рефераты, курсовые, дипломы >>> архитектура

 

Архитектура

 

Содержание:

Глава 1: «Памятники архитектуры XVIII – первой половины XIX вв.»

Глава 2: «Памятники архитектуры конца XIX – начала XX вв.»

Глава 1: «Памятники архитектуры XVIII – первой половины XIX вв.»

С середины XVIII в. Началось заселение лесостепного пространства
Прииртышья. Пионеры заселения Сибири, выходцы из северо-восточных уездов
Руси, перенесли в Сибирь свой плотницкий опыт, умение употреблять лес в качестве основного строительного материала. Сначало переселенцы рубили небольшие избушки. С устройством хозяйства ставили избы, пятистенки либо дома из двух изб с ходом через сени. Позднее такие дома стали рубить в одной связи (трехкамерные жилища) и класть печи с дымоходами. В ряде сел
Большереченского, Горьковского, Муромцевского, Колосовского, Крутинского районов еще сохранились дома постройки конца XVIII – начала XIX вв. Это монументы древесного зодчества.

Представление о жилищах сибиряков дает набросок города Тары, исполненный в 1734 году. На нем преобладают однокамерные жилища, избы. Из 60 строений, контуры которых верно обозначены, только пять домов двухкамерные. Большая часть строений показаны высокими, пристроенные сени – ниже уровня волоковых окон.
разумеется, избы стояли на подклетях, о чем сообщается и в описаниях. На рисунке Тары только на воеводском доме показаны три дымовые трубы. На других домах и избах труб не показано, но на всех обозначены по одному либо по два волоковых окна под крышей с вырубом в 1 – 2 ряда. Курные избы преобладали в деревнях.

С середины XVIII в. В Таре, а потом и в новой Омской крепости развивается кирпичное создание и начинается возведение каменных строений.

В 1755 году начато стройку Спасской церкви в Таре.

Сибирские церкви не отличались огромным разнообразием. Немногие группы строителей, как правило, переходя от объекта к объекту, переносили в еще одну стройку черты предшествующей. Но, творчески используя традиции, они в каждое здание вносили новейшие элементы. Возведенная в Таре тобольскими мастерами Спасская церковь по многим деталям повторяет
Михайлоархангельскую, Крестовоздвиженскую и остальные тобольские церкви, но совместно с тем в её оформлении есть уникальные мотивы.

Спасская церковь - единственный в Омском Прииртышье броский эталон сибирского барокко. Как многие храмы Тобольска и Тюмени, она имеет трехчастную «трапезную» схему композиции кораблем, состоящую из строения основного храма, трапезной и притвора, на котором возведена колокольня.
Пропорции главных частей строго выдержаны, трапезная незначительно уже храма и еще уже четырехгранник притвора, на который поставлен трехъярусный восьмерик колокольни. Здание двухэтажное. Первые этаж, который служил зимней церковью, заканчивается сводчатым потолком. Основной размер церкви составляет кубический четырехугольник двухсветного второго этажа, являвшегося летней церковью. С восточной стороны к храму примыкает алтарь, заканчивающийся полукруглой абсидой с маленький главкой на уровне окон второго яруса основного размера. Широкие арочные просветы соединяют первый и второй этажи с алтарем и трапезной. Совсем выразительный контраст низкого полутемного первого этажа из светлого пространства летней церкви, венчающей сводчатый потолок. Как и в тобольских церквях, купольное завершение
Спасской церкви лежит конкретно на четверике основного размера. Но тарская церковь не имеет фигурных фронтонов, украшающих тобольские и тюменские церкви.

Характерный признак архитектуры сибирского барокко – контрастно убывающие храмовые венчания. Купол тарской церкви увенчан восьмигранной вытянутой главой с луковичным завершением. На четырехграннике притвора – трехъярусный восьмерик колокольни с широкими просветами звонницы с вытянутыми главой и шпилевым завершением.

необыкновенную художественную архитектурную ценность Спасской церкви придает красочное украшение стенок наличника с напряженными дуговыми фронтонами.
Наличники выложены лекальным кирпичом, что присуще стилю барокко. Они оформлены в виде профильных козырьков на колонках, перехваченных
«дыньками», в чем угадываются черты древнерусского членения надоконных козырьков. Орнаментированы кирпичными выступами и стенки.

В церковных архивах год окончания стройки Спасской церкви указывается 1776. В этих же архивах начало службы помечено 1760 годом.
возможно, первый этаж был закончен и в нем начали службу. Окончание же колокольни, штукатурку и роспись иконостаса могли завершить в 1776 году. И средства собираемые с прихожан, не дозволяли известие интенсивные работы.

Спасская церковь Тары – капитальное сооружение. Она сложена из большемерного кирпича на известковом растворе. Толщина стенок первого этажа
165 см, второго – 133 см. Общественная высота более 40 метров. Церковь простояла более 220 лет. Её кладка и штукатурка отлично сохранились. Только в последние десятилетия нанесен некий урон внешнему оформлению строения.

не считая Спасской, в Таре были построены: в 1776 году Богородская, в 1783
– Николаевская, в 1789 – Тихвинская, в 1792 – Успенская и в 1831 –
Парасковеевская. Лицо городов в XVIII – XIX вв. Определяла культовая архитектура. Высокие и нарядные церковные строения украшали города. В Таре на высоком увале и берегу Аркарки стояло четыре церкви.

Первым каменным строением Омска стало здание крепостного Воскресенского собора. По проекту, составленному в 1764 году И. Малмом, собор в новой крепости обязан был поместиться вдоль улицы, идущей от Тарских ворот к центральному плацу, т.Е. С севера на юг. Присланный из Тобольска на стройку собора как «знающий в архитектуре каменного строительства»
Иван Черепанов нашел не правильность в постановке собора на плане крепости. Собор алтарем обращался на юг, а не на восток, как этого требовали церковные правила. Ошибку исправили. Из-под Семипалатинска был доставлен камень для фундамента и заложено основание строения. После этого работу продолжал Козьма Черепанов «столько же в каменном строении понимающий, как и его брат».

В оформлении Воскресенского собора уже нет излишеств барокко, заметны черты более серьезного стиля.

В различие от Спасской церкви Воскресенский собор не имел аналогов с тобольскими постройками и являлся оригинальным строением. Его основной корпус составлял единое целое с трапезной и более напоминал здание гражданской архитектуры. Толщина стенок – 165 см. Собор стал основным сооружением крепости. Высокий с двумя ярусами окон центральный размер, завершенный обитыми белой жестью пятью главами и трехъярусной колокольней с шатром доминировал над окружающей местностью. Архангелы на куполе были изображены в казацких папахах. В центральной фигуре угадывались черты знаменитого атамана Ермака. Воскресенский собор до наших дней не сохранился.

Существовавшая в старой крепости древесная церковь Сергия Радонежского после возведения Воскресенского собора была разобрана и перевезена в село
Горнокулачинское. Позже на месте Спасских ворот старой крепости была поставлена Ильинская церковь, простоявшая до середины тридцатых годов нашего столетия.

В 1792 году на восточной стороне крепостного плаца около генералитетского дома была построена каменная лютеранская кирха, сохранившаяся до наших дней. Это – одноэтажное здание, с восточной стороны к нему пристроена полукруглая абсида алтаря. На главном фасаде – маленький выступ, завершающийся треугольным фронтоном, на котором укреплена металлическая плита с датой постройки строения. В начальном виде здание венчало по центру маленькая барочная восьмигранная башенка с остроконечным шпилем. В начале XX в её перенесли на южную сторону строения, в последствии она была разобрана.

Примечателен декор монумента. Он выдержан в стиле барокко. Окна имеют обыкновенные прямоугольные сандрики и криволинейные обрамления. Углы строения округлены и раскрепованы пилястрами.

В Омске сохранился еще один монумент храмового стройки – казачья
Никольская церковь, эталон российского классицизма первой половины XIX в.
Чертежи церкви были выполнены выдающимся российским архитектором В. П.
Стасовым.

стройку Никольской церкви началось в 1833 году и завершилось в
1840 году. Фасад притвора украшают полуколонны и разетки меж ними. Южный и северный фасады основного храма прикрывают массивные порталы со серьезными фронтонами над ними. Колонны портиков слегка сужаются наверх, что еще больше увеличивает их монументальность.

В Никольской церкви хранилась основная святыня Сибирского казачьего войска – знамя Ермака. По легендам это знамя было изготовлено в вотчинах
Строгановых и прислано Ермаку после победы над Кучумом.

С конца 18 века в Омске и в Таре начинается стройку каменных административных и жилых зданий. Более активное такое стройку длилось в первой половине 19 века. Многие строения, построенные в этот период, являются историческими и архитектурными монументами. Старейшие из них – здание бывшей гауптвахты.

стройку гауптвахты началось в 1781 году. К этому времени в архитектуре уже распространился классицизм, но в оформлении гауптвахты еще заметны черты барокко в надоконных карнизах. В стиле барокко построена и башенка, увенчивающая здание. В простоте и строгости составных частей строения гауптвахты, её дизайна уже заметны черты и нового стиля.

На фасадной стороне гауптвахты – небольшие выступы, в середине – фронтон. При начальном оформлении на уровне боковых выступов первый этаж прикрывался скрытой галереей на шести колоннах. Позднее галерея была разобрана, и фасад строения открылся для обозрения. Нижний этаж отделан рустовкой. Стенки второго этажа – гладкие, прерываются четырьмя пилястрами в центральной части и надоконными барочными украшениями.

В 19 веке по краям северной стороны гауптвахты были сооружены два придела (пристройки). Еще две пристройки возведены уже в 20 веке.

В 30е годы четырехгранные со срезанными углами башенка с часами и металлической плитой с датой постройки была снята. Башенки гауптвахты и кирхи в сочетании с колокольней Воскресенского собора создавали увлекательный высотный профиль крепостного плаца.

В 1799 году ансамбль крепостной площади был завершен последним зданием, получившим заглавие комендантского дома. В середине 19 века комендантом
Омской крепости был д’Граве. Во время каторги Ф. М. Достоевского д’Граве и его семья как могли облегчали учитывать писателя, который частенько бывал в доме д’Граве, его тут воспринимали «как родного». Центральная часть строения, выходящая на восток, незначительно выдается, отделана пилястрами и имеет высокий фронтон с круглым отверстием в тимпане. По основному фасаду 10 окон, имеющих прямоугольное обрамление с высокими сандриками. Интересно решение оконных просветов, характерное для стенок с метровой шириной: откосы расширяются вовнутрь помещения и пропускают больше света. В целом здание не имеет определенной стилистической свойства.

Единственный жилой дом постройки конца 18 века сохранился в Таре. Это – трехэтажный, каменный, крытый железом дом купца Ивана Нерпина, который
«построен изрядною архитектурою, как снаружи так изнутри убран шекатурною хорошею работаю». В оформлении дома Нерпина нет излишеств. Первый этаж разделен горизонтальным пояском. Третий, сооруженный в виде мансарды, заканчивается сухариками, поддерживающими карниз, и низким фронтоном с лепным орнаментом на плоскости тимпана.

Архитектурным монументом являются сохранившиеся до наших дней
Тобольские ворота Омской крепости. Они построены в конце 18 века и представляют собой две массивные продольные стенки шириной 1,2 метра, перекрытые кирпичным сводом. По бокам стенки усилены массивными контрфорсами. Арки входа обрамлены по бокам спаренными пилястрами. Двойная карнизная тяга и ступенчатые парапеты завершают сооружение.

С перевоплощением Омска в областной город, а потом в центр Заподно-
Сибирского генерал-губернаторства, в нем оживилась стройку в большей степени административных зданий. Более выдающиеся из них – строения кадетского корпуса, эталон российского классицизма. После постройки в
1826 году в нем было размещено войсковое казачье училище. Здание строилось по «образцовому проекту», обширно применяемому в тот период.

Двухэтажное, на высоком цоколе с шестиколонным ионическим портиком, являющимся основным пластическим упором строения, с узенькими окнами, оформленными наличниками, - это здание завлекает внимание соразмерностью собственных деталей и стилевой завершенностью. Широкий межэтажный профилированный карниз членит фасад строения, по краям которого колонны и полуколонны расположены небольшими выступами. В 80-е годы прошедшего столетия к старинному зданию кадетского корпуса были пристроены учебные и спальные трехэтажные помещения, а в 1960 году – плавательный бассейн. Это несколько обеднило здание. Но ценность монумента сохраняется.

В прошедшем широкая парадная лестница в 60-х годах нашего века с расширением проезжей части улицы Ленина перестроена, сооружены боковые сходы, что еще более облагородило здание.

В 1833-1836 годах за северной линией эспланады на правобережье Оми было построено двухэтажное здание присутственных мест канцелярии главенствующего управления Западной Сибири. В 60-е годы нашего столетия у строения надстроен третий этаж. Оформление фасадной части выдержано в едином стиле.

В 1840 году было разобрано древесное помещение суконной фабрики, работавшей в Омске уже двадцать лет, и на его месте построено двухэтажное каменное здание, сохранившееся до наших дней. Это здание (проспект Маркса
№9) – одно из первых производственных зданий в Сибири – является историко- архитектурным монументом.

В 1857 году на площади перед Никольской церковью построено трехэтажное здание войскового правления (ул. Короленко, 18).

Несколькими годами позднее в крепости построено здание военного собрания
(современный Дом офицеров). Двухэтажное здание со зрительным залом оформлено в стиле классицизма и имеет ценность как архитектурного, так и исторического монумента. В нем была провозглашена русская власть на местности Западной Сибири.

В 1861 году в левобережной части города на площади меж Никольской и
Ильинской церквами было завершено стройку нового дома генерал- губернатора. Оно осуществлялось под управлением конструктора Вагнера и инженера Лазарева. Генерал-губернаторский дом в Омске стал называться дворцом. Это двухэтажное на высоком цоколе здание с высокой башней и флагштоком. Омску наряду с наикрупнейшими городами империи предоставлено право подъема флага и салюта в высокоторжественные дни. Здание выдержано в классическом стиле. Подсобные одноэтажные помещения симметрично ограждали двор.

В конце XVIII в. Для сибирских городов было создано три варианта фасадов кирпичных и древесных двухэтажных домов с лавками на первом этаже.
По этим проектам в Таре, а позднее ив Омске возводились каменные, а более – первые этажи каменные, а вторые – древесные, строения. В Таре сохранилось много домов постройки конца 18 – начала 19 века. Дома эти, как правило, украшены древесной резьбой и представляют собой определенную ценность. 15 Таковых домов в Таре взяты на учет как монументы древесного зодчества. В
Омске слабее была развита торговля и было меньше богатых купцов. Только во второй половине 19 века тут возникают богатые купеческие дома.
некие из них сохранились и также взяты под охрану как архитектурные монументы.

Глава 2: «Памятники архитектуры конца XIX – начала XX вв.»

В Таре и Омске сохранилось много архитектурных памятников XIX – начала
XX вв., Представляющие ценные заслуги зодчества и народного мастерства.
Это публичные и частные строения, каменные и древесные сооружения с эффектными, затейливыми деталями в отделке.

С упразднением Омской крепости как военного укрепления застраивается территория бывшей эспланады – центральная часть города. Севернее крепости в
1874 году возводится двухэтажное здание мужской гимназии. В 30-е годы над зданием был надстроен третий этаж. В 1879 году вдоль восточной стороны крепостного рва строится здание женской гимназии. В 1883 году к ней пристроено помещение пансионата. Тогда же возводится двухэтажное здание фельдшерской школы (ул. Тарская, 3). В эти же годы южнее главенствующего управления застраивается целый квартал публичными зданиями: казенная и контрольная палаты, госбанк.

существенно расширяется кадетский корпус. К двуэтажному зданию с колоннами по проекту Вершинина пристраиваются трехэтажные корпуса.

Недалеко от главенствующего управления было построено двухэтажное здание
Пограничного управления для сношений с феодальной верхушкой северо- восточных и центральных уездов Казахстана, решения административных вопросов.

В 1874 году торговая площадь от устья Оми переносится в нагорную часть эспланады (сейчас – пл. Им. Дзержинского). Начинается стройка центральной части города. Но еще долгие годы Омск остается небольшим провинциальным городишком с ветхими древесными постройками. К 70-м годам при наличии в
Омске более шести тыщ различного рода зданий имелось только 74 каменные дома и 100 домов в два и три этажа.

С середины XIX в. Начинается стройка каменными двуэтажными домами восточной стороны Любинской улицы. Первое из них на углу около берега Оми уже стояло к началу 60-х годов. В 70-е годы тут возникло еще два дома.
Они и положили начало современному ансамблю улицы Ленина.

Развитие пароходства и в особенности стройки стальной дороги дали массивный толчок развитию Омска. С 7 мая 1892 года началась укладка пути на запад и восток от города. Омск становится принципиальным центром стройки стальной дороги. Сюда пароходами из Тюмени завозили рельсы, оборудование, стройматериалы. Строятся вокзал, железнодорожные мастерские, депо.
Интенсивно сооружается мост через Иртыш по проекту доктора Н. А.
Белолюбского. В 1896 году прошло успешное опробование моста и началось беспересадочное движение по полосы Челябинск-Омск-Обь.

На центральных улицах Омска возводятся капитальные каменные строения. В
Ильинском форштадте на бывшей торговой площади строится Коммерческий клуб.
Недалеко от него возводится здание российского банка. На Дворцовой улице строится гостиница «Европа» (сейчас – «Сибирь»). Южнее по той же улице появляются строения второй мужской гимназии, частной гимназии «Каёш», настоящего училища Лимоновых. Трехэтажное здание с обеспеченными украшениями западного фасада строится на Костельной улице. К ранее построенным домам
Любинской улицы делаются пристройки и вставки, в них располагаются конторы, банки, магазины. На месте снесенных ветхих складов строятся магазин и мастерские купчихи Шаниной.

К концу XIX в. Еще сохраняется эклектический стиль в архитектуре. В то же время происходит возрождение классицизма, древнерусского стиля, возникает стиль «модерн». Новейшие стилевые направления в Сибирь доходили с опозданием и не постоянно в чистом виде.

некие из домов постройки конца XIX – начала XX вв. Можно отнести к эклектическому стилю. Тут видна увлеченность народным искусством, излишним декором, отождествление прекрасного с богато украшенным.
Архитектурное оформление трехэтажного строения бани Колокольникова представляет определенный энтузиазм. Необыкновенное для Омска крыльцо с двумя точеными колоннами розового гранита. На фронтоне дата постройки «1910».
Богато орнаментирован карниз. Венецианские окна членятся скульптурными изображениями нимф, играющих на арфах. Всего на здании 8 скульптур.

В конце XIX в. В северной части эспланады за Тарскими воротами началось стройку кафедрального собора, консистории и архиерейского дома. В этот период развивается рвение к возрождению российского государственного в архитектуре. Эти идеи нашли отражение в архитектуре кафедрального собора и консистории. Собор возводился одноэтажным. Основной размер завершался приподнятым куполом с вытянутым центральным шпилем и четырьмя боковыми главками. Фигурная кладка входных крылец, паперти, узорчатое оформление оконных просветов, шпиля и боковых главок придавали собору торжественный вид. Через дорогу от собора стояли консистория и архиерейский дом. Здание собора было разобрано в 30-е годы. Двухэтажное здание консистории и архиерейского дома вошли в ансамбль административных зданий в начале улицы Ленина. По очертаниям венецианских окон старые дома можно вычленить из современных четырехэтажных зданий.

В 1901 году в северо-восточной части эспланады меж мужской и женской гимназиями началось стройку театра с ярусным залом на 829 мест
(проект инженера И. Г. Хворинова). Здание размельчено бессчетными выступами и пристройками со сложными силуэтами и фигурными куполами и отдельных размеров. Двухкратное расширение сцены и подсобных помещений еще более усложнили его архитектуру. Здание драматического театра – ценный архитектурный монумент Омска.

В начале XX в. Завершается формирование архитектурного вида торгового центра Омска, от моста до театра. Меж первыми зданиями по восточной стороне строятся новейшие дома, заполняются промежутки вставками.
Устраиваются арочные проезды во двор. Эти разностилевые строения сохранились и создают определенный архитектурный запах старого торгового
Омска.

До начала XX в. Западную сторону улицу занимала Любина роща, маленький сквер от Омских ворот до проезжей дороги с моста через Омь. В 1903 году часть Любиной рощи городской думой отведена для стройки торгового строения столичных рядов. В 1905-1906 годы южнее столичных рядов возводится гостиница, а севернее вдоль остатков крепостного вала строится торговый дом Ганьшиных (сейчас – мединститут). Возведением этих домов закончилось архитектурное оформление улицы.

В начале XX в. Получает распространение новый стиль – «модерн».
Зданиям, построенным в этом стиле, присуща другая функционально- конструктивная и декоративная система, утверждение союза полезности, прочности и красы. Эти строения различают вычурность оконных просветов, богатство орнамента, детали конструкций создают выразительный внешний вид сооружения. Индивидуальная изюминка неких зданий стиля «модерн» - асимметрия в размещении балконов, в декоре фасадов. Стиль «модерн» выносит живопись на стенки домов. Это типично для строения конторы Кузнецких копей.
На угловом эркере над входной дверью отлично сохранилось панно из керамических плиток, изображающих погрузку угля на баржу.

В стиле «модерн» построено здание №5 по улице Ч. Валиханова. На фронтоне северной стороны – даты: «1915», «1916». Здание четырехэтажное в виде правильного четырехугольника. Один угол срезан и украшен балконами на втором и третьем этажах. Стенки скупо орнаментированы. Всю красоту зданию придают оконные просветы и фигурчатые рамы.

В эти же годы велось сооружение еще двух значимых зданий Омска – дома судебных установлений и управления Омской стальной дороги. Место для дома судебных установлений отвели на бывшей эспланаде против кафедрального собора. Здание строилось по проекту академика архитектуры Прусакова.
стройку началось в ноябре 1914 года и закончилось к осени 1916.
массивный компактный размер строения был отодвинут в глубину участка. Близкий к квадрату, замкнутый прямоугольник корпусов окружает парадный двор.
Сдержанность форм и отменная прорисовка архитектурных деталей трехэтажного на высоком цоколе строения, обогащенного выступами угловых и центральных частей на всех четырех фасадах, создают пластически богатую форму, а основной портик с аркой, фронтоном и куполом акцентируют вход в здание.

Здание управления Омской стальной дороги заложено в июне 1914 года и закончено в марте 1916. Здание пятиэтажное, по форме – вытянутый прямоугольник с двумя поперечными соединениями и угловыми выступами. Фасад, члененный по вертикали на два и три этажа, в центральной части имеет огромную входную арку и над ней трехэтажную приставленную к стене, колоннаду. На фоне глухого парапета над каждой из колонн поставлены скульптуры символических изображений служб стальной дороги.

В 1914 году напротив театра было построено здание городского торгового комплекса. На восточной стороне торговой площади возводится Дом контор.
Торговый корпус возводится по проекту конструктора Крячкова. Пластика фасадов сдержана: легкие венки, гирлянды, мужские маски в шлемах Меркурия – покровителя торговли – раскрывают назначение строения.

Более сложная и выразительная архитектура Дома контор. Фасад четырехэтажного строения богато украшен архитектурными деталями. У входной двери в центре фасада – скульптуры Атланта и Кариатиды. Четыре полуколонны соединяют второй и третий этажи.

Накануне первой мировой войны была совсем снесена Любина роща.
её участки отвели для постройки коммерческих учреждений – конторы торгового дома «Треугольник», страховой компании «Саламандра» и торгового общества
Тверские мануфактуры. Эти три строения с коммерческим училищем, столичными рядами и домом Ганьшина составили увлекательный архитектурный ансамбль неоклассического стиля.

Проекты контор «Треугольника» и «Саламандры» принадлежат известному петербургскому конструктору Н. Н. Веревкину. Художественное решение этих зданий различается строгостью и чистотой классических форм.

Рядом с «Треугольником» находится монументальное здание торгового общества Тверская мануфактура (конструктор Крячков). массивные трехчетверные колонны ионического ордена, соединяющие три этажа, придают монументальное звучание этому зданию.

По проекту Крячкова в 1912 году было возведено трехэтажное здание механико-технического училища (сейчас – завод «Электроточприбор»).

В конце XIX в. Построены спиртоводочный и пиводрожжевой фабрики компании Козелл-Поклевского. Несколько позже возведены строения суконной и обувной фабрик, табачной фабрики Серебрякова, ТЭЦ-1. Все эти краснокирпичные строения представляют архитектурную ценность, в особенности пивзавод, расположенный по улице Волочаевской. Это неоштукатуренное трехэтажное здание со специфическим декором, полностью подчиненным кирпичной кладке, имеет многие архитектурные достоинства.

Краснокирпичные сооружения в Омске стали появляться с 70х годов прошедшего столетия. Первым таковым зданием стала городская дума.

в особенности интенсивно возводятся краснокирпичные строения в конце XIX – начале XX вв. Более обширное из них – трехэтажное здание бывшего епархиального дамского училища. Построенное по проекту инженера А. И.
Хмары, здание возводилось строительной артелью вятских каменщиков.
Центральный вход венчают колонны второго и третьего этажей. Около епархиального училища в 1915 году возведено двухэтажное здание городского училища.

На улице Сенной был построен «Деловой двор» - двухэтажное здание с богато декорированным фасадом и фронтоном.

Дома краснокирпичной кладки, не считая Омска, имеются в Таре (дом милиции), Тюкалинске (бывшее здание офицерского собрания), Называевске
(здание вокзала), в селах.

Конец XIX в. Характерен для Омска также расцветом древесного зодчества. С особенным вниманием украшались наличники окон и парадные крыльца, выходящие на улицу. Резьбой украшались карнизы и фронтоны.
Наличники и карнизы одного дома не повторяли узор соседнего, хотя частенько их выполнял тот же мастер.

Многие детали декора, созданные безвестными мастерами, поднимаются до уровня подлинных художественных произведений.

28 жилых домов с уникальными резными наличниками, карнизами, фронтонами и входными крыльцами взяты на учет как монументы древесного зодчества. Решено сохранить отдельные детали (наличники, карнизы, входные двери, кронштейны входных крылец) 26 домов.

Из сохранившихся и реставрированных памятников древесного зодчества особого внимания заслуживает церковь села Екатериновка Тевризского района. Она построена артелью вятских мастеров в 1899-1900 годы в различие от старых храмов основной размер Екатериновской церкви увеличен не лишь за счет пристройки алтаря, но и боковых приделов. Здание украшено резным наличниками, пропильными карнизами и имеет прекрасное завершение главой основного размера и колокольни.

Сохранение зданий того времени в старинных старожильческих селениях и в переселенческих деревнях важны для истории, для воспитания молодежи.

Литература.

1. А. Д. Колесников, «Памятники и памятные места Омска и Омской области», Омск, 1987.

 
Еще рефераты и курсовые из раздела
Строения и сооружения
Исходные данные к курсовой работе.( Город, в котором будет проводиться стройку- Владимир ( Температура внутреннего воздуха tв=18С° ( Материал стенка кирпичная стенка,...

Музеи эстонской республики
Muuseumid eesti rahva kultuuri sдilitajad. Eesti vanimad musiumid on alguse saanud baltisaklaste kogudest. Esimene muuseum avati Tallinnas 1802. A. See oli Tallinna apteekri ...

Оценка недвижимости
Содержание. Введение. 2 Глава 1. Что такое недвижимость? 3 Глава 2. Оценка недвижимости. 4 Глава 3. Расчет видов износа. 7 Глава 4. причины, плохо влияющие...

Монумент Екатерине II
монумент Екатерине II начальный эскиз 1861 года существенно различался от осуществленного монумента. Разумеется, предназначение монумента: запечатлеть матушку-царицу в её любимой...

Разработка проекта зоны кратковременного отдыха
1.ВВЕДЕНИЕ. Человек и его потребность в досуге, отдыхе; отдых и природа; природа и архитектура – эта цепь сложных взаимосвязей приводит нас к животрепещущим проблемам , которые...