному назначению делится на следующие зоны: а) селитебную зону, в которой располагаются жилые микрорайоны и кварталы; участки административно-публичных учреждений и учреждений культурно- бытового обслуживания населения; внеквартальные зеленоватые насаждения и спортивные сооружения общего использования; улицы и площади; отдельные промышленные компании невредного производственного профиля, склады, устройства внешнего транспорта; неловкие для стройки и еще не использованные участки. Б) промышленные зоны, в которых располагаются промышленные компании с обслуживающими культурно-бытовыми учреждениями, улицами, площадями и дорогами, зеленоватыми насаждениями. В) транспортные зоны, занимаемые устройствами внешнего транспорта; г) коммунально-складские зоны; д) санитарно-защитные зоны, отделяющие промышленные компании и транспортные устройства от жилья.

Селитебная зона располагается с наветренной стороны для ветров преобладающего направления, а так же выше по течению рек по отношению к фабричным компаниям, которые являются источниками загрязнения окружающей среды.

Производственная зона обязана размещаться так, чтоб можно было организовать удобные транспортные и пешеходные связи с местами проживания трудящихся, т.Е. С селитебной зоной. Местности для производственных зон выбирают с учетом беспрепятственного присоединения их к линиям внешнего транспорта. Но пересечение производственных зон транзитными железнодорожными способами и авто дорогами нежелательно.

В зависимости от интенсивности выделения вредных веществ производственными предприятиями промышленная зона располагается на разном расстоянии от селитебной. Санитарные нормы проектирования подразделяют промышленные производства на пять классов, каждому из которых соответствует своя санитарно-защитная зона (м): I класс-1000; II-500; III-300; IV-100; V-
50.

В согласовании с таковой классификацией в практике стройки городов определились три характерных варианта взаиморасположения производственной и селитебной зон. В первом случае селитебная зона располагается на значимом расстоянии от промышленной, которая включает компании I и II классов: темной и цветной металлургии, нефтехимические и химические, крупные цементные фабрики, крупные ТЭЦ и др. Время от времени при особой вредности производственных выделениями ширина защитной зоны возрастает до нескольких км. Второй вариант связан с размещением индустрии около границ селитебной местности. При таком размещении в промышленную зону допускается включение компаний, относимых по санитарной классификации к III и IV классам независимо от величины грузооборота, а также компаний V класса, не выделяющих производственные вредности, но требующих устройства железнодорожных путей. Третий вариант характеризуется образованием производственно-селитебных районов, в которых промышленные компании располагаются в пределах селитебной местности. Такое размещение допускается для компаний IV и V классов, не требующих проводки железнодорожных путей.

При определении взаимного расположения промышленной и селитебной местности учитывается и уровень шума, издаваемый отдельными видами компаний.

Коммунально-складская зона города размещается в удобной связи с внешними транспортными сетями. В коммунально-складской зоне выделяются районы для коммунальных и складских компаний. В огромнейших, больших и огромных городах такие районы следует размещать рассредоточено. Общетоварные склады и плодовоовощные базы обеспечивают хорошей транспортной связью с жилыми районами и размещают обособленно от промышленных районов города.

Зона внешнего транспорта включает в себя местности железнодорожного, авто, аква и воздушного транспорта. Внешние транспортные полосы проектируют в органичной связи с улично-дорожной сетью города и его видами транспорта. Таковой полный подход обеспечивает высокий уровень удобства перевозки пассажиров, рациональность местных и транзитных грузовых перевозок, а так же способствует экономичности стройки транспортных объектов и их эксплуатации. Комплекс транспортных устройств и сооружений внешнего и городского значения, выполняющих операции по дальним, местным и городским перевозкам пассажиров и грузов, образуют транспортный узел.

Селитебная, промышленная, транспортная, складская зоны совместно с сопутствующими им санитарно-защитными зонами составляют застроенную местность города. Вне застроенной местности, но в пределах городской черты располагаются городские лесопарки, городские коммунальные компании и устройства (питомники, водозаборные сооружения и очистные сооружения городского водопровода, очистные сооружения городской канализации, утилизационные фабрики, резервные местности, используемые время от времени с сельскохозяйственными целями, кладбища и крематории и т.П.), Которые по эксплуатационным и санитарно-гигиеническим условиям не могут быть размещены в застроенной части города.

В городе не все элементы равнозначны по тяготению к ним населения.
некие элементы являются местами массового использования: общегородской, а в огромных городах и районные центры, крупные промышленные компании, важнейшие административно-публичные учреждения, высшие учебные заведения, железнодорожные и водяные вокзалы, стадионы, парки. Размещение этих объектов, создающих огромные транспортные потоки, описывает общую конфигурацию сети магистральных улиц и площадей города.

Общегородской центр постоянно являлся главным ядром, вокруг которого организуется план города. Общегородской центр размещается, может быть, более центрально по отношению ко всей застраиваемой местности города, поблизости от пересечения главных магистральных улиц, соединяющих центр с другими важнейшими пунктами тяготения населения.

При этом узел пересечения главных транспортных потоков обязан располагаться вне главной площади центра города во избежание нарушения обычной жизни города транспортом, проходящим площадь транзитом.

огромную роль в формировании планировочной структуры города играются массивы зеленоватых насаждений и водные пространства. При расположении города на обоих берегах река частенько приобретает значение одной из главных композиционных осей плана города. При большой ширены реки город размещается традиционно на высоком её берегу. Чем шире река и чем меньше город, тем целесообразнее развивать его на одном берегу реки во избежание сооружения дорогостоящих городских мостов и усложнения инженерного оборудования города. Планировка городов, расположенных на берегу моря либо озера, также отражает тяготение города к воде. Практически во всех городах, расположенных на берегах водоемов, общегородской центр смещается от геометрического центра городской местности в сторону водоема, а время от времени располагается конкретно на его берегу.

Сочетание жилых районов, пунктов массового посещения популяцией и сети магистральных улиц и площадей города создает общую планировочную структуру города.

В практике сложились шесть главных схем построения уличных сетей города:
- радиальная;
- радиально-кольцевая;
- лучевая (веерная);
- прямоугольная;
- комбинированная;
- свободная.
Первые три характерны для исторически сложившихся городов, которые формировались вокруг кремлей, монастырей и ведущих к ним дорог.

Прямоугольная схема уличной сети использована во многих огромнейших городах США. Предельный рационализм такового решения оказывает отрицательное влияние на архитектурно-художественную композицию города, развитие внутригородских пространств. Прямоугольная схема может отыскать положительное применение в генеральных планах средних и малых городов, характеризующихся низкой застройкой и хорошим озеленением.

Практика стройки новейших современных городов почаще всего связана с внедрением свободной схемы планировки уличных сетей. Таковая схема дозволяет располагать городскую стройку, не нарушая естественных природных условий, и сводит к минимуму издержки на вертикальную планировку местности.

Развитие планировочной структуры.

Важнейшим моментом при формировании планировочной структуры города является учет его перспективного развития, связанного до этого всего с расширением главных функциональных зон – производственной и селитебной. Учет перспективного развития города начинается на стадии районной планировки, когда данный город рассматривается как составная часть групповой системы населенных мест. Развитие главных зон города предугадывают в таком направлении, которое не препятствовало бы развитию соседних городов и не допускало бы территориального срастания с ними.

Для расширения города резервируются особые местности. Их размеры и положение в общей планировочной структуре города определяют, исходя из прогнозов расширения градообразующей базы, роста нормы жилой площади на человека, учета природно-погодных факторов, экономико- географического положения города, его административно-культурного и научного знания. Есть ориентировочные нормативы определения перспективной потребности для главных зон города. Они определяются в расчете на 1 тыс. Обитателей. Территория для всех видов стройки в пределах основного массива городской стройки предусматривается исходя из
15…20 га/тыс. Чел., Для селитебных зон- 10…12 га/тыс. Чел.

В практике сложилось несколько характерных схем территориально- пространственного развития главных зон города: секторная, параллельное, с двумя производственно-селитебными комплексами и в групповой системе населенных мест.

В старых городах схема перспективного развития во многом определяется исторически сложившейся структурой города. В новейших городах схема территориально-пространственного развития предусматривается при разработке генерального плана города на базе учета отмеченных выше факторов.

перечень использованной литературы


1. В.К.Степанов, Л.Б.Великовский, А.С.Тарутин базы планировки населенных мест Москва « Высшая школа» 1935

2. В.А.Бутягин Планировка и благоустройства городов Москва Стройиздат
1974


 
Еще рефераты и курсовые из раздела
Жилой дом усадебного типа
Общие данные. Проектируемое здание представляет собой жилой одноквартирный 3-х комнатный дом. Участок стройки расположен в г. Брянске. Рельеф местности – спокойный. Глубина промерзания...

Проектирование столовой
Министерство образования русской Федерации Уральский государственный экономический институт Курсовая работа по дисциплине: «Основы промышленного стройки и...

Расчет и конструирование железобетонных
Министерство стройки РФ КАЗАНСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ институт Специальность 2902 Предмет: “Основы расчета строительных конструкций” ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к...

Анализ красочных произведений флорентийской школы
Введение. Обоснование выбора темы. Данная курсовая работа посвящена анализу красочных произведений флорентийской школы конца XV – начала XVI...

Расчет бетонной плотины. Построение эпюр лишнего гидростатического давления для граней плотины
МВ и ССО РФ Санкт-Петербургский Государственный технический институт Гидротехнический факультет Кафедра гидравлики ЗАДАНИЕ № 1 по курсу гидравлики...