рефераты, курсовые, дипломы >>> архитектура

 

Исаакиевский собор

 

Оглавление:

1. История собора

2. 1-я церковь

3. 2-я церковь

4. 3-я церковь

5. 4-я церковь

6. Внешний вид

7. Большой купол Исаакиевского собора

8. Колокольни

9. Колонны

10. стенки собора

11. Интерьер

12. Огюст де Монферран

13. И в завершение…

История собора.

Одним из грандиознейших в мире купольных сооружений и главной доминантой центра города является Исаакиевский собор. Его особенные величие и роскошь, выраженные и в размерах строения, и в богатстве каменного убранства, определились тем значением, которое ему предавал дом Романовых: собор посвящен Петру I и назван в честь св. Исаакия Далматского, в день памяти которого появился Петр I. Сменяя друг друга, до сегодняшнего Исаакиевского собора были возведены три Исаакиевские церкви, все более дорогие.

1-я церковь

При закладке Адмиралтейства против его главенствующего входа на Адмиралтейском лугу, приблизительно на месте сегодняшнего фонтана с бюстами выдающихся деятелей России, срубили бревенчатый амбар, в котором изготовлялись чертежи для различных корабельных сооружений. Но скоро на внутреннем дворе верфи выстроили новенькую, более просторную чертежную «камору», а старый амбар перестроили под приходскую церковь, которая была освящена в 1710 году во имя Исаакия Далматского. Это было длинное бревенчатое, с широкими окнами строение, крытое двускатной тесовой крышей. Над алтарем возвышался купол с крестом, а над западной стороной – одноярусная со шпицем колокольня.

2-я церковь

6 августа 1719 года была заложена новая каменная церковь во имя того же святого, строившаяся по проекту конструктора Маттарнови. Она стояла приблизительно там, где сейчас красуется Медный всадник, лишь в ту пору Нева в этом месте была шире, а берег низменный болотистый. Церковь в плане имела форму греческого равноконечного креста и завершалась высокой стройной башней с золоченым шпилем; снаружи она несколько походила на возводимый в крепости Петропавловский собор, и к тому же на обоих храмах были установлены часы-куранты, доставленные из Амстердама. В 1735 году в шпиль ударила молния, и появился пожар – церковь пришлось восстанавливать чуток ли не поновой.

3-я церковь

Вступившая на престол в 1761 году Екатерина 2, в особенности чтившая память великого предшественника, сочла, что старинная и обветшалая церковь не гармонирует с архитектурным ансамблем центральной части столицы, и повелела А. Ринальди возвести на новом месте мраморный величавый Исаакиевский собор. Работы начались в 60-х годах 18 века, но велись совсем медлительно и второпях были окончены только при Павле 1. Гранит и остальные строительные материалы пошли на возведение Михайловского замка, а недостроенный собор поспешно завершили в кирпиче и с большими искажениями проекта Ринальди. При этом размеры церкви и её колокольни оказались сильно уменьшенными по сравнению с планом А. Ринальди. Третья Исаакиевская церковь, хотя и облицованная карельскими мраморами, не гармонировала с окружавшими её постройками и была снесена. Сейчас её модель экспонируется в отделе истории архитектуры Научно-исследовательского музея Академии художеств.

4-я церковь

Александр 1 решил возвести новый храм, который мог бы «как снаружи, так и внутри по богатству и благородству архитектуры представлять все, что возбуждает удивление в самых великолепных церквях Италии»[1]. Здание предназначалось для главенствующего православного храма России, на его возведение не жалели ни средств, ни сил. Собор строился по проекту конструктора О. Монферрана необычайно долго, в течение 40 лет начиная с 1818 года, вследствие огромных технических проблем.

Внешний вид

Этот собор – наикрупнейшее сооружение середины прошедшего столетия и последний храм, воздвигнутый руками крепостных.

В ясные солнечные дни огромный, сверкающий позолотой купол собора виден за десятки км. Издали, естественно, тяжело рассмотреть, что вершину слегка удлиненного купола венчает легкая изящная постройка – фонарик с греческим золотым крестом, а у основания купол окружает стройная колоннада.

Может показаться, что сверкающий купол похож на шлем витязя. Да и сам собор-исполин с его нерушимой гранитной мощью ассоциируется с видами российских волшебство богатырей из былинного эпоса. Что ж, для российского православного храма такие сравнения были бы не столько уместны, но и желательны, тем более что первопрестольный собор столицы обязан был служить эмблемой незыблемости и мощи российского самодержавия и православия.

стройку Исаакиевского собора совпало с тем периодом в истории Петербурга, когда в архитектуре господствовал классический стиль, что нашло свое отражение и во внешнем виде строения.

Большой купол Исаакиевского собора

Исаакиевский собор, как и большая часть православных храмов, пятиглавый, но его центральный купол существенно больше и наряднее, что типично и для остальных храмов того времени.

Большой купол Исаакиевского собора по величине стоит на шестом месте посреди схожих сооружений современного мира. Вершина его увенчана легкой, изящной постройкой, называемой фонариком, тоже с небольшим золоченым куполком, завершенным крестом.

Нижняя, цилиндрическая часть купола, служащая ему основанием, - барабан, либо башня, - снаружи облицована мрамором, частично обшита медью и прорезана двумя рядами окон. На широком кольцеобразном выступе барабана установлены тонкие колонны с нарядными базами и капителями. Над колоннадой – балюстрада с фигурами ангелов и архангелов, отлитыми из бронзы. Облаченные в длинные свободные одежды крылатые статуи верно выделяются на светлом фоне барабана, а их необычные, резко очерченные силуэты верно прорисовываются на белой голубизне неба. Фигуры, стоящие над колоннами, продолжают их вертикали, что придает всей колоннаде более легкий стройный вид.

Колокольни

Над кровлей собора возвышаются четыре колокольни, четырехгранные, выложенные гранитом, с открытыми звонами и украшенные колоннами, а малые золоченые купола с крестами видны уже издали. Колокольни расположены на мощных выступах стенок северного и южного фасадов. Вертикали выступов членят плоскости фасадов, создавая игру светотени, громоздкий, отчего корпус собора смотрится стройнее. Внутри выступов круглые колодцы с каменными винтовыми лестницами для подъема на площадки колоколен.

Колонны

посреди наружных украшений Исаакиевского собора до этого всего выделяются его колонны из мрачно-розового гранита-рапакиви. В особенности превосходные колонны установлены на гранитных мощных стилобатах четырех величавых портиков собора: в северном и южном портиках – по 16 колонн, в восточном и западном – по 8. Колонны венчаются антаблентом, фриз которого высечен также из мрачно-розового гранита-рапакиви, а к подножию собора от них ведут широкие гранитные ступени. Любая из 48 колонн имеет высоту 17 м, диаметр 1,85 м и весит 114 тонн. Они входят в число самых гигантских в мире, уступая по размерам лишь Александровской колонне, возведенной также по проекту О.Монферрана, обелиску св.Петра в Риме и Помпейской колонне. Выше портика, в барабанах куполов, звоницах, а также по бокам окон над городом как бы парят ряды колонн из того же розового гранита.

Всего собор украшают 112 гранитных колонн.

стенки собора

После установки колонн портиков возводились стенки собора. Снаружи они облицованы крупными плитами светло-серого рускеальского мрамора. Из такового же мрамора высечены резные портики дверей с многофигурными бронзовыми рельефами. Рускеальский мрамор оказался совсем нестойким и стал скоро разрушаться. Поэтому в 1870–1890-х годах, при первой реставрации собора многие плиты рускеальского мрамора были изменены вставками из более однородного бледно-серого итальянского мрамора “бардиллио”, добытого около Серравеццы.

Интерьер

Торжественно богат в изобилии украшенный цветным камнем большой интерьер Исаакиевского собора. Особенное впечатление производит иконостас, вырезанный из белого статуарного мрамора, добытого в Серравецце в каменоломнях Ла Винкарелла, Фальковая и Монте Альтиссимо. В нем находятся восемь колонн и две пилястры, сделанные из малахита методом ”русская мозаика”. Эти колонны высотой 9,7 м и диаметром 0,62 м представляют единственную в собственном роде достопримечательность. Колонны и пилястры обильно каннелированы и украшены золочеными капителями. Из малахита сделаны также вставки-медальоны и узенькие плиты-филенки в боковых арках алтаря. Всего для внутренней отделки Исаакиевского собора пошло 15 т меднорудянского малахита самого высокого свойства.

По начальному проекту Монферрана в алтаре предпологалось поставить восемь колонн из зеленоватой сибирской яшмы и четыре колонны из пурпурного порфира, но в связи с обнаружением в 1836 году на Меднорудянской шахте большой глыбы малахита было решено употребить для отделки колонн конкретно этот камень, гамма зеленоватого цвета которого включает разнообразные цвета.

Две центральные колонны иконостаса высотой 4,9 м и диаметром 0,43 м также по способу ”русской мозаики” облицованы мрачно-синем бадахшанским лазуритом. Любопытно, что вначале эти колонны были облицованы прибайкальским лазуритом, но в таком виде они не понравились Монферрану, и он распорядился изготовить для иконостаса новейшие колонны из бадахшанского камня, а колонны из прибайкальского лазурита употреблял в декоре собственного дома на Мойке. Конструктор не учел того, что бадахшанский лазурит отлично смотрится лишь при совсем ярком освещении. Света же в алтаре Исаакиевского собора даже сейчас недостатоно, и бадахшанский камень кажется достаточно мрачным. А прибайкальский лазурит и при искусственном освещении не теряет собственной красы. В арках боковых приделов иконостаса также из пластинок лазурита выложен излюбленный древнегреческий орнамент – меандр, либо бордюр “A la grecque”.

Ступени к алтарю и нижняя часть иконостаса вытесаны из мрачно-красного шокшинского кварцита – “шаханского порфира”. Из него же сделан карниз, венчающий каменный декор всего интерьера. Широкий фриз этого кварцита окаймляет пол по периметру собора.

Пол составлен из плит мрачно-серого и светло-серого рускеальского мрамора, расположенных в шахматном порядке. Центральная часть пола под куполом собора представляет собой великолепную мозаику в форме большого круга, называемого “розасом”, т.Е. Розой, набранную из розового и вишнево-красного тивдийского мрамора, обрамленную бордюром «a la grecque».

Нижняя часть стенок и громадных пилонов выложена плитами темного аспидного сланца. Над ними стенки собора облицованы белым итальянским мрамором и отделаны пилястрами и колоннами из тивдийского светло-розового и вишнево-красного мрамора. Всего в соборе 8 колонн и 172 пилястры, полупилястры и четвертьпилястры из карельских мраморов. Колонны и пилястры светло-розового теплого по тону цвета каннелюрованы, а черные вишнево-красные пилястры, стоящие по углам собора, гладкие. В неких плитах, к примеру находящихся в юго-западном углу собора, видно, как нежно-розовый цвет мрамора равномерно переходит в красный и черный вишнево-красный, а время от времени камень становится пепельно-розовым, практически серым. Под пилястрами в рамках из белогорского мрамора расположены круглые медальоны и узенькие фигурные доски, изготовленные из отлично отполированной соломенской брекчии.

В углублениях меж пилястрами в стенки вставлены большие плиты из разноцветного привозного мрамора: зеленоватого генуэзского, либо “verde di Levanto”, красного “rosso di Levanto”, желтого сиенского. Под настенными иконами, орнаментированными резным белым итальянским мрамором, находятся огромные доски из французского мрамора “гриотто”. Этот совсем ценный мрамор имеет броский красный цвет с белыми округлыми пятнами окаменелых раковин.

Огюст де Монферран

(1786-1858)

О. Монферран прибыл в Петербург в 1816 году. Разработал целый альбом из 24 проектов перестройки Исаакиевского собора. В 1817-1857 годах Монферран становится основным архитектором Исаакиевского собора. В Петербурге ему принадлежат и некие остальные постройки, посреди которых нельзя не назвать знаменитую Александровскую колонну перед Зимним дворцом.

В южном нефе собора стоит бюст Огюста де Монферрана – автора проекта и строителя Исаакиевского собора. Ученик известного конструктора, скульптор А. Фолетти, исполнил этот бюст из всех тех пород камня, которые Монферран употребил при отделке собора. Лицо Монферрана он вытесал из белого каррарского мрамора, волосы – из серого мрамора “бардиллио”, мундир – из серого гранита, воротник мундира – из аспидного сланца, плащ – из шокшинского малинового кварцита, орденскую ленту – из зелёного мрамора, а ордена – из жёлтого сиенского мрамора и малинового кварцита. Постаментом бюста послужил розовый тивдийский мрамор.

тут, может быть, уместно вспомнить слова Александра Дюма из не достаточно известного сейчас некролога, посвященного О. Монферрану и написанного во время его недолгого пребывания в Петербурге в 1858 году, как раз после открытия собора и погибели конструктора: «Гильберти, которому поручили ваяние дверей баптистерия во Флоренции, склонился над ними в 20-летнем возрасте юным темноволосым человеком, а разогнулся лишь 60-летним седым стариком. Монферран провел то же время над своим произведением, 40 лет, практически полвека, более, чем рядовая жизнь человека, время, какое понадобилось Франции, чтоб утвердить и опрокинуть три режима (империи). Но в течение этих сорока лет Монферран не лишь создал двери такового баптистерия, он выстроил целую церковь, воздвигнул, принудил подняться из земли, принудил возвыситься к небу. Он не лишь ваял бронзу, он иссекал гранит, он полировал мрамор, он плавил золото, он вправлял драгоценные камешки.… Пока эти две нации воевали, альянс искусства устоял. Циркулем её архитекторов и карандашом её живописцев Франция подавала руку России…»[2]

И в завершение…

Исаакиевский собор был открыт 30 мая 1856 г., В 186-ю годовщину со дня рождения Петра I. Много технических новшеств и смелых инженерных решений было применено при строительстве собора, таковых, как создание массивного свайного основания, блочная кладка фундаментов и внедрение аммосовской системы отопления, разработка особой конструкции подкупольных сводов и перекрытий, способ гальванопластики при изготовлении бронзовой скульптуры, искусное возведение сложных строительных лесов и т.Д. Умело использовались и старые приемы установки колонн при помощи передвижных портальных кранов, а также огневой способ золочения куполов амальгамой, которые до сих пор ярко блистают, не разу не обновленные. И все же эта каменная громада оказалась непрочной. Фундаменты собора давали неравномерную осадку, мраморные стенки разрушались, Уже через 30 лет собор вновь оделся в леса и с тех пор не раз реставрировался.

Особо сильно Исаакиевский собор пострадал во время Великой Отечественной войны. Его гранитные колонны были повреждены осколками разорвавшихся поблизости фашистских снарядов. Множество таковых ран несут, в частности, колонны западного портика. Осколки бомб и снарядов пробили крышу строения, и вовнутрь его стали проникать атмосферные осадки. Декоративное убранство собора разрушалось от сырости и холода. На мраморной облицовке внутренних стенок и пилонов образовалась сеть трещин, возникли выбоины и сколы. Мрамор утратил зеркальную полировку, поверхность его покрылась грязью и копотью.

В первые же послевоенные годы в соборе начались реставрационные работы, продолжавшиеся до 1963 г. Стенки были очищены от наслоений грязи абразивами, трещины и выбоины на мраморе тщательно заделывались разноцветными мастиками, созданными на базе синтетических смол. Потом вся поверхность камня была тщательно отполирована. Сейчас лишь пристально присмотревшись к блестящей поверхности мраморных плит, можно узреть множество маленьких вставок из мастики с мраморной крошкой. В следующие годы колонны и стенки собора чистились и реставрировались не раз. И сейчас постоянно ведется очистка наружных колонн и стенок. Каждый раз, когда снимают леса, всех веселит обновленность каменной красоты. Леса передвигают дальше, за угол, а у посветлевшей части строения начинают свою коптильную работу громадные автобусы. Остается только верить, что когда-нибудь это вечное движение завершится чем-то разумным.

перечень литературы:

1. «Каменное убранство Петербурга» А.Г. Булах, Н. Б. Абакумова. СПб, 1997г.

2. «Санкт-Петербург. Что? Где? Когда?», Л. Е. Лавренова, Л. Н. Рукавчук. СПб, 1998г.

3. « Знаешь ли ты свой город?», В. Нестеров. СПб, 1974г.

[1] Серафимов В., Фомин М. Описание Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, составленное по официальным документам. СПб, 1865, с. 7.

[2] Journal de Saint Petersburg, 1858, 4 juillet, p. 3191 – Перевод К.А. Орловой



 
Еще рефераты и курсовые из раздела
Размещение индустрии в городе
Новосибирская Государственная Архитектурно-художественная Академия. Кафедра архитектуры Промышленных зданий и сельскохозяйственных сооружений. Реферат На тему:...

Каменный полуостров
Мое любимое место в Петербурге – это Каменный полуостров. Он расположен меж Большой и Малой Невкой, так же он омывается речкой Крестовкой. Больше всего мне нравиться посиживать на...

Атланты и кариатиды Петербурга
Содержание Введение…………………………………………………………………… 3-4 стр. Глава 1 Ставшие шедеврами………………………………… ……………5-8 стр. 1.1 Атланты Нового...

Шехтель - отец модерна
1.Ввдение. В моей работе мне хотелось бы познакомить читателя с жизнью и творчеством одного из самых выдающихся архитекторов конца XIX начала XX веков. Его имя Федор Осипович Шехтель....

Структурообразующее значение культовых зданий в сельской России
Введение. Данный реферат имеет целью раскрытие градостроительных, архитектурно-образных, социально-экономических, исторических и духовных значений культовых зданий в жизни, как...