рефераты, курсовые, дипломы >>> архитектура

 

Крестьянское жилище

 

российская ИЗБА

российское жилище как и жилище хоть какого народа имеет много различных типов. Но есть общие черты, который характерны для жилья различных слоев общества и различных времен. До этого всего российское жилище - это не отдельный дом, а огражденный двор, в котором сооружалось несколько строений, как жилых, так и хозяйственных. Жилые носили наименования: избы, горницы, повалуши, сенники. Изба было общее заглавие жилого строения. Горница, как указывает само слово, было строение горнее, либо верхнее, надстроенное над нижним, и обыкновенно незапятнанное и светлое, служившее для приема гостей. Заглавие повалуши типично для восточных губерний, и значило кладовую, обыкновенно холодную. В старину, хотя повалуши и служили для хранения вещей, но были также и жилыми покоями. Сенником называлась комната холодная, частенько надстроенная над конюшней либо амбаром, служившая летним жилым помещением.

Еще в 17 веке в Москве двор даже авторитетного человека представлял собой местность, обнесенную каменным забором, застроенную несколькими каменными зданиями, меж которыми торчали древесные строения, избы, горницы, светлицы и множество изб людских и служебных, многие из которых были соединены скрытыми переходами.

У простолюдинов избы были темные, т.Е. Курные, без труб; дым выходил в миниатюрное волоковое окно; при фактически так называемых избах были пристройки, называемые комнатами. “В этом пространстве жил бедный российский мужчина . частенько совместно со своими курами, свиньями, гусями и телками, среди невыносимой вони. Печь служила логовищем целому семейству, а от печи поверху под потолок приделывались полати. К избам приделывались различные пристенки и прирубки. У зажиточных фермеров, не считая изб, были горницы на подклети с комнатами, т.Е. Двуэтажные домики. Курные избы были не лишь в городах, но и в посадах и в 16 веке и в самой Москве. Случалось, что в одном и том же дворе находились и курные избы, называемые темными, либо поземными, и белые с трубами, и горницы на нижних этажах”.

Крестьянское жилище традиционно представляло собой комплекс зданий, обслуживавший разные нужды фермерской семьи, причем на первый план почаще выступают не бытовые, а хозяйственные её потребности, хотя в настоящей жизни отделить одни от остальных очень затруднительно. Следовательно, историческое развитие крестьянских зданий тесновато переплетено с историей развития крестьянского хозяйства, с технологией действий, развитием орудий труда.

Как правило, жилища богатых и бедных фермеров в деревнях фактически отличались добротностью и количеством зданий, качеством отделки, но состояли из одних и тех же частей. Все постройки в буквальном смысле слова рубились топором от начала до конца стройки, хотя в уездных городах, с которыми крестьянские хозяйства поддерживали рыночные связи, были известны и применялись и продольные и поперечные пилы. Эта приверженность традициям видна и в том, что еще в 18 веке крупная часть населения предпочитала отапливать жилища “по-черному”, т.Е. Печи в избах ставились без печных труб. Этот консерватизм прослеживается и в организации самого комплекса крестьянских жилых и хозяйственных зданий.

Основными компонентами крестьянского двора были “избы да клеть”, “изба да сенник”, т.Е. Основная жилая постройка и основная хозяйственная постройка для хранения зерна и другого ценного имущества. Наличие таковых хозяйственных зданий, как амбар, житница, сарай, баня, погреб, хлев, мшанник и др. Зависело от уровня развития хозяйства. В понятие “крестьянский двор” включались не лишь строения, но и участок земли, на котором они размещались, включая огород, гуменник и т.П.

главным строительным материалом было дерево. Количество лесов с красивым “деловым” лесом намного превосходило то, что сохранилось сейчас в Среднерусском регионе. Наилучшими породами дерева для зданий числились сосна и ель, но сосне постоянно отдавалось предпочтение. Лиственница и дуб ценились за крепкость древесины, но они были тяжелы и трудны в обработке. Их применяли лишь в нижних венцах срубов, для устройства погребов либо в сооружениях, где нужна была особая крепкость (мельницы, соляные амбары). остальные породы деревьев, в особенности лиственные (береза, ольха, осина) применялись в строительстве, как правило, хозяйственных зданий. В лесу получали нужный материал и для кровли. Почаще всего береста, реже кора ели либо остальных деревьев служили нужной гидрозащитной прокладкой в кровлях. Для каждой надобности деревья выбирались по особым признакам. Так, для стенок сруба стремились подобрать особенные “теплые” деревья, поросшие мхом, прямые, но не непременно прямослойные. В то же время для теса на кровлю непременно выбирались не просто прямые, но конкретно прямослойные деревья. Соответственно назначению деревья метились еще в лесу и вывозились к месту стройки. Если подходящий для зданий лес был далеко от поселения, то сруб могли срубить и прямо в лесу, дать ему выстояться, высохнуть, а позже перевезти к месту стройки. Но почаще срубы собирали уже на дворе либо поблизости от двора.

Тщательно выбирали и место для грядущего дома.

Для возведения даже самых больших зданий срубного типа традиционно не сооружали специального фундамента по периметру стенок, но по углам зданий (изб, клетей) закладывались опоры - крупные камни, огромные пни. В редких вариантах, если протяженность стенок была много больше обыкновенной, опоры ставили и в середине таковых стенок. Сам характер срубной конструкции зданий дозволял ограничиться опорой на четыре главные точки, т.К. Сруб - цельносвязанная конструкция.

Срубные конструкции основаны на четком использовании параметров бревен хвойных пород дерева как основного строительного элемента. Сосна и ель имеют прямой ствол со слабым перепадом толщины от комля к вершине. В нижней части спелого дерева (80-100 лет) такие перепады на пролетах в 6-10 м фактически несущественны для стройки. Видимо, этим разъясняется то, что в строительной практике Восточной Европы в течение второго тысячелетия нашей эпохи в наземных срубах длина стенок главных зданий лежит в пределах трех саженей (сажень= 2м 13 см). Этот своеобразный эталон выработался практикой использования хвойной древесины как основного материала. В массе зданий это самый распространенный размер от 10 до 20 века.

В базе подавляющего большинства зданий лежала “клетка”, “венец”, - связка из четырех бревен, концы которых были рублены в связь. Методы таковой рубки могли быть различными по технике выполнения, но назначение связи было постоянно одним - скрепить бревна межу собой в квадрат прочным узлами без каких-или дополнительных частей соединения (скоб, гвоздей, древесных штырей либо спиц и т.П.). Бревна метились, каждое из них имело строго определенное место в конструкции. Срубив первый венец, на нем рубили второй, на втором третий и т.Д., Пока сруб не достигал заблаговременно определенной высоты. Конструктивно таковой сруб без особых связывающих частей мог подняться на высоту нескольких этажей, так как вес бревен плотно вгонял их в гнезда крепления, обеспечивая нужную вертикальную связь, более прочную в углах сруба.

главные конструктивные типы обрубленных крестьянских жилых строений - “крестовик”, “пятистенок”, дом с прирубом.

Крыша у российских домов была древесная, тесовая, гонтовая либо из драни, время от времени, в безлесных местах, - соломенная. Стропильная техника сооружения кровли, как и остальные виды конструкции крыш, хотя и были известны российским мастерам, но в крестьянских избах не употреблялись. Срубы просто “сводились” как основания для кровли. Для этого после определенной высоты бревна стенок начинали равномерно и пропорционально укорачивать. Сводя их под вершину кровли. Если укорачивали бревна всех четырех стенок, выходила кровля “костром”, т.Е. Четырехскатная, если с двух сторон - двухскатная, с одной стороны - односкатная.

Одним из важнейших частей жилища фермеров постоянно была печь. И не лишь потому, что в суровом климате Восточной Европы без печного отопления в течение семи- восьми месяцев не обойтись. Необходимо отметить, что так называемая “русская”, а правильнее всего духовая печь - изобретение сугубо местное и довольно древнее. Она ведет свою историю еще из трипольских жилищ. Но в конструкции самой духовой печи в течение второго тысячелетия нашей эпохи произошли очень значимые конфигурации, позволившие еще полнее употреблять топливо. К концу 18 века уже выработался тип печи, который дозволял употреблять её не лишь для обогрева и приготовления пищи, но и как лежанку. В ней же пекли хлебы, сушили на зиму грабы, ягоды, подсушивали зерно, солод - во всех вариантах жизни печь приходила крестьянину на помощь. И топить печь приходилось не лишь зимой, но в течение всего года. Даже летом необходимо было хотя бы раз в недельку отлично вытопить печь, чтоб испечь достаточный запас хлеба. Используя свойство духовой печи накапливать, аккумулировать тепло, фермеры готовили пищу раз в день, утром, оставляли приготовленное внутри печей до обеда - и пища оставалась горячей. Только в летний поздний ужин приходилось пищу подогревать. Эта изюминка духовой печи оказала решающее влияние на русскую кулинарию, в которой преобладают процессы томления, варения, тушения, причем не лишь крестьянскую, т.К. Образ жизни многих мелкопоместных дворян не сильно различался от фермерской жизни.

Внутренняя планировка крестьянских жилищ была подчинена довольно серьезным, хотя и неписаным законам. Крупная часть “мебели” составляла часть конструкции избы и была неподвижной. Вдоль всех стенок, не занятых печью, тянулись широкие лавки, тесаные из самых больших деревьев. Такие лавки можно было созидать в старинных избах еще не так давно, и предусмотрены они были не столько для сиденья, сколько для сна. Около печи была судная, либо посудная лавка, где полновластной хозяйкой была старшая дама в доме. По диагонали, в противоположном от печи углу помещали иконы, и сам угол звался святым, красным, кутным.

Одним из обязательных частей интерьера были полати, особый помост, на котором спали. Зимой под полатями частенько держали телят, ягнят. В северных губерниях, по-видимому, уже в 18 веке полати делали высокие, на уровне высоты печи. В центральных и южных губерниях полати приподнимались над уровнем пола невысоко. Место для сна старшей супружеской пары в избе (но не стариков, место которых было на печке) специально отводилось в одном из углов дома. Это место числилось знатным.

Над лавками, вдоль всех стенок устраивали полки-“полавочники”, на которых хранили предметы домашнего обихода, маленькие инструменты и т.П. В стене вбивались и особые древесные колышки для одежды.

Хотя большая часть крестьянских изб состояло всего из одной комнаты, не деленной перегородками, внегласная традиция предписывала соблюдение определенных правил размещения для членов фермерской избы. Та часть избы, где находилась судная лавка, постоянно числилась женской половиной, и заходить туда мужчинам без особой надобности числилось неприличным, а посторонним - тем более.

Крестьянский этикет предписывал гостью, вошедшему в избу, оставаться в половине избы у дверей. Самовольное, без приглашения вторжение в “красную половину”, где ставился столик, числилось очень неприличным и могло быть воспринято как оскорбление.

К жилой избе в 18 веке непременно пристраивались сени, хотя в крестьянском обиходе они были более известны под именованием “мост”. По-видимому, сначало это было вправду маленькое пространство перед входом, вымощенное древесными лагами и прикрытое небольшим навесом (“сенью”). Роль сеней был разнообразной. Это и защитный тамбур перед входом, и дополнительное жилое помещение летом, и хозяйственное помещение, где держали часть запасов продовольствия.

В украшении избы сказывались художественный вкус и мастерство российского крестьянина. Силуэт избы венчали резной конек (охлупень) и кровля крыльца; фронтон украшали резные причелины и полотенца, плоскости стенок - наличники окон, часто отражавшие влияние архитектуры города (барокко, классицизм и т.Д.). Потолок, дверь, стенки, печь, реже наружный фронтон расписывали.

российская НАРОДНАЯ ОДЕЖДА

Самые ранешние сведения о древнерусской одежде восходят к эре Киевской Руси.

Со времени принятия христианства (конец 10 века) крестьянский мужской костюм состоял из холщовой рубахи, шерстяных штанов и лаптей с онучами. Декоративный упор в эту простую по покрою одежду вносил узенький пояс, украшенный фигурными металлическими бляшками. Верхней одеждой служили шуба и островерхая меховая шапка.

С 16 века простота и малая расчлененность форм одежды бояр, придававшая фигуре торжественность и величавость, стали сочетаться с особой эффектностью декоративного дизайна.

Старинная российская одежда по покрою была одинакова как у царей, так и у фермеров, носила одни и те же наименования и различалась лишь степенью убранства.

Обувь обычного народа была лапти из древесной коры - обувь старая, употребляемая еще со времен язычества. Люди с достатком носили сапоги, чеботы, башмаки и ичетыги. Эта обувь делалась из телячьей, конской, коровьей (юфти, т.Е. Кожа быка либо скотины, выделанная на чистом дегте) кожи. Для богатых людей эту же обувь делали из персидского либо турецкого сафьяна. Сапоги имели длину до колен, чеботы - полусапожки с остроконечными загнутыми наверх носами. Башмаки носились с ичетыгами, т.Е. Сафьяновыми чулками либо получулками. Обувь мужская и женская практически не различалась. Посадские супруги носили сапоги, н дворянки ходили лишь в башмаках и чеботах. Бедные крестьянки ходили в лаптях, как и их мужья.

Обувь была постоянно цветная, почаще всего красная либо желтая, время от времени зеленоватая, голубая, лазоревая, белая, телесного цвета. Она расшивалась золотом, в особенности голенища, унизывалась жемчугом.

рубашки у простонародья были холщовые, у авторитетных и богатых - шелковые. Российские обожали красные рубашки и считали их нарядным бельем. Российские мужские рубашки делались широкие и короткие, опускались сверх исподнего платья и подпоясывались низко и слабо узеньким пояском, называемым опояскою. По подолу и по краям рукавов рубашки расшивались узорами, украшались тесьмой. Но особенное внимание направляли на стоячий воротник рубашки - колье. Его делали пристегивающимся и украшенным соответственно богатству носящего.

российские брюки либо порты шились без разрезов, с узлом, с помощью которого можно было делать их шире либо уже. У бедных они делались их холста, белого либо крашеного, из сермяги - грубой шерстяной ткани; у зажиточных из сукна, богатые имели шелковые брюки, в особенности летом. Брюки были не длинны и достигали лишь колен, делались с карманами (зепью) и были цветными - желтые, лазоревые, почаще всего красные.

На рубашку и брюки надевались три одежды: одна на другую. Исподняя была домашняя, в которой посиживали дома; если необходимо было идти в гости либо воспринимать гостей, надевали на нее другую; Третья была накидная для выхода.

Исподняя одежда называлась зипун как у царей, так и у фермеров. Это платье было узенькое, длиной до колен либо время от времени до икр, но почаще всего не доходившее даже и до колен.

На зипун надевали вторую одежду, которая имела несколько заглавий. Самый обыкновенный и повсеместный вид этого рода одежды был кафтан. Рукава его были очень длинны, достигали до земли и собирались в складки либо брыжи, так что ладонь можно было по желанию закрывать либо оставлять открытою, и таковым образом концы рукавов заменяли перчатки. В зимнее время эти рукава служили защитою от стужи, а рабочие люди могли с их помощью брать горячие предметы. Разрезанный впереди кафтан застегивался с помощью завязок либо пуговиц, крепившихся к нашивкам из другой материи и другого цвета. Воротники на кафтанах были мелкие, из-под них высовывались обнизь зипуна либо колье рубашки. У кафтана была подкладка, зимние кафтаны шились и на легких мехах. В этим же разрядам одежды относятся чуга, ферезь, армяк, тегиляй, терлик.

Верхние, либо накидные одежды были: опашень, охабень, однорядка, ферезея, епанча и шуба. Опашень - это летняя одежда. Охабень плащ с рукавами и с капюшоном. Ферезея - плащ, одеваемый в дорогу. Шубы были самым нарядным платьем для российского, потому что давали возможность щеголять разнообразными мехами. Множество мехов в доме составляло признак довольства и зажиточности. Случалось, что российские не лишь выходили в шубах на мороз, но посиживали в них в комнатах, принимая гостей, чтоб показать свое достояние. У бедных были шубы овчинные, либо тулупы, и заячьи; у людей среднего состояния - беличьи и куньи, у богатых - собольи и лисьи всех видов. Царские шубы - из горностаев. Шубы покрывались обыкновенно сукном, но время от времени делались и из одного меха. Шубы делились на нарядные и санные. В первых ходили в церковь, в гости либо воспринимали гостей дома, последние одевали в дорогу.

Тогдашний вкус требовал самых ярких цветов в одежде. Темные и вообще черные цвета употреблялись лишь на печальных (траурных), либо так называемых смирных одеждах.

Золотое платье (из шелковой материи, затканной золотом и серебром) числилось атрибутом достоинства у бояр и думных людей, окружавших царскую особу, и когда воспринимали послов, то всем, не имеющим такового рода платьев, раздавали их на время из царской казны.

Все российские носили пояса, и числилось неприличным ходить без пояса. Не считая опоясок на рубашке, носили пояса либо кушаки по кафтану и щеголяли ими, как нашивками и пуговицами.

российская шапка была четырех родов. Зажиточные люди носили мелкие шапочки, покрывавшими лишь макушку, расшитые золотом и жемчугом, даже в комнатах, а царь Иван Грозный ходил в ней даже в церковь, и за то поссорился с митрополитом Филиппом. Другой вид шапки - колпак, зимой подбитый мехом. Данной формы шапки носили и бедные мужчины, из сукна либо войлока, зимою подбитые овчиной. Третий вид - четырехугольная шапка, украшенная меховым околышком, их носили дворяне, бояре и дьяки. Четвертый род - горлатные шапки, их носили только князья и бояре. Таковым образом, по шапке можно было узнать происхождение и достоинство человека. Высокие шапки означали знатность породы и сана.

дамские одежды были похожи на мужские, но имели свои особенности, так что уже издали можно было отличить женщину от мужчины. Не говоря уже о головных уборах, к самим одеждам, носившим те же наименования, как и у парней, прибавлялось слово “женский”, к примеру женская шуба, дамский опашень и т.Д.

Женская рубашка была длинная, с длинными рукавами, белого либо красного цвета. К рукавам рубахи пристегивались запястья, вышитые золотом либо жемчугами. Сверх рубахи надевался летник, имеющий застежку снизу доверху, до самого горла, что диктовалось правилами приличия. Зимою летники подбивались мехом и назывались кортелями. Распространение получили и сарафаны.

Верхняя женская одежда - опашень. Другой вид женской верхней одежды - телогрея. Особенное обилие имели дамские шубы.

Голова замужней дамы убиралась волосником либо подубрусником Это были шапочки из шелковой материи, являющиеся эмблемой брачного состояния и составляли нужную и главнейшую часть приданого. По понятиям российских, для замужней дамы числилось и стыдом, и грехом оставлять на показ свои волосы: опростоволоситься (открыть волосы) было для дамы огромным бесчестьем. Скромная дама боялась, чтоб даже члены семейства, исключая супруга, не узрели её простоволосою. Поверх волосника накладывался платок (убрус), обыкновенно белый, и подвязывался под подбородком. Когда дамы выходили в церковь либо в гости, то надевали кику: шапку с возвышенностью на лбу. Время от времени это был кокошник. Имелось также совсем огромное обилие дамских шапок. Девицы носили на голове венцы - обручи без верха. Зимою девицы покрывали голову высокой меховой шапкой -столбунцом.

Одежда ( и женская и мужская) дополнялась украшениями.

Бедные поселянки ходили в длинных рубашках. На рубашки надевали летники, время от времени белого цвета, время от времени крашеные, а голову покрывали платком, завязанным под подбородком. Сверху всего, заместо накидного платья, поселянки надевали одежду из грубого сукна либо серемяги - серник.

В прежние времена у фермеров и посадских людей встречались совсем богатые наряды. Их дорогие одежды переходили из рода в род. По большей части одежды кроились и шились дома: шить на стороне не числилось даже признаком хорошего хозяйства.

Как мужские, так и дамские дорогие одежды практически постоянно лежали в клетях, в сундуках под кусками кожи водяной мыши, которую считали средством от моли и затхлости. Лишь в огромные праздники и в праздничные случаи, как, к примеру, в женитьбы, их доставали и надевали. В простые воскресные дни российские ходили в менее богатом наряде, а в будни не лишь обычный люд, но и люди обоего пола среднего сословия и дворяне не щеголяли одеждою. Зато когда нужно было себя показать, российский человек “скидал свои отрепья, вытаскивал из клетей отцовские и дедовские одежды и навешивал на себя, не жен и на детей все, что собрано было по частям им самим, отцами, дедами и бабками”.

Сложившийся образ российского народного мужского костюма: рубашка-косоворотка, время от времени с вышитым либо тканым узором по вороту и подолу, выпускаемая поверх нешироких штанов и перехваченная поясом. Северный тип российского народного дамского костюма: рубашка и сарафан стройного, расширенного книзу силуэта.

Использованная литература:

1. Костомаров Н.И., Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. М., “Экономика”, 1993

2. Очерки российской культуры 18 века., М., “Московский университет”, 1985

3. Древности славян и Руси. М., “Наука”, 1988

4. Этнография в истории моей жизни. М., Институт этнографии АН СССР, 1989



 
Еще рефераты и курсовые из раздела
Санитарно-техническое оборудование зданий. Пояснительная записка
Министерство образования РФ Северный интернациональный институт Кафедра ПГС Курсовая работа По предмету: Санитарно-техническое оборудование зданий....

Базы архитектуры
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. 1. Описание условий эксплуатации объекта, конструктивной схемы строения и материалов. Здание эксплуатируется в зоне обычной влажности. Класс...

Франк Ллойд Райт "Жилые здания"
ЖИЛЫЕ ДОМА В середине 1930-х годов после кризиса и депрессии в экономике США стал наблюдаться подъем, несколько оживилось стройку, уменьшилась безработица посреди архитекторов. Это...

Установка промышленного строения со стальным каркасом
Определение количества монтажных частей табл.1|№ |Наименование и марка |Эскиз элемента с |Масса |Количество и масса частей шт. И| |п/п |элемента |габаритными размерами |Элемента |т....

Александровский замок
школа – лицей № 554 И с т о р и я г о р о д а реферат александровский замок Работа ученицы класса 9 г Босовой С. С. Санкт-Петербург 2001...