рефераты, курсовые, дипломы >>> архитектура

 

Архитектура Киевской Руси

 

русская интернациональная АКАДЕМИЯ ТУРИЗМА

Уральский Институт Туризма

Реферат

По программе: История архитектурных стилей

На тему: Архитектура Киевской Руси

Исполнитель: Карпов С. О.

г. Екатеринбург, 2001 г.

План

1. Архитектура Киевской Руси…………………………………………………...3
2. Архитектура в период феодальной раздробленности………………………..5
3. Архитектура Владимиро-Суздальского княжества…………………………..7
4. Архитектура Новгорода и Пскова…………………………………………...10

Литература……………………………………………………………………….14

I. АРХИТЕКТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ

Н. М. Карамзин в «Истории страны Российского», описывая истоки возникновения искусства старой Руси, ведает, как
«Владимир, увидев, подобно бабке собственной, заблуждение язычества, стал находить истины в различных верах». Многие послы ведали ему о собственных верах, но всё не нравилось князю. Наконец философ, присланный греками из
Византии, поведал Владимиру историю сотворения мира, первых людей, рая, христианского искупления и в заключение нарисовал картину ужасного суда с праведными, идущими в рай, и грешными, осуждённые на вечную муку.
Поражённый этим, Владимир вздохнул и произнёс: «Благо добродетельным и горе злым.!» - «Крестись, - ответствовал философ, - и будешь в раю первым».

Владимир крестился. Получив в крещении имя Василий, князь соорудил на том месте, где стоял Перун-языческий идол, древесную церковь св.
Василия и призвал качественных зодчих из Константинополя для стройки каменного» храма во имя Богоматери (989-996). Церковь прозвали Десятинною, поскольку на ее возведение была выделена десятина, т. Е. Десятая часть княжеских доходов.

Византийские профессионалы принесли с собой разработанную византийскими зодчими систему крестово-купольного храма, базу которой составлял квадрат, расчленённый четырьмя опорами - на три нефа и заканчивающийся на востоке апсидой. Как первый большой храм Киева
Десятинная церковь имела вместительное помещение для готовящихся к крещению (оглашённых), нартекс, либо, как его стали именовать на Руси, притвор. В притворах начиналось богослужение, тут же была крестильная купель. Удлинённый притвор делал храм вытянутым. С трёх сторон его окружали галереи-гульбища - дань прежней языческой традиции. Как первый монумент монументальной архитектуры Киева Десятинная церковь являла собой образ-знак нового мира, в котором предстояло жить русскому человеку.

Снаружи прямоугольный объём членился на фасадах «лопатками» на отдельные вертикальные части - прясла, которые позднее по традиции стали завершаться полукружиями закомар, повторяя линию внутренних сводов
- подпружных арок.

После погибели Владимира Великого в Киеве стал княжить Ярослав Мудрый, расширивший местность города в несколько раз.

Композиционным центром города Ярослава являлся превосходный Софийский собор, посвящённый Божественной Премудрости, с ансамблем сооружений, куда входили митрополичьи палаты и княжеский замок. Софийский собор самый выдающийся монумент Древнерусского зодчества и единственный собор, у которого нет прообраза в Византии либо какой-или другой христианской стране. Софийский собор - также крестово-купольный храм, но увеличенный в ширину двумя нефами и в длину тремя столбами, составивший в плане пятинефный крестово-купольный храм, окружённый с севера, запада и юга двойным рядом галерей-гульбищ и увенчанный 25 куполами. Такое многокупольное завершение - явление чисто российское, берущее своё начало ещё в превосходных языческих капищах.

София Киевская не возносилась над землёй, она гармонично разрасталась и вширь, и ввысь, и в длину. Общим видом она меньше походила на твердыню, ежели София Константинопольская. Вся эта сложная конструкция создавала и снаружи, и внутри уходящую вверх пирамидальную композицию, одинаково торжественно воспринимающуюся со всех четырёх сторон.

Изнутри храм был украшен мозаикой - «мерцающей живописью», значимая часть которой сохранилась.

II. АРХИТЕКТУРА В ПЕРИОД ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ

Со гибелью князя Ярослава в 1054 г. Строительная деятельность в Киеве не прекратилась, но преемники князя отказались от возведения таковых колоссальных многоглавых городских соборов, как Десятинная церковь и София
Киевская. С огромным рвением они занялись сооружением монастырей, где они отрешались от мирских дел и обязаны были быть погребены.

Наряду с монастырями на Руси строились храмы -так называемые земельные соборы и соборы придворно-княжеские.

Земельный собор являлся основным храмом того либо другого княжества. При возведении соборов обозначился отход от византийского архитектурного канона. Как правило, это были шестистолпные, трёхнефные, трёхапсидные, одноглавые крестово-купольные храмы с притвором. Он был нужен для людей, лишь собирающихся креститься, которых в удалённых от Киева землях было много и которые во время богослужения не обязаны были находиться в храме.

Функциональная принадлежность придворно-княжеского собора определялась самим его заглавием. Храм строился на княжеском дворе и соединялся с хоромами князя скрытым переходом. Он являл собой четырёхстолпный, трёхнефный, трёхапсидный, одноглавый крестово-купольный храм без притвора. Обязательным атрибутом такового храма являлись хоры в западной части, предназначавшиеся, как правило, для женской половины феодальной аристократии. Часто к храму с северной и южной сторон пристраивались галереи-паперти с бессчетными аркосолиями для погребения княжеской семьи. Таковой тип придворно-княжеского храма представлял собой храм-усыпальницу-некрополь.

XII - XIII вв. - Противоречивый и катастрофический период в истории Руси.
С одной стороны, это время высочайшего развития искусства, с другой
- практически полного распада Руси на отдельные княжества, постоянно враждующие меж собой. Но тогда же стали набирать силу города Владимир Залесский во Владимиро-Суздальской земле, Чернигов, Владимир Волынский (юго- западная Русь), Новгород, Смоленск. Политического и военного единства не было, но при этом было создание языкового, исторического и культурного единства.

III. АРХИТЕКТУРА ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОГО КНЯЖЕСТВА

При князе Владимире Мономахе начинается бурное стройку на северо-востоке Руси, в Залесье. В итоге тут был создан один из самых прекрасных во всей средневековой Европе художественных ансамблей.

При Юрии Долгоруком (отпрыску Владимира Мономаха) сформировался так называемый суздальский стиль - белокаменное зодчество. Первой церковью, родоначальницей стиля, сложенной из белого камня, блоки которого были отлично подогнаны один к другому, стала церковь Бориса и
Глеба в селе Кидекше, в 4 км от Суздаля, на том самом месте, где типо останавливались святые князья Борис и Глеб, когда они ходили из Ростова и
Суздаля в Киев. Это был храм-крепость. Он представлял собой массивный куб с тремя массивными апсидами, щелевидными окнами, напоминающими бойницы, широкими лопатками, шлемообразным куполом.

отпрыск Юрия Долгорукого Андрей Боголюбский совсем перебрался во владимирскую резиденцию. Он делал всё, чтоб город Владимир (названный так в честь Владимира Мономаха) затмил Киев. В крепостной стене, окружавшей город, были сооружены ворота, главные из которых обычно именовались Золотыми. Такие ворота возводились во всех больших городах христианского мира, начиная с Константинополя, в память о въезде Иисуса
Христа в Иерусалим через Золотые ворота города. Золотые ворота Владимира венчала надвратная церковь, украшенная резным декором и золотым куполом.
На противоположном конце города высились Серебряные ворота, не менее мощные и праздничные.

Белокаменные фасады соборов украшали резьбой по камню. Наличие каменного декора представляет собой отголосок романского стиля и связано с тем, что Андрей Боголюбский созывал к себе во Владимир мастеров не лишь из Византии, но со всех земель. Уже именитая церковь Покрова на
Нерли несёт на себе отпечаток этого стиля. Церковь посвящена празднику
Покрова пресвятой Богородицы, установленному Андреем Боголюбским в ознаменование объединения Руси под главенством Владимира.

Андрей Боголюбский выстроил этот придворно-княжеский храм недалеко от собственных палат в память о любимом отпрыску Изяславе, погибшем в победоносном походе на болгар в 1164 г. Изящная одноглавая церковь как будто парит над широкой гладью заливных лугов. Ее устремлённость ввысь создаётся до этого всего гармоничными пропорциями, трёхчастным делением фасадов, которое соответствует организации внутреннего пространства церкви, арочным завершением стенок (так называемые закомары), ставшим лейтмотивом строения, повторяющимся в рисунке оконных проёмов, порталов, аркатурном поясе. Церковь Покрова на
Нерли самый лиричный монумент российского зодчества.

В 1185 - 1189 гг. Во Владимире был возведён земельный собор во славу
Богоматери - Успенский. В собор поместили величайшую русскую святыню
- икону Богоматери, которая, по преданию, была написана евангелистом Лукой и тайно вывезена из Киева Андреем Боголюбским. Собор был воздвигнут в центре Владимира, на высоком берегу Клязьмы, возвышаясь над городом. Как всякий собор, относящийся к земельному жанру культовой архитектуры. Успенский был шестистолпным одноглавым крестово-купольным храмом с притвором. По словам летописца, «Бог привёл мастеров из всех земель», в числе которых были и пришельцы с романского Запада, присланные к князю Андрею типо императором Фридрихом Барбароссой. Расширенный при
Всеволоде огромное гнездо, брате Андрея, собор приобрёл более монументальный вид с протяжёнными фасадами, расчленёнными на пять прясел, и пятью куполами.

Во времена Всеволода, чья слава и власть так поражали современников.
Суздальская земля стала княжеством, господствующим над остальной
Русью. В этот период во Владимире был возведён Дмитриевский собор, третий шедевр культового зодчества.

Дмитриевский собор - это сравнимо маленький одноглавый храм с хором, какие строились на феодальных дворах. Но несмотря на размеры он смотрится величавым и торжественно-великолепным. Это один из самых прекрасных и самых уникальных соборов старой Руси. В плане он представляет собой греческий крест без какого бы то ни было отступления от византийского канона. Но снаружи Дмитриевский собор являет собой нечто столь самостоятельное, что не может быть включён в число зданий византийского типа. Уже не широкие и плоские «лопатки» членят стенки на прясла, а длинные тонкие колонны. В барельефах Дмитриевского собора мы видим элементы византийского, романского, даже готического стилей и, естественно, российского. Наличие обеспеченного каменного декора храма свидетельствуют о том, что его украшали профессионалы с романского Запада, хотя в барельефах нет ничего апокалиптического, т. Е. Намекающего на конец света и
ужасный трибунал. Южный фасад украшает подчёркнуто плоская резьба, напоминающая резьбу по дереву, непременно российских мастеров.
И преобладание растительного и зооморфного узоров также свидетельствуют о обычно российском стиле. Можно предположить, что строителем собора был зодчий, отлично знакомый с венецианским собором св.
Марка, поскольку мотивы декора двух этих соборов полностью тождественны: невиданные львы, птицы и олени, цветы, листья, фантастические всадники, грифоны, кентавры и даже сцена восхождения Александра
Македонского на небо заполняют плоскости стенок.

Всё здание по высоте делится на три яруса. Нижний - самый высокий, практически без украшений, его гладь оживляют только глубочайшее пятно портала и аркатурный пояс. «Колонки» пояса как бы свисают вниз, подобно тяжёлым плетёным шнурам с массивными подвесками. На среднем ярусе, над аркатурным поясом, сосредоточено всё декоративное убранство собора.
Третий пояс - это мощная глава храма, поднятая на квадратном «постаменте».

IV. АРХИТЕКТУРА НОВГОРОДА И ПСКОВА

Монголо-татарское нашествие жестоко поразило старую Русь.
Естественно, что в большинстве городов центральной и северо-восточной
Руси, таковых, как Владимир, Суздаль, Ярославль, Ростов, замерло крупное стройку. Но Великий Новгород и Псков, сильнейшие независящие города, продолжали строить, в том числе и каменные церкви, понимая, что обеспеченный соборный храм -зримое свидетельство могущества города. Правда, после появления на Руси татар полностью прекратилось сооружение больших городских и монастырских соборов, возник обычай строить совершенно небольшие храмы.

Были церкви монастырские, сооружённые по инициативе
-новгородских архиепископов, и уличанские, строителями которых выступали обитатели того либо другого прихода, причём львиную долю расходов несли богатые
«гости» - купцы.

Поскольку монастырская община состояла традиционно из десяти-двадцати монахов», необходимости в монументальном монастырском храме и не было.
не считая того, в этих городах княжеская власть утратила свой авторитет и уступило место республике, в которой большущим влиянием воспользовались архиепископы. Церковь же предпочитала иметь много, пусть и маленьких, церковных зданий.

Первым каменным храмом после нашествия татар, построенным в 1292 г., Была монастырская церковь Николая Чудотворца Липенского мужского монастыря. Иным прототипом монастырского храма являлась церковь Успения
Богородицы на Волотовом поле. Традиционно монастырский храм - это квадратное в плане маленькое помещение с четырьмя столбами, тремя нефами, одной массивной апсидой на востоке, притвором на западе и одним куполом шлемообразной формы.

Уличанские храмы крупнее, и весь их вид более праздничный. Практически все они, как и монастырские церкви, одноглавые, с одной массивной апсидой, но без притвора. Заместо него на западной стене паперть
-крыльцо перед входом.

Фасады всех новгородских храмов имеют традиционно трёхлопастное завершение, крыши, как правило, восьмискатные. Такое отступление в строении крыши от обще-византийского стиля определялось местными климатическими условиями - частыми холодными дождями, снегопадами.
Нетрадиционное устройство внутренних посводных перекрытий продиктовало и необыкновенную компанию внутреннего пространства новгородского храма: столбы, поддерживающие своды, обширно расставлены и близко придвинуты к стенкам.
Из-за этого внутри храм кажется выше.

Новгородские храмы строили целиком из кирпича либо из разноцветного булыжника с вставками из плоского кирпича - плинфы, что обеспечивало переливы цвета от серовато-голубого до ярко-красно-кофейного и докладывало зданию необычайную живописность.

Украшали храмы совсем робко: вставленными в кладку крестами из кирпича; тремя малеханькими прорезями там, где обязано было быть одно огромное окно; «бровками» над окнами и приемлимо псковско-новгородским узором на барабане. Узор этот состоял из квадратов и треугольников. Выше орнаментального пояса, а время от времени заместо него шла цепь кокошников - дуговых ступенчатых углублений. Алтарную апсиду оформляли вертикальными валиковыми разводами, соединённые поверху дугами. Особо следует сказать про свойственные лишь новгородским церквам так называемые голосники: горшки и кувшины, вмазанные горизонтально в стенки, в барабан купола, в «паруса» и своды и служившие своеобразными микрофонами.

Главные культовые постройки Пскова размещались на местности кремля и в Довмонтовом городе - участке, тесновато примыкавшем к кремлю. Все псковские церкви невелики по размерам, приземистые, обширные в нижней части, и смотрятся они очень устойчиво. Для сотворения большей стойкости и наружной мягкости очертаний профессионалы слегка «заваливали» стенки вовнутрь. Все они одноглавые, на четырёх или шести столбах, с одной
(редко с тремя) апсидой, притвором и позакомарным покрытием.

Церковные паперти были очень массивными сооружениями, базу которых составляли массивные каменные столбы. На них укладывали один конец арки, а иным она упиралась в стену. Часто сверху арки обрамляли щипцовой кровлей.

Отличительной особенностью псковских церквей являлось наличие подклета - специального подвала, предназначавшегося для хранения церковного имущества, продуктов и даже орудия.

Характерный признак псковского церковного зодчества - асимметрия, создававшаяся наличием придела и звонницы. Придел - маленькая церковка, имеющая главу и апсиду на востоке и посвящённая какому-или святому, пристраивался к храму с южной или северной стороны. Входили в него через основной храм, но частенько он имел свой притвор. Звонницы, появившиеся в первый раз в псковском зодчестве, или возвышались над западным притвором либо над папертью придела, являясь неотъемлемой частью храма, или представляли собой раздельно расположенное столпообразное сооружение-колокольню с проёмами для колоколов и двускатной крышей, украшенной главкой.

Склонность псковских мастеров к асимметрии в особенности просматривается в церкви Николы на Усохе, построенной на границе осушаемого болота - усохе. Церковь представляет собой одноглавый храм с тремя апсидами, подклетом, притвором, крыльцом-папертью. С северной стороны к нему примыкает широкий придел, имеющий притвор, над которым возведена звонница. К южной апсиде пристроена одноглавая часовня «Неугасимая свеча», имеющая сильно выступающее крыльцо-паперть. Вся эта конструкция представляет собой сложную асимметрическую композицию.

Построенные вновь храмы обязательно украшали. И если в Киевской
Руси и больших княжествах начального периода феодальной раздробленности храмы украшали в основном мозаичными композициями и фресками, то во второй половине XXI в. Главенствующая роль отводится иконе.

Литература


1. Гнедич П. П. Глобальная история искусств. – М., 1996.
2. Емохонова Л. Г. Глобальная художественная культура. – М., 2000.
3. Любимов Л. Д. Искусство старой Руси. – М., 1996.

 
Еще рефераты и курсовые из раздела
Афинский Акрополь
Акрополь - (греч. akropolis, от akros – верхний и polis – город), возвышенная и укрепленная часть древнегреческого города, крепость, убежище на вариант войны. На...

Архитектура Москвы ХХ века
Содержание: 1. Вступление . 3 2. Модерн в архитектуре 20 века 3 3. Конструктивизм ...

Расчет плоских стержневых конструкций
© С.Еремин, 1999-2003, esa_russia@rambler.ru Программа РАСЧЕТА СТЕРЖНЕВЫХ КОНСТРУКЦИЙ. 1. Назначение программы. Программа предназначена для статического расчета...

Возведение кирпичного дома
1 . черта возводимого сооружения. Возводимое сооружение – 7-и этажный жилой дом, типовой серии 87-073/1.2, из кирпича со сборными железобетонными элементами. Жилой ...

Об итогах строительной деятельности в Ростовской области за 9 месяцев 1999 года
Об итогах строительной деятельности в Ростовской области за 9 месяцев 1999 годаПодрядными строительными организациями, а также организациями остальных отраслей экономики с начала...